УДК 351.743 ББК 67.7
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10315
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИИ
Вопросы участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
Татьяна Николаевна ЁРКИНА, доцент кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина,
кандидат юридических наук E-mail: tnerkina@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. В статье затрагиваются проблемы, связанные с участием Федеральной службы войск национальной гвардии в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, оценкой состояния межведомственного взаимодействия в этой сфере.
Автор проводит анализ реализации данной задачи, полномочий сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии, особо выделяет работу воинских частей оперативного назначения и специальных моторизованных соединений и воинских частей. Приходит к выводу, что возложенную на войска национальной гвардии задачу — участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности — следует считать одной из наиболее приоритетных.
Ключевые слова: Федеральная служба войск национальной гвардии, общественная безопасность, общественный порядок, войска национальной гвардии, межведомственное взаимодействие, МВД России, полиция
Annotation. The article considers some issues of the participation of the Federal service of the national guard of Russia in the protection of public order and public safety, the assessment of the interdepartmental cooperation in this sphere.
The author analyses the implementation of this task, the authority of Federal service of the national guard of Russia's officials, highlights the work of military units of operational designation and special motorized troops and military units. It is concluded that the task assigned to the national guard — the participation in the protection of public order and public safety, should be considered as one of the most important.
Keywords: Federal service of the national guard of Russia, public safety, public order, national guard, interdepartmental cooperation, Ministry of internal affairs of Russia, police.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — ФСВНГ) была создана 5 апреля 2016 г. согласно Указу Президента России № 157.
3 июля 2016 г. был принят Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» № 226-ФЗ.
В части 1 ст. 2 Закона закреплены задачи войск, среди которых отмечено участие в охра-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
не общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Остановимся на непосредственном анализе данной задачи.
В структуру ФСВНГ включены территориальные управления и отделы, дислоцированные в федеральных округах: Северо-Кавказском (7 территориальных органов), Приволжском (14), Центральном (18), Северо-Западном (10), Южном (7), Восточном (9), Уральском (6), Сибирском (12).
Росгвардия в современных условиях представлена различными видами воинских частей и подразделений, которые вносят свой вклад в охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Среди них нам хотелось бы особо выделить воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные соединения и воинские части.
Части оперативного назначения предназначены для совместного участия с органами внутренних дел в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности, в том числе в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта, для пресечения возможных вооруженных столкновений и в случае необходимости — в разоружении, а также в ликвидации незаконных вооруженных формирований. Военнослужащие специальных моторизованных соединений ежедневно заступают на маршруты патрулирования улиц, по обеспечению безопасности на метрополитене и железнодорожных вокзалах городов России. Они носят знаки различия и форму полиции.
Сотрудники ФСВНГ наделены в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности достаточно широкими полномочиями, среди которых: требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения противоправных действий; принимать необходимые меры по охране места происшествия; на акваториях водных объектов производить осмотр плавучих средств (судов); пресекать массовые беспорядки в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях и др. (ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ).
Следует отметить, что данные полномочия близки к полицейским, но при этом у них есть и своя специфика. Кроме того, за неповиновение законному распоряжению сотрудника войск ФСВНГ в связи с исполнением им обязанностей в данной сфере предусмотрена административная ответственность в форме штрафа или ареста (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ). В свою очередь, сами
сотрудники ФСВНГ несут уголовную ответственность за нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это причинило вред правам и законным интересам граждан (ст. 343 УК РФ).
2017 год характеризовался становлением системы управления войсками национальной гвардии, принятием ряда документов, определяющих системные подходы развития службы1.
3 декабря 2018 г. состоялось расширенное заседание Коллегии Росгвардии, где были подведены итоги деятельности в 2018 г. и определены направления на 2019 г. Помимо оценки результатов в служебно-боевой и оперативно-служебной деятельности войск, пристальное внимание было уделено оценке состояния межведомственного взаимодействия при выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности2, что в очередной раз подтверждает особое значение данного направления деятельности ФСВНГ.
Тем более, что в 2018 г. приоритетными стали обеспечение охраны общественного порядка в период Чемпионата мира по футболу, а также безопасности ряда других крупных общественно-политических и международных мероприятий.
Относительно значимости участия ФСВНГ в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности научное сообщество отмечает следующее.
А.А. Тищенко приходит к выводу, что «система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации пополнилась важнейшим элементом в области обеспечения государственной и общественной безопасности»3.
А.Г. Асеев, В.Н. Буряков, И.В. Шевченко утверждают, что «основным предназначением войск национальной гвардии является обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражда-нина»4.
С.В. Коваленко, Ю.В. Сараев констатируют, что «войска национальной гвардии должны вывести задачи обеспечения государственной и общественной безопасности на новый неизмеримо высокий уровень, в полном объеме обеспечивающий защиту прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации»5.
Мы считаем, что данные утверждения авторов вполне справедливы в современных условиях, если учитывать сложную ситуацию как в об-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
щемировом пространстве, так и вблизи российских границ.
Заметим, что в сфере правового регулирования вопросов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности Росгвардией, включая и межведомственное взаимодействие с МВД России, существует и ряд проблемных моментов.
Так, по мнению В.И. Майорова, «для повышения эффективности деятельности по охране общественного порядка, осуществляемой различными ведомствами, требуется, прежде всего, налаженный механизм координации и взаимодействия между ними...»6.
В.П. Еферин отмечает важную проблему взаимодействия в данной сфере — где «полиция обязана, а ФСВНГ наделена полномочиями, в результате чего может оказаться, что за результаты неудовлетворительного взаимодействия или неудавшейся спецоперации будет нести ответственность только одна сторона — МВД России»7.
В.А. Крупин считает, что «для качественного улучшения организации профилактической работы при взаимодействии территориальных органов МВД России с ВНГ РФ при выполнении задач по охране общественного порядка и повышении плотности оперативного прикрытия малых населенных пунктов, нужны новые подходы, учет современных реалий и передового опыта»8.
Таким образом, возложенное на ФСВНГ участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности считаем одной из наиболее приоритетных задач. Но в ходе ее реализации возникает ряд трудностей, связанных с несовершенством законодательства, поэтому требуется дальнейшая доработка норм соответствующих законов в русле повышения ответственности за результаты совместных действий ФСВНГ и МВД России.
1 О состоянии и перспективах строительства войск национальной гвардии Российской Федерации на среднесрочную перспективу: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 08.11.2017 г. № 416-СФ // http://docs.cntd.ru/document/ 555628979 (Дата обращения: 24.04.2019)
2 ГардИнфо (комментарии, факты) // http:// guardinfo.online/2018/12/10/rosgvardiya-sostoyalos-rasshirennoe-zasedanie-kollegii/ (Дата обращения: 24.04.2019)
3 Тищенко A.A. Особенности правового положения войск
национальной гвардии в системе обеспечения нацио-
нальной безопасности Российской Федерации // Матер.
конф. ГНИИ «Нацразвитие». Ноябрь 2017: Сб. избр. ст. 2017. С. 161.
4 Асеев А.Г., Буряков Б.Н., Шевченко И.Б. Национальная гвардия России: историко-правовой аспект // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: Сб. науч. ст. VIII Межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием Новосибирск: Новосибирский военный ин-т им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. 2017. С. 64.
5 Коваленко C.B., Сараев Ю.В. Задачи, возлагаемые на войска национальной гвардии // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: Сб. науч. ст. VIII Межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием Новосибирск: Новосибирский военный ин-т им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. 2017. С. 426.
6 Майоров В.И. О роли Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в обеспечении общественного порядка // Вестник Уральского юрид. ин-та МВД России. 2018. № 1. С. 50.
7 Еферин В.П. Организация взаимодействия МВД России и Федеральной службы войск национальной гвардии (ФСВНГ) России // Вестник ВИПК МВД России. 2017. № 2. С. 108.
8 Крупин В.А. Особенности взаимодействия территориальных органов МВД России с ВНГ РФ при выполнении задач по охране общественного порядка // Науч.-практ. электронный журнал «Аллея Науки». 2018. № 5 (21) // Alley-science.ru: https://www.alley-science.ru/
aktualnye_voprosy_politiki_i_prava__5_21___2018/ (Дата
обращения: 24.04.2019)
Библиографический список
1. О состоянии и перспективах строительства войск национальной гвардии Российской Федерации на среднесрочную перспективу: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 08.11.2017 г. № 416-СФ // http://docs.cntd.ru/document/ 555628979 (Дата обращения: 24.04.2019)
2. Асеев А.Г., Буряков В.Н., Шевченко И.В. Национальная гвардия России: историко-право-вой аспект // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: Сб. науч. ст. VIII Межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием Новосибирск: Новосибирский военный ин-т им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. 2017. С. 60—65.
3. ГардИнфо (комментарии, факты) // http:// guardinfo.online/2018/12/10/rosgvardiya-sostoyalos-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
rasshirennoe-zasedanie-kollegii/ (Дата обращения: 24.04.2019)
4. Еферин В.П. Организация взаимодействия МВД России и Федеральной службы войск национальной гвардии (ФСВНГ) России // Вестник ВИПК МВД России. 2017. № 2. С. 105-109.
5. Коваленко С.В, Сараев Ю.В. Задачи, возлагаемые на войска национальной гвардии // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: Сб. науч. ст. VIII Межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием Новосибирск: Новосибирский военный ин-т им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. 2017. С. 420-426.
6. Крупин B.À. Особенности взаимодействия территориальных органов МВД России с ВНГ
РФ при выполнении задач по охране общественного порядка // Науч.-практ. электронный журнал «Аллея Науки». 2018. № 5 (21) // А11еу-science.ru: https://www.a11ey-science.ru/aktua1nye_ voprosy_po1itiki_i_prava_5_21_2018/ (Дата обращения: 24.04.2019)
7. Майоров В.И. О роли Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в обеспечении общественного порядка // Вестник Уральского юрид. ин-та МВД России. 2018. № 1. С. 48—51.
8. Тыщенко А.А. Особенности правового положения войск национальной гвардии в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Матер. конф. ГНИИ «Нацразвитие». Ноябрь 2017: Сб. избр. ст. 2017. С. 156—161.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Педагогика. Учебное пособие для студентов юридических вузов и специальностей / Под ред. В.Ф. Родина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 191 с.
В доступной форме раскрываются основные положения педагогики. В логической последовательности рассматриваются содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения и воспитания, педагогический контроль.
Учебное пособие предназначено для студентов юридических вузов и специальностей.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019