Научная статья на тему 'Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «Магистр»)'

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «Магистр») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «Магистр»)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2011. № 4

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030200 ПОЛИТОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 030200 Политология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП — основная образовательная программа;

ОК — общекультурные компетенции;

ПК — профессиональные компетенции;

УЦ ООП — учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в табл. 1.

* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск Трудоемкость (в зачетных единицах)

Код в соответствии с принятой классификацией ООП Наименование

ООП магистратуры 68 магистр 2 года 120*

* Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в табл. 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:

— академические и научно-исследовательские организации, связанные с политологической проблематикой, в качестве научных сотрудников, способных к проведению самостоятельных исследований;

— образовательные учреждения высшего профессионального образования, в качестве преподавателей общепрофессиональных и специальных политологических дисциплин;

— органы власти и управления, редакции средств массовой информации, в качестве сотрудников, способных к самостоятельной разработке и осуществлению реализуемых данными органами решений;

— аппараты политических партий, коммерческие и общественные

структуры, осуществляющие организационную, проектную, консультативную, исследовательскую, аналитическую и информационную деятельность в сфере политики, в качестве сотрудников, способных к участию в разработке и осуществлении реализуемых данными структурами решений.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

— различные сферы общественно-политического, социокультурного и экономического пространства Российской Федерации и международной сферы. В политической сфере — это прежде всего структуры государственной власти и управления (федеральный, региональный и муниципальный уровни), политические партии и общественно-политические движения, международные организации. В социокультурном плане — политическая культура и общественное сознание, политические настроения в обществе, политические и этнополитические конфликты, региональные процессы. В экономическом аспекте — взаимодействие власти и бизнеса, политические интересы и устремления различных групп экономического сообщества.

4.3. Магистр по направлению подготовки 030200 Политология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

— научно-исследовательской;

— педагогической;

— организационно-управленческой;

— проектной.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 030200 Политология должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность:

— осуществление научно-исследовательских и аналитических разработок в области политической теории и политической практики;

— анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ с использованием современных достижений научного знания, передового отечественного и зарубежного опыта в области политической науки;

— подготовка и проведение семинаров, научно-теоретических конференций, подготовка и редактирование научных публикаций;

— определение экономической эффективности научно-исследовательских работ в области политологии;

педагогическая деятельность:

— преподавание политологии в общеобразовательных учреждениях и в высших учебных заведениях;

— организация учебного процесса, самостоятельная разработка соответствующих учебных программ и учебных курсов;

— организация самостоятельной внеаудиторной работы слушателей и студентов, стимулирование их научно-исследовательской и практической деятельности, а также формирование самостоятельной гражданской позиции в сфере политики;

организационно-управленческая деятельность:

— организация научно-исследовательских и научно-практических разработок в области политологии (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры);

— участие в организации управленческих решений в органах власти и управления, в аппаратах политических партий и общественных объединений, органах местного самоуправления;

— участие в организации и проведении политических кампаний, избирательного процесса и других форм политической мобилизации;

— организация, планирование и контроль деятельности исследовательских групп, решающих профессиональные задачи;

— политологический анализ данных прикладных исследований политического процесса;

проектная деятельность:

— проектирование и осуществление научно-теоретических и экспертных разработок;

— участие в проектировании прикладных исследований политических процессов.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

— способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

— способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

— готовностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

— способностью свободно пользоваться русским и иностранным

языками как средствами делового общения; способностью к активной социальной мобильности (ОК-4);

— способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5);

— готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6);

— способностью адаптироваться к новым ситуациям, к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);

— способностью оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);

— способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ОК-9);

— способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, передовые достижения данной науки (ОК-10);

— способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-11);

— способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-12);

— способностью демонстрировать навыки работы в научном коллективе, порождать новые идеи (креативность) (ОК-13);

— способностью осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникают сложные задачи выбора, требующие использования количественных и качественных методов исследования (ОК-14);

— способностью ориентироваться в постановке задачи и определять средства ее решения (ОК-15);

— способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования (ОК-16);

— способностью и готовностью проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ОК-17);

— способностью анализировать, синтезировать и резюмировать информацию (ОК-18);

— способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОК-19);

— способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОК-20);

— способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности — аналитической, экспертной, консалтинговой, в сфере политических технологий (ОК-21).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными

компетенциями (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

— способностью и умением использовать на уровне требований, предъявляемых к выпускнику магистратуры, полученные знания по новейшим тенденциям и направлениям современной политологии, методологии политической науки, в научных исследованиях политических процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1).

— способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области политической науки (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-2);

— способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (ПК-3);

педагогическая деятельность:

— способностью и умением использовать полученные знания в преподавании политологических дисциплин (углубленное знание современных концепций, основных школ и направлений политической теории, способность к теоретическому анализу политических процессов) (ПК-4);

— умением осмысливать новейшие тенденции и направления современной политологии (углубленное знание современных научных исследований и разработок в сфере политологии, специфики подходов к анализу политических процессов в различных национальных школах, умение участвовать в научных дискуссиях по актуальным проблемам современной политической науки) (ПК-5);

— владением методологией политической науки (углубленное знание общих и специальных методов современной политологии,

профессиональная способность применять методологию политической науки к анализу современных политических процессов) (ПК-6); организационно-управленческая деятельность:

— способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных исследований, учебного процесса, а также избирательных и иных политических кампаний (в том числе с использованием новейших информационных технологий), экспертной и консалтинговой деятельности (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (ПК-7);

— способностью свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной политологической информации (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8);

— способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-9);

— готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-10);

проектная деятельность:

— способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-11);

— способностью и готовностью к проектированию работ по организации избирательных и иных кампаний в сфере политического управления (ПК-12).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6. 1 Основные образовательные программы магистратуры предусматривают следующие учебные циклы (табл. 2): общенаучный; профессиональный и разделы:

практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых со-

держанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код Учебные циклы, разделы Трудоем- Перечень дисцип- Коды

и проектируемые результаты кость лин для разра- форми-

их освоения (зачетные ботки примерных руемых

единицы)1 программ, а также учебников и учебных пособий компетенций

1 2 3 4 5

М.1 Общенаучный цикл 15-20 Современные ОК-1

Базовая часть 4-6 концепции фило- ОК-2

В результате изучения базо- софии науки; ОК-3

вой части цикла обучающий- История поли- ОК-4

ся должен: тики; ОК-5

знать историю политики, фи- Политическая ОК-6

лософские и социологические философия и со- ОК-7

аспекты политической науки, циология; ОК-8

современные научные пред- Компьютерные ОК-9

ставления о мире, способ- технологии в ОК-10

ствующие развитию общей науке и образова- ОК-11

культуры и социализации нии ОК-12

личности, приверженности ОК-13

этическим ценностям; ОК-14

уметь совершенствовать и ОК-15

развивать свой интеллекту- ОК-16

альный уровень, адаптиро- ОК-17

ваться к изменению профиля ОК-18

деятельности; ОК-19

владеть базовыми знаниями о ОК-20

целях, содержании и структу- ОК-21

ре образовательной системы

России, об общих формах ор-

ганизации учебной деятель-

ности, методах, приемах и

средствах управления на-

учными исследованиями и

педагогическим процессом

Вариативная часть

(знания, умения, навыки

определяются ООП вуза)

1 Трудоемкость циклов М. 1, М. 2 и раздела М. 3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

Продолжение табл. 2

1 2 3 4 5

М.2 Профессиональный цикл 40-45 Новейшие тен- ПК-1

Базовая (общепрофессиональная) часть 13-15 денции и направ- ПК-2

В результате изучения базовой части ления ПК-3

цикла обучающийся должен: современной по- ПК-4

знать основные тенденции развития литологии; ПК-5

современной политологии и методо- Методология по- ПК-6

логии политической науки; литической науки ПК-7

уметь использовать фундаментальные ПК-8

политологические представления в ПК-9

сфере профессиональной деятельности ПК-10

ПК-11

ПК-12

Вариативная часть (знания, умения,

навыки определяются ООП вуза)

М.3 Практики и научно-исследовательская 56 ОК-1

работа ОК-2

практические умения и навыки опре- ОК-3

деляются ООП вуза ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-13

ОК-15

ОК-16

ОК-18

ОК-19

ОК-20

ОК-21

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-7

ПК-8

ПК-9

ПК-10

ПК-11

ПК-12

М.4 Итоговая государственная аттестация 4 ОК-9

ОК-10

ОК-14

ОК-15

ОК-16

ОК-18

ОК-20

ПК-1

ПК-3

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5

ПК-4 ПК-6 ПК-8

Общая трудоемкость основной образовательной программы 120

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, необходимые для реализации соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ОПП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которому готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, проектной, организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

каются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных

единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7—10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы1.

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формирования компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области Современных концепций философии науки, Истории политики, Политической философии и социологии, Компьютерных технологий в науке и образовании, Новейших тенденций и направлений современной политологии, Методологии политической науки, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

— в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

1 Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 38. Ст. 4534).

— при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

— при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;

— выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская и педагогическая.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

— планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

— составление библиографического списка и изучение литературы по теме исследования;

— проведение научно-исследовательской работы;

— апробация работы (выступление с докладом на конференции или методологическом семинаре);

— корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; внесение соответствующих изменений в текст работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является об-

основание темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должно быть привлечено не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присвоенную за рубежом, документы о чем прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень присвоенную за рубежом, документы о чем прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не

более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя — не более одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские проекты или участвовать в исследовательских проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания из расчета 1—2 экземпляра на 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

2 ВМУ, политические науки, № 4

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения2.

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры

перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

— наличие компьютерного класса;

— наличие доступного для обучающегося выхода в Интернет;

— наличие специально оборудованных кабинетов или аудиторий для мультимедийных презентаций.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Возможности компьютерного класса должны позволять каждому из студентов отработать на компьютере не менее 20 часов в год.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано гарантировать качество подготовки, в том числе путем:

— разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

— мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

— разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

— обеспечения компетентности преподавательского состава;

— регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопо-

2 Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150; 2002. № 26. Ст. 2517; 2004. № 30. Ст. 3086; № 35. Ст. 3607; 2005. № 1. Ст. 25; 2007. № 17. Ст. 1932; № 44. Ст. 5280).

ставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; — информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса в целом, а также работу отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, проектной, организационно-управленческой).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач:

— осуществление научно-исследовательских и аналитических разработок в области политической теории и политической практики;

— анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ с использованием современных достижений научного знания, передового отечественного и зарубежного опыта в области политической науки.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.