УДК: 658.51
ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Марипова Фарида Акрамовна
Аннотация. В статье рассмотрена роль цифровой трансформации в современном мире, оказывающей глубокое воздействие на предпринимательство в промышленности. Раскрыто понятие цифровой трансформации, концепции цифровизации и её значимое влияние на предпринимательскую деятельность в сфере производства. Перечислены требования успешной цифровой трансформации, заключающиеся во внедрении технологий, изменении культуры и организационной структуры, обеспечении безопасности данных и развития кадров. Показаны зарубежные исследования в области концепций теории инноваций, внёсших свой вклад в понимание и применение эффективных подходов к управлению в цифровой эпохе. Приведена методология возможная для применения анализа факторов успешного управления промышленными предприятиями в условиях цифровизации. Исследованы аспекты успешного управления промышленным предпринимательством в контексте цифровой трансформации. Отражено влияние цифровых технологий и инноваций на сферу промышленного предпринимательства и выявление новых возможностей для развития промышленного предпринимательства в Таджикистане.
Ключевые слова: цифровые технологии, управление промышленными предприятиями, промышленное предпринимательство,искусственный интеллект,инновационный продукт, бизнес-модель, защита данных.
Для цитирования: Марипова, Ф. А. Факторы успешного управления промышленным предпринимательством в условиях цифровизации: перспективы Республики Таджикистан / Ф. А. Марипова // Финансово-экономический вестник. - 2024. - № 2.1(41). - С. 165-173.
ОМИЛХ.ОИ ИДОРАИ МУВАФФАКИЯТИ СОХ.ИБКОРИИ САНОАТЙ ДАР ШАРОИТИ РА^АМИКУНОНЙ:ПЕРСПЕКТИВХ,ОИ Ч.УМХ.УРИИ ТОЧ.ИКИСТОН
Марипова Фарида Акрамовна
Аннотатсия. Дар мацола нацши трансформатсияи рацамй дарцауони муосир, ки ба соуибкорй дар саноат таъсири амиц дорад, баррасй мешавад. Консепсияи трансформатсияи рацамй, консепсияи рацамй ва таъсири назарраси он ба фаъолияти соуибкорй дарсоуаи истеусолот ошкор карда шудаанд. Талабот барои табдили бо муваффацияти рацамй, аз цумла цорй кардани технология, тагир додани фаруанг ва сохтори ташкилй, таъмини амнияти додауо ва рушди неруи корй номбар шудаанд. Тадцицоти хорицй дар соуаи консепсияуои назарияи инноватсия, ки ба фаумиш ва татбици равишуои муассир ба идоракунй дар давраи рацамй мусоидат кардаанд, нишон дода шудааст. Методология пешниуод шудааст, ки барои татбици таулили омилуои идоракунии муваффаци корхонауои саноатй дар шароити рацами созй имконпазир аст. Цанбауои идоракунии муваффаци соуибкории саноатй дар шароити трансформатсияи рацамй омухта шудаанд. Таъсири технологияуои рацамй ва инноватсияуо дар соуаи соуибкории саноатй ва муайян кардани имкониятуои нави рушди соуибкории саноатй дар Тоцикистон инъикос ёфтааст.
Калидвожщо:технологияуои рацамй, идоракунии корхонауои саноатй, соуибкории саноатй, зеуни сунъй, маусулоти инноватсионй, модели бизнес, уифзи додауо.
FACTORS OF SUCCESSFUL MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION: PROSPECTS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Maripova FaridaAkramovna
Abstract The article considers the role of digital transformation in the modern world, which has a deep impact on entrepreneurship in industry. The concept of digital transformation, the concept of digitalization and its significant impact on entrepreneurial activity in the field of production are disclosed. The requirements for successful digital transformation include technology adoption, culture and organizational change, data security, and human resources development. Shows foreign research in the field of concepts of the theory of innovation, which contributed to the understanding and application of effective approaches to management in the digital era.The methodology possible for the use of analysis of factors of successful management of industrial enterprises in conditions of digitalization is presented. Aspects of successful industrial enterprise management in the context of digital transformation have been investigated. The impact of digital technologies and innovations on industrial entrepreneurship and the identification of new opportunities for the development of industrial entrepreneurship in Tajikistan are reflected.
Keywords:digital, industrial management, industrial enterprise, artificial intelligence, innovative product, business model, data protection.
Постановка проблемы. В современном мире цифровые технологии проникают во все сферы жизни, включая бизнес. Цифровая трансформация открывает новые перспективы для промышленных предприятий, позволяя им повысить эффективность, оптимизировать рабочие процессы и создавать инновационные продукты и услуги. Изучение факторов успешного управления промышленным предпринимательством в условиях цифровой трансформации поможет понять, какие стратегии и методы являются эффективными для достижения успеха в этой среде.
Для успешного управления промышленным предпринимательством в эпоху цифровизации необходимо учитывать множество факторов, таких как инновации, цифровая грамотность, доступ к ресурсам, регулирование и поддержка со стороны политики. Исследование этих аспектов в контексте Республики Таджикистан (РТ) может дать полезные уроки и рекомендации для других стран, которые также стремятся развивать свою промышленность в период цифровой трансформации.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам управления промышленным предпринимательством в условиях цифровизации посвящены теоретические исследования и возможности их практического применения иностранных и отечественных учёных. К числу зарубежных учёных следует отнести Эрика Бринолфссона и Эндрю Макафииз Массачусетского технологического института, Майкла Портера-профессора Гарвардской бизнес-школы, Клауса Шваба - директора Всемирного экономического форума, ПолаДогерти и Джеймса Уилсона - руководителей компании АссепШге, которые стали пионерами изысканий в этом направлении. Из национальных исследователей выделяются работы Исмоилова Ш.М., Мирсаидова С.А.,Худжамкулова Р.Б., Лутфулоева
М.Б.-Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики, Хамидовой И.С. -Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова, Турдибекова Б.А. - Института экономики и демографии НАН РТ, Исаева Р.С. -Таджикского государственного университета коммерции.
Цель данной статьи заключается в возможности адаптациипредлагаемых мер и стратегий цифровизациик особенностям таджикского бизнес-сектора и рынка с учётом социально-экономических условий и потребностей предпринимателей в стране.
Изложение основного материала. Современное состояние экономики страны и продолжающиеся исследования в сфере цифровизации подводит учёных к мысли, что изучение факторов успешного управления промышленным
предпринимательством в эпоху цифровой трансформации, с учётом опыта Таджикистана, будет полезно как для научного сообщества, так и для практикующих специалистов. Кроме того, оно будет способствовать дальнейшему развитию исследований в данной области.
Для начала определимся с термином «цифровизация».Цифровизация представляет собой переход от традиционных аналоговых процессов к цифровым технологиям и системам и включает в себя использование информационных и
коммуникационных технологий для автоматизации, оптимизации и улучшения бизнес-процессов. Цифровизация подразумевает внедрение
инновационных решений, таких как большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей и облачные вычисления.
Какое всё же влияние оказывает цифровизация на промышленное
предпринимательство? Уже сегодня промышленные предприниматели в развитых странах используют
цифровые технологии для развития и улучшения своего бизнеса, а также для создания новых инновационных продуктов и услуг. Цифровые технологии позволяют снижать затраты, улучшать качество продукции, повышать скорость и гибкость производства, а также улучшать коммуникацию и взаимодействие с клиентами.
Поскольку цифровизация промышленности -это приоритетная тема исследований, то множество авторов начали и продолжают свой вклад в исследования в этой области.
К таким известным авторам можно отнести Эрика Бринолфссона и Эндрю Макафи из Массачусетского технологического института авторов книги«Второй век машин» («TheSecondMachineAge»; 2014) [9]— двух мыслителей, находящихся в переднем крае своей области, которые раскрывают силы, движущие переосмыслением нашей жизни и экономики.Они утверждают, что Вторая машинная эра включает автоматизацию множества когнитивных задач, которые делают управляемые программным обеспечением машины заменой людям, а не дополнением.В следующей книге этих авторов -«Машина, платформа, толпа» («Machine, Platform, Crowd»; 2017) [10] отражаются возможности и проблемы, присущие научно-фантастическим технологиям, которые воплотились в жизнь в последние годы, таким как беспилотные автомобили и 3D-принтеры, онлайн-платформы для аренды одежды и планирования тренировок, а также краудсорсинговые медицинские исследования и финансовые инструменты. Таким образом, учёные показывают влияние цифровых технологий на промышленность.
Известный стратегический аналитик и профессор Гарвардской бизнес--школы Майкл Портер отразил свои исследования в работе «Как умные, сетевые продукты преобразуют компании» («HowSmart, Connected Products Are Transforming Companies»; 2015) [12]. Автор подчёркивает, что
«Начинают появляться совершенно новые функции — унифицированная организация данных, разработка и управление успехами клиентов» и показывает влияние цифровых технологий на конкурентоспособность и промышленность.
Другой известный учёный Клаус Шваб -основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума с 1971 года, в своём исследовании«Четвёртая промышленная революция» («The Fourth Industrial Revolution»; 2016) [8] приходит к мнению, что по масштабу, объёму и сложности четвёртая промышленная революция не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества. «Нам предстоят ошеломляющие технологические прорывы в самом широком спектре областей, включая искусственный интеллект, роботизацию, автомобили-роботы, трехмерную печать, нано технологии, биотехнологии и многое другое».
Исследователи Пол Догерти и Джеймс Уилсон - авторы книги «Человек + машина» («Human + Machine»; 2018) [11], рассматривают вопросы сотрудничества между людьми и машинами в цифровизированной индустрии. Основываясь на опыте исследований в 1500 организациях, авторы показывают, как компании используют новые правила искусственного интеллекта, чтобы добиться прогресса в инновациях и достижения прибыльности.
Мы перечислили учёных, которые внесли значительный вклад в исследования по цифровизации промышленности, но поскольку развитие в этой области происходит быстро, то и список авторов увеличивается из года в год.
Итак, цифровизация открывает для бизнеса новые возможности, способствуя формированиютаких производственных эффектов как улучшение операционной деятельности, создание новых моделей бизнеса и инновационных продуктов, модернизация взаимодействия с клиентами, стимуляция инноваций и повышение конкурентоспособности (табл. 1).
Таблица 1. Влияние цифровизации на промышленное предпринимательство
Эффект Производственная деятельность Результат
1. Улучшение операционной деятельности Автоматизация и оптимизация процессов производства, логистики и управления цепями поставок. Повышение производительности, снижение издержек, сокращение времени цикла производства и повышение качества продукции.
2. Создание новых моделей бизнеса и инновационных продуктов Предоставление услуг вместо простой продажи товара, разработка цифровых платформ для обмена информацией и Расширение аудитории и проникновение на новые рынки.
Эффект Производственная деятельность Результат
создание умных продуктов, связанных с интернетом вещей.
3. Модернизация взаимодействия с клиентами Целенаправленные маркетинговые кампании, аналитика данных и персонализация предложений. Совершенствование коммуникации и взаимодействия с клиентами, новые возможности для их привлечения и удержания.
4. Стимуляция инноваций и повышение конкурентоспособности Внедрение новых технологий и идей: искусственного интеллекта и анализа больших данных. Инициирование инноваций, создание новых продуктов, услуг и бизнес-моделей, повышение конкурентоспособности.
Таким образом, цифровизация позволяет использовать информационные технологии для оптимизации процессов, улучшения эффективности и принятия обоснованных решений.
Наряду с ожидаемыми эффектами при внедрении цифровых технологий предпринимателям
Приведённые табличные данные показывают, что успешная цифровая трансформация требует не только внедрения технологий, но и изменения культуры и организационной структуры, обеспечения безопасности данных и развития кадров. Предприниматели, осознавая важность цифровизации, могут использовать её потенциал для улучшения
предстоит сталкиваться с вызовами, такими как необходимость изменения бизнес-моделей, защита данных и
кибербезопасность в ответ на которые могут быть применены определённые стратегии для снижения негативных воздействий (табл. 2).
своего бизнеса и достижения успеха в современной цифровой экономике.
Успешное управление в условиях цифровизации представляет собой сложную задачу, требующую осознания основных принципов и стратегий. В этом направлении проведены определённые исследования и существуют некоторые
Таблица 2. Вызовы и стратегии успешной цифровой трансформации
Вызовы Стратегии Деятельность
1. Изменение культуры и организационной структуры Создание инновационной культуры, гибкая организационная структура. Сотрудники активно принимают участие в внедрении цифровых технологий, адаптация оргструктуры к быстро меняющейся среде.
2. Защита данных и обеспечение кибербезопасности Принятие мер по защите информации. Регулярное обновление системы безопасности и обучение сотрудников основам кибербезопасности.
3. Обучение и развитие персонала Подготовка квалифицированных кадров. Инвестициив кадры для эффективного использования ими цифровых технологий и применения инновационных подходов в своей работе.
4. Сотрудничество и партнерства Совместные инициативы с другими компаниями и организациями. Обмен знаниями и ресурсами ускоряет процесс цифровой трансформации и создаёт синергию для достижения совместных целей.
концепции теории инноваций, связанные с успешным управлением в контексте цифровизации.
Во-первых, следует отметить концепцию диффузии инноваций, разработанную в 1962годуЭвереттомРоджерсом, где объясняется распространение в обществе новых идей, продуктов и технологий. Автором выделены факторы, влияющие на скорость и способ распространения инноваций, такие как характеристики самой инновации и людей, принимающих решение о внедрении инновации, а также характеристики общества,
гдевнедряетсяинновация [6].
Во-вторых, предложение концепции «подрывных инноваций»в 1995 году Джозефом Бауэром и Клейтоном Кристенсеном [5], описывающей ситуации, приводящей к сдвигам в отраслях и рынках, или к полной замене старых технологий новыми технологиями и продуктами. По мнению авторов компании должны постоянно искать новые рынки и возможности для инноваций, чтобы оставаться конкурентоспособными.
В-третьих, теория цифровой трансформации, изучающая процесс изменений, происходящий в организации в результате внедрения цифровых технологий [7, с. 114]. Она подчёркивает необходимость изменения культуры, структуры и процессов организации для успешной адаптации к цифровой среде. Исследования в этой области помогают предпринимателям понять, каким образом цифровые технологии влияют на их бизнес и как они могут преобразовать свою организацию.
В-четвёртых, Агилевский подход [13], предлагающий гибкую и итеративную методологию разработки и управления проектами в условиях цифровизации. Он подчёркивает значимость быстрого реагирования на изменения, вовлечения клиентов и постоянного улучшения. Этот подход особенно полезен в быстроменяющейся цифровой среде, где требуется гибкость и адаптивность.
Эти исследования и теории, связанные с успешным управлением в условиях
цифровизации,подчёркивают важность гибкости и способности адаптироваться к изменениям, а также необходимость постоянного исследования и внедрения новых подходов и технологий. Все они вносят свой вклад в понимание и применение эффективных подходов к управлению в цифровой эпохе.
Исследование факторов успешного управления промышленными предприятиями в условиях цифровизации может основываться на различных методологиях и подходах. Одним из
возможных подходов является использование комбинации качественных и количественных методов исследования.
Существует общая методология, которую можно применить для анализа факторов успешного управления промышленными предприятиями в условиях цифровизации. Она состоит из нескольких этапов:
1. Определение целей исследования, когда могут быть выявлены ключевые факторы, влияющие на успешное управление промышленными предприятиями в условиях цифровизации.
2. Литературный обзор, связанный с изучением научных исследований, связанных с управлением промышленными предприятиями в контексте цифровизации,который поможет понять существующую теорию, исследования и подходы уже применявшиеся в данной области.
3.Определение переменных и разработка гипотез, когдана основе литературного обзора определяются основные переменные (использование цифровых технологий, уровень автоматизации процессов, культура инноваций), которые следует исследовать, и формулируются связанные гипотезы.
4.Сбор данных, заключающийся вопределении методов сбора данных (опросы, интервью, анализ отчетов и данных предприятий), наилучшим образом подходящих для проводимого исследования и последующемсборе данных, соответствующих выбранным переменным.
5.Анализ данных, связанный с анализом собранных данных с использованием соответствующих статистических методов и инструментов.
6.Интерпретация результатов, заключающаяся винтерпретацииполученных результатов, при сравнении их с гипотезами и информацией литературного обзора, а такжеопределении ключевых факторов, оказывающих наибольшее влияние на успешное управление промышленными предприятиями в условиях цифровизации.
7.Выводы и рекомендации, когда формулируются общие выводы на основе полученных результатов и предлагаются рекомендации для промышленных предприятий, стремящихся улучшить свое управление в условиях цифровизации.
Важно отметить, что конкретные методы и инструменты исследования могут варьироваться в зависимости от конкретных целей и контекста исследования.
Цифровые компетенции и развитие персонала играют важную роль в успешном управлении
промышленными предприятиями в условиях цифровизации. К ключевым аспектам, которые следует при этом учесть, относятся понимание
цифровых технологий, адаптивность и гибкость, инновации и творчество, управление данными и аналитика, а также кибербезопасность (табл. 3).
Таблица 3. Ключевые аспекты развития цифровых компетенций персонала
Ключевые аспекты Компетенции Развитие
1. Понимание цифровых Позволяет сотрудникам понимать Предприятие использует
технологий и использовать современные новейшие инструменты и
цифровые технологии: решения для оптимизации
искусственный интеллект, производства, повышения
интернет вещей, аналитика эффективности и
данных и автоматизация конкурентоспособности.
процессов.
2. Адаптивность и гибкость Требует изменений в рабочих Предприятие создаёт гибкую и
процессах и культуре организации. адаптивную рабочую силу, способную быстро приспосабливаться к изменениям и внедрять новые цифровые инструменты и методологии.
3. Инновации и творчество Способствуют стимулированию Предприятие становится более
инноваций и творческого конкурентоспособным и
мышления сотрудников, инновационным.
открывают возможности для
разработки новых продуктов и
услуг, оптимизации процессов и
улучшения взаимодействия с
клиентами.
4. Управление данными и Приводит к большому объему Сотрудники эффективно
аналитика данных, которые могут быть управляют данными, проводят
использованы для принятия анализ и получают ценные
стратегических решений. практические выводы,что помогает предприятию принимать обоснованные решения, основанные на данных, и повышает его операционную эффективность.
5. Кибербезопасность Стимулируетобучениесотрудников Предприятие предотвращает
вопросам кибербезопасности и нарушения и обеспечивает
ознакомление правилам и мерам сохранность конфиденциальных
по защите информации. данных.
Развитие цифровых профессиональных компетенций персонала может осуществляться через тренинги, программы обучения, семинары или внедрение внутренних программ развития персонала. Организации также могут сотрудничать с внешними консультантами или специалистами, чтобы обеспечить качественное и эффективное развитие цифровых компетенций своих сотрудников.
Переходя к теместраны необходимо отметить, чтона сегодня Таджикистан развивается в экономическом плане и характеризуется процессами
трансформации и инновационного развития промышленности с учётом особенностей и системных признаков цифровизации. В стране на данном этапе модернизации экономики с 2019 года вступает в силу «Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года» [4], основная цель которой заключается в повышении уровня жизни населения страны на основе обеспечения устойчивого экономического развития.
На основании Национальной стратегии развития постановлением Правительства РТ от 2019
года утверждена «Концепция цифровой экономики в Республике Таджикистан» [3], которая представляет собойобщее видение использования современных цифровых технологий для достижения высшей цели долгосрочного развития, в т.ч. создание условий для совместного предпринимательства и определение приоритетных технологий, позволяющих создать новые индустрии.
Правительство республики стремится развивать промышленность и привлекать иностранные инвестиции для улучшения экономического положения страны. Промышленное
предпринимательство является одним из важных направлений развития отрасли экономики страны, которое помогает бизнесу приобретать определённый опыт в области промышленного предпринимательства. Изучение этого опыта может оказаться полезным для других стран и регионов, особенно для тех, которые находятся на стадии цифровой трансформации своей экономики.
При этом одним из основных приоритетных направлений развития промышленности РТ предполагается процесс цифровизации добывающей и обрабатывающей промышленности.
Горнодобывающая промышленность и промышленность драгоценных металлов за годы государственной независимости преобразовались высокими темпами. Наблюдается увеличение доли горнодобывающего сектора в общем объеме промышленного производства от 8,0% в 1991 году - до 25,1% в 2020 году. В последнее десятилетие меры по привлечению иностранных инвестиций и межгосударственной кооперации привели к увеличению мощности предприятий по добыче цветных металлов на 60-80%, с продолжением роста их доли в общем объеме производства отрасли [2].
Важной структурообразующей составляющей топливно-энергетического комплекса и
горнодобывающей промышленности является угольная промышленность, уровень добычи которой,к сожаленью, пока не достиг советского, составляющего 700 тыс. тонн угля, при существующей годовой потребности на внутреннем рынке составляющей 1,5 млн. тонн. По геологическим данным, в стране в настоящее время открыто более 36 месторождений и рудопроявлений угля, общие запасы которых оцениваются более чем в 4,3 млрд. тонн, из которых 331,4 млн. тонн относятся к промышленной категории запасов и готовы к добыче и переработке.
В 2023 году производство промышленной продукции в Таджикистане увеличилось на 10,3%. Основным фактором роста общего объема
промышленного производства стал прирост производства в добывающей промышленности - на 7,3%, обрабатывающей промышленности - на 14,2%.В 2023 году всего действовало 3243 промышленных предприятия, из них 307 в добывающей промышленности, 2769 - в обрабатывающей промышленности [1]. Темпы роста этих показателей позволяют проведению в них процесса цифровизации.
В контексте нашего исследование мы рекомендуем принять следующие практические меры и поднять существующие на более высокий уровень для успешного управления промышленным предпринимательством в условиях цифровизации в Таджикистане:
1. Создание цифровой инфраструктуры по всем регионам Таджикистана. При этом правительство Таджикистана должно инвестировать в развитие цифровой инфраструктуры, такой как высокоскоростные Интернет-соединения, цифровые платформы и облачные сервисы, что обеспечит доступ предпринимателей к современным технологиям и ресурсам.
2. Поддержка цифровых навыков и образования.Что подразумевает развитие цифровых навыков среди предпринимателей и работников играет важную роль в успешной цифровизации. Государственные программы и инициативы должны быть направлены на поддержку обучения и повышение осведомленности о цифровых технологиях и инструментах.
3. Содействие цифровой трансформации предприятий. Для чего правительство РТ будет в состоянии предоставить финансовую и консультационную поддержку предприятиям, желающим осуществить цифровую трансформацию, которая может включать субсидии для приобретения цифрового оборудования, обучение персонала и консультации по внедрению новых технологий.
4. Содействие цифровой безопасности в условиях современных политических реалий. При переходе к цифровым технологиям необходимо обратить особое внимание на защиту данных и информационную безопасность. Правительство должно разработать и внедрить соответствующие политики, законы и механизмы для защиты предприятий от кибератак и утечек данных.
5.Содействие цифровой коммерции. Предприниматели должны быть поддержаны государством и частными компаниями в развитии электронной коммерции и цифрового маркетинга. Это может включать обучение по созданию и продвижению онлайн-магазинов, улучшение
логистической инфраструктуры и содействие электронным платежным системам.
6.Содействие цифровой инновации. Правительство может создать специальные программы и фонды для поддержки цифровых стартапов и инновационных проектов, при этомнеобходимоизыскатьсредства на исследования и разработки, организацию конкурсов и мероприятий для стимулирования цифровой инновации.
7.Содействие международному сотрудничеству. Таджикистан может выгодно использовать международное сотрудничество для обмена опытом и передачи знаний в области
цифровизации. Установление партнерств с другими странами и международными организациями может способствовать развитию цифрового
предпринимательства в стране.
Эти рекомендации могут помочь правительству и предпринимателям в Таджикистане успешно управлять промышленным
предпринимательством в условиях цифровизации. Однако следует учитывать, что конкретные меры и стратегии цифровизации должны быть адаптированы к особенностям таджикского бизнес-сектора и рынка, а также учтены социально-экономические условия и потребности предпринимателей в стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. В Таджикистане производство промышленной продукции увеличилось на 10,3%. [Электронный pecypc].-URL: e-cis.info/news/567/110753/ (дата обращения: 14.02.2024).
2. Достижения промышленности Таджикистаназа 30 лет государственной независимости. [Электронный ресурс] .-URL: mfa.tj/ru/baku/view/7783/dostizheniya-promyshlennosti-tadzhikistana-za-30-let-gosudarstvennoi-nezavisimosti (дата обращения: 14.02.2024).
3. Концепция цифровой экономики в Республике Таджикистан. Постановление Правительства Республики Таджикистан. 30.12.2019. № 642.
4. Национальная стратегия развития статистики Республики Таджикистан на период до 2030 года. Постановление Правительства Республики Таджикистан. 27.11.2019. № 585
5. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Морева С.Л., Понкин Д.И. Подрывные технологические инновации: понятие, значение и онтология // InternationalJournalofOpenlnformationTechnologies. 2020. №8. - С. 62. [Электронный ресурс^-URL: cyberleninka.ru/article/n/podryvnye-tehnologicheskie-innovatsii-ponyatie-znachenie-i-ontologiya (дата обращения: 12.02.2024).
6. Хакимова Е. Р. Концепция креативного кластера в теории диффузии инноваций // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2013. №9. - С. 78. [Электронный ресурс].-URL:cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-kreativnogo-klastera-v-teorii-diffuzii-innovatsiy (дата обращения: 12.02.2024).
7. Цифровая трансформация экономики: теория и практика в интеграционных союзах / А.Н. Аюпов [и др.]; под общ.ред. М.Л. Зеленкевич, Н.Н. Бондаренко. - Минск: Институт бизнеса БГУ, 2020. - 227 с.
8. Klaus Schwab. The Fourth Industrial Revolution // Foreign Affairs. December12, 2015.[Электронный ресyрс].-URL:www.foreignaffairs.com/world/fourth-industrial-revolution (дата обращения: 11.02.2024).
9. McAfee Andrew, and Erik Brynjolfsson.The Second Machine Age: Work, Progress, and Prosperity in a Time of Brilliant Technologies. W. W. Norton & Company, Inc. 500 Fifth Avenue, New York, N.Y. 10110. 2014. - 281 р.
10. McAfee, Andrew, and Erik Brynjolfsson.Machine,Platform,Crowd: Harnessing Our Digital Future. First edition. New York, W.W. Norton & Company,2017. - 461 р.
11. Paul R. Daugherty,H. James Wilson. Human + Machine: Reimagining Work in the Age. HarvardBusinessReviewPress. March 20, 2018. 264 р.
12. Porter Michael E., and James E. Heppelmann.«How Smart, Connected Products Are Transforming Companies».Harvard Business Review93, no. 10 (October 2015): 97-114.
13. What is Agile methodology? (A beginner's gшde).[Электронныйресyрс].-URL: asana.com/ru/resources/agile-methodology (датаобращения: 13.02.2024).
Сведения об авторе:
Марипова Фарида Акрамовна - ассистент кафедры менеджмента Международного университета туризма и предпринимательства Таджикистана. Адрес: 734055, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Борбад, 48/5.Тел. (+ 992) 003-308-522.E-mail: [email protected]
Маълумот дарбораи муаллиф:
Марипова Фарида Акрамовна - ассистенти кафедраи менечменти Донишго^и байналмилалии сайё^й ва со^ибкории Точикистон. Сурога:734055, Ч,умхурии Точикистон, ш. Душанбе, х. Борбад, 48/5. Тел. (+ 992) 003 -308-522.E-mail: [email protected]
Information about the author:
Maripova Farida Akramovna - assistant of the Department of Management, International University of Tourism and Entrepreneurship of Tajikistan. Address: 734055, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Borbadst., 48/5.Tel. (+ 992) 003-308-522.E-mail: [email protected]