THE MORAL AND LEGAL RESPONSIBILITY Abstract
The article reveals the common and distinctive features of law and morality, moral and legal responsibility, shows the versatility of the institute of responsibility in society. Versatility is not inherent in the moral and legal responsibility. Versatility is inherent in a social responsibility in general, as a phenomenon, without which there is no social order, the very existence of society. Key words: responsibility; morality; moral responsibility; law; legal responsibility; social responsibility; ownership; legal state.
УДК 347.79 DOI: 10.22394/2074-7306-2017-1-3-54-68
ФАЛЕРИСТИКА В СИСТЕМЕ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
кандидат экономических наук, доцент кафедры процессуального права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
Проведено краткое исследование правового регулирования учреждения, выдачи и ношения нагрудных знаков учебных заведений морской транспортной направленности СССР и России в исторической ретроспективе, предложены пути совершенствования и унификации системы учреждения, выдачи (награждения) и ношения таких нагрудных знаков.
Ключевые слова: фалеристика; академический нагрудный знак; ромб; усеченный ромб; мореходное образование в России и СССР; нагрудный знак об окончании высшего учебного заведения морского флота СССР; нагрудный знак об окончании среднего специального учебного заведения морского флота СССР; нагрудный знак об окончании высшего учебного заведения морского транспорта России; нагрудный знак отличника учебы высшего мореходного и мореходного училища СССР; нагрудный знак за отличие в учебе Минтранса России; нагрудные юбилейные нагрудные знаки морских учебных заведений СССР и России.
Фалеристика - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю развития и структуру современных наградных систем. Свое название дисциплина получила от фалеры - нагрудной бляхи римских легионеров, которая была наградой за доблесть. Основное значение изучения фалеристики заключается в том, что осознание специфики средств поощрения в любом обществе зачастую помогает раскрыть его структуру не менее ярко, чем письменные источники. Фалеристические источники объективно отражают, как характер эволюции общества, так и тип его связей с иными социумами. Нередко фалеристические памятники дают исследователям данные о государствах, история которых слабо документирована. Предметом исследования фалеристики являются наградные системы, существовавшие в той или иной форме на всех этапах истории человечества, и по мере его развития нарастала тенденция к их взаимному влиянию. Это привело к тому, что почти все наградные системы современного мира типологически схожи. Сейчас вряд ли уместно говорить,
54
Скрынник Анатолий Михайлович
например, о западной или восточной фалеристике. На первое место выступают не различия в национальном характере наград, а различия в их классовой сущности. Существовали многочисленные виды наград - пожалование оружием, ценными вещами, особое украшение одежды и пр. Но фалеристика, в основном, уделяет внимание тем знакам отличия, которые было принято носить на одежде - орденам и медалям. Кроме наградных систем фалеристика занимается и изучением значков (знаков). Нагрудные знаки, могут обозначать принадлежность к определенной группе лиц (моряков, летчиков и пилотов гражданской авиации, военнослужащих, врачей и др.) и статусу в этой группе (директор, инженер-судоводитель, техник-судомеханик, пилот самолета, техник самолета, врач, медсестра и др.) [1].
Особо следует рассмотреть знак выпускника - знак, учрежденный для лиц, окончивших среднее или высшее учебное заведение. Могут быть знаки за окончание среднего специального (профессионального) и высшего (высшего профессионального) учебного заведения вообще (так называемый «ромбик», «поплавок» - институтский, университетский, академический значок) и для конкретного (определённого) высшего учебного заведения, например, знак выпускника высшего инженерного морского училища СССР или Московского авиационного института СССР. В СССР, знаки за окончание учебного заведения могли быть изготовлены цельными (одним штампом) или же с применением накладных элементов (наборно-разборные). В СССР в большинстве учрежденных знаков за окончание учебного заведения основой служил герб СССР и эмблема по принадлежности учебного заведения к определенной отрасли народного хозяйства или министерству (раскрытая книга - учителя, юристы, спортсмены, перекрещенные разводной ключ и молоток - инженеры, красная звезда - военнослужащие и др.). Геометрическая фигура - ромб или шестиугольник (усеченный ромб, сузы) имел основное поле определенного цвета (цветная эмаль) и кант, залитый белой эмалью. Исключение составляли только военные академии, училища и институты - эти знаки имели металлический кант (широкий кант без использования эмали). Цвет основного поля знака определял ранг и/или специализацию учебного заведения. В некоторых случаях для выпускников некоторых учебных заведений в качестве геометрической фигуры для основы знака за окончание учебного заведения был взят овал. Например, выпускникам средних военных училищ СССР полагался знак в виде овала и изображением букв «ВУ».
Нагрудные знаки за окончание учебных заведений появились в Российской Империи в XIX в. Первоначально были учреждены нагрудные знаки отличия для лиц, окончивших военные академии, что предопределило термин «академические знаки». Из гражданских учебных заведений первые знаки подобного рода были учреждены для лиц, удостоенных Императорскими российскими университетами учёных степеней магистра и доктора. В 1889 г. был введен жетон для окончивших курс Императорских российских университетов. За основу был взят вытянутый по вертикали, покрытый эмалью белый ромб, увенчанный двуглавым орлом. Поверх ромба располагался крест, покрытый синей эмалью с лавровым венком наверху. Образец знака, появившийся в 1899 году, стал прообразом для большинства учрежденных в советское и учреждаемых в нынешнее время т.н. «академических знаков» [2; 3].
Революционные преобразования, произошедшие в 1917 г., повлекли за собой отмену прежних знаков отличия. Постановлением Народного комиссариата по просвещению РСФСР от 18 февраля 1918 года «Об отмене форм и знаков всех учебных заведений» [4], знаки и значки за окончание учебных заведений и присвоенных ученых степеней, отменены. В то же время, через 27 лет после отмены, 4 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждается нагрудный знак и положение о нем, для лиц, окончивших государственные университеты [5]. Знак в виде покрытого синей эмалью слегка выпуклого ромба в белой окантовке с позолочен-
ными бортиками и наложенным изображением герба СССР было определено носить на правой стороне одежды (в верхней его части) ниже орденов и медалей СССР.
Подготовка штурманов и шкиперов специально для торгового флота началась в конце XVIII в. Однако первые русские штурманы получали образование не в морском учебном заведении, а в школе геодезистов, основанной в Иркутске в 1753 г. Некоторые воспитанники этой школы плавали на торговых судах по Байкалу и Охотскому морю. В 1786 г. в Петербурге по приказу Екатерины II было основано училище, названное «городской школой кораблестроения и водоплавания». Рассчитано оно было всего на 30 человек. Но опыт оказался неудачным: из-за плохой постановки учебной работы и финансовых трудностей в 1803 г. оно было закрыто. Желающих стать шкипером торгового флота прикомандировывали к Кронштадтскому и Николаевскому штурманским морским училищам, готовившим кадры для военного флота. К началу XIX в. жизнь уже настоятельно требовала создания какой-либо определенной системы подготовки моряков торгового флота. Первым, довольно крупным и долговечным учебным заведением такого рода в России, стало Петербургское училище торгового мореплавания, открытое в 1829 г. Оно готовило шкиперов, штурманов, а также кораблестроителей. В 1848 г. училище передали Морскому министерству, перевели в Кронштадт и переименовали в Роту торгового мореплавания. Подобное учебное заведение было учреждено в 1834 г. и в Херсоне. Оба училища были закрытого типа. Воспитанники находились на государственном содержании (казеннокоштные) или на собственном (пансионеры). За обучение последних вносилась плата родителями или тем учреждением, которое послало их учиться. Обучение продолжалось четыре года, из них два - в младшем классе (приготовительном) и два - в старшем (навигационном) [6].
Начиная с 1857 г. в Кронштадтской Роте начали читать курс коммерческого права. Следует отметить, что в дальнейшем, на протяжении длительного времени, в мореходных учебных заведениях на постоянной основе читался курс «законоведения» и «морского права». Строгая дисциплина и обширные программы, особенно по предметам математического цикла, позволяли готовить в них квалифицированных судоводителей. Кроме Кронштадтского и Херсонского училищ, были морские учебные заведения и другого типа. Так, в Риге существовало училище торгового мореплавания чисто гражданской структуры, куда принимались без различия сословий юноши не моложе 14 лет, проплававшие не менее пяти месяцев матросами (чего не требовалось для поступления в другие морские училища). Занятия проходили с ноября по март. Летом ученики самостоятельно поступали на суда. Другим типом морских учебных заведений были шкиперские курсы в городах Кеми и Архангельске. Белое и Баренцево моря издавна являлись районом интенсивного морского промысла, однако поморы долгие годы были лишены возможности получать хотя бы элементарное морское образование. В 1867 г. был опубликован закон об учреждении мореходных классов, взамен существовавших закрытых учебных заведений. Например, в 1876 г. были открыты мореходные классы в г. Ростове-на-Дону, старейшее на Юге России морское учебное заведение (в настоящее время Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова - филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова) [7]. Они могли быть открыты с разрешения Министерства финансов в любом городе или даже в селе. Делились они на 3 разряда: 1-й разряд - для подготовки штурманов каботажного плавания; 2-й - для подготовки шкиперов (капитанов) каботажного и штурманов дальнего плавания; 3-й - для подготовки шкиперов (капитанов) дальнего плавания. Основным положительным качеством мореходных классов была их доступность, кроме того, увеличилось число выпускаемых судоводителей. 6 мая 1902 г. после очередной реформы мореходного образования состоялось утверждение «Положения о мореходных учебных заведениях», которые
теперь делились на мореходные училища дальнего и малого плавания, мореходные школы, готовящие судоводителей для парусных судов, курсы мореходных знаний, предназначенные для уже плавающих лиц и приготовительные мореходные школы, которые судоводительского образования не давали. Для учеников мореходных учебных заведений была введена форменная одежда. Училища дальнего плавания учреждались в Петербурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Баку и Магнусгофе, а училища малого плавания - в Херсоне, Керчи и Астрахани. В Одессе мореходные классы были преобразованы в самостоятельное учебное заведение - Одесское училище торгового мореплавания с двумя отделениями: судоводительским и механическим. Одновременно вводились новые судоводительские звания: капитан (1, 2, 3, 4 разряда) и штурман (1, 2, 3, 4 разряда). Всего, таким образом, было 8 судоводительских званий, которые давали право занимать определенную должность. Такая система подготовки кадров для торгового мореплавания просуществовала вплоть до 1917 г. Нагрудных знаков об окончании мореходных учебных заведений в этот период учреждено не было [8].
После 1917 г. мореходные училища дальнего и малого плавания были преобразованы в техникумы водного транспорта. В 20-х годах их преобразовали в политехникумы водных путей сообщения и затем в 30-х, в морские техникумы. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Возраставший объём перевозок судами морского флота на морских путях и потери личного состава судов потребовали принятия срочных мер по подготовке кадров моряков для восполнения их убыли. В октябре 1943 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление за № 4255 «О подготовке кадров массовых профессий для судов и предприятий Нарком-морфлота СССР» [9]. Во исполнение постановления ГОКО, организация обучения матросов, кочегаров, машинистов, мотористов и радиооператоров в учебных заведениях системы трудовых резервов определялась совместным приказом начальника Главного управления трудовых резервов при СНК СССР и Наркома морского флота СССР от 09 октября 1943 г. № 1436/353 «О подготовке кадров массовых профессий для судов и предприятий Наркомморфлота» [9].
Успехи крупнейших наступательных операций Советской Армии к 1944 г. коренным образом изменили положение на фронтах Великой Отечественной войны. На освобожденной от фашистских захватчиков земле развернулись работы по восстановлению разрушенного хозяйства. В этот период коммунистическая партия и правительство СССР, придавая большое значение деятельности морского транспорта и перспективам дальнейшего развития торгового флота, приняли решение об улучшении подготовки специалистов-моряков. В годы войны часть морских техникумов длительное время находилась на временно оккупированной врагом территории и их учебно-материальной базе был нанесен большой ущерб (Одесса, Ростов-на-Дону и др.). Распространившееся в условиях военного времени обучение командного состава на краткосрочных курсах имело много недостатков. Все это требовало решительного изменения системы морского образования. Постановление Государственного Комитета Обороны от 5 марта 1944 г. № 5311 «О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота» (приказ министра морского флота СССР от 7 июня 1944 года № 229 «О реорганизации морских техникумов в высшие мореходные училища и мореходные училища») [10] предусматривало коренную реорганизацию учебных заведений морского транспорта. Морские техникумы были преобразованы в высшие мореходные училища и мореходные училища закрытого типа, для подготовки командных кадров плавсостава торгового флота (штурманов дальнего и малого плавания, инженеров-судомехаников, инженеров-электромехаников, инженеров радиооператоров, техников всех наименований): содержание курсантов на полном государственном обеспечении - ношение установленной морской форменной одеж-
ды, проживание в береговых экипажах, обучение на военно-морских циклах (кафедрах) с получением по окончанию учебных заведений воинского звания офицеров запаса ВМФ: лейтенант (вузы), младший лейтенант (сузы). Историческое значение постановления ГОКО состояло в том, что для подготовки командных кадров плавсостава торгового флота впервые были созданы высшие учебные заведения - высшие мореходные училища, начавшие обучение по направлениям: судоводителей (штурман дальнего плавания), инженеров-судомехаников, инженеров - электромехаников и радиоинженеров. В течение 1944 г. на базе морских техникумов открылись мореходные училища в Архангельске, Баку, Батуми, Ростове-на-Дону и Николаевске-на-Амуре (впоследствии переведенное на остров Сахалин и получившее наименование Сахалинское). Затем были созданы средние мореходные училища в Астрахани и Ленинграде, морские техникумы во Владивостоке и Ленинграде были реорганизованы в Высшие мореходные училища. Высшее мореходное училище было создано в Одессе. После освобождения Советской Армией Украины и Прибалтики мореходные училища закрытого типа открылись в Херсоне, Одессе, Таллине, Риге. В туркменском городе Чарджоу был открыт речной техникум, осуществлявший подготовку кадров для Среднеазиатского пароходства, подчинявшийся минморфлоту. В 1945 г. в системе морского флота функционировали четыре морских вуза, включая Одесский институт инженеров морского флота (образован в 1930 году как Одесский институт инженеров водного транспорта, в 1945 году переименован в Одесский институт инженеров морского флота [11]), 11 мореходных училищ и речной техникум. Реформа морского образования, произведенная в СССР в 1943 - 1944 гг. позволила начать системную подготовку кадров для плавающего и берегового состава морского флота высоко квалифицированных специалистов с начальным профессиональным образованием: Ремесленные Училища морского флота - Школы Фабрично-Заводского Обучения морского флота; Школы Мореходного Обучения и Профессионально-технические училища; со средним специальным (техническим профессиональным) образованием - мореходные училища; Ленинградское арктическое училище; Чарджоуский речной техникум; в 1955 году был образован Вечерний судостроительно-судоремонтный техникум в г. Советская Гавань, с высшим техническим образованием - высшие мореходные училища (инженерной направленности) и институт инженеров морского флота [8].
Приказами министра морского флота СССР от 17 сентября 1956 года «Об утверждении Положения о высших морских, высших мореходных, мореходных и арктических училищах закрытого типа министерства морского флота и Правила внутреннего распорядка и Организации службы в указанных училищах и в дальнейшем, от 4 сентября 1968 года № 182 «Об утверждении Положения о высших морских, мореходных и арктическом училище ММФ СССР» - утверждены основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность морских учебных заведений закрытого типа (наряду с локальными актами - Уставами училищ) [12; 13].
В 1954 - 1958 гг. высшие мореходные училища СССР (ЛВМУ, ОВМУ, ВВМУ) преобразовываются в высшие инженерные морские училища (ЛВИМУ, ОВИМУ, ДВИМУ) [14; 15; 16; 17; 18]. К 1958 г. основную систему высшего инженерного морского образования, для подготовки кадров плавсостава морского флота, составляли три высших инженерных морских училища и для подготовки кадров берегового состава морского транспорта - Одесский институт инженеров морского флота (в настоящее время - р. Украина). Для судоремонтно-судостроительных организаций минморфло-та кадры готовили Ленинградский (ныне - Санкт-Петербургский морской технический университет) и Николаевский кораблестроительный институты (в настоящее время - р. Украина), Севастопольский приборостроительный институт (ныне, Севастопольский государственный университет).
Постановлением Совета Министров СССР № 1375 от 20 декабря 1958 г. [19] было дано право министерствам самостоятельно учреждать нагрудные знаки, в том числе об окончании высших и средних специальных учебных заведений. Отраслевым нормативным правовым актом - приказом министра морского флота СССР от 12 декабря 1958 года № 1283/335 «Об утверждении Положения, описания и Инструкции о порядке вручения нагрудного знака лицам, окончившим высшие учебные заведения министерства морского флота» [20], в соответствие с постановлением Совета Министров СССР от 20 декабря 1958 г. № 1375 «О порядке учреждения и изготовления нагрудных значков», впервые были учреждены нагрудные знаки для выпускников высших инженерных морских училищ и института инженеров морского флота. Приказом в описании определено, что знак представляет собой серебристый четырехугольный ромб, вытянутый вверх, покрытый синей силикатной эмалью, окантованный белой полосой по краям. Посредине знака помещается транспортное грузовое судно (пароход) расположенное в перспективе, с развевающимся над ним кормовым флагом, присвоенным судам торгового флота - государственным флагом СССР. Судно поддерживает стилизованная лента с сокращенной надписью аббревиатуры названия училища (института): ЛВИМУ, ДВИМУ, ОВИМУ, ОИИМФ. Знак был цельноштам-пованным. Первые знаки изготавливались из посеребренного металла, на оборотной стороне гравировался порядковый номер выпускника. В дальнейшем знаки стали изготавливаться из латуни. В 1974 г. выходит постановление Совета Министров СССР от 30 апреля 1974 г. № 328 «Об организации Новороссийского высшего инженерного морского училища» [21]. С 1 сентября 1975 года в училище был произведен первый набор. К 1975 году систему высшего инженерного морского образования составляют уже четыре высших инженерных морских училища и Одесский институт инженеров морского флота. Соответственно, к 1980 году появились и нагрудные знаки выпускников с аббревиатурой - НВИМУ, наподобие ранее учрежденных, т.к. приказ министра морского флота СССР от 12 декабря 1958 г. № 1283/335 распространялся на все высшие инженерные морские училища.
Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 8 апреля 1961 г. № 123 «О введении нагрудных академических знаков для окончивших советские высшие учебные заведения» [22] были введены нагрудные академические знаки для лиц, окончивших советские высшие учебные заведения. Данным приказом выпускникам вузов, готовившим наряду с Одесским институтом инженеров морского флота кадры берегового состава для морского транспорта СССР, вручался академический нагрудный знак, установленного образца. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР 1961 г. об учреждении нагрудного знака для окончивших советские высшие учебные заведения, имел юридическую силу до 2016 г. Пунктом 7 приказа Министерства образования и науки России от 25 мая 2016 г. № 620 «О признании утратившими силу отдельных правовых актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных правовых актов СССР в сфере образования», приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 8 апреля 1961 г. № 123 [23], утратил силу. Согласно прилагаемому к приказу описанию «нагрудный академический знак для лиц, окончивших советские высшие учебные заведения», имел форму слегка выпуклого ромба, покрытого эмалью цвета в зависимости от типа высшего учебного заведения, причём на краю ромба расположены белые эмалевые полоски, окаймленные золотистыми бортиками. В верхней части знака на фоне эмали помещалось накладное золотистого цвета изображение герба Советского Союза. В нагрудном академическом знаке университетов накладное позолоченное изображение герба Советского Союза помещалось в центре знака. В нижней части знака помещалась эмблема высшего учебного заведения (отрасли, направления (ий) народного хозяй-
ства) данного типа. На оборотной стороне знака имелся винт с гайкой для прикрепления знака к одежде». Также был установлен размер знака 46 мм по вертикали и 26 мм по ширине. Знак изготавливался из тяжелого металла, покрывался силикатными эмалями (в дальнейшем, из легкого металла).
Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 25 января 1966 г. № 53 «О введении нагрудных знаков для окончивших средние специальные учебные заведения» [24] для выпускников мореходных (средних специальных) и речных училищ (средних специальных) был установлен знак в виде золотистого усеченного шестиугольного ромба, покрытого синей эмалью, окантованного белой эмалевой полосой. На ромб накладывался золотистый герб СССР, в нижней части ромба помещался стилизованный золотистый адмиралтейский якорь. В соответствии с данным приказом нагрудный знак для окончивших средние специальные учебные заведения вручался выпускникам мореходных училищ, Ленинградского арктического училища, Чарджоуского речного техникума, готовивших кадры для морского флота СССР. Выпускникам Совгаванского вечернего судостроительно-судоремонтного техникума вручался знак в виде общетехнического - золотистого усеченного шестиугольного ромба, покрытого синей эмалью, окантованного белой эмалевой полосой с изображение перекрещенных гаечного ключа и молотка в нижней части. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР 1966 г. об учреждении нагрудного знака для окончивших средние специальные учебные заведения, действовал до 2013 г. Пунктом 10 приказа Министерства образования и науки России от 29 ноября 2013 г. № 1296 «О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых правовых актов СССР и признании утратившими силу некоторых правовых актов РСФСР в сфере образования», приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 25 января 1966 г. № 53[25], утратил силу. Стоит отметить, что выпускники средних мореходных училищ, редко носили на форменной одежде и гражданском пиджаке официально учрежденный знак в виде усеченного ромба. Он не пользовался популярностью. Многие выпускники заказывали себе по разработанным ими эскизам либо у «кустарей», либо в специализированных мастерских, знаки выпускников в виде академических ромбов (по типу высших инженерных морских училищ), с аббревиатурой названия своего училища и морской эмблематикой. Они отличаются большим разнообразием и эклектикой. В то же время, нормативные правовые акты об учреждении таких знаков, отсутствуют [26].
Перестройка конца СССР (1989 - 1992 гг.) и реформы, возникшие после распада СССР, существенно повлияли и на систему подготовки кадров для морского флота и морского транспорта в целом на всем постсоветском пространстве России. Высшие инженерные морские училища переименовываются вначале в академии [27; 28; 29; 30], а затем в университеты [26; 31; 32]. Средние специальные учебные заведения -мореходные училища вначале в морские колледжи [27], а затем - в филиалы морских университетов (в филиалы - институты, например, Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова, филиалы - высшие морские училища, например, Сахалинское). Институт и система подготовки кадров рабочих профессий плавсостава и берегового состава (начальное профессиональное образование - школы мореходного обучения, технические училища) после принятия ФЗ-273, 2012 г. «Об образовании в РФ» [33] вообще перестал существовать. В настоящее время подготовка таких специалистов ведется на различных курсах и не всегда качественно и профессионально.
Приказом министра транспорта России от 1 декабря 1992 г. № 78 «О нормативных актах по вопросам кадровой политики на морском транспорте... » приказ министра морского флота СССР от 12 декабря 1958 г. № 1283/335 «Об утверждении Положения, описания и Инструкции о порядке вручения нагрудного знака лицам, окон-
чившим высшие учебные заведения министерства морского флота» был оставлен в силе [34]. Приказом министра транспорта России от 09 июня 1998 г. № 67 «О нормативных актах по вопросам кадровой политики на морском транспорте... » приказ министра морского флота СССР от 12 декабря 1958 г. № 1283/335 «Об утверждении Положения, описания и Инструкции о порядке вручения нагрудного знака лицам, окончившим высшие учебные заведения министерства морского флота» был оставлен в силе, но подлежащим переработке [35]. С учетом этого, до 1998 года, на протяжении 40 лет, выпускникам российских морских академий вручались знаки, утвержденные приказом министра морского флота СССР от 12 декабря 1958 г. № 1283/335 для выпускников высших инженерных морских училищ.
Приказом министра транспорта России от 10 декабря 1998 года № 147 «Об утверждении Положения, описания и Инструкции о порядке вручения нагрудного знака лицам, окончившим морские высшие учебные заведения министерства транспорта Российской Федерации» [36] было утверждено новое Положение о нагрудном знаке лицам, окончившим морские высшие учебные заведения министерства транспорта Российской Федерации. Приказом определялось, что выпускникам, окончившим морские высшие учебные заведения министерства транспорта Российской Федерации, вручается знак в виде цельноштампованного четырехугольного ромба покрытого силикатной эмалью синего цвета, окантованного белой полоской. На середину ромба наложено судно (пароход), изображенное в перспективе, вверху развевается кормовой флаг торговых судов Российской Федерации - триколор: белого, синего, красного цветов. Судно поддерживает лента с надписью аббревиатуры морской академии: ГМА (Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова), ДВГМА (Дальневосточная государственная морская академия имени адмирала Г.И. Невельского) и НГМА (Новороссийская государственная морская академия). Следует заметить, что, исходя из описания знака и его натурального образца, он фактически повторил знак образца 1958 года, исключение составляют флаг РФ вместо флага СССР и нанесенное сокращенное новое наименование (переименование) учебного заведения на знак.
В 2004 году была создана новая структура управления морским транспортом -Министерство транспорта Российской Федерации [37] - Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее, Росморречфлот) [38]. Ранее разобщенные с 1954 г. вузы и сузы морского и речного транспорта вновь (как в 30-х годах (наркомат водного транспорта), 1953-1954 гг. (министерство морского и речного флота) обрели одного учредителя - Правительство Российской Федерации в лице Министерства транспорта России и, по основному направлению народно-хозяйственной деятельности - Росморречфлота. В составе административного управления центрального аппарата Росморречфлота осуществляет свою деятельность отдел учебных заведений и конвенционной подготовки. При Росморречфлоте создан Совет по образованию. На заседании Совета по образованию от 17 декабря 2015 г. Протоколом № АП-143 был утвержден новый единый нагрудный знак выпускников вузов Росморречфлота [39]. Знак внесен в государственный геральдический реестр.
Помимо знака выпускника морского учебного заведения, Положением о высших мореходных, мореходных и арктических училищах закрытого типа министерства морского флота от 17 сентября 1956 г. [11] и Положением о высших инженерных морских, мореходных и арктическом училищах министерства морского флота от 4 сентября 1968 г. [12], было предусмотрено награждение курсантов высших морских, высших инженерных морских, мореходных и арктических училищ знаком «отличник учебы мореходного училища». Знак представлял собой круг золотистого цвета, покрытый голубой эмалью. Посередине знака изображены: роза ветров и стилизованное изображение грузового транспортного судна золотистого цвета и волны
золотистого цвета. По всей окружности знак опоясывает круг красной эмали с надписью золотистого цвета: отличник учебы мореходного училища.
Исходя из флотских традиций и правопреемства, распоряжением Минтраса России от 23 июня 2014 г. № МС-70-р было утверждено Положение о знаке «За отличие в учебе» [40]. Положением определено, что знаком «За отличие в учебе» (далее -знак) поощряются выпускники государственных образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении федеральных агентств, подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации, добившиеся за годы обучения выдающихся успехов в успеваемости, научно-исследовательской и общественной работе (итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам на протяжении всего периода обучения в образовательной организации (средний балл успеваемости - 5,0); наличие научных публикаций в печати, участие в научно-практической и научно-теоретической конференциях, активная работа в профсоюзах и иных студенческих органах). Решение о поощрении знаком принимается Министром транспорта Российской Федерации. Основанием для рассмотрения Министерством транспорта Российской Федерации является список выпускников, представленных к поощрению знаком «За отличие в учебе», подписанный ректором государственной образовательной организации высшего образования (далее - Списки). Списки составляются в алфавитном порядке и представляются в Министерство транспорта Российской Федерации не позднее 15 мая т. г. Вручение знака и Похвального листа к нему производится в торжественной обстановке, как правило, по месту учебы студента Министром, заместителями Министра, руководителями федеральных агентств, подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации, ректорами государственных образовательных организаций высшего образования. Знак носится на правой стороне груди и располагается ниже государственных наград Российской Федерации, РСФСР и СССР и ведомственных наград. Описанием знака определено, что знак «за отличие в учебе» (далее - знак) представляет собой серебристый просеченный лавровый венок из металла серебристого цвета, поверх которого наложена эмблема Министерства транспорта Российской Федерации серебристого цвета. Под эмблемой, на нижней части венка располагается фигурная лента красной эмали с надписью рельефными буквами серебристого цвета в две строки «За отличие в учебе». Размер знака 32 мм. На оборотной стороне знака имеется приспособление для крепления знака к одежде. Приказом министра транспорта России от 30 сентября 2016 . № 285 «Об учреждении наград министерства транспорта Российской Федерации» [41] определено, что знак «За отличие в учебе» является отраслевой наградой министерства транспорта Российской Федерации.
Отдельной вехой следует обозначить и рассмотреть, как учрежденные нормативными правовыми актами, так и не учрежденные (как правило) юбилейные нагрудные знаки с даты основания, и дальнейшего правопреемства, морских учебных заведений. В основе своей, официальных приказов и распоряжений (отраслевых нормативных правовых актов и локальных нормативных актов) по этому поводу никто не издавал. Таких знаков было выпущено и выпускается в настоящее время огромное количество. Например, в 1926 г. проходило празднование 50-летия с момента учреждения Санкт-Петербургских мореходных классов, правопреемником которых стал Ленинградский морской техникум. К этой дате был выпущен юбилейный знак [16]. В 1976 г. проходило празднование 100-летних юбилеев с момента создания Ростовских мореходных классов - Ростовского-на-Дону мореходного училища имени Г.Я. Седова [17] и Санкт-Петербургских мореходных классов - Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова [16]. К этим датам были разработаны эскизы и изготовлены юбилейные нагрудные знаки.
Уже в постсоветское время был выпущен универсальный юбилейный нагрудный знак «200 лет транспортному образованию России» [42]. Положением о юбилейном нагрудном знаке «200 лет транспортному образованию России» (далее - юбилейный нагрудный знак), утвержденному приказом минтраса России от 7 июля 2009 г. № 10 определено, что юбилейный нагрудный знак является ведомственной наградой Министерства транспорта Российской Федерации, учрежденной в честь 200-летия образования Института корпуса инженеров путей сообщения, ставшего основой создания инженерного транспортного образования России, в том числе воднотранспортного. Юбилейным нагрудным знаком награждались: работники и бывшие работники учебных заведений гражданской авиации, железнодорожного, морского, речного транспорта и автомобильно-дорожной отрасли, вносящие значительный вклад в подготовку квалифицированных специалистов и научных кадров для транспортного комплекса России на протяжении 15 лет и более; работники организаций транспорта и дорожного хозяйства, в том числе общественных и профсоюзных объединений, оказывающие постоянную и активную помощь в обучении и воспитании молодежи, развитии материально-технической базы учреждений; руководители и работники Министерства транспорта Российской Федерации и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств; работники федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные лица, внесшие значительный вклад в развитие и совершенствование транспортного образования и отраслевой науки. Награждение юбилейным нагрудным знаком производилось приказом Министерства транспорта Российской Федерации. Вручение юбилейного нагрудного знака производится в торжественной обстановке. Вручение юбилейного нагрудного знака руководителями федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, отраслевых учебных заведений и организаций транспорта и дорожного хозяйства, производится от имени Министерства транспорта Российской Федерации. Вместе с юбилейным нагрудным знаком награжденному вручалось удостоверение к знаку, имеющее номер. По завершении вручения юбилейных нагрудных знаков списки награжденных подлежали сдаче на постоянное хранение в архив Министерства транспорта Российской Федерации. Юбилейный нагрудный знак носится на правой стороне груди и располагается ниже государственных наград Российской Федерации, СССР и РСФСР и после соответствующего нагрудного знака: «Почетный работник морского флота», «Почетный работник речного флота», «Почетный полярник», ... или юбилейного нагрудного знака «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями». Повторное награждение юбилейным нагрудным знаком не производилось. Описанием юбилейного нагрудного знака «200 лет транспортному образованию России» определено, что юбилейный нагрудный знак представляет собой ромб голубого цвета с золотистой окантовкой, в верхней части которого золотистыми заглавными литерами расположена надпись: «транспортное образование России». В нижней части на опоясывающей ромб ленте синего цвета золотыми литерами надпись: слева - «1809» и справа -«2009». По центру ромба расположено изображение скрещенных топора и якоря серебристого цвета, на которое наложена серебристая малая эмблема Министерства транспорта Российской Федерации. Ромб в свою очередь наложен на лавровый венок серебристого цвета. Нагрудный знак крепится к одежде при помощи булавки. Нагрудный знак номера не имеет.
Проведенный историко-правовой анализ порядка учреждения нагрудных знаков в системе подготовки кадров для морской транспортной отрасли позволяет сделать следующие краткие выводы.
Первое. Морское образование современной России впитало в себя все лучшее, доставшееся от СССР и императорской России, и продолжило путь на развитие и совершенствование системы подготовки кадров для морской отрасли. В настоящее время в России созданы интегрированные морские учебные комплексы, которые включают в себя три морских университета: Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова и Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, которые осуществляют подготовку специалистов с профессиональным образованием, средним профессиональным образованием и высшим образованием, востребованных судоходными и береговыми компаниями России и мира. Выпускники морских учебных заведений морской транспортной отрасли выделялись и в настоящее время выделяются (идентифицируются) из всей массы выпускников других высших и средних профессиональных учебных заведений с помощью системы наглядной идентификации их с выбранной профессией - морской форменной одеждой (в первую очередь работники плавсостава) и работники берегового состава (морские порты, судостроительно-судоремонтные предприятия, учебные заведения и др.). Об этом красочно говорят носимые ими на форменной одежде учрежденные в разное время металлические нагрудные знаки за окончание учебных заведений и/или отличников учебы. На знаках помещались изображения различных эмблем морского транспорта: якорь, транспортное судно (грузовое), лента флотская с аббревиатурой названий учебных заведений (в 1944 - 1956 гг. фуражки-бескозырки курсантов высших и мореходных училищ опоясывали черные ленты с сокращенным названием училища), флаг торговых судов, роза ветров.
Второе. Начиная с 2000 годов все средние специальные учебные заведения -мореходные училища и в дальнейшем - морские колледжи прекратили свое самостоятельное плавание в качестве юридических лиц и вошли в качестве структурных подразделений в морские академии, став затем филиалами или факультетами, или отделениями морских университетов по подготовке кадров среднего профессионального образования. С учетом этого, выпускники филиалов (факультетов, отделений) среднего профессионального образования морских университетов получили право на получение знака единого образца выпускника высшего морского учебного заведения (следует отметить, что изменения в приказ минтранса России от 10 декабря 1998 года № 147 «Об утверждении Положения, описания и Инструкции о порядке вручения нагрудного знака лицам, окончившим морские высшие учебные заведения министерства транспорта Российской Федерации», до настоящего времени не вносились, новый приказ не издавался).
Третье. С учетом того, что Протоколом Совета по образованию от 17 декабря 2015 года № АП-143 был утвержден новый единый нагрудный знак выпускников всех вузов Росморречфлота (морских и внутреннего водного транспорта) необходимо внесение изменений в приказ министра транспорта России от 10 декабря 1998 года № 147 «Об утверждении Положения, описания и Инструкции о порядке вручения нагрудного знака лицам, окончившим морские высшие учебные заведения министерства транспорта Российской Федерации». Право на вручение и ношение нагрудного знака лицам, окончившим высшие учебные заведения морского транспорта министерства транспорта Российской Федерации, получили и выпускники вузов водного транспорта, ранее готовившие, как правило, кадры для речного транспорта. Тем более, что некоторые вузы, ранее разделенные на морские и внутреннего водного транспорта, в настоящее время объединены в единые учебные заведения, например, ГМА имени адмирала С.О. Макарова и Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций объединены в Государственный институт морского и речного
флота имени адмирала С.О. Макарова, в состав МГУ имени адмирала Г.И. Невельского входит Амурский филиал, ранее, Благовещенское речное училище..
Четвертое. Выпускники морских учебных заведений морской транспортной отрасли выделялись также и тем, что с гордостью до настоящего времени многие из них носят установленную им форменную одежду (пунктом 40 приказа министра юстиции Российской Федерации от 20 марта 2014 года № 33 установлено, что приказ министра морского флота СССР от 7 июля 1983 года № 148 «О форме одежды и знаках различия работников морского транспорта» должен быть инкорпорирован в правовую систему Российской Федерации). На форменной одежде в соответствии с приказом, в обязательном порядке носится знак выпускника мореходного (морского) учебного заведения.
Пятое. Морской и речной транспортный флот сильны своими, только им присущими, традициями и обычаями. Пока они соблюдаются - флот и обслуживающая его береговая инфраструктура, живут и развиваются. Как только традиции и обычаи будут утрачены или размыты, флот прекратит свое существование, как привлекательная часть приложения своих сил молодыми людьми - будущего развития российского государства, как великой морской державы. Это сопрягается с Морской доктриной Российской Федерации и иными политическими, правовыми и экономическими морскими документами.
Литература
1. Скрынник А. М. Правовое регулирование порядка соблюдения и ношения морской форменной одежды. Ростов-на-Дону, ЛаПО, 2002.
2. Иванов И. С. Фалеристика: академические нагрудные знаки за окончание учебных заведений. М., Триумф, 2014.
3. Стацура А. Г. Фалеристика в системе образования: академические нагрудные знаки. Историческая и социально-образовательная мысль, № 1, 2010//http://www.hist-edy.ru (дата обращения: 26.12.2016).
4. Постановление Народного комиссариата по просвещению РСФСР от 18 февраля 1918 года «Об отмене форм и знаков всех учебных заведений»//tehnorma.ru
5. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 года «Об учреждении нагрудного знака для лиц, окончивших государственные университеты»/ tehnorma.ru
6. Барбашев Н. И. К истории мореходного образования в России. Из-во Академии Наук СССР, Москва, 1959.
7. Алекумов В. М. «Мореходным классам - быть!..» Ростов-на-Дону: МП КНИГА». 2002.
8. Скрынник А. М. Совершенствование системы подготовки кадров для морского и речного транспорта в современных экономических и правовых условиях на юге России// Транспорт юга. 2004. -№2. - С.30-33.
9. Постановление Государственного Комитета Обороны СССР от 05 октября 1943 года № 4255 «О подготовке кадров массовых профессий для судов и предприятий Наркомморфлота СССР» (приказ начальника ГУТР при СНК СССР и Наркома морского флота СССР от 09 октября 1943 года №1436/353 «О подготовке кадров массовых профессий для судов и предприятий Наркомморфло-та»)//msun.ru
10. Постановление Государственного Комитета Обороны СССР от 5 марта 1944 года № 5311 «О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота» (приказ Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР от 11 апреля 1944 года № 135; распоряжение Совета народных комиссаров СССР от 16 мая 1944 года № 10733; приказ министра морского флота СССР от 7
июня 1944 года № 229 «О реорганизации морских техникумов в высшие мореходные училища и мореходные училища»)//msun.ru
11. Распоряжение Совета Народных Комиссаров СССР от 27 апреля 1945 года № 6966-р «О переименовании Одесского института инженеров водного транспорта в Одесский институт инженеров морского флота» (приказ НКМФ от 20 мая 1945 года № 215 «О переименовании Одесского института инженеров водного транспорта в Одесский институт инженеров морского фло-та»)//osmu.odessa.ua
12. Положение о высших мореходных, мореходных и арктических училищах закрытого типа министерства морского флота и Правила внутреннего распорядка и организации службы в указанных училищах», утверждено министром морского флота СССР от 17 сентября 1956 года//Москва, В/О «Мортехин-формреклама», 1956.
13. Приказ министра морского флота СССР от 4 сентября 1968 года № 182 «Об утверждении Положения о высших морских, мореходных и арктическом училище ММФ СССР»//Москва, В/О «Мортехинформреклама», 1984.
14. Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск 2005.
15. Морские судьбы начинаются здесь... (к 110-летию морского образования в Приморье). Владивосток, 2000.
16. От мореходных классов до морской академии (к 125-летию Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова). Санкт-Петербург, «Историческая иллюстрация», 2001.
17. Одесская национальная морская академия. Страницы истории (к 60-летию Одесской национальной морской академии). Одесса, Астропринт, 2004.
18. Одесский национальный морской университет - 80. Том 1. Изд-во «Логос Украина», 2010.
19. Постановление Совета Министров СССР от 20 декабря 1958 года № 1375 «О порядке учреждения и изготовления нагрудных значков»//lawru.info
20. Приказ министра морского флота СССР от 12 декабря 1958 года № 1283/335 «Об утверждении Положения, Описания и Инструкции о порядке вручения нагрудного знака лицам, окончившим высшие учебные заведения министерства морского флота»//msun.ru
21. Постановление Совета Министров СССР от 30 апреля 1974 года № 328 «Об организации Новороссийского высшего инженерного морского учили-ща»//umsu.ru
22. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 8 апреля 1961 года № 123 «О введении нагрудных академических знаков для окончивших советские высшие учебные заведения»// lawru.info
23. Приказ Министерства образования и науки России от 25 мая 2016 года № 620 «О признании утратившими силу отдельных правовых актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных правовых актов СССР в сфере образования^/ргауо^оути
24. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 25 января 1966 года № 53 «О введении нагрудных знаков для окончивших средние специальные учебные заведения»//lawru.info
25. Приказ Министерства образования и науки России от 29 ноября 2013 года № 1296 «О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых правовых актов СССР и признании утратившими силу некоторых правовых актов РСФСР в сфере образования^/ргауо^оу.ш
26. Приказ министра транспорта РФ от 11 сентября 2012 года № 341 «О реорганизации в форме присоединения ФБУ ВПО «Государственная морская академия
66
имени адмирала С.О. Макарова» к ФБУ ВПО «Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций»//gumrf.ru
27. Постановление Совета Министров СССР от 28 декабря 1990 года № 1350 «О преобразовании Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова в Государственную морскую академию имени адмирала С.О. Макарова»//gumrf.ru
28. Постановление Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 года № 207 «О преобразовании Одесского высшего инженерного морского училища имени Ленинского комсомола в Одесскую государственную морскую академию имени Ленинского комсомола и Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени адмирала Г.И. Невельского в Дальневосточную государственную морскую академию имени адмирала Г.И. Невельского»//msun.ru
29. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1992 года № 306-р «О преобразовании Новороссийского высшего инженерного морского училища в Новороссийскую государственную морскую академию»//umsu.ru
30. Распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта от 30.05.2005 № ВП-171-р «Об утверждении Устава «Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова^^/то^о^и
31. Приказ министра транспорта РФ от 2 октября 2001 года № 148 «О преобразовании Дальневосточной государственной морской академии имени адмирала Г.И. Невельского в Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского»//msun.ru
32. Распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта от 11.11.2011 № АД-342-р «Об утверждении Устава Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Морской государственный университет имени адмирала Ф.Ф. Ушако-ва^^/то^о^и
33. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»//lawru.info
34. Приказ министра транспорта России от 1 декабря 1992 года № 78 «О нормативных актах по вопросам кадровой политики на морском транспор-те^.^/тт^а^ти
35. Приказ министра транспорта России от 09 июня1998 года № 67 «О нормативных актах по вопросам кадровой политики на морском транспор-те^.^/тт^а^ти
36. Приказ министра транспорта России от 10 декабря1998 года № 147 «Об утверждении Положения, описания и Инструкции о порядке вручения нагрудного знака лицам, окончившим морские высшие учебные заведения министерства транспорта Российской Федерации^/тт^а^ти
37. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» //ргауо^оути
38. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентства морского и речного транспорта Министерстве транспорта Российской Федера-ции^/ртуо^оути
39. Протокол заседания Совета по образованию Федерального агентства морского и речного транспорта от 17 декабря 2015 года № АП-143 «О создании единого нагрудного знака выпускников вузов Росморречфлота^/то^о^и
40. Распоряжение Минтранса России от 23 июня 2014 года № МС-р «Об учреждении знака «За отличие в учебе»//шт№а^.ги
41. Приказ министра транспорта России от 30 сентября 2016 года № 285 «Об учреждении наград министерства транспорта Российской Федера-ции^/pravo.gov.ru
42. Приказ министра транспорта России от 07 июля 2009 № 107 «Об учреждении юбилейного нагрудного знака «200 лет транспортному образованию Рос-сии^/mintrans.ru
Skrynnik Anatoliy Michailovich, candidate of economics, associate professor of the department of processional law, South-Russian Institute of Management - branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
FALERISTICS IN THE SYSTEM OF SEA TRANSPORT EDUCATION: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT
Abstract
A brief study of the legal regulation of the institution for the issuance and wearing of badges of educational institutions of the Maritime transport industry of the USSR and Russia in historical retrospective, is proposed to improve and standardize the companies, granting (awarding) and wear such badges.
Keywords: faleristics; academic badge; a diamond; a truncated rhombus; naval education in Russia and the USSR; a badge of the graduation of the Navy of the USSR; a badge on the termination of average special educational institutions of the Navy of the USSR; a badge of the graduation of Maritime transport of Russia; a badge of excellence in higher Maritime studies and marine College; USSR badge excellence in the study of the Ministry of transport of Russia; commemorative lapel badges from Maritime educational institutions of the USSR and Russia.