УДК: 796+06
ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ
Л. Е. Киселева, В. В. Мноян1
В статье рассматриваются основные факторы здорового стиля и качества жизни студенческой молодёжи и преподавателей вузов. Проанализировано влияние этих факторов на здоровье и самочувствие участников образовательной среды. Описаны возможности повышения работоспособности организма студентов и преподавателей.
Ключевые слова: здоровье, стиль жизни, качество жизни, студенты, преподаватели.
Здоровью и качеству жизни (которые рассматриваются как главнейшие компоненты человеческого существования, важнейшие права личности, а также одни из основных направлений успешного социально-экономического и культурного развития общества) посвящено множество работ [1, 4, 7, 11, 12]. При этом многие авторы подчеркивают, что качество жизни является более емким понятием, чем образ и уровень жизни, поскольку включает индикаторы экономического благосостояния (доходы, потребление материальных благ и услуг), духовные потребности, безопасность и другие показатели социальной комфортности (в том числе сохранение ценностей, способность преодолевать различные угрозы), здоровье, ожидаемую продолжительность жизни, состояние среды обитания [13, 23, 26].
Несмотря на внедрение в учебный процесс (в детских дошкольных учреждениях, школах, высших учебных заведениях) различных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, доля практически здоровых людей разного возраста (особенно детей и молодежи) остается катастрофически низкой [21, 25]. Кроме того, многими авторами выявлено интересное противоречие: с одной стороны, все представители современного молодого поколения (и школьники, и студенты) хотят быть сильными, здоровыми и успешными, но при этом у них категория «здоровье» занимает отнюдь не первое место среди ценностных ориентаций [16, 22]. Такое противоречие исследователи объясняют уверенностью молодых людей в бесконечности своих физических и психических возможностей [16, 22].
1 Киселева Лариса Евгеньевна — Южный федеральный университет, г.Ростов-на-Дону
Мноян Ваган Вачаганович — Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону
В связи с описанной ситуацией, воспитание культуры здорового и безопасного стиля жизни и ценностного отношения к своему здоровью признается специалистами одним из приоритетных направлений развития нашего общества [8, 24]. Совершенно справедливо многие авторы полагают, что позитивная трансформация ценностных ориентаций молодежи невозможна без сохранения и укрепления здоровья педагогов, вынужденных трудиться в неблагоприятных условиях профессиональной деятельности, связанных с информационными перегрузками, «ломкой» жизненных стереотипов, нарастанием темпа и ритма жизни [9, 15].
Целью работы был анализ факторов здорового стиля и качества жизни студенческой молодёжи и преподавателей вузов.
Весьма обоснованные разграничения «стиля» и «образа» жизни, а также определения «здорового образа жизни» и «здорового стиля жизни» дано в работах В. И. Бондина и М. Я. Виленского [5, 6, 9]. В работах данных авторов подчеркивается, что здоровый образ жизни является основной предпосылкой сохранения здоровья, тогда как здоровый стиль жизни трактуется как индивидуализированный вариант здорового образа жизни (включая мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты). На наш взгляд, такой подход наиболее оправдан, поскольку стилевые особенности жизнедеятельности (система индивидуальных потребностей, направленных на развитие конкретной личности, и способы их реализации) будут существенно отличаться у представителей различных возрастных групп, биоритмологических типов, типов темперамента и др.
Анализ литературных данных [4, 5, 8, 9, 12, 13, 21] позволил схематично представить основные факторы, определяющие стиль жизни человека (рисунок 1), а также критерии здорового стиля жизни (рисунок 2). Именно эти факторы и критерии, по мнению многих специалистов, способны эффективно противостоять росту негативного влияния окружающей среды, способствующего ускоренному старению и появлению даже у представителей молодого поколения возраст-ассоциированных заболеваний: остеопороз, остеоартроз, болезнь Альцгеймера, атеросклероз, рак, диабет и др. [2, 3, 18, 20].
Несмотря на то, что с каждым годом появляется все больше убедительных доказательств прямой корреляции полноценного сна, рационального питания и оптимального уровня двигательной активности с эффективностью обучения и профессиональной деятельности, реалии повседневной жизни большинства участников образовательной среды весьма далеки от идеальных [6, 10, 14, 15, 17, 19].
Рисунок 1. — Основные факторы, определяющие стиль жизни человека
Нами было проведено тестирование стиля жизни студентов 1-3 курсов (возраст 18-22 года) Ростовского государственного университета путей сообщения и Южного федерального университета в количестве 500 человек (исследование продолжалось 2 месяца). Оказалось, что на сон приходится 29-31% времени испытуемых (в среднем за сутки 7,2 + 0,25 ч), на различные виды двигательной активности — 2-4% (в среднем за сутки 0,72 ч), что существенно ниже оптимальных для данного возраста значений. При обследовании преподавателей указанных вузов (65 человек, возраст 30-60 лет) результаты оказались существенно хуже, чем в группе студентов.
Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности проявляются в снижении стрессоустойчивости, появлении агрессии, усталости, ухудшении концентрации внимания, снижается не только мозговая активность, но и происходит нарушение работы всего организма.
Выводы:
• Результаты собственного исследования показывают, что стиль жизни большинства современных студентов и преподавателей вузов г. Ростова-на-Дону не соответствует критериям «здорового», особенно по показателям двигательной активности и продолжительности сна.
• Организация правильного стиля жизни участников образовательной среды в соответствии с выявленными на основе анализа литературных данных критериями и факторами позволит поддерживать и укреплять нравственное, психическое и физическое здоровье нации.
Рисунок 2. — Критерии здорового стиля жизни. Цитируется по Виленский М. Я., 2006 [9]
Литература
1. Амирджанова В. Н., Горячев Д. В., Коршунов Н. И., Ребров А. П., Сороцкая В. Н. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ») //Научно-практическая ревматология. — 2008. — №1. — С. 36-48
2. Анисимов В. Н., Жаринов Г. М. Средний возраст смерти и долгожительство у мужчин — ученых различных специальностей // Вестник Московского университета. Серия 16. Биология. 2016. №4. С. 12-18
3. Апанасенко Г. Л. Биологическая деградация вида Homo Sapiens: двигательная активность как основной путь противодействия // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: сборник материалов пятой Всероссийской с международным участием конференции. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 2016. С. 23-29
4. Бондин В. И. Образование. Экология. Здоровье: Монография / В. И. Бондин, Т. А. Жаброва, В. А. Каплиев, И. А. Лебедева, А. В. Лысенко, Э. В. Мануйленко, С. В. Марченко, Т. В. Попова, Е. И. Почекаева, В. В. Хренкова / под ред. В. И. Бондина. Ростов н/Д: изд. СКНЦ ВШ, 2012. — 278 с.
5. Бондин В. И., Арефин В. А., Романюк М. Н. Организационно-педагогические условия обеспечения здорового стиля жизни// Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов II Международной научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 413-417
6. Бондин В. И., Сергеева Е. Г., Лебедева В. В. Особенности функционального состояния детей, занимающихся оздоровительной физической культурой и профессиональным фигурным катанием// Таврический научный обозреватель. 2016. №1-1 (6). С. 90-96.
7. Булов А. А. Обзор инициативы ОЭСР по измерению качества жизни и индекса измерения качества жизни ОЭСР //Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. — 2017. — №4. — С.76-81
8. Вдовиченко А. С., Пономарева И. А. Воспитание культуры здорового и безопасного стиля жизни у старшеклассников в условиях интегрированной физкультурно-спортивной среды //Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2017. — №3 (40). — С. 71-74
9. Виленский М. Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. — 2006. — №11. — С.8-18
10. Касиманова Л. А., Су Жи-Ге. Организация занятий по физической культуре при подготовке педагогов-хореографов// Таврический научный обозреватель. 2016. №11-3 (16). С.37-39
11. Клайдин Е. Н. Развитие методологии количественного представления показателя качества жизни населения и качества трудовой жизни //Теория и практика общественного развития. — 2012. — №4. — С. 271-273
12. Климова В. И. Человек и его здоровье / В.И. Климова — 2-е изд., перераб. и доп., — М.: Знание — 1990. — 224 с.
13. Колчина Н. О. Исследование смежных категорий качества: образ жизни, уровень жизни, ощущаемое качество // Вестник торгово-технологического института. — 2011. — №5 (5). — С. 14-17
14. Лысенко А. В., Моргуль Е. В., Лысенко Д. С., Шейхова Р. Г., Петрова О. А. Влияние комплекса физических упражнений на адаптационные возможности воспитателей дошкольных учреждений // Валеология. — 2012. — №3. — С. 61-66
15. Лысенко А. В., Кириллова Т. Г., Степанова Т. А., Лысенко Д. С., Федорчук С. Я. Влияние занятий плаванием на функциональное состояние организма преподавателей вузов // Здоровье населения и среда обитания. — 2014. — №3 (252). — С. 23-25
16. Лысенко Д. С., Абдулдаев Д. Д. Динамика ценностных ориентаций молодежи: от советской эпохи до наших дней // Олимпийская идея сегодня: материалы шестой Всероссийской научной конференции с международным участием. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2016. — С. 239-244
17. Лысенко Д. С., Арутюнян А. В. Сравнительный анализ продолжительности жизни и долгожительства спортсменов и представителей творческих специальностей // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2017. — №3. — С. 49-51
18. Недоруба Е. А., Таютина Т. В., Лысенко А. В., Филиппенко С. Н., Горбачева Н. А. Оценка влияния интенсивности физической нагрузки на метеолабильность и нарушения сна //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1. — С. 1400
19. Панов И. В., Бажев А. З. Оздоровительное и лечебное значения плавания// Научный альманах. 2016. №1-2 (15). С. 261-263
20. Саидов М. Б., Шейхова Р. Г., Эмирбеков Э. З., Лысенко А. В. Показатели азотистого обмена в крови алкоголизированных крыс после введения пинеалона и последующего утомления //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №6. — С. 634
21. Смирнова Т. Л., Никифорова В. Н., Емельянова М. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни и качестве жизни в учебных заведениях Чувашской Республики // Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, устойчивое развитие. — 2016. — Т.1, №5. — С.78
22. Степанова Т. А., Лысенко А. В., Лушпаева О. А., Таютина Т. В., Недоруба Е. А. Исследование ценностных ориентаций у студентов академии физической культуры и спорта // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №3. — С. 210.
23. Степанова Т. А., Ювентин-Фавста Т. А. Роботизация и двигательная активность как факторы повышения качества жизни // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2017. — №3 (40). — С. 15-18
24. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р) // http: // minstm.gov.ru.
25. Финоченко Т. А., Мамченко В. А., Козина Л. С., Лысенко А. В. Неблагоприятные условия труда как фактор преждевременного старения работников локомотивных бригад //Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения — 2007 — №4 (28). — С. 104-110.
26. Шаронова Д. С. Техническое регулирование процессов качества жизни: риски качества жизни //Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. — 2011. — №3 (34). — С. 311-317.
FACTORS OF STUDENT HEALTHY LIFE STYLE Kiseleva L.1, Mnoyan V.2
1 Southern Federal University, Rostov-on-Don
2 Rostov state University of railway transport, Rostov-on-Don
Abstract. The article considers the main factors of healthy lifestyle and quality of life of students and university teachers. The influence of these factors on the health and well-being of participants in the educational environment was analyzed. The possibilities of improving the working capacity of the students and teachers are described.
Keywords: health, lifestyle, quality of life, students, teachers.
References
1. Amirdzhanova V.N., Gorjachev D.V., Korshunov N.I., Rebrov A.P., Sorockaja V.N. Populjacionnye pokazateli kachestva zhizni po oprosniku SF-36 (rezul'taty mnogocentrovogo issledovanija kachestva zhizni «MIRAZh») //Nauchno-prakticheskaja revmatologija. - 2008. - №1. - S. 36-48 (in Russian)
2. Anisimov V.N., Zharinov G.M. Srednij vozrast smerti i dolgozhitel'stvo u muzhchin — uchenyh razlichnyh special'nostej // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 16. Biologija. 2016. №4. S. 12 -18 (in Russian)
3. Apanasenko G. L. Biologicheskaja degradacija vida Homo Sapiens: dvigatel'naja aktivnost' kak osnovnoj put' protivodejstvija // Fizicheskaja kul'tura, sport, zdorov'e i dolgoletie: sbornik materialov pjatoj Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem konferencii. — Rostov n/D: Izd-vo JuFU. 2016. S. 23-29 (in Russian)
4. Bondin V. I. Obrazovanie. Jekologija. Zdorov'e: Monografija / V. I. Bondin, T. A. Zhabrova, V. A. Kapliev, I. A. Lebedeva, A. V. Lysenko, Je. V. Manujlenko, S. V. Marchenko, T. V. Popova, E. I. Pochekaeva, V. V. Hrenkova / pod red. V. I. Bondina. Rostov n/D: izd. SKNC VSh, 2012. — 278 s. (in Russian)
5. Bondin V.I., Arefin V.A., Romanjuk M.N. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija obespechenija zdorovogo stilja zhizni// Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenie ih bezopasnosti: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. — Rostov n/D: JuFU, 2015. — S. 413-417 (in Russian)
6. Bondin V.I., Sergeeva E.G., Lebedeva V.V. Osobennosti funkcional'nogo sostojanija detej, zanimajushhihsja ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'turoj i professional'nym figurnym kataniem// Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2016. №1-1 (6). S. 90-96. (in Russian)
7. Bulov A.A. Obzor iniciativy OJeSR po izmereniju kachestva zhizni i indeksa izmerenija kachestva zhizni OJeSR //Jekonomika i upravlenie v XXI veke: nauka i praktika. — 2017. — №4. — S.76-81 (in Russian)
8. Vdovichenko A.S., Ponomareva I.A. Vospitanie kul'tury zdorovogo i bezopasnogo stilja zhizni u starsheklassnikov v uslovijah integrirovannoj fizkul'turno-
sportivnoj sredy //Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija.
— 2017. - №3 (40). - S. 71-74 (in Russian)
9. Vilenskij M.Ja. Obshhee i osobennoe v pedagogicheskih kategorijah «zdorovyj obraz zhizni» i «zdorovyj stil' zhizni» //Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Filologija, pedagogika, psihologija. — 2006. — №11. — S.8-18 (in Russian)
10. Kasimanova L.A., Su Zhi-Ge Organizacija zanjatij po fizicheskoj kul'ture pri podgotovke pedagogov-horeografov// Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2016. №11-3 (16). S.37-39 (in Russian)
11. Klajdin E.N. Razvitie metodologii kolichestvennogo predstavlenija pokazatelja kachestva zhizni naselenija i kachestva trudovoj zhizni //Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. — 2012. — №4. — S. 271-273 (in Russian)
12. Klimova V. I. Chelovek i ego zdorov'e / V.I. Klimova — 2-e izd., pererab. i dop.,
— M.: Znanie — 1990. — 224 s. (in Russian)
13. Kolchina N.O. Issledovanie smezhnyh kategorij kachestva: obraz zhizni, uroven' zhizni, oshhushhaemoe kachestvo //Vestnik torgovo-tehnologicheskogo instituta.
— 2011. — №5 (5). — S.14-17 (in Russian)
14. Lysenko A.V., Morgul' E.V., Lysenko D.S., Shejhova R.G., Petrova O.A. Vlijanie kompleksa fizicheskih uprazhnenij na adaptacionnye vozmozhnosti vospitatelej doshkol'nyh uchrezhdenij //Valeologija. — 2012. — №3. — S. 61- 66 (in Russian)
15. Lysenko A.V., Kirillova T.G., Stepanova T.A., Lysenko D.S., Fedorchuk S.Ja. Vlijanie zanjatij plavaniem na funkcional'noe sostojanie organizma prepodavatelej vuzov //Zdorov'e naselenija i sreda obitanija. — 2014. — №3 (252). — S.23-25 (in Russian)
16. Lysenko D. S., Abduldaev D.D. Dinamika cennostnyh orientacij molodezhi: ot sovetskoj jepohi do nashih dnej // Olimpijskaja ideja segodnja: materialy shestoj Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. — Rostov n/D: Izd-vo JuFU, 2016. — S. 239-244 (in Russian)
17. Lysenko D.S., Arutjunjan A.V. Sravnitel'nyj analiz prodolzhitel'nosti zhizni i dolgozhitel'stva sportsmenov i predstavitelej tvorcheskih special'nostej // Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija. — 2017. — №3. — S. 4951 (in Russian)
18. Nedoruba E.A., Tajutina T.V., Lysenko A.V., Filippenko S.N., Gorbacheva N.A. Ocenka vlijanija intensivnosti fizicheskoj nagruzki na meteolabil'nost' i narushenija sna //Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2015. — №1. — S. 1400 (in Russian)
19. Panov I.V., Bazhev A.Z. Ozdorovitel'noe i lechebnoe znachenija plavanija// Nauchnyj al'manah. 2016. №1-2 (15). S. 261-263 (in Russian)
20. Saidov M.B., Shejhova R.G., Jemirbekov Je.Z., Lysenko A.V. Pokazateli azotistogo obmena v krovi alkogolizirovannyh krys posle vvedenija pinealona i posledujushhego utomlenija //Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2015. — №6. — S. 634 (in Russian)
21. Smirnova T.L., Nikiforova V.N., Emel'janova M.V. Formirovanie predstavlenij o zdorovom obraze zhizni i kachestve zhizni v uchebnyh zavedenijah Chuvashskoj Respubliki //Jeffektivnye sistemy menedzhmenta: kachestvo, innovacii, ustojchivoe razvitie. — 2016. — T.1, №5. — S.78 (in Russian)
22. Stepanova T. A., Lysenko A. V., Lushpaeva O. A., Tajutina T. V., Nedoruba E. A. Issledovanie cennostnyh orientacij u studentov akademii fizicheskoj kul'tury i sporta // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2015. — №3. — S. 210. (in Russian)
23. Stepanova T.A., Juventin-Favsta T.A. Robotizacija i dvigatel'naja aktivnost' kak faktory povyshenija kachestva zhizni // Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija. — 2017. — №3 (40). — S. 15-18 (in Russian)
24. Strategija razvitija fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 7 avgusta 2009 goda № 1101-r) // http: // minstm.gov.ru. (in Russian)
25. Finochenko T.A., Mamchenko V.A., Kozina L.S., Lysenko A.V. Neblagoprijatnye uslovija truda kak faktor prezhdevremennogo starenija rabotnikov lokomotivnyh brigad //Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija- 2007- №4 (28). — S. 104-110. (in Russian)
26. Sharonova D.S. Tehnicheskoe regulirovanie processov kachestva zhizni: riski kachestva zhizni //Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. — 2011. — №3 (34). — S. 311-317 (in Russian)