выгодность того или иного союза. Советники действовали в большей степени в интересах государства: Сесил желал видеть наследника, а Уолсингем - сильный протестантский союз. Методы, которыми пользовались политики, разные: дипломатия, шпионаж, личные связи, убеждение, подкуп, собственное влияние и пр.
В итоге Англия не связала с Францией, Испанией, Швецией, Россией и др. странами свой союз брачными отношениями. Матримониальная политика помогала лавировать в международных делах между этими государствами.
Список литературы
Дмитриева, О.В. Елизавета I: семь портретов королевы / О.В. Дмитриева. - М.: Янус-К, 1998.-248 с.
Журавель. H.A. Граф Лейстер и католическая оппозиция при Елизавете Тюдор / H.A. Журавель. - СПГУ, 2000. - 198 с.
Духанина, М.Г. Елизавета I Тюдор: история иллюзий / М.Г. Духанина // Вестник-опНпе. № 10(321) 14 мая 2003 г. //www.vestnik.com
Ивонин, Ю.Е. Становление системы европейской системы государств: Англия и Габсбурги на рубеже двух веков / Ю.Е. Ивонин. - Мн.: Университетское - 199 с.
Миронов, ВВ. Проблема определения целей и стратегий внешней политики Елизаветы I Тюдор в исторической литературе 1950-1980 гг. / В.В. Миронов // Исторический ежегодник Омского Госуниверситета, 1998.
Хейг, К. Елизавета 1 Английская / К. Хейг. - Р-на-Дону: «Феникс», 1997. -
394 с.
Черняк, Е.Б. Пять столетий войны. Из истории секретной дипломатии и разведки / Е.Б. Черняк. - М., 1991.
Кычанова Л.С., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент М.А. Оболонкова
Феномен бракосочетания в Викторианской Англии
Брак - исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Брак и бракосочетание как церемония регистрации брака в эпоху викторианской Англии являлись одним из элементов семьи как социального института. Следует отметить, что викторианство как социокультурный феномен основывалось на трех столпах: монархия, церковь, семья. Причем семейные ценности были основополагающими в обществе, и семья воспринималась как место, лишенное суеты, «храм отдохновения», как его называли современники. Мы можем говорить о феномене бракосочетания, так как здесь отражались нормы социального кодекса, ценности викторианской эпохи в сочетании с народными приметами и традициями.
В викторианскую эпоху брак воспринимался как логическое завершение чувства симпатии между молодыми людьми. Быть в браке означало быть в привилегированном положении. Брак становится не только социальным и юридическим, но и нравственным институтом, так как он узаконивал отношения между полами.
В викторианском обществе детям предоставлялось больше свободы в выборе будущих супругов, чем ранее. Тем не менее, определяющее значение в выборе будущей невесты или жениха играло сословное происхождение, что отмечают современники. Немалую роль играли и социальные связи будущих супругов и их родственников. Брак стал откровенной коммерческой сделкой, титулы превращались в предмет торга, предлагаемый тому, кто за него больше даст. Как писал Эдуард Фукс «брак стал ярко выраженным браком по расчету» (Фукс Э., 1994, с.209). Причем при заключении брака необязательно обмен происходил по схеме «титул - деньги», «деньги - власть» или «брак как слияние двух капиталов». Часто деньги обменивались на красоту и молодость. Неудивительно, что в этом случае женщину считали своей собственностью. Голсуорси Д. в романе «Сага о Форсайтах» писал: «Многие сочли бы брак Сомса и Ирен вполне удачным: у него деньги, у нее красота....» (Голсуорси, 1982, с. 171).
Свадьбы высшего общества становились достоянием общественности. Венчание стало одним из немногих семейных торжеств, которое находилось на границе частного и публичного. Любой брак начинался с помолвки. Согласно английской традиции, первоначально предложение делалось леди, а затем отцу леди с целью его одобрения. В британской свадебной традиции в состоятельных слоях общества существовал обычай при помолвке дарить кольцо с бриллиантом, рубином или хотя бы полудрагоценным камнем, на котором, гравировалась внутри дата помолвки и инициалы помолвленных. Носилось оно на безымянном пальце левой руки до самого венчания. При венчании жених снимал его с пальца невесты в алтаре перед началом церемонии (Бракосочетание..., www.ahmadtea.ua).
В период между помолвкой и свадьбой молодым людям запрещалось встречаться и наедине, и в обществе (правила общения помолвленных молодых людей были прописаны в книгах по этикету). Кроме того, запрещается переписка между молодыми людьми. Таким образом, охранялась непорочность будущей жены. Период между помолвкой и собственно свадьбой мог затянуться на 7-8 лет. Это было связано с материальными возможностями жениха. За это время он должен был скопить небольшое состояние, которого хватило бы как минимум на отдельный дом для молодых. Герой романа «Сага о Форсайтах», Джемс заметил по поводу помолвки Джун, внучки Джолиона Форсайта, и молодого архитектора Босини: «Удивляюсь, как Джолион разрешил эту помолвку, - обратился он к тете Энн. - Говорят, что свадьба отложена бог знает на сколько. У этого Босини ничего нет за душой» (Голсуорси Д., 1987). Задержки также могли быть связаны с урегулированием брачных вопросов относительно приданого невесты и проверкой чувств будущих супругов. Если симпатия прохо-
дит, то обязательства прерываются, причем все полученные подарки и письма должны быть возвращены.
Дата свадьбы зависела от невесты. Обычно выбирали среду, так как этот день недели считался наиболее удачным для бракосочетания.
Узаконить брак можно было тремя способами: венчание, лицензия, регистрация. Венчание - наиболее традиционный способ. Дню венчания предшествовало оглашение имен вступающих в брак в течение трех воскресений подряд. При этом способе бракосочетания не требовалось никаких свидетельств о согласии на брак какой-либо из сторон. В случае, когда оба молодожена были старше 21 года, то есть достигли совершеннолетия, то им не требовалось предоставлять согласие на брак родителей, а обвенчаться они могли уже на следующий день (то есть в понедельник) после третьего оглашения (Бракосочетание..., www.ahmadtea.ua).
В городах среди обеспеченных слоев населения получила популярность брачная лицензия (marriage license). Данную лицензию следовало купить в епархии, к которой принадлежали жених и невеста. Лицензия передавалась священнику, который проводил венчание. Лицензия действовала в течение трех месяцев со дня получения. «Marriage license», стоила 26 гиней и выдавалась только титулованной знати, юристам и членам Парламента.
Самым невостребованным способом была регистрация. Для этого необходимо было обратиться в окружную контору регистратора-суперинтенданта. Получение такого свидетельства было единственным в Великобритании законным способом зарегистрировать брак для представителей иных, нежели англиканство, вероисповеданий. В самом простом случае церемония проводилась непосредственно в офисе регистратора-суперинтенданта. При отсутствии свидетелей эту роль на себя могли принять архивариус и клерк, за что им каждому платилась определенная сумма. Уильям Теккерей, вспоминая свое бракосочетание, писал: «Нас обвенчали в доме британского посла в Париже в присутствии троих свидетелей, от моей семьи никого не было. Не пели трубы и фанфары, не было торжественного выхода подружек невесты и толпы элегантных гостей» (Форстер М., 1985).
Следует отметить, что, подготавливая венчание, представители высшего общества ориентировались на желание произвести впечатление на своих коллег, соседей и даже родственников, то есть венчание было своего рода соревнованием, стремлением показать процветание своей семьи. Альберт Смит (Albert Smite) в книге «Эскизы лондонской жизни» («Sketches of London Life and Character») с горечью замечает: «Через шелк, который покрывает грудь невесты, мы не можем проникнуть в тайну ее жертв ради богатства и положения» (Smith А., 1849).
Перед венчанием жениху следовало купить обручальное кольцо (только для невесты), хотя с 1837 года юридически кольца не являлись обязательной принадлежностью для заключения брака (Бракосочетание ..., ww.ahmadtea.ua). Кольцо должно было быть дорогим - из золота высшей пробы и достаточно массивным.
Главной заботой невесты был выбор подвенечного платья. Цвет мог быть любым, но преобладающим после 1840 года стал белый как подражание королеве Виктории. Также невеста должна была выбрать себе подружек: «Количество подружек невесты зависит от стиля свадьбы от 2 до 8» (Cassells Household Guide, 1880). Как правило, в качестве подружек выступали младшие незамужние родственницы невесты и жениха. Невеста сама подбирала цвета и фасон платья для своих подружек, а все расходы оплачивала ее мать. Жених каждой подружке невесты дарил какой-нибудь предмет на память. Обычно это были медальоны или кольца. Кроме этого жених преподносил букет цветов каждой подружке и невесте.
Книги по домоводству и этикету замечают, что «главный результат свадьбы - подарки». После назначения дня бракосочетания отец невесты дарил ей определенную денежную сумму в качестве приданного. За несколько дней до венчания подарки невесте делали родственники и близкие друзья. Как правило, дарили посуду, мебель, драгоценности и предметы украшения, а также различные вещи, полезные в хозяйстве молодой семьи (Cassells Household Guide, 1880). Следует сказать, что подарки зависели от общественного положения молодоженов. Голсуорси замечает: «... от жениха тоже многое зависело. Если жених одет опрятно, даже щеголевато, и по виду состоятельный, ему нужно дарить хорошие веши, ибо он на это рассчитывает» (Голсуорси Д., 1987). Список подарков заранее готовился родственниками, «и в конце концов каждый дарил то, что следовало» (Голсуорси Д., 1987).
Законным считался брак, заключенный непременно между 8 часами утра и полуднем (в так называемые «канонические часы») и не менее чем с двумя свидетелями (Бракосочетание..., www.ahmadtea.ua). В лондонском обществе считалось хорошим тоном оттягивать начало церемонии в церкви до самого последнего времени. Когда «канонические часы» были продлены до трех, стало модным являться в церковь в половине третьего. Это затронуло и традицию торжественной трапезы после венчания. Если раньше это был свадебный завтрак, то теперь он стал постепенно вытесняться послеполуденным чаем в 4 часа дня.
Первыми приезжали в церковь гости. Гостей со стороны жениха сажали по левую сторону, гостей со стороны невесты - по правую. Когда к церкви подъезжал главный участник церемонии, подружки образовывали проход, по которому невеста с огромным букетом цветов, опираясь на руку отца, шла к алтарю, а за ней устремлялись подружки. Если присутствовал отец жениха, то он шел под руку с матерью невесты - ее присутствие стало модным как раз в конце 1880-х. Иногда на свадебную церемонию приглашали маленьких детей с обеих сторон семейства, что рассматривалось «как декоративное дополнение» (Cassells Household Guide, 1880).
Порядок проведения обряда регламентировался «Книгой общей молитвы». По завершении венчания священнослужитель обычно обменивался рукопожатием с невестой и женихом, отцом невесты и матерью. Далее следовало общее поздравление. Затем жених вел невесту в ризницу, где священник делал
запись в приходской метрической книге, а также отдавал молодоженам свидетельство о браке, которое вручалось невесте как символ того, что именно она является хранительницей очага и семьи.
После обряда венчания молодожены и гости отправлялись на свадебный завтрак или чаепитие. Главным событием застолья было разрезание свадебного торта невестой. Когда гости съедали несколько блюд, невесте подавали нож с просьбой разрезать пирог. Если пирог большой и невеста не могла его разрезать, ей достаточно было поместить нож в центр пирога. В этом случае служащий разрезал пирог на куски (приблизительно по 2 дюйма каждый) и раздавал каждому гостю на отдельной тарелке с маленькой вилочкой. Сначала пирог давали невесте. Вообще за столом она обслуживалась первая и являлась почетным гостем. Свадебный пирог должен был попробовать каждый гость, что сулило молодоженам большую удачу. После свадебного пирога начиналось время тостов. В конце 1880-х тосты стали выходить из моды, да и сама свадебная трапеза все чаще превращалась в чай или легкий перекус. После череды тостов молодожены прощались с гостями и уезжали в свадебное путешествие.
Помолвка и бракосочетание являлись звеньями в цепи событий, к которым готовили молодую леди. Брак стал профессией женщины, ее нишей. Брак, как говорила королева Виктория, «очень торжественный акт, самый важный и торжественный в жизни любого человека, но намного более важный в жизни женщины, чем мужчины» (Dearest Child..., 1964, p. 27.). Помолвка и бракосочетание, находясь внутри института семьи, тем не менее, являлись самостоятельными социальными институтами второго порядка. Через них семья показывала обществу свое благополучие и процветание, в них находили свое отражение ценности викторианской эпохи.
Список источников и литературы
Cassells Household Guide. - 1880 // www.victorianlondon.org. Dearest Child. Letters between Queen Victoria and the Princess Royal, 1858-1861. / ed. by R.Fulford - L., 1964. - P.27
Smith A. Sketches of London Life and Character. - 1849. //www. victoriana. org
Бракосочетание в Викторианскую эпоху // www.ahmadtea.ua Голсуорси, Д. Сага о Форсайтах / Д. Голсуорси. - М., 1982, 1987. Форстер, М. Записки викторианского джентльмена. У.М. Теккерей / М. Форстер. - М., 1985 // www.bookz.ru
Фукс, Э. Иллюстрированная история нравов: буржуазный век / Э.Фукс. -М., 1994.