УДК 94
Д.Е. Колесников ФЕННОМАНИЯ КАК СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ Й.В. СНЕЛЬМАНА
Мощный подъем самосознания и культуры финской нации в первые десятилетия XIX века, укрепление финскоязычной литературы1, начавшееся в 1840-х годах, становление в Великом княжестве Финляндском в 1850-х годах финскоязычной прессы как фактора, формирующего общественное мнение, и собственно развитие финского языка, будучи взаимосвязанными, способствовали возникновению фенномании.
Фенномания — это финское национальное движение, зародившееся в первой половине XIX столетия и принявшее в 1860-х годах политический характер борьбы за реальную автономию Финляндии.
Основоположником фенномании является философ Йохан Вильгельм Снельман2. Согласно программе этого философа, которую кратко обобщил исследователь Й. Тепери [9], для автономии недостаточно развития финского языка и грамотности населения, необходимо просвещать финский народ, а финскую интеллигенцию сделать основой нации. Последний тезис, выдвинутый еще поэтом Я. Ютейни3, превратился на данном этапе в набирающий силу импульс общественно-политического развития Великого княжества Финляндского.
В первые десятилетия XIX века Й.В. Снель-ман являлся наиболее выдающимся последователем философии Г.В.Ф. Гегеля в финской науке. Философские взгляда: Гегеля еще в конце 1810-х годов получили распространение в Тур-куской академии4, но особенно способствовал их распространению Й.Я. Тенгстрём5, назначенный профессором философии Императорского Александровского университета в 1827 году. Тенгстрём стал главным популяризатором гегелевских идей, а его наиболее одаренным учеником был молодой Снельман. Гегельянские воззрения Тенгстрёма оказали известное влияние и на З. Топелиуса6.
Знакомство Снельмана со сложной во многих отношениях философией Гегеля, начавшееся в Императорском Александровском университете в конце 1820-х годов, когда там стал
преподавать Тенгстрём, продолжилось в конце 1830-х — начале 1840-х годов в Швеции и Германии. Поскольку целостной школы сторонников деятеля немецкой классической философии не существовало, финский ученый принадлежал к так называемым «левым гегельянцам», которые считали важным распространять учение Гегеля. Его распространением занимался и Снельман.
В деятельности основоположника фенно-мании условно можно выделить три основных этапа. Первый этап, длившийся около 15 лет, — обучение и исследовательская работа, а также написание основных философских трудов. Второй этап начался в 1840-х годах, когда Снельман стал распространять свои взгляды среди большой аудитории, сознательно стремясь повлиять на ее мировоззрение. Не все философы были блестящими популяризаторами своего учения, однако Снельман являлся как раз таковым. Третий этап — работа на посту сенатора, отвечающего за государственное устройство Великого княжества Финляндского. В это время Снельман проявил себя как выдающийся реформатор автономии.
Снельман отличался необычайной работоспособностью и интересом к окружающему миру, не свойственными кабинетным ученым. Он также зарекомендовал себя как добросовестный журналист. Снельман легко излагал свои мысли на бумаге, стиль работ философа привлекал своей самобытностью. Его творчество включает как философские произведения, так и романы, путевые заметки и газетные статьи, посвященные самым разным проблемам. Все это необходимо помнить, приступая к разговору о финском национальном пробуждении, которому во многом способствовал Снель-ман. Журналист А. Шауман7 позднее сравнил просветительскую деятельность Снельмана-сенатора с паровозом, который мчится сквозь новые пейзажи [10].
Редактируемая Снельманом газета «Сайма», выходившая в 1844—1846 годах, открыла для
большинства финнов новый мир. Во многом благодаря стараниям ученого и философа начался новый период в истории финской прессы, который условно можно определить как период открытой информации. Несмотря на то что этот период был непродолжительным, его значение огромно.
Согласно господствовавшему в ту пору в Российской империи авторитарному пониманию гласности, только аппарат чиновников мог представлять истинное общественное мнение, а общественную деятельность граждан следовало держать под контролем. Такие воззрения узаконивали цензуру, обеспечивавшую политическую безопасность государства. Цензура была введена в Финляндии еще в период шведского правления, а в 1829 году в Великом княжестве Финляндском появился собственный цензурный устав. Особый контроль устанавливался с той целью, чтобы сюда из Европы не могли проникнуть идеи либерализма и национализма, порождающие повстанческие движения в ее различных частях и казавшиеся опасными созданному по окончании эпохи наполеоновских войн Священному союзу. В так называемом культурном национализме финнов, основы которого были заложены калевальским литературным эпосом8, российские власти усматривали лишь одобрение и поддержку попыток финского народа выявить собственную уникальность.
Финская пресса первой половины XIX века не отличалась свободомыслием. Появление свободной прессы в Великом княжестве Финляндском связано с начинаниями молодых деятелей туркуского романтизма9. Лидер этого течения в финской литературе А.И. Арвидссон10 попытался нарушить авторитарное представление о гласности, укоренившееся в метрополии. В своей газете «Або Моргонблад» в 1821 году он писал о различных общественных проблемах, критикуя современные порядки и призывая к активизации деятельности финнов как нации, но эта газета была закрыта, не просуществовав и года, поскольку, по мнению российских чиновников, она затрагивала вопросы, не подлежащие публичному обсуждению.
Хотя о время правления Николая I в финляндской автономии число периодических изданий увеличилось, они не могли обращаться к
общественным проблемам. Зарубежные новости имели право сообщать только сугубо официальные газеты, подконтрольные государству. Приступая к журналистской деятельности в конце 1830-х годов, Снельман охарактеризовал всю финскую прессу как негодную и бесполезную [10]. С точки зрения философа, любая уважающая себя газета должна вести определенную целенаправленную политику; единственно верной политикой он считал реализацию идеи финского национального развития.
Взгляды Снельмана породили оживленную дискуссию, которая продолжилась с началом издания его газеты «Сайма» в 1844 году. В то время уже не только официальные и подконтрольные властям газеты стали более основательно редактироваться, публиковать зарубежные новости и печатать статьи, содержащие личную авторскую позицию. До основания «Саймы» Снельман писал и публиковал критические статьи в периодической печати и тем самым подготовил почву для своей национально-просветительской деятельности. Находясь в Швеции, он усвоил западноевропейские либеральные представления о гласности: пресса должна превратиться в открытую площадку для обмена мнениями с целью контроля за деятельностью общества и государства. Кроме того, публичная полемика была необходима для пробуждения самосознания нации.
Данные убеждения по сути явились исходными пунктами программы финского национального развития Снельмана, которую ученый начал активно пропагандировать со страниц «Саймы». Если в основе философии Гегеля лежало понятие «государство», то его финский последователь в системе своей теории опирался на понятие нации11. Одной из центральных категорий философии Снельмана был национальный дух, который проявляла каждая нация. Будущий сенатор развивал мысли о национальных духах своего немецкого учителя применительно к Финляндии, исторически не имевшей государственности.
По мнению Снельмана, понятие «национальность» включает в себя происхождение и язык индивида. Сам по себе язык не является признаком той или иной национальности, однако он имеет важное значение как непременное условие национального единства граждан.
Кроме того, язык выражает принадлежность человека к определенной национальной культуре, являющейся, с точки зрения философа, существенным признаком нации. Ведь несмотря на то, что культура представляет собой общечеловеческое достояние, каждой культуре присущи уникальные национальные черты. Снельман рассматривал нации как движущую силу истории.
В системе взглядов финского ученого философия нации и философия истории были неразрывно взаимосвязаны. Согласно Снельману, нации имели право на существование только в том случае, если они реализовывали свое национальное историческое предназначение. Он считал, что Финляндия должна занять свою нишу во всемирной истории, которую она заслужила благодаря живой национальной культуре страны. Хотя нация способна усваивать элементы культур других народов, с точки зрения Снельмана, она должна подавлять их в себе. Философ полагал, что указанная функция посильна нации, если она обладает самобытной культурой, основанной на родном языке, а также твердым национальным самосознанием и сведениями о себе. Непрерывное развитие национальной культуры обеспечивает активное функционирование национального духа, который по мнению ученого, проявляется, пока нация стремится к саморазвитию.
Формой воплощения национального духа, по Снельману, служит национальная литература, созданная на языке народа. В Финляндии таким языком являлся финский. Таким образом, ученик Гегеля утверждал, что народ должен быть одноязычным.
Данная позиция Снельмана по языковому вопросу устраивала в Великом княжестве Финляндском далеко не всех, так как его образованное население было шведскоязычным. Программа основоположника фенномании предполагала не только смену языка в финляндской автономии, но и призывала к изменению существовавших там устоев. Так, изменения должны были произойти в сферах народного просвещения и народного хозяйства и привести к улучшению ситуации в них. Финской интеллигенции, по мнению Снельмана, надлежало сменить язык для того, чтобы стать подлинной частью нации, из которой следовало сформировать новый слой образованной элиты Финляндии. Поскольку,
согласно либеральной теории гласности, общественное мнение страны представляли только образованные граждане, путем просвещения можно было вовлечь новые слои нации в деятельность по ее развитию. С точки зрения Снельмана, финское общество должно было стать динамично меняющимся. При этом его требования кардинальных общественных изменений не носили революционного характера: философ полагал, что указанным изменениям должны были способствовать публичная полемика и общественное мнение нации.
Деятельность А.И. Арвидссона по национальной активизации финнов в свое время привела к закрытию его газеты, просуществовавшей менее года, властями российской метрополии. Редактируемая Снельманом газета «Сайма» начала испытывать трудности уже в 1845 году, на второй год своего существования, а весной 1846 года ситуация с ее выходом осложнилась. Генерал-губернатор Великого княжества Финляндского А.С. Меншиков12 и раньше проявлял недовольство цензурной политикой автономии. Когда же в 1846 году по решению императора ему было поручено осуществлять руководство цензурой, газета «Сайма» была закрыта. В 1848 году, ознаменовавшемуся европейскими революциями, цензура в Российской империи ужесточилась, что обусловило введение в 1850 году нового цензурного устава, согласно которому на финском языке дозволялось издавать лишь религиозную и сельскохозяйственную литературу [5].
Таким образом, гласность, с помощью которой Снельману в первой половине 1840-х годов удалось изменить и оживить финскую прессу, была подавлена российскими чиновниками. Только в период генерал-губернаторства Н.И. Бобрикова13 цензура в Великом княжестве Финляндском была столь же жесткой, как в конце 1840-х годов. Эпоха угнетения финляндской автономии продлилась до Крымской войны 1853— 1856 годов, когда воцарившийся период гласности привел к постепенному ослаблению цензуры. Идея Снельмана о необходимости публичной полемики для принятия решений по общественным вопросам стала набирать новую силу.
Редактор и журналист А. Меурман14 писал, что финны читали «Сайму» «с горящими глазами и бьющимся сердцем» [10]. Особое влияние
издание основоположника фенномании оказало на университетскую молодежь, которая почувствовала, что нашла в нем что-то новое и важное для себя. Его газета приглашала к полемике и вызывала дискуссии в финской студенческой среде. Финны гордились учением Снельмана больше, чем «Калевалой» и своей древней поэзией.
Еще до появления «Саймы» профессор философии Снельман нашел близкого по взглядам человека в молодом историке и редакторе газеты «Хельсингфорс Моргонблад»15 Ф. Коллане16. В выходившем в городе Куо-пио издании «Маамиехен юстявя»17, которое Снельман сам редактировал непродолжительное
'В Великом княжестве Финляндском, с 1809 года являвшемся автономией в составе Российской империи, один официальный язык — шведский — существовал до 1863 года, когда Александром II было подписано Высочайшее постановление о предоставлении финскому языку одинаковых прав со шведским во всем непосредственно касающемся собственно финского населения края. Согласно постановлении финский язык после 20-летнего переходного периода получал равноправный официальный статус наряду со шведским.
2Исследователи относят философа Й.В. Снель-мана (1806—1881) к числу ярких деятелей финского национального пробуждения. Снельман не только положил начало фенномании, он вошел в историю страны также как ученый государственный деятель. Снельман во многом способствовал появлению у Финляндии собственной национальной валюты — марки — в 1860 году, а три года спустя, будучи уже сенатором, отвечающим за государственное устройство Великого княжества Финляндского, он добился подписания Александром II Высочайшего постановления, согласно которому финский язык уравнивался в правах со шведским языком. С 1856 по 1863 год Снельман — профессор философии Императорского Александровского университета. В 1860—1861 годах он исполнял там также обязанности профессора педагогики.
3Поэт Я. Ютейни (1781—1855) — один из выдающихся представителей крестьянского просветительства в финской литературе. Названное направление определяло творчество финскоязычных писателей в 1810-1820-х годах и было нацелено на создание развитого современного финского литературного языка (отсюда и сам термин «просветительство»).
время, статьи Коллана переводили на финский язык, так как его родным языком был шведский.
Убеждения сенатора Снельмана получили распространение в выборгской газете «Канава» П. Ханникайнена, издававшейся в 1845— 1847 годах и резко критиковавшей общественные порядки (ее закрыли в связи с усилением цензуры), а также в газете «Суометар»18, основанной молодыми представителями нового поколения фенноманов в 1847 году и ставшей главной газетой их соратников, влюбленных в Финляндию. Фенномания становилась все более популярной среди университетской молодежи Великого княжества Финляндского.
4Королевская академия в Турку, старейшее высшее учебное заведение Финляндии, была основанна в 1640 году. После большого пожара в 1827 году по решению императора Николая I академия была переведена в Гельсингфорс (с 1812 года столица Великого княжества Финляндского) и получила название Императорского Александровского университета (в честь покойного брата императора Александра I). С 1919 года, после обретения Финляндией независимости, называется Хельсинкским университетом. До начала XX века Александровский университет в Гельсингфорсе был единственным высшим учебным заведением в Великом княжестве Финляндском.
5Й.Я. Тенгстрём (1787—1858) — деятель финской науки и литературы. В 1817—1818 годах он был автором альманаха «Аура», одного из первых периодических изданий Великого княжества Финлядского, а в 1827—1848 гоах работал в Императорском Александровском университете, где преподавал практическую философию.
6З. Топелиус (1818—1898) — писатель, журналист, историк. Его важнейший труд «Наша страна», опубликованный в 1875 году, посвящен природе Финляндии, ее народу, истории и народной поэзии.
7Финский журналист А. Шауман (1826—1896), магистр философии, получил известность как основатель газеты «Хуфвудстадсбладет», появившейся в 1864 году (в настоящее время это крупнейшая швед-скоязычная газета Финляндии).
8Первая редакция карело-финского поэтического эпоса «Калевала» увидела свет в 1835 году, а вторая, дошедшая до наших дней, — в 1849 году. «Калевала» по сути первое произведение художественной литературы Финляндии.
9Под туркуским романтизмом понимается особое течение в финской литературе, существовавшее в конце 1810-х — начале 1820-х годов. Датой его возникновения считается 1815 год, когда группа молодых преподавателей Туркуской академии, среди которых был известный вдохновитель финского национального движения А.И. Арвидссон (1791—1858), основала литературный кружок, занимавшийся распространением романтических веяний в Великом княжестве Финляндском.
10Именно ему принадлежит знаменитая фраза «Мы не шведы, русскими становиться не хотим. Так будем же финнами!», в полной мере отражающая деятельность А.И. Арвидссона, связанную с пробуждением финского национального самосознания. Из-за резкой критики в адрес российских властей фактический лидер туркуского романтизма в 1822 году был изгнан из Туркуской кадемии и год спустя перебрался в Швецию.
ПВ частности, Снельман полагал, что всемирная история есть не что иное, как история наций, и каждый индивид может осуществить свое предназначение, лишь выступая в качестве неотъемлемой части и в интересах собственной нации. В наиболее законченной форме он изложил свои философско-политические взгляды в работе «Учение о государстве» (1842), ставшей на протяжении последующих десятилетий основополагающим трудом для развития финской государственно-правовой мысли.
12Светлейший князь, генерал-адъютант, адмирал А.С. Меншиков (1787—1869) находился на посту генерал-губернатора финляндской автономии с 1831 по 1855 год.
13Бывший начальник штаба войск гвардии и Петербургского военного округа Н.И. Бобриков (1839—1904) исполнял обязанности генерала-губернатора Великого княжества Финляндского с 1898 по 1904 год. Управляя автономией, он исходил из того убеждения, что Финляндию, которая была чуждой своей метрополии и уже в силу этого не могла оставаться лояльной по отношению к ней, следовало как можно теснее связать с Российской империей. Для осуществления данной цели Н.И. Бобриков разработал определенную программу, реализация
которой началась незамедлительно. В июне 1904 году бывший служащий финляндского Сената Э. Шауман (1875—1904) застрелил генерал-губернатора у входа в Сенат, после чего покончил с собой.
14А. Меурман (1826—1909) — один из наиболее заметных общественных деятелей Великого княжества Финляндского второй половины XIX века. Наряду с профессором истории Ю.С. Юрье-Коскиненом (1830—1903) он стал в 1863 году одним из лидеров Финской партии, привнеся в нее принципы фенно-мании. Создатель «Словаря сведений, относящихся к общему образованию», первой энциклопедии на финском языке, выходившей отдельными выпусками в 1883-1890 годах.
15Газета «Хельсингфорс Моргонблад» («Хельсинкский утренний листок») издавалась в 1832-1855 годах. Первым редактором ее (с1832 по 1837 год) был автор национального гимна Финляндии «Наш край» поэт Й.Л. Рунеберг.
16Ф. Коллан (1817-1851) — редактор газеты «Хельсингфорс Моргонблад» в 1841—1844 годах. Еще до начала работы в газете он стал сторонником программы Снельмана и впоследствии популяризировал ее. Таким образом, еще до выхода «Саймы» возникло первое издание, пропагандировавшее идеи выдающегося деятеля финского национального пробуждения.
17«Маамиехен юстявя» («Друг земледельца») — еженедельная газета, выходившая в 1844—1855 годах. Первые 14 номеров газеты (с января по апрель 1844 года) редактировал Снельман. Издание было предназначено для финского крестьянства и содержало главным образом статьи на сельскохозяйственную тематику. Газета выступала в роли просветителя крестьян в различных областях жизни, давая им первичные сведения о работе солнечной системы, о католической церкви, «Калевале» и финской народной поэзии.
18Газета «Суометар» выходила в 1847—1866 годах. Основателем ее считается поэт, переводчик и известный фенноман П. Тикканен (1823—1873). Газета ставила своей целью пропаганду фенномании и просвещение финского народа. В 1866 году была закрыта. Продолжательницей ее в 1869—1918 годах выступала газета «Ууси Суометар».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бородкин, М.М. История Финляндии. Время 2. Он же. История Финляндии. Время импера-
императора Александра II [Текст] / М.М. Бородкин. — тора Николая I [Текст] / М.М. Бородкин. — Пг.: Гос. СПб.: Гос. типография, 1908. — 571 с. типография, 1915. — 716 с.
3. Расила, В. История Финляндии [Текст] / В. Ра-сила. — Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 1996. - 294 с.
4. Юссила, О. Великое княжество Финляндское 1809-1917 [Текст] / О. Юссила. — Хельсинки: Ruslania Books Oy, 2009. — 844 c.
5. Он же. Политическая история Финляндии 1809—1995 [Текст] / О. Юссила, С. Хентиля, Ю. Не-вакиви. — М.: Весь мир, 1998. — С. 47.
6. Rein, Th. Juhana Vilhelm Snellman [Текст] / Th. Rein. — 3 p. — Helsinki: Otava, 1928. — 1. osa. — 504 s.
7. Suomen kulttuurihistoria: III:ssa osassa [Текст] / Toim. P. Tommila, V. Kallio ja A. Reitala. — Porvoo; Helsinki; Juva: WSOY, 1980. - II. osa. - 544 s.
8. Suomen lehdiston historia: 10:ssa osassa [Текст] / Paatoim. P. Tommila. — Kuopio: Kustannuskiila, 1988. — 1. osa: Sanomalehdiston vaiheet vuoteen 1905. — 646 s.
9. Teperi, J. Vanhan Suomen suomalaisuusliike: II: ssa osassa [Текст] / J. Teperi — Helsinki: Suomen historial-linen seura, 1967. — II. osa. — 293 s.
10. Tommila, P. Mita oli olla suomalainen 1800-luvun alkupuolella [Текст] // Heraa Suomi: suomalaisuusliik-keen historia / Paatoim. P. Tommila. — Kuopio: Kustannuskiila, 1989. — S. 60—63.