Научная статья на тему 'Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): возможности и перспективы'

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): возможности и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3076
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / EDUCATIONAL PROGRAM / STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION (INTELLECTUAL DISABILITIES)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Маргарита Ивановна, Логинова Екатерина Тофиковна

В статье представлен комплексный анализ федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как совокупности обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Показано, что одним из условий эффективной реализации образовательной программы выступает мониторинг ее организационно-педагогических условий, в том числе взаимодействия с родителями обучающихся (информационного, консультативного, психотерапевтического, спортивно-оздоровительного).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Маргарита Ивановна, Логинова Екатерина Тофиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal state educational standard for students with mental retardation (intellectual disabilities): opportunities and prospects

The paper presents a comprehensive analysis of the federal state educational standard of students with mental retardation (intellectual disability) as a set of mandatory requirements in the implementation of basic education programs adapted to the organizations engaged in educational activities. It is shown that one of the conditions for the effective implementation of the educational program performs monitoring of its organizational and pedagogical conditions, including the interaction with parents of students (informational, advisory, psychotherapy, sports and health).

Текст научной работы на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): возможности и перспективы»

УДК 376.43

М. И. Никитина, Е. Т. Логинова

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): возможности и перспективы

В статье представлен комплексный анализ федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как совокупности обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Показано, что одним из условий эффективной реализации образовательной программы выступает мониторинг ее организационно-педагогических условий, в том числе взаимодействия с родителями обучающихся (информационного, консультативного, психотерапевтического, спортивно-оздоровительного).

The paper presents a comprehensive analysis of the federal state educational standard of students with mental retardation (intellectual disability) as a set of mandatory requirements in the implementation of basic education programs adapted to the organizations engaged in educational activities. It is shown that one of the conditions for the effective implementation of the educational program performs monitoring of its organizational and pedagogical conditions, including the interaction with parents of students (informational, advisory, psychotherapy, sports and health).

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная программа, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Key words: federal state educational standard, educational program, students with mental retardation (intellectual disabilities).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 был утвержден федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с детьми с легкой умственной отсталостью,

© Никитина М. И., Логинова Е. Т., 2015

умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.

В стандарте определены задачи, направленные:

• на формирование общей культуры, обеспечивающей нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое развитие ребенка;

• укрепление физического и психического здоровья детей;

• формирование основ учебной деятельности;

• создание социокультурной и образовательной среды для детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

• обеспечение вариативности содержания АООП и организационных форм получения образования.

В стандарте четко определены кадровые, материально-технические, финансовые и организационно-педагогические условия, предъявляемые к реализации адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной индивидуальной образовательной программы.

В рамках реализации ФГОС деятельность образовательной организации должна быть направлена на решение следующих задач:

1. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Совершенствование образовательной среды ОУ через использование инновационных технологий, в том числе ИКТ, здоровьесбере-гающих и т. д.

3. Совершенствование профессиональной компетентности педагогического корпуса в соответствии с требования ФГОС.

4. Обеспечение эффективного управления образовательным учреждением для динамичного развития школы в современных социокультурных условиях, расширение самостоятельности школы.

5. Развитие системы социального партнерства как фактора, способствующего инновационному развитию ОУ. В рамках реализации ФГОС деятельность образовательной организации должна быть направлена на решение следующих задач.

Должна быть подготовлена нормативная база в соответствии с требованиями стандарта:

• Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС;

• Разработка и утверждение «дорожной карты» (плана-графика) введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

• Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих внеурочную деятельность (положение о ВД, план и режим ВД);

• Положение о взаимодействии с родительской общественностью, разработка нового договора с родителями и т. д.

• Каждой образовательной организации необходимо разработать АООП (варианты 9.1, 9.2), содержащие программу формирования базовых учебных действий, программы учебных предметов, коррекцион-но-развивающей области, программу нравственного развития, программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни, программу внеурочной деятельности, программу сотрудничества с семьей обучающегося (для варианта 9.2).

Важным компонентом подготовки к реализации ФГОС является разработка Положения о системе оценки результатов освоения АООП образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 9.1), АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 9.2) и создание диагностических пакетов оценки достижений планируемых результатов для обучающихся 1-х классов (личностные и предметные).

Исходя из требований, предъявляемых к анализу условий реализации ФГОС, необходимо провести анализ кадровых, материально-технических, организационно-педагогических условий.

Анализ кадровых условий предполагает:

•анализ готовности педагогического состава к внедрению ФГОС;

•формирование плана повышения квалификации педагогов образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС квалификации педагогических работников;

• проведение методических объединений по вопросам апробации ФГОС;

•прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации по вопросам ФГОС, например, по таким проблемам, как: «Профессиональная компетентность учителя в условиях ФГОС», «Профессиональная деятельность воспитателя продлённого дня в условиях ФГОС», «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной (коррекционной) школы» и др.;

Материально-технические условия реализации АООП должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных стандартом требований к результатам (возможным результатам) освоения АООП.

•Структура требований к материально-техническим условиям включает требования:

•к организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;

•организации временного режима;

• техническим средствам обучения;

• дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.

Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса при комплектовании классов необходимо учитывать:

• особенности психофизического развития учащихся;

• степень потребности в посторонней помощи;

• возможность объединения классов для совместного проведения уроков (2-3 урока в день); объединение классов (3 и более) для совместного проведение обобщающих уроков по теме (1 раз в месяц); посещение отдельными учащимися занятий в других классах.

Для анализа организационно-педагогических условий необходимо: 1) определение круга лиц, участвующих в образовании учащихся, и их взаимодействие; 2) как организовано взаимодействие всех специалистов, работающих с ребенком: педагога, психолога, логопеда, специалиста по ЛФК, и др. (совместное составление индивидуальной программы развития, обсуждение образовательного маршрута ребенка, регулярные поклассные совещания); 3) насколько учтены потребности в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей.

Необходим анализ и определение границ образовательного пространства организации с целью его максимального расширения за пределы образовательного учреждения. Это может быть проведение совместных мероприятий с другими образовательными учреждениями; посещение общественных мест; реализация социальных проектов.

В федеральном государственном образовательном стандарте образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уделяется особое внимание вопросу организации взаимодействия школы и родителей. Так, в частности, предполагается участие «...родителей (законных представителей) в разработке адаптированной основной общеобразовательной программы, проектировании и развитии социальной среды организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность». Только от скоординированных действий, понимания общности целей и задач обучения, грамотного использования имеющихся у обеих сторон ресурсов зависит результат всего образовательного процесса для данной категории детей. Поэтому целесообразно в начале и в конце учебного года службой сопровождения проводить анализ потребностей родителей, их возможности участвовать в организации образовательного процесса, анализ ожиданий родителей (в виде анкетирования). Такой мониторинг позволяет эффективно выстраивать работу с родителями, а также во-

50

время вносить определенные корректировки в данную работу. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что запросы родителей главным образом направлены на получение информации об образовательных возможностях их детей, об особенностях организации занятий с детьми в условиях дома.

Таким образом, среди приоритетных направлений работы с родителями (законными представителями) можно выделить следующие:

- информационное;

- консультативное;

- психотерапевтическое;

- социальная поддержка;

- организация совместного досуга;

- спортивно-оздоровительное.

Важным компонентом является наличие программы сотрудничества с родителями (законными представителями). Программа может включать следующие направления:

1. Информирование родителей (законных представителей) о переходе на ФГОС.

2. Психологическое направление: индивидуальные консультации, работа с родителями в мини-группах, в группах «родитель-ребенок».

3. Занятия с родителями в арт-мастерской индивидуально, в мини-группах, в группах «родитель-ребенок».

4. Социальная работа (консультации юриста, социального педагога).

5. Организация совместного досуга (праздники, совместные выезды, экскурсии).

6. Участие родителей в образовательном процессе: в составлении СИПРа, реализации СИПРа в условиях семьи, посещение родителями занятий, просмотр видеозанятий и последующее обсуждение со специалистами.

В соответствии с ФГОС адаптированные основные образовательные программы реализуются школой, в том числе через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС - это специально организованная образовательная деятельность обучающихся, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение результатов освоения АООП и предназначенная для педагогически обусловленной занятости обучающихся в их свободное время.

Целью воспитательной работы является всестороннее развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья доступными средствами для их социальной адаптации и интеграции в социум, а также для развития творческих способностей детей. Деятель-

ность воспитательной работы была направлена на решение следующих задач:

• Создание в ОУ условий по организации воспитательного пространства, расширяющего возможности развития «разного ученика» (интегрированные образовательные проекты).

• Укрепление здоровья учащихся путём воспитания здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта.

• Воспитание санитарно-гигиенической культуры у учащихся с ОВЗ.

• Формирование у учащихся высоких эстетических чувств, приобщение их к литературе и искусству.

• Формирование навыков толерантного поведения.

• Развитие коммуникативных навыков и чувства взаимопонимания между детьми разных национальностей.

• Организация максимальной занятости обучающихся через привлечение детей в различные кружки и секции.

• Продолжение разработки и реализации организационно-педагогической системы работы детский сад - школа, обеспечивающей интеграцию воспитанников и учащихся школы.

Одна из наиболее острых проблем образования в настоящее время - организация совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и их нормально развивающихся сверстников. Все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками. Каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения и воспитания, сохраняя нужную специализированную помощь. В связи с этим общешкольные мероприятия ориентированы на включённость всех учащихся вне зависимости от имеющихся у них нарушений.

Внеурочная деятельность организуется на принципах природосо-образности, гуманизма, демократии, творческого развития с учетом реальных возможностей каждого ребёнка.

Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с адаптированными основными образовательными программами образовательной организации. Охват всех направлений и видов не является обязательным. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение результатов обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятельность должна включать коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное и общекультурное направления. Основой внеурочной деятельности являются игровая, познавательная, до-сугово-развлекательная, общественно-полезная, спортивно-

оздоровительная, доступная трудовая деятельность и социальное и художественное творчество.

Предполагаемым результатом должно стать качественное обновление структурно-содержательных характеристик образовательного процесса, в соответствии с требованиями ФГОС, путем использования новых подходов к организации образовательного процесса для детей с умственной отсталостью и использования новых технологий, направленных на достижение личностных и предметных результатов обучающихся.

Список литературы

1. Логинова Е.Т. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как ресурсный центр для оказания консультативной поддержки // Вестн. ЧГУ: науч. журн. - № 1(62). - Череповец, 2015. - С. 104-107.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утв. приказом Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014.

3. Кобрина Л.М. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: моногр.: в 2 т. - Т. 2. Проблемы интегративного обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. -296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.