АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ
Факты о бюджете здравоохранения РФ на 2018-2020 гг.
Улумбекова Г.Э., Высшая школа организации и управления
Калашникова А.В. здравоохранением (ВШОУЗ), Москва
В статье проанализирован проект закона о бюджете страны (законопроект № 274618-7 от 29.09.2017 «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»), а также расходы на здравоохранение РФ в динамике с 2013 по 2020 г. в разрезе основных источников финансирования и расходных статей. Показано, что государственные расходы на здравоохранение в 2018 г. по сравнению с 2017 г. вырастут на 9% в постоянных ценах (т.е. с учетом инфляции). Однако в постоянных ценах (2013 г.) уровень финансирования в 2018 г. только чуть превысил уровень финансирования 2013 г.
Ключевые слова:
федеральный бюджет на 2018 г., расходы на здравоохранение в 2018 г., средства ФОМС в 2018 г., прогноз оплаты труда врачей
ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. № 4. С. 17-23. Статья поступила в редакцию: 01.12.2017. Принята в печать: 10.12.2017.
Facts about the healthcare budget of the Russian Federation in 20182020
Ulumbekova G.E., Higher School of Healthcare Organization and Kalashnikova A.V. Management (VSHOUZ), Moscow
The article analyzes the draft law on state budget (draft law № 274618-7 dated 29.09.2017 "Concerning the Federal budget for 2018 and for the planning period of 2019 and 2020") as well as the healthcare expenditures for 2013-2020 in dynamics and in the context of the main sources of funding and expenditures. It is shown that government spending on healthcare in 2018 comparing to 2017 will grow by 9% in constant prices (i.e. adjusted for inflation). However, in constant prices (2013) the level of funding in 2018 only slightly exceeded the level of funding in 2013.
ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение № 4 2017
17
АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ
Keywords:
federal budget for 2018, healthcare expenditures in 2018, resources of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund in 2018, remuneration of physicians forecast
HEALTHCARE MANAGEMENT: news, views, education.
Bulletin of VSHOUZ. 2017; (4): 17-23. Received: 01.12.2017. Accepted: 10.12.2017.
Тезис 1. Государственные расходы на здравоохранение в 2018 г. по сравнению с 2017 г. вырастут на 9% в постоянных ценах (т.е. с учетом инфляции).
Государственные расходы на здравоохранение в 2018 г. составят 3952 млрд руб., они складываются из трех источников: средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), средств федерального и региональных бюджетов. Это по сравнению с 2017 г. рост на 14% в текущих ценах, или на 9% в постоянных ценах, при условии, что инфляция в 2018 г. не превысит 4% (табл.). Если инфляция будет выше, то и рост расходов на здравоохранение в постоянных ценах будет меньше. Это хорошая новость.
Однако, если сравнивать бюджет здравоохранения 2018 г. с прошлыми периодами, выясняется, что после падения государственных расходов в 2014-2016 гг. мы только-только вернулись к уровню финансирования здравоохранения 2015 г. в постоянных ценах (2013 г.). Основной рост расходов заложен за счет средств ФОМС: в 2018 г. по сравнению с 2017 г. в постоянных ценах они вырастут на 11%. Средства федерального бюджета сокращаются на 2%, регионального бюджета - по плану, увеличиваются на 11%.
Тезис 2. Важно, чтобы запланированные государством средства дошли до государственных медицинских организаций и были направлены на повышение оплаты труда врачей.
Прежде чем деньги попадут в государственные медицинские организации и пойдут на оплату труда врачей, их надо сначала собрать, а потом обеспечить прохождение по сложной
цепочке. Сначала из средств ФОМС будут вычтены расходы, направляемые на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не входящей в базовую программу ОМС (100,5 млрд руб.). До 2015 г. эти расходы осуществлялись за счет средств федерального бюджета. Затем вычитаются средства на ведение дела ФОМС, выпуск полисов ОМС, на родовые сертификаты и другие статьи. Потом эти ресурсы наконец-то в виде субвенций направляются в территориальные фонды ОМС (ТФОМС). Но прежде чем попасть в медицинские организации, из них еще вычитают средства на поддержание деятельности ТФОМС и на работу страховых медицинских организаций (СМО). СМО являются посредниками в доведении денежных средств до медицинских организаций.
Далее из государственных средств еще вычитают средства, направляемые в частные медицинские организации, которые по действующему законодательству тоже претендуют на свою часть государственных ресурсов. Но даже это еще не все. На длинном пути доведения государственных средств до государственных медицинских организаций часть средств задерживается в составе нормированного страхового запаса, за счет которого можно покупать оборудование дороже 100 тыс. руб. Соответственно, эти деньги в оплате труда врачей не участвуют.
Но даже это еще не все. Может прийти указание от Минздрава России или ФОМС (как это было в 2017 г.), что еще часть денег надо отдать на оказание экстракорпорального оплодотворения или, например, необходимы дополнительные средства на поддержание деятельности перинатальных центров и выхаживание младенцев с экстремально низкой массой тела. В 2018 г.
18
Журнал для непрерывного медицинского образования
Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение
Наименование показателя 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2018/ 2018/
факт факт факт факт оценка прогноз прогноз прогноз 2017 2013
Макроэкономические показатели 1
ВВП в текущих ценах, млрд руб. 73 134 79 200 83 233 86 044 92 224 97 462 103 228 110 237
Инфляция (ИПЦ), декабрь
к декабрю предыдущего 6,5 11,4 12,9 5,4 3,2 4,0 4,0 4,0
года,%
РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Расходы бюджетов
бюджетной системы РФ на здравоохранение 2318,0 2532,7 2861,0 3124,42 3480,03 3952,0 4047,0 4164,0 +14% +70%
в текущих ценах, млрд руб.
Расходы бюджетов
бюджетной системы РФ на здравоохранение 2318,0 2244,0 2207,8 2280,9 2459,2 2681,0 2635,7 2603,4 +9% +15%
в постоянных ценах, млрд руб.
Расходы бюджетов
бюджетной системы РФ на здравоохранение 3,2 3,2 3,4 3,6 3,8 4,1 3,9 3,8%
в доле ВВП, %
Из них: расходы федерального бюджета РФ на здравоохранение
Расходы федерального
бюджета РФ на здравоохранение 502,0 535,5 516,0 506,34 452,55 460,3 428,5 499,4
в текущих ценах, млрд руб.
Расходы на ВМП за счет средств федерального бюджета (ф/б) и за счет средств ФОМС в текущих ценах, млрд руб. 55,6 (Ф/б) 64,0 (Ф/б) 82, Т ФОМС^ Ф/б 94,47 ФОМС^ Ф/б 96,78 (ФОМС) 100,59 (ФОМС) 100,5 (ФОМС) 100,5 (ФОМС) +4% +80%
в >
о сл
5
га о
8!
а>
_ т:
> р
м ш
° Е
00 |
1 т;
М о
О СО
М ю
о >
м о Наименование показателя 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2018/ 2018/
факт факт факт факт оценка прогноз прогноз прогноз 2017 2013
Расходы на ВМП за счет
средств федерального бюджета и за счет средств ФОМС 55,6 56,7 63,8 68,9 68,3 68,2 65,5 62,8 0 +22%
в постоянных ценах, млрд руб.
Расходы федерального
бюджета РФ
на здравоохранение в текущих ценах без учета расходов 446,4 470,5 433,3 411,9 452,5 460,3 428,5 499,4 +2% +3%
на ВМП (для сопоставимости
< сравнений с 2017 г.), млрд руб.
Расходы федерального
"о X ш > бюджета РФ
на здравоохранение 446,4 416,9 334,4 300,7 319,8 312,3 279,1 312,2 -2% -30%
> без учета расходов на ВМП
X го =1 тз в постоянных ценах, млрд руб.
Расходы бюджета ФОМС10
го "о Расходы бюджета
ш I о о го > ФОМС в текущих ценах (без учета дотаций на сбалансированность и без учета ВМП 1048,7 1268,7 1546,7 (1638,8-92,1") 1495,8 (1590,2-94,4) 1638,3 (1735,0-96,7) 1893,6 (1994,1-100,5) 1960,8 (2061,3-100,5) 2 038,0 (2 138,5-100,5) +16% +80%
с для сопоставимости), млрд руб.
^ X п О Расходы бюджета ФОМС в постоянных ценах, млрд руб. 1048,7 1124,1 1193,6 1092,0 1157,7 1284,6 1277,0 1 274,2 +11% +22%
п О Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на здравоохранение12
о СП Расходы бюджетов субъектов
"О ш ш О ш РФ на здравоохранение в текущих ценах (вычитание), 767,3 728,5 788,9 1122,3 1292,5 1497,6 1557,2 1526,1 +16% +95%
ш I млрд руб.
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2018/ 2018/
Наименование показателя факт факт факт факт оценка прогноз прогноз прогноз 2017 2013
Расходы бюджетов субъектов
РФ на здравоохранение 767,3 645,5 608,8 819,3 913,4 1016,0 1014,2 954,1 +11% +32%
в постоянных ценах, млрд руб.
Расходы федерального бюджета по видам медицинской помощи13, млрд руб.
Всего расходы федерального бюджета 502,0 535,5 516,0 506,3 549,2 560,8 529,0 599,9 +2% +11%
Стационарная медицинская помощь 227,0 275,2 227,8 230,7 231,5 (134,8+ 96,7) 239,1 (138,6+ 100,5) 239,4 (138,9+ 100,5) 243,0 (142,5+ 100,5) +3% +5%
Амбулаторная помощь 99,5 112,8 127,4 110,3 136,7 102,7 104,0 104,4 -25% +3%
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов 0,0 0,0 0,01 0,02 0,06 0,6 0,6 0,6 |в 10 раз ТвбО раз
Скорая медицинская помощь 0,0 0,0 0,4 0,4 3,8 4,2 4,3 1,0 +11% |в 10,5 раза
Санаторно-оздоровительная помощь 41,8 38,6 37,5 36,0 37,6 40,1 39,8 37,2 +7% -5%
Заготовка, переработка,
хранение и обеспечение безопасности донорской крови 6,4 6,8 3,0 3,7 4,2 4,5 4,3 4,3 +7% -30%
и ее компонентов
Санитарно-
эпидемиологическое 14,9 17,5 19,0 18,4 18,6 25,9 25,2 25,1 +39% +73%
благополучие
Прикладные научные
исследования в области 24,1 16,8 19,5 18,7 19,8 21,9 22,9 26,6 +11% -10%
здравоохранения
Другие вопросы в области здравоохранения 88,4 67,7 81,4 88,1 96,9 121,9 88,5 157,6 +26% +37%
в >
о сл
5
га о
8!
а>
_ т:
> р
м ш
° Е
00 |
1 т;
М о
О СО
Ы ю
о >
АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ
1 Данные по ВВП за 2013-2016 гг.: фактические, согласно Росстату. Данные за 2017-2020 гг.: пояснительная записка к законопроекту № 274618-7 от 29.09.2017 «О федеральном бюджете на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг.»), таблица 2.1.
2 Данные за 2013-2016 гг.: отчеты об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов за 2013-2016 гг. (Минфин России, форма по ОКУД 0507021).
3 Данные за 2017-2020 гг.: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг. (от 29.09.2017 г.), таблица 4.4.2, с. 77.
4 Данные за 2013-2016 гг.: отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013-2016 гг. (Минфин России).
5 Данные за 2017-2020 гг.: пояснительная записка к законопроекту № 274618-7 от 29.09.2017 «О федеральном бюджете на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг.»), таблица 4.4.1.
6 Федеральный закон от 31.10.2016 № 379-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 г.».
7 Законопроект № 190022-7 «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 г.» от 27.09.2017.
8 Федеральный закон от 19.12.2016 № 418-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.».
9 Данные за 2018-2020 гг.: пояснительная записка к законопроекту № 274620-7 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.», с. 6.
10 Данные за 2013-2015 гг.: федеральные законы «Об исполнении бюджета ФОМС» за соответствующий год. Данные за 2016 г.: проект федерального закона № 190022-7 «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 г.» от 27.09.2017.
Данные за 2017 г.: основные направления бюджетной политики РФ на 2018-2020 гг. от 29.09.2017, таблица 4.3.3. Данные за 2018-2020 гг.: законопроект № 274620-7 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.».
11 Пояснительная записка к законопроекту № 1090506-6 «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 г.».
12 Рассчитано: за 2013-2014 гг. - расходы бюджетов бюджетной системы минус расходы за счет федерального бюджета с учетом ВМП, минус расходы за счет бюджета ФОМС. За 2015-2020 гг. - расходы бюджетов бюджетной системы минус расходы за счет федерального бюджета без учета ВМП, минус расходы за счет бюджета ФОМС, включая ВМП (значения в скобках).
13 Данные за 2013-2016 гг.: отчеты об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов за 2013-2016 гг. (Минфин России, форма по ОКУД 0507021). Данные за 2017-2020 гг., согласно приложению 6 к пояснительной записке к законопроекту № 15455-7 от 28.10.2016 «О федеральном бюджете на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг.».
часть средств может пойти на информатизацию, например, на закупку программного обеспечения и поддержание деятельности действующих электронных систем.
Когда средства наконец-то дойдут до медицинских организаций, в большинстве из них будут выплачивать кредиторскую задолженность (долги), которая образовалась в результате нехватки финансов в 2017 г. Эти данные, а также объем дефицита исполнения программ государственных гарантий в регионах в 2017 г. неизвестны: ни Минздрав России, ни ФОМС о них не докладывают. Для справки: в 2016 г. дефицит
реализации территориальных программ государственных гарантий (т.е. разница между запланированными на эту программу средствами и фактическими расходами) только за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 164,4 млрд руб.
Таким образом, на пути реализации увеличенного бюджета 2018 г. есть серьезные риски -сначала эти средства надо собрать (ведь пока это план), а затем сохранить и направить на оплату труда медицинских работников, согласно Указам Президента РФ от 2012 г. Особенно важно повысить оплату труда медицинским работникам,
22
Журнал для непрерывного медицинского образования
Улумбекова Г.Э., Калашникова А.В. ФАКТЫ О БЮДЖЕТЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ НА 2018-2020 гг.
которые трудятся в центральных районных и участковых больницах - оплоте оказания медицинской помощи на селе.
Тезис 3. В 2019-2020 гг. рост государственных расходов не запланирован, более того, они сокращаются.
В 2019 и 2020 гг. рост расходов на здравоохранение не запланирован. В ценах 2018 г. они сокращаются на 2 и 3% соответственно. Значит, будут сокращаться и остальные статьи расходов: фонд оплаты труда, расходы на лекарственные средства, расходные материалы, жилищно-коммунальные платежи, на ремонт и информатизацию. Из этого следует, что ни зарплаты медиков, ни объемы бесплатной медицинской помощи с 2019 г. расти не будут. Потому что в здравоохранении действует простое правило:
сколько денег, таков объем бесплатной медицинской помощи. Более того, учитывая, что планируется приток врачей (за счет выпускников вузов, которые не попали в ординатуру), фонд оплаты труда придется распределять на большее число врачей. Значит, падение зарплат медиков в 2019 и 2020 гг. будет еще выше.
Вывод: в 2018 г. средства на повышение оплаты труда медицинских работников предусмотрены, а после 2018 г. отрасль снова ждет стагнация, медицинских работников - снижение зарплат, а пациентов -снижение объемов бесплатной медицинской помощи. Задача Минздрава России - доказать финансово-экономическому блоку, что дополнительные средства в здравоохранении необходимы.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Улумбекова Гузель Эрнстовна - доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России (Москва) Е-таН: [email protected]
Калашникова Александра Владимировна - научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) (Москва) Е-таН: [email protected]
ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение № 4 2017
23