Научная статья на тему 'Факторы взаимодействия и сотрудничества национальных исследовательских университетов и регионов в процессе инновационного развития'

Факторы взаимодействия и сотрудничества национальных исследовательских университетов и регионов в процессе инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТА И РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лабунская А. А.

Введение. Национальным исследовательским университетам, созданным в России в 2009 г. для повышения качества российского образования, интеграции научных исследований и развития инновационной составляющей экономики, отведена ключевая роль в генерировании новых знаний, комплексной трансформации инноваций и воплощении их в реальные проекты с целью запуска инновационного развития всех сфер бизнеса во взаимодействии с властью регионов. Эмпирический анализ. Представлены результаты исследования мнений специалистов и экспертов, участвующих в реализации программ НИУ, о существующих связях, взаимном влиянии и факторах взаимодействия университетов, государства и бизнеса в региональных инновационных системах. Значимым аспектом исследования были фактор учета регионального контекста потребностей и интересов региона в планах и программах НИУ, а также исследование механизмов действующего сотрудничества и активных связей между университетами и представителями региональной промышленности и власти. Результаты. Выделены основные факторы, способствующие и, напротив, препятствующие развитию сотрудничества региональных акторов университетов, государства и бизнеса в региональных инновационных системах. Отмечаются положительные возможности НИУ, получившие свое развитие с момента реализации программы поддержки университетов, а также сложности с законодательной и нормативной базами и вопросами финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Factors of Interaction and Cooperation of National Research Universities and Regions in the Process of Innovation Development

National research universities, created in Russia in 2009 to improve the quality of Russian education, the integration of research and development of innovative economy, play a key role in the generation of new knowledge, a comprehensive transformation of innovations and translate them into real projects with the goal of launching innovation across all business sectors in cooperation with the authorities of the regions. Еmpirical analysis. Presents the results of a study of the opinions of specialists and experts involved in the implementation of the National research universities programs on existing relationships, mutual influence and the factors of interaction between universities, government and business in regional innovation systems. A significant aspect of the research were to factor into account the regional context of the needs and interests of the region in the plans and programs of the university, as well as the study of existing mechanisms of cooperation and active links between universities and representatives of the regional industry and government. Results. Major factors that facilitate or hinder the development of cooperation of regional actors: universities, government and business in regional innovation systems. There have been positive current opportunities National research universities, developed since the implementation of the programme of support to universities, as well as difficulties with the legislative and regulatory regimes and funding issues. Key words: regional innovation development, national research universities, cooperation of the university and the region.

Текст научной работы на тему «Факторы взаимодействия и сотрудничества национальных исследовательских университетов и регионов в процессе инновационного развития»

УДК 330

ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ И РЕГИОНОВ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

А. А. Лабунская

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Введение. Национальным исследовательским университетам, созданным в России в 2009 г. для повышения качества российского образования, интеграции научных исследований и развития инновационной составляющей экономики, отведена ключевая роль в генерировании новых знаний, комплексной трансформации инноваций и воплощении их в реальные проекты с целью запуска инновационного развития всех сфер бизнеса во взаимодействии с властью регионов. Эмпирический анализ. Представлены результаты исследования мнений специалистов и экспертов, участвующих в реализации программ НИУ о существующих связях, взаимном влиянии и факторах взаимодействия университетов, государства и бизнеса в региональных инновационных системах. Значимым аспектом исследования были фактор учета регионального контекста потребностей и интересов региона в планах и программах НИУ, а также исследование механизмов действующего сотрудничества и активных связей между университетами и представителями региональной промышленности и власти. Результаты. Выделены основные факторы, способствующие и, напротив, препятствующие развитию сотрудничества региональных акторов - университетов, государства и бизнеса - в региональных инновационных системах. Отмечаются положительные возможности НИУ, получившие свое развитие с момента реализации программы поддержки университетов, а также сложности с законодательной и нормативной базами и вопросами финансирования. Ключевые слова: региональное инновационное развитие, национальные исследовательские университеты, сотрудничество университета и региона.

Введение

Одним из основных направлений развития России на сегодня является инновационное развитие страны, которое требует внесения изменений и планирования развития всех субъектов экономики для достижения такой цели.

Институты высшего образования начинают занимать сегодня значительно более фундаментальную, чем когда бы то ни было, позицию в обществе, делающую их ключевым звеном в будущих инновациях, процессах создания новых рабочих мест, экономического роста и устойчивого развития.

Как активные драйверы экономического развития страны и региона, играющие существенную роль в переходе к обществу знаний, работающие над созданием новых исследовательских методов, наконец, внедряющие свои

разработки в практику путем различного взаимодействия с внешней средой, современные лидеры университетской среды должны взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики, стать основной площадки интеграции науки и образования [1].

В 2009 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в России появились новые институты - национальные исследовательские университеты (НИУ), которые были созданы, чтобы не только организовать эффективный процесс обучения, но и провести его интеграцию с научными исследованиями, развивая именно инновационную составляющую экономики. НИУ отведена ключевая роль в генерировании новых знаний, комплексной трансформации инноваций и воплощении их в реальные проекты с целью запуска инновационного развития всех сфер бизнеса во взаимодействии с региональной властью [2, 3].

Эмпирический анализ

В настоящей статье представлены результаты исследования мнений специалистов и экспертов, участвующих в реализации программ НИУ, о существующих связях, взаимном влиянии и факторах взаимодействия университетов, государства и бизнеса в региональных инновационных системах. Значимым аспектом исследования стал такой фактор, как учет регионального контекста потребностей и интересов региона в планах и программах НИУ, существует ли он и какие способы такого учета на сегодняшний день используются университетами.

Почти все респонденты (95% от исследуемой группы) считают, что НИУ уже целиком ориентированы на потребности региона за счет следующих инструментов:

- ориентация на общие промышленные направления развития регионов (35%);

- софинансирование из государственного и регионального бюджета, направляющее основные силы в нужных направлениях (20%);

© Лабунская А. А., 2014

- включение в экспертные и наблюдательные советы ведущих специалистов по производству высокотехнологичной продукции предприятий региона, организация совещаний и рабочих групп (15%);

- контрактная подготовка кадров по конкретным направлениям и создание совместных малых инновационных предприятий (по 10%).

Около 55% респондентов утвердительно ответили на вопрос о существовании и активном использовании способов организации учета региональных потребностей и выделили конкретные их формы, наиболее часто встречающиеся в университетской практике:

1) лаборатория суперкомпьютерного моделирования, в рамках которой на постоянной основе решаются задачи организаций-партнеров;

2) проведение специальных курсов для инженеров региональных организаций;

3) научные лаборатории на конкретном промышленном предприятии;

4) кафедры на промышленных предприятиях;

5) регулярный мониторинг и поиск возможностей заключения реальных договоров;

6) создание совместных лабораторий и НОЦ, в которых принимают участие региональные и международные партнеры;

7) создание отраслевых НИИ в составе вуза и инжиниринговых центров;

8) конкурсные механизмы поддержки инновационных проектов (венчурный фонд, конкурсы технопарков и бизнес-инкубаторов при финансовой поддержке приоритетов республиканским бюджетом);

9) автоматический учет благодаря устоявшимся историческим связям с партнерами;

10) согласование проектов с организациями реального сектора;

11) участие в работе совета директоров промышленных предприятий;

12) ежегодный региональный аудит использования средств регионального бюджета как части финансирования программы развития НИУ;

13) ежегодная отчетность научного взаимодействия НИУ и предприятий региона;

14) договорная основа с научно-образовательными центрами и НИИ, входящими в состав вуза;

15) систематическая работа с региональными властями и предприятиями.

Около 20% ответивших затрудняются дать четкий ответ на данный вопрос, поскольку либо ведутся попытки объединения информации и построения системы учета, либо потребности региона постоянно обсуждаются на совещаниях и конференциях, но не находят практической

реализации, либо не очень понятны региональные потребности и потребности региональных предприятий в технологических разработках. Респонденты искренне хотели бы обладать такой информацией. Несколько опрошенных (менее 1%) считают, что такого учета нет.

С практической точки зрения интересен сам набор инструментов и механизмов, которыми делятся респонденты - разные НИУ в различной степени ведут учет региональных потребностей, и способы эти в каждом отдельном случае уникальны. Большинство НИУ такой учет ведут, 20% в растерянности при поиске способа такого учета или при поиске информации по данному вопросу. Необходимо отметить большой процент отсутствия ответов (около 20%) по данному вопросу.

Также важным является исследование механизмов действующего сотрудничества - активных связей между университетами и представителями региональной промышленности и власти.

Респонденты называют большое количество действующих активных партнеров, участвующих в реализации планов и программ НИУ по развитию НИОКР. Среди партнеров чаще всего встречаются названия гигантов нефтехимической, газовой отраслей, оборонного комплекса и важнейших отраслей промышленности - авиационной, космической, химической и др. Указываются среди партнеров и технопарки, а также поддержка правительственных организаций.

Около 50% респондентов в качестве отраслевых региональных партнеров называют флагманов российской экономики: Челябинский трубопрокатный завод, Челябинский тракторный завод, Усть-Катавский вагоностроительный завод, Челябинский металлургический комбинат, корпорация «Эмерсон», промышленная группа «Метран», ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Транснефть», ОАО «Зарубежнефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Оргсинтез», завод «Синтетического каучука», ОАО «Компрессормаш», ФКП «КГ Казенный пороховой завод», ФКП «ГосНИИХП», ОАО «Татнефть», ОАО «Электровыпрямитель», ЧТЗ-Урал-Трак, ПО «Полет», СКБ «Турбина».

Около 20% анкет содержат сведения о партнерах - государственных объединениях, в частности, назывались: Министерство промышленности, науки и новых технологий, правительственные организации, поддержка государственных организаций и региональной власти, правительства регионов.

Предприятия инновационного кластера отмечают среди партнеров около 22% респонден-

тов - это, в частности, технопарки: АУ «Технопарк-Мордовия», ООО «Центр нанотехнологий и наноматериалов», предприятия инновационного кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением», Технопарк Новосибирского Академгородка и его резиденты, Биотехнопарк наукограда Кольцово и его резиденты, ГРЦ имени академика В. П. Макеева.

Интересным является тот факт, что практически все респонденты назвали характер связей системным, регулярным и носящим долгосрочный многолетний характер. Лишь 1% ответивших недовольны системностью связей и считают установление связей с партнерами практически случайным.

Таким образом, можно говорить о существующей высокой степени партнерского взаимодействия с НИУ как предприятий промышленности и государственных и региональных учреждений, так и предприятий инновационного сектора экономики. Отношения, по мнению непосредственных участников интеграционного процесса инновационного развития и сотрудничества, носят системный долгосрочный характер.

Если говорить непосредственно о механизмах такого сотрудничества с представленными партнерами, то в основном используются все те же, проверенные схемы как межвузовского, так и внутривузовского сотрудничества:

- инжиниринговые центры по приоритетным направлениям, центры коллективного пользования, совместные лаборатории и МИП с совместными вкладами в уставной фонд;

- разовая или систематическая работа над отдельными направлениями и проектами;

- прямые договора о конкретном сотрудничестве вузов;

- объединения творческих коллективов;

- совместное участие в конкурсах и грантах;

- обмен преподавателями и студентами;

- практики и стажировки на партнерских базах;

- комплексные объединения НИУ и промышленные организации.

Примерно по 20% ответивших распределили свои надежды на внутриуниверситетскую работу и выведение университетов на главенствующую роль, в частности:

- университетам отводится роль чисто технологической платформы или объединения представителей отраслевой ассоциации (всех участников процесса), а также научного консультирования;

- внутриуниверситетские механизмы заключаются в организации научно-технических

советов, участии в грантах, проведении конкурсов, конференций, круглых столов, создании междисциплинарных и совместных исследовательских групп.

Интересным нам показалось отдельное мнение:

«Такие механизмы - лишь межличностные связи ученых на базе компетенций и наличия уникального оборудования. Ввиду территориальной разобщенности создание научных кластеров вокруг уникального оборудования затруднено. Нужно определиться с последовательностью "латания дыр" и созданием центров, лабораторий действительно мирового уровня (с персоналом мирового уровня!)».

Практической ценностью ответов на данный вопрос могут считаться названные и реализуемые на практики механизмы сотрудничества внутри и между университетами.

На фоне такого разделения мнений важным показалось установить характер связей в данном процессе, т.е. дать качественную оценку современным отношениям региональных акторов, поэтому представителям НИУ были заданы вопросы о том, чем характеризуются эти отношения в сфере инноваций и технологических разработок (прежде всего, межуниверситетское взаимодействие, взаимодействие вузов с региональными промышленными предприятиями, предприятиями малого и среднего бизнеса).

Больше половины представителей НИУ (55%) считают отношения партнерскими, в то же время в большинстве ответов дается описание иерархической структуры. «Взаимодействия с промышленными предприятиями реализуются в формате постановлений правительства (о проведении НИОКР под заказ предприятий), заказ на подготовку кадров, ведется хоздоговорная деятельность по заказу промышленных предприятий. Предприятия малого и среднего бизнеса получают доступ к объектам вузовской инновационной инфраструктуры». Респонденты считают, что партнерство обусловлено и общей заинтересованностью, и единством задач, стоящих перед НИУ, и расширением взаимодействия (как спектра образовательных услуг с учетом кадровых проблем предприятий, так и образовательного пространства в целом). Но есть мнения, что хоть отношения и партнерские, но «носят именно неинституциональный характер, а объединены межличностной корпоративной культурой» и характеризуются многообразием проявлений, доминирующим из которых можно назвать партнерство. Эта ситуация объяснена возможностью существования партнерских отношений между НИУ только на доконкурентной стадии.

Не считают отношения партнерскими или считают их несформированными или невозможными оставшиеся 45% респондентов, поясняя невозможность наличием как добросовестной, так и недобросовестной конкуренции, неготовностью к инновациям малого и среднего бизнеса, отсутствием достоверной информации друг о друге и значительной степени недоверия. Хоть данные респонденты и допускают возможность существования таких отношений в отдельных случаях.

Таким образом, данная ситуация характеризует современные отношения университетов дву-сторонне - на доконкурентной стадии партнерское взаимодействие допускает большинство представителей НИУ, а в вопросе существования конкурентов в качестве партнеров других вузов

признают только половина опрошенных. Предприятия бизнес-сферы, безусловно, считаются партнерами в качестве заказчиков, но степень развития такого партнерства оставляет желать лучшего, поскольку оценивается «находящейся на зачаточном уровне» (45% ответивших).

Результаты

По итогам проведенного исследования возможно выделить факторы, способствующие и, напротив, препятствующие развитию сотрудничества региональных акторов - университетов, государства и бизнеса - в региональных инновационных системах. В таблице приведены эти факторы в соответствии с частотой их упоминания в ответах респондентов - от максимального количества ответов до менее указываемых.

Факторы, способствующие и препятствующие развитию сотрудничества НИУ с промышленным сектором региона

Факторы, способствующие развитию сотрудничества НИУ с промышленным сектором (количественно в % от общего числа анкет) Факторы, препятствующие развитию сотрудничества НИУ с промышленным сектором (количественно в % от общего числа анкет)

Уже существующие возможности НИУ как отраслевого интегратора, оснащенность НИУ новейшим оборудованием, наличие мощной научной и экспериментальной и проектной базы, современная инновационная инфраструктура университета и высокий кадровый потенциал (25%) Сложная и часто неоднозначная ситуация с юридической и налоговой базой при проведении совместных работ, несовершенство законодательной базы (например, Федеральная контрактная система (ФЗ-44), ФЗ-217), недостаточная защищенность интеллектуальной собственности инновационных разработок (22%)

Заинтересованность сторон в реализации совместных проектов, стратегическая необходимость бизнес-сектора обеспечивать свою мировую конкурентоспособность, усиление тенденций роста взаимопроникающего интереса к научной и образовательной деятельности НИУ со стороны предприятий и к производственным проблемам со стороны НИУ, общий тренд на инновационное развитие (25% ) Контрпродуктивная конкуренция с альтернативными акторами рынка инновационных разработок, отсутствие уравновешенных условий конкуренции отечественных и зарубежных производителей (20%)

Федеральные ресурсы, выделяемые под условия такого сотрудничества, наличие ПИР у компаний с государственным участием, возможность совместного осуществления крупных проектов ОКР на базе бюджетного финансирования (20%) Слабая информированность о проблемах производства у ученых НИУ, недостаточная информированность производственников о растущем потенциале НИУ - отсутствие единого регионального информационного ресурса (20%)

Давние и традиционные научно-технические связи, обладающие достаточно высокой степенью устойчивости (15%) Недостаточность финансовых средств в реальном секторе экономики (15%)

Наличие у крупных предприятий достаточных средств для инновационного развития и возможность совместного осуществления крупных проектов ОКР на основе собственных средств (10%) Малая заинтересованность промышленных предприятий в исследованиях и разработках НИУ - предприятия предпочитают покупать готовые разработки «под ключ» и не готовы к заключению долгосрочных договоров (15%)

Единичные ответы: - вуз знает реальные потребности предприятий, может работать на опережение; - государственная политика, нацеленная на восстановление и выстраивание партнерских отношений вузов и предприятий, активность региональных властей; - высокая репутация, успешный опыт выполнения предшествующих работ; - руководство университета способствует развитию компетенций (иностранный язык, стажировки, публикации в высокорейтинговых изданиях) Внешние политические и экономические факторы, ограничивающие сотрудничество с обеих сторон (10%) Единичное мнение: Отсутствие индикаторов, по которым можно сделать это сотрудничество более прозрачным и контролируемым

Как видно из данных таблицы, участники процесса отмечают уже существующие возможности НИУ - в большой степени получившие свое развитие с момента реализации программы поддержки университетов: улучшилось оснащение научных и инновационных технических лабораторий и секторов, современная инфраструктура университетов в целом. Естественно, это стало возможным при наличии сложившейся за десятилетия сильной и ценной для самих сотрудников университетов научной и экспериментальной, проектной и теоретической платформ вузов.

Основной фактор, который пугает участников процесса и не дает полностью поверить в возможности трансформации и развития совокупности всех подсистем, это сложная ситуация с законодательной и нормативной базами, регулирующими все связанные с инновационным развитием процессы, - ученые беспокоятся о защищенности интеллектуальной базы и вспоминают «утечку умов» как яркий пример неспособности государственной политики удержать значимые исследования внутри регионов или страны.

Слабыми моментами всего процесса остаются и вопросы финансирования, хотя все участники и отмечают большую пользу федеральных и частных ресурсов под текущие программы поддержки.

Но положительным фактором является общая заинтересованность сторон в собственном развитии и понимание невозможности такого развития без взаимосвязей и сотрудничества с другими региональными акторами, это проявляется в тенденциях роста взаимопроникающего интереса различных региональных сфер.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект №12-06-33052 мол_а_ вед).

Список литературы

1. Лабунская А. А. Анализ ролей участников «тройной спирали» в инновационном развитии региона // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, № 2, ч. 1. С. 295-300.

2. Фирсова А. А., Челнокова О. Ю. Взаимодействие университета, бизнеса и государства как фактор развития региона в национальной инновационной системе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, № 1, ч. 1. С. 26-32.

3. О концепции создания сети национальных исследовательских университетов. Информация Министерства образования и науки РФ. URL: http:// www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_Do-cumID_152243.html (дата обращения: 17.05.2014).

The Factors of Interaction and Cooperation of National Research Universities and Regions in the Process of Innovation Development

A. A. Labunskaya

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia

E-mail: [email protected].

Introduction. National research universities, created in Russia in 2009 to improve the quality of Russian education, the integration of research and development of innovative economy, play a key role in the generation of new knowledge, a comprehensive transformation of innovations and translate them into real projects with the goal of launching innovation across all business sectors in cooperation with the authorities of the regions. Empirical analysis. Presents the results of a study of the opinions of specialists and experts involved in the implementation of the National research universities programs on existing relationships, mutual influence and the factors of interaction between universities, government and business in regional innovation systems. A significant aspect of the research were to factor into account the regional context of the needs and interests of the region in the plans and programs of the university, as well as the study of existing mechanisms of cooperation and active links between universities and representatives of the regional industry and government. Results. Major factors that facilitate or hinder the development of cooperation of regional actors: universities, government and business in regional innovation systems. There have been positive current opportunities National research universities, developed since the implementation of the programme of support to universities, as well as difficulties with the legislative and regulatory regimes and funding issues. Key words: regional innovation development, national research universities, cooperation of the university and the region.

The reported study was supported by RFBR (research project № 12-06-33052 Monaeed).

References

1. Labunskaya A. A. Analiz rolei uchastnikov «troinoi spirali» v innovatsionnom razvitii regiona [Analysis of the role of triple helix actors in the innovation development of the region]. Izv. Saratov Univ. New Ser.

Ser. Economics. Management. Law. 2014. Vol. 14, iss. 2, pt. 1, pp. 295-300.

2. Firsova A. A., Chelnokova O. Yu. Vzaimodeistvie universiteta, biznesa i gosudarstva kak faktor razvitiia regiona v natsional'noi innovatsionnoi sisteme [Interaction between University, business and government

А. С Семенов, Е. А. Дерунова. Методические подходы к развитию сырьевого сектора экономики

as a factor of regional development within the national innovation system]. Izv. Saratov Univ. New Ser. Ser. Economics. Management. Law. 2014. Vol. 14, iss. 1, pt. 1, pp. 26-32.

3. O kontseptsii sozdaniia seti natsional'nykh issledo-vatel'skikh universitetov. Informatsiia Ministerstva

obrazovaniia i nauki RF (On the concept of creating a network of national research universities. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation). Available at: http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_152243.html (accessed 17 May 2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.