ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.013.42
ББК Ч466.46 ГРНТИ 14.01.11 Код ВАК 5.8.1; 5.3.1
Белеева Ирина Дамировна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских языков, Уральский государственный педагогический университет: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Заглодина Татьяна Алексеевна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и социальной работы, Российский государственный профессионально-педагогический университет: 620012, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: [email protected]
Панкратова Лариса Эльмировна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и социальной работы, Российский государственный профессионально-педагогический университет: 620012, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: [email protected]
Титова Наталия Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и социальной работы, Российский государственный профессионально-педагогический университет: 620012, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; е-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН БУЛЛИНГА: КОГДА ЖЕРТВОЙ СТАНОВИТСЯ УЧИТЕЛЬ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: буллинг; образовательный процесс; учителя; школьники; виктимность; агрессивное поведение; сетевая агрессия; жертвы буллинга
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена осмыслению проблемы буллинга в образовательном процессе, в ситуации, когда жертвой травли становится учитель. В силу ряда факторов данная проблема зачастую замалчивается и не является темой для научного осмысления, несмотря на то что современный учитель находится в виктимной позиции, обусловленной экономическими причинами, ростом социального напряжения в обществе, падением престижа учительской профессии, профессиональным выгоранием. Целью исследования являются сбор эмпирического материала по теме буллинга учителей в образовательном процессе, выяснение распространенности буллинга со стороны обучающихся в отношении учителей, а также форм его проявления. С целью анализа проявлений буллинга в отношении учителей авторами был проведен опрос 100 студентов 1-х курсов очной формы обучения. Результаты исследования показали, что случаи агрессии по отношению к учителю являются единичными, не имеют массового характера, но тем не менее являются симптомами скрытой агрессии и недовольства учеников, ставя учителя в позицию жертвы. Исследование показало определенные проблемные зоны в коммуникации между учителем и учениками и выявило необходимость дальнейших исследований буллинга учителей как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Белеева, И. Д. Феномен буллинга: когда жертвой становится учитель / И. Д. Белеева, Т. А. Заглодина, Л. Э. Панкратова, Н. Б. Титова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 4. - С. 164-169.
Beleeva Irina Damirovna,
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Romano-Germanic Languages, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Zaglodina Тatyana Alekseevna,
Candidate of Sociology, .Associate Professor of Department of Philosophy, Sociology and Social Work, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Pankratova Larisa Elmirovna,
Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of Philosophy, Sociology and Social Work, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Titova Natalia Borisovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Philosophy, Sociology and Social Work, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
THE PHENOMENON OF BULLYING: WHEN A TEACHER BECOMES THE VICTIM
KEYWORDS: bullying; educational process; teachers; pupils; victimization; aggressive behavior; network aggression; bullying victims
ABSTRACT. The article is devoted to understanding the problem of bullying in the educational process, in a situation when the victim of bullying is a teacher. Due to a number of factors this problem is often ignored and is almost not a topic for scientific reflection. Despite the fact that modern teachers are in a victimized position due to economic reasons, increasing social tension in society, the fall of the prestige of the
© Белеева И. Д., Заглодина Т. А., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б., 2022
teaching profession, professional burnout. The aim of the research is to collect empirical material on the topic of teachers' bullying in the educational process; to find out the prevalence of bullying by students against teachers and forms of its manifestation. In order to analyze the manifestations of bullying against teachers, the authors conducted a survey of 100 full-time 1st year students. The results of the study showed that cases of aggression towards the teacher are isolated, not of mass nature, but nevertheless they are symptoms of hidden aggression and dissatisfaction of students, putting the teacher in the position of a victim. The study showed certain problem areas in teacher-student communication. The problem of teacher bullying needs further research, both theoretical and practical.
FOR CITATION: Beleeva, I. D., Zaglodina, T. A., Pankratova, L. E., Titova, N. B. (2022). The Phenomenon of Bullying: When a Teacher Becomes the Victim. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 164-169.
Постановка проблемы и обоснование ее актуальности.
Проблема буллинга становится сегодня достаточно распространенной темой изучения в науке. Сегодня в ситуации агрессивного поведения все чаще оказываются учителя. В России изучать проблему буллинга учителей со стороны учеников и родителей стали относительно недавно, всего несколько лет назад. По данным исследования Высшей школы экономики, проведенного в 2018 году, травле в той или иной форме подвергались 70% учителей. 5,8% учителей регулярно получали угрозы от своих учеников, а 42% сталкивались с кибербуллингом [17]. Учитель сегодня находится в сложной позиции: большая загруженность, невысокая заработная плата, давление со стороны родителей, а также определенные социальные факторы делают учителей виктимной стороной в образовательном процессе. Новизна исследования заключается в анализе феномена бул-линга не в традиционном отношении ученик - ученик, а в отношении учитель - ученик, где жертвой становится учитель.
Формулировка цели исследования. Данная проблема является недостаточно изученной как в теоретическом, так и в практическом плане. Поэтому целью нашего исследования является анализ степени распространенности буллинга со стороны обучающихся в отношении учителей, а также видов их проявления, негативно сказывающихся на образовательном процессе. Анализ результатов исследования позволит в дальнейшем сформировать и расширить варианты выбора стратегий и образовательных технологий в ситуации конфликтов в школе между учителем и учеником.
Анализ исследований и публикаций по рассматриваемой проблеме. Одним из основателей исследования бул-линга, как известно, был норвежский ученый Д. Ольвеус. В дальнейшем изучение феномена буллинга получило достаточно большое распространение в науке. Такие авторы, как И. А. Баева [1], А. А. Бочавер [3], С. Н. Ениколопов [6], И. С. Кон [8], Д. В. Ле-пешев [10], В. Р. Петросянц [12], В. С. Соб-кин [14], Д. Н. Соловьев [15] и др., в отечественной науке системно анализировали буллинг, его факторы, структуру, психологи-
ческие особенности участников и способы его профилактики. Подробный анализ проблемы буллинга представлен нами в статье [2].
Фигура учителя в подавляющем количестве исследований рассматривается с точки зрения субъекта профилактики, наблюдателя или агрессора, но не жертвы травли. Деликатность и закрытость данной темы в научных дискуссиях противоречит реальной образовательной практике. Сегодня социальная и психологическая уязвимость учителя уже находит большое подтверждение в СМИ. Редкие научные статьи обращают внимание на большой объем отчетности школьного учителя, давление руководства, родителей и учеников, провоцирующие ситуацию буллинга учителей [11]. Британские ученые П. Смит и Д. Томпсон определили три основные характеристики буллинга: отсутствие провокации со стороны жертвы, повторяемость агрессивного поведения, агрессор на порядок сильнее жертвы или со стороны выглядит сильнее жертвы [5].
Все три фактора показались дискуссионными исследователям буллинга. Проблемы заключались в том, что сложность коммуникативного акта, при которой у агрессора может возникнуть ложное представление, что его провоцируют, делает эту ситуацию спорной, а единичность факта травли может быть результатом неудачно-сти попытки. Наиболее интересен третий фактор - агрессор сильнее жертвы. Именно этот фактор не позволяет рассматривать учителя как объект травли. Считается, что учитель обладает значительной властью, он сильнее ученика и не может быть жертвой буллинга. А. Терри отмечал, что суждение о том, что школьный учитель является носителем власти, примитивизирует представление о том, как складывается коммуникация между учителем и учениками и приводит к недооценке вероятности давления на учителя. Именно поэтому буллинг исследуется, как правило, во взаимоотношениях «ученик - ученик». В ситуации «учитель -ученик» исследуется моббинг, иначе говоря, случаи, где именно за счет травли агрессор «возвышается» по отношению к жертве [17].
Отмечено, что учащение случаев бул-линга учителей связано с ростом социального напряжения в обществе и падением
престижа учительской профессии. Поскольку институт образования является частью общества, социальная напряженность со всеми ее характеристиками ярко проявляется именно в образовательном пространстве. В свою очередь, основными причинами, указывающими на самоощущение низкого социального статуса педагогов, являются хронический недостаток свободного времени, низкая заработная плата и, как полагают учителя, отсутствие социального признания профессии в обществе. Социологическое исследование «Профессиональная идентичность педагога общеобразовательной организации», проведенное Сектором мониторинговых исследований Центра прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета в марте-июне 2016 г., показало, что четверть респондентов оценили степень проявляемого уважения к учителю как очень низкую [16].
Причина буллинга в школе - это не один неуправляемый ребенок, который является подстрекателем и лидером в агрессивном поведении по отношению к учителю. Любая травля исходит от дисфункциональной группы, где есть жертва, агрессор и зрители [7]. Социологические опросы показывают, что 23% преподавателей, когда-либо подвергавшиеся буллингу, ни с кем не делятся информацией о своем конфликте с учениками. Это может быть связано с чувством унижения, когда взрослый человек не может справиться с детьми. Депрессивное состояние учителя, если травля становится постоянной, неудовлетворенность работой приводят к профессиональному выгоранию, негативно сказываются на всей школьной атмосфере в целом, нередко вызывая ответную агрессию со стороны учителя [4].
Под профессиональным «выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и интеллектуального истощения, что проявляется в деперсонализации и отвращении или равнодушии к профессиональным достижениям [9]. Исследования фактов буллинга учителей показывают, что учителя, ставшие жертвами травли, испытывают чувства изолированности от своей социальной группы, беспомощности и унижения, изоляции со стороны коллектива. Кроме того, моббинг и буллинг можно исследовать и как результат неразрешенных конфликтов [9].
Существуют определенные стереотипные представления о буллинге учителей учениками. Так, например, существует представление, что буллинг допустим лишь по отношению к слабым учителям или учителям, не умеющим удерживать дисциплину. Данный стереотип опасен тем, что сам
учитель боится озвучить акт буллинга по отношению к себе, чтобы не показаться слабым перед коллегами, и, как следствие, остается совершенно незащищенным. В качестве примера можно привести историю конфликта в школе № 1557 в Зеленограде, где высокопрофессиональный, уважаемый в городе учитель физики вынужден был уволиться из школы из-за буллинга [13]. Еще одним стереотипом является представление о том, что учитель может и должен прекратить травлю самостоятельно. Существует также и представление, что буллинг можно прекратить единичными административными мерами. Практика показывает, что, к сожалению, такие меры неэффективны или крайне малоэффективны. Необходимы последовательная, длительная работа, возможно, пересмотр организационной культуры данного учебного заведения.
Бытует также стереотип, что обязательными характеристиками буллера являются низкая самооценка и некоммуникабельность, что также часто противоречит реальной ситуации. Ложным является и представление о том, что к работе с буллерами необходимо подключать их семью. К сожалению, данная мера также неэффективна, поскольку, как правило, у проблемных учеников не налажено доверительное общение с родителями. [4]. Таким образом, анализ исследований в отношении буллинга учителей показывает, что данная проблема становится в современной науке достаточно актуальной и требует дальнейшего изучения.
Материалы и методы. Авторами было проведено обзорное социологическое исследование в 2022 году. Цель проведенного исследования - выявить распространенность проявлений буллинга в отношении учителей средних общеобразовательных школ. Целевая выборка производилась по принципу принадлежности респондентов к образовательной среде (были выбраны обучающиеся 1 курса высшей школы (Российский государственный профессионально-педагогический университет)), количество респондентов - 100 человек. Студенты 1 курса были выбраны потому, что они относительно недавно окончили школу и у них «свежи» воспоминания об образовательном процессе. Респондентам было предложено 20 видов проявления буллинга, которые могут встретиться в образовательной среде в отношении учителей. Методология исследования основывается на работе Ю. А. Черненко, Д. И. Сапрыкиной [17], в которой представлена первая в России методика, позволяющая не только измерить распространенность буллинга, охватить большинство проявлений агрессии в отношении учителя, но и получить данные о факторах,
влияющих на наличие буллинга учителей в школах России. Метод исследования - он-лайн-опрос, в котором респондентам предлагалось вспомнить, часто ли им приходилось сталкиваться с различными проявлениями агрессии в отношении учителя.
Изложение основного материала исследования. Анализ результатов исследования позволил классифицировать виды буллинга по частоте его проявления в школе. Согласно полученным данным, самыми частыми проявлениями буллинга в отношении учителя стали: придумывание кличек, игнорирование учителя, обсуждение личной жизни учителя, демонстрация пре-
зрения с помощью жестов, взглядов, недовольство преподаваемой дисциплиной, доказательство ненужности преподаваемого предмета. В целом можно отметить, что респонденты практически никогда не применяли открытую агрессию в отношении учителей и не допускали угрожающих высказываний в их адрес или порчи личных вещей учителя. Иногда имели место дискриминация учителей по внешнему виду или по национальности, а также распускание слухов и публичное обсуждение личной жизни учителя.
Все результаты анкетирования можно обобщить в таблице.
Таблица
Частота проявления видов буллинга в отношении учителей
Вид буллинга Часто Было иногда или редко Никогда
Угрожали учителям 0 11 92
Намеренно портили вещи учителя 0 6 97
Писали оскорбительные посты в социальных сетях 5 10 88
Применяли насилие к учителю (били, плевали и т. д.) 0 3 100
Говорили комментарии интимного характера 1 8 94
Плохо относились из-за национальности или другой культурной, этнической принадлежности 2 12 89
Дразнили учителей 8 44 51
Публично комментировали внешний вид учителя 3 25 75
Жаловались на учителя в администрацию школы по надуманному или вовсе отсутствующему поводу 2 11 90
Писали оскорбительные письма на почту (анонимно или нет) 4 8 91
Плохо относились из-за внешнего вида учителя 8 14 81
Специально нарушали дисциплину на систематической основе 9 26 28
Обзывали учителей 12 49 42
Демонстрировали свое презрение с помощью жестов или взглядов 14 44 45
Обсуждали личную жизнь учителей 15 53 35
Распускали слухи об учителях 6 21 76
Отказывались выполнять требования преподавателя (выйти к доске, выполнить домашнюю работу) 14 46 43
Игнорировали учителя 18 51 34
Высказывали недовольство преподаваемой дисциплиной (подчеркивали ее «ненужность», утверждали, что она не имеет практического применения) 21 49 33
Придумывали клички учителям 35 58 10
Среднее значение 8,3 27 64,7
Несмотря на то, что случаи агрессии по отношению к учителю являются единичными и не имеют массового характера, тем не менее они становятся симптомами скрытой агрессии и недовольства учеников, ставя учителя в позицию жертвы. Любой буллинг начинается с единичных проявлений. Так, отмечено, что 4% учеников, отправивших оскорбительные письма на почту педагогу, занимались впоследствии кибербуллингом. А весьма безобидное, на первый взгляд, явление - придумывание кличек учителям, в определенных обстоятельствах может, в случае бездействия и игнорирования проблемы, превратиться в системную травлю.
Результаты исследования показывают также другие проблемные зоны в образовательном процессе в школе. Так, например,
ученики обращают большое внимание на внешний вид учителя и комментируют его. Но самое большое недовольство у обучающихся (21%) вызывает преподаваемая дисциплина. Ученики выражают сомнения в ее значимости и практическом применении. Отсюда следует, что для дальнейшего прогнозирования триггеров буллинга преподавателям необходимо знать риски, кроющиеся в педагогическом взаимодействии с учениками.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о невысоком на данный момент уровне распространенности буллинга в отношении учителей в школе. Для масштабного исследования требуется более массовая выборка. Значимость исследования заключается в возможности
профилактики буллинга учителей, знающих проблемные зоны в образовательном процессе и мотивы скрытой агрессии обучающихся. «Недовольство преподаваемой дисциплиной» как самый распространенный вид буллинга требует от современных учителей применения инновационных образовательных технологий, позволяющих предупредить явную и скрытую агрессию учеников. В XXI веке фигура учителя оказалась «свергнутой с пьедестала». Сегодня
учитель наиболее уязвим в образовательном процессе. И стороной агрессора зачастую выступает ученик. Для организации профилактики агрессии со стороны учеников и психологической самозащиты учитель должен знать причины этой агрессии. Поэтому данная проблема требует дальнейшего исследования и проведения более масштабного анкетирования как со стороны обучающихся, так и со стороны учителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании : монография / И. А. Баева. - СПб. : Союз, 2002. - 272 с.
2. Белеева, И. Д. Буллинг как социально-психологическое явление: анализ теоретических подходов и эмпирических исследований / И. Д. Белеева, Т. А. Заглодина, Л. Э. Панкратова, Н. Б. Титова // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 5. - С. 131-137.
3. Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и социальный феномен / А. А. Бочавер, К. Д. Хло-мов / / Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3. - С. 149-159.
4. Воронкова, М. Феномен буллинга: когда жертвой становится учитель / М. Воронкова. - Текст : электронный // ActivityEdu. - 2019. - URL: https://activityedu.ru/Blogs/psy/fenomen-bullinga-uchitelya-zhertvy (дата обращения: 27.05.2022).
5. Гринева, Р. И. Явление буллинга в школе: учителя-жертвы / Р. И. Гринева. - Текст : электронный / / Вопросы педагогики. - 2020. - Т. 11. - С. 127-129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=443059l2_(дата обращения: 27.05.2022).
6. Ениколопов, С. Н. Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма) / С. Н. Ени-колопов. - Текст : электронный // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». - М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2010. - URL: https://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36278_ full.shtml (дата обращения: 27.05.2022).
7. Ефимова, А. Как в школах травят учителей и почему никто об этом не говорит: клички, игнор и «ваш предмет мне не нужен» / А. Ефимова. - Текст : электронный // Мел. - 2018. - URL: https://mel.fm/ vospitaniye/psikhologiya/1580972-school_bullymg?utmhttps (дата обращения: 27.05.2022).
8. Кон, И. С. Мальчик - отец мужчины / И. С. Кон. - 2009. - URL: http://books.vremya.ru/books/ 1075-igor-kon-malchik-otec-muzhchmy.html (дата обращения: 27.05.2022). - Текст : электронный.
9. Кошеленко, К. С. Буллинг со стороны учеников и профессиональное выгорание учителей / К. С. Кошеленко, В. А. Чикер // PSY-Вышка : сборник материалов Международной научной конференции (Москва, 31 октября - 2 ноября 2019 г.) / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М. : Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2020. - С. 43-46.
10. Лепешев, Д. В. Педагогический буллинг как социально-психологическая проблема НАО Кокшета-уский государственный университет им. Ш. Уалиханова / Д. В. Лепешев. - Текст : электронный // Наука и реальность. - 2022. - № 2. - С.6-11. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48453l4l_(дата обращения: 27.05.2022).
11. Межевич, С. М. Буллинг по отношению к учителям как новый вид организационного конфликта / С. М. Межевич. - Текст : электронный // Наука и образование сегодня. - 2019. - Т. 6-1. - С. 115-117. - URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=38204912_ (дата обращения: 27.05.2022).
12. Петросянц, В. Р. Психологические характеристики старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде / В. Р. Петросянц. - Текст : электронный // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2010. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18076185& (дата обращения: 27.05.2022).
13. Профсоюз работников образования города Череповца. - URL: https://vk.com/wall-43942052_ 66786 (дата обращения: 27.05.2022). - Текст : электронный.
14. Собкин, В. С. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) / В. С. Собкин, М. М. Смыслова // Социальная психология и общество. -
2014. - Т. 5, № 2. - С. 71-86.
15. Соловьев, Д. Н. Использование потенциала первичного коллектива в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Соловьев Д. Н. - Тюмень,
2015. - 26 c.
16. Хуснутдинова, М. Р. Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов / М. Р. Хуснутдинова. - Текст : электронный // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22, № 4. - С. 44-45. - URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1645511692&tld=ru&lang=ru&name=pse_2017_ n4_Husnutdinova.pdf&text=исследования (дата обращения: 27.05.2022).
17. Черненко, Ю. А. Феномен буллинга в российских школах: учителя - жертвы / Ю. А. Черненко, Д. И. Сапрыкина. - Текст : электронный // Коммуникации. Медиа. Дизайн. - 2018. - Т. 3, № 2. - С. 136150. - URL: https://cmd-j0urnal.hse.ru/article/view/8075 (дата обращения: 27.05.2022).
REFERENCES
1. Baeva, I. A. (2002). Psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii [Psychological Safety in Education]. Saint Petersburg, Soyuz. 272 p.
2. Beleeva, I. D., Zaglodina, T. A., Pankratova, L. E., Titova, N. B. (2020). Bulling kak sotsial'no-psikhologicheskoe yavlenie: analiz teoreticheskikh podkhodov i empiricheskikh issledovanii [Bullying as a Socio-Psychological Phenomenon: Analysis of Theoretical Approaches and Empirical Research]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 5, pp. 131-137.
3. Bochaver, A. A., Khlomov, K. D. (2013). Bulling kak ob"ekt issledovanii i sotsial'nyi fenomen [Bullying as an Object of Research and a Social Phenomenon]. In Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. Vol. 10. No. 3, pp. 149-159.
4. Voronkova, M. (2019). Fenomen bullinga: kogda zhertvoi stanovitsya uchitel' [Bullying Phenomenon: When the Teacher Becomes the Victim']. In ActivityEdu. URL: https://activityedu.ru/Blogs/psy/fenomen-bullinga-uchitelya-zhertvy (mode of access: 27.05.2022).
5. Grineva, R. I. (2020). Yavlenie bullinga v shkole: uchitelya-zhertvy [School Bullying: Victim Teachers]. In Voprosy pedagogiki. Vol. 11, pp. 127-129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44305912 (mode of access: 27.05.2022).
6. Enikolopov, S. N. (2010). Psikhologicheskie problemy bezopasnosti v shkole (stenogramma) [Psychological Safety Issues at School (Transcript)]. In Materialy proekta «Obrazovanie, blagopoluchie i razvivayushchayasya ekonomika Rossii, Brazilii i Yuzhnoi Afriki». Moscow, Moskovskii gosudarstvennyi psikhologo-pedagogicheskii universitet. URL: https://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36278_full.shtml (mode of access: 27.05.2022).
7. Efimova, A. (2018). Kak v shkolakh travyat uchitelei i pochemu nikto ob etom ne govorit: klichki, ignor i «vash predmet mne ne nuzhen» [How Teachers Are Bullied in Schools and Why No One Talks about It: Nicknames, Ignore and "I Don't Need Your Subject"]. In Mel. URL: https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/ 1580972-school_bullying?utmhttps (mode of access: 27.05.2022).
8. Kon, I. S. (2009). Mal'chik — otets muzhchiny [The Boy Is the Father of the Man]. URL: http://books.vremya.ru/books/1075-igor-kon-malchik-otec-muzhchiny.html (mode of access: 27.05.2022).
9. Koshelenko, K. S., Chiker, V. A. (2020). Bulling so storony uchenikov i professional'noe vygoranie uchite-lei [Bullying by Students and Professional Burnout of Teachers]. In PSY-Vyshka: sbornik materialov Mezhdu-narodnoi nauchnoi konferentsii (Moskva, 31 oktyabrya — 2 noyabrya 2019 g.). Moscow, Redaktsionno-izdatel'skii dom Rossiiskogo novogo universiteta, pp. 43-46.
10. Lepeshev, D. V. (2022). Pedagogicheskii bulling kak sotsial'no-psikhologicheskaya problema NAO Kok-shetauskii gosudarstvennyi universitet im. Sh. Ualikhanova [Pedagogical Bullying as a Socio-Psychological Problem of the NAO Kokshetau State University named after Sh. Ualikhanov]. In Nauka i real'nost'. No. 2, pp.6-11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48453141 (mode of access: 27.05.2022).
11. Mezhevich, S. M. (2019). Bulling po otnosheniyu k uchitelyam kak novyi vid organizatsionnogo konflikta [Bullying towards Teachers as a New Type of Organizational Conflict]. In Nauka i obrazovanie segodnya. Vol. 61, pp. 115-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38204912 (mode of access: 27.05.2022).
12. Petrosyants, V. R. (2010). Psikhologicheskie kharakteristiki starsheklassnikov, uchastnikov bullinga v obrazovatel'noi srede [Psychological Characteristics of High School Students, Participants in Bullying in the Educational Environment]. In Pis'ma v Emissiya. Offlain. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18076185& (mode of access: 27.05.2022).
13. Profsoyuz rabotnikov obrazovaniya goroda Cherepovtsa [Trade Union of Workers of Education of the Cherepovets]. URL: https://vk.com/wall-43942052_66786 (mode of access: 27.05.2022).
14. Sobkin, V. S., Smyslova, M. M. (2014). Bulling v stenakh shkoly: vliyanie sotsiokul'turnogo konteksta (po materialam krosskul'turnogo issledovaniya) [Bullying within the Walls of the School: The Impact of the Sociocultural Context (Based on Cross-Cultural Research)]. In Sotsial'nayapsikhologiya i obshchestvo. Vol. 5. No. 2, pp. 71-86.
15. Solovyev, D. N. (2015). Ispol'zovanie potentsiala pervichnogo kollektiva v profilaktike bullinga sredi shkol'nikov podrostkovogo vozrasta [Using the Potential of the Primary Team in the Prevention of Bullying among Adolescent Schoolchildren]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tyumen. 26 p.
16. Khusnutdinova, M. R. (2017). Sotsial'nyi status professii uchitelya: samoopredelenie rossiiskikh peda-gogov [The Social Status of the Teaching Profession: Self-Determination of Russian Teachers]. In Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. Vol. 22. No. 4, pp. 44-45. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1645511692&tld= ru&lang=ru&name=pse_2017_n4_Husnutdinova.pdf&text=issledovaniya (mode of access: 27.05.2022).
17. Chernenko, Yu. A., Saprykina, D. I. (2018). Fenomen bullinga v rossiiskikh shkolakh: uchitelya - zhertvy [The Phenomenon of Bullying in Russian Schools: Teachers Are Victims]. In Kommunikatsii. Media. Dizain. Vol. 3. No. 2, pp. 136-150. URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/8075 (mode of access: 27.05.2022).