ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВ1КА
Рис. 2. Модель профессиональной психофизической готовности студентов
приоритетные психологические и физические качества, необходимые для успешной трудовой деятельности горного инженера, которые следует внедрить в учебный процесс по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений горного профиля.
Литература
1. Пилипей Л.П. Професмно-прикладна фiзична пщготовка студенев [Текст]: монографiя / Л.П. Пилипей. - Суми: ДВНЗ «УАБС НБУ», 2009. - 312 с.
2. Раевский Р.Т. ППФП и психофизическая подготовка студентов машиностроительных спецальностей: учеб. пособие для вузов / Р.Т. Раевский, В.И. Филенков. - Краматорск, 2003. -100 с.
Руденко Г.В. Совершенствование системы функциональных резервов адаптации студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры: монография / Г.В. Руденко. - СПб.: [б. и.], 2012. - 160 с.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
3.
4. Руденко Г.В. Индивидуализация профессионально-прикладной физической подготовки студентов горно-геологических специальностей к деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья: монография / Г.В. Руденко. - СПб.: Изд-во ЦТЦ СПбГПУ, 2013. - 221 с.
5. Шаропин К.А. Информационная система оценки психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. тех. наук / К.А. Шаропин. ТПУ Томск, 2007. - 27 с.
References
1. Pilipey, L.P. Applied professional physical training of students: monograph / L.P. Pilipey. - Sumi: DVNZ UABS NBU, 2009. -312 P.
2. Raevskiy, R.T. Applied professional physical training and psychophysical training of students of machine-building specializations: study guide for universities /R.T. Raevskiy, V.I . Filenkov. - Kramatorsk, 2003. - 100 P. (In Russian)
3. Rudenko, G.V. Enhancement of the system of functional reserves of students' adaptation to professional career via physical culture: monograph / G.V. Rudenko. - St.Petersburg: [s.n.], 2012. - 160 P. (In Russian)
4. Rudenko, G.V. Individualization of applied professional physical training of students of mining and geological specializations to activity related to risk to life and health: monograph / G.V. Rudenko. - St.Petersburg: Publ. h-se of SPbSPU, 2013. - 221 P. (In Russian)
5. Sharopin, K.A. Information system of evaluation of students' psychophysical fitness for professional work: abstract of Ph.D. thesis / K.A. Sharopin. TPU Tomsk, 2007. - 27 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 01.12.2013 г.
УДК: 796.325
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПЛЯЖНЫМ ВОАЕИБОАОМ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ Аспирант В.Н. Смирнов
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск
Ключевые слова: физическое воспитание, факультативные занятия, модифицированный пляжный волейбол, студентки-первокурсницы.
Основной проблемой современного физического воспитания является создание условий и стимулов, способствующих активизации процесса самостоятельного физического самосовершенствования у студенток-первокурсниц в свободное время, так как если у них за время обучения в вузе не будет сформировано желание заниматься спортом, то после его окончания их уже вряд ли удастся привлечь к активным занятиям.
Цель исследования - обосновать методику факультативных занятий пляжным волейболом в условиях вуза.
Результаты исследования и их обсуждение. Для решения этой проблемы в Орловском государственном аграрном университете была разработана методика факультативных занятий-соревнований пляжным волейболом, которая была модифицирована в связи с особенностями организации процесса физического воспитания в вузах. Эта необходимость определялась рядом причин:
1) факультативные игровые занятия в вузах большую часть времени проходят в осенне-зимний период в закрытых помещениях, поэтому отсутствовала возможность проведения занятий на песчаном покрытии, которое является главной отличительной особенностью пляжного волей-
2) количество игроков в командах было увеличено до 3-4 человек и допускались смешанные команды (девушки и юноши), что было вызвано составом студенческих учебных групп. В то же время были сохранены требования правил пляжного волейбола к выполнению технических приемов игры. Эти изменения, как показали исследования, не вызвали затруднений при переходе к занятиям общепринятым пляжным волейболом в летний период.
Основной особенностью используемой методики являлось целенаправленное привлечение студенток-первокурсниц к максимально воз-
можному количеству игр и соревнований по пляжному волейболу в процессе факультативных занятий во внеучебное время.
В ходе исследования были сформированы нетрадиционные критерии определения победителей среди участниц этих соревнований. Главными критериями оценки результатов участия в соревнованиях являлась не победа и занятое место в них, а количество проведенных игр конкретным студентом и во вторую очередь - процент одержанных побед. Причем засчитывались участие в играх по пляжному волейболу на обязательных учебных занятиях и игры, проведенные на открытых турнирах по пляжному волейболу, игры в различных турнирах в учебных группах, на факультетах и в вузе, в которых участвовали все желающие. В различных соревнованиях студентки могли участвовать в составе разных команд, так как в итоге определялась студентка-победительница, а не конкретная команда. К соревнованиям допускались только команды, составленные самими студентками. Количество игр засчитывалось конкретной участнице-студентке независимо от команды, за которую она выступала.
Разработанная система факультативных спортивных мероприятий дополняла обязательные учебные занятия модифицированным пляжным волейболом и позволила повысить посещаемость студентками-первокурсницами обязательных учебных занятий и общий объем спорти-зированной двигательной активности в учебном году.
Вывод. Предлагаемая методика проведения факультативных занятий с молодежью разрабатывалась под использование модифицированного пляжного волейбола, но несмотря на это основные принципы, положения можно с успехом применять в практике физического воспитания с использованием других игровых видов спорта.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 09.01.2014 г.
№ 02 • 2014 Февраль | February
31