Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущие учителя / позитивная психология / концепция «Я» / психологические проблемы / future teachers / positive mood / I concept / psychological problems

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жолдошбаев Д. А., Аттокурова А. Ж.

Статья посвящена анализу научной литературы по изучаемой проблеме, позитивной психологии и социально-психологическим проблемам формирования позитивного настроения в профессиональной деятельности. Цели исследования: определение факторов, влияющих на позитивное мышление у будущих учителей и анализ психологических проблем. Проведен анализ высказываний ученых психологов о позитивном мышлении и психологических проблем как напряженность, безысходность, недостаточная самооценка, конфликтность на работе, самобичевание, болезнетворная эмоция, неудовлетворительное состояние здоровья, неудовлетворенность собой являющимися субъектом образования, наличие постоянных негативных мыслей, отсутствие оптимизма. Основой позитивного мышления будущего педагога является умение оценивать негатив через призму оптимизма и конструктивности. Развитие позитивного мышления будущего педагога в период обучения в высшем учебном заведении зависит от динамики определенных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE POSITIVE THINKING OF THE FUTURE TEACHER

The article is devoted to the analysis of scientific literature on the problem under study, positive psychology and socio-psychological problems of the formation of a positive mood in professional activity. Research objectives: to determine factors influencing positive thinking among future teachers and to analyze psychological problems. Research materials and methods: analysis of statements by scientist psychologists about positive thinking and psychological problems such as tension, hopelessness, lack of self-esteem, conflict at work, self-flagellation, painful emotions, poor health, dissatisfaction with oneself as a subject of education, the presence of constant negative thoughts, lack of optimism. Research results: the basis for positive thinking of a future teacher is the ability to evaluate negativity through the prism of optimism and constructiveness. Conclusions: the development of positive thinking of a future teacher during the period of study at a higher educational institution depends on the dynamics of certain characteristics.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №2. 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/99

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 159.992.6 https://doi.org/10.33619/2414-2948/99/52

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

©Жолдошбаев Д. А., ORCID: 0000-0003-2821-6885, SPIN-код: 4479-8520, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Аттокурова А. Ж., канд. пед. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]

FACTORS INFLUENCING THE POSITIVE THINKING OF THE FUTURE TEACHER

©Zholdoshbaev D., ORCID: 0000-0003-2821-6885, SPIN-code: 4479-8520, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Attokurova A., Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена анализу научной литературы по изучаемой проблеме, позитивной психологии и социально-психологическим проблемам формирования позитивного настроения в профессиональной деятельности. Цели исследования: определение факторов, влияющих на позитивное мышление у будущих учителей и анализ психологических проблем. Проведен анализ высказываний ученых психологов о позитивном мышлении и психологических проблем как напряженность, безысходность, недостаточная самооценка, конфликтность на работе, самобичевание, болезнетворная эмоция, неудовлетворительное состояние здоровья, неудовлетворенность собой являющимися субъектом образования, наличие постоянных негативных мыслей, отсутствие оптимизма. Основой позитивного мышления будущего педагога является умение оценивать негатив через призму оптимизма и конструктивности. Развитие позитивного мышления будущего педагога в период обучения в высшем учебном заведении зависит от динамики определенных характеристик.

Abstract. The article is devoted to the analysis of scientific literature on the problem under study, positive psychology and socio-psychological problems of the formation of a positive mood in professional activity. Research objectives: to determine factors influencing positive thinking among future teachers and to analyze psychological problems. Research materials and methods: analysis of statements by scientist psychologists about positive thinking and psychological problems such as tension, hopelessness, lack of self-esteem, conflict at work, self-flagellation, painful emotions, poor health, dissatisfaction with oneself as a subject of education, the presence of constant negative thoughts, lack of optimism. Research results: the basis for positive thinking of a future teacher is the ability to evaluate negativity through the prism of optimism and constructiveness. Conclusions: the development of positive thinking of a future teacher during the period of study at a higher educational institution depends on the dynamics of certain characteristics.

Ключевые слова: будущие учителя, позитивная психология, концепция «Я», психологические проблемы.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №2. 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/99

Keywords: future teachers, positive mood, I concept, psychological problems.

В настоящее время во всех образовательных учреждениях особое внимание уделяется развитию позитивного мышления, механизмам конкурентоспособной подготовки кадров, разработке технологий профессионального успеха, развитию их применения в образовательном процессе во всех образовательных учреждениях. Всемирная декларация ООН «Высшее образование XXI века» и программные документы ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» [1] подчеркивают важность эффективного установления качества образования в высших учебных заведениях во всем мире, уделяя внимание уникальные творческие подходы к его реализации и организации этого процесса. Развитие позитивного мышления у будущих педагогов через совершенствование образования, позитивное мышление и формирование активности позитивных отношений в искреннем общении в образовании остается сегодня одной из актуальных задач. Анализ научной литературы по изучаемой проблеме показывает, что позитивное мышление наряду с изучением важных социально-психологических явлений связано с различными понятиями, такими как мотивация успеха, устойчивость, позитивный настрой, самоэффективность, рефлексивность, автономия, активность и факторы. на нее влияют: стресс, разочарование, недостаточная самооценка, конфликтность на работе, самообвинение, патогенная эмоция, неудовлетворительное состояние здоровья, неудовлетворенность собой как субъектом образования, наличие постоянных негативных мыслей, отсутствие оптимизма.

В связи с этим уместно более подробно рассмотреть опыт ученых в этой области, чтобы изучить важные особенности позитивного мышления будущего педагога. Таким образом. По мнению М. Н. Цехмистренко, позитивное мышление связано с соответствующей социальной установкой, терпимостью к разочарованию, и изучать его рекомендуется через врожденные индивидуально-психические особенности и личностные структуры человека [2]. Кроме того, автор изучает эмоциональные состояния и подчеркивает, что у каждого человека существует определенный пороговый уровень стресса, и его превышение приводит к изменениям психического состояния и поведения. Этот уровень можно назвать толерантностью к фрустрации. Его определяют как способность человека противостоять разочарованию, не теряя при этом своей психобиологической адаптации.

Исследуя влияние положительного и отрицательного мышления в повседневной жизни на психику людей и их настроение, Д. А. Жолдошбаев обнаружил, что стихии природы и членов общества вступают в различные формы успеха, различные характеристики отношений, и периодическое «временное» изменение морали обращения с ними. Помимо естественных условий, возникновение тех или иных недостатков и перебоев вызывает дефекты, в результате которых нарушаются активность психических переживаний, отсутствие положительного настроения, дисциплина, целенаправленность. Обычно вследствие изменения объективных (естественных) и субъективных (личностных) условий возникает приоритет положительных (позитивных) или отрицательных (негативных) психологических состояний, событий, черт, переживаний, а также активность высшей нервной системы, осуществляющей функция материальной базы, ритмичность ЦНС, снижает трудоспособность. В результате этого начинают нарушаться привычные усилия, действия, нравственность при осуществлении деятельности, поведении и поведении, приводит чрезвычайная нервозность, отсутствие приподнятого настроения, умственная отсталость, отклонение от закона, преобладание неприятных переживаний. По этой же

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru

Т. 10. №2. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/99

причине успешность деятельности, поведения и поведения может быть подвергнута сомнению, поскольку утрачивается доминирование качеств продуктивности, устойчивости, целенаправленности, в результате чего периодически продолжают царить нереализованные благие намерения, такие же высокие эмоции, как мечта [3].

Е. Н. Борисова рассматривает позитивное мышление как меру профилактики эмоциональной лени в рамках изучения процесса взаимодействия в системе учитель-ученик. Автор выделяет два типа мыслей и соотносит их со своими способностями и возможностями. Не называя соответствующие типы мышления, автор подчеркивает, что один тип развития обеспечивает положительные ожидания от себя и других, отмечается другой тип, то есть детерминированный негативизмом, разочарованием и депрессией. В результате диагностических исследований ученые выявляют связь первого типа мыслей с интеллектуальными способностями и учебными достижениями. Кроме того, по мнению исследователя, позитивные мысли связаны с личным опытом студента и описывают особенности организации психологического пространства, в котором создается когнитивный образ событий. Именно на основе этих принципов у человека вырабатывается стратегия преодоления ситуаций, носящая определенный стиль, основанный на мотивации достижения успеха, позитивном отношении к себе, общении, рефлексивности [4].

По мнению Т. Г. Гурулевой, позитивное мышление формируется благодаря уверенности в собственных силах, а также адекватной самооценке, что положительно влияет на физическое здоровье человека. Представления, основанные на самоэффективности, распространяются на различные сферы деятельности. Положительные результаты, достигнутые человеком, определяются не только его способностями, но и его восприятием их. Люди с таким складом ума обычно обладают прекрасной способностью решать задачи, имеют хорошее физическое и психическое состояние. При этом различное восприятие своих способностей определяет как положительные, так и отрицательные ожидания. Автор определяет автономию как специфическую составляющую самоопределения и независимости, устойчивость к социальному давлению, самостоятельность мышления и поведения, самооценку, основанную на личностных стандартах, а также способность регулировать собственное поведение. Ответственный, заботится о своем здоровье, может контролировать свои эмоции и действия, может помочь себе — автономен, независим и оптимистичен. Автономия — это положительная свобода саморазвития, гарантия независимого и свободного выбора, принятия человеком ответственности за свои действия [5].

И. П. Андрейчук предлагает уникальную модель специалиста в области прикладной психологии, эмпирические исследования, проведенные автором, показывают, что Я-концепция большинства обучающихся характеризуется противоречивостью, которая проявляется чувством собственного достоинства, личностной тревожностью, унижение и безнадежность. При этом перспективы личностного роста и, в частности, гармонизация Я-концепции личности будущих специалистов связаны с практическим применением принципов личностно-ориентированного образования. Реализация этого процесса основана на развитии личностного самоопределения, а также рефлексивных процессов, влияющих на позитивное мышление (самоанализ, самосознание, самооценка и саморазвитие на основе этого), субъектное поведение будущего. педагога должна быть основана на активации [6].

Т. В. Якименко, позитивное мышление напрямую связано с процессом адаптации студента к жизни, самооценкой, адекватной самооценкой, отсутствием переживания хронического стыда, стабильной ценностно-смысловой сферой, наличием осмысленных

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru

Т. 10. №2. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/99

жизненных направлений, позитивными переживаниями прошлого, настоящего и будущего., восприятие себя как социального объекта, отсутствие развития идентификации по негативному сценарию, то есть автор характеризует человека как человека, способного реально оценивать гармоничные и жизненные ситуации, достоверно оценивающего собственное поведение в случаях успеха и неудачи. Учитывая амбивалентность, обучающийся может одновременно испытывать надежду и отчаяние, оптимизм и пессимизм, а это означает, что данный психологический феномен фактически представляет собой двумерную единицу действительности и потенциальности [7].

0. Э. Дергачева связывает концепцию личностной автономии с выявлением позитивного образа мышления и подчеркивает, что этот психический феномен связан с психическим здоровьем и личностным ростом. Следовательно, психически здоровый человек обладает способностью самостоятельно определять и контролировать события своей жизни. По мнению исследователя, личностная автономия может быть характеристикой счастливого, всесторонне развитого, личностно зрелого человека, поскольку связана с высоким уровнем самоинтеграции, открытостью опыту, иным отношением к событиям и собственному поведению. Уверенность в себе характеризуется открытостью в межличностных отношениях. Демонстрация своих чувств и мыслей в конкретной социальной ситуации может иметь эффект преодоления страха, поскольку, возникнув, он усиливается и становится доминирующей эмоцией. Поэтому разумность мыслей влияет на твердость и уверенность действий [8].

В заключение следует отметить, что рассмотрение точек зрения различных ученых позволяет подчеркнуть, что развитие позитивного мышления будущего педагога в период обучения в высшем учебном заведении зависит от динамики определенных характеристик. Мы стремимся устранить факторы, влияющие на позитивное отношение: дискреционный самоконтроль, мотивация достижения, автономия, адекватная самооценка, устойчивость, принятие других, низкая агрессивность, социально-психологическая адаптация, коммуникабельность, толерантность к фрустрации, позитивное отношение, рефлексивность, мы разделили позицию исследователей, которые выделяют наиболее рациональные черты, такие как уверенность в себе, самостоятельность. В целом, основой позитивного мышления будущего педагога является умение оценивать негатив через призму оптимизма и конструктивности. В связи с этим основной задачей изучаемого явления является способность обучающегося находить положительную составляющую практически в любой проблеме. Эти обстоятельства позволяют рассматривать структуру позитивного мышления будущего педагога как целостную иерархическую подчиненную систему.

Список литературы:

1. Усик Е. В. Эволюция подходов определения «Качество образования» в рамках формирования единого образовательного пространства // Вестник университета. 2012. №141. С. 26-31. EDN: PLQDXV

2. Цехмистренко М. Н. Позитивное мышление педагога // Директор школы. 2020. №5. С. 106-111. EDN: KPVFSX

3. Жолдошбаев Д. А. Психология. Бишкек, 2020. 510 с.

4. Борисова Е. Н. Учитель и ученик: позитивное мышление как профилактика эмоционального выгорания // Высшее образование сегодня. 2019. №9. С. 45-49. EDN: BVSGYL. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.09.R45

5. Гурулева Т. Г. Компонентная структура позитивного мышления // Профильная школа.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №2. 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/99

М.: Инфра-М, 2003. С. 43-48.

6. Егорова М. А. Модель профессиональной подготовки специалиста-психолога для системы образования // Психологическая наука и образование. 2003. Т. 8. №4. С. 89-96. EDN: WMDCHX.

7. Якименко Т. В. Взаимосвязь адаптации и позитивного мышления в профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Молодые исследователи-регионам. 2019. С. 364-365. EDN: HXCSVV

8. Дергачева О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005. 20 с.

References:

1. Usik, E. V. (2012). Evolyutsiya podkhodov opredeleniya "Kachestvo obrazovaniya" v ramkakh formirovaniya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva. Vestnik universiteta, (14-1), 26-31. (in Russian).

2. Tsekhmistrenko, M. N. (2020). Pozitivnoe myshlenie pedagoga. Direktor shkoly, (5), 106111. (in Russian).

3. Zholdoshbaev, D. A. (2020). Psikhologiya. Bishkek. (in Russian).

4. Borisova, E. N. (2019). Uchitel' i uchenik: pozitivnoe myshlenie kak profilaktika emotsional'nogo vygoraniya. Vysshee obrazovanie segodnya, (9), 45-49. (in Russian). https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.09.R45

5. Guruleva, T. G. (2003). Komponentnaya struktura pozitivnogo myshleniya. In Profil'naya shkola, Moscow, 43-48. (in Russian).

6. Egorova, M. A. (2003). Model' professional'noi podgotovki spetsialista-psikhologa dlya sistemy obrazovaniya. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 8(4), 89-96. (in Russian).

7. Yakimenko, T. V. (2019). Vzaimosvyaz' adaptatsii i pozitivnogo myshleniya v professional'noi deyatel'nosti kursantov obrazovatel'nykh organizatsii FSIN Rossii. In Molodye issledovateli-regionam (pp. 364-365). (in Russian).

8. Dergacheva O. E. (2005). Lichnostnaya avtonomiya kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya: avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 05.01.2024 г. 17.01.2024 г.

Ссылка для цитирования:

Жолдошбаев Д. А., Аттокурова А. Ж. Факторы, влияющие на позитивное мышление будущего педагога // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №2. С. 492-496. https://doi.org/10.33619/2414-2948/99/52

Cite as (APA):

Zholdoshbaev, D., & Attokurova, A. (2024). Factors Influencing the Positive Thinking of the Future Teacher. Bulletin of Science and Practice, 10(2), 492-496. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/99/52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.