Научная статья на тему 'Факультет дополнительных педагогических профессий'

Факультет дополнительных педагогических профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультет дополнительных педагогических профессий»

Е. ЧЕРНЫХ, проректор по воспитательной работе

Выпускников педагогических вузов нередко обвиняют в том, что при хорошей обученности предмету они оказываются порой беспомощными при планировании и организации воспитательной работы со школьниками: не знают, чем занять ребят во внеклассной досуговой деятельности, как провести классное собрание, интересно построить работу того или иного кружка.

Вот почему подготовке студентов к воспитательной работе с будущими учениками в нашем университете уделяется особое внимание. Без сомнения, обучение профессионала для нас главное, но получение студентами знаний по методике воспитательной работы не менее значимо.

«Снаряжением» выпускников нашего университета в области воспитательной работы занимается факультет дополнительных педагогических профессий. Обучение на нем обязательно для всех, начиная со второго курса: студентам предоставляется право выбирать дополнительную специальность, можно и две, и три - кто сколько сможет.

Факультет создан в 1978 году с целью дать студентам возможность расширить и углубить профессионально-педагогические знания и умения, выбрать близкие к профилю будущей специальности направления воспитательной работы, ориентированные на интересы и увлечения школьников, а также реализовать собственные художественно-эстетические способности в работе с детьми, с родителями и среди населения.

Студенты факультета учатся по двум направлениям: профильным и художественно-эстетическим.

Профильные отделения осуществляют выпуск руководителей кружков и других творческих объединений, содержание рабо-

Факультет

дополнительных

педагогических

профессий

ты которых связано с познавательными интересами школьников, относящимися к учебной деятельности.

На художественно-эстетических отделениях готовятся специалисты-организаторы художественной самодеятельности учащихся, клубов детского творчества.

Ныне действующий стандарт не содержит в числе обязательных дисциплин педагогическую практику студентов в летних оздоровительных лагерях. Однако вряд ли кто будет отрицать важность практики в закреплении умений и навыков, полученных студентами в учебном процессе. На факультете более 10 лет плодотворно работает отделение, готовящее педагогов-организато-ров внешкольной воспитательной работы. Работа с временным детским коллективом дает возможность молодым педагогам овладевать педагогической культурой, развивать творческие начала.

Достаточный уровень знаний, организаторские способности, умение увлечь детей, подготовить и провести коллективные творческие дела показали наши студенты и в этом году. Они зарекомендовали себя талантливыми, инициативными вожаками ребячьих коллективов. Руководители лагерей с охотой приглашают на работу именно наших студентов. Опыт работы студентов вожатыми, руководителями кружков пополняет арсенал будущих педагогов новыми формами и методами воспитательной работы с детьми.

Ухудшение состояния здоровья молодежи - результат воздействия не только неблагоприятных социально-экономических факторов, но и следствие серьезных недостатков в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов. В связи с этим на факуль-

Университет в провинции

61

тете активно развиваются спортивные направления, которые пользуются большой популярностью. Разработаны программы подготовки будущих учителей к организации физкультурно-спортивной работы со школьникам, предусматривающие усвоение знаний, необходимых для укрепления здоровья и физического развития студентов, а также для компетентного использования средств физической культуры в оздоровительной работе с детьми.

Содержание их методического раздела предусматривает формирование умений по проведению комплекса физических упражнений, подвижных игр, турпоходов, «веселых стартов», «дней здоровья» и т.п. мероприятий.

Прикладные умения можно приобрести на отделениях макраме, лепки и гончарного дела, лоскутного шитья. Это работа с нитками, изготовление мягкой игрушки, работа с природным материалом. На этом отделении изготавливаются подарки ветеранам, детям-инвалидам и детям из малообеспеченных семей.

Ежегодно оформляются выставки студенческого творчества.

Факультет тесно сотрудничает с центром социальной помощи малообеспеченным семьям. На отделении по подготовке инструкторов семейного отдыха разрабатываются сценарии праздников и игровых программ для детей различных возрастных групп. Студенты регулярно проводят для таких детей утренники и спортивные мероприятия. На этом отделении стало доброй традицией оказывать шефскую помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий. При составлении сценариев праздников, утренников, сборов вырабатываются методические навыки будущих педагогов. Это значитель-

но обогащает знания студентов, влияет на становление их как учителей-воспитателей.

Именно учитель способствует воссозданию культурных, исторических ценностей Отечества, обеспечивающих духовный расцвет детей. Эти задачи мы пытаемся решить на отделениях литературного и исторического краеведения, руководителей детского фольклорного ансамбля. Созданный на факультете студенческий фольклорный ансамбль «Завалинка» трижды становился лауреатом всероссийского фестиваля студенческого творчества «Фестос».

В этом году отмечает свое 5-летие отделение по подготовке руководителей детского театрального коллектива, а также созданный на этой базе студенческий пластический театр «Тетис».

Пластический театр, кроме прочего, подразумевает немалую физическую нагрузку, что делает исполнителя выразительней, заставляет двигаться красиво, воспитывает желание совершенствоваться.

Умение совмещать обучение ребенка с его «развитием» - трудное умение, которое не сразу дается даже опытному педагогу. Наша задача - готовить творческих специалистов, людей поиска. В воспитательной работе не может быть однообразия, трафарета.

Каждый год из стен вуза в школы области уходит отряд молодых специалистов. Мы следим за их профессиональной судь-

бой, если нужно - помогаем: рекламаций на подготовку наших питомцев к воспитательной работе в школе нет.

Г. ФИГУРОВСКАЯ, профессор

В настоящее время в Елецком государственном университете имени И. А. Бунина на филологическом факультете работают две лингвистические кафедры - кафедра современного русского языка и методики его преподавания и кафедра теории и истории русского языка, которые появились на базе ранее существовавшей кафедры русского языка. Особое место в истории кафедры занимает 30-летний период ее деятельности под руководством проф. Ивана Александровича Фигуровского (1899-1982). Он возглавил кафедру русского языка в 1946 г. и заложил те основы ее деятельности, которые в настоящее время возрождаются и укрепляются.

И.А. Фигуровский был многосторонний ученый - профессиональный лингвист, занимавшийся весьма специальными вопросами языкознания и расшифровкой древнерусских надписей, и методист, разработавший и редактировавший учебники для национальных школ. В науку он вошел как создатель одного из направлений современной лингвистики - синтаксиса целого текста.

Приоритет И.А. Фигуровского в исследованиях синтаксиса текста далеко не всегда отмечается в современных трудах: такова судьба провинциального ученого - в центре неохотно признают первенство периферии. Кроме того, труды И.А. Фигу-ровского изданы небольшими тиражами, первые публикации относятся к 30-м гг. ХХ в., последние - к 70-80-м гг. ХХ в. Я хочу подчеркнуть, что его приоритет, тем не менее, признан как в ряде публикаций прошлых лет, так и в недавних авторитетных

Наши

лингвистические

традиции

изданиях. Елецкая городская газета «Красное знамя» за 2 июля 1947 г. процитировала (в заметке «Диссертация защищена успешно») строки из отзыва первого оппонента на защите кандидатской диссертации чле-на-корреспондента АН СССР проф. А.Н. Гвоздева: «Автор, вопреки тысячелетним традициям ограничивать предмет синтаксиса пределами предложения, намечает широкие и разнообразные связи в более обширных речевых целых. Заслугой т. Фигу-ровского является смелость и принципиальность постановки вопросов, тонкость анализа языковых фактов, обширность привлечённого материала». В статье проф. И.А. Василенко «История разработки сложного предложения в советский период» (1967) отмечено: «...характерны попытки выйти за пределы исследования собственно сложного предложения, включить в круг исследования более сложные синтаксические конструкции, которые до сих пор не были предметом науки ни в досоветский, ни в советский периоды. Мы имеем в виду здесь работу И.А. Фигуровского, который впервые занялся изучением смыслового целого, а также посвятил монографию изучению смысловых отношений между самостоятельными предложениями и грамматическими средствами их выражения». О его работах упомянуто в 9-м томе «Краткой литературной энциклопедии» (1978) в качестве «...особого раздела филологии, «теории целого Т.», или «лингвистики Т.», возникшего в кон. 40-х гг. 20 в. (И.А. Фигуровский, З. Харрис и др.)», в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» (1990) и других изданиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.