Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ДОСУГА КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ МУЖЕСТВА СИБИРЯКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941–1945 гг.)'

ФЕНОМЕН ДОСУГА КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ МУЖЕСТВА СИБИРЯКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941–1945 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сибирь / война / культура / тыл / досуг / патриотизм / Siberia / war / culture / rear / leisure / patriotism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобова Мария Павловна

На примере Омского региона проведено культурологическое исследование внепроизводственной дея-тельности тружеников тыла. Феномен культурного досуга как явления формирования пространства вы-сокого классического и народного искусства, способствующего становлению мужества сибиряков, соз-давших в процессе своего исторического развития мощный пассионарный потенциал, раскрывается с он-тологических позиций. Доказывается онтологическая связь пространства высокой культуры с энергети-ческим пространством космоса, в эволюционном энергообмене определяющим значение высокого культур-ного досуга как энергетического источника мужества, патриотизма, убежденности в правоте своегомировоззрения и непреложности победы. Выявляется многоуровневая системность и народная собор-ность пространства досуга как необходимые факторы мощного воздействия на умножение и утвержде-ние силы духа и веры в победу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE PHENOMENON AS CULTURAL FACTORS OF FORMATION COURAGE SIBERIANS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941–1945)

This work is aimed at the ontological disclosure of the phenomenon of cultural and leisure activities as a phenomenon of creating space and process high-classical and folk arts, promotes the formation of courage of Siberians, who creates in the course of historical development powerful passionate potential; in the fateful moments of life increases the spiritual strength to help people to stand against enemy aggression and the highest voltage strength of mind not only to protect the homeland, and to multiply the potential of culture; the proof of ontological communication of space of high culture with the energy of space determining the value of a high cultural activities as an energy source of courage, patriotism and belief in the rightness of their worldviews and immutability of victory in the evolutionary energy exchange; identification of multi-level consistency and catholicity of leisure of space as a necessary factors of a powerful influence on the multiplication and adoption of fortitude and faith in victory; cultural research activities Non-manufacturing workers in the rear by the example of the Omsk region.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ДОСУГА КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ МУЖЕСТВА СИБИРЯКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941–1945 гг.)»

УДК 379(57)(091): 94(57) «1941/45»

М. П. Лобова

аспирант, Кемеровский государственный институт культуры E-mail: [email protected]

ФЕНОМЕН ДОСУГА КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ МУЖЕСТВА СИБИРЯКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

На примере Омского региона проведено культурологическое исследование внепроизводственной деятельности тружеников тыла. Феномен культурного досуга как явления формирования пространства высокого классического и народного искусства, способствующего становлению мужества сибиряков, создавших в процессе своего исторического развития мощный пассионарный потенциал, раскрывается с онтологических позиций. Доказывается онтологическая связь пространства высокой культуры с энергетическим пространством космоса, в эволюционном энергообмене определяющим значение высокого культурного досуга как энергетического источника мужества, патриотизма, убежденности в правоте своего мировоззрения и непреложности победы. Выявляется многоуровневая системность и народная соборность пространства досуга как необходимые факторы мощного воздействия на умножение и утверждение силы духа и веры в победу.

Ключевые слова: Сибирь, война, культура, тыл, досуг, патриотизм

Для цитирования: Лобова, М. П. Феномен досуга как культурологического фактора формирования мужества сибиряков в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) /М. П. Лобова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 4 (44). - С. 67-75.

С годами только растет интерес к тому, на какие народные традиции, черты менталитета опиралась, чем определялась победная деятельность страны в период ВОВ. Процессы развития культуры в годы войны в 1960-1970-е гг. нашли свое отражение в коллективных обобщающих трудах по истории Великой Отечественной войны, в работах, посвященных общим проблемам советской культуры и отдельным ее областям. К таким изданиям относятся шеститомная «История Великой Отечественной войны Советского Союза» и «Краткая история» войны, где в общем плане рассматриваются культурнопросветительные учреждения, литература, образование, искусство [5]. Большой фактический материал о культурно-просветительской работе Омской области в годы войны содержится в работах В. Ш. Назимовой.

Социально-культурные аспекты проанализированы в меньшей степени и в основном этим вопросам уделено внимание либо в статьях, либо в периодических изданиях. В настоящее время актуальна задача дать объективную,

культурологическую картину тех грозных военных лет, с которой связана планетарноисторическая победа Советского Союза, определить источники подвига народа.

Новым направлением в исследовании является энергетический взгляд на проблему с использованием положений философии космической реальности (Живой Этики), принятой РАН в 2012 г. Россия, представляющая собой многовековое историческое эволюционное явление, оказалась тем энергетическим пространством, в котором, по ряду культурноисторических причин, начали складываться и новое мышление, и новое сознание (получившее позже объединяющее название - «космизм»), проявившиеся научными нахождениями, философией Серебряного века, новыми веяниями в искусстве - все, что позднее было синтезировано в философии космической реальности. Этот процесс создавал созвучие между происходящим на Земле и тем, что происходило в глубинах Космоса. «Богатство России Сибирью прирастать будет», - эти пророческие

67

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

М. П. Лобова

Феномен досуга как культурологического фактора...

слова М. В. Ломоносова проявились с особой значимостью в судьбоносное время Великой Отечественной войны. Главным богатством страны, как известно, являются люди. Сибирский плавильный котел сформировал новый тип человека. М. Сперанский, познакомившись с Сибирским обществом, заметил, что это «страна Донкихотов» [26, с. 119]. Вся предыдущая история формирования характера сибиряков и накопления энергии мужества, любви к Родине проявилась в дальнейших исторических периодах развития государства Российского [8]. «Понятие сына Сибири есть зов труда и познавание тех действительно неисчерпаемо прекрасных сокровищ, которыми наполнена эта страна глубокого прошлого и великого будущего. Знамя Ермака Тимофеевича сделалось как бы символом геройства и подвига» [12, с. 204]. Массовый героизм, проявленный в годы войны, не был случайным. В основе - вековые традиции русского народа - защита Отечества, готовность к ратной службе, глубинная внутренняя религиозность, природная широта души. Тысячелетиями формировались эти традиции, и поколение тех, кто сокрушил сильнейшего врага в 1941-1945 гг., с детства впитывало их. Понятие подвиг есть только в русском языке. Совершающий подвиг - герой, в греческой транскрипции (heros) - святой, полубог, т. е. человек, имеющий мощный и созидательный потенциал духовной энергии. «Дух есть энергия сознания, или психическая энергия» [18, с. 244]. Именно благодаря героизму сибирские войска, в роковом октябре 1941 г. после пешего похода до осажденной Москвы, без отдыха были брошены в сражение и защитили столицу, а значит и Россию, заложив начало формированию глубинной народной силы патриотизма.

О взаимосвязи человека и Космоса писали многие российские философы. Согласно принципам синергетики, присущим и народу как этносу, самоорганизации поддаются только открытые системы, промоделировать которые может система на порядок более сложная, способная к направленному энергетическому воздействию. «Раскрываются новые перспективы

“космического” мироощущения и миросозна-ния. Общественность не может уже быть оторванной и изолированной от жизни космической, от энергий, которые переливаются в нее из всех планов Космоса» [1, с. 347].

«Войны Земли есть одна из форм космического переустройства. И поэтому... Великая Отечественная носит космический характер. Эта особенность влечет за собой и помощь Высшей космической материи тем силам Земли, которые несут Свет и идут вместе с космической эволюцией. мы должны шире взглянуть на происходящее в Великой Отечественной войне. То, что там происходило, частично выходило за границы планеты Земля. В этой войне участвовали три силы - тьма (фашизм. - М. Л.), Свет в виде Высших космических миров и еще один Свет - советский народ. Эти три силы определили в конце концов особенности Великой Отечественной войны... Эта острая борьба между Светом и тьмой имеет свой источник в процессах Космоса, идущих и в наше время, а ее результат обеспечивает дальнейшее развитие космической эволюции на Земле» [25].

«Согласно Живой Этике, человек является носителем высшей энергии, имеющей огненный характер, которая не только ведет его по пути космической эволюции, но и необходима в процессе познания им особенностей и тайн Мироздания. эта высшая энергия называется психической и является важнейшим условием любого творчества человека. потенциал такой энергии выше энергии расщепленного атома» [24, с. 806]. «Энергии, которые в результате сложнейших энергообменных процессов, идущих в Космосе, приближаются к Земле, могут выполнить свою позитивную роль, лишь пройдя поле Культуры, где сосредоточен высокий духовный потенциал, необходимый для принятия такого рода энергий» [Там же, с. 890-891]. Л. Н. Гумилев писал, что «культура для нас является как бы индикатором пассионарности» [10]. Будучи физиком по образованию, Павел Флоренский также рассматривал культуру в глобальном контексте космических процессов. Жизнь и культура представлялись ему как ан-

68

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

М. П. Лобова

Феномен досуга как культурологического фактора...

тиэнтропийные процессы. Академик РАЕН и РАК Л. Шапошникова утверждает: «Красота, заключая в себе гармонию энергетики, превращает хаос в космос на всех уровнях, начиная от миров различных состояний материи и кончая духом человека, которого она одаривает способностью создавать самое главное в его жизни - Культуру, существование которой без Красоты невозможно... Красота... проливает в глубины нашей плотной материи тот Свет, без которого были бы невозможны ни эволюция этой материи, ни ее преображение в энергию духа» [24, с. 868, 890-891]. О спасительном значении красоты говорил и академик Николай Рерих: «Сама по себе красота вечна. И она спасает мир. Ибо она тесно породнена с вечностью в области нравственности» [19, с. 106-107].

Ученик К. Э. Циолковского ученый А. Л. Чижевский обозначил роль культуры в период социальных напряжений: «. культура отыщет пути использования массового подъема при посредстве предварительной пропаганды какого-либо важного и интересного дела и выполнения его в эпоху максимальной возбудимости» [23]. Культура является тем жизненным процессом, который возобновляет и увеличивает созидательную энергию человека -силу его духа. Д. С. Лихачев отметил воспитательный принцип культуры: «.факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению... представляется необходимым рассматривать культуру как определенное пространство, сакральное поле.» [14].

Омский ученый Г. Г. Волощенко определил сферу максимальной активности культуры: «местом творчества становится пространство культурного досуга, или поле Культуры. культурное поле... У Пифагора, Никомаха из Герасы и Платона - явно небесного происхождения» [7, с. 24]. «У значительной части славян слово “досуг” употребляется в значении “способности, возможности, достижения”, оно не отделимо от творчества и высшей деятельности и не содержит временной составляющей» [Там же, с. 20]. Анализируя сущность понятия досуга, можно прийти к выводу, что это сво-

бодное время личности, посвященное формированию духа - энергии сознания, его расширению по мощности и качеству, т. е. это личное пространство культуры. Высокий культурный досуг в военное время стал источником возрождения и восполнения духовной энергии народа.

Своеобразие социокультурных процессов в военные годы заключалось в том, что Сибирь оказалась территорией сохранения культурных ценностей и традиций всей нашей страны. В Омской области была выстроена уникальная своей соборностью система культурнодосугового пространства, способствующая укреплению духа народа и воли к победе над врагом. В трагическое военное время пространство культуры явилось тем живительным источником, который питал душу каждого прикоснувшегося к нему красотой творчества и уверенностью в безусловной победе. Объединенные единой целью рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, коммунисты и комсомольцы оказались способными совершить подвиг, равного которому еще не знала история.

Несмотря на напряженную обстановку исполком горсовета находил возможность для организации культурного досуга населения. Отмечались все праздники, установленные в Советский период. Общегородская елка устанавливалась на площади им. Дзержинского. Готовилась программа, строились горки, снежные фигуры, вручались подарки. Был организован летний досуг детей, в среднем за лето в Доме пионеров было занято 1000 детей. Юные омичи выступали с концертами в госпиталях.

С 1941 г. велась реконструкция городского сада, а в мае 1942 г. он был открыт. Действовали сады им. Лобкова, Кирова, Куйбышева [9, с. 22]. В Омске в годы войны был проведен полуфинал первенства России по шахматам, выступал с сеансом одновременной игры мастер спорта СССР А. П. Сокольский. В 1943 г. по итогам Сибирской спартакиады омская футбольная команда стала первым чемпионом региона по футболу [7, с. 99].

Руководителями Омской области была выстроена система культурно-досугового пространства, которая способствовала укреплению

69

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

М. П. Лобова

Феномен досуга как культурологического фактора...

духа народа и воли к победе над врагом, побуждала к самоотверженному труду, убеждала отдать все силы и даже жизнь, провозглашая лозунг: «Все для фронта, все для победы!».

Несмотря на огромные трудности военного времени местные сибирские власти оказывали постоянное содействие эвакуированным учреждениям культуры. Внимание и забота сибиряков позволила не только сберечь бесценные музейные коллекции, но и эффективно использовать их для культурного просвещения населения и формирования насыщенного досугового пространства.

Глубокое воздействие на социокультурные трансформации сибирского населения оказала эвакуация крупных предприятий из европейской части СССР. Вместе с ними прибывали квалифицированные рабочие, инженеры, управленцы, которые, наряду с профессиональными знаниями, обладали высокими культурными стандартами. Именно они образовывали кадровое ядро, культурную элиту, вокруг которых формировался широкий слой привлеченных трудовых ресурсов [3, с. 79]. Приток высококультурных элитарных сил давал возможность развитию мощного культурного пространства.

Деятели искусства создавали это пространство своим творчеством, наполненным высоким чувством патриотизма, осознанием достоинства человека и его ответственности за сохранение гуманности общечеловеческой жизни. В своих исследованиях о значении искусства художник и ученый С. Н. Рерих писал: «Искусство в любой его форме представляет величайшую ценность как источник истинного возрождения. Занятие искусством усиливает координацию физических и духовных начал в человеке и в то же время дает ему творческий импульс, развивает и формирует личность. Само слово “возрождение” означает новую творческую активность, новое раскрытие, и каждое истинное понятие будет обладать силой, чтобы возродить человека в полном смысле этого слова» [20, с. 64-65].

Омская филармония создавала временные коллективы из артистов театров, преподавате-

лей музыкальной школы и училища, отдельных исполнителей. Они выступали в рабочих клубах, в кинотеатрах перед началом очередного киносеанса. Концертное бюро Ленинградской филармонии за 30 месяцев работы в Сибири организовало 5750 выступлений профессиональных музыкантов. Это были симфонические, камерные и музыкально-драматические концерты, вечера романсов и эстрадные представления. Их посетило свыше 2 млн человек. Заметным явлением в культурной жизни Сибири стали выступления Ленинградского театра им. А. С. Пушкина с эстрадными концертами антифашистского и мобилизационного содержания под названием «Огонь по врагу». Они укрепляли мужество, веру в Победу, объединяли людей [2, с. 47-48]. Для приобщения сибиряков к высшим достижениям театрального искусства, воспитания подлинно эстетических потребностей (что способствовало укреплению соборности и утверждению силы духа) много сделали находившиеся в эвакуации народные артисты СССР: Ю. М. Юрьев, Е. П. Корчагина-Александровская, Н. К. Черкасов, В. В. Меркурьев, Н. К. Симонов и др. Омский драматический театр, которым с 1941 г. руководила Л. С. Самборская, развивая тему исторического величия русской армии, 7 ноября 1941 г. поставил спектакль «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева. С большим успехом шли «Парень из нашего города» К. Симонова и «Разлом» Б. Лавренева. В ноябре 1941 г. в город прибыл театр им. Е. Вахтангова, выпустивший в Омске немало спектаклей высокого патриотического звучания - «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонова, «Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржешевского [17, с. 54]. Творческое содружество с вахтанговцами создало новые возможности. Артисты обоих театров выезжали на концерты. В 1942 г. был создан филиал театра, проводивший творческие встречи на предприятиях, в открытых на железной дороге эвакопунктах, в действующей армии. В Омске работали открытый накануне войны театр юных зрителей и театр кукол, эвакуированный Львовский театр им. Зеньковецкой, часть труппы Сталинградской оперетты [Там же, с. 68].

70

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

М. П. Лобова

Феномен досуга как культурологического фактора...

Большой вклад в общую сферу культуры, поддерживающую дух народа и оптимизм, внесло творчество самого народа, самодеятельные коллективы. Накануне войны в Омске насчитывалось около 40 рабочих клубов и 50 библиотек. Самыми крупными центрами культурно-массовой работы были клубы им. Лобкова, «Металлист», Дом Красной Армии (ныне Дом офицеров). Участники самодеятельности выходили с концертами на заводские стройки, в цеха военных заводов. Песни звучали на стройплощадках, в красных уголках, в цехах в обеденные перерывы. А так как молодые парни и девчата уходили на фронт или работали у станков, самодеятельность заметно «молодела», основными ее активистами стали комсомольцы школьного возраста. На базе облдрамтеатра организовывались агитхудожественные бригады (с участием писателей, композиторов, актеров), выступавшие в госпиталях, на предприятиях, на колхозных полях. Новой формой культурного воздействия на дух воинов явились фронтовые бригады, в составе которых трижды выезжали на фронт артисты областной филармонии, облдрамтеатра и театра имени Вахтангова [Там же, с. 16].

Особая забота о раненых приводила к изысканию новых возможностей. Формировались библиотечки-передвижки, за право выступить в госпитальных палатах (там ставились концерты «малых форм») соревновались классы, отдельные школы. Концерты для раненых или уходивших на фронт были особенно ответственными. Обычно они начинались с чтения сводок Информбюро, а затем звучала «Священная война» А. Александрова, «Катюша», «Огонек», «Синий платочек», любимые песни В. Соловьева-Седого «Соловьи», «На солнечной поляночке», песня К. Листова, «В землянке». Зал часто пел вместе с самодеятельными артистами [2, с. 49]. Существовавшие в госпиталях народные университеты культуры проводили лекционные курсы по мировой театральной и художественной культуре, сопровождавшиеся кадрами из кинофильмов, что служило для раненых своеобразной арт-терапией. Такие мероприятия рас-

ширяли кругозор слушателей и «способствовали формированию новых культурных потребностей местного населения» [15, с. 187].

Особую, ранее практически отсутствовавшую в Западной Сибири категорию учреждений составляли библиотеки госпиталей, работа в которых во многом отличалась от традиционной, поскольку их сотрудники должны были проводить не только культурную, но и воспитательную работу. Интенсификация труда библиотекарей, широкое использование ими выездных моделей работы, расширение круга читателей явились главными факторами значительно увеличившегося книгооборота, наметившегося уже в начале войны. К примеру, Омская областная библиотека им. А. С. Пушкина за 11 месяцев 1942 г. выдала читателям 723598 книг против 488040 - за весь 1941 г. Отмеченный в годы войны всплеск интереса сибиряков к книге подчеркивает особо ответственную роль библиотек в духовной жизни общества этого периода.

Писатели и поэты подчинили свою деятельность мобилизации сил народа на борьбу с врагом. Широкую известность получило творчество сибирских литераторов Л. Мартынова, И. Рождественского, П. Драверта, Л. Черно-морцева, К. Лисовского, И. Мухачева,

A. Смердова. В 1942-1945 гг. в Омске и Крас-

ноярске вышли сборники стихов Л. Мартынова «За Родину», «Мы придем», И. Рождественского «В боевом строю», Л. Черноморцева «Мое оружие», сборники фронтовых рассказов «Смерть немецким оккупантам», «Родине,

фронту, победе» и др. [21].

Наиболее распространенной формой досуга горожан в военные годы являлось кино. В Сибири сложилась социокультурная ситуация, детерминированная стратегической ролью региона в повышении обороноспособности страны и характеризующаяся особенностями кинозрительской аудитории, по мнению

B. Г. Рыженко и В. Н. Назимовой, вызванными «чрезвычайностью ситуаций и своеобразием культурной среды, обусловленной эвакуированной интеллигенцией...». В связи с этим сформировался новый синтез различных форм ис-

71

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

М. П. Лобова

Феномен досуга как культурологического фактора...

кусства, традиционных для региона и привнесенных в культурное пространство сибирского тыла [16]. Демонстрировались преимущественно киноленты, отражающие события Великой Отечественной войны, способствующие воспитанию патриотических чувств и имеющие мобилизационное звучание: «Нашествие», «Жди меня», «Во имя Родины», «Секретарь райкома», «Радуга», «Зоя», «Подводная лодка Т-9», «В 6 часов вечера после войны» и др. Показывались и документальные фильмы, которые служили тем же целям: «Разгром немцев под Москвой», «Ленинград в борьбе», «День войны», «Сталинград», «Орловская битва», «Народные мстители». Организовывались кинолектории, в которых перед демонстрацией фильмов читались лекции на историкопатриотические темы, о положении на фронте, «зверином облике фашизма». Вышедший в 1943 г. «Воздушный извозчик» стал как бы рубежным фильмом, знаменующим скорую победу, также после картины «Два бойца» с популярным дуэтом Б. Андреева и М. Бернеса песня «Темная ночь» звучала повсюду [22]. Следует отметить, что в сибирском тылу регулярно проводились кинофестивальные акции, направленные на объяснение природы советского патриотизма, вскрытие истоков той грандиозной силы, под сокрушительными ударами которой был развеян миф о «непобедимости» гитлеровских разбойничьих орд.

Омское отделение Союза художников с первых дней войны вело широкую выставочную деятельность. Выставки устраивались в краеведческом музее, на промышленных предприятиях, на призывных пунктах, агитплощадках города. Картины К. Белова, Т. Козлова,

В. Волкова и А. Оськина репродуцировались и в центральных журналах [5]. Новым направлением в работе художников, мощно воздействующим на сознание, стал плакат. По сводкам Информбюро готовились специальные Окна ТАСС с картами передвижения наших войск, краткими описаниями боевых и трудовых подвигов, карикатурами на фашистов. Вместе с ростом самосознания и гражданской ответственности у людей росла внутренняя независи-

мость и гражданская смелость, наблюдалось желание самостоятельно осмыслить происходящее. Народ в годы войны почувствовал себя ответственным за судьбу отечества, обрел свободомыслие [4].

Еще одной яркой гранью уникального культурного пространства в Омске стала эвакуация из европейской части страны национальных культурных ценностей. На площадях Омского краеведческого музея и верхнего этажа областной библиотеки им. А. С. Пушкина разместились ценности из Государственного исторического музея, Политехнического музея, Музея народов СССР, Музея им. В. В. Маяковского, Музея Революции, Литературного музея, Биологического музея им.

Ч. Дарвина, а также ценнейшие исторические экспонаты из музеев Вологды, Воронежа, Новгорода. Многие из них демонстрировались на тематических выставках - посвященной 130-летию Отечественной войны 1812 г., трофейного оружия с Ленинградского фронта. Не прекращали выставочной и пропагандистской деятельности и местные музеи. В Омской области в 1942 г. значилось девять музеев: семь краеведческих и два искусствоведческих. За год пять из них посетило 99 295 экскурсантов. Было организовано 87 выставок, проведено 62 лекции [8].

Решающим фактором для развития архитектурно-градостроительной мысли оказалась эвакуация из европейской части страны в Западную Сибирь (Омск и Новосибирск) крупных проектных, научных и образовательных организаций, таких как Гипрогор и Промст-ройпроект, бригада Академии архитектуры, Московский строительный институт. Сибиряки приобщились к архитектурно-градостроительной мысли общесоюзного масштаба, что запустило процесс активных творческих поисков. Наиболее значимыми представляются творческие контакты с эвакуированными в регион крупнейшими зодчими Союза [11].

На сферу досуга воздействовал ряд факторов, среди которых выделим следующие: в Сибири формировалась 24 армия, 178 стрелковая дивизия и ряд других воинских подразделений,

72

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

М. П. Лобова

Феномен досуга как культурологического фактора...

в дальнейшем внесших перелом в ход войны. Работники учреждений культуры, искусств и спорта были в числе призванных. Отметим также важную роль православной церкви, которая духовно поддерживала народ в обрушившихся на него горе и страданиях [7, с. 99].

Война за свободу и независимость Родины, за спасение мировой цивилизации и культуры против варварства фашизма явилась скачком в развитии личности, поворотом в ментальности россиян. Экстремальные обстоятельства войны перестраивали общественное сознание, создавали личность, способную принимать самостоятельные решения. В период Великой Отечественной войны Сибирь не только сыграла огромную роль в наращивании экономического потенциала СССР, увеличении выпуска оборонной продукции, формировании воинских соединений, но и способствовала сохранению и развитию культуры страны [14, с. 83]. Омск в период исторического испытания для России

явился уникальным пространством культурного синтеза многогранного творчества народа, а высокий досуг стал инструментом повышения патриотического сознания народа, источником, питающим и возобновляющим его духовные силы для защиты и достижения победы над злом. Омская область отправила на фронт около 287 тыс. человек, 144 тыс. из них не вернулись. За мужество и отвагу десятки тысяч омичей были награждены орденами и медалями. Среди награжденных 136 Героев Советского Союза, 33 полных кавалера орденов Славы. Героический подвиг советского народа на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны бессмертен [13]. Победа над фашизмом во Второй мировой войне, главной частью которой стала Великая Отечественная, имела планетарное, космическое значение. Тем величественнее подвиг российского народа, ценою миллионов жизней отстоявшего свою культуру и возможность эволюционного развития планеты.

1. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. - Москва: Эксмо-пресс; Харьков: Фолио, 2001. - 736 с. -(Антология мысли).

2. Бревнова, Н. Музы не молчали. Книга Памяти / Н. Бревнова. - Омск, 1997. - Т. 11.

3. Букин, Н. Н. Мобилизационные аспекты культурных процессов в сибирском тылу (1941-1945 гг.) / Н. Н. Букин // Культурологические исследования в Сибири.- № 3 (34). - Омск, 2011.

4. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - Москва, 1984. - 165 с.

5. Великая Отечественная война. Вопросы и ответы / под общ. ред. П. Н. Бабылева. - Москва, 1984.

6. Волощенко, Г. Г. Досуг: генезис и развитие / Г. Г. Волощенко. - Омск: Издатель-Полиграфист, 2012. - 179 с.

7. Волощенко, Г. Г. Организация досуга горожан Сибири в годы Великой Отечественной войны / Г. Г. Волощенко // Культурологические исследования в Сибири. - Омск, 2011. - № 3 (34).

8. ГИАОО. Ф. (25) 2122. Оп. 1. Д. 1136. Л. 108.

9. Город. События. Люди: сб. метод. и библиогр. материалов. - Омск, 2000. - Вып. № 2. - 24 с.

10. Гумилев, Л. Н. Струна истории. Лекции по этнологии / Л. Н. Гумилев. - Москва: Айрис-пресс, 2008. -608 с.

11. Духанов, С. С. Развитие архитектурно-градостроительной мысли в западной Сибири в период Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / C. C. Духанов // Архитектон: известия вузов. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2015_1/11.

12. Знамя преподобного Сергия Радонежского / ред. Н. Г. Ермолина. - Новосибирск: Гелиос: Сибирское Рериховское общество: Сибирь: XXI век, 1991. - 206 с. - (Библиотека духовной литературы).

13. История крестьянства СССР. История советского крестьянства: в 5 т. - Москва: Наука, 1987. - Т. 5: Крестьянство СССР накануне и в годы войны в 1938-1945 гг. - 448 с.

14. Лихачев, Д. С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре / Д. С. Лихачев. - Москва: Российский фонд культуры, 2006. - 336 с.

73

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

М. П. Лобова

Феномен досуга как культурологического фактора...

15. Назимова, В. Ш. Изменение социально-культурных процессов в сибирских городах в период Великой Отечественной войны / В. Ш. Назимова, В. Г. Рыженко // Урбанизация и культурная жизнь Сибири: материалы науч.-практ. конф. - Омск, 1995.

16. Назимова, В. Ш. О некоторых формах приращения культурного потенциала сибирских городов в 19411945 гг. / В. Ш. Назимова, В. Г. Рыженко // Проблемы культуры городов России. - Омск, 1996. - Ч. 1. -

С. 108-112.

17. Омская область за 50 лет (цифры и факты) / под ред. Б. Д. Усимова. - Омск, 1985.

18. Рерих, Е. И. У порога нового мира / Е. И. Рерих. - Москва: Международный центр Рерихов, 2007. -464 с. - (Большая рериховская библиотека).

19. Рерих, Н. К. Держава света / Н. К. Рерих. - Москва: Эксмо, 2007. - 843 с.

20. Рерих, С. Н. Свет искусства / С. Н. Рерих. - Москва: Международный центр Рерихов, 1994. - 90 с. -

(Малая рериховская библиотека).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Саблукова, Л. И. Кинематографическая жизнь Омска в предвоенные и военные годы / Л. И. Саблукова // Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне. - Омск: Наука, 2012.

22. Хилько, Н. Ф. Кинематограф в Омской области в годы Великой Отечественной войны / Н. Ф. Хилько // Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне. - Омск: Наука, 2012.

23. Чижевский, А. Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях солнца. Гелиотараксия / А. Л. Чижевский. -Москва: Мысль, 1995. - 766 с.

24. Шапошникова, Л. В. Великое путешествие / Л. В. Шапошникова. - Москва: Международный центр Рерихов, 2005. - Кн. 3. Вселенная мастера. - 959 с.

25. Шапошникова, Л. В. Сожжение тьмы / Л. В. Шапошникова. - Москва: Международный центр Рерихов, 2014. - 304 с.

26. Ядринцев, Н. М. История освоения Сибири / Н. М. Ядринцев. - Москва: Эксмо, 2013. - 605 с.

Получено 5.10.2015

M. Lobova

post-graduate student, Kemerovo State Institute of Culture E-mail: [email protected]

LEISURE PHENOMENON AS CULTURAL FACTORS OF FORMATION COURAGE SIBERIANS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)

Abstract. This work is aimed at the ontological disclosure of the phenomenon of cultural and leisure activities as a phenomenon of creating space and process high-classical and folk arts, promotes the formation of courage of Siberians, who creates in the course of historical development powerful passionate potential; in the fateful moments of life increases the spiritual strength to help people to stand against enemy aggression and the highest voltage strength of mind not only to protect the homeland, and to multiply the potential of culture; the proof of ontological communication of space of high culture with the energy of space determining the value of a high cultural activities as an energy source of courage, patriotism and belief in the rightness of their worldviews and immutability of victory in the evolutionary energy exchange; identification of multi-level consistency and catholicity of leisure of space as a necessary factors of a powerful influence on the multiplication and adoption offortitude and faith in victory; cultural research activities Non-manufacturing workers in the rear by the example of the Omsk region.

Keywords: Siberia, war, culture, rear, leisure, patriotism

For citing: Lobova M. 2015. Leisure phenomenon as cultural factors of formation courage siberians during the Great Patriotic War (1941-1945). Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 4 (44): 67-75.

74

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

М. П. Лобова

Феномен досуга как культурологического фактора...

References

1. Berdiaev N. 2001. Sud'ba Rossii [The fate of Russia]. Moscow: Eksmo-press; Kharkiv: Folio. 736 p. (In Russ.).

2. Brevnova N. 1997. Muzy ne molchali. Kniga Pamyati [The Muses were not silent. Memorial Book]. Omsk. Vol. 11. (In Russ.).

3. Bukin N. 2011. Mobilization aspects of cultural processes in Siberia rear-sky (1941-1945). Kul'turologicheskie issledovaniya v Sibiri [Cultural researches in Siberia]. Omsk. № 3 (34). (In Russ.).

4. Vasiliuk F. 1984. Psikhologiya perezhivaniya [Psychology of emotions]. Moscow. 165 p. (In Russ.).

5. Velikaya Otechestvennaya voyna. Voprosy i otvety [The Great Patriotic War. Questions and answers]. 1984. Babyleva P., ed. Moscow. (In Russ.).

6. Voloshchenko G. 2012. Dosug: genesis i razvitie [Leisure: genesis and development]. Omsk: Izdatel'-Poligrafist. 179 p. (In Russ.).

7. Voloshchenko G. 2011. Organization of the leisure of the townspeople in Siberia during Great Patriotic War. Kul'turologicheskie issledovaniya v Sibiri [Cultural researches in Siberia]. Omsk. № 3 (34). (In Russ.).

8. State Historical Archive of Omsk Region. F. (25) 2122. Op. 1. D. 1136. L. 108. (In Russ.).

9. Gorod. Sobytiya. Ludi [City. Developments. People]. 2000. Omsk. №. 2. 24 p. (In Russ.).

10. Gumilev L. 2008. Struna istorii, lektsii po etnologii [String of history, lectures on ethnology]. Moscow: Airis-press. 608 p. (In Russ.).

11. Dukhanov S. Development of thought architecture and town planning in Western Siberia in the Great Patriotic War [Electronic resource]. Arkhitekton: izvestiya vuzov [Architecton: Proceedings of Higher Education]. Available from: http://archvuz.ru/2015_1/11. (In Russ.).

12. Znamya prepodobnogo Sergiia Radonezhskogo. 1991. Ermolina N., ed. Novosibirsk: Gelios: Siberian Roerich Society: Sibir': XXI vek. 206 p. (In Russ.).

13. Istoriya krest'yanstva SSSR. Istoriya sovetskogo kresfyanstva [The history of the peasantry of the USSR. The history of the Soviet peasantry: in 5 vol.]. 1987. Moscow: Nauka. Vol. 5. Krest'ianstvo SSSR nakanune i v gody voyny v 1938-1945 gg. [The peasantry of the USSR on the eve and during the war in 1938-1945]. 448 p. (In Russ.).

14. Likhachev D. 2006. Izbrannoe. Mysli o zhizni, istorii, kul'ture [Favorites. Thoughts about life, history, culture]. Moscow: Russian Found of Culture. 336 p. (In Russ.).

15. Nazimov V., Rizhenko V. 1995. Changing socio-cultural processes in the Siberian cities during World War II. Urbanizatsiya i kul'turnaya zhizn' Sibiri [Urbanization and cultural life of Siberia]. Omsk. (In Russ.).

16. Nazimov V., Rizhenko V. 1996. Some forms of cultural potential increment of Siberian cities in 1941-1945. Problemy kul'tury gorodov Rossii [Problems of culture of Russian cities]. Omsk. Part 1: 108-112. (In Russ.).

17. Omskaya oblast' za 50 let (tsifry i fakty) [Omsk region in 50 years (facts and figures)]. 1985. Usimova B., ed. Omsk. (In Russ.).

18. Roerich E. 2007. U poroga novogo mira [At the threshold of a new world]. Moscow: International Centre of the Roerichs. 464 p. (In Russ.).

19. Roerich N. 2007. Derzhava sveta [Empire of light]. Moscow: Eksmo. 843 p. (In Russ.).

20. Roerich S. 1994. Svet iskusstva [Light of art]. Moscow: International Centre of the Roerichs. 90 p. (In Russ.).

21. Sablukova L. 2012. Film life of Omsk in prewar and war years. Sibir': vklad v pobedu v Velikoy Otechestvennoy voyne [Siberia: contribution to the victory in the Great Patriotic War]. Omsk: Nauka. (In Russ.).

22. Khilko N. 2012. Cinema in the Omsk region in the years of the Great Patriotic War. Sibir': vklad v pobedu v Velikoy Otechestvennoy voyne [Siberia: contribution to the victory in the Great Patriotic War]. Omsk: Nauka. (In Russ.).

23. Chizhevskii A. 1995. Kosmicheskiy pul's zhizni: Zemlya v ob"yat'yakh solntsa. Geliotaraksiya [Cosmic pulse of life: earth in the embrace of the sun. The science of the mechanisms of the effect of solar activity]. Moscow: Mysl'. 766 p. (In Russ.).

24. Shaposhnikova L. 2005. Velikoe puteshestvie [Great journey]. Moscow: International Centre of the Roerichs. Book 3. Vselennaya mastera [Master’s universe]. 959 p. (In Russ.).

25. Shaposhnikova L. 2014. Sozhzhenie t'my [Burning of Darkness]. Moscow: International Centre of the Roerichs. 304 p. (In Russ.).

26. Iadrintsev N. 2013. Istoriya osvoeniya Sibiri [The history of development of Siberia]. Moscow: Eksmo. 605 p. (In Russ.).

Received 5.10.2015

75

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.