Научная статья на тему 'Факторы здорового стиля и качества жизни студентов и преподавателей вузов'

Факторы здорового стиля и качества жизни студентов и преподавателей вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
219
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / СТИЛЬ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киселева Лариса Евгеньевна, Мноян Ваган Вачаганович

В статье рассматриваются основные факторы здорового стиля и качества жизни студенческой молодёжи и преподавателей вузов. Проанализировано влияние этих факторов на здоровье и самочувствие участников образовательной среды. Описаны возможности повышения работоспособности организма студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киселева Лариса Евгеньевна, Мноян Ваган Вачаганович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF STUDENT HEALTHY LIFE STYLE

The article considers the main factors of healthy lifestyle and quality of life of students and university teachers. The influence of these factors on the health and well-being of participants in the educational environment was analyzed. The possibilities of improving the working capacity of the students and teachers are described.

Текст научной работы на тему «Факторы здорового стиля и качества жизни студентов и преподавателей вузов»

УДК: 796+06

ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Л. Е. Киселева, В. В. Мноян1

В статье рассматриваются основные факторы здорового стиля и качества жизни студенческой молодёжи и преподавателей вузов. Проанализировано влияние этих факторов на здоровье и самочувствие участников образовательной среды. Описаны возможности повышения работоспособности организма студентов и преподавателей.

Ключевые слова: здоровье, стиль жизни, качество жизни, студенты, преподаватели.

Здоровью и качеству жизни (которые рассматриваются как главнейшие компоненты человеческого существования, важнейшие права личности, а также одни из основных направлений успешного социально-экономического и культурного развития общества) посвящено множество работ [1, 4, 7, 11, 12]. При этом многие авторы подчеркивают, что качество жизни является более емким понятием, чем образ и уровень жизни, поскольку включает индикаторы экономического благосостояния (доходы, потребление материальных благ и услуг), духовные потребности, безопасность и другие показатели социальной комфортности (в том числе сохранение ценностей, способность преодолевать различные угрозы), здоровье, ожидаемую продолжительность жизни, состояние среды обитания [13, 23, 26].

Несмотря на внедрение в учебный процесс (в детских дошкольных учреждениях, школах, высших учебных заведениях) различных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, доля практически здоровых людей разного возраста (особенно детей и молодежи) остается катастрофически низкой [21, 25]. Кроме того, многими авторами выявлено интересное противоречие: с одной стороны, все представители современного молодого поколения (и школьники, и студенты) хотят быть сильными, здоровыми и успешными, но при этом у них категория «здоровье» занимает отнюдь не первое место среди ценностных ориентаций [16, 22]. Такое противоречие исследователи объясняют уверенностью молодых людей в бесконечности своих физических и психических возможностей [16, 22].

1 Киселева Лариса Евгеньевна — Южный федеральный университет, г.Ростов-на-Дону

Мноян Ваган Вачаганович — Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону

В связи с описанной ситуацией, воспитание культуры здорового и безопасного стиля жизни и ценностного отношения к своему здоровью признается специалистами одним из приоритетных направлений развития нашего общества [8, 24]. Совершенно справедливо многие авторы полагают, что позитивная трансформация ценностных ориентаций молодежи невозможна без сохранения и укрепления здоровья педагогов, вынужденных трудиться в неблагоприятных условиях профессиональной деятельности, связанных с информационными перегрузками, «ломкой» жизненных стереотипов, нарастанием темпа и ритма жизни [9, 15].

Целью работы был анализ факторов здорового стиля и качества жизни студенческой молодёжи и преподавателей вузов.

Весьма обоснованные разграничения «стиля» и «образа» жизни, а также определения «здорового образа жизни» и «здорового стиля жизни» дано в работах В. И. Бондина и М. Я. Виленского [5, 6, 9]. В работах данных авторов подчеркивается, что здоровый образ жизни является основной предпосылкой сохранения здоровья, тогда как здоровый стиль жизни трактуется как индивидуализированный вариант здорового образа жизни (включая мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты). На наш взгляд, такой подход наиболее оправдан, поскольку стилевые особенности жизнедеятельности (система индивидуальных потребностей, направленных на развитие конкретной личности, и способы их реализации) будут существенно отличаться у представителей различных возрастных групп, биоритмологических типов, типов темперамента и др.

Анализ литературных данных [4, 5, 8, 9, 12, 13, 21] позволил схематично представить основные факторы, определяющие стиль жизни человека (рисунок 1), а также критерии здорового стиля жизни (рисунок 2). Именно эти факторы и критерии, по мнению многих специалистов, способны эффективно противостоять росту негативного влияния окружающей среды, способствующего ускоренному старению и появлению даже у представителей молодого поколения возраст-ассоциированных заболеваний: остеопороз, остеоартроз, болезнь Альцгеймера, атеросклероз, рак, диабет и др. [2, 3, 18, 20].

Несмотря на то, что с каждым годом появляется все больше убедительных доказательств прямой корреляции полноценного сна, рационального питания и оптимального уровня двигательной активности с эффективностью обучения и профессиональной деятельности, реалии повседневной жизни большинства участников образовательной среды весьма далеки от идеальных [6, 10, 14, 15, 17, 19].

Рисунок 1. — Основные факторы, определяющие стиль жизни человека

Нами было проведено тестирование стиля жизни студентов 1-3 курсов (возраст 18-22 года) Ростовского государственного университета путей сообщения и Южного федерального университета в количестве 500 человек (исследование продолжалось 2 месяца). Оказалось, что на сон приходится 29-31% времени испытуемых (в среднем за сутки 7,2 + 0,25 ч), на различные виды двигательной активности — 2-4% (в среднем за сутки 0,72 ч), что существенно ниже оптимальных для данного возраста значений. При обследовании преподавателей указанных вузов (65 человек, возраст 30-60 лет) результаты оказались существенно хуже, чем в группе студентов.

Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности проявляются в снижении стрессоустойчивости, появлении агрессии, усталости, ухудшении концентрации внимания, снижается не только мозговая активность, но и происходит нарушение работы всего организма.

Выводы:

• Результаты собственного исследования показывают, что стиль жизни большинства современных студентов и преподавателей вузов г. Ростова-на-Дону не соответствует критериям «здорового», особенно по показателям двигательной активности и продолжительности сна.

• Организация правильного стиля жизни участников образовательной среды в соответствии с выявленными на основе анализа литературных данных критериями и факторами позволит поддерживать и укреплять нравственное, психическое и физическое здоровье нации.

Рисунок 2. — Критерии здорового стиля жизни. Цитируется по Виленский М. Я., 2006 [9]

Литература

1. Амирджанова В. Н., Горячев Д. В., Коршунов Н. И., Ребров А. П., Сороцкая В. Н. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ») //Научно-практическая ревматология. — 2008. — №1. — С. 36-48

2. Анисимов В. Н., Жаринов Г. М. Средний возраст смерти и долгожительство у мужчин — ученых различных специальностей // Вестник Московского университета. Серия 16. Биология. 2016. №4. С. 12-18

3. Апанасенко Г. Л. Биологическая деградация вида Homo Sapiens: двигательная активность как основной путь противодействия // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: сборник материалов пятой Всероссийской с международным участием конференции. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 2016. С. 23-29

4. Бондин В. И. Образование. Экология. Здоровье: Монография / В. И. Бондин, Т. А. Жаброва, В. А. Каплиев, И. А. Лебедева, А. В. Лысенко, Э. В. Мануйленко, С. В. Марченко, Т. В. Попова, Е. И. Почекаева, В. В. Хренкова / под ред. В. И. Бондина. Ростов н/Д: изд. СКНЦ ВШ, 2012. — 278 с.

5. Бондин В. И., Арефин В. А., Романюк М. Н. Организационно-педагогические условия обеспечения здорового стиля жизни// Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов II Международной научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 413-417

6. Бондин В. И., Сергеева Е. Г., Лебедева В. В. Особенности функционального состояния детей, занимающихся оздоровительной физической культурой и профессиональным фигурным катанием// Таврический научный обозреватель. 2016. №1-1 (6). С. 90-96.

7. Булов А. А. Обзор инициативы ОЭСР по измерению качества жизни и индекса измерения качества жизни ОЭСР //Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. — 2017. — №4. — С.76-81

8. Вдовиченко А. С., Пономарева И. А. Воспитание культуры здорового и безопасного стиля жизни у старшеклассников в условиях интегрированной физкультурно-спортивной среды //Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2017. — №3 (40). — С. 71-74

9. Виленский М. Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. — 2006. — №11. — С.8-18

10. Касиманова Л. А., Су Жи-Ге. Организация занятий по физической культуре при подготовке педагогов-хореографов// Таврический научный обозреватель. 2016. №11-3 (16). С.37-39

11. Клайдин Е. Н. Развитие методологии количественного представления показателя качества жизни населения и качества трудовой жизни //Теория и практика общественного развития. — 2012. — №4. — С. 271-273

12. Климова В. И. Человек и его здоровье / В.И. Климова — 2-е изд., перераб. и доп., — М.: Знание — 1990. — 224 с.

13. Колчина Н. О. Исследование смежных категорий качества: образ жизни, уровень жизни, ощущаемое качество // Вестник торгово-технологического института. — 2011. — №5 (5). — С. 14-17

14. Лысенко А. В., Моргуль Е. В., Лысенко Д. С., Шейхова Р. Г., Петрова О. А. Влияние комплекса физических упражнений на адаптационные возможности воспитателей дошкольных учреждений // Валеология. — 2012. — №3. — С. 61-66

15. Лысенко А. В., Кириллова Т. Г., Степанова Т. А., Лысенко Д. С., Федорчук С. Я. Влияние занятий плаванием на функциональное состояние организма преподавателей вузов // Здоровье населения и среда обитания. — 2014. — №3 (252). — С. 23-25

16. Лысенко Д. С., Абдулдаев Д. Д. Динамика ценностных ориентаций молодежи: от советской эпохи до наших дней // Олимпийская идея сегодня: материалы шестой Всероссийской научной конференции с международным участием. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2016. — С. 239-244

17. Лысенко Д. С., Арутюнян А. В. Сравнительный анализ продолжительности жизни и долгожительства спортсменов и представителей творческих специальностей // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2017. — №3. — С. 49-51

18. Недоруба Е. А., Таютина Т. В., Лысенко А. В., Филиппенко С. Н., Горбачева Н. А. Оценка влияния интенсивности физической нагрузки на метеолабильность и нарушения сна //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1. — С. 1400

19. Панов И. В., Бажев А. З. Оздоровительное и лечебное значения плавания// Научный альманах. 2016. №1-2 (15). С. 261-263

20. Саидов М. Б., Шейхова Р. Г., Эмирбеков Э. З., Лысенко А. В. Показатели азотистого обмена в крови алкоголизированных крыс после введения пинеалона и последующего утомления //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №6. — С. 634

21. Смирнова Т. Л., Никифорова В. Н., Емельянова М. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни и качестве жизни в учебных заведениях Чувашской Республики // Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, устойчивое развитие. — 2016. — Т.1, №5. — С.78

22. Степанова Т. А., Лысенко А. В., Лушпаева О. А., Таютина Т. В., Недоруба Е. А. Исследование ценностных ориентаций у студентов академии физической культуры и спорта // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №3. — С. 210.

23. Степанова Т. А., Ювентин-Фавста Т. А. Роботизация и двигательная активность как факторы повышения качества жизни // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2017. — №3 (40). — С. 15-18

24. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р) // http: // minstm.gov.ru.

25. Финоченко Т. А., Мамченко В. А., Козина Л. С., Лысенко А. В. Неблагоприятные условия труда как фактор преждевременного старения работников локомотивных бригад //Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения — 2007 — №4 (28). — С. 104-110.

26. Шаронова Д. С. Техническое регулирование процессов качества жизни: риски качества жизни //Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. — 2011. — №3 (34). — С. 311-317.

FACTORS OF STUDENT HEALTHY LIFE STYLE Kiseleva L.1, Mnoyan V.2

1 Southern Federal University, Rostov-on-Don

2 Rostov state University of railway transport, Rostov-on-Don

Abstract. The article considers the main factors of healthy lifestyle and quality of life of students and university teachers. The influence of these factors on the health and well-being of participants in the educational environment was analyzed. The possibilities of improving the working capacity of the students and teachers are described.

Keywords: health, lifestyle, quality of life, students, teachers.

References

1. Amirdzhanova V.N., Gorjachev D.V., Korshunov N.I., Rebrov A.P., Sorockaja V.N. Populjacionnye pokazateli kachestva zhizni po oprosniku SF-36 (rezul'taty mnogocentrovogo issledovanija kachestva zhizni «MIRAZh») //Nauchno-prakticheskaja revmatologija. - 2008. - №1. - S. 36-48 (in Russian)

2. Anisimov V.N., Zharinov G.M. Srednij vozrast smerti i dolgozhitel'stvo u muzhchin — uchenyh razlichnyh special'nostej // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 16. Biologija. 2016. №4. S. 12 -18 (in Russian)

3. Apanasenko G. L. Biologicheskaja degradacija vida Homo Sapiens: dvigatel'naja aktivnost' kak osnovnoj put' protivodejstvija // Fizicheskaja kul'tura, sport, zdorov'e i dolgoletie: sbornik materialov pjatoj Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem konferencii. — Rostov n/D: Izd-vo JuFU. 2016. S. 23-29 (in Russian)

4. Bondin V. I. Obrazovanie. Jekologija. Zdorov'e: Monografija / V. I. Bondin, T. A. Zhabrova, V. A. Kapliev, I. A. Lebedeva, A. V. Lysenko, Je. V. Manujlenko, S. V. Marchenko, T. V. Popova, E. I. Pochekaeva, V. V. Hrenkova / pod red. V. I. Bondina. Rostov n/D: izd. SKNC VSh, 2012. — 278 s. (in Russian)

5. Bondin V.I., Arefin V.A., Romanjuk M.N. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija obespechenija zdorovogo stilja zhizni// Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenie ih bezopasnosti: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. — Rostov n/D: JuFU, 2015. — S. 413-417 (in Russian)

6. Bondin V.I., Sergeeva E.G., Lebedeva V.V. Osobennosti funkcional'nogo sostojanija detej, zanimajushhihsja ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'turoj i professional'nym figurnym kataniem// Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2016. №1-1 (6). S. 90-96. (in Russian)

7. Bulov A.A. Obzor iniciativy OJeSR po izmereniju kachestva zhizni i indeksa izmerenija kachestva zhizni OJeSR //Jekonomika i upravlenie v XXI veke: nauka i praktika. — 2017. — №4. — S.76-81 (in Russian)

8. Vdovichenko A.S., Ponomareva I.A. Vospitanie kul'tury zdorovogo i bezopasnogo stilja zhizni u starsheklassnikov v uslovijah integrirovannoj fizkul'turno-

sportivnoj sredy //Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija.

— 2017. - №3 (40). - S. 71-74 (in Russian)

9. Vilenskij M.Ja. Obshhee i osobennoe v pedagogicheskih kategorijah «zdorovyj obraz zhizni» i «zdorovyj stil' zhizni» //Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Filologija, pedagogika, psihologija. — 2006. — №11. — S.8-18 (in Russian)

10. Kasimanova L.A., Su Zhi-Ge Organizacija zanjatij po fizicheskoj kul'ture pri podgotovke pedagogov-horeografov// Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2016. №11-3 (16). S.37-39 (in Russian)

11. Klajdin E.N. Razvitie metodologii kolichestvennogo predstavlenija pokazatelja kachestva zhizni naselenija i kachestva trudovoj zhizni //Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. — 2012. — №4. — S. 271-273 (in Russian)

12. Klimova V. I. Chelovek i ego zdorov'e / V.I. Klimova — 2-e izd., pererab. i dop.,

— M.: Znanie — 1990. — 224 s. (in Russian)

13. Kolchina N.O. Issledovanie smezhnyh kategorij kachestva: obraz zhizni, uroven' zhizni, oshhushhaemoe kachestvo //Vestnik torgovo-tehnologicheskogo instituta.

— 2011. — №5 (5). — S.14-17 (in Russian)

14. Lysenko A.V., Morgul' E.V., Lysenko D.S., Shejhova R.G., Petrova O.A. Vlijanie kompleksa fizicheskih uprazhnenij na adaptacionnye vozmozhnosti vospitatelej doshkol'nyh uchrezhdenij //Valeologija. — 2012. — №3. — S. 61- 66 (in Russian)

15. Lysenko A.V., Kirillova T.G., Stepanova T.A., Lysenko D.S., Fedorchuk S.Ja. Vlijanie zanjatij plavaniem na funkcional'noe sostojanie organizma prepodavatelej vuzov //Zdorov'e naselenija i sreda obitanija. — 2014. — №3 (252). — S.23-25 (in Russian)

16. Lysenko D. S., Abduldaev D.D. Dinamika cennostnyh orientacij molodezhi: ot sovetskoj jepohi do nashih dnej // Olimpijskaja ideja segodnja: materialy shestoj Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. — Rostov n/D: Izd-vo JuFU, 2016. — S. 239-244 (in Russian)

17. Lysenko D.S., Arutjunjan A.V. Sravnitel'nyj analiz prodolzhitel'nosti zhizni i dolgozhitel'stva sportsmenov i predstavitelej tvorcheskih special'nostej // Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija. — 2017. — №3. — S. 4951 (in Russian)

18. Nedoruba E.A., Tajutina T.V., Lysenko A.V., Filippenko S.N., Gorbacheva N.A. Ocenka vlijanija intensivnosti fizicheskoj nagruzki na meteolabil'nost' i narushenija sna //Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2015. — №1. — S. 1400 (in Russian)

19. Panov I.V., Bazhev A.Z. Ozdorovitel'noe i lechebnoe znachenija plavanija// Nauchnyj al'manah. 2016. №1-2 (15). S. 261-263 (in Russian)

20. Saidov M.B., Shejhova R.G., Jemirbekov Je.Z., Lysenko A.V. Pokazateli azotistogo obmena v krovi alkogolizirovannyh krys posle vvedenija pinealona i posledujushhego utomlenija //Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2015. — №6. — S. 634 (in Russian)

21. Smirnova T.L., Nikiforova V.N., Emel'janova M.V. Formirovanie predstavlenij o zdorovom obraze zhizni i kachestve zhizni v uchebnyh zavedenijah Chuvashskoj Respubliki //Jeffektivnye sistemy menedzhmenta: kachestvo, innovacii, ustojchivoe razvitie. — 2016. — T.1, №5. — S.78 (in Russian)

22. Stepanova T. A., Lysenko A. V., Lushpaeva O. A., Tajutina T. V., Nedoruba E. A. Issledovanie cennostnyh orientacij u studentov akademii fizicheskoj kul'tury i sporta // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2015. — №3. — S. 210. (in Russian)

23. Stepanova T.A., Juventin-Favsta T.A. Robotizacija i dvigatel'naja aktivnost' kak faktory povyshenija kachestva zhizni // Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija. — 2017. — №3 (40). — S. 15-18 (in Russian)

24. Strategija razvitija fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 7 avgusta 2009 goda № 1101-r) // http: // minstm.gov.ru. (in Russian)

25. Finochenko T.A., Mamchenko V.A., Kozina L.S., Lysenko A.V. Neblagoprijatnye uslovija truda kak faktor prezhdevremennogo starenija rabotnikov lokomotivnyh brigad //Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija- 2007- №4 (28). — S. 104-110. (in Russian)

26. Sharonova D.S. Tehnicheskoe regulirovanie processov kachestva zhizni: riski kachestva zhizni //Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. — 2011. — №3 (34). — S. 311-317 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.