Научная статья на тему 'Федотов Павел Ильич врач, ученый, человек'

Федотов Павел Ильич врач, ученый, человек Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
124
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.И. ФЕДОТОВ / БИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Семисотова Е. Ф., Кулаков Ю. В.

The paper provides a profile of P.I. Fedotov who is a head of the department of propedeutics of internal diseases in Vladivostok State Medical University. His course of life in-cludes work in the regional hospitals on graduating from the institute, participation in the military operations during the Great Patriotic War, presentation of two theses for Doctor's degree, guidance for the department for 13 years, establish-ment of pulmonologists' school in Primorsky Region, and de-velopment of a series of basic works on the problems of clini-cal picture and medical treatment of lungs diseases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDOTOV PAVEL ILIICH A DOCTOR, A SCIENTIST, A MAN

The paper provides a profile of P.I. Fedotov who is a head of the department of propedeutics of internal diseases in Vladivostok State Medical University. His course of life in-cludes work in the regional hospitals on graduating from the institute, participation in the military operations during the Great Patriotic War, presentation of two theses for Doctor's degree, guidance for the department for 13 years, establish-ment of pulmonologists' school in Primorsky Region, and de-velopment of a series of basic works on the problems of clini-cal picture and medical treatment of lungs diseases.

Текст научной работы на тему «Федотов Павел Ильич врач, ученый, человек»

90

К 60-летию ПОБЕДЫ

УДК 616.1/4:92 Федотов

Е.Ф. Семисотова, Ю.В. Кулаков

ФЕДОТОВ ПАВЕЛ ИЛЬИЧ -ВРАЧ, УЧЕНЫЙ, ЧЕЛОВЕК

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: П.И. Федотов, биография.

Павел Ильич Федотов родился в крестьянской семье 22 января 1911 г. Его детство прошло в селе Огаре-во Пензенской губернии. С пятилетнего возраста маленький Павел выполнял обязанности по уходу за тремя младшими братьями, а с семи лет, в пору летних полевых работ, его оставляли старшим по дому. С шести лет Павел свободно читал, а в восемь отправился в сельскую школу, где за первую же зиму окончил два первых класса обучения, а в 3-м классе выполнил программу 3-го и 4-го классов. С 10 лет с ранней весны он с группой других подростков пас и стерег от волков своих и чужих овец. «Вечером мы, дети-пастухи, возвращались домой усталые, с обветренными и загорелыми от солнца лицами, довольные своими успехами, но иногда расстроенные в связи с потерей овец, украденных волками», — рассказывал Павел Ильич. Когда земля прогревалась, мальчик работал в поле со взрослыми: надо было пахать и боронить землю, участвовать в весеннем яровом севе. Вместе с группой других подростков на лошадях верхом Павел часто выезжал в ночное в район некошеных лугов. «Пасли и караулили лошадей от волков, воров и других бед, сменяя друг друга по очереди через короткие промежутки времени». В 12 лет детство закончилось — Павел стал жить вдали от дома, среди чужих людей, самостоятельно. Учился в уездной школе, а затем в педагогическом техникуме, зарабатывая на жизнь любой работой.

В 1929 г. восемнадцатилетним юношей он приехал в город Горький, сдал экзамены и был зачислен на медицинский факультет государственного университета. Днем Павел занимался на кафедрах и в клиниках, а вечерами до поздней ночи работал с другими студентами на сибирских пристанях, выгружая и перенося грузы из трюмов барж, приходивших по Волге и Оке. Разгружали пшеницу, овощи, соль, дрова, а иногда и астраханские арбузы. Работа не мешала успешной учебе и серьезным научно-исследовательским поискам. На кафедре нормальной физиологии под руководством известного физиолога профессора Петра Кузьмича Анохина студент Федотов выполнил свою первую научную экспериментальную работу «К вопросу о характере сосудорасширяющего действия перерожденного седалищного нерва». Результаты исследований, изложенные на 9 страницах, были опубликованы в 1933 г. за границей, в известном немецком научном журнале и в разделе «Экспериментальная и клиническая медицина» Горьковского медицинского журнала (1933, № 2, с. 55-60). Федотов любил говорить, что ему по-

везло в самом начале жизни с умным наставником, обаятельным, вдумчивым воспитателем, талантливым ученым, впоследствии ставшим членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР. Именно в студенческие годы, во время первых научных поисков, рядом с Учителем материализовалось его желание стать ученым. Но для осуществления этой мечты нужен был практический опыт. С 1933 г. после окончания Горьковского медицинского института Павел Ильич и его жена Евгения Александровна в течение 8 лет работали терапевтами в районных больницах Казахстана, Московской области, а последние 4 года перед войной — на Украине. Здесь Павел Ильич заведовал терапевтическим отделением небольшого украинского города в Запорожье. Молодые врачи успевали еще и преподавать студентам медицинской школы.

На второй день Великой Отечественной войны Павел Ильич был призван в армию. Служил общевойсковым врачом в частях действующей армии: вначале начальником лазарета, затем старшим врачом батальона аэродромного обслуживания, эпидемиологом объединения (авиакорпуса), затем начальником медицинского отдела авиатехнического соединения — района авиационного базирования. В ноябре 1944 г. он был принят в члены КПСС. Участник действующей армии с июня 1941 по декабрь 1945 г. П.И. Федотов прошел боевой путь со своим батальоном, а затем и авиакорпусом, закончив его под Берлином. Но сначала было отступление от Запорожья через Украину по дорогам Донбасса на юго-восток, остановки в Новочеркасске, Воронеже. Затем — быстрый рывок за три летних месяца (июнь-август 1942 г.) через Дон и Саль-ские степи до Армавира и Моздока и дальше по горам Кавказа через реки и примыкающие к ним болота с массой малярийных комаров до Каспийского моря, Махачкалы и района Попас, 40 км севернее Дербента — эндемического очага тропической малярии.

В тяжелое лето и осень 1942 г., когда враг отчаянно рвался к нефтяным запасам страны, важна была боеспособность каждого солдата Красной армии. Боевая же работа воинской части, вынужденно базирующейся в болотистой местности, была поставлена под угрозу из-за резкого увеличения числа больных малярией. Трудопотери от малярии в общей заболеваемости военнослужащих занимали исключительно большое место: уже через 14-20 дней после прибытия части в Дагестан возникла массовая вспышка малярии, в августе-октябре количество заболевших составляло 40-60 человек в день. Общее количество больных за весь эпидемический сезон 1942 г. было около 600 человек, в основном отмечалась трехдневная малярия. Перед старшим врачом части П.И. Федотовым встал вопрос: как и как долго надо лечить больного малярией, чтобы предупредить рецидивы и считать переболевшего практически здоровым, способным выполнять боевые задачи. Литературы по вопросу лечения малярии в зоне боевых действий не было. Необходимо было тщательно оценить разные схемы терапии в стационаре,

К 60-летию ПОБЕДЫ

91

на амбулаторном приеме и по месту службы, учесть особенности течения болезни и рецидивов. Работа увенчалась успехом — удалось предотвратить эпидемию и возвратить в строй сотни бойцов. Результаты работы — «Опыт профилактики и лечения малярии в действующих частях» — были доложены П.И. Федотовым на Первой научно-практической конференции руководящего медицинского состава авиации дальнего действия, куда входила и военная часть Павла Ильи -ча. Конференция состоялась в Москве 22-25 августа 1944 г. В журнале же «Медицинская паразитология и паразитарные болезни» (1944, том XIII, № 6, с. 54-57) была опубликована статья П.И. Федотова «О противо-рецидивном лечении трехдневной малярии».

Война с ее изнурительной работой, ожесточенной борьбой за жизнь раненых и больных продолжалась. Приходилось быть и хирургом, и невропатологом, и окулистом, и урологом, строгим командиром и чутким доктором. Сохранить жизнь больному в войну значило сохранить боеспособность армии. Именно этим и жил Федотов. Свидетельство тому — орден Отечественной войны II степени и медали «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу в Великой Отечественной войне» и другие.

И все эти годы в военном враче Федотове жил еще один человек, Федотов-ученый. И все-таки первый теснил второго, а второй соглашался и понимал: первый был нужнее. Когда закончилась война, ученый опять уступил — командование считало, что П.И. Федотов больше нужен как военный врач. Он остался в армии: служил начальником терапевтических отделений в госпиталях на Дальнем Востоке, а с 1956 по 1964 г. полковник Федотов был главным терапевтом Краснознаменного Дальневосточного округа. Но как никакие преграды не могут удержать поток, так не смог больше остановить своих мыслей о серьезной научной работе и Павел Ильич. Его опыт, знания, записи в специально заведенных блокнотах, раздумья военных лет — все настойчиво подводило к юношеской мечте — стать ученым. В конце 50-х годов он собрал и обобщил материал о течении крупозной пневмонии у 1000 молодых людей при лечении их антибиотиками и сульфаниламидами. Материалы исследований вошли в кандидатскую диссертацию, которую 50-летний соискатель защитил успешно в 1961 г. Основные положения работы вошли в «Руководство по внутренним болезням» и в ряд отечественных монографий, посвященных пневмониям. В следующие четыре года Павел Ильич изучал течение хронической пневмонии у лиц молодого возраста по материалам лечебных учреждений Дальнего Востока, оформил докторскую диссертацию и в 1969 г. защитил ее. Работа имела не только теоретическое, но и большое практическое значение, в особенности для войсковых врачей.

С 1966 по август 1979 г. в течение 13 лет П.И. Федотов заведовал кафедрой пропедевтики внутренних болезней Владивостокского медицинского института. Под его руководством кафедра достигла высоких

\ ^ у

/

П.И. Федотов во время Великой Отечественной войны (1941 г.) и в годы заведывания кафедрой пропедевтики внутренних болезней ВГМИ.

показателей в идейно-воспитательной, учебной, лечебной и научной работе. Павел Ильич — автор 7 монографий, редактор 6 сборников научных статей, под его руководством были выполнены 9 кандидатских диссертаций, посвященных вопросам пульмонологии. Его учебные пособия «Курс лекций по общей диагностике внутренних болезней» (1975) и «Атлас фотоиллюстраций к физическим методам клинического исследования внутренних органов человека в норме и патологии» (1976, совместно с Н.А. Коросте-левой) не потеряли актуальности и в настоящее время. Ученики Павла Ильича работают сегодня в родном институте профессорами, доцентами, заведуют кафедрами.

Профессор П.И. Федотов по праву считается основателем школы пульмонологов в Приморском крае. В 1970 г. по его инициативе и при активной поддержке ученого совета ВНИИ пульмонологии (г. Ленинград) на базе Владивостокского медицинского института состоялась объединенная научная сессия ВНИИ пульмонологии МЗ СССР и I Дальневосточная научно-практическая конференция по вопросам пульмонологии. Сессия-конференция удовлетворяла требованиям и теории, и лечебной практики, проходила при большой аудитории с числом участников в разных секциях и симпозиумах от 200 до 450 человек, представлявших широкие круги врачебной общественности Владивостока и Приморского края. В последующие годы пульмонологические конференции проводились регулярно.

Павел Ильич проявил себя как опытный воспитатель молодежи, прекрасный педагог, в высшей степени принципиальный, требовательный к себе и окружающим. И студенты, и врачи, и больные, все ощущали в нем глубоко спрятанную за суровостью отношений любовь к людям. Человек незаурядного ума, П.И. Федотов был прекрасным диагностом, блестящим лектором, чутким товарищем. Однажды известный журналист попросил Павла Ильича вывести формулу жизни для молодежи и в ответ услышал:

92

ПЕДАГОГИКА

«Оставайтесь верными своей мечте. Всю жизнь будьте ей преданными, боритесь за нее. И тогда вы будете, непременно будете счастливы».

И на пенсии профессор П.И. Федотов продолжал делиться своим огромным клиническим опытом, опубликовав за 11 лет еще 4 монографии, в том числе «Трудности и ошибки клинической диагностики» (1992). В 1990 г. незадолго до смерти Павел Ильич написал «Берега жизни» — биографический очерк, документальную хронику, посвященную жене и другу Федотовой Евгении Александровне. В этой книге по фрагментам из фронтовых писем, дневников, заметок перед нами предстает прекрасный образ нашего современника — умного, скромного, преданного своей стране, семье и медицине, кристальной чистоты и высокой чести учителя и наставника.

УДК 616-091+340.6]:378.661(571.63)

Ю.В. Каминский, Т.М. Федченко, О.Г. Полушин

ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ КАФЕДР ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ В ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: обучение, судебная медицина, патологическая анатомия.

Происходящие реформы в высшем медицинском образовании предлагают значительную трансформацию сложившихся структурных процессов, касающихся, прежде всего, системы познавательных учебных операций, достаточных для выполнения конкретной деятельности [5]. Судебно-медицинская экспертиза — это регламентируемый законом и проводимый врачом научно-практический анализ, в ходе которого исследуются объекты для решения конкретных медицинских вопросов, возникающих у судеб-но-следственных органов. Одним из таких объектов является труп, что сближает судебную медицину и патологическую анатомию. Несмотря на разные цели и задачи, главный вопрос — причина смерти — остается общим. Именно поэтому вот уже более 7 лет подготовка экспертов-танатологов проводится преподавателями двух кафедр — судебной медицины и патологической анатомии. Это позволило выстроить систему преподавания, отличающуюся новизной и высокой результативностью, базирующуюся на тесной связи науки и практики.

Судебная медицина — прикладная наука и может развиваться только в тесном сотрудничестве со смежными дисциплинами, основной из которых была и

Таким Павел Ильич Федотов остался в сердцах всех, кто его знал.

Поступила в редакцию 15.11.04.

FEDOTOV PAVEL ILIICH - A DOCTOR, A SCIENTIST; A MAN

E.F. Semisotova, Yu.V. Kulakov Vladivostok State Medical University

Summary — The paper provides a profile of P.I. Fedotov who is a head of the department of propedeutics of internal diseases in Vladivostok State Medical University. His course of life includes work in the regional hospitals on graduating from the institute, participation in the military operations during the Great Patriotic War, presentation of two theses for Doctor's degree, guidance for the department for 13 years, establishment of pulmonologists' school in Primorsky Region, and development of a series of basic works on the problems of clinical picture and medical treatment of lungs diseases.

Pacific Medical Journal, 2004, No. 4, p. 90-92.

остается патологическая анатомия. Сложность работы экспертов-танатологов состоит в том, что они исследуют труп «вслепую» — без истории болезни, амбулаторной карты и часто без предварительных сведений о возможной причине смерти. Они первыми могут встретиться с неожиданными, а в части случаев и опасными для жизни и здоровья населения заболеваниями [3, 4]. В связи с этим и возникает необходимость в патологоанатомической подготовке судебно-медицинских экспертов. Приоритетными темами, изучаемыми на кафедре патологической анатомии (1-й этап обучения), являются следующие:

1. Патологоанатомическая характеристика инфекционных заболеваний, особо опасных инфекций и СПИДа;

2. Скоропостижная смерть;

3. Грипп: эпидемиология, патогенез, клинические и патологоанатомические проявления, меры профилактики;

4. Диагностика алкогольной болезни и наркоманий;

5. Принципы построения диагноза и кодирование в соответствии с МКБ-10.

2-й этап обучения предполагает работу в музее кафедры. Если судебно-медицинский музей ориентирован на медицинскую криминалистику, то патоло-гоанатомический музей — это иллюстрация через макропрепараты болезней человека, распознаванию и диагностике которых учит медицина [6]. В музее кафедры судебной медицины вспоминаются слова великого Тардье: «Вот, где приходится разочаровываться в человечестве...». В музее кафедры патологической анатомии — «Смерть учит жизни». И в том, и в другом случае осуществление принципа наглядности позволяет создать у слушателей конкретное представление об объекте либо процессе, чтобы далее идти к суждению, умозаключению, научному понятию и сознательному восприятию материала. Соединение, казалось бы, несоединимого, вычленение простого из сложного — это и есть инновационные процессы на основе закономерностей педагогической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.