ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ИТИП РАО: МГТУ им. Н.Э. БАУМАНА, МГИУ, САФУ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА «ИТИП-МГИУ»
КАК НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью федеральных инновационных площадок, служащих примером интеграции науки, образования, производства. Одной из форм научно-образовательной интеграции является Федеральная инновационная площадка «ИТИП-МГИУ». Сформулированы стратегические цели и конкретные задачи деятельности ФИП «ИТИП-МГИУ». Подчеркивается актуальность и социальная значимость углубленной производственной подготовки будущего специалиста в системе дуального обучения. Представлена оценка качества дуального обучения.
Современная интеграция институтов отечественного образования и науки - главное направление в разработке новых инновационных моделей развития отечественной экономики и модернизации промышленности, она также направлена на сохранение и приумножение культурного наследия общества и его гуманитарных ценностей. Одновременно с этим в России осуществляется модернизация образования, где особая роль отводится университетам и научно-исследовательским институтам, ориентированным на фундаментальные науки. В этой связи Министерство
Т.В. Сорокина-Исполатова
Я.А. Сорокина
Ключевые слова:
инновационная площадка, научнообразовательная корпорация, интеграция, дуальная система обучения.
образования и науки РФ реализует программу по созданию федеральных и региональных инновационных площадок. Этот статус присваивается учебным заведениям по итогам экспертизы их проектов, проводимой специально созданным координационным органом, и действует в период выполнения учреждением проекта или программы (приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» (от 23 июня 2009 г. №218).
Основные направления деятельности федеральных и региональных инновационных площадок:
- разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;
- внедрение инновационных образовательных программ; новых профилей (специализаций) и методик подготовки; переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования;
- реализация новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий; новых институтов общественного участия в управлении образованием; новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций и др.
Выделим факт присвоения статуса «Федеральная инновационная площадка» одновременно двум структурам (в рамках одного проекта): ФГНУ ИТИП РАО и ФГБОУ ВПО «МГИУ» (далее ФИП «ИТИП-РАО»). Отметим, что статус «Федеральная инновационная площадка» при равных условиях паритета двух структур (имеющих различные руководящие ведомства) на всей научной и образовательной территории РФ закреплен впервые. Данный факт подтверждает, что статус инновационной площадки присваивается организациям независимо от их организационно-правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности, а определяется значимостью проекта на федеральном уровне, что было установлено экспертной комиссией Минобрнауки России.
Практика показала, что интеграция отечественных университетов и научно-исследовательских институтов, имеющих многовековую историю и колоссальные достижения в области научных открытий, в настоящее время может создать уникальную научно-образовательную среду для подготовки
талантливых специалистов. По оценкам ЮНЕСКО, активное развитие интеграции науки и образования связано с усиливающейся в мире тенденцией глобализации, охватывающей экономику, политику, науку, образование и культуру, а также с множеством иных интеграционных процессов в единой Европе. К тому же влияние радикальных технологических, экономических и социальных изменений в России (начало XXI в.) способствовало диверсификации структурного содержания университетов и на их основе созданию Федеральных инновационных площадок, осуществляющих «третью миссию» своего развития: в дополнение к образованию и научным исследованиям добавилось социальное партнерство с академической наукой и отраслевыми промышленными комплексами.
Интеграция науки и образования представляет собой многообразие моделей консолидации, которые формируются на базе университетов, институтов Российской академии наук и образования, государственных научных центров, крупных отраслевых промышленных объектов и реализуется в разнообразных договорных отношениях совместных образовательных университетских комплексов, наукоградов, технопарков, научно-технических и инновационно-технологических центров и других. Подобная интеграция обеспечивает и создает условие коллективного пользования научным оборудованием, телекоммуникационными сетями, научной базой и информацией, а также создаёт возможности размещения студентов на лучшие рабочие места, что подтверждает диалектическую закономерность генезиса преобразования интеграции научных институтов и вузов в научно-образовательные корпорации (от лат. corporation - объединение).
Изучение опыта реализации интеграционных процессов в отдельных вузовских и академических учреждениях Российской академии образования показывает, что системообразующим фактором зарождения научнообразовательных корпораций в первую очередь является сложившийся в вузе уровень интеграции науки, образования и производства, а также традиции, организационно-правовые и договорные взаимоотношения партнеров, социальная и другая деятельность университета. Одной из форм научно-образовательной корпорации является ФИП «ИТИП-МГИУ».
Интеграция науки, образования и производства давно признана как эффективная база для решения научных, образовательных и производственных проблем. Московский государственный индустриальный университет более 50 лет осуществляет подготовку специалистов на базе интеграции и своими результатами подтвердил эффективность данной системы обучения.
В настоящее время интегрированная система обучения, диверсифика-
ция ее форм и содержания, практически явилась базовой основой развития современных форм экономической и интеллектуальной взаимосвязи фундаментальной науки, университетского образования и производства, имеющих общую предпринимательскую и корпоративную идеологию, предполагающую непрерывный творческий процесс научных открытий и подготовки специалистов нового поколения. При переходе национальной экономической системы России к рыночным отношениям интегрированная система обучения испытала острый кризис, многие образовательные учреждения не смогли пролонгировать свои договорные отношения с базовыми производственными подразделениями.
В законе РФ «Об образовании» (1996) и в нормативных документах по высшей школе интегрированная система обучения уже не рассматривается как самостоятельная форма обучения. В связи с этим произошла замена базовой интегрированной системы обучения (ИСО) ее модернизированной версией - дуальной системой обучения (ДСО), обеспечивающей новые условия интеграции образования, академической и отраслевой науки, производства и бизнеса. Примером современной дуальной системы обучения может являться совместный проект «Интеграция - XXI» Московского государственного индустриального университета с академическими институтами РАН и РАО, а также отраслевыми научно-исследовательскими институтами и рядом крупных производственных, эксплуатационных и сервисных предприятий.
Отметим, что процесс обучения как взаимосвязанная целенаправленная деятельность преподавателей и обучающихся многоэтапный и имеет сложную структуру. Он объединяет множество процессов обучения по отдельным дисциплинам, каждый из которых протекает в рамках системы обучения данного вуза и одновременно - педагогической системы по дисциплине, созданной преподавателем в соответствии с учебно-методическим комплексом специальности. Производственная подготовка педагогов профессионального обучения также является процессом обучения, но в другой внешней среде - производственной. Научная подготовка протекает в рамках научных школ и на базе научно-исследовательского сектора всех структур инновационной площадки вуза.
Как показывают многочисленные педагогические эксперименты, проведенные на базе Федеральной инновационной площадки «ИТИП-МГИУ», параметр эффективности дуального обучения (ЭДО), подготовки будущих специалистов может зависеть от трех групп факторов (1):
ЭДО = Б [Л1,..Лп; Б1,..Бш; С1,..Ск]. (1)
При этом проведенный автором многофакторный структурный анализ показал:
- 1-я группа факторов (Л1,...Лп) характеризует условия работы преподавателя, определенные ФГОС, рабочей программой учебной дисциплины и являющиеся инвариантными: А1 - объем дисциплины (в часах, отводимых на изучение); А2 - аудиторный объем дисциплины (в часах аудиторных занятий); А3 - уровень усвоения дисциплины согласно ФГОС и др.
- 2-я группа факторов (Б1,...Бш) может изменяться (вариативные факторы), влияя на целевые функции преподавателя: В1 - доля компьютерных средств обучения в общем комплекте дидактических средств обучения; В2
- доля аудиторного времени, отводимого на проблемные формы обучения; В3 - уровень профессиональной компетентности преподавателя; В4 - уровень структурированности содержания дисциплины и др.
- 3-я группа факторов (С1,...Ск) - условия, влияние которых заранее неизвестно или недостаточно изучено: С1 - исходный уровень подготовки учебной группы; С2 - мотивация к обучению и возрастной состав группы; С3 - самоорганизация в студенческой группе; С4 - реализация новых информационных технологий; С5 - уровень развития материально-производственной базы и др. Часто факторы третьей группы определяются не сознательными действиями преподавателя и группы обучающихся, а объективной действительностью.
Отметим, что количественно эффективность дуального обучения (ЭДО) можно оценить, представив ЭДО как отношение числа выпускников, успешно закончивших обучение, к числу студентов, зачисленных на первый курс. Тогда ЭДО принимает значения в интервале 0<ЭПС<1. На каждом этапе многоуровневой подготовки показатель уровня эффективности дуального обучения будет свой. Можно также определить эффективность всей системы непрерывной подготовки будущего специалиста. Кроме того, представляется целесообразным учитывать не всех выпускников, а только тех, кто приступил к работе по избранной специальности. Современный процесс подготовки будущего специалиста - это взаимодействие, а не воздействие. Учитывая ведущую роль науки и производства в этом взаимодействии, на основе проведенного многофакторного анализа мы с достаточной степенью достоверности можем ограничиться следующими составляющими целостного процесса подготовки будущих специалистов: 1) факторами «подсистема - образование», формируемыми преподавателем на основе учебного плана, факторами нормативного обеспечения и имеющейся научно-технической и материальной базы, орга-
низационных условий, персонала и др.; 2) факторами «подсистема-наука», формируемыми научной базой всех структур и партнеров вуза; 3) факторами «подсистема-производство», формируемыми вузом совместно с работодателями на базе совместно разработанной стратегии дуального обучения (ДО), что результативно определяет следующую категорию диалектики
- «содержание-форма».
Учитывая, что каждая из указанных подсистем имеет свой параметр эффективности, а также то, что и внешняя среда (надсистема) теперь имеет три компонента, представим целостный параметр эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста (ЭПП) в рамках трех слагаемых: (ПЭ) - образовательной (ПЭо), научной (ПЭн) и производственной (ПЭп) подсистем: ЭПП = (ПЭо) + (ПЭн) +(ПЭп) (2); далее в виде композиции его взаимообусловливающих компонентов (3):
здесь примем ПЭо равным прежнему значению, когда рассматривалась только образовательная система; ПЭн определим как уровень влияния научных школ ИТИП РАО, НИС МГИУ, научных конференций и др. на формирование содержания образовательных программ и научную подготовку будущих специалистов; ПСп определим как отношение числа выпускников, получивших высший квалификационный разряд по рабочей профессии, подготовивших курсовые проекты, дипломные проекты с реальным внедрением в производство и т.п., к числу обучающихся. Понятно, что новый ЭДО будет значительно выше, именно данный показатель характеризует ресурс качества подготовки специалиста в условиях научно-образовательной и производственной среды, формируемой условиями проекта ФИП «ИТИП-МГИУ».
В данной статье мы не ставили цель анализа значимости углубленной производственной подготовки будущего специалиста в системе дуального обучения, ценность которой достаточно ясна и изучена. Нашей задачей было выявить новый смысл, миссию и содержательную направленность новых организационно-структурных моделей объединения субъектов науки, образования и производства, возможных вариативных схем, векторов и механизмов взаимодействия субъектов этой деятельности, а также разработки комплекса мероприятий по повышению инвестиционной и социальной привлекательности проекта ФИП «ИТИП-МГИУ».
Данные задачи достаточно емкие и требуют глубокой научной и методологической проработки. В контексте нашего исследования, учитывая стратегические цели ФМП «ИТИП-МГИУ», выделим следующие положения: 1) интеграция науки и образования должна соответствовать современным
тенденциям мирового развития научно-образовательной среды подготовки будущего специалиста «на опережение»; 2) содержание образовательных программ, реализуемых в рамках деятельности ФИП «ИТИП-МГИУ», должно строиться в соответствии с государственными образовательными стандартами нового поколения (ФГОС-3) и определяться консенсусом всех заинтересованных сторон: личностью, обществом, наукой, образованием и производством.
Таким образом, наши исследования показали, что научно-образовательная среда, создаваемая базой и новациями Федеральной инновационной площадки «ИТИП-МГИУ» как научно-образовательной корпорации является системообразующим фактором повышения эффективности научных разработок, подготовки специалистов всех уровней и представляет собой прогрессивную форму развития науки, образования и производства.