ских наук, заведующий кафедры фтизиатрии и фти-зиохирургии. Омский государственный медицинский университет.
Руднева Светлана Николаевна - заместитель главного врача по организационно-методической работе; Татаринцева Марина Петровна - главный врач. Клинический противотуберкулезный диспансер; e-mail: [email protected]
habil. Degree in Medicine, Head of the Phthisiology and Phthisiosurgery Department. Omsk State Medical University.
Rudneva Svetlana Nikolaevna - Deputy Chief Doctor of organizational and methodological work; Tatarintseva Marina Petrovna - Chief Doctor. Clinical Antituberculous Dispensary; e-mail:
kptd_mail@minzdrav. omskportal.ru
Статья поступила в редакцию 22.06.2017г.
УДК 372.016: 55+ 37.0 ГРНТИ 14.35.09
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
М.В. Беляева
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28; e-mail: [email protected]
Раскрывается значение предмета географии, его воспитывающий потенциал с точки зрения формирования гражданской идентичности и системы базовых национальных ценностей; анализируются возможности реализации системы базовых национальных ценностей в Федеральном государственном образовательном стандарте по географии для средней школы.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, гражданская идентичность, национальное самосознание (идентичность), современный национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности.
FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF SCHOOL GEOGRAPHICAL EDUCATION, CIVIC IDENTITY AND NATIONAL VALUES
M. V. Belyaeva
FGBOU VO «Novosibirsk State Pedagogical University» Russia, 630126, Novosibirsk, ul. Vilyuiskaya, 28; e-mail: [email protected]
The article reveals the importance of the geography module, its educative potential capacity in terms of the civil identity and the basic national values. The author analyzes the affordability of the basic national values system in the Federal State Educational Standard for geography at the secondary school.
Keywords: Federal State Educational Standard, a civil identity, a national identity, a modern national educational ideal, basic national values.
© М.В. Беляева, 2017
«Чудо» географии заключается в том, что это единственная из фундаментальных наук, имеющая и естественнонаучную, и социально-экономическую составляющие. В географии неразрывно связано изучение природных и социальных процессов во всём их многообразии и пространственных различиях. Хотя социальное имеет свою внутреннюю надприродную логику развития, оно в то же время подчинено общеприродным закономерностям. Природная предопределенность в той или иной мере свойственна всем сферам общественной жизни на любой стадии исторического развития, так как человек - звено эволюции, часть природы и может существовать лишь благодаря постоянному обмену с ней. Поэтому законы социальных наук имеют в своей основе природную составляющую, это роднит их с законами естественных наук и позволяет сохранять единство географии.
Владимир Михайлович Котляков, академик РАН, директор Института географии РАН, доктор географических наук, почётный президент Русского географического общества
Разобщённость современного общества, кризис духовных ценностей, доминанта материализма как никогда ранее актуализируют идею укрепления воспитательной системы школы. На уровне государственной власти наблюдается повышение интереса к духовно-нравственному развитию учащихся, возрастает нацеленность на использование в процессе преподавания значительного потенциала национальных культурных ценностей. Безусловно, меры по укреплению воспитательной основы современной школы должны быть направлены на формирование человека, ориентированного в системе традиционных национальных ценностей, патриота и гражданина своей страны. В этом контексте гражданская идентичность выступает неким интегрированным показателем, иллюстрирующим воспитательное воздействие образовательной системы на личность, неким воспитательным идеалом, связанным с вопросами поддержания национальной безопасности Российского государства.
Нам очень близка позиция А.Г. Большакова, О.И. Зазнаева, которые гражданскую идентичность определяют как «индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта» [1, с.1; 8]. В нашей работе мы будем опираться на понятие «гражданская идентичность», данное П.В. Григорьевым, который считает, что «гражданская (российская) идентичность - это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включённость человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации» [7]. Полагаем, что выделение в качестве смыслового акцента принадлежности
к единому государству крайне важно в отборе методов, форм, средств, приёмов обучения при формировании гражданской идентичности средствами предмета «география».
Социальный заказ школе оформляется на основе ряда нормативных документов, одним из значимых документов можно считать Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Федеральные государственные образовательные стандарты представляют «собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего, среднего (полного) общего, образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [5, с. 1]. Стандарт включает требования к результатам освоения, структуре, условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. Они опираются на учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на ступени основного общего образования [5, с. 4].
В декабре 2009 г. в качестве методологической основы разработки и реализации Федерального государственного стандарта общего образования была предложена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В Концепции национальное самосознание (идентичность) понимается как «разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба» [2]. Концепцией определён современный национальный воспитательный идеал — «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с. 8].
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённое направление в зависимости от того, какие ценности общество принимает как базовые ориентиры, каким образом организована их передача из поколения в поколение. Базовые национальные ценности — «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях» [2, с. 8].
Следует отметить, что базовые национальные ценности в дальнейшем были включены также в содержание Концепции фундаментального ядра содержания общего образования (проект 2009 г., доработанное издание, 2011 г.). Фундаментальное ядро содержания общего образования - «базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий» [6, с. 3]. «Основное назначение фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов -определить:
1) систему базовых национальных ценностей, характеризующих «самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни»;
2) систему основных понятий, изучаемых в рамках предметных областей в средней школе;
3) систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий, соответствующих требованиям стандарта к результатам образования» [6, с. 3].
Для реализации функций фундаментального ядра содержания общего образования в нём фиксируются:
• базовые национальные ценности;
• основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера (ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы);
• универсальные учебные действия (личностные универсальные учебные действия, ориентировочные действия, конкретные способы преобразования учебного материала, коммуникативные действия) [6, с. 3].
Поскольку в статье речь идёт о содержании образования, нам представляется значимым отметить ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок. Оно заключается в переходе от миними-зационного подхода к конструированию образовательного процесса на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования» [6, с. 5]. Подобный переход призван принципиально изменить, как организацию, так и суть образовательного процесса. В эпоху становления постиндустриального общества, ориентированного на качественные знания и творчество, значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором инновационного развития современного общества [6, с. 5].
Думается, внесение базовых национальных ценностей в концепцию фундаментального ядра содержания общего образования имеет большое значение для всей образовательной системы России, поскольку этим признается целостность и неделимость образовательного процесса, ставятся задачи усиления воспитывающей роли каждого учебного предмета, в том числе и географии. Примечательно, что в концепции базовые национальные ценности поставлены на первое место, относительно элементов научного знания и универсальных учебных действий. Это тоже своего рода ориентир, вектор, который задается государством в форме социального заказа школе.
Воспитательное пространство современной российской школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех граждан России, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, призваны на духовно-нравственных началах объединить всех членов общества, способствовать сохранению религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традиций народов России, что будет являться залогом прогрессивного развития российского государства. «Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определённые группы
по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений» [6, с. 10]. Традиционными источниками нравственности являются:
• патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
• социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
• гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
• семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
• труд и творчество (творчество и созидание, уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
• наука (познание, истина, стремление к истине, научная картина мира, экологическое сознание);
• традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога). Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
• искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
• природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);
• человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество) [2, с. 18-19, 6, с. 10-11].
В тексте документа «Фундаментальное ядро содержания общего образования» особо
подчёркивается значение системы базовых национальных ценностей для организации жизни в нашей стране. «Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы — российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придаёт им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом» [6, с. 11].
География как наука обладает колоссальным потенциалом духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. По мнению академика В.М. Котлякова, директора Института географии РАН, «География стала второй по счёту после астрономии фундаментальной наукой естествознания. Всего таких фундаментальных дисциплин насчитывается семь: в порядке возникновения это астрономия, география, математика, физика, химия, биология, геология. Каждая из них имеет свой предмет исследования. География изучает внешние оболочки Земли: атмосферу, гидросферу, криосферу и, как сейчас говорят, антропосферу, то есть территориальные особенности хозяйства и деятельности человека. География ... сейчас в значительной мере основывается на космической информации и геоинформационных технологиях» [10].
Думается, для более глубокого понимания роли и значения школьного географического образования важным является рассмотрение определения понятия «фундаментальная наука». Фундаментальная наука - «область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений, процессов и поиск закономерностей, руководящих ими (исследует концептуальные представления о сущности мироздания)» [11]. Согласно группировке учебных предметов, предложенной в дидактике Л.Я. Зориной и И.К. Журавлёвым, для географии, как и для таких предметов, как физика, химия, биология, история, главным элементом содержания образования служат научные предметные знания [3, с. 50]. Таким образом, мы видим, что фундаментальное ядро школьного географического образования, выраженное обобщёнными теоретическими знаниями, лежит в основе формирования научной картины мира учащихся, их мировоззрения.
В 2000-2007 гг. В.М. Котляков с профессором МГУ А.И. Комаровой работали над пятиязычным академическим словарём, в нём они
дали следующее определение понятия географии - «это комплекс наук, изучающих природные и антропогенные явления на поверхности Земли и в окружающих её сферах, их пространственное распределение и изменения во времени» [10]. По мнению исследователя, «из приведённого определения следует непреходящее значение географии и бесконечность её развития, как и любой другой фундаментальной науки» [10].
Так, в Концепции развития географического образования в Российской Федерации (2016 г.) говорится о том, что «география является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека». Для гражданина России географические знания играют особую роль. Качественная система географического образования призвана обеспечивать «подготовку грамотных специалистов не только в области географических наук, но и в сферах эко-
номики»; «должный уровень образования и воспитания молодёжи, формирование у неё понятий гражданственности, патриотизма, внимания к национальным истокам, социальной ответственности, географической грамотности, экологической культуры» [9, с. 1-2].
География уникальна тем, что она единственная из фундаментальных наук, имеющая естественнонаучную и социально-экономическую составляющие. Это в значительной мере расширяет её возможности в формировании базовых национальных ценностей, поскольку круг вопросов, которые она изучает, неизмеримо широк (природа Земли, всего человечества, вопросы геополитики, экономики, особенностей культуры народов мира и т. д.). Проанализируем содержание Федерального государственного образовательного стандарта по географии для средней школы на предмет возможностей реализации базовых национальных ценностей. Результаты представлены в таблице.
Возможности реализации системы базовых национальных ценностей в ФГОС по географии для средней школы
Характеристика элементов содержания ФГОС основного общего образования по географии Система базовых национальных ценностей, реализуемых в элементах ФГОС
Цели обучения
Основные цели изучения географии в школе: • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет формировать географическую картину мира; • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости. Наука Наука, патриотизм, гражданственность, традиционные российские религии, природа, человечество Наука, природа, человечество
Наука, человечество Наука, природа, человечество
Содержание фундаментального ядра содержания общего образования
Методы научного географического познания Система географических наук. История изучения Земли и развитие географии. Выдающиеся географические открытия. Знаменитые путешественники и исследователи. Глобус, географическая карта и план местности: различия по содержанию и масштабу, способам картографического изображения. Географические координаты. Аэрофотоснимки и космические снимки. Ориентирование на местности. Геоинформационные системы. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Наука Наука, труд и творчество Наука
Продолжение табл.
Характеристика элементов содержания ФГОС основного общего образования по географии Система базовых национальных ценностей, реализуемых в элементах ФГОС
Земля и Вселенная Земля - часть Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Причины смены дня и ночи, времён года. Пояса освещенности. Часовые пояса. Наука, природа, человечество
Литосфера Внутреннее строение Земли и литосферы. Минералы, горные породы, полезные ископаемые. Геологическая история Земли. Зависимость рельефа от строения земной коры. Внутренние и внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Человек и литосфера. Наука, природа, человечество, искусство и литература
Атмосфера Состав и строение атмосферы. Радиационный баланс Земли. Атмосферное давление, ветры, осадки. Метеорологические приборы. Воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Климатообразующие факторы, климатические пояса. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз погоды. Человек и климат. Наука, природа, человечество, искусство и литература
Гидросфера Состав и строение гидросферы. Круговорот воды в природе. Мировой океан. Воды суши. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Мировой океан и его роль в формировании климатов Земли. Человек и гидросфера. Наука, природа, человечество, искусство и литература
Биосфера Определение и границы биосферы. Возникновение жизни. Биологический круговорот веществ. Широтная и высотная зональность растительного, почвенного покрова и животного мира, хозяйственной деятельности людей. Наука, природа, человечество, искусство и литература
Человек и биосфера Почвенный покров (педосфера). Почва как естественноисторическое образование. Строение и плодородие почвы. Главные факторы почвообразования, основные зональные типы почв. Человек и почвенный покров. Наука, природа, человечество, искусство и литература
Географическая оболочка, географическая среда и территориальные комплексы Строение, основные свойства и закономерности географической оболочки. Географическая зональность и секторность природы материков. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные, антропогенные. Состав, строение и свойства природных комплексов суши и океана. Человек и географическая среда: взаимовлияние и взаимозависимость. Наука, природа, человечество, искусство и литература
Природа и человеческое общество Роль географической среды в жизни человека и развитии общества. Адаптация человека к окружающей среде. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов, их классификации. Рациональное и нерациональное природопользование. Взаимовлияние хозяйственной деятельности человека и природы. Геоэкология. Ландшафтное планирование. Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Стратегия устойчивого развития. Ноосфера. Географическая экспертиза и мониторинг. Наука, человечество, традиционные российские религии, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья
Население Динамика населения Земли, отдельных регионов и стран. Размещение населения. География рас, народов и религий. Миграции населения. Города и сельская местность. Урбанизация. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. География рынка труда и занятости. География качества жизни населения. Наука, природа, человечество
География мирового хозяйства Географическая модель глобальной экономики, её отраслевая и территориальная структура. Основные отрасли и регионы. Взаимообусловленность особенностей природы, размещения населения и хозяйства. Географические следствия глобализации. Наука, природа, человечество
Регионы и страны мира Политическая карта мира, этапы формирования. Типологии современных государств. Геополитика. Комплексная географическая характеристика и различия крупнейших регионов и стран мира, в том числе своей Родины. Россия в мире. Наука, природа, человечество
Глобальные проблемы человечества Сущность глобальных проблем, их взаимосвязь и географические аспекты. Наука, природа, человечество
Окончание табл.
Характеристика элементов содержания ФГОС основного общего образования по географии
Система базовых национальных ценностей, реализуемых в элементах ФГОС
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде._
Наука, человечество, природа, патриотизм, гражданственность.
Наука, природа, человечество
Наука, природа, человечество, традиционные российские религии Семья, труд и творчество, искусство и литература Наука, природа
Наука, человечество
Наука, труд и творчество
Наука, природа, человечество
Составлено автором по: [6, с. 21-24; 5, с. 14; 4, с. 10].
Выводы
1. Фундаментальность географии определяет её колоссальное значение как обязательного школьного предмета, поскольку содержание дисциплины раскрывает как обобщённые теоретические знания, так и группы методологических и эмпирических знаний, иллюстрирующих её высокое прикладное значение для жизни общества.
2. Содержание ФГОС по географии создаёт благоприятные условия для формирования системы базовых национальных ценностей. Особенно следует подчеркнуть, что содержание ФГОС основного общего образования по географии включает вопросы комплексного изучения территории, что создаёт благоприятные методические условия для формирования системы базовых национальных ценностей в контексте изучения классической для географии триады «природа -человек - хозяйство», то есть ценностей,
формируемых на стыке взаимодействия природы и человечества.
3. Содержание школьного географического основного общего образования затрагивает всю систему базовых национальных ценностей.
4. В школьном географическом образовании ведущими ценностями выступают: наука, патриотизм, гражданственность, природа, человечество.
5. Начальный курс географии создаёт благоприятные условия для формирования ценностей «искусство и литература», курс «География России» создаёт дидактические условия для формирования таких ценностей, как патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, традиционные российские религии.
Считаем, география как учебный предмет привносит неоценимый вклад в формирование
научной картины мира подрастающего поколения, обладает значимым воспитывающим
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Большаков А. Г., Зазнаев О. И. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 12 (26): в 3 ч. Ч. II. C. 38-41.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное пособ./ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 24 с. (Стандарты второго поколения).
3. Методика обучения географии в средней школе: учеб. пособие для студ. геогр. спец. высш. пед. учеб. завед. и учителей географии / Л.М. Пан-чешникова, И.В. Душина, В.П. Дронов и др.; под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1997. 320 с.
4. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект; 2-е изд., пере-раб. М.: Просвещение, 2011. 75 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин. образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 48 с. (Стандарты второго поколения).
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. академ. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова; 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79. с.
7. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия «гражданская идентичность». Научно-издательский центр «Социосфера» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sociosphera.com/publication/ conference/2014/224/analiz_suwnosti_ponyatiya_ grazhdanskaya_identichnost/
8. Гражданская идентичность. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo.ru/.../koncepciya_ razvitiya_geograficheskogo_obrazovaniya_v_rf_0...
10. Котляков В. География - одна из основ современного естествознания // Наука в России. 2012. № 1. С. 72-80 [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=821
11. Фундаментальная наука [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
потенциалом для формирования гражданской (российской) идентичности учащихся.
REFERENCES
1. Bol'shakov A. G., Zaznaev O. I. Formirovanie grazhdanskoy identichnosti: problemy, sovremennoe sostoyanie, perspektivy. // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2012. № 12 (26): v 3 ch. Ch. II. C. 38-41.
2. Konceptsiya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii: uchebnoe posob./ A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. M.: Prosveschenie, 2009. 24 s. (Standarty vtorogo pokoleniya).
3. Metodika obucheniya geografii v sredney shkole: ucheb. posobie dlya stud. geogr. spets. vyssh. ped. ucheb. zaved. i uchiteley geografii / L.M. Pan-cheshnikova, I.V. Dushina, V.P. Dronov i dr.; pod red. L.M. Pancheshnikovoy. M.: Prosveschenie, 1997. 320 s.
4. Primernye programmy po uchebnym pred-metam. Geografiya. 5-9 klassy: proekt; 2-e izd., pererab. M.: Prosveschenie, 2011. 75 s.
5. Federal'ny gosudarstvenny obrazovatel'ny standart osnovnogo obschego obrazovaniya / Min. obra-zovaniya i nauki Ros. Federatsii. M.: Prosveschenie, 2011. 48 s. (Standarty vtorogo pokoleniya).
6. Fundamental'noe yadro soderzhaniya obsche-go obrazovaniya / Ros. akadem. obrazovaniya; pod red. V.V. Kozlova, A.M. Kondakova; 4-e izd., dorab. M.: Prosveschenie, 2011. 79. s.
7. Abrosimova K.A. Analiz suschnosti ponyatiya «grazhdanskaya identichnost'». Nauchno-izdatel'sky tsentr «Sotsiosfera» [Elektronny resurs]. URL: http://www.sociosphera.com/publication/conference/201 4/224/analiz_suwnosti_ponyatiya_grazhdanskaya_identi chnost/
8. Grazhdanskaya identichnost'. [Elektronny resurs]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Kontsepcija razvitiya geograficheskogo obra-zovaniya v Rossiyskoy Federatsii. [Elektronny resurs]. URL: https://www.rgo.ru/.../koncepciya_razvitiya_ geograficheskogo_obrazovaniya_v_rf_0...
10. Kotlyakov V. Geografiya - odna iz osnov sovremennogo estestvoznaniya // Nauka v Rossii. 2012. № 1. S. 72-80 [Elektronny resurs]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=821
11. Fundamental'naya nauka [Elektronny resurs]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Беляева Мария Васильевна - кандидат педа- Belyaeva Mariya Vasilievna - Cand. Sc. {Educa-
гогических наук, доцент кафедры географии, регионо- tion}, Associate Professor of the Geography, Area Studies
ведения и туризма Новосибирского государственного and Tourism Department at Novosibirsk State Pedagogical
педагогического университета, учитель географии University, Geography Teacher at MBOU NGPL imeni
МБОУ НГПЛ им. А.С. Пушкина, г. Новосибирск; A.S. Pushkina, Novosibirsk. e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.07.2017