-\
162
Медицинская психология
Д.В. Уклонская, Ю.М. Хорошкова
Факторы успешности речевой реабилитации после операций по удалению опухолей головы и шеи
В статье представлены результаты исследования психологических факторов успешности речевой реабилитации больных, перенесших операции по удалению опухолей головы и шеи. Проанализирована научная литература, посвященная проблемам реабилитации онкологических больных, в частности, речевой реабилитации, и отмечена недостаточная изученность стремления больных к успешному восстановлению речи. Представлены результаты исследования, направленного на выявление психологических особенностей, способствующих успешности речевой реабилитации после операций по удалению опухолей головы и шеи, пациентов.
Ключевые слова: речевая реабилитация, восстановление речевой функции, мотивация, уровень интеллекта, опухоли головы и шеи.
В настоящее время в России наблюдается неуклонный рост числа онкологических заболеваний: в 2015 г. показатель заболеваемости составил 403 человека на 100 тысяч населения, что на 4% превышает уровень 2014 г. и на 22,1% - уровень 2005 г. [11]. Вместе с общим показателем растет и число случаев заболеваемости злокачественными опухолями головы и шеи. Возможности оказания онкологическим больным медицинской помощи расширяются и совершенствуются, но вместе с тем недостаточно внимания уделяется повышению качества реабилитационных мероприятий, что может быть обеспечено только в условиях взаимодействия врачей, социальных работников, логопедов, психологов и других специалистов [9].
Несмотря на обилие медицинской и психологической литературы, Е связанной с изучением онкологических заболеваний, до сих пор недо- о ^ статочно изучены психологические особенности онкобольных. Рас- 5 ° сматривая эту проблему, отечественные авторы отмечают перестройку | 1 системы ценностей, сужение круга интересов больного, отказ от осу- | 2 ществления некоторых жизненных планов, требующих значительных о § усилий и рассчитанных на длительное время [9]. Пациенты, перенес- чю шие операции по удалению опухолей головы и шеи, сталкиваются с еще с одной значительной проблемой. Последствием хирургического лечения данного вида заболеваний становится нарушение речевой коммуникации из-за возникновения анатомо-функциональных дефектов органов, обеспечивающих функции произношения и голосообразования. Таким образом, одним из приоритетных направлений реабилитации таких пациентов становится речевая реабилитация [1].
Расширение возможностей речевой реабилитации позволит улучшить результаты лечения, поскольку большее число больных будут соглашаться на хирургическое лечение, от которого в настоящее время порой отказываются, в связи со страхом перед утратой трудоспособности и нарушением социального функционирования [5]. Психологическое состояние пациентов, перенесших операции по удалению опухолей головы и шеи, и их отношение к своему дефекту (независимо от его тяжести) играют важную роль в успешности последующей реабилитации, в том числе, в восстановлении речевой функции. Современные исследования показывают, что экстремальный стресс, нарушающий адаптацию, прямо и непосредственно не определяется тяжестью физического повреждения - экстремальные события становятся для человека психологическими фактами тогда, когда он относится к ним тем или иным образом в ходе работы личности [6].
Данные отечественных исследований позволяют сделать выводы о том, что речевая реабилитация после операций по удалению опухолей головы и шеи позволяет существенно улучшить качество жизни и социальную адаптацию пациента [3]. Необходимо отметить, что проблема компенсации приобретенного дефекта стоит особняком у взрослых пациентов, имевших длительный опыт нормального использования речи - особенно ярко это выявляется у больных, перенесших удаление гортани. На сегодняшний день в этом случае известны три основных способа восстановления речевой функции: коррекционно-педагогический - постановка эзофагального голоса; протезирование -использование электрического голосового протеза (электрогортани); пластико-хирургический - метод трахеопищеводного шунтирования с протезированием. Зарубежные данные показывают, что пациенты
*
2 Е предпочитают хирургические способы восстановления голоса [16; 19].
1о В нашей стране широко используется обучение эзофагальному голосу, [5 когда в результате проведенных логопедических занятий формируется
5 с стойкий навык пользования новым механизмом фонации без инвазив-ного вмешательства. От протезирования больные часто отказываются, в основном, по причине недостаточно больших сроков использования протезов, а также из-за необходимости нового хирургического вмешательства по их установке [13].
Многие авторы указывают на раннее начало логопедических занятий как на важный фактор успешности реабилитации пациентов и акцентируют внимание на возможности получения больным подробной информации о своем состоянии, о способах восстановления его речи [7]. Наш практический опыт показывает частые случаи непринятия больным такой информации. При проведении занятий возникали случаи уверенности больного в сохранности у него части органа, который, на самом деле, был полностью удален при операции, и больной был информирован об этом.
Отечественные исследования по реабилитации больных опухолями головы и шеи выявили ряд отличий психологических особенностей пациентов, успешно обучавшихся восстановлению речи, от пациентов с низкой эффективностью обучения. Больным с высокой эффективностью обучения свойственны более высокий и развитый интеллект, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, стремление самостоятельно принимать решения [10]. Специалисты отмечают еще одну важную особенность больных, которые показывают успешные результаты восстановления речи, - это заинтересованность больного в реабилитации, его желание и стремление вернуть нарушенную речь [2].
Зарубежные авторы, в основном, уделяют внимание разработке комплексной реабилитации больных опухолями головы и шеи и выделяют их в особую категорию, т.к. полная утрата голоса или дефекты речи, изменения во внешности, несомненно, наносят ущерб самооценке и идентичности человека, вследствие чего качество жизни таких больных после операции существенно снижается, и возникает необходимость психосоциальной поддержки [17; 18; 20].
Таким образом, многими отечественными авторами мотивация пациентов выделена как важный фактор успешной речевой реабилитации больных, перенесших операции по удалению опухолей головы и шеи. Однако неизученными продолжают оставаться вопросы, откуда возникают и от чего зависят старание и заинтересованность больного, т.е., на чем основывается его мотивация. Большинство зарубежных авторов, так или иначе, обращают особое внимание на комплексную
165
cc
реабилитацию больных опухолями головы и шеи, на необходимость Е психологической и психосоциальной поддержки таких пациентов, § к на разработку специальных программ, которые позволили бы людям, g ° столкнувшимся с такими операциями, снова вернуться к обычной s i жизни. Многие специалисты упоминают о психологическом состоянии | <g больного и о его стремлении восстановить нарушенную речь. Однако, о § как и в случае отечественных исследований, продолжают оставаться So недостаточно изученными причины такого стремления или его отсут- с ствия при равных условиях получения больными медицинской и логопедической помощи. Мы направили наше исследование на психологические особенности больных опухолями головы и шеи, которые могут, на наш взгляд, служить основанием стремления и старания больного добиться успеха в речевой реабилитации.
Основным контингентом лиц, нуждающихся в логопедической помощи в результате лечения опухолей головы и шеи, являются пациенты, перенесшие хирургические вмешательства на гортани, лимфатическом аппарате шеи, щитовидной железе, слюнных железах, органах полости рта. Речевые нарушения напрямую коррелируют с объемом изъятых в результате хирургического вмешательства тканей, а также зависят от возможностей сохраненных тканей выполнять необходимые для осуществления функции речепроизводства [14].
Под нашим наблюдением в течение двух лет находились 54 больных (42 мужчины и 12 женщин) в возрасте от 23 до 78 лет. У 18 человек (33%) были проведено хирургическое лечение по поводу злокачественных новообразований гортани; у 6 человек (11%) - околоушной слюнной железы; у 10 человек (18%) - щитовидной железы; у 8 человек (15%) - языка; 12 пациентам (23%) - парафарингеальной опухоли, злокачественных новообразований подчелюстной слюнной железы, орофа-рингеальной зоны.
Логопедические мероприятия проводились в условиях онкологического отделения № 2 (опухолей головы и шеи) НУЗ ЦКБ № 2 им. Н.А. Семашко ОАО «РЖД» параллельно с ведением лечебного процесса и при необходимости продолжались на заключительных этапах амбулаторно. Целью логовосстановительной работы было выявление и включение компенсаторных возможностей организма, способствующих улучшению процесса речевой коммуникации. При коррекции речевого дефекта после удаления гортани использовали методику постановки внегортанного заместительного механизма фонации - эзофагального голоса [12].
Педагогическое воздействие по устранению послеоперационных речевых дефектов проводилось в нескольких направлениях:
*
ее ^
1) психотерапевтическое воздействие на личность больного;
1о 2) нормализация речевого дыхания;
3) восстановление нарушенных функций артикуляционного и голосо-с вого аппарата, включающее коррекцию дефектов произношения и голоса;
4) восстановление координационного взаимодействия между дыханием, артикуляцией и фонацией.
В зависимости от степени проявления нарушений произношения и голоса, с учетом психического и физического состояния больного, применялись коррекционно-педагогические приемы, отвечающие общим задачам восстановительного обучения при данной патологии.
Успешность реабилитации речевой функции оценивалась нами по степени восстановления коммуникативной функции речи больных: пациенты, не испытывающие неудобств не только в пределах повседневного общения, но и на рабочем месте или в иных подобных ситуациях, были отнесены нами в группу с полностью восстановленной коммуникативной функцией речи. Эта группа составила 24 человека (44%). Пациенты, достигшие значительных улучшений и имеющие возможность свободно общаться вновь сформированным навыком в быту в пределах достаточно широкого круга знакомых и родственников, были отнесены нами в группу пациентов со значительными улучшениями коммуникативной функции речи. Эта группа составила 8 человек (15%). Коммуникативная функция речи не была восстановлена в результате логопедических мероприятий только в 2 случаях (4%). Кроме перечисленных групп пациентов, нами выделена особая категория больных, которые к занятиям не вернулись по неизвестным причинам либо из-за осложнений, потребовавших дополнительного медицинского вмешательства - это 20 человек (37%).
В одной из предыдущих работ мы выдвинули предположение о том, что одним из факторов, оказывающих непосредственное влияние на успешность и неуспешность речевой реабилитации у больных, перенесших операции по удалению опухолей головы и шеи, может быть их интеллектуальный уровень, что важно и для педагогического процесса в целом [15]. Для проверки нашей гипотезы мы применили методику «Интеллектуальная лабильность» для взрослых испытуемых, разработанную В.Т. Козловой [4]. Данная методика предназначена для прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности, чем в нашем случае является работа по восстановлению и коррекции речи. Высокие результаты по данной методике, т.е. хорошую способность к обучению, показали только 12 пациентов (22%), и большинство из них (10 человек) входили в первую группу (полное восстановление коммуникации). Полученные данные позволяют нам подтвердить, что высокий
cc
интеллект и способность к освоению нового вида деятельности служат Е важным фактором успешности речевой реабилитации. § к
В целях выявления основы стремления и старания пациентов вернуть g ° утраченную речь нами была проведена методика оценки потребности | i
в достижениях, разработанная Ю.М. Орловым [8]. Результаты проведен- 2 g
iE о
ной методики не выявили значимых различий между четырьмя группа- о pg ми пациентов: высокого результата по данной методике не показал ни So один пациент; а низкие и средние результаты распределились примерно с в равных долях внутри групп.
Таким образом, мы делаем вывод, что стремление к достижениям не играет основополагающей роли в успешности занятий по восстановлению речи. Мы предполагаем, что необходимо исследовать иной вид мотивации. Помимо методик, мы проводили с пациентами короткое интервью, и результаты бесед позволили нам предположить, что важным фактором успешности речевой реабилитации может служить потребность в общении и восстановлении социальных связей. На исследование данного фактора мы и направим нашу дальнейшую работу.
Библиографический список
1. Балацкая Л.Н., Красавина Е.А. Возможности голосовой реабилитации больных раком гортани после ларингэктомии // Сибирский онкологический журнал. 2015. Прил. 2. С. 13-15.
2. Восстановление звукообразования и речи у онкологических больных с дефектами верхней челюсти / Кулаков А.А. и др. // Опухоли головы и шеи. 2012. № 1. С. 55-59.
3. Голосовая реабилитация больных злокачественными опухолями головы и шеи / Балацкая Л.Н. и др. // Вестник РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. 2009. Т. 20. № 2 (прил. 1). С. 120.
4. Козлова В.Т. Методика «Интеллектуальная лабильность // Психологические тесты. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. А.А. Карелина. М., 2003. С. 241-244.
5. Крехно О., Фролов А. Голосовая реабилитация больных после ларингэктомии // Вестник РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. 2009. Т. 20. № 2 (прил. 1). С. 123-124.
6. Магомед-Эминов М.Ш. Онтологическая концептуализация феномена экстремальности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 3. С. 79-91.
7. Методы коррекции ринофонии у больных с приобретенными дефектами верхней челюсти / Матякин Е.Г. и др. // Опухоли головы и шеи. 2012. № 4. С. 46-48.
8. Орлов Ю.М. Потребность в достижениях // Практикум по психологии личности / Под ред. О.П. Елисеева. СПб., 2003. С. 427-428.
9. Перспективы и реалии реабилитации онкологических больных / Солопо-ва А.Г. и др. // Акушерство, гинекология, репродукция. 2015. Т. 9. № 2. С. 80-88.
j
2 E 10. Реабилитация больных раком гортани / Акетова Т.А. и др. // Вестник
1 § РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. 2003. Т. 14. № 2. С. 42-45.
11. Состояние онкологической помощи населению России в 2015 году / Под
^ с ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. М., 2016.
2 12. Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции
или удаления гортани. М., 1985.
13. Уклонская Д.В. Восстановление голосовой функции после удаления гортани: новые возможности и альтернативные варианты // Педагогика и психология образования. 2016. № 1. С. 37-43.
14. Уклонская Д.В. Особенности восстановительных логопедических мероприятий при приобретенных сочетанных речевых дефектах у взрослых // Специальная педагогика и специальная психология: современные научные исследования: Сб. научно-практических статей участников четвертого международного теоретико-методологического семинара, проходящего на факультете специальной педагогики ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»: В 2-х т. М., 2012. С. 152-156.
15. Уклонская Д.В., Хорошкова Ю.М. Психологические особенности лиц с удаленной гортанью как фактор успешности реабилитации речевой функции // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://science-education.ru/ra/article/view?id=24783
16. Frowen J., Perry A. Reasons for success or failure in surgical voice restoration after total laryngectomy: an Australian study // Journal of laryngology and otology. 2001. Vol.115 (5). Рр. 393-399.
17. McQuellon R.P., Hurt G.J. The psychological impact of the diagnosis and treatment of laryngeal cancer // Otolaryngologic Clinics of North America. 1997. Vol. 30 (2). Рр. 231-241.
18. Sammut L., Ward M., Patel N. Physical activity and quality of life in head and neck cancer survivors: a literature review // International Journal of Sports Medicine. 2014. Vol. 35. Issue 9. Рр. 794-799.
19. Surgical voice restoration after total laryngectomy: an overview / Elmiyeh B. et al. // Indian Journal of Cancer. 2010. Vol. 47 (3). Рр. 239-247.
20. The role of sex in voice restoration and emotional functioning after laryngectomy / Keszte J. et al. // Laryngo-Rhino-Otologie. 2012. Vol. 91(4). Рр. 240-246.