12.15. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦЕНУ ЗОЛОТА
Миронов Д.И., Национальный институт бизнеса г. Москва, аспирант
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье дается описание основных факторов, влияющих на рынок золота, изучается их воздействие на данный тип рынка. Анализируются основные отрасли потребления, рассматривается ценовой тренд последних лет. Целью написания статьи было изучение взаимодействия цены золота, экономик стран участниц рынка золота и мар-кетюзеров.
Ключевые слова: золото, рынок золота, экономика, ЗВР
FACTORS AFFECTING THE PRICE OF GOLD
Mironov D.I., the National Institute of Business, Moscow, post-graduate
Annotation: The purpose of this article was to study interaction of gold prices, the economies of countries participating the gold market and market users.
Keywords: gold, gold market, economies, foreign exchange reserves
Одним из залогов понимания функционирования рынка золота, его взлетов и падений является анализ всех факторов тем или иным образом влияющих на его стоимость. Здесь нужно сказать и о резервах, и о добыче, и переработке, и об использовании в ювелирной промышленности, и в инвестиционных целях. Таким образом, можно заключить, что рынок золота очень обширен и влияние на него оказывают и мелкие компании - производители золота, брокерские дома, инвестиционные компании, и средние - различные банки и ТНК, и крошечные, мелкие инвесторы-спекулянты, доля которых не превышает и одного процента.
Развитие рынка золота складывается по своим особым законам, отличным от законов других рынков. Законодательства стран-участников регулирует внутренние отношения между компаниями и предприятиями. История рынка золота показывает, насколько кардинальными были изменения, когда государство совсем ограничивало этот рынок, как в США, или либерализовало его, как происходит во многих странах Азии и Африки.
Последние 8 лет характеризуются активным развитием рынка золота: появляется все большее число участников, банков и агентов, которые в нем заинтересованы и используют его для приращения своих капиталов. Большое количество мелких инвесторов пытаются проникнуть на него посредством торговли через брокера виртуальным золотом, открытия металлических счетов и осуществления транзакций через банк, т.е. покупкой наличного золота, монет, слитков. Все эти способы увеличения и сохранения капитала достаточно актуальны и эффективны в современных кризисных.
Биржевые факторы включают в себя:
- золотовалютные операции государств-маркетмей-керов рынка золота;
- спекуляции маркетюзеров рынка золота;
- изменение стоимости акций золотодобывающих предприятий;
- ожидания инвесторов;
- стоимость доллара США;
К внебиржевые факторам относятся:
- объемы добычи золота;
- себестоимость добычи золота;
- объемы потребления золота;
- заинтересованность ювелирной промышленностью;
- политические кризисы, природные катаклизмы, войны в добывающих странах;
- сезонность.
Золотовалютные резервы стран, активно участвующих в мировой экономике, являются одним из самых главных факторов, влияющих на цену золота. Государства на современном рынке золота являются главными и ключевыми игроками (маркетмейкерами) рынка золота. По данным об этих резервах инвесторы и спекулянты делают выводы, насколько стабильна национальная валюта государств, какое количество золота национальный банк продал или купил за предыдущий период. Любая информация, полученная из пресс-релизов, интервью или других официальных источников, может оказать существенное влияние на котировки.
На сегодняшний день запасы золота центральных банков и других финансовых организаций мира составляют порядка 33 тыс. т, что в 13 раз превышает годовую добычу. Более 60% - это резервы стран большой восьмерки. 16 развитых государств и 3 крупнейшие международные финансовые организации (Банк международных расчетов, Международный валютный фонд и Европейский центральный банк) объединяют 80% резервного золота. Таблица 1.
Таблица 1
Государства с наибольшими ЗВР в 2010 г.
№ Страна Млрд. долл. США
1 Китай 2622
2 Япония 1096,185
- Еврозона 789,891
3 Россия 479,379
4 Саудовская Аравия 456,200
б Тайвань 382,800
6 Бразилия 297,696
7 Индия 297,334
8 Республика Корея 295,956
9 Швейцария 271,667
10 Гонконг 268,731
Золотовалютные резервы Российской Федерации на конец декабря 2010 г. составили 479,4 млрд. американских долл., из них золота на 35 788 млн. долл.
В период 2004-2010 гг. цена золота имела устойчивую тенденцию к росту. Если в 2004 г. стоимость унции золота составляла 409 долл., то в 2010 г. эта цифра увеличилась до 1400 долл. за тройскую унцию, это связано это в первую очередь с фазой активного роста экономик стран БРИК, желанием инвесторов обезопасить свои финансовые средства, накоплением государствами золотовалютных резервов.
Рост цены золота в мае 2006 г. был связан со стабильным трендом повышения цен на нефть и энергоресурсы, продолжавшимся с начала 2006 г. С другой стороны, такой рост можно связать с большими объемами торгов цветными металлами. Следующие за этим резкое снижение цен опять же показывает неко-
торую зависимость цены золота от нефти, а также неблагоприятными ожиданиями инвесторов по поводу повышения ФРС учетной ставки.
В марте 2008 г. цена унции золота преодолела рубеж в 1000 долл., основной причиной чего послужило обесценивание самого доллара США. В этот же время на бирже БОРБХ доллар США обесценился по отношению к ЕВРО до отметки 1,5586 доллара, а к Иене до отметки в 100,03 иены за доллар. Обесценивание американской валюты произошло и на рынке энергоносителей, где стоимость барреля нефти составила 110 долл.
Россия в 2008 г. достигла рекордных запасов золота и валютных резервов, которые в августе 2008 г. составляли 597,5 млрд. долл. Стоит отметить, что к концу 2007 г. общий объем резервов составлял 474 млрд. долл.
В последние 2 года, в связи с мировым экономическим кризисом, многие страны стараются понизить свою зависимость от американского доллара и переводят финансовые активы в золото, которое является более надежным инвестиционным средством, чем валюты других государств.
26 сентября 2009 г. истекло соглашение ОВ0А2 (Второе соглашение центральных банков о продаже золота и золотых деривативов на мировых рынках), которое отменяет лимиты продаж для центральных банков. Такие Европейские финансовые институты, как Европейский центральный банк, Центральные банк Италии, Испании, Португалии, Греции, Люксембурга, Франции, Бельгии, Ирландии, Голландии, Германии, Австрии, Швейцарии и Швеции, заключили соглашение, в котором прописан годовой объем продаж для каждого банка, он составляет 500 т. Этим же соглашением предусматривается общее ограничение годовых продаж золота и прочих золотых активов всеми странами в объеме 2500 т. Как видно из рис. 2.1. основными государствами продавцами золота на международных рынках являются Швейцария и Франция. ЕЦБ также активно участвует в реализации золотых активов.
Другие Швейцария ■Швеция ■Испания с Португалия -Голландия .Германия ■Франция пБельгия ■Австрия ■Еврозона
2004-05 2005-06 2006-07 2007-08 2003-03
Рис. 1
Продажи золота центральными банками в соответствии сCBGA2
Особое положение в этом документе занимал Австрийский центральный банк. Австрия имеет значительные запасы золота, которые составляют по оценкам различных финансистов от 600 до 660 т золота. В период действия соглашения ОВОА 2 Австрийский центральный банк продал 350 тонн из своих запасов, т.е. практически половину всего резерва. По мнению совета банка, резкий рост цен на золото и обесценивание доллара США на протяжении последних нескольких лет ясно показали, насколько важно золото в качестве инструмента диверсификации портфеля в центральных банках. Совет также считает, что в периоды высокой геополитической напряженности внутри и за пре-
делами Европы инвесторы должны обратить внимание на особую роль золота.
Высокие объемы продаж в 2004-2006 гг. также связаны с низкой ценой золота и желанием центральных банков диверсифицировать свой портфель, боясь еще большего снижения его цены. Замедление продаж в 2007-2009 гг., напротив, свидетельствует о начале стабильного роста цены золота и желании центральных банков сберечь дорожающий актив.
Спекуляции маркетюзеров. Наряду с активной торговлей государств-маркетмейкеров рынка золота свое влияние оказывают также спекулянты, банки, инвесторы и другие мелкие участники рынка, скупая золотые активы для инвестиций, сбережений или по требованию своих клиентов. По данным Ассоциации Лондонского рынка золота ежедневно только на нем продается и покупается порядка 30 миллионов тройских унций, что составляет порядка 930 т золота, на сумму более 10 млрд. американских долларов.
Добыча золота - следующий внебиржевой фактор ценообразования золота. Рассматривая эволюцию добычи золота, становится понятно, что уменьшение числа золотых рудников и подскочившая цена на этот драгоценный металл делает рентабельным его добычу более ресурсоемкими способами, поэтому цена в 240 (в Северной Америке) и 300 американских долларов (в ЮАР) обеспечит ему неплохую себестоимость. За последние несколько лет затраты на разведку золотоносных районов Африки выросли в несколько раз, в Латинской Америке, например в 4 раза.
За весь период добычи золота человечеством было извлечено из земли порядка 135 тыс. т этого металла. Если бы можно было сплавить его в один куб, то длина ребра этого куба составила бы всего 18 метров.
С 70-х гг. Хх в. объемы добычи золота постоянно росли - рынок мог предложить адекватную цену, и предприятия старались разрабатывать основные районы его добычи. Своеобразный рекорд добычи был поставлен в 1993 г., когда мировая добыча золота превысила 2 тыс. т (2 309,1 т). В это время в полную мощность заработали плавильные заводы бывших республик СССР, ставшие независимыми. Свою лепту внесли и ведущие индустриальные страны - Канада, Австралия, сШа, которых уже догоняли страны Латинской Америки (Бразилия, Перу, Чили) и Азии (Индия, Китай, Филиппины). В прошлом году этот рекорд был побит, общий объем золотодобычи составил 2356 метрических т золота.
В 80-х гг. ХХ в. в большинстве западных стран начали увеличиваться объемы затрат на геологоразведывательные работы составляя до половины от общих затрат. В 1980 г. общее производство золота достигло отметки в 944 т., в ЮАР, к тому времени, производилось 675 т, то есть более 60% добычи развитых стран. Растущая цена золота делала рентабельным возобновление эксплуатации ранее законсервированных и заброшенных рудников, переработку отвалов горно-обогатительных комбинатов, которые также содержали остатки золотой руды.
В конце XX в., когда цена золота снижалась, большинство мелких компаний либо разорялись, либо вливались в более крупные. Таким образом, произошло укрепление капиталов и дифференциация территории добычи. Компании вынуждены были переносить производства в развивающиеся страны, которые могут им предоставить большие неразведанные территории и дешевую рабочую силу. Менеджмент компаний пытается одновременно разрабатывать новые золотонос-
ные районы и одновременно снижать издержки добычи в уже разрабатываемых.
Такие методы работы компаний позволили им снизить себестоимость добычи грамма золота до 6-7 долл. США в Северной Америке, до 8,5 долл. в ЮАР, а в развивающихся странах, таких как Папуа-Новая Гвинея, до отметки в 5 долларов.
Основными продуцентами золота в последние годы являются ЮАР, США, Китай, Австралия, Перу, Россия, Индонезия и Канада. На эти страны приходится более двух третей добываемого в мире золота. За 13 лет производство золота выросло в Перу почти на 850%, в Индонезии - на 368%, в Китае - на 180%, в Мексике -более чем на 100%. В то же время в ЮАР, которая традиционно считалась основным производителем желтого металла в мире, производство за этот период сократилось почти на половину.
Еще одним важным ценообразовательным фактором является объем поставок со стороны добывающих компаний - при дефиците добычи возникает инфляция спроса, которая увеличивает спрос на золото и соответственно его цену.
Ювелирная промышленность так же оказывает значительное влияние на ценообразование золота. В условиях экономического роста, цена золота тесно связана с его потреблением: чем ниже цена, тем выше спрос. Но в условиях финансового кризиса спрос в ювелирной отрасли снижается, а вслед за ними цены.
Основным потребителем золота в мире являются Восточная Азия, Индия и Ближний Восток. На эти страны приходится 72% мирового спроса. Большая часть золота потребляется ювелирной отраслью, остальное идет в промышленность и на инвестиции.
Крупнейшим розничным рынком золотых украшений выступают США, в то время как Индия является самым крупным импортером этой отрасли, на ее долю приходится 25% спроса в 2007 г., а в 2008 г. импорт сократился на 48% до 396 т. Эта тенденция сохранилась и в 2009 г. - в январе импорт сократился до 1,9 т, т.е. на 89% по сравнению с тем же месяцем годом ранее.
На долю главного продуцента ювелирных изделий в Европе - Италии приходится 15,6% золота, использованного в мировой ювелирной промышленности; на основного азиатского производителя золотых украшений - Индию приходится 15,2% золота.
В России существует множество проблем, связанных с добычей, переработкой, и производством ювелирных изделий. Легальные российские производители ювелирных украшений обязаны платить большое количество сборов и естественно налогов. Необходимо купить золото, заплатив НДС, поставить клеймо в пробирной палате. Поэтому ювелирных украшений российского производства на российском рынке очень мало, а их стоимость выше иностранных. С российским законодательством выгоднее ввозить контрабандой такой товар из Турции, Китая без оплаты пошлин.
Сезонность относится к факторам ценообразования золота в той мере, что под ней можно понимать различие потребления золота в течение календарного года. Так как одним из крупнейших потребителей золота -10% мирового рынка, является Китай, то и его праздники оказывают значительное влияние на этот рынок. Пик сезонности приходится на середину зимы, когда празднуется Новый Год по китайскому календарю, и люди покупают золотые украшения в качестве подарков. Подхватывает эстафету в конце зимы индийский
рынок, где начинается сезон свадеб, которые никогда не обходятся без золотых подарков невесте.
Среди прочих факторов необходимо отметить такие как:
Стоимость доллара США - так как котируются драгоценные металлы в долларах США, стоимость этой валюты напрямую связана с котировками золота. Увеличение дефицита торгового баланса и государственного долга США, экономический рост стран БРИКа, эти факторы будут обесценивать доллар и укреплять другие мировые валюты.
Политические кризисы, природные катаклизмы, войны в добывающих странах - любая нестабильность страны добытчика, увеличивает спрос на золото, так как опасения инвесторов всегда основаны на худших опасениях.
Еще одним фактором оказывающим влияние на стоимость золото является так называемый «Индекс страха». Он измеряет относительное значение золота в денежной системе США и рассчитывается путем умножения золотого резерва США (то есть веса золота, находящегося в распоряжении государственного казначейства США) на цену золота — чтобы получить его полную рыночную стоимость, — и деления полученного результата на общий объем денежной массы (М3), находящейся в обращении.
(Золотой резерв США) х (Рыночная цена золота) „ТТ
-------------------------------------------="Индекс страха
М 3
Например, показатель 2% означает, что на каждые 100 долларов находящейся в обращении денежной массы МЗ приходится на 2 доллара золота, хранящегося в подвалах казначейства США. Таким образом, золото обеспечивает только 2% стоимости доллара, а остальные 98% зависят от «финансовых активов Федерального резервного банка и других банков США». По результату расчета, произведенного 31 декабря 2003
г., получается:
(261,5 млн. унций золота)? х (415 долл. за унцию)
----------------------------------------------= 1,23%
8850 млрд. дол.
Когда индекс страха падает (т.е. когда количество долларов, находящихся в обращении, растет быстрее, чем рыночная стоимость золота, составляющего резерв федеральной казны, или когда количество долларов уменьшается медленнее, чем стоимость золотых резервов), это означает, что люди хотят придержать избыточные доллары, поскольку они настроены оптимистично по отношению к перспективам доллара и американской экономике. Если же индекс страха растет (что случается, когда деньги перетекают в золото, поднимая его обменный курс и увеличивая рыночную стоимость золотых резервов США), то это обычно происходит потому, что люди не уверены в долларе, или в стабильности американской банковской системы, и ищут альтернативные способы хранения ценностей.
С начала 2006 г. ФРС США перестала публиковать данные по агрегату М3. Тем самым подтвердив, что эта цифра является слишком большой, для публикации в статистических изданиях. С этого момента, расчет «Индекса страха» представляет довольно сложную задачу.
Таким образом, можно сказать, что рынок золота имеет очень сложную и многоуровневую структуру, в которую входят не только страны производители золота, но и множество посредников, потребителей и спекулянтов. Заметное увеличение спроса в азиатских странах обусловлено повышением платежеспособно-
сти населения и относительно низкими ценами ювелирных изделий. К тому же, если в развитых европейских странах золото в украшениях вытесняется искусственными материалами (влияние моды, популярность дешевой бижутерии), то в развивающихся -повышение уровня благосостояния населения сопровождается увеличением объемов приобретения дорогих ювелирных изделий. Сохранение в будущем высоких темпов роста населения в этих странах и совокупное снижение цены на золото может привести к увеличению спроса на золотые ювелирные изделия.
Производство вторичного драгоценного металла в целом возрастает, составляя в среднем 25-30% от общего объема мирового рынка. Суммарное количество золота, добытого из недр Земли превышает 135 тыс. т. Из них более 40% представлено ювелирными изделиями, 30% сосредоточено в государственных резервах, почти 20% находится у тезавраторов (в виде слитков и монет) и только 10% используется промышленностью в технических и технологических целях.
Большие надежды производители возлагают на рост промышленного применения золота. Сейчас новые технологические идеи не столь масштабно используют этот благородный металл. Может быть, снижение его цены поможет по-новому взглянуть на его применение
- ведь он обладает уникальными физическими свойствами (неокисляемость, химическая инертность, возможность производства золотой фольги и т.д.), полностью повторить которые не удалось ни в одном заменителе.
Список литературы:
1. Гуревич Д. Последняя золотая лихорадка. - Казахстанская фондовая биржа. http://gold.prime-tass.ru/aurum79/fever /fev2.html, 2008
2. Кочетков А.Я. Конъюнктура рынка золота в РФ. http://library.stroit.ru/articles/zoloto/index.html, 2007
3. Синотина Т. Золотые фьючерсы в России и в Мире. -РЦБ - № 6 (333) - 2007
4. Факторы, влияющие на рынок золота http://www.liveinter-net.ru/users/noteca/post83515307/
5. ChinaPro http://www.chinapro.ru/rubrics/12/1940/, 2010
6. London Bullion Market Association www.lbma.org.uk/, 2010
РЕЦЕНЗИЯ
Золото, как товар, обладающий свойством обмени-ваемости на любой другой товар, имеет цену, складывающуюся под влиянием множества факторов, исследование которых позволит прогнозировать динамику рынка.
В статье приведена группировка факторов, особо выделено влияние золотовалютных резервов на цену золота, а также роль золота, как инструмента диверсификации портфелей банков. Особое внимание уделено структуре и объему золотодобычи. Актуальность темы статьи заключается в нарастании проблем на мировых финансовых рынках и доллара США, существенное обесценение которой обусловлено экономическим ростом стран БРИК. Увеличение спроса на золото может быть удовлетворено предложением инновационного производства драгоценного металла.
Статья рекомендуется к публикации в издании, рекомендованном ВАК РФ.
Московский институт предпринимательства и права,
Ставропольский филиал, профессор,
д.э.н. Н.Д. Идрисов
2б1