Научная статья на тему 'Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и действующая система повышения квалификации'

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и действующая система повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1013
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НАУЧНО-ПРИКЛАДНОЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна

В статье рассматриваются основные направления подготовки к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: разработка программы повышения квалификации учителей начальных классов; реализация совместных с образовательными учреждениями региона научно-прикладных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и действующая система повышения квалификации»

Библиографический список

1. Зверева, Н. М. Подготовка выпускника к социальной и профессиональной мобильности [Текст] / Н. М. Зверева [и др.] // Высшее образование в России. -2006,-№6.-С. 89-93.

2. Неделько, Е. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза [Текст]: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук / Е. Г. Неделько. - Магнитогорск, 2007.

3. Нужиова, С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе [Электронный ресурс] / С. В. Нужнова // Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе : тез. [конф.]. Секция 4. Проблемы подготовки специалистов / Троицкий фил. Челябинского гос. ун-та. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html. -Загл. с экрана.

4. Проведение исследования и разработка предложений по повышению профессиональной мобильности на рынке труда [Текст]: отчет по научно-исследовательскому проекту. - Ханты-Мансийск, 2007. - 101 с.

5. Шаповалов, В. И. Конкурентоспособность специалиста [Текст] / В. И. Шаповалов // Высшая школа в России. - 2005. - № 10. - С. 96-100.

УДК 373.3

Скрипова Надежда Евгеньевна

Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования, государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», Челябинск

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Skripova Nadezhda Evgenyevna

Distinguished Teacher of the Russian Federation, Ph.D., head of the department ofprimary education, state educational institution of additional vocational education «Chelyabinsk Institute of retraining and training of education workers, Chelyabinsk

THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE INITIAL GENERAL EDUCATION AND OPERATING SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

В чём состоит проблема при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) для нас - системы повышения квалификации? Нас ждёт очень непростая работа, связанная с переходом учителя начальной школы из знани-236

евой парадигмы, в которой он пока продолжает пребывать, в деятельностную. Это очень значимая профессионально-ментальная составляющая, с которой нам предстоит работать. Мы считаем, что учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования обладают сегодня широкими возможностями для педагогической поддержки учителя в переходе на ФГОС.

ФГОС - это обширный комплекс ведомственных материалов и документов, которые конкретизируют, дополняют, регламентируют, создают его правовую основу и должны обеспечить его введение. Мы убеждены, что введение ФГОС НОО не может осуществляться только на основе знакомства с этим комплексом документов. Педагоги должны быть адаптированы к новым структурным, содержательным и технологическим его компонентам, совершить новый шаг в своем профессиональном развитии и понимании его революционности. Мы считаем, что, по сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами ФГОС. Апробация материалов и документов, обеспечивающих ФГОС начального общего образования, которая проходила в Челябинской области в 2008 г., строилась таким образом, чтобы эксперты (педагоги, методисты, руководители органов управления образованием) смогли не только познакомиться с содержанием стандарта, но также использовать его технологические компоненты (способы формирования универсальных учебных действий, систему оценивания планируемых результатов образования) в процессе реально текущей деятельности. Тем самым был задан деятельностный характер содержательного и технологического освоения ФГОС в процессе апробации, что соответствует методологической сущности стандарта и способствует профессиональному и личностному развитию участников апробации.

Анализ результатов, полученных в ходе апробации материалов и документов ФГОС начального общего образования в Челябинской области, позволил определить их в качестве организационных, содержательных и интегрированных механизмов, которые могут быть использованы в процессе подготовки педагогических работников к работе по стандартам второго поколения. При этом необходимо отметить, что активное участие учителей начальных классов области в апробации позволило нам выявить «проблемные зоны»; определить уровень их готовности к введению ФГОС в начальное общее образование.

В плане подготовки к введению стандарта второго поколения разработана и утверждена программа повышения квалификации учителей начальных классов, отражающая требования ФГОС начального общего образования «Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов в условиях вариативных образовательных программ (на основе положений ФГОС)» (72 ч.).

В основу разработки данной программы положены следующие принципы:

- эффективный переход на ФГОС определяется тем, насколько хорошо у учителей начальных классов будут систематизированы теоретические

представления о сущности стандарта, требований к новым образовательным результатам, а также сформированы целесообразные способы педагогической деятельности в условиях его реализации;

- слушатели курсов повышения квалификации являются уже состоявшимися специалистами, имеющими опыт педагогической деятельности, поэтому при проектировании форм и методов повышения квалификации учителей мы опирались на принципы андрагогики, когда сам учитель-слушатель становится субъектом повышения квалификации;

- повышение квалификации учителей должно осуществляться в различных формах в зависимости от условий непрерывного профессионального образования слушателей и проявляющегося уровня их готовности к работе по стандарту второго поколения (различные формы повышения квалификации: краткосрочные курсы повышения квалификации; модульные курсы с использованием модульно-накопительной системы; модульные курсы с использованием дистанционных технологий;, организация самостоятельной деятельности в межкурсовой период, реализация образовательной траектории).

Цель программы:

- обеспечивать подготовку как тыоторов муниципальных органов управления образованием для обучения и сопровождения учителей начальных классов к реализации ФГОС, так и учителей начальных классов;

- ориентировать их на ценностные установки, цели и за/дачи, определенные ФГОС начального общего образования;

- содействовать в выстраивании перспектив педагогической деятельности в ситуации современных требований к новым образовательным результатам в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

Программа направлена на решение задач:

- принятие педагогами идеологии ФГОС начального общего образования и концептуальных подходов к его построению, а также освоение учи-теляхми структуры и содержания основных документов ФГОС, системы основных, ведущих и дополняющих их документов;

- подготовка учителей начальной общеобразовательной школы к осуществлению выбора технологий, методов и приемов педагогической деятельности, направленных на формирование у учащихся новых образовательных компетенций;

- совершенствование способов педагогической деятельности по организации и проведению учебных занятий, внеучебной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

- коррекция представлений педагогов о решении проблем когнитивного и личностного развития ребенка, в том числе, разработки содержания образования, отбора эффективных инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуальнотворческого и социально-психологического потенциала личности ребенка;

- освоение учителями начальной общеобразовательной школы новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности.

Структура образовательной программы.

В структурном плане образовательная программа включает следующие содержательные разделы:

- социально-педагогические и нормативные основания ФГОС начального общего образования;

- научно-методическое обоснование построения ФГОС стандарта начального общего образования;

- содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности при переходе на ФГОС начального общего образования;

- практическая работа учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования.

В первом разделе - Социально-педагогические и нормативные основания ФГОС начального общего образования - раскрывается сущность ФГОС как социально-педагогического феномена. Рассматривается правовая конструкция и основания ФГОС. Предполагается сформировать у слушателей чёткое представление о назначении и функциях стандарта второго поколения.

Во втором разделе — Научно-методическое обоснование построения ФГОС начального общего образования - анализируется роль системно-де-ятельностного подхода к построению ФГОС. В этом разделе уделено особое внимание образовательным компетенциям, воплощающим личностный и социальный смысл образования. Ключевое место отведено рассмотрению инновационности стандарта как системы трёх требований.

Третий раздел - Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности - посвящён организации усвоения дидактического и методического обеспечения начального образования в рамках ФГОС второго поколения. Осуществляется знакомство слушателей с организацией мониторинга образовательных достижений младших школьников. Уделяется внимание определению технологий, методов и приёмов педагогической деятельности, направленных на формирование образовательных компетенций учащихся в рамках рассмотрения стандарта как системы требований к структуре образовательных программ, результатам их освоения учащимися и условиям получения начального общего образования.

В четвертом разделе - Практическая работа учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования - определяется спектр деятельности учителя начальной общеобразовательной школы при подготовке и проведению учебной и внеучебной деятельности в условиях введения ФГОС; уделяется внимание разработке собственных проектов, программ. Предполагается сформировать у слушателей умения самостоятельно проектировать свою педагогическую деятельность в контексте перехода на стандарт второго поколения в условиях курсовой и межкурсовой подготовки. Фактически педагоги занимаются проектированием рабочих программ учебных курсов, дисциплин, а также элементов учебного процесса, что позволяет говорить об организации их собственной деятельности, направленной на определение педагогических задач, отбор учебно-

го материала, способов организации учебных ситуаций, прогнозирование новых образовательных результатов, возможных действий обучающихся. В своей работе учителя учитывают и возрастные особенности, и специфику учебных предметов.

Педагоги также уделяют внимание проектированию внеучебной деятельности младших школьников. В основе работы педагогов лежат материалы, предложенные в пакете документов ФГОС, а также разработанные в процессе апробации; на практических занятиях активно используются разработанные протоколы затруднений, подготовленные для учителей, проводящих комплексные задания на определение сформированное™ универсальных учебных действий.

Контроль освоения программы слушателями и итоговая аттестация -состоит из текущей и итоговой аттестации. Формой текущей аттестации является защита практико-ориентированного проекта, который учитывает реальные потребности слушателей и содействует развитию их профессиональной компетентности.

В качестве итоговой аттестации предлагается междисциплинарный экзамен, включающий тестовые задания по всем разделам образовательной программы. Междисциплинарный экзамен можно проводить с помощью системы «Вердикт» (устанавливается с интерактивным оборудованием), что позволяет самим слушателям оперативно оценить уровень освоения конкретного раздела программы. .Учитывая, что главным педагогическим требованием к контрольно-оценочной деятельности на современном этапе является то, что контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка - рефлексивной и прогностической, используется самопроверка тестовых заданий и самооценка слушателями их выполнения. Это позволяет оперативно оценить уровень освоения слушателями конкретного раздела программы, с одной стороны, и, с другой стороны, самим слушателям своевременно сориентироваться в содержании материала, определив для себя направления работы в межкурсовой период.

Кафедра начального образования использует и такую форму как реализация совместных научно-прикладных проектов с образовательными учреждениями области.

При построении модели взаимодействия по реализации совместных научно-прикладных проектов учитываются:

1. Деятельностный подход, в качестве методологического ориентира он способствует определению задач, приемов, способов и видов деятельности, влияющих на результативность введения ФГОС. Деятельностный подход представляет стратегию, согласно которой в условиях организации и проведения введения ФГОС учитываются характерные особенности деятельности ее участников и их сопровождение.

2. Уровневый подход, заданный изначально как организационное условие введения ФГОС, способствует определению групп участников введения ФГОС, спецификации целей, форм обучения и организации работы с материалами и документами ФГОС, градации запланированных результатов. 240

3. Технология сопровождения как управленческая технология организации взаимодействия кафедры начального образования (как основного исполнителя) с образовательными учреждениями обеспечивает условия развития мотивации, принятия решений для оптимизации процесса введения ФГОС, достижения высоких результатов. В данном контексте сопровождающий и сопровождаемый осуществляют совместную деятельность, согласовывая и корректируя ее, что является принципиально важным для успешной организации введения ФГОС.

Организация деятельности является практикоориентрованной, так как для образовательного учреждения на сегодняшний день значимо определение степени своего участия в реализации стандартов второго поколения. В плане мероприятий по реализации совместных научно-прикладных проектов кафедры начального образования и образовательных учреждений области следующие мероприятия:

- формирование творческой группы по разработке программы введения ФГОС и органов управления по реализации программы введения ФГОС начального общего образования;

- определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени образовательного учреждения, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования;

- разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени образовательного учреждения;

- реализация запланированных изменений в образовательной системе начальной ступени образовательного учреждения;

- разработка проекта образовательной программы образовательного учреждения (правда, в тексте проекта приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» предлагается термин «основная образовательная программа»);

- разработка проекта рабочих программ учебных курсов, дисциплин начальной ступени образовательного учреждения.

Одним словом, определяется алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС начального общего образования с кейсом проектов локальных актов образовательного учреждения (проекты программы введения ФГОС начального общего образования образовательного учреждения, модернизированной образовательной системы начальной ступени образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, рабочих программ учебных курсов, дисциплин). Данные образовательные учреждения будут выступать как базовые (опорные) при введении ФГОС начального общего образования в региональной системе образования.

Библиографический список

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст]/ Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М. : Просвещение, 2008. - 39 с.

2. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с.

УДК 378

Гамзаева Мадина Вагидовна

Старший преподаватель кафедры педагогики и технологий профессионального образования Дагестанского государственного педагогического университета, соискатель, [email protected], Махачкала

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ САМОМЕНЕДЖМЕНТЕ

Gamzaeva Madina Vagidovna

Senior lecturer of the Department of Pedagogy and Technology Vocational Education Dagestan State Pedagogy University, Applicant, [email protected], Mahachkala

THE ESSENCE AND CONTENT OF TEACHING SELFMANAGEMENT

В теории управления особое место занимает проблема менеджмента образовательного учреждения. Эти требования определяются через профессионально значимые качества, под которыми мы подразумеваем профессиональные компетенции субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Ответ на вопрос о профессиональных компетенциях, которыми должен обладать менеджер образовательного учреждения, претерпел существенную эволюцию в ходе развития управленческой теории (Ф. Тейлор, А. Файоль, Л. И. Уманский и др.) [10, с. 78]. Менеджмент педагогическим учреждением или педагогический менеджмент начинает отстаивать свои позиции в педагогической науке и практике деятельности образовательных учреждений. Самоменеджмент педагога - это использование испытанных методов работы в повседневной педагогической практике для того, чтобы оптимально и со смыслом орга-242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.