Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на результативность стрельбы из пистолета'

Факторы, влияющие на результативность стрельбы из пистолета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1427
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ-СТРЕЛКИ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОРЕВНОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / SPORT SHOOTERS / PROFICIENCY / COMPETITION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скорук Екатерина Александровна, Бабушкин Геннадий Дмитриевич

Раскрывается содержание понятия подготовленности высококвалифицированного стрелка. Показано значение отдельных видов подготовленности: психологической, физической, технико-тактической. Выявлено влияние отдельных видов подготовленности на результативность соревновательной деятельности стрелков из пистолета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Скорук Екатерина Александровна, Бабушкин Геннадий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors reveal the content of a highly-qualified shooter’s proficiency. The article shows the meaning of separate types of proficiency: psychological, physical, technical-tactical. The researchers explain the impact separate types of proficiency have on the results of a competitive pistol marksmanship.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на результативность стрельбы из пистолета»

Скорук Е. А., Бабушкин Г. Д. Факторы, влияющие на результативность стрельбы из пистолета

неправильным или неправомерным. Вторая — мелкие ошибки, при которых применение боевых приемов борьбы и (или) специальных средств засчитывается, но данные погрешности влияют на эффективность действий сотрудника.

При пятибалльной системе оценки уровня владения боевыми приемами борьбы и (или) специальными средствами ошибки, допускаемые обучаемыми, оцениваются следующим образом:

— грубые ошибки — 5 штрафных баллов;

— мелкие ошибки — 1-4 штрафных балла.

При оценке выполнения боевых приемов борьбы

целесообразно, исходя из общей оценки, вычитать сумму штрафных баллов, полученных слушателями за допущенные ошибки. Наиболее типичные и часто повторяющиеся у слушателей за период эксперимента штрафные баллы представлены в табл.

Разработанные критерии оценки применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств использовались при проведении и анализе результатов деловых игр на всем протяжении учебно-тренировочного процесса в период педагогического эксперимента. В начале и в конце эксперимента было проведено тестирование по данным критериям оценивания выполнения техники с целью определения уровня подготовленности к решению типовых ситуаций служебной деятельности представителей контрольной и экспериментальной групп. Результаты тестирования позволяют утверждать, что представители экспериментальной группы продемонстрировали более высокий уровень владения боевыми приемами борьбы и специальными средствами в критических ситуациях служебной деятельности (23,8%), чем представители контрольной группы. Метод деловой игры способствует эффективной подготовке слушателей к применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств в ти-

УДК 799.311.2

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА

Е. А. Скорук, Г. Д. Бабушкин

Раскрывается содержание понятия подготовленности высококвалифицированного стрелка. Показано значение отдельных видов подготовленности: психологической, физической, технико-тактической. Выявлено влияние отдельных видов подготовленности на результативность соревновательной деятельности стрелков из пистолета.

Ключевые слова: спортсмены-стрелки, подготовленность, соревнование, результативность.

Пулевая стрельба имеет существенные отличия от других видов спорта. Неподвижная изготовка, почти неприметные, редкие, скупые движения. Все

повых ситуациях служебной деятельности и, следовательно, оптимизирует процесс профессиональноприкладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России. Анализ пилотного эксперимента позволит обобщить экспериментальные данные, скорректировать гипотезу и методику проведения основного эксперимента.

В дальнейшем для определения уровня подготовленности к решению типовых ситуаций служебной деятельности необходимо проведение комплексного тестирования и оценка результатов: стрельб; техники выполнения боевых приемов борьбы; тактики обстрела мишеней и использования укрытий, перемещения стрелка и соблюдения правил личной безопасности; соответствия действий сотрудника требованиям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ст. ст. 19-24); качества написания рапортов по факту применения физической силы, боевых приемов борьбы, специальных средств и/или огнестрельного оружия. Использование деловой игры для подготовки слушателей к решению типовых ситуаций служебной деятельности позволит оптимизировать весь учебно-тренировочный процесс профессионального обучения в образовательных организациях МВД России. 1 2 3 4

1 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ : в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 88-ФЗ // Рос. газета. 2011. 8, 10 февр. ; Там же. 2012. 27 июня.

2 Караваев А. Ф., Мягкова С. Н., Шилова И. М., Титаренко Д. В. Проблемы формирования и совершенствования мотивов учения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. №4(43). С. 41-47.

3 Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. С. 110.

4 Кустов А. Н., Москвичев М. А. Порядок оценки боевых приемов борьбы : метод. рекомендации. Домодедово, 1999. 10 с.

это чрезвычайно далеко от захватывающей динамики спортивной борьбы, однако стрельба — это спорт, который предъявляет высокие требования к подготовленности спортсменов. В пулевой стрельбе также существуют «спринтерские» дистанции и «марафон». Например, на 60 зачетных выстрелов при скоростной стрельбе из пистолета по пяти фигурным мишеням стрелок тратит 72 секунды, а на выполнение упражнения, где стрелок ведет огонь из трех положений (лежа, стоя, с колена), отводится 4,5 часа. Каждый выстрел в серии — это старт, и засчитываются не лучшие из них, а все. Пулевая стрельба характеризуется длительностью нагрузок, высокой напряженностью и интенсивностью '.

Стрельба предъявляет специфические требования к физическим способностям спортсмена. Если для представителей скоростно-силовых видов спор-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

17

Скорук Е. А., Бабушкин Г. Д. Факторы, влияющие на результативность стрельбы из пистолета

та физическая подготовка является ведущей в процессе тренировки, то пулевая стрельба предъявляет в этом смысле ограниченные требования, рассчитанные на оптимальное развитие таких специальных физических качеств, как координация, статическая выносливость. При одинаковой технической подготовленности преимущество имеют физически развитые стрелки 2. Перед соревнованиями и во время них спортсмена охватывает волнение. Однако такого отрицательного влияния этого фактора на результаты стрельбы, как в пулевой стрельбе, не наблюдается ни в одном виде спорта. Это происходит в силу того, что действия стрелка носят характер тонко и точно координированных движений, которые сильно изменяются под влиянием состояния стрелка, т. е. стрельба требует огромной сосредоточенности, внимания, сильного напряжения нервной системы 3.

Техническая (без выстрела) тренировка, большие объемы которой особенно необходимы на начальных стадиях подготовки, кажется скучной, неинтересной, а потому проходящей без старательности и психической активности, не дающей требуемой отдачи. Огневая (с практической стрельбой) тренировка, результаты которой оцениваются по сумме очков, сводится к стремлению попасть в центр мишени любой ценой, вынуждая новичка приспосабливаться к хаотичным колебаниям оружия, сосредоточиваться на обработке спуска, чтобы не упустить момент благоприятного совмещения мушки с точкой прицеливания. Все это формирует навыки ошибочных действий, становящихся в дальнейшем тормозом совершенствования 4. В настоящее время одним из основных методов обучения молодых стрелков в детских спортивных школах является «настрел», т. е. выполнение большого количества прицельных выстрелов. Принятый метод давал хорошие результаты: молодые стрелки постоянно пополняли резерв сборной команды страны, принося победы на международной арене, особенно в командных видах соревнований. Однако постоянный рост результатов и возрастающая конкуренция создают необходимость постоянного совершенствования методики подготовки спортсменов-стрелков.

Совершенствование системы многолетней подготовки стрелков немыслимо без внимания к одной из ее составных частей — методике начального обучения и тренировки. Этап начальной подготовки в пулевой стрельбе отличается особой важностью, так как особенно вероятным становится переход нерациональных и явно ошибочных вариантов техники производства выстрела в навык. Нередко процесс тренировки начинающих стрелков сводится к теоретическому объяснению допускаемых ошибок, а также к производству большого количества выстрелов 5. Традиционные методы подготовки в пулевой стрельбе, по мнению некоторых специалистов, неадекватны условиям современных темпов развития спорта 6. Таким образом, проблема исследования заключается в очевидной потребности совершенствования методики тренировки спортсменов-стрелков из пистолета

на этапе начальной специализации и недостатке научных данных в данной области.

Цель нашего исследования — выявить сформи-рованность видов подготовленности спортсменов-стрелков из пистолета и факторы, оказывающие влияние на результативность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов-стрелков.

При исследовании подготовленности спортсменов-стрелков была выявлена сформированность следующих составляющих:

При выявлении психологической подготовленности определялись: направленность предсоревновательной мыслительной деятельности спортсменов-стрелков; уровень переносимости нагрузок; уровень устойчивости внимания спортсменов 7. Определение уровня мыслительной деятельности спортсменов-стрелков проводилось с помощью тестовой методики Г. Д. Бабушкина 8. Диагностика переносимости спортсменами психических нагрузок включает анализ следующих механизмов саморегуляции: мотивацию, эмоции, волю, интеллект, интуицию. При диагностике мотивации определялась сила мотивации к достижению успеха и потребность в достижении. Для выявления эмоциональной составляющей переносимости психических нагрузок устанавливался коэффициент вегетатики и способность к управлению своим эмоциональным состоянием по методике А. В. Алексеева. Для определения волевых качеств использовался опросник «Самооценка волевых качеств спортсмена» Н. Б. Стамбуловой, позволяющий выявить уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки. Для оценки силы характера использовалась методика А. В. Лебедева, позволяющая установить выраженность таких свойств характера, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Таким образом, выявлялась выраженность 12 личностных особенностей спортсменов, характеризующих психологическую подготовленность, способствующих переносимости психических нагрузок.

Тестирование уровня устойчивости внимания проводилось по методике Бурдона (корректурная проба, буквенный вариант).

При выявлении уровня развития техникотактической подготовленности определялись: характер распределения времени в процессе стрельбы каждым стрелком (хронометраж контрольного упражнения ПП-1 — 20 зачетных выстрелов); оценка специальной устойчивости спортсменов-стрелков. Оценка устойчивости в районе габарита «10,0», проводилась на компьютерном стрелковом тренажере Скатт 9. Тип изготовки спортсменов-стрелков устанавливался посредством визуального анализа и сравнения стойки спортсменов 10.

При выявлении специальной физической подготовленности определялись: уровень силовой выносливости мышц спины, статической выносливости

18

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Скорук Е. А., Бабушкин Г. Д. Факторы, влияющие на результативность стрельбы из пистолета

Таблица 1. Результаты исследуемых показателей подготовленности спортсменов-стрелков из пистолета (х ± о, баллы)

Показатели подготовленности Баллы Уровень

Психологическая подготовленность

Мыслительная деятельность 55 ± 6,7 Высокий

Мотивация к достижению успеха 19 ± 3,4 «

Потребность в достижении 14 ± 2,5 Средний

Эмоциональная устойчивость 1,2 ± 0,3 Высокий

Способность к саморегуляции 86 ± 9,1 «

Целеустремленность 21 ± 1,6 Средний

Смелость и решительность 21 ± 1,9 «

Настойчивость и упорство 21 ± 1,8 «

Инициативность и самостоятельность 21 ± 1,7 «

Самообладание и выдержка 20 ± 1,6 «

Сила характера 22 ± 5,6 Высокий

Устойчивость внимания 15 ± 5,3 «

Технико-тактическая подготовленность

Рациональное распределение времени в процессе стрельбы 12,5 ± 1,6 Высокий

Устойчивость изготовки 71,8 ± 3,8 Средний

Тип изготовки 1 ± 1,0 Силовая

Специальная физическая подготовленность

Силовая выносливость мышц спины 31 ± 2,6 Высокий

Статическая выносливость мышц спины и брюшного пресса 34 ± 3,7 Средний

Специальная статическая выносливость 2,9 ± 1,3 Высокий

Статическая координация 18,6 ± 1,5 «

мышц спины и брюшного пресса, специальной статической выносливости, статической координации.

Исследование проводилось на базе спортивнострелкового клуба ДОСААФ, СДЮСШоР ЦЛС, ДЮСТШ. В исследовании принимали участие высококвалифицированные спортсмены, специализирующиеся в стрельбе из пистолета (3 МСМК, 10 МС, 13 КМС).

Проведено тестирование подготовленности квалифицированных спортсменов-стрелков из пистолета (интеллектуально-психологической, техникотактической, специальной физической). В процессе исследования спортсмены выполняли контрольное упражнение ПП-2 (40 зачетных выстрелов) в течение годичного тренировочного цикла (результаты пяти контрольных соревнований). Выявлялось влияние исследуемых показателей на результативность соревновательной деятельности в динамике годичного цикла подготовки.

Обсуждение результатов исследования.

При проведении тестирования подготовленности спортсменов-стрелков из пистолета была выявле-

на сформированность компонентов подготовки спортсменов-стрелков в целом (табл. 1).

Были определены средние показатели каждого составляющего, выявлены высокие показатели составляющих психологической подготовленности: мыслительной деятельности; мотивации к занятиям; эмоциональной устойчивости; способности к саморегуляции; силы характера; устойчивости внимания. При анализе результатов технико-тактической подготовленности установлен высокий уровень показателей рационального распределения времени в процессе тренировочного занятия. Среди показателей специальной физической подготовленности высокий уровень был выявлен в силовой выносливости, статической выносливости, а также статической координации.

Таким образом, установлен высокий уровень психологической, специальной физической и техникотактической подготовленности в целом. Следовательно, изучаемым видам подготовки и их составляющим, имеющим высокий уровень развития, необходимо уделять особое внимание при разработке методики интегральной подготовки спортсменов-стрелков из пистолета на этапе начальной специализации.

Были получены результаты стрелкового упражнения ПП-2 (40 зачетных выстрелов). Для выявления влияния факторов психологической, техникотактической, специальной физической подготовленности был проведен однофакторный дисперсионный анализ. В течение года (5 контрольных срезов) фиксировались результаты спортсменов, принимавших участие в исследовании. В таблицах 2, 3, 4 представлены результаты однофакторного дисперсионного анализа.

Проведение однофакторного дисперсионного анализа показало, что достоверное влияние на результативность соревновательной деятельности оказывают составляющие психологической подготовленности: мыслительная деятельность, потребность в достижении, эмоциональная устойчивость, самообладание и выдержка, сила характера, устойчивость внимания. Влияние данных показателей на результативность соревновательной деятельности в пулевой стрельбе, на наш взгляд, объясняется спецификой вида спорта, так как процесс производства выстрела требует от спортсмена способности сконцентрировать все внимание на определенном виде деятельности, а также умения хорошо контролировать и сдерживать свои эмоции. Мотивация к успеху, целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, инициативность не оказывают достоверного влияния на результаты стрельбы, так как данные качества необязательны для успешного освоения навыков пулевой стрельбы.

Среди составляющих показателей техникотактической подготовленности достоверное влияние на результативность соревновательной деятельности оказывают: устойчивость оружия (устойчивость изготовки в процентах; устойчивость оружия

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

19

Скорук Е. А., Бабушкин Г. Д. Факторы, влияющие на результативность стрельбы из пистолета

Таблица 2. Влияние составляющих психологической подготовленности на соревновательную деятельность спортсменов-стрелков (по Фишеру)

Показатель Соревнование

1 2 3 4 5

F расч. F крит. F расч. F крит. F расч. F крит. F расч. F крит. F расч. F крит.

Мыслительная деятельность 16,32 4,25 18,5 4,25 13,4 4,25 10,5 4,25 8,7 4,25

Мотивация к успеху 0,91 4,25 1,32 4,25 1,02 4,25 1,43 4,25 1,35 4,25

Потребность в достижениях 6,6 3,4 5,87 3,4 4,69 3,4 6,46 3,4 4,77 3,4

Эмоциональная устойчивость 11,4 4,25 7,55 4,25 17,0 4,25 1,82 4,25 14,4 4,25

Саморегуляция 0,2 3,4 4,93 3,4 3,8 3,4 3,7 3,4 8,4 3,4

Целеустремленность 2,2 4,25 2,12 4,25 1,76 4,25 1,13 4,25 1,02 4,25

Смелость и решительность 0,24 4,25 0,22 4,25 0,87 4,25 1,59 4,25 7,31 4,25

Настойчивость и упорство 2,29 4,25 2,75 4,25 3,64 4,25 3,02 4,25 10,9 4,25

Инициативность 0,05 4,25 0,001 4,25 0,18 4,25 0,32 4,25 0,24 4,25

Самообладание 2,8 4,25 6,01 4,25 5,14 4,25 3,3 4,25 4,4 4,25

Сила характера 7,16 4,25 9,77 4,25 7,5 4,25 5,5 4,25 9,12 4,25

Устойчивость внимания 6,05 4,25 16,7 4,25 13,5 4,25 5,4 4,25 20,4 4,25

Примечание. 1, 2, 3, 4, 5 — результаты стрельбы спортсменов-стрелков на пяти соревнованиях (упражнение ПП-2, 40 зачетных выстрелов). Жирным шрифтом выделены факторы, которые оказывают влияние на результаты стрельбы.

спортсменов в районе габарита 10,0). Устойчивость оружия, на наш взгляд, является крайне важной составляющей успешного освоения техникой производства правильного выстрела. Устойчивость изготовки спортсмена-стрелка, т. е. ее надежность, одинаковость и рациональность также оказывают влияние на результативность соревновательной деятельности, так как постоянство изготовки для стрельбы обеспечивает наиболее комфортные условия для производства правильного выстрела. Рациональность распределения времени в процессе выполнения стрелкового упражнения, а также тип изготовки спортсменов не оказывают достоверного влияния на результативность соревновательной деятельности, так как данные показатели достаточно индивидуальны для каждого спортсмена-стрелка и могут различаться в зависимости от индивидуальных особенностей, а также уровня квалификации спортсменов.

Достоверное влияние на результативность соревновательной деятельности среди составляющих специальной физической подготовленности оказывают:

специальная статическая выносливость, статическая выносливость мышц спины, статическая координация. Специфичность деятельности в пулевой стрельбе из пистолета обусловливает необходимость развивать специальную статическую выносливость мышц спины и брюшного пресса, общую специальную статическую выносливость изготовки, а также статическую координацию. Силовая выносливость мышц спины не оказывает достоверного влияния на результативность соревновательной деятельности, так как работа мышц в процессе производства выстрела носит не силовой, а статический характер.

Составляющие из каждого вида подготовленности оказывают достоверное влияние на результативность соревновательной деятельности. Высокие показатели мыслительной деятельности спортсменов, эмоциональной устойчивости, силы характера, устойчивости внимания, специальной статической выносливости и устойчивости оружия оказывают достоверное влияние на результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных

Таблица 3. Влияние составляющих технико-тактической подготовленности на соревновательную

деятельность спортсменов-стрелков (по Фишеру)

Показатель Соревнование

1 2 3 4 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F расч. F крит. F расч. F крит. F расч. F крит. F расч. F крит. F расч. F крит.

Рациональное распределение времени в процессе стрельбы 0,03 4,25 1,34 4,25 2,03 4,25 1,59 4,25 1,02 4,25

Устойчивость оружия (10,0) 2,7 4,25 7,4 4,25 6,07 4,25 4,5 4,25 8,9 4,25

Устойчивость позы изготовки (%) 3,7 4,25 8,03 4,25 8,05 4,25 15,5 4,25 15,1 4,25

Тип изготовки 0,04 4,25 0,6 4,25 0,13 4,25 0,03 4,25 0,2 4,25

Примечание. Условные обозначения те же, что в табл. 2.

20

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Скорук Е. А., Бабушкин Г. Д. Факторы, влияющие на результативность стрельбы из пистолета

Таблица 4. Влияние составляющих специальной физической подготовленности на соревновательную

деятельность спортсменов-стрелков (по Фишеру)

Показатели Соревнование

1 2 3 4 5

F расч. F крит. F расч. F крит F расч. F крит. F расч. F крит. F расч. F крит.

Силовая выносливость мышц спины 0,57 4,25 0,31 4,25 1,02 4,25 0,76 4,25 1,02 4,25

Статическая выносливость мышц спины и брюшного пресса 14,7 4,25 11,3 4,25 17,4 4,25 18,2 4,25 10,3 4,25

Специальная статическая выносливость 7,8 4,25 12,2 4,25 11,7 4,25 18,2 4,25 13,4 4,25

Статическая координация 7,17 4,25 6,8 4,25 10,9 4,25 12,3 4,25 5,5 4,25

Примечание. Условные обозначения те же, что в табл. 2.

спортсменов-стрелков. Составляющие психологической, технико-тактической и специальной физической подготовленности оказывают достоверное влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов-стрелков из пистолета.

Таким образом, методика подготовки спортсменов-стрелков на этапе начальной специализации должна интегрировать все исследуемые стороны подготовки, включать методы и методики, направленные на формирование качеств, оказывающих достоверное влияние на повышение результативности соревновательной деятельности.

В исследовании выявлены качества, оказывающие наибольшее влияние на результативность соревновательной деятельности: мыслительная деятельность спортсменов, потребность в достижении, эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции, самообладание и выдержка, сила характера, устойчивость внимания, статическая выносливость мышц спины, специальная статическая выносливость, статическая координация и устойчивость оружия. 1

1 Полякова Т. Д., Ковалева О. Е. Психофизиологический подход к организации действий стрелка // Информационноаналитический бюллетень по актуальным проблемам физиче-

ской культуры и спорта. 2010. № 9. С. 24-44 ; Полякова Т. Д., Юрчик Н. А. Технологические основы подхода к деятельности стрелка // Там же. С. 9-23.

2 Вайнштейн Л. М. Путь на олимп. М., 2005. 362 с.

3 Салихова Р.Н. Психофизиологический анализ состояния стрелка в период прицеливания : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 26 с.

4 Филин В. П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М., 1985. 255 с.

5 Макляк А. Н. Применение электронного тренажера «Скатт» в технической подготовке юных стрелков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 5. С. 68-71.

6 Мейтин А. С., Саблин В. Н. Методика оценки уровня технической готовности юных стрелков // Детский тренер. 2008. № 1. С. 55-60 ; Кривцов А. С. Первичный отбор в группы начальной подготовки СДЮСШОР по пулевой стрельбе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2009. 26 с.

7 Бабушкин Г. Д., Диких К. В. Характеристика мыслительной деятельности спортсмена перед соревнованием и ее диагностика // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. Чебоксары, 2013. С. 7-11 ; Бабушкин Г. Д., Яковлев Б. П. Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики ее переносимости спортсменом // Омский научный вестник. 2013. № 5. С. 178-182.

8 Бабушкин Г. Д., Диких К. В. Указ. соч. С. 7-11.

9 Макляк А. Н. Указ. соч. С. 68-71.

10 Кривцов А. С. Указ. соч.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.