СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В.В. Козловский
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОЦИОЛОГИЯ»
Социологическое образование в России вступает в возраст зрелости. С момента, когда впервые были открыты отделения прикладной социологии (1985 г.) и факультеты социологии (1989 г.) в государственных университетах Москвы и Ленинграда, выросли поколения специалистов, получивших профессиональное образование по социологии. Социология преподается не только в качестве специальной, но и общеобразовательной дисциплины практически во всех российских вузах. Новые поколения социологов-преподавателей, исследователей и экспертов профессионально окрепли, многие обрели собственную идентичность. Вместе с тем ощущается острая необходимость модернизации социологического образования.
Система социологического образования меняется, но, кажется, слишком медленно. Прошел первый этап, и преподавательским корпусом стали ощущаться недостатки в структуре и содержании социологического образования. Российское общество изменяется гораздо быстрее, чем социологическое знание. Profession de foi российской социологии оказалось консервативным, слабо реагирующим на вызовы современности. Новые времена требуют инновационных подходов как в исследовательской практике, так и в области социологического образования. Отвечая на давно известное требование — учитель сам должен учиться, чтобы быть на уровне современной науки — мы предлагаем вниманию наших читателей концепцию создания в С.-Петербургском государственном университете Федерального центра повышения квалификации по социологии. Мы стремимся оказать институциональную поддержку социологическому сообществу в совершенствовании профессионального педагогического и исследовательского мастерства.
Концепция создания и развития ФЦП К «Социология»
в рамках инновационного проекта, поддержанного
Национальным фондом повышения квалификации (НФПК)
Настоящая концепция основана на принципах образовательной политики в Российской Федерации, определенных в Законе «Об образовании», Федеральном
законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрытых в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
ФЦПК «Социология» в Санкт-Петербургском государственном университете создается в рамках Инновационного проекта НФПКпо программе «Совершенствование социально-экономического образования в вузах» по конкурсу «Создание центров повышения квалификации преподавателей» в 2002 г.
Общие предпосылки выдвижения и осуществления данного проекта заключаются в том, что на современном этапе развития России образование и наука становятся все более мощными движущими силами экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает их одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах соблюдения прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, социальной справедливости и социальной ответственности. Многонациональной российской высшей школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и других языков народов России, формирования российского самосознания и идентичности. Обновленное образование может и должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее интеллектуального потенциала, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества — общества с высоким уровнем жизни, развитой духовной, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурами.
Основные цели послевузовского профессионального образования состоят в поддержании высокой квалификации, создании условий для повышения уровня компетентности, своевременной специальной переподготовки и переквалификации профессорско-преподавательского состава, его конкурентоспособности на рынке труда, формирования социальной ответственности, свободного владения своей профессией и ориентации в смежных областях деятельности, способности к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовности к постоянному совершенствованию, социальной и профессиональной мобильности. Послевузовское образование содействует более полному удовлетворению потребностей личности в познании, получении соответствующего образования, открывает возможности профессионального роста.
Социология занимает особое место в ряду социальных и гуманитарных наук, активно развивающихся в настоящее время в России. Как наука об обществе, она наряду с другими функциями решает задачу интеграции специализированных соци-огуманитарных, социоэкономических, социополитических и социотехнических концепций и способствует получению универсального междисциплинарного знания — картины мира и системы ценностей — и формированию практических моделей действия и способов принятия решений. Благодаря накопленному в России и за рубежом опыту современное социологическое образование в состоянии решать подобного рода задачи.
Традиции и современные тенденции
послевузовского образования в России
В России имеется значительный опыт в организации повышения квалификации и переподготовки. Вместе с тем сложившаяся ранее система послевузовского образования и переподготовки в области социологии оказалась не готовой к работе в новых социально-экономических и политических условиях.
Современной России необходима мобильная и гибкая система непрерывной подготовки кадров, существенная модернизация содержания и структуры повышения профессионального мастерства в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.
Выдвижение и осуществление данного проекта вызвано необходимостью:
а) заполнения пробелов и устранения дефицита теоретических, эмпирических, прикладных, и особенно педагогических социальных знаний в системе послевузовской профессиональной подготовки в области социологии, социальных наук в целом;
б) совершенствования организационного механизма обмена научной информацией внутри корпуса российских преподавателей по социологии и развития современного отечественного информационно-коммуникативного поля для мобильного и эффективного использования научных достижений мирового уровня в исследовательских разработках и в сфере образования по социологии;
б) распространения наиболее эффективных подходов, исследовательских и образовательных методов, методик и техник в социологическом образовании в России;
в) координации и интеграции научно-исследовательской работы и образования в области социологии и смежных социальных дисциплин.
Содержание проекта соответствует национальным приоритетам, заложенным в «Инновационном проекте развития образования» и Программе «Поддержка инноваций в высшем образовании», которые включают:
— содействие внедрению новых современных образовательных форм, учебных программ и модулей;
— разработку и реализацию научно-исследовательских и научно-педагогических проектов для модернизации преподавания социологических дисциплин;
— коммуникативное, информационное обеспечение и поддержку развития академических и профессиональных связей при помощи издания профессиональных периодических и других печатных изданий по социологии;
— совершенствование деятельности учебных и научных социологических организаций, как государственных, так и негосударственных организаций: Российского общества социологов, Социологического общества им. М.М. Ковалевского и др.;
— использование электронных сетей и средств коммуникации для обмена информацией, создания новой образовательной среды, виртуальных способов обучения в сфере социальных наук.
Цели и задачи проекта послевузовского образования в области социологии
Генеральная идея проекта состоит в создании и осуществлении деятельности ФЦПК «Социология», призванного развивать и наращивать человеческий капитал в области преподавания социальных наук, обеспечить совершенствование профессионального мастерства преподавателей, научных работников, экспертов,
консультантов и других категорий работников, занятых разработкой, распространением и трансляцией социального знания на уровне современных достижений мировой социологической науки.
Конкретные цели проекта:
1) модернизация системы послевузовского и дополнительного социологического образования в России, координация системы повышения квалификации по социологии в России посредством разработки, внедрения в систему повышения квалификации апробированных новых образовательных программ, модулей учебных курсов, обеспечение методической поддержки, организационного и информационного сопровождения;
2) содействие развитию межвузовского международного сотрудничества в области совершенствования профессионального мастерства, обмен опытом преподавания между российскими и иностранными специалистами по социальным наукам, оперативное обсуждение и включение новых концепций, результатов научных исследований в структуру профессиональной подготовки и переподготовки социологов;
3) разработка и популяризация новейших образовательных и обучающих программ по социологии и смежным специальностям (курсы, консультации, тренинги, учебные исследования и другие формы преподавания), сопоставимых по уровню, содержанию и методам обучения в вузах России и ведущих зарубежных университетах;
4) подготовка, продвижение, распространение и освоение комплексов (пакетов) инновационных учебных, научно-дидактических, методических и экспертных материалов в системе социологического образования и социальных исследований на современном уровне;
5) развитие интерактивных форм очного и дистанционного поствузовского образования и создание учебно-методического и дидактического архива для расширения доступа к учебно-методическим материалам;
6) развитие новых направлений фундаментальных исследований и практически ориентированных научных школ, построение принципиально новых моделей прикладных исследований и разработок, способствующих развитию социальной науки и распространению образовательных инноваций.
Повышение профессионального мастерства и компетентности педагогических и научных кадров в области социологии включает в себя решение следующих основных задач:
— разработка и экспериментальная апробация моделей реформирования системы подготовки педагогических кадров, ее организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании;
— обновление системы повышения квалификации работников образования, перевод их финансирования на конкурсную основу и введение индивидуального подхода к финансированию повышения квалификации педагога на основе его личного выбора места дополнительного профессионального образования;
— содействие вузам в выполнении установленного государством норматива повышения квалификации или переподготовки в определенных объемах не реже, чем один раз в пять лет;
— организация и проведение всеобуча по новейшим информационным технологиям;
— реорганизация методического обеспечения системы (службы) преподавания социальных наук; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга;
— создание эффективной системы подготовки, повышения квалификации и аттестации профессорско-преподавательского персонала, а также руководителей органов управления высшим образованием и образовательных учреждений;
— качественное обновление педагогического процесса в социальных науках, преодоление неоправданного разрыва науки и образования, оторванности их от запросов современной практики;
— целевое финансирование перспективных прикладных исследований и разработок социально-образовательного характера;
— взаимодействие с ведущими зарубежными специалистами и центрами социологического образования.
Для достижения поставленных целей и задач С.-Петербургский государственный университет в лице факультета социологии, его ближайших партнеров — Социологического института РАН и Европейского университета в С.-Петербурге, факультетов и кафедр социологии российских вузов, академических учреждений — располагает всеми необходимыми интеллектуальными, техническими и организационными ресурсами, а также системой устойчивых связей с научными, образовательными и информационными центрами США, ряда стран Западной Европы и России.
Образовательные программы повышения квалификации и переподготовки кадров в области социологии и смежных дисциплин будут организованы и проводиться по наиболее актуальным и перспективным направлениям современной социологической науки (см. табл.).
Направления деятельности ФЦПК «Социология»
Направления деятельности ФЦПК «Социология» по Инновационному проекту НФПК распределяются следующим образом:
1. Подготовка нормативных документов ФЦПК «Социология».
2. Проведение маркетингового исследования востребованности повышения квалификации по социологии, создание базы данных о структуре и состоянии системы повышения квалификации в России.
3. Разработка, экспертиза и внедрение образовательных модулей, учебных курсов, программ и материалов, подготовка к изданию учебно-методических пособий, создание учебно-информационной базы данных ФЦПК.
4. Повышение квалификации и переподготовка профессорско-преподавательского состава российских вузов, проведение обучающих семинаров, круглых сто-лов,.конференций и тренингов в ФЦПК.
5. Организация и проведение консалтинга в процессе послевузовского образования в области социальных наук.
6. Повышение квалификации и переподготовка профессорско-преподавательского состава в качестве консультантов и экспертов за рубежом, командировки преподавателей для ознакомления с зарубежным опытом преподавания.
Сравнительная таблица приоритетных направлений ФЦПК и исследовательской тематики комитетов Международной социологической ассоциации
Приоритетные образовательные направления и дисциплины ФЦПК «Социология» Перечень исследовательских комитетов Международной социологической ассоциации
Власть, элиты, политика Aging
Возрастные группы Agriculture and Food
Гендерные отношения Alienation Theory and Research
Глобализация и социокультурные изменения Armed Forces and Conflict Resolution
Девиантное поведение, преступность, криминальные Arts
структуры Biography and Society
Искусство Childhood
Историческая социология Clinical Sociology
История зарубежной социологии Communication, Knowledge and Culture
История российской (советской) социологии Community Research
Коммуникация Comparative Sociology
Конфликт и консенсус Conceptual and Terminological Analysis
Культура Deviance and Social Control
Сравнительная социология Disasters
Количественные и качественные методы в социологии, Economy and Society
включая методы обработки информации в социологии Education
(напр., SPSS) Environment and Society
Наука Ethnic, Race and Minority Relations
Миграция Family Research
Образование Futures Research
Общественная безопасность Health
Общественное мнение History of Sociology
Организационное развитие Housing and Built Environment
Повседневность Labor Movements
Потребление Law
Прикладная социология Leisure
Профессии Logic and Methodology
Религия Mental Health and Illness
Семья Migration
Сексуальность Organization
Современные социальные теории Participation and Self-management
Социальная и политическая антропология Political Sociology
Социальная структура, стратификация и социальное Population
неравенство Poverty, Social Welfare and Social Policy
Социальные проблемы и их предотвращение Professional Groups
Социальные технологии Rational Choice
Социология знания Regional and Urban Development
Социология международных отношений Religion
Социология менеджмента Science and Technology
Социология третьего сектора Social Classes and Social Movements
Управление Social Movements, Collective Action and Social
Экономика, индустрия, труд Change
Этничность и национальные отношения Social Practice and Transformation
Social Psychology
Sociocybernetics
Sociolinguistics
Sociotechnics, Sociological Practice
Sport
Stratification
Theory
Tourism, International
Women in Society
Work
Youth
Кадровый состав ФЦПК: консультанты и эксперты
В качестве консультантов и экспертов проекта приглашаются российские и зарубежные преподаватели вузов и сотрудники академических учреждений, а также специалисты, работающие в соответствующих областях социальных наук.
Формирование корпуса российских и зарубежных преподавателей-консультантов и экспертов основано на следующих принципах: 1) предложение консультантами курсов, семинаров, других образовательных услуг в аннотированной форме; 2) экспертиза научно-методического совета ФЦПК; 3) выбор слушателями предложенных авторами программ курсов, семинаров и т.д.
Целевая аудитория и ее формирование
Целевая аудитория ФЦПК — это преподаватели социологии и других социальных наук высших учебных заведений, докторанты, аспиранты, исследователи, специализирующиеся и участвующие в сфере социологического образования, научные работники, а также учащиеся вузов: студенты старших курсов, магистранты, ориентированные на педагогическую работу. К участию в учебных программах Центра будут привлекаться специалисты в области социальной политики, социальной работы, работники государственных и региональных органов власти, местных администраций, служащие, занятые в сферах управления, профессионально занятые проблемами социальной защиты, социальной помощи, занятости, активисты и сотрудники негосударственных и некоммерческих организаций.
Принципы формирования аудитории ФЦПК включают выбор слушателями образовательных услуг из числа предложенных, целевой прием на образовательные формы и конкурсный отбор слушателей.
Структура повышения квалификации и переподготовки
профессорско-преподавательского состава в рамках ФЦПК
Структура образовательных услуг:
а) обучение в соответствии с образовательным госстандартом, а также инновационные дополнительные образовательные программы и курсы в очной форме, дистанционной форме, а также тренинги как основной и дополнительный вид обучения;
б) консультирование научно-дидактическое и методическое сопровождение общего и специального характера в области социальных наук;
в) научно-дидактическое и методическое сопровождение учебных курсов в области социальных наук;
г) информационные услуги и информационное сопровождение учебного процесса;
д) организационное обеспечение обучения и образовательных услуг;
е) правовое обеспечение, лицензирование, документирование образовательных услуг ФЦПК-
Виды программ и модулей
Послевузовское образование в рамках ФЦПК «Социология» включает две программы: «Общая социология: история, теория и методология» и «Новые на-
правления в современной социологии», а также программы второго высшего образования и дополнительные образовательные программы по социальным наукам.
В рамках проекта предлагается широкий выбор образовательных услуг: 1) краткосрочные учебные программы (до 72 часов), по итогам которых слушателям выдается справка или удостоверение о пройденной программе; 2) среднесрочные программы и модули (от 72 до 500 часов), по итогам которых слушателям выдается удостоверение или свидетельство о повышении квалификации; 3) комбинированные долгосрочные программы повышения квалификации по социологии (более 500 часов), по итогам которых слушателям выдается диплом о переподготовке; 4) программы второго высшего образования, по итогам которых слушателям выдается диплом; 5) программы дополнительного образования, по итогам которых слушателям выдается соответствующий диплом.
Гибкая система организации учебного процесса предоставляет возможность комбинирования образовательных программ.
Программа «Общая социология: история, теория и методология» распадается на ряд модулей, а именно:
Модуль 1. «История социологии» включает курсы и семинары по истории российской социологии, зарубежной классической социологии и современной зарубежной социологии.
Модуль 2. «Современные социологические теории, эмпирические исследования и прикладные разработки» включает курсы и семинары по таким темам, как основные социологические понятия, введение в социологию, современные школы, концепции, обзор и аналитика исследовательских проектов эмпирического и прикладного характера.
Модуль 3. «Социальная структура и социальные изменения» включает курсы и семинары по социальной структуре, социальным институтам, социальной стратификации, неравенству, социальным изменениям
Модуль 4. «Методы социологических исследований и экспертиз» включает курсы и семинары по количественным и качественным методам исследований, отдельным частным методам, методам анализа, обработки данных и т.д.
Модуль 5. «Отраслевая социология» включает курсы и семинары по наиболее значимой и актуальной тематике: культура, экономика, политика, молодежь и др.
Программа «Новые направления в современной социологии»
Модуль 1. «Глобализация и современные общества»
Модуль 2. «Гендерная проблематика в социологии»
Модуль 3. «Социокультурная коммуникация»
Модуль 4. «Социологические подходы в социальном управлении»
Модуль 5. «Организационное развитие»
Модуль 6. «Социология и маркетинг»
Модуль 7. «Социология международных отношений»
Модуль 8. «Международная сравнительная социология»
Модуль 9. «Социология третьего сектора»
Тренинги как основной и дополнительный вид обучения
Тренинги рассматриваются как самостоятельная и составная часть повышения квалификации и переподготовки слушателей в ФЦПК
Программа тренингов включает самостоятельные блоки по следующей тематике:
Блок 1. Личностное совершенствование
Блок 2. Социальная психология групповой работы
Блок 3. Социокультурная коммуникация
Блок 4. Социальное управление
Блок 5. Социальный менеджмент
Блок 6. Гендерное взаимодействие и гендерная культура Блок 7. Регулирование и разрешение конфликтов Блок 8. Педагогическое влияние и взаимодействие Блок 9. Социальный маркетинг
Отдельные тренинги из каждого блока будут проводиться в рамках обучающих семинаров (программ и модулей).
Консультационные образовательные услуги
Консультационные образовательные услуги будут проводиться для отдельных слушателей, групп и учреждений. Консультирование складывается из ряда направлений общего и специального характера в области социальных наук:
— сопровождение научно-образовательных программ, модулей, курсов;
— обмен опытом о методах современного преподавания по социальным наукам;
— совершенствование дидактики и методики современного социологического образования;
— поддержка подготовки слушателями учебных курсов;
— помощь авторам научно-учебных изданий, учебно-методических, учебных пособий
Конкретная программа консультационных услуг находится в стадии формирования.
Информационное обеспечение и сопровождение деятельности ФЦП К включает следующие виды деятельности:
— информационное обеспечение и сопровождение, направленное на организацию учебного процесса в очной и дистантной формах, на поддержку активной коммуникации в социологическом сообществе и, в первую очередь, снабжение слушателей учебно-методическими материалами, учебниками, виртуальными коллекциями и др.;
— подготовка и издание учебных, учебно-методических материалов, учебников; формирование электронной библиотеки и размещение ее в сети Интернет;
— опубликование, проведение экспертиз и публичных обсуждений отечественных и зарубежных научно-педагогических и исследовательских материалов базовых и дополнительных программ, пособий и курсов для ФЦПК;
— презентация образовательных программ и модулей ФЦПК «Социология», включающих новые учебные программы, курсы, учебные и дидактические материалы базовых и специальных форм социологического образования; в сети Интернет: http://www.socioIogy.net.ru и http://www.soc.pu.ru, а также в сети «Соционет»;
— формирование банка данных всероссийской сети послевузовского дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки по социологии;
— дигитализация социальной информации на различных языках необходимых для учебного процесса научных, учебных и учебно-методических материалов и текстов;
— использование телекоммуникационных, мультимедийных и множительных средств для процесса обучения;
— развитие современной информационной базы и целенаправленное формирование совместного с факультетом социологии СПбГУ библиотечного фонда ФЦПК, закупка современной литературы на русском и иностранных языках;
— формирование в ФЦПК«Социология» специализированной информационной базы данных (архива образовательных программ, научно-методических материалов и др.);
— приобретение доступа к базам данным социальной информации, порталам по социальным наукам;
— создание каталогов и баз данных по современным социальным исследованиям, социологическому образованию в России и за рубежом.
Организационное обеспечение обучения и образовательных услуг
Организационное обеспечение обучения и образовательных услуг будет проводиться по следующим направлениям:
— развитие и координация работы в области повышения квалификации По социологии с другими центрами и учреждениями;
— подготовка и организация стажировок, консультаций и обучения в различных учебно-дидактических формах и консультирования слушателей ФЦПК на базе разработанных образовательных программ и модулей (список предлагаемых преподавателями-консультантами курсов и предварительная тематика модулей, курсов в стадии формирования) согласно дифференцированной структуре повышения квалификации преподавателей по уровню социологического образования (бакалавры, специалисты, магистры, аспиранты);
— организация обмена и использования материалов различных образовательных форм (учебных курсов, семинаров и т.п.), разработанных под эгидой НФПК;
— обеспечение аудиторного фонда, материально-техническая поддержка учебного процесса;
— организация проживания российских и зарубежных слушателей и консультантов;
— создание и апробация инновационных образовательных моделей (1) интерактивного практически участвующего обучения, (2) дистанционного обучения, (3) программ тренингов, (4) оффлайновых форм обучения в различных учебно-дидактических формах (семинары, летние школы и др.);
— постепенное формирование федеральной сети (региональных филиалов и зональных представительств) ФЦПКс перспективой организации повышения квалификации преподавателей социологии в этих региональных представительствах;
— разработка научно-педагогические комплексов, программ и модулей ФЦПК по социологии, включающих новые учебные программы, курсы, учебные и дидак-
тические материалы базовых и специальных программ и модулей социологического образования;
— подготовка учебного плана мероприятий (стажировок, обучения и консультирования и др.) слушателей ФЦПК по дифференцированной структуре повышения квалификации преподавателей;
— проведение мероприятий по обмену опытом и постоянной коммуникации российских и зарубежных преподавателей социологии;
— командировки российских консультантов ФЦПК в российские вузы;
— поддержка научных исследований, связанных с повышением квалификации по социологии и усиления научно-учебной коммуникации, формирование рабочих исследовательских проблемных групп в области повышения квалификации и переподготовки по социологии;
— разработка критериев качества, уровня, эффективности научно-методических и научно-образовательных комплексов, разрабатываемых в ФЦПК;
— организация научной экспертизы, оценки и рекомендаций разрабатываемых в ФЦПК новых учебных программ, курсов и др. материалов;
— проведение в С.-Петербурге научных конференций, семинаров, круглых столов и др. мероприятий.
ФЦПК выдает следующие документы о послевузовском образовании государственного образца:
1) Диплом о переподготовке (по итогам аттестации по программе, продолжительностью не менее 500 ч.)
2) Свидетельство о повышении квалификации (по итогам аттестации по программе, продолжительностью не менее 100 ч.)
3) Удостоверение о повышении квалификации (по итогам аттестации по программе, продолжительностью не менее 72 ч.)
4) Слушателям программ продолжительностью менее 72 ч. выдаются справки и удостоверения специального факультета повышения квалификации и переподготовки по социологии и социальной работе СПбГУ.
Перспективы развития проекта, влияние результатов проекта на качество социологического образования в вузах
Новейшие методики, обучающие программы и модули социологического образования обеспечат качественное улучшение преподавания социальных наук в вузах, преподаватели и сотрудники которых пройдут обучение в ФЦПК «Социология». Планируется перейти на новые способы научной и педагогической коммуникации, на освоение новых дидактических и технических средств обучения, включая сетевое образование. Намечена программа непрерывного послевузовского социо-гуманитарного образования, сочетаемого со специализацией по отдельным отраслям социологии. Повышение квалификации по социологии в разных по длительности, объему и содержанию формах обучения будет содействовать внедрению в образовательный процесс активных форм обучения, формированию умений творчески применять и развивать полученные знания.
Сложившаяся система тесного партнерства факультета социологии СПбГУ, Социологического института РАН, Европейского университета в С.-Петербурге с рос-
сийскими и зарубежными вузами позволяет обеспечить продвижение новейших курсов, спецсеминаров, учебно-методических пособий в социологическом сообществе России. Обмен опытом социологического образования приобретет систематический диалоговый характер. Намечаемые по проекту результаты обеспечат новый уровень овладения теоретическими и прикладными знаниями по социальным наукам.
Полученные результаты намечено публиковать и широко распространять среди исследователей, сотрудников, преподавателей и учащихся вузов и других организаций.
В этих целях создается система маркетинга и постоянного мониторинга текущих и перспективных образовательных потребностей, рынка труда и услуг в области социальных наук. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему послевузовского профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру повышения квалификации и переподготовки. Результаты прогнозирования спроса на образовательные услуги, а также рейтинги учреждений профессионального поствузовского образования приобретают публичный характер через информационные сети и средства массовой информации.
Наш адрес:
193060, Россия, С.-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, подъезд 9. Санкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии
Федеральный центр повышения квалификации «Социология»
Телефон / факс: (812)271-9223, 271-9603 E-mail: [email protected] Web-site: www.socio1ogy.net.ru www.soc.pu.ru www.spbu.ru