Фасады миссионерских церквей Сьерра-Горды: вопросы стиля
Л.К.Масиель Санчес
Пять храмов миссий Сьерра-Горды - желанная добыча для любого историка архитектуры: географически изолированная группа хронологически и стилистически близких памятников. Тем не менее затерявшиеся в труднодоступных малонаселенных горах и практически заброшенные, они попали в поле зрения историков искусства очень поздно; впервые их описали в 1946 году францисканские монахи, собиравшие данные о деятельности брата Хуниперо Серра - одного из их руководителей [1. Р. 104]. С тех пор архитектуре миссий было посвящено всего два специальных исследования. Первое, и сегодня остающееся главным, принадлежит француженке Моник Постен, соединившей в своей монографии «Барокко в Сьерра-Горде» [2] обширный документальный материал с интерпретацией иконографических программ фасадов этих церквей. Второе - Мари-Терез Рео, защитившей в Тулузском университете диссертацию «Внешний декор мексиканских церквей в XVIII веке (регионы Тескоко, Тепальсинго, Толуки и Сьерра-Горда)» [5. Р. 96-128] и рассматривающей миссии преимущественно со стилистической точки зрения в ряду памятников Новой Испании (колониальной Мексики) со стуковым декором.
Несмотря на свою основательность, обе эти работы не дают, на мой взгляд, убедительного ответа на вопрос, откуда приехали построившие храмы мастера, принадлежат они столичной или региональной архитектурной школе либо создали новые по стилю произведения?
Исторический контекст возникновения памятников таков. Сьерра-Горда (исп. Sierra Gorda - толстогорье) - мрачноватая гористая местность в Центральной Мексике, примерно в 250 км к северу от Мехико, на территории современного штата Кере-таро. В этом труднодоступном регионе обитали племена хонá и пáме (иначе чичимёки, «дикие», как их называли жители долин Центральной Мексики), долгое время успешно отстаивавшие свою независимость от ацтеков, затем от испанцев. Они отличались весьма бедной культурой и были, по словам испанцев, «словно неприкаянные дикие звери, бесчеловечные, жестокие, опасные для соседей и самих себя, по одиночке скитающиеся в лесах, безо всякого общения, веры, законов или правил» [Цит. по: 2. Р. 42]. Испанцы появились в этих землях в 1532 году; миссионерскую деятельность с 1570-х годов здесь осуществляли в основном августинцы, хотя францисканцы и доминиканцы также не оставляли попыток проникнуть в этот регион. Военная и
Миссия Сан-Франсиско в Тилако. 1750-1758. Атрий. Здесь и далее фотографии автора. Фото 2003 года
62 4 2013
духовная конкиста долгое время оставалась безуспешной: усмиренные было индейцы снова восставали, сжигая монастыри и укрепления, изгоняя испанцев. Перелом произошел к середине XVIII века, когда Сьерра-Горда была окружена плотным кольцом испанских укреплений: в 1738 году отряд Хосе де Эскандона практически истребил воинственных хона в битве при Медиа-Луна, после чего были окончательно покорены также и паме. Де Эскандон, ставший в 1741 году генерал-капитаном этих земель и получивший в 1749м титул графа Сьерра-Горды, нашел миссии в жалком состоянии: одну из увиденных церквей он охарактеризовал как «непристойную жалкую хижину», а другую - как «покосившуюся лачугу, едва держащуюся на четырех подпорках и открытую всем ветрам» [Цит. по: 2. Р. 119]. По его инициативе право на миссию было отнято у августинцев и передано францисканцам и доминиканцам; в частности, центральная часть Сьерра-Горды поступила в распоряжение фернандинцев - францисканских монахов из коллегиума Сан-Фернандо в Мехико. В апреле 1744 года они заложили новые церкви в миссиях Апостола Иакова в Хальпане (Santiago de JaLpan), Архангела Михаила в Конка (San Miguel de Concá) и Непорочного Зачатия Богородицы в Ланде (Santa María de Concepción de Landa), а в мае - Святого Франциска в долине Тилако (San Francisco del VaLLe de TiLaco) и Богородицы Света в Танкой0ле (Nuestra Señora de La Luz de TancoyoL). Эти церкви предназначались для удовлетворения первичных религиозных нужд индейцев, которых сселяли в миссии с гор для приучения к оседлой
жизни. Основные усилия миссионеров были обращены на материальное обеспечение поселенцев, и потому первые церкви были построены наспех (три из них окончены уже к июлю 1744 года), из сырцового кирпича и имели скромное убранство. Первые годы были тяжелыми: миссионеров не хватало, едва ли не половина индейцев умерла от голода, многие сбегали.
Ситуация изменилась лишь с приездом в июне 1750 года новой группы монахов во главе с братом Серрой. Эти энергичные люди искренне старались облегчить участь индейцев, приобщив их к достижениям цивилизации. Вся жизнь поселенцев в миссиях подверглась строгой реорганизации и контролю со стороны монашеской братии. Индейцы постепенно приучались к земледелию и скотоводству, осваивали некоторые простые ремесла; благодаря этому со временем миссии смогли обеспечивать себя продовольствием. Заботясь о привлечении индейцев к богослужению, Серра выучил язык паме и перевел на него некоторые песнопения. Наконец, в миссиях стали возводиться дошедшие до наших дней грандиозные храмы, в строительстве и украшении которых новообращенные индейцы принимали самое деятельное участие.
Возведение церквей было в основном завершено к концу 1760-х годов. Постен датирует Хальпан 1751-1758, Конку 1754-1758(?), Тилако 1754-1762, Танкойоль 1760(?)-1766 и Ланду 1760(?)-1768 годами [2. Р. 128-129]. Эти датировки часто попадаются в популярной литературе и сейчас, хотя они опровергнуты рядом обнаруженных позже документов.
Миссия Сантьяго в Хальпане. 1752-1759. Вид церкви с алтаря. Фото 2003 года
Согласно отчету 1758 года [1], между мартом 1750-го и сентябрем 1754 года был построен храм в Конка, в 1758-м освящен Тилако и еще не закончен Хальпан («хотя оставалось мало»). Танкойоль и Ланда уже строились в 1762 году, но не упоминаются в отчете 1761го, свидетельствующем лишь о трех каменных церквях [1. Р. 105]. Первый из этих храмов был освящен в 1766 году (письмо отца Хосе Гарсиа), второй - в 1768-м (надпись на колоколе) [2. Р. 129]. Итак, датировки сейчас выглядят следующим образом: Конка 1750-1754, Тилако 1750-17581, Хальпан 1751/1752-17592, Танкойоль 1762-1766, Ланда 1762-1768. Таким образом, в строительстве храмов четко выделяются две группы: три храма были построены в 1750-е годы и еще два после небольшого перерыва в 1760-е.
Итак, развитие миссий продолжилось и после отбытия брата Серра в Мехико в 1758 году. Однако длилось оно недолго, поскольку их деятельность стала мешать и колониальным властям, и местным землевладельцам. Необходимую функцию по усмирению населения миссии выполняли, однако
1 По свидетельству Ф.Палоу, главного источника сведений о Сьерра-Горде, он строился восемь лет.
2 Из сообщения Палоу известно, что он строился семь лет, а из отчета - что в 1758 году он был почти закончен. Поскольку в 1752 году брат Серра ездил в Мехико, представляется вполне возможным отнести начало работ над храмом к моменту его возвращения (по мнению М.-Т.Рео, он мог привезти из Мехико мастера) или непосредственно перед поездкой (по мнению М. Постен).
налогов короне не платили и лишали испанцев возможности расширять свои владения за счет земель индейцев. Это совпало с общеиспанской тенденцией к усилению абсолютизма и борьбы с политическим влиянием церкви, наиболее известной страницей которой стало изгнание иезуитов из Испании и ее колоний в 1767-1768 годах. В результате в 1770 году был издан указ о полной секуляризации миссий Сьерра-Горды: они были переданы светскому клиру и очень скоро пришли в запустение. Индейцы, привыкшие к постоянной опеке, быстро разбежались, а величественные здания, по свидетельству случайного путешественника, уже в 1789 году находились в плачевном состоянии [1. Р. 103]. Упадок длился почти две сотни лет, и лишь в 1990-е годы храмы миссий были отреставрированы.
Все пять церквей Сьерра-Горды объединяет не только общность условий создания, но и одинаковое объемно-пространственное построение и композиционно-декоративное решение фасадов.
Каждый из храмовых комплексов находится в центре поселения. Перед западным3 фасадом храма устроен большой атрий, окруженный невысокой оградой. По центру каждой из
3 Здесь и далее термины вроде «западный» используются в литургическом, а не географическом значении. Западные с литургической точки зрения фасады в реальности обращены в церквях миссий не только на запад, как в Танкойоле, но также на восток (Хальпан), юг (Конка, Ланда) и север (Тилако).
Миссия Нуэстра-Сеньора-де-Ла-Лус в Танкойоле. 1762-1766. Фото 2003 года
64
4 2013
трех стен устроены оформленные арками входы. В западных углах атрия размещены специальные капеллы для молебнов перед священными изображениями во время крестных ходов - посас (capillas pozas); в атрий они открываются арками, две наружные стены глухие. В центре атрия на постаменте стоит крест. Четвертую сторону атрия занимает храм с примыкающими к нему монастырскими зданиями. Справа от входа в храм устроена открытая капелла, в которой совершалось богослужение перед стоявшими в атрии индейцами: миссионеры должны были приспосабливаться к привычкам новой паствы отправлять религиозные обряды на открытом воздухе. Клуатры примыкают к храмам с южной стороны. К сожалению, в большинстве миссий Сьерра-Горды отдельные элементы комплексов были утрачены или перестроены; в близком к первоначальному виде они сохранились только в Танкойоле. Описанная композиция комплексов, едва ли не уникальная для XVIII века, была позаимствована миссионерами у их предшественников, создававших и использовавших ее в многочисленных монастырских комплексах XVI века. Францисканцы были одним из трех орденов (другие
два - августинцы и доминиканцы), которым была доверена евангелизация страны, и именно они построили целый ряд выдающихся комплексов упомянутого типа, например Уэхо-цинго близ Пуэблы (1529-1550). Прекрасно сохранившиеся и до нашего дня, эти комплексы были, без всякого сомнения, знакомы основателям миссий.
Храмы миссий сооружены из кирпича, украшены лепниной и оштукатурены. По типу это однонефные базилики с трансептом, восьмигранным куполом над средокрестием и неглубокими хорами над входом. Достаточно элементарный тип храма стал распространенным в Новой Испании в XVI веке и оставался таковым в рассматриваемое время. Фасады храмов трехчастные, центральную часть занимает композиция типа ретабло4.
4 Возникший еще в XV века в Испании, этот тип фасада предполагал трактовку центрального прясла по подобию ретабло, заалтарного иконостаса. Резное дерево каркаса и живопись образов выполнялись, соответственно, в камне и рельефе. В Мексике этот тип фасада стремительно распространился лишь со второй четверти XVIII века под влиянием алтаря Волхвов в кафедральном соборе Мехико (1718-1725), выполненного приехавшим из Испании мастером чурригереско Херонимо Бальбасом.
Миссия Сан-Мигель в Конка. 1750-1754. Фрагмент главного фасада. Фото 2003 года
Миссия Санта-Мария-де-Консепсьон в Ланде. 1762-1768. Фрагмент главного фасада. Фото 2003 года
Боковые прясла разного размера. Колокольня всегда одна и располагается в северо-западном углу храма; она может иметь три (Тилако), два яруса или один (Конка). Как правило, она возвышается над левым пряслом фасада, но может быть пристроена к нему с севера (Тилако). В ее нижнем ярусе (в Тилако за северным) устроен баптистерий. Наличие только одной колокольни было широко распространено во всей Мексике, и примечательно, что особенно часто она встречается в постройках францисканцев, например в церквях Керетаро (1727) и в монастыре Гуадалупе близ Сакатекаса (1707-1721). К сожалению, архитектура различных орденов в XVIII веке еще специально не исследовалась, и потому пока рано связывать указанный мотив с францисканцами. Храмы богато украшены стуковой лепниной, сосредоточенной в центральном прясле западного фасада, на ярусах звона, барабане и куполе; остальные части храма полностью лишены лепного убранства. Прием контрастного противопоставления насыщенных декором башни, купола и фасада-ретабло суровой глади остальных стен характерен также для Мексики XVIII века. Он может проявляться в чистом виде, то есть в одном материале и цвете, как, например, в соборе в Сака-текасе (1734-1743), либо подчеркиваться раскраской, как в Сьерра-Горде. Реже он усиливается разницей материалов - сопоставлением ошуткатуренных стен и резного камня ретабло (храм в ДолоресИдальго), кирпичных стен и одно-
цветного оштукатуренного ретабло (Санта-Мария в Окотлане близ Тласкалы, ок. 1745-1760), изразцового покрытия стен и каменной резьбы обрамлений (Сан-Франсиско в Пуэбле, 1743-1767). От богатого внутреннего декора храмов Сьерра-Горды, о котором свидетельствует описание 1762 года [2. P. 130-131], остались лишь отдельные архитектурные детали - замковые камни в виде цветов и т.п.
Самое замечательное в церквях Сьерра-Горды - это их фасадные композиции, хотя и близкие, но различающиеся в деталях. Они имеют по три прясла и два (Конка и Тилако) или три яруса, над которыми возвышается фронтон сложных очертаний. В Хальпане и Ланде он имеет волнообразное завершение с крестом, в Конке - увенчанное фигурой Троицы полуциркульное, в остальных храмах - в форме разорванного фронтона с крестом (Танкойоль) и огромным цветком (Тилако). Фасад Конки отличается тем, что его поле целиком взято в раму из вынесенных вперед граненых устоев, увенчанных пинаклями и соединенных полуциркульным карнизом сильного выноса. Вертикальными опорами в конструкции ретабло храмов служат соломоновы колонны (везде, кроме Ланды) и эстипите (estípite) (в Тилако, Танкойоле и Ланде) - усложненные гермовидные пилястры, являющиеся своеобразным признаком барокко центральных районов Мексики в XVIII веке. В центре каждого фасада окно. У ранних храмов оно ромбовидное, оформленное раковиной, в Тилако - стилизованное под цветок. В Танкойоле окно шести-
Миссия Нуэстра-Сеньора-де-Ла-Лус в Танкойоле. 1762-1766. Фрагмент главного фасада. Фото 2003 года
66 4 2013
гранное, верхнии откос сохраняет стилизацию под раковину. Наконец, в Ланде оно восьмигранное и лишено декора. Архивольты порталов в Хальпане и Тилако также сделаны в виде раковин, портал Конки имеет волнообразное завершение, Танкойоля и Ланды - полуциркульное. Стилистически фасады весьма близки. Общие их черты - растворение структуры ретабло (опоры, карнизы, скульптура) в плоскостном ковровом растительном орнаменте, завершение вертикальных элементов бутоновидными и цветковидными формами. Верхние части оформлены вылепленными в стукко занавесями, превращающими каждый фасад в своего рода окно в Небесный мир. Пожалуй, плоскостным характером лепнины и ее «народностью» выделяется созданный первым фасад миссии Конки; слабая структурность элементов ретабло, будто бы наложенных на обширную плоскость, усиливает ощущение сплошного растительного ковра, уподобляя фасад полю герба [5. Р. 110]. В остальных фасадах структурность усиливается, улучшается качество лепки деталей. Наиболее удачным в отношении качества декора и сложной, но уравновешенной композиции является Танкойоль [5. Р. 124]. Фасад же Ланды
кажется непропорциональным и перегруженным чрезмерно сложной по исполнению (почти круглая скульптура, изображающая сидящих за столами персонажей) и содержанию лепниной. В целом очевидно, что несмотря на «народный» характер трактовки декора, свидетельствующий об активном участии местных индейских мастеров, храмы Сьерра-Горды были построены мастерами, хорошо знакомыми с новейшими течениями архитектуры Новой Испании. Известные сегодня документы не дают ответа на вопрос, откуда они приехали и на архитектуру каких зданий могли ориентироваться в своей работе. Как ни странно, но в литературе пока не было высказано соображений о национальной принадлежности этих мастеров.
Использование лепнины сближает храмы Сьерра-Горды с другими, весьма многочисленными памятниками «народного» направления в архитектуре Мексики XVIII века. Уже цитировавшаяся диссертация Рео как раз ставит их в общий контекст с тремя другими группами подобных памятников: 1) церквями вокруг Тескоко в восточной части долины Мехико; 2) храмом в Тепальсинго и связанными с ним храмами в гористой области на стыке штатов Морелос, Пуэбла и Герреро; 3) несколькими памятниками вокруг Толуки к западу от Мехико. Анализ Рео показывает, что, будучи объединенными некоторыми общими чертами, эти группы памятников созданы разными мастерами. Те же выводы можно сделать, сопоставив формы храмов Сьерра-Горды с другими группами «народных» церквей, например в районах Атлиско, Чолулы или Тласкалы. Очевидно, что их общность касается лишь оттенка стиля, в то время как структура фасадов разная, ибо задается ориентацией на разные образцы «высокой» архитектуры.
Учитывая относительную медленность перемещения строительных артелей, логично было бы искать образцы и подражавших им мастеров в каком-либо близком регионе.
Естественно, первым напрашивается Мехико, откуда пришли и с которым были тесно связаны миссионеры-фернандин-цы. Их центром был монастырь Сан-Фернандо с храмом, по-
Францисканская церковь в Сан-Луис-Потоси. 1686-середина XVIII века. Фрагмент главного фасада. Фото 2010 года
Капелла Нуэстра-Сеньора-де-Арансасу в Сан-Луис-Потоси. Середина XVIII века. Фото 2010 года
строенным в 1755 году [5. Р. 113]. Его облик мало напоминает храмы Сьерра-Горды, прежде всего, изза иного материала - типичных для столичной архитектуры коричне-вокрасного вулканического туфа тесонтле и светло-серого твердого камня чилуки. Прочностью чилуки определяется четкость линий и детализованность элементов декора как этой церкви, так и вообще произведений столичной архитектуры, совершенно лишенных плавных, сочных форм лепнины. Отличает храм и композиция, подчеркивающая центральное положение обширного плоского рельефа с изображением св. Фердинанда; в Сьерра-Порде никакие изображения композиционно так явно не выделялись. Другие здания Мехико того времени также имеют мало общего с постройками Сьерра-Горды.
Также относительно недалеким центром строительства был Керетаро, которому в настоящее время административно подчиняется территория Сьерра-Горды. Многочисленные местные церкви не объединены столь яркими стилистическими характеристиками, как в Мехико. Тем не менее и в этом случае очевидны большие различия со Сьерра-Пордой. Здесь также активно используется натуральный камень, причем иногда храмы строятся целиком из материала одного цвета (монастырь августинцев), а иногда каменные обрамления соседствуют с оштукатуренными стенами (францисканский храм). При барочном богатстве форм местную архитектуру характеризуют ордерность, четкое выделение (и часто отделение от стены) несущих элементов и карнизов (Сан-Фелипе-Нери). Специфической ее особенностью является трактовка гермовидных пилястр в виде человеческих фигур (фасад церкви Санто-Доминго и особенно клуатр Сан-Агустин). Все это совершенно противоречит плоскостной ковровости фасадов Сьерра-Горды с обилием растительных форм.
Наконец, есть еще один центр, архитектура храмов которого по непонятным причинам никогда не сравнивалась со Сьерра-Гордой. Речь идет о Сан-Луис-Потоси, богатом городе при золотых и серебряных рудниках. Этот город также был крупным архитектурным центром. Именно местная
архитектура середины XVIII века обнаруживает большое сходство с миссиями Сьерра-Горды, что позволяет говорить о том, что в основном они и определили облик церквей отдаленного горного региона. Францисканский монастырь играл
Церковь Кармен в Сан-Луис-Потоси. 1747-1767. Интерьер боковой капеллы. Фото 2010 года
Церковь Кармен в Сан-Луис-Потоси. 1747-1767. Фото 2010 года
Церковь Кармен в Сан-Луис-Потоси. 1747-1767. Фрагмент главного фасада. Фото 2010 года
68
4 2013
в городе очень важную роль, поскольку был основан еще в 1583 году, за девять лет до официального провозглашения города. Храм этого монастыря строился в конце XVII - середине XVIII века5. Близость к Сьерра-Горде обнаруживают и формы капеллы Нуэстра-Сеньораде-Арансасу того же монастыря (середина XVIII века), кафедрального собора (1670/1674-1718), церкви Сан-Агустин (башня, между 1750 и 1770 годами), наконец шедевра мексиканской колониальной архитектуры, кармелитской церкви Сант-Элиас (с 1747 года, башня окончена в 1767-м), более известной просто как Кармен. Главное отличие церквей Сан-Луис-Потоси состоит в использовании натурального камня в фасадах. Остальные черты скорее сходные. Бросаются в глаза общие пропорции, композиция и почти идентичный декор башен (Сан-Агустин), даже в одном случае редкое коническое завершение (Кармен). Напоминают Сьерра-Горду и такие редкие элементы, как пятновидные обводки (используются как наличники в Аран-сасу и обрамление одной из композиций фасада в Кармен) и оформление всего фасада занавесями (Кармен). Сходным редким элементом являются также крупные раковины в Сьер-ра-Горде (например, в Хальпане и Тилако), использованные над дверями. Рео пишет, что это уникальный декоративный элемент, восходящий, возможно, к готическому собору в испанской Пальме-де-Майорке [5. Р. 117], откуда был родом брат Серра. Однако в Сан-Луисе они тоже использовались, но не над дверями, а в виде свода над купелью в антисакристии (францисканский монастырь), апсиде (не сохранившаяся церковь Марии-Магдалины) и боковой капелле (Кармен). Характерны для Сан-Луиса и волнообразные завершения фасадов (Арансасу), их венчания отдельно стоящими скульптурами (св. Бонвентура, св. Антоний Падуанский и св. Франциск Ассизский на фасаде францисканской церкви), а также декор в виде гербов францисканского ордена, которые во францисканских храмах использовались, как ни странно, весьма редко. Мне кажется, что общность столь большого количества композиционных, стилистических и иконографических элементов свидетельствует о том, что в постройке храмов Сьерра-Горды решающую роль сыграли мастера из Сан-Луиса. Много сложнее определить, когда именно и кто туда приехал, так как имена мастеров и датировки потосин-ских памятников крайне запутанны и условны.
Итак, проведенное исследование позволило выявить решающую роль строителей из Сан-Луис-Потоси в возведении группы выдающихся произведений колониальной архитектуры Мексики - миссионерских церквей Сьерра-Горды.
Литература
1. Gómez Canedo L. Sierra Gorda, un típico enclave misional en el centro de México (ss. 17-18). México, 1988.
2. Gustin M. El barroco en la Sierra Gorda. México, 1969.
3. Historia del arte mexicano. T. 5. Arte colonial, 2. México, 1982.
4. Maza F. de la. El arte colonial en San Luis Potosi. Mexico, D.F., 1985.
5. Réau M.-Th. La Décoration extérieure des églises du Mexique, au XVIIIe siècle (Regions de Texcoco, Tepalcingo, Toluca et Sierra Gorda). Univ. de Toulouse - Le Mirail. Thèse doct. 3e cycle. 1982.
6. Масиель СанчесЛ.К. От поражения к победе: о замысле миссионерских церквей Сьерра-Горды // Historia animata. Ч. 3. М., 2004. С. 177-207.
Literatura
6. Masiel Sanches L.K. Ot porazheniya k pobede: o zamysle missionerskih tserkvej Sierra-Gordy // Historia animata. Ch. 3. М., 2004. S. 177-207.
Facades of the Sierra Gorda Missionary Churches: Рroblems
of Style. By L.K.Masiel Sanches
Sierra Gorda is a remote mountainous region of Central Mexico. A group of five missionary churches were built here in 1750th-1760th by Franciscans monks led by famous fray Serra, future apostle of California. They had very interesting architectural forms, a mixture of colonial Spanish and local indigenous traditions. They are even included into the UNESCO world heritage list, but the studies of their architecture are still few and insufficient. In particular, there is no answer to the question of the origin of their builders. The paper argues, they were not from Mexico city, and not from nearby Quertaro, but from the mining town San Luís Potosí.
Ключевые слова: миссия, францисканцы, колониальный, индейский, синкретизм, барокко, традиция, Сьерра-Горда, Хуниперо Серра, Сан-Луис-Потоси.
Key words: mission, Franciscans, colonial, indigenous, syncretism, the Baroque, tradition, Sierra Gorda, Junípero Serra, San Luís Potosí.
5 Работы в монастыре велись с 1686 года и, по мнению Ф. де Масы, начались с фасада храма. Точно известно, что башня (вторая, более поздняя) была построена под руководством брата Лукаса дель Кастильо между 1697 и 1707 годами. В 1710 году был окончен один из боковых нефов. Де Маса считает, что купол храма был завершен только к середине столетия, но никаких документальных тому подтверждений не приводит [4. Р. 40].