ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
Е.В. Шлыгина
На примере города Брянска в статье рассматриваются факторы, влияющие на поступление налога на доходы физических лиц в муниципальный бюджет. В ней наглядно изображена доля этого налога в структуре доходов бюджета городского округа в 2008 -2010 годах. В статье проведен анализ таких факторов, оказывающих воздействие на поступления НДФЛ в бюджет областного центра, как: численность трудоспособного населения, экономическая ситуация на крупнейших предприятиях города, уровень средней заработной платы, нормативы отчислений в бюджет города Брянска от федеральных, региональных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством по налогам и сборам в областной бюджет. Особое внимание уделено риску, связанному с заменой дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений в бюджет города Брянска от НДФЛ. На основе проведенного анализа факторов автор отмечает, что в ближайшие годы снижения поступлений по НДФЛ в региональный бюджет и бюджет города Брянска не произойдет.
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, доходы, бюджет, риски, дотации.
В большинстве развитых стран самой крупной статьей доходов государственного бюджета является подоходный налог с населения. Наибольшую долю в общей сумме налоговых поступлений этот налог составляет в Дании - более 50%, в других странах данный показатель колеблется в пределах 25-35% [11]. В нашей стране доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в структуре общих налоговых поступлениях консолидированного бюджета РФ значительно меньше и составляет около 20%. Вместе с тем поступления по данному налогу являются одними из основных доходных источников региональных и местных бюджетов.
Всем известно, что налог на доходы физических лиц - это федеральный налог, который обязателен к уплате на всей территории страны по единым ставкам. Он носит ярко выраженный социальный характер, зависит от реальных доходов граждан и обеспечивает определенную стабильность поступлений в региональный и местный бюджеты.
В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Это означает, что суммы налога поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых налоговый агент состоит на учете в налоговом органе [12].
Экономическая сущность налога на доходы физических лиц раскрывается в его основных функциях -регулирующей и распределительной. Средства налога сначала концентрируются в бюджете, затем перераспределяются на выполнение расходных бюджетных обязательств, направленных на решение социальных вопросов, развитие социальной и инженерной инфраструктуры, финансирование целевых программ и национальных проектов.
Рассмотрим динамику поступлений НДФЛ в бюджет городского округа «город Брянск» и факторы, влияющие на его величину. Удельный вес налога на доходы физических лиц в структуре доходов бюджета города Брянска представлен на рисунке 1.
2008 2009 2010
Годы
□ Налоговые и неналоговые поступления ОНДОЛ
Рис.1 - Удельный вес НДФЛ в структуре доходов за 2008 - 2010 годы Из представленных данных на рисунке 1 видно, что в 2008 году поступления НДФЛ составляют 49,1% от общей величины налоговых и неналоговых платежей, в 2010 году - 38,8%, что на 4% меньше, чем в 2009 году. Следует отметить, что в анализируемом периоде законами Брянской области об областном бюджете на
2009 и 2010 годы установлены дополнительные нормативы отчислений по налогу на доходы с физических лиц взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Их размер на каждый год составляет 1%.
Законом Брянской области от 10.10.2006 года № 80-3 «Об установлении нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от отдельных федеральных и региональных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством о налогах и сборах в областной бюджет» на 2008 год определен дополнительно норматив отчислений в размере 12%. Кроме того, согласно статье 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет городского округа подлежит зачислению НДФЛ - 30%.
Таким образом, в рассматриваемом периоде прослеживается изменение размеров дополнительных нормативов отчислений по НДФЛ для зачисления в бюджет городского округа «город Брянск» в сторону уменьшения, что, безусловно, является отрицательным фактором, влияющим на поступления НДФЛ в бюджет города. Воздействие органов местного самоуправления в сфере установления, отмены или корректировки нормативов отчислений от федеральных, региональных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, ограничены.
В последние годы особую актуальность приобрели риски, связанные с заменой дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений в бюджеты городских округов от НДФЛ. Действующим бюджетным законодательством определено, что потери местного бюджета в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ в объеме, ниже расчетной дотации, компенсации не подлежат. За 2009 год размер потерь бюджета города Брянска составил 17,4 млн.руб. В
2010 году получено средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ сверх объема расчетной дотации в сумме 6,5 млн.руб. Этот размер не покрыл потери 2009 года.
Существенное влияние на размер НДФЛ оказывают и демографические риски. Динамика поступлений по НДФЛ зависит от количества трудоспособного населения в городе Брянске. Эти данные представлены на рисунке 2.
— 64,6 64,4 63,7
Моложе Старше
трудоспособного трудоспособного
возраста возраста
□2008 год П2009 год 02010 год
Рис. 2 - Структура населения городского округа «город Брянск» за 2008 - 2010 годы По данным рисунка 2 в городском округе «город Брянск» в 2008 году находилось 64,6% трудоспособного населения, в 2009 году - 64,4%, а в 2010 году - 63,7%. Эти цифры свидетельствуют, что численность трудоспособного населения плавно сокращается. Несколько оптимистичнее показатель о численности населения моложе трудоспособного возраста: в 2008 году - 14,5%, в 2009 году - 14,4% , в 2010 году - 14,6%. Приведенная статистика показывает, что удельный вес численности населения моложе трудоспособного возраста 2010 года выше на 0,2% уровня 2009 года и на 0,1% - 2008 года, а в абсолютном значении эта категория увеличилась на 362 человека по отношению к 2009 году. В то же время данные рисунка 2 свидетельствуют, что доля населения старше трудоспособного возраста увеличивается, а доля населения трудоспособного возраста уменьшается. Следовательно, в бюджете городского округа «город Брянск» стабильного роста поступлений НДФЛ в ближайшее время не произойдет.
Помимо этого, следует отметить зависимость НДФЛ от реорганизационных рисков. Они существенны с точки зрения влияния на поступления НДФЛ не только в бюджет городского округа, но и в областной бюджет. Эти риски связаны с компаниями, являющимися крупнейшими плательщиками НДФЛ. Так, например, ОАО «Брянский машиностроительный завод», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Брянский сталелитейный завод» относятся к градообразующим предприятиям. В случае банкротства, ликвидации предприятий, снижения объемов производства, сокращения работников местный бюджет становится заложником ситуации и рискует лишиться части своих доходов. К этой группе рисков можно отнести и перерегистрацию компаний (юридических лиц) по налоговому учету в других регионах.
Кроме того, необходимо отметить, что в 2009 году влияние мирового финансового кризиса негативно сказалось на поступлениях НДФЛ. В суммовом выражении по отношению к 2008 году снижение платежей по данному налогу составило 133,3 млн. руб.
Большое влияние на поступления в бюджет НДФЛ оказывает уровень средней заработной платы на одного
работающего, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Средняя заработная плата на одного занятого по статистическим данным за 2008 - 2010 годы представлена на рисунке 3.
2008 год 2009 год 2010 год
Рис. 3 - Средняя заработная плата на одного занятого в городе Брянске
Данные, представленные на рисунке 3, демонстрируют ежегодный рост средней заработной платы на одного работающего в городе Брянске, что обеспечивает позитивную динамику поступлений НДФЛ.
В области государственного регулирования оплаты труда одним из инструментов является установление федеральным законодательством минимального размера оплаты труда (МРОТ), положительно сказывающегося на величине НДФЛ.
На современном этапе региональным властям с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в виде региональных соглашений предоставлено право самостоятельно устанавливать на своей территории МРОТ более высокий, чем определенный федеральным законом [11]. Однако в Брянской области эта норма не реализуется, а применяется МРОТ, утвержденный федеральным законодательством.
Еще одним инструментом государственного регулирования оплаты труда является требование статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающее индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Эти две законодательные нормы являются в равных экономических условиях стабильными и гарантирующими факторами роста фонда оплаты труда и поступлений НДФЛ.
Одной из серьезных проблем обеспечения поступлений в бюджет НДФЛ является уклонение от налогообложения. По разным оценкам около 30 - 40 % от декларируемых доходов граждан составляет скрытая форма оплаты труда [11]. Как известно, в целяхлегализации «теневых» доходов государством были приняты определенные шаги: введена единая ставка по НДФЛ (13 %), снижена с 35,6 до 26 % базовая ставка единого социального налога. Однако эти меры себя не оправдали.
Обобщая сказанное, можно предположить, что в ближайший период размер средней заработной платы в городе Брянске будет повышаться под влиянием следующих факторов:
• роста минимального размера оплаты труда;
• проведения индексации заработной платы на уровень инфляции потребительских цен на товары и
услуги;
• роста заработной платы в бюджетном секторе;
• реализации антикризисных мер в сфере занятости населения;
• увеличения масштабов занятости трудоспособного населения за счет увеличения объемов производства в связи с выходом из экономического кризиса.
На основании анализа факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет, можно сделать следующие выводы:
- основным доходным источником бюджета городского округа «город Брянск» является НДФЛ, который напрямую зависит от размера заработной платы работников предприятий, организаций, учреждений, расположенных натерритории города;
- численность трудоспособного населения, экономическая ситуация на крупнейших предприятиях города, уровень средней заработной платы, нормативы отчислений в бюджет города Брянска от федеральных, региональных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с законодательством по налогам и сборам зачислению в областной бюджет, -основные факторы, влияющие на поступления НДФЛ.
В ближайшие годы снижения поступлений НДФЛ в региональный бюджет и бюджет городского округа «город Брянск» не произойдет.
The article concerns the factors, influencing on individual income tax entering into municipal budget, taking Bryansk city as an
example. The article graphically demonstrates a quota of this tax in the structure of region budget revenues in 2008-2010. There was conducted the analysis of such factors, that influence on individual income tax entering into the regional center budget, as: a number of able-bodied citizens, economic situation in the largest city enterprises, a level of average wage, standards of assignments to Bryansk city budget from federal, regional taxes and the taxes, that are covered by special tax regimes and passed in the regional budget, according with taxes and charges legislation. The author of the article puts emphasis upon the risk, connecting with dotations substitution for fiscal capacity equalization with additional assignments standards into Bryansk city budget from individual income tax. Basing on the factors analysis the author remarks that revenues from individual income tax into the regional and Bryansk city budget won't decrease next years.
The key words: individual income tax, revenues, budget, risks, dotations.
Списоклитературы
1.Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ // СПС «Консультант
Плюс»
2.Налоговый кодекс РФ: Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // СПС «Консультант
Плюс»
3.Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ // СПС «Консультант
Плюс»
4. О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
5.06 установлении нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от отдельных федеральных и региональных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством о налогах и сборах в областной бюджет: Закон Брянской области от 10 октября 2006 года № 80-3 // СПС «Консультант Плюс»
6.06 областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Закон Брянской области от 01.12.2008года № 106-3 // СПС «Консультант Плюс»
7.06 областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Закон Брянской области от 10.12.2009 года № 110-3 // СПС «Консультант Плюс»
8.Динамика поступления доходов в бюджет города Брянска // www.admin.bryansk.ru [от 12.04.2011
года]
9.Сайт финансового управления администрации Брянской области: www.fin.brl.ru
10.Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области: http://bryansk.gks.ru
11.Бадмаев С.Х. Налог на доходы физических лиц в формировании доходов регионального бюджета // Налоговая политика и практика. 2008 № 5. С.14
12.Колодин Д.М., Попков С.Ю. Проблемы перехода на зачисление НДФЛ по месту жительства налогоплательщика // Налоговая политика и практика. 2008.№ 8. С.11
Об авторе
Шлыгина Е.В. (Горюцкая) - аспирантка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, главный бухгалтер Ассоциации «Совет муниципальных образований Брянской области».