УДК 008 САМСОНОВА Т.П.
ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Самсонова Татьяна Петровна - канд филос н., СПБГУ.
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты антропоморфизма в музыкальной культуре социума, что есть методологический фундамент всех исследований культуры, в том числе и музыкальной. Но чаще всего этот фундамент находится столь глубоко, что на поверхности остаются лишь опосредующие «конструкции». Поэтому, концентрируя внимание на процессах взаимоотношения человека и музыкальной культуры, мы выходим на феноменологический анализ специфически неповторимого антропологического типа «человек музицирующий», или Homo musicus. Это человек, связанный с музыкальной культурой тесными узами как исполнитель, композитор, слушатель.
Ключевые слова: музыка, музыкальная культура, человек, социум, исполнитель, слушатель, композитор.
Дискурсы философского познания социальной действительности предполагают разновекторное освещение понятия «феномен человека». Постижение сути природы человека, его социального бытия и духовной жизни, выявление соотношения объективной реальности и субъективной рефлексии, духовного и материального принадлежат к вечным вопросам, которые волнуют философию и искусство на протяжении тысячелетий. Структурный и функциональный подход к природе человека создал целую галерею «образов человека»: человек разумный (Сократ), человек умелый (Б. Франклин), человек играющий (Й. Хейзинга), человек деятельный (И. Кант, И.Г. Фихте, К. Маркс), человек сексуальный (З. Фрейд), человек бунтующий (А. Камю) и пр. Однако, до настоящего времени не получила своего концептуального обоснования на философском уровне модель человека музицирующего, бытие которого протекает в рамках музыкальной культуры. Такого рода исследование предпринято впервые, что обусловливает актуальность темы настоящей работы.
Мысль о том, что искусство неотделимо от человека, что оно существует для человека, рассказывает о человеке, не принадлежит к числу новых и дискуссионных. В известном смысле антропоморфизм - методологический фундамент всех исследований культуры, в том числе и музыкальной. Но чаще всего этот фундамент находится столь глубоко, что на поверхности остаются лишь опосредующие «конструкции». Эта своеобразная «надстройка», вскрывая суть музыкального произведения, остаётся в исследовательской плоскости узко специальных вопросов музыкознания и музыкальной психологии. Поэтому, концентрируя внимание на процессах взаимоотношения человека и музыкальной культуры, мы выходим на феноменологический анализ специфически неповторимого антропологического типа «человек музицирующий», или Homo musicus. Это человек, связанный с музыкальной культурой тесными узами как исполнитель, композитор, слушатель; человек, обладающий определёнными природными задатками такими как музыкальный слух, эмоциональное восприятие музыкального произведения, способность к сопереживанию и др. Эти культурантропологические основания и особая специфика музыки как вида художественной культуры (М.С. Каган) исторически отразились в философии гармонии человека и музыки, составили фундамент музыкальной культуры. Известно, что античные культуры проецировали окружающий мир и мир человека в гармоническом единстве.
Обоснование места и роли самого человека в музыкальной культуре и построение теоретической модели «человека музицирующего» обязывают к формированию специфического терминологического аппарата. Впервые термин «человек музицирующий» в отечественной научной литературе введен И.И. Земцовским (1996).1 Используя термин Земцовского, мы
1 Земцовский И.И. Текст - Культура - Человек: Опыт синтетической парадигмы / И.И.Земцовский // Музыкальная академия. - 1992. - № 4.; Человек музицирующий -
развёртываем систему базовых концептов на основании этого понятия, которое может выступать как терминологическое определение и как обозначение сущностного явления, феномена человека в музыкальной культуре.
Многовековая история духовной культуры содержит философско-антропологические детерминанты, исследование которых позволило нам очертить тип человека музицирующего в динамике исторического развития и в зависимости от социокультурных условий. В диссертации проанализирован феномен человека в музыкальной культуре на разных исторических этапах со времен античности по настоящее время, что позволило очертить грани человека музицирующего: как исполнителя, творца-композитора, слушателя.
Культурантропологический подход в музыкальной культуре позволил выявить качественные особенности модели «человека музицирующего» как творческой, созидательной личности, способной создавать музыкальные произведения, формировать и совершенствовать новые музыкальные жанры и влиять на социокультурную среду. В диссертации концептуально рассматривается «образ» человека музицирующего в истории отечественной музыки, способной раскрыть тайну «русской души» и отразить социальные потрясения эпох. Для выявления специфических свойств русского «человека музицирующего» мы прибегаем к анализу культурфилософских понятий таких как музыкальный «архетип», «бессознательное», «ментальность». Архетипы, лежащие в основе психики человека, имеют важное философско-антропологическое значение и их истолкование непосредственно связано с познанием природы человека музицирующего. Выявление музыкальных архетипов является актуальным для представления механизма психического функционирования человека музицирующего. Многоаспектность проблем «менталитета» и «ментальности» как феноменов культуры определяет множественность подходов к пониманию их сущности и структуры. Характеристики ментальности русского человека музицирующего находят яркое проявление в народной песне, фольклоре, романсе, опере, благодаря специфическому музыкальному языку, способному выразить «коллективное бессознательное» и «архетипическое индивидуальное».
Человек музицирующий или Ното тшюис сформировался на достаточно позднем этапе европейской культуры. От античности до Нового времени происходило накопление специфических свойств человека музицирующего. Особую актуальность представляет анализ феномена человека музицирующего в рамках отечественной истории, поскольку ценностный мир человека, его духовная культура неразрывно связаны с формированием человека как личности. Создавая модель феномена человека в музыкальной культуре и определяя в этих рамках сущность «человека музицирующего», мы значительно расширяем грани представлений о человеке, его бытии и творческом облике, вносим свой вклад в культурную антропологию
Исследования проблемы бытия человека в музыкальной культуре проводились и проводятся в различных направлениях гуманитарных наук. Они отличаются разновекторными дефинициями в постижении феномена человека в музыке. С позиций искусствоведения эта проблема затронута в трудах Б.В. Асафьева, М.Г. Арановского, Т.Н. Ливановой, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, Н.Г. Шахназаровой, А. Швейцера и др. Можно привести весьма емкое суждение Б.В. Асафьева, отмечающее недостаточность сугубо музыковедческого толкования многих явлений музыкальной культуры: «...специально музыкальная «техническая» терминология слишком специфична, узка ... эгоистична, она не позволяет вывести музыку из монастыря «спецов» на люди, в жизнь, в мир живой мысли».2 Это тем не менее возможно сделать на основании философского осмысления музыкальной культуры через доминанту исследования особенностей бытия человека музицирующего.
человек интонирующий- человек артикулирующий // Музыкальная коммуникация. Проблемы музыкознания. - Вып.8. - СПб.: РИИИ, 1996.
2 Асафьев Б.В. Симфонические этюды./ Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1970. - С. 258.
Отдельное направление в исследовательской литературе представляют работы эстетического содержания. В сущности, вся история эстетики после А.Г. Баумгартена пыталась решить вопрос о чувственном познании и постижении прекрасного и выражения его в образах искусства. Данное исследование опирается на работы Т.В. Адорно, А.Ф. Лосева, М.С. Кагана, И. Канта, С.А. Маркуса, А.П. Рогова, В.П. Шестакова, Г.Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Г.Ф. Ницше и др. Подчеркнем, однако, что обширная эстетическая литература всё-таки не даёт цельного представления о творческом человеке. Ибо в каждый исторический период искусство как явление процессуальное запечатлевает лишь только «свой образ человека», связанный с его конкретноисторическим бытием. XXI век принёс много нового в осмысление человека, его чувственного и креативного мира, и можно констатировать, что обобщённая концепция человека в мире искусства, в частности, в музыкальной культуре, ещё не получила своего толкования. Настоящая работа и ставит своей целью заполнить существующую научную лакуну.
Корпус современной философско-антропологической литературы обширен. В нём достаточно определённо представлены различные типы человека: Homo sapiens, Homo naturalis, Homo religious, Homo agens, Homo symbolicus, Homo ludens, Homo faber. Исследования Н.А. Бердяева, М. Бубера, П.С. Гуревича, А. Мериам, В.Л. Обухова, Г.В. Стельмашука, М.Н. Громова, Й. Хейзинга, М. Шелера и др. посвящены различным культурно-типологическим характеристикам человека. Работа М.С. Кагана «Се человек... Жизнь, смерть и бессмертие в волшебном зеркале изобразительного искусства» (1996) подробно рассматривает феномен человека с точки зрения изобразительного искусства. «Ecce homo» предстаёт здесь в бесконечной сложности многообразия образов и художественных решений. Многогранное по содержанию понятие «человек» раскрывается специфическим языком живописного искусства, где портрет является частью духовного опыта многих поколений. Близка к этой концепции М.С. Кагана идея В.П. Бранского, изложенная в работе «Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи» (1999). Автор в своём труде даёт широкую историческую панораму истории живописи, выявления психологические свойства личности как воспринимающего субъекта. В исследовании вскрываются глубинные проблемы взаимоотношения искусства и философии, анализируются закономерности формирования эстетического идеала и материализации художественного образа в произведениях живописи.
Исследовать духовную природу человека, его эмоциональный образ, субъективные и объективные его константы средствами музыкального искусства - задача ещё более сложная, поскольку здесь видимого образа человека нет. Феномен человека и постижение его духовного мира в данном случае тесно соприкасается со свойствами менталитета, национального характера, выраженного в специфических и архетипичных формах музыкальной культуры. Диссертация опирается на широкий круг источников, посвящённых проблеме бессознательного, менталитета, архетипа. Это работы К.Г. Юнга, А. Шопенгаура, З. Фрейда, Ю.М. Лотмана, Ж. Дюби,
М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва. Мы рассматриваем данные вопросы в контексте бытия человека в музыкальной культуре и даём собственную интерпретацию этих понятий философии культуры. Ключевым понятием в исследовании феномена человека в музыкальной культуре становится человек музицирующий.
Следует особо отметить, что в панораме философской антропологии, которая представлена в классических трудах по философской и культурной антропологии категория «человека музицирующего» не значится. Отдельные исследователи лишь косвенно касаются проблемы его культурного бытия (Й. Хейзинга, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев).
Homo musicus - человек музицирующий как культурантропологический тип в научной литературе ещё не получил своего обоснования. Настоящая работа ставит своей целью исследовать феномен человека в музыкальной культуре, сформулировать культурантропологическую концепцию «человек музицирующий», вводит в научный оборот концептуальный аспект философского знания о гармонии человека и музыки. Мы полностью разделяем точку зрения профессора М.С. Кагана о недостаточности частичных определений сущности человека. Каган отмечает, что системный анализ бытия приводит к выводу, что культура возникает исторически в процессе антропосоциогенеза, как условие выживания вырывавшихся из животного мира популяций предлюдей. Разные модели, которые, например, Аристотель назвал Zoon politicon - общественное животное, а в дальнейшем Homo sapiens -Человек разумный, Homo sapiens sapiensis - Человек разумный разумнейший, Homo faber -Человек работающий, Homo ludens - Человек играющий, Homo loquens - Человек говорящий, несомненно, верны, но потому и односторонни. Необходимость преодолеть эту односторонность
привела к определению сущности человека понятием Homo agens - Человек деятельный. Человек музицирующий - это и есть деятельный человек, правда, лишь в определённой сфере человеческого бытия - мире музыкального творчества. Человек музицирующий - это и создатель музыкального произведения, это и исполнитель, но это и человек - слушатель; человек, личностное становление которого немыслимо без влияния художественной культуры и её восприятия.
Рассматривая музыкальное бытие и музыкальную культуру как социокультурные феномены от античности до наших дней, мы концентрируем своё внимание на выявление сугубо национальных черт в характеристике типа человека музицирующего. В контексте анализа особенностей отечественной музыкальной культуры автором вводится в научный оборот и широко используется философема «русская душа». Метафизические, этнокультурные и духовные предпосылки музыкального творчества в России рассматриваются сквозь призму человека музицирующего - исполнителя, творца, композитора, слушателя. Мы стремимся показать неповторимость ментальности русского типа человека музицирующего, в основе которого лежат богатые духовные традиции русского народа.
1. Музыкальная культура выступает в качестве одного из важнейших компонентов культурной жизни человека как личности; она формируется под непосредственным влиянием антропологических детерминант, в качестве которых выступают музыкальное бытие человека, образ человека в музыке, человек музицирующий.
2. Всеобщность и универсальность типологических характеристик бытия человека в музыкальной культуре основывается на феномене музыкального архетипа как особого свойства национального менталитета, носителя неповторимости той или иной музыкальной культуры.
3. Культурно-исторический и культурантропологический подходы являются наиболее адекватными средствами для понимания природы, качественных особенностей русской музыкальной культуры.
4. Homo musicus, человек музицирующий - исторически вполне сложившийся архетип и культурогенный субъект. Триада «исполнитель-композитор-слушатель» объединяется в человеке музицирующем. Человек музицирующий в равной степени и исполнитель, и композитор, и человек-слушатель, то есть человек приобщённый к прекрасному.
5. Формирование личностных духовных качеств человека на основе его приобщения к миру музыки имеет несомненное педагогическое и воспитательное значение.