THE CONTROL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION AND ITS ELEMENTS
Abstract. The article deals the content of the key structural element of the system of internal control of the economic entity "control environment" in the context of the requirements of various regulations. The main focus is on the composition of the components of the control environment of the organization.
Keywords: internal control, elements of internal control, control environment, elements of control environment
УДК 364
ФАНДРАЙЗИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ МУЗЕЯ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
Статья раскрывает сущность и возможности развития фандрайзинго-вой деятельности в учреждении культуры на примере музея. Описан потенциал фандрайзинга как инструмента привлечения средств, указаны функции фандрайзинговой деятельности в музее, описаны сособенности и содержание стратегии фандрайзинга, систематизированы возможности музея по её реализации, перечислены современные инструменты фандрайзинговой деятельности музея. Сделаны выводы о перспективах развития фандрайзинга для учреждений культуры в России.
Ключевые слова: фандрайзинг, стратегия, культура, музей, инструменты.
Введение
В современных условиях интерес музеев к фандрайзингу, определяемому в культурном менеджменте как эффективный инструмент партнерства коммерческого и некоммерческого секторов экономики, неуклонно возрастает [10, 12, 16]. Посредством фандрайзинга учреждения культуры получают возможность конвертировать свою социальную значимость, имидж, востребованность в финансовые ресурсы, необходимые для дальнейшего развития [1, 5, 13]. Фандрайзинговая стратегия становится обычной практикой, позволяющей таким организациям реализовывать собственные проекты с использованием средств международных фондов и ассоциаций, государственных и региональных программ, частных спонсоров [2, 7, 8].
Методика исследования
Для описания современных инструментов, используемых для разработки фандрайзингвой стратегии музея, были использованы теоретические
методы (подбор и анализ источников), статистические методы (анализ статистики по проблеме исследования).
Результаты и обсуждение
Согласно статистике, количество социально ориентированных некоммерческих организаций выросло с 2012 г. по 2015 г. на 30 %, а количество организаций, оказывающих поддержку по направлениям «Культура и искусство» за этот же период удвоилось. По состоянию на 2016 г. наиболее популярными источниками фандрайзинга среди российских организаций были пожертвования частных лиц, денежные поступления от коммерческих компаний, средства фондов и агентств, а также выручка от реализации товаров, работ, услуг [3, 18]. Все это подтверждает актуальность выбранной темы.
Стратегия фандрайзинга - ориентация на привлечение средств в рамках региональных и общественных программ, которая предполагает выработку направления поиска средств (прежде всего, финансовых) для развития музейной деятельности [17, 21].
Стратегия фандрайзинга направлена на увеличение объема финансирования музея:
а) за счет привлечения дополнительных средств из государственных источников;
б) посредством использования возможностей негосударственных источников финансирования - фондов, ассоциаций, частных доноров;
в) с помощью развития коммерческой деятельности, связанной с оказанием платных услуг посетителям и компаниям [4, 15].
Стратегия фандрайзинга для музея связана как с оказанием платных услуг, так и привлечением дополнительных внешних ресурсов под конкретные проекты. В настоящее время набор традиционных для музея платных услуг значительно расширился, что позволяет таким учреждениям осваивать новые направления привлечения средств без ущерба для основных видов музейной работы и имиджа культурного учреждения [9].
Направления развития фандрайзинга музея с использованием собственных ресурсов музея представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Направления развития фандрайзинга музея
Направления фандрайзинга Ресурсы музея
Размещение рекламы общественных и коммерческих организаций, фондов, объединений на сайте - наличие собственного сайта; - наличие широких контактов с культурными, спортивными, образовательными организациями
Организация мероприятий (выставок, семинаров, конференций, мастер-классов) - наличие широких контактов с культурными, спортивными, образовательными организациями; - сотрудничество с региональными ассоциациями и фондами;
- наличие свободных выставочных площадей и технического оснащения; - профессионализм сотрудников музея
Привлечение волонтеров для реализации конкретных проектов - сотрудничество с вузами, организующими исторические, поисковые практики студентов; - профессионализм сотрудников музея
Разработка и распространение виртуальных экскурсий с использованием современных информационных технологий - обмен виртуальными экскурсиями с другими музеями; - наличие музейного фонда, для которого подобная форма презентации является наиболее выигрышной; - сотрудничество с образовательными учреждениями, учащиеся которых выступают потенциальными пользователями
Наиболее распространенной в современных условиях становится проектная форма фандрайзинга, которая оказывается наиболее адекватной стратегиям фандрайзинга и интересам организаций-доноров. Проектная форма фандрайзинга предполагает формирование четкого плана по реализации конкретного мероприятия на основе имеющегося потенциала музея. При использовании этой формы фандрайзинга разрабатываются такие проекты, которые отражают основные мотивы организаторов-спонсоров:
- направленность на конкретные цели и запросы донора, учет его потребностей;
- уникальность культурного события, обуславливающая возможность вовлечь большое количество участников;
- конкретность территориальных и временных характеристик проекта, удовлетворяющих интересы компании-спонсора;
- адекватность бюджета и потенциальной эффективности мероприятия -экономической и социальной [19, 20].
Экономическая и социальная эффективность проекта в случае фандрайзинга обеспечивается за счет рекламных и маркетинговых программ компании-спонсора для потенциальной аудитории музейного проекта и повышения престижа компании-спонсора в обществе [11, 14]. В связи с этим для обращения к спонсорам музей должен обеспечить пакет предложений, который представляют реальные интересы и косвенные выгоды спонсора в обмен на финансовую поддержку реализуемого проекта. В случае музейной деятельности это может быть:
- реализация рекламной компании спонсора в контексте реализуемого культурного проекта;
- принятие участия в названии проекта;
- размещение логотипа на печатной, рекламной, сувенирной продукции;
- аккредитация прессы;
- распространение бесплатных билетов и абонементов;
- пресс-конеренции и пр.
Ресурсы и возможности развития стратегии фандрайзинга музея систематизированы в таблице 2.
Таблица 2 - Ресурсы и возможности развития стратегии музея
Потенциальные ком -пании-спонсоры музея Ресурсы музея
Крупные торговые компании - проведение рекламных компаний в рамках музейных мероприятий; - участие в названии; - использование налоговых льгот; - проведение специальных мероприятий, формирующих положительный имидж компании; - размещение логотипа компании и др.
Компании, действующие на рынке печатной продукции -проведение презентаций; - пресс-конференции; - аренда помещений музея; - система скидок и бесплатных посещений музея; - аренда помещений музея для продажи печатных изданий
Частные лица - членство в музейном клубе; - рассылка мероприятий музея; - специальные условия для индивидуальных и групповых экскурсий, представлений; - возможности аренды помещений музея для проведения мероприятий, в т.ч. семейных
Инструменты фандрайзинга музея могут быть разделены на оффлайн и онлайн инструменты. Среди первых необходимо назвать личные встречи с потенциальными донорами, специализированные фандрайзинговые мероприятия или акции, размещение фандрайзинговых материалов в СМИ, размещение ящиков для сбора средств в общественных местах, участие в государственных конкурсах и конкурсах грантов. К он-лайн инструментам фандрайзинга, приобретающие все большую популярность, необходимо отнести собственный сайт как платформу сбора средств, сбор средств в социальных сетях, фандрайзинговые материалы в он-лайн и СМИ, волонтерский фандрайзинг в сети и сетевые флешмобы и другие инструменты [6, 22].
Выводы и заключение
Таким образом, современные музеи обладают широким набором способов фандрайзинга, позволяющим им осуществлять эффективный поиск средств для реализации проектов развития. Стратегия фандрайзинга позво-
ляет сформировать круг наиболее перспективных возможностей для привлечения средств, используя собственные ресурсы с использованием как оффлайн, так и онлайн инструментов.
Список литературы
1. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 2006.
2. Бармина Е.Ю. Гаврилова О.А. Фандрайзинг как антикризисный способ привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов // Вестник Астраханского го -сударственного технического университета. Серия: Экономика. 2009. № 1.
3. Бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ: «Гражданское общество в России: 10 лет наблюдений». Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, июнь No1(9), 2016
4. Гасратян K.M. Еще раз о финансировании культуры // Финансы. 2000. №5.
5. Даушев Д. Краткое введение в фандрайзинг // Даушев Д., Клецина А., Меньшенина И.,Тульчинская Т. Фандрайзинг: истории из российской практики. Сборник кейсов. - СПб.: ЦРНО, 2012.
6. Дятликов К.Ю. Фандрайзинг как инструмент совершенствования системы финансирования государственных организаций культуры. Дисс. канд. экон. н., М., 2004. 185 с.
7. Жилина Н.Н. Фандрайзинг как механизм привлечения внебюджетных источников финансирования автономных образовательных учреждений //Актуальные проблемы экономики и права. 2012.№ 1.С. 31-33.
8. Игнатьева Е.Л. О государственной поддержке благотворительности и спонсорства в культуре // Финансы. 2000. № 3.
9. Комлев Ю.Ф. Фандрайзинг в музеях и библиотеках // Вестник ОГПУ 2004. №1 (35). С. 105-109.
10. Корнеева И. Е. Фандрайзинг в российских некоммерческих организациях: результаты эмпирического исследования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С.48-66.
11. Куликова Ю. П. Перспективы возрождения российского института меценатства через внедрение эффективных инструментов фандрайзинга // Человек в мире культуры. 2012. С. 64-66.
12. Куликова Ю.П. Фандрайзинг в сфере культуры // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 4 (8). С. 32-39.
13. Лапина Г. Социальное измерение развития «третьего сектора».// Российский экономический журнал. 1999. № 7.
14. Ласкина Л.Ю., Погостинская Н.Н., Власова М.С. Сравнительная характеристика инновационных форм финансирования бизнеса // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 3.
15. Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е., Иванова Н. В. Фандрайзинг как функция управления в некоммерческих организациях: определение и факторы результативности // Менеджмент в России и за рубежом, No 5, 2014. Стр. 78-87.
16. Мироненко М.В., Гашин А.А. Институциональные изменения межсекторного взаимодействия некоммерческих организаций // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №2. С. 232-237.
17. Пучкова Е.И. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культуры // Материалы научно-практической конференции «Культура и бизнес: новые подходы». М., 2008.
18. Пять лет фандрайзинга в России: 2012-2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2017/10/NH-5-years-of-fundraising-in-Russia-.pdf
19. Сонина М.Ю. Источники финансового обеспечения культурной сферы // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. №12 (52). С. 52-60.
20. Фандрайзинг образовательной организации: Учебное пособие для обучающихся по дополнительным профессиональным программам. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. 335 с.
21. Фейгельман Н.В. Фандрайзинг в системе деятельности некоммерческих организаций // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. С. 253.
22. Харламова Е.Е., Арефкина Ю.А., Асмааель А. Фандрайзинг в сфере образования // В сборнике: XV Международного научно-практического конкурса. Пенза. 28 февраля 2018. 2018. С. 89-92.
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia FUNDRAISING STRATEGY OF THE MUSEUM
Abstract. The article reveals the essence and possibilities of development of fundraising activity in the establishment of culture on the example of the museum. The potential for fundraising as a tool for raising funds is described, the functions of fundraising activities in the museum are described, the features and content of the fundraising strategy are described, the museum's possibilities for its implementation are systematized, and the modern tools for fundraising activities of the museum are listed. Conclusions are made about the prospects for the development of fundraising for cultural institutions in Russia. Key words: fundraising, strategy, culture, museum, tools.
УДК 331.102
КАРЬЕРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им.
К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В данной статье описывается один из методов, посредством которого формируется интерес сотрудников к построению карьеры в компании. Авторами был проведен анализ системы развития персонала в крупном автомобильном предприятии, специализирующемся на продаже автомобилей, в результате которого был сделан вывод об относительной стабильности персонала, его закрепленности в подразделениях компании. В качестве инструмента профессионального продвижения работников в рамках компании была предложена карьерограмма.
Ключевые слова: карьерограмма, исследование, развитие персонала