YÄK 316 ББК 72
H.r. 4EBTAEBA, A.A. MУPCAAИMOB
ÔAKTOPÛ УCПEXA УПPABAEHИЯ
B CИCTEME OБPAЗOBAHИЯ: AHAAИЗ MHEHИЙ УЧACTHИKOB POCCИЙCKOГO И ABC^É^O^ OБPAЗOBATEAЬHOГO COOBÙECTBA
N.G. CH EVTAEVA, A.A. MURSALIMOV
SUCCESS FACTORS IN THE MANAGEMENT OF THE EDUCATION SYSTEM: ANALYSIS OF OPINIONS THE RUSSIAN AND AUSTRIAN PROFESSIONAL COMMUNITY
В статье анализируются факторы создания «эффективной школы». Выводы авторов базируются на результатах сравнительного социологического исследования, проведённого в престижных образовательных организациях Екатеринбурга (Российская Федерация) и Инсбрука (Австрия). Анализ опыта «лучших практик» позволил выявить ряд значимых факторов, определяющих успех эффективного управления школой.
The article contains the factors of creating the «effective school» The authors' conclusions are based on the results of comparative sociological study in prestigious educational institutions in Yekaterinburg (Russian Federation) and Innsbruck (Austria). Analysis of the experience of «best practices» identified a number of important factors that determine the success of an effective management of school.
Ключевые слова: управление образованием, эффективная школа, факторы успеха, сравнительная социология.
Key words: management education, effective school, success factors, comparative sociology.
Среди приоритетов развития общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) называется задача определения факторов, оказывающих влияние на показатели успеваемости учащихся, эффективность результата обучения. В западной практике управления образованием также проводятся многочисленные исследования, призванных выделить группу факторов, определяющих успешность принимаемых решений [1].
П. Мортимор выделяет несколько ключевых факторов эффективной школы: позитивное внутришкольное управление; позитивный этос, позитивная культура обучения; высокие ожидания; общее видение целей школьного образования; консистентные (взаимосогласованные) методы обучения; ясно определенные права и обязанности учеников; кооперация между семьёй и школой.
В исследованиях У. Бруковера, Р. Марзано, М. Руттера выделяется множество факторов эффективности школы, но в качестве ведущего авторы называют гарантированную и жизнеспособную учебную программу.
Р. Эдмондс обращает внимание на значимость эффективной коммуникации в процессе обучения. Учителям следует напрямую говорить с учащимися, ставя перед ними ясные цели и сообщая о том, каких высоких достижений от них ожидают. Узнать же, достигнута ли поставленная цель, невозможно без эффективной обратной связи [2].
Таким образом, исследования эффективности школы, проводившиеся в последние десятилетия в Европе и в США, показали необходимость учёта целого ряда факторов разного уровня для улучшения качества школьного образования в современных условиях. Данный опыт представляется полезным и для отечественной практики управления образованием [3, 4].
В рамках проведённого Уральским институтом - филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации социологического исследования методов формирования инновационного потенциала учащихся, исследователями был выявлен ряд факторов, определяющих успех эффективного управления школой. Анализ был сосредоточен на опыте лучших практик образовательных учреждений двух городов: Екатеринбурга (Российская Федерация) и Инсбрука (Австрия). В качестве объекта эмпирического анализа были выбраны два типа образовательных учреждений: гимназий и школ с углублённым изучением отдельных предметов.
В Екатеринбурге исследование проводилось в престижных гимназиях города, которых отличает высокое качество образования выпускников: № 2, № 70, в школах с углублённым изучением отдельных предметов («Гелиос» -с углублённым изучением информатики, школе № 39 с углублённым изучением французского языка), в Инсбруке - в Федеральной реальной гимназии Адольф Пихлер Платц и школе с углублённым изучением отдельных предметов - в Циллертальской туристической школе.
В рамках исследования опрашивались следующие группы респондентов: педагоги, работающие в выпускных классах, руководители гимназий и школ с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга и г. Инсбрука; учащиеся выпускных классов и их родители в Екатеринбурге и Инсбруке.
Выборочная совокупность составила 299 респондентов. В России - это 206 чел: учащиеся выпускных классов - 107 чел; учителя старших классов и руководители образовательных организаций - 52 чел; родители - 47 чел. В Австрии - 93 чел: учащиеся выпускных классов - 49 чел; учителя старших классов и руководители образовательных организаций - 24 чел; родители - 20 чел.
Специалистов в области образования попросили оценить факторы успеха деятельности образовательных организаций. На вопрос «Как Вы думаете, благодаря чему они прежде всего добились успехов и дают качественное образование?» были получены следующие ответы австрийских и российских респондентов (табл. 1).
Если сравнить приоритетные факторы успеха, единодушы российские и австрийские профессионалы в сфере образования оказались в оценках значимости:
- слаженной команды коллектива образовательной организации;
- личных качеств руководителя, его заинтересованности вопросами качества образования.
Таблица 1
Оценка образовательным сообществом факторов успеха деятельности образовательной организации (% от числа опрошенных)
Варианты ответа Россия (Екатеринбург) Австрия (Инсбрук)
1 2 3
Действующая система признания заслуг педагога 28,1 37,5
Хорошая материально-техническая база образовательной организации 59,4 12,5
Личные качества руководителя организации, его заинтересованность вопросами качества 56,3 75,0
Активное взаимодействие с попечительским советом 9,4 0,0
Слаженная команда коллектива организации 53,1 87,5
Окончание табл.1
1 2 3
Налаженные связи с органами управления образованием 15,6 25,0
Тесный контакт с родителями 34,4 50,0
Дети из благополучных семей 18,8 0,0
Затрудняюсь ответить 9,4 0,0
Итого ответивших 90,6** 100,0**
Пропущенных 9,4 0,0
Итого 100,0 100,0
* Сумма превышает 100%, поскольку один опрошенный мог дать несколько ответов одновременно. Среднее число ответов на 1 опрошенного российского респондента 3,0; австрийского - 2,9.
** В данном случае рассчитана не сумма, а отношение числа ответивших к числу опрошенных.
При этом российская группа среди приоритетов отмечает такой фактор, как хорошая материально-техническая база образовательной организации. Австрийские коллеги большое значение придают тесному контакту с родителями.
Среди других факторов, также оказывающих определённое влияние на успешную деятельность школы, обе группы респондентов выделяют: «действующую систему признания заслуг педагога», а также «налаженные связи с органами управления образованием». Российское педагогическое сообщество разделяет оценки своих австрийских коллег о значимости «тесного контакта с родителями учеников». В отличие от своих австрийских коллег, российские педагоги традиционно указывают на фактор социального благополучия семьи.
Таким образом, с точки зрения педагогического сообщества профессиональная - горизонтальная - коммуникация, клиентоориентированный подход оказываются более значимыми для успешной образовательной деятельности. Очевидно, что такая иерархия факторов успеха соответствует специфике корпоративной культуры образовательных организаций. Профессионалы системы образования прекрасно понимают, что школа, гимназия -это не бюрократическая организация, которой можно управлять с помощью спускаемых сверху циркуляров. В школе определяющим всегда и везде является профессиональное сообщество, профессиональные, а не иерархические взаимоотношения. И чем более благоприятные условия менеджмент образования, т. е. органы управления образованием, создадут для профессионалов, тем большую отдачу получит общество, тем успешнее будут решаться проблемы качества образования выпускников.
Анализ ответов респондентов на открытый вопрос о путях совершенствования деятельности образовательных организаций позволяет определить ряд общезначимых моментов как для российской, так и для австрийской системы образования.
Обе группы респондентов считают необходимым совершенствовать систему мотивации педагогов: поощрять педагогов, осваивающих новые формы обучения; выработать более чёткие и объективные критерии оценки качества труда педагога.
Единодушно российское и австрийское профессиональное педагогическое сообщество в том, что необходимо выстраивать коммуникацию как внутри образовательной организации, так и во взаимодействии школы с родителями. Важно создавать эффективную команду единомышленников, сглаживать конфликты в коллективе, налаживать контакт «учитель - директор -ученик - родитель», вовлекать родителей в школьные мероприятия.
Не удивительно, что педагоги и управленцы XXI века к числу приоритетных направлений развития системы образования относят необходимость использования мультимедийных технологий в учебном процессе (Австрия), «введения в старших классах дистанционных форм обучения по предметам, которые учащиеся не выбирают для экзамена» (Россия).
В числе приоритетов для австрийского педагогического сообщества значимым оказывается «сокращение числа аудиторных занятий за счёт увеличения самостоятельной работы учеников», «уменьшение количества учеников в классе», «необходимость больше использовать практических занятий в учебном процессе».
Российское педагогическое сообщество больше озабочено все возрастающим потоком отчётности и низким уровнем доверия к педагогу: «меньше отчётности, больше доверия педагогу»; «педагог должен уделять больше времени общению с детьми»; «не надо гнаться за инновациями, которые нередко формальны», «предоставить больше самостоятельности школе».
Насколько предлагаемые профессионалами пути совершенствования деятельности образовательных организаций отвечают интересам и потребностям других участников образовательного процесса - учеников и их родителей?
Родителей обеих стран больше всего беспокоит перегруженность детей.
«Не задавайте много заданий на дом» - просят российские родители, «сделайте школьный день короче» - вторят австрийские мамы и папы. На необходимость практической направленности занятий обращают внимание австрийские родители. Нужна также «модульная система обучения (невыполненные курсы должны быть повторены)». Эффективное взаимодействие с органами управления образованием и с дирекцией школы принципиально важно для австрийского родительского сообщества.
Ученики Екатеринбурга и Инсбрука солидарны в том, что школа должна лучше готовить выпускников к итоговому экзамену (к ЕГЭ в России, к ма-туре - в Австрии). Тревожит выпускников и интенсивность учебной нагрузки: «сократить школьный день» (Австрия) и «уменьшить учебную нагрузку» (Россия). Обе группы респондентов нуждаются в индивидуализации учебной деятельности и более углублённом изучении отдельных предметов. Хочется ученикам, чтобы школа организовывала больше различных мероприятий, «спортивных» - подчёркивают австрийцы, «культурных» - добавляют россияне.
Выделим блок факторов, связанный с методикой и организацией процесса обучения, на которые указали выпускники: «нужно чаще обновлять учебный материал», «исключить «шаблонность» из образования», «внедрять новые технологии обучения», «увеличить количество творческих работ», «создавать факультативы по интересующим учеников направлениям». Вот некоторые мнения учащихся: «Нам хотелось бы самим выбирать набор предметов в процессе обучения»; «важно организовать учебный процесс таким образом, чтобы предоставить учащимся возможность выбора предметов в старших классах с учётом их будущей профессии»; «применять современные (дистанционные) технологии»; «организовать просмотр интересных познавательных фильмов»; «больше уделять внимание таким формам работы, где можно развивать свои коммуникативные навыки». Открыты ученики и к новым формам преподавания, утверждая, что «необходимо обратить внимание на системы обучения в других странах (Европа, США)». Важным элементом обучения является социально-психологический фактор: «надо изменить отношение к ученику», а ученикам «строже соблюдать дисциплину»; «мы будем лучше учиться, если учитель сумеет вызвать интерес к предмету». Ученики обращают внимание на создание доброжелательной атмосферы в школе: «необходимо вежливо относиться друг к другу». Это относилось не только к ученикам (одноклассникам), но и к преподавателям. А кому-то достаточно,
если просто будет лучше организовано питание в школе - тогда качество образования улучшится. Надежды на изменения выпускники связывают и с обновлением кадрового состава: « также возможно организовать факультативы с участием молодых преподавателей, студентов».
Очевидно, что обозначенные интересы участников образовательного процесса должны найти адекватное выражение в принимаемых управленческих решениях с учётом потребностей быстро изменяющегося общества.
Литература
1. Засыпкин, В.П. Подготовка учителей во Франции: историко-социологический анализ [Текст] / В.П. Засыпкин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2 (29). - С. 35-44.
2. Журавлёва, Л.В. Эффективность образования: опыт Европы и США [Текст] / Л.В. Журавлёва // Вопросы образования. - 2006. - № 3. - С. 291-299.
3. Чевтаева, Н.Г. Оценка качества образования: социологический анализ групп интересов [Текст] : монография / Н.Г. Чевтаева, Н.В. Стребкова ; науч. ред. Б.Р. Вишневский. - Екатеринбург ; Лангепас : УрАГС, 2009. - С. 51-62.
4. Засыпкин, В.П. Учительство Югры как социально-профессиональная общность [Текст] : монография / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шукли-на. - Тюмень : Аксиома, 2013 - 352 с.