ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ
Автор: ВОРОНИНА М.Д.
ВОРОНИНА Мария Дмитриевна - магистрант кафедры рекламы и связей с общественностью Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов; e-mai: [email protected]
Адрес: 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая д.6.
Аннотация: Современные реалии глобального мира порождают потребность в определенных обобщенных и обновленных представлениях о сути процессов, происходящих в мире, в частности, о влиянии глобализации на национально-культурную идентичность, т.к. происходит активное взаимодействие между различными культурами и нациями, и происходит заимствование их составных элементов друг между другом.
Национально-культурная идентичность имеет большое влияние на государственные, социальные и психологические процессы человека. В данной статье определяются основные факторы, влияющие на формирование идентичности, а также изучается опыт других стран в данной области.
Национально-культурная идентичность является результатом сложного процесса, включающего большое количество этапов, она очевидна только при столкновении представителей двух разных идентичностей, важнейшей частью процесса общения которых является обмен ее элементами.
В работе описаны основные средства массовой коммуникации и коммуникационные механизмы, формирующие национально-культурную идентичность.
Ключевые слова: национально-культурная идентичность, формирование идентичности, элементы национально-культурной идентичности, массовые коммуникации, сохранение идентичности, средства коммуникации
Национально-культурная идентичность: актуальность изучения, основные характеристики, элементы структуры
Проблема национально-культурной идентичности является важной для любого государства. Она представляет для каждого народа часть истории, культуры, определенных традиций. Потеря осознания гражданином себя как части своего народа представляет большую угрозу, которая при самых негативных сценариях может привести к потере государственного суверенитета. Национально-культурная идентичность дает обществу импульс к объединению и оказывает влияние на различные процессы внутри государства.
Актуальность работы связана в первую очередь с важностью влияния такого фактора как глобализация. Современные реалии порождают потребность в определенных обобщенных и обновленных представлениях о сути процессов, происходящих в мире, в частности, о их влиянии на национально-культурную идентичность, т.к. происходит активное взаимодействие между различными культурами, заимствование их составных элементов друг другом [1].
Актуальность изучения вопроса национально-культурной идентичности также объясняется многочисленными глобальными проблемами современного мира, например, рост напряженности в межнациональных отношениях и распространения терроризма, которые связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей [2].
Данную тему изучали такие исследователи, как В.Х. Акаев, К.С. Гаджиев, Л.В. Русских, Л.А. Софронова, В.А. Тишкова, Э. Эриксон; исследователи области психологии: Е.А. Аркин, К.С. Гаджиев, С.Н. Гессен; социологи: З.Е. Бауман, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, И.В. Лескова, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, В.А. Тишков; исследователи в области философии: Л.А. Микещина, В.В. Миронов, О.Р. Сигнаевска, О.А. Скорытина; исследователи области культурологи: Н.А. Бердяев, Н.В. Долгих. Каждый из них видит проблему со своей исследовательской позиции. В данной работе проблема будет изучена со стороны факторов, способных влиять на процесс формирования национально -культурной идентичности.
Национально-культурная идентичность не является врожденной, а приобретается человеком в процессе развития, она может изменяться, главным образом, при взаимодействии с другими культурами, это важный элемент миропонимания у человека, и большое влияние на ее формирование имеет место жительства, окружение и культура семьи. Она
На сегодняшний день национально-культурная идентичность России является практически утраченной и требует работы по восстановлению [3].
На основе существующих исследований данной темы, были выделены основные элементы национально-культурной идентичности. Это язык, образ жизни, элементы культуры определенного этноса, религия, государственная символика, литература, искусство, архитектура, традиции, музыка, одежда, политика, нормы, ценности, манеры, ритуалы и обычаи.
Для того чтобы точно понимать структуру национальной идентичности, определенной группы людей, нужно понимать организацию общества, образ жизни, идеологию и социальную психологию. Но, несмотря на это, каждая культура имеет набор стандартных элементов, которые складывались на протяжении исторического и духовного развития человека.
Воспитание, образование и национальный язык, как основа национально-культурной идентичности
Активную деятельность по сохранению национальной культуры и по её передаче последующим поколениям совершает воспитание детей и система образования. Они обеспечивают сохранение языка нации, её традиций, выполняют функцию формирования национального самосознания, культурной идентификации новых поколений.
Помимо образования и воспитания, национально-культурная идентичность формируется или поддерживается у человека уже в зрелом возрасте по средствам массовой коммуникации, например, средствам массовой информации (СМИ), при просмотре фильмов, чтении литературы, праздновании праздников и т.д. В решении вопроса формирования национально-культурной идентичности решающую роль играет государство, которое в состоянии регулировать потоки поступающей информации.
Одной из важных задач для общенациональных государственных каналов массовой коммуникации является поддержание чувства принадлежности граждан страны к единой общероссийской общности. Велика роль государственных органов в вопросе правового регулирования сферы данных коммуникаций. Кроме того, важен контроль структур вещания, которые способствуют формированию и укреплению национально-культурной идентичности России [4].
Следует выделить основные средства массовой коммуникации, используемые государством при формировании национально-культурной идентичности: интернет-СМИ, телевидение, пресса и радио. Поддержание единого правящего курса и пропагандированное единой национальной идеи способны оказать положительное влияние в духе патриотического воспитания народа, т.к. на данном этапе развития ведется активная экспансия западных норм и ценностей [5].
В разных странах СМИ имеют разную роль. Для США, например, характерна частная собственность и низкий уровень госконтроля, а Россия занимает 181 место в рейтинге стран мира по уровню свободы средств массовой информации [6]. Это говорит о том, что государство имеет большое влияние на потоки новостей, получаемых жителями государства, и имеет возможность формировать и поддерживать у граждан национально-культурную идентичность. Телевидение остается главным источником новостей.
Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды формируют единую национальную идею, которая является тем курсом, за которым следует народ, поэтому страна, в которой есть такая идея, будет иметь единую национально-культурную идентичность.
Первое, на что обращается внимание при знакомстве с человеком, это то, на каком языке он разговаривает. В настоящее время под воздействием процесса глобализации происходит трансформация языков общения. Так,
например, английский язык считается общепризнанным фактическим языком глобализации не только в Европе, но и во всем мире. В России на улицах можно встретить вывески на этом языке, а в разговоре услышать множество заимствованных слов. Это разрушает русский язык, а также отражается на национально-культурной идентичности народа нашей страны [7].
В Китае ситуация отличается, там не все жители государства владеют несколькими языками, латинские аббревиатуры не имеют для них такого значения, как иероглифы, поэтому, например, иностранные производители при продвижении товаров на рынок данной страны вынуждены создавать аналоги логотипов на китайском языке. Иероглифические названия брендов лучше запоминаются народом, а его визуальный образ вызывает у них больше доверия. напитка Coca-Cola (Kekoukele), иероглифы, помимо фонетического сходства, несут в себе положительный смысл - "весело и вкусно". Под этим девизом бренд успешно вошел на китайский рынок. А в автомобильной индустрии китайские маркетологи оставили похожие по звучанию названия автомобилей и мотоциклов, а также вложили в них определенный смысл: Mercedes-Benz MeisaidesT - benchi (benchi - мчаться стремглав, нестись); Audi (Aodi - движение вперёд, прогресс) [8]. Страна не поддается влиянию глобализации и активно сохраняет свою уникальность в области государственного языка.
Для решения проблемы влияния английского языка в России была разработана федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы, целью которой является «модернизация активного применения, популяризации и продвижения русского языка как основы идентичности народа данной страны, культурного и образовательного единства многонационального государства, активного международного взаимодействия» [9]. Что является примером фактора, влияющего на сохранение национально-культурной идентичности.
Кроме того, сегодня давление английского языка на деловые коммуникации снижается. Так В. Кабачкин говорит, что в Китае «несколькими годами ранее было замечено англоязычное упрощение, а сегодня носители восточных и западных культур наоборот считают важным проявлять межкультурную грамотность (изучение и использование в речевом этикете норм, принятых в культуре делового партнера)» [10]. Это является ярким примером сохранения национально-культурной идентичности не только Китая, но и других стран, жители которых прислушиваются к уникальности культур общения своих соседей и препятствуют трансформации языков.
Активную деятельность по сохранению национальной культуры и по её передаче последующим поколениям совершают воспитание и образование детей. Они обеспечивают сохранение языка нации, её традиций, выполняют функцию формирования национального самосознания, культурной идентификации новых поколений. Так сегодня одной из важных целей воспитания является передача социального опыта, духовной культуры народы и
его национальной ментальности новому поколению, которые предусматривают национальное самосознание.
Процесс воспитания и образования детей в Китае имеет свои особенности и является примером государственного коммуникационного метода формирования национально-культурной идентичности. Подходы к воспитанию в странах Европы и Китая абсолютно разные. На Западе ответственность за ребенка полностью возлагается на родителей и семью, а в Китае - на государство. Детей в этой стране родители имеют возможность отдать под опеку в государственное учреждение уже с 3-х лет. Это доказывает тот факт, что государство имеет возможность оказывать влияние на детей и формировать в их сознании правильную национально-культурную идентичность.
В современном Китае патриотическое образование ориентирует людей глубоко задуматься о таких ценностях как: воссоединение Родины и единение всего народа и укрепление национального единства. Данный факт показывает удачный пример государственного коммуникационного метода формирования национально-культурной идентичности [11]. В России абсолютно противоположный подход к воспитанию, и «китайский» сценарий воспитания к ней не применим.
В России появился недостаток сознательно принимаемых большинством граждан идеалов и правил жизни, отсутствуют принципы социального поведения и выбора единых ориентиров. Именно поэтому, государство ведет разработку концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [12].
Министерства культуры и образования занимаются вопросами формирования национально-культурной идентичности России. Они проводят разработку предложений по формированию основных направлений и принципов государственной политики в этой сфере и региональной политики в области развития культуры и национальной идеи, определяют формы, методы и механизмы их реализации с целью формирования системы ценностных ориентиров у детей и подростков.
В России Министерством образования и науки разработаны, например, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», одним из пунктов которой является патриотическое воспитание, которое является одним из элементов национально-культурной идентичности. В 2010 году был проведен «Год учителя», который имел большое влияние на процессы воспитания и образования, а также на формирования национально-культурногй идентичности в целом, благодаря ряду проведенных программ, направленных на национальную культуру. Данные программы помогают сохранению и формированию национально-культурной идентичности у более молодых граждан страны.
В процессе взросления ребенка окружает огромное множество игрушек, которые, скорее всего не привлекут внимание взрослого человека. Но то, с чем играют дети, имеет очень большое значение для формирования сознания
человека и нуждается в правильном руководстве. Игрушка является элементом любой культуры. Игровые предметы передают от общества к ребенку в свернутой форме основные духовные ориентиры культуры и направление движения общества.
Не существует четкого контроля за процессом воспитания, а также воспитательной составляющей, окружающих ребенка, образов. Сложно контролировать и их психологическое воздействие. В большинстве игрушек можно проследить определенный образ жизни, которые активно навязывается. Например, Барби, включая весь мир где она имеет место быть (причем мир потребительский) - от дома до одежды, - вместе с логотипом, является образом успешной и красивой женщины, которая не имеет определенного возраста. Насыщение всемирного рынка куклами Барби достаточно агрессивно и разрушительно по отношению к ценностям некоторых мировых культур. Например, в Иране государство ведет борьбу с распространением данных кукол, как не отвечающих восточному идеалу красоты, образу жизни и допустимым нормам приличий. Народ этой страны выпустил свою куклу Лейла. Данная кукла имеет концепцию, ориентированную на арабских девочек, принципиально отличающуюся от западного варианта и не имеет определенной конфессиональной принадлежности [13]. Это доказывает тот факт, что современная детская игрушка является транслятором национально-культурной идентичности, а регулирование сферы производства игрушек является задачей государственной важности.
На сегодняшний день в России существует «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года», в ней констатируется, что развитие индустрии детских товаров является приоритетным для Российской Федерации и затрагивает такие сферы деятельности, как культура, образование, здравоохранение, социальная сфера [14].
Сегодня именно государство не только заинтересовано в сохранение идентичности своего народа, но и имеет множество возможностей осуществлять коммуникации, направленные на формирование национально-культурной идентичности.
Средства коммуникации, влияющие на формирование национально-культурной идентичности
Важным средством коммуникации является кинематограф, который занимает большую часть современной культуры и трансформирует национально-культурную идентичность. Сегодня наибольшую популярность во многих странах имеют Голливудские фильмы, которые транслируют американские ценности.
Но в Китае большую популярность имеют отечественные сериалы, основанные на реальных исторических событиях, в которых актеры одеты в национальные одежды и показывают на экране традиционную модель поведения, свойственную этой стране. С. Воропаев заметил, что в любой
телепрограмме большую часть экрана занимают иероглифы, т.е. телевидение использует «западную технологию как будто специально созданную для совершенствования механизма программирования сознания китайцев» [15], для воспроизводства их культурных моделей. Таким образом, телеиндустрия в соответствии с культурной политикой государства направленна на поддержание ценностей китайской культуры. Жители страны не подвергаются влиянию ценностей других стран при просмотре фильмов, а наоборот воспитывают в своем сознании патриотизм и любовь к своей стране, что является важной составляющей при формировании или сохранение уникальной идентичности народа. Данный пример является иллюстрацией идеального государственного коммуникационного метода сохранения национально-культурной идентичности.
В России государство способно влиять на киноиндустрию. Так для привлечения внимания к данной сфере 2016 г. прошел как Год российского кино.
Кроме того, в РФ государство вкладывает деньги в производство художественных фильмов, формирующих или поддерживающих национально-культурную идентичность по средствам Министерства культуры и Фонда кино. Государство в первую очередь готово финансировать картины, затрагивающие важные для страны темы - военную, патриотическую и историческую, а также фильмы для детей и подростков.
Например, при их поддержке были сняты фильмы «А зори здесь тихие», «Батальонъ», «Битва за Севастополь» и т.д., которые ярко транслируют ценности национально-культурной идентичности, свойственной россиянам.
Самыми кассовыми фильмами в период с 2002 по 2015 гг. стали фильмы: «Сталинград», «Елки 3» и «Ирония судьбы: продолжение» [16]. Эти фильмы были сняты при поддержке Фонда кино и Министерства культуры.
В современных российских кинокартинах присутствует достаточно элементов, формирующих национально-культурную идентичность, а именно, национальные костюмы (Сталинград, Ботальонъ и т.д.), праздники (Иронии судьбы:продолжение), традиции, еда и т.д. Данные фильмы отвечают запросу формирования правильной идентичности у зрителя.
Важным способом формирования и поддержания национально-культурной идентичности являются праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями. Именно они позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.
Самыми главными национальными праздниками в Китае являются Новый год и праздник фонарей. Первый является важнейшим в китайском календаре и отмечается во время первого новолуния первого месяца года, между 12 января и 19 февраля. Его также называют праздником весны, чтобы его не путали с Новым годом по западному стилю. Этот праздник принято отмечать его в кругу семьи и друзей, устраивать пышные застолья, дарить подарки, на улицах танцуют традиционный китайский танец льва.
Праздник фонарей отмечают со времен династии Хань, каждый 15-й день нового года. Жители всей страны зажигают бумажные фонарики. По преданию считается, что так они провожают души умерших предков, которые спускались к ним на Землю для празднования Нового года [17]. Все эти праздники являются китайскими традициями, которые способствуют поддержанию национально-культурной идентичности в данной стране.
Вопрос государственных и общенациональных праздников в России является довольно обширным. В стране отмечается множество национальных праздников, дней воинской славы, памятные дни России и т.д. Это все праздники, официально установленные правительством. Но на этом коммуникации в этой сфере не заканчиваются. При наличии возможности, специалист по связям с общественностью способен ввести в страну праздник, который будет отмечаться и в то же время формировать у народа национально-культурную идентичность. Инициатива создания новых праздников, консолидирующих народ, и отмечаемых по всей стране, может исходить не только от государства, но и от других негосударственных структур и личностей. Примером таких праздников в России является: День народного единства (идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.), День славянской письменности (1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении), Новый год (С 1700 года по указу Петра I Новый год в России стали праздновать 1 января), День победы (Установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года) и т.д.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что существует различные факторы, влияющие не формирование и поддержание национально-культурной идентичности. Государство должно использовать их для сплочения населения страны особенно в ситуации глобализации.
Список литературы
1. National Intelligence Council. Global Trends 2025: A Transformed World. Washington, DC: GPO, November 2008.
2. Friedman Th. The Lexus and the Olive Tree. Understanding Globalization. N.Y.; 2000. P. 30.
3. Лапкин В.В., Пантин В.И., Семененко И.С. Идентичность в системе координат мирового развития // ПОЛИС. 2010. №3. С.40-59.
4. Назаров В.В. Средство массовой коммуникации и российское общество на пороге 21-го века: http://www.inspp.ru/index.php?option=com_content&task= view&id=202&Itemid=0.
5. Who Controls the Internet? Illusions of Borderless World / Jack Goldsmith, Tim Wu. New York: Oxford University Press, 2006. 226 p. P. 118-121.
6. Информационно-аналитический портал «Гуманитарные технологии»: http: //gtmarket.ru/ratings/freedom-of-the-press.
7. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. -N.Y., 1996. P. 256. Диссертации по гуманитарным наукам: http://cheloveknauka.com/natsionalno-kultumaya-identichnost-v-usloviyah-globalizatsii-sotsialno-filosofskiy-analiz#ixzz4SeK6S2lc
8. Стернин И. А. Проблемы анализа структуры значения слова. Воронеж: ВГУ, 1979.
9. О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016 - 2020 годы: http: //government.ru/media/files/UdArRuNmg2Hdm3MwRUwmdE9N3ohepzpQ.pdf
10. Кабакчи В.В., Прошина З.Г. В чужой монастырь со своим лингвокультурным уставом: обращение// Личность. Культура. Общество, 2012. Том XIY. Вып. 1 (№69-70). С. 164-173.
11. Васильев, Л.С. История и культура Китая. / Васильев Л.С. М.: Наука, 1974. 477 с.
12. ДанилюкА.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. / Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009
13. Духанина Л. Сообщение-эксперт: Новое поколение русской игрушки // URL: http://soob.ru/n/2002/7-8/practice/29.
14. Официальный сайт АИДТ «Стратегия ИДТ - 2020»: http://www.acgi.ru /strategy_2020/strategy.php.
15. Воропаев Д. С. Китайская грамота как ресурс модернизации//Человек. 2010. № 4. С. 66-82.
16. Киноиндустрия в Российской Федерации в 2000-2015гг. Аналитический обзор. InterMedia: http://www.intermedia.ru/uploads/Kinoind_veb.pdf.
17. Галенович Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. М., 2006.
FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF NATIONAL AND CULTURAL IDENTITY
Author: VORONINA M.
VORONINA Maria - Student of advertising and public relations department of the World economy and business Institute of RUDN University; e-mai: [email protected]
Address: 117198, Russia, Moscow, Miklukho-Maklaya st. 6.
Abstract: Modern realities of the globalizing world rise to the need for specific and updated generalized ideas about the essence of the processes occurring in the world, in particular, on the impact of globalization on cultural identity, since there is active interaction between different cultures and nations, and there is borrowing their components between each other.
National and cultural identity has a great impact on the public, social and psychological processes of man. This article identifies the key factors influencing the formation of identity, and examines the experience of other countries in this field. National and cultural identity is the result of a complex process involving a large number of stages; it is obvious only when confronted representatives of two different identities, the most important part of the process of communication, which is the exchange of its elements. The paper describes the basic means of mass communication and communication mechanisms that shape cultural identity.
Keywords: national and cultural identity, identity formation, the elements of national and cultural identity, mass communication, preservation of identity, means of communication
References
1. National Intelligence Council. Global Trends 2025: A Transformed World. Washington, DC: GPO, November 2008.
2. Friedman Th. The Lexus and the Olive Tree. Understanding Globalization. N.Y.; 2000. P. 30.
3. Who Controls the Internet? Illusions of Borderless World / Jack Goldsmith, Tim Wu. New York: Oxford University Press, 2006. P. 118-121.
4. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. N.Y., 1996. P. 256: http://cheloveknauka.com/natsionalno-kulturnaya-identichnost-v-usloviyah-globalizatsii-sotsialno-filosofskiy-analiz#ixzz4SeK6S2lc