DOI: 10.17689/psy-2016.2.6 УДК 159.9
Факторы удовлетворенностью жизнью у представителей разных типов профессий © 2016 Аринушкина Наталья Сергеевна*,
* кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология и прикладная социология» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. (г. Саратов) arinoushkina@yandex.ru
Аннотация: Статья посвящена изучению взаимосвязи удовлетворенности жизнью и социально-психологических установок представителей социономических и технических профессий. Построены иерархии ценностей личности представителей социономических и технических профессий, изучены факторы, определяющие удовлетворенность жизнью в данных видах профессий.
Ключевые слова: личность, удовлетворенность жизнью, установка, социономические и технические профессии.
The Factors of Life Contentment Among Reprezentatives of Different Types of
Proffesions © 2016 Arinushkina Natalia Sergeevna*,
*Ph.D., Associate Professor of "Psychology and Applied Sociology" Department Saratov State Technical Gagarin Y.A. University (Saratov) arinoushkina@yandex.ru
Annotation: The paper reports the relation of contentment with life and socio-psychological attitudes of representatives of socionomic and technical professions. A hierarchy of values of the individual representatives socionomic and technical
75
professions, is described, the determining contentment co with life in these kinds of jobs factors are studied.
Keywords: personality, life satisfaction, installation, socionomic and technical professions
С целью профессионального совершенствования, повышения потенциала работников разных типов профессий значимым является повышение осознанности своего профессионального «Я», становление готовности осуществлять профессиональную деятельность, овладение социально-психологическими установками, необходимыми для данной профессии, удовлетворенность трудом и жизнью в целом.
Проблема установки в психологии имеет длительную и специфичную традицию исследованию. Она начинается с разработки данного понятия в научной школе Д.Н. Узнадзе. В психологии существует близкое совпадение терминов «установка» и «социальная установка». Между тем данное совпадение случайное, поскольку по смыслу данные понятия разводятся. Согласно представлениям Д.Н. Узнадзе, понимается как неделимое и общностное, изменяемое во времени состояние личности, по характеристикам которого можно говорить об активности субъекта. Данное понимание «установки» напрямую связано с общепсихологической трактовкой, в которой отсутствует социально-психологическая интерпретация поведения личности, а напрямую связана с реализацией и достижением потребностной сферы личности.
Аттитюд понимался всеми как «определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное, на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение». В представленном определении значимая роль уделялась индивидуализации состояния, связи с наличным опытом субъекта и отмечалась регулирующая функция для координации поведения личности.
В отечественной психологии концепции и понятия, которые в некоторой степени близки к идее социальной установки, возникли в рамках изучения других психологических проблем и отражают только отдельные свойства социальной установки.
Использованы следующие методы исследования: теоретический анализ (изучались научные публикации по проблемам удовлетворенности жизнью, субъективным благополучием, социально-психологических установок личности);
методы психодиагностики (использовались методики: Шкала удовлетворённости жизнью, методика «Уровень социальной фрустрированности», методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф.Потемкиной), шкала базисных убеждений (Р. Янов-Бульман, адаптация Падуна и Котельниковой), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокича), методика «Удовлетворенность трудом» (В.П.Захарова));
методы математико-статистической обработки данных. (с целью установления достоверности полученных данных, использовались методы математико-статистической обработки данных. Были применены следующие методы: метод определения средних, ошибок средних, процентное соотношение показателей, ^критерий Стьюдента, корреляционный анализ по методу Пирсона).
Проведен сравнительный анализ показателей удовлетворенности жизнью представителей социономических и технических типов профессий, проведен расчет ^критерия Стьюдента для несвязанных выборок. По шкале удовлетворённости жизнью полученное эмпирическое значение t (2.3) находится в зоне неопределенности, что свидетельствует о наличии различий на уровне значимости p<0.05. Что свидетельствует о том, что в выборке представителей социономических профессий удовлетворенность жизнью выше, нежели в выборке представителей технических профессий. Соответствие жизни
собственному идеалу, удовлетворенность условиями жизни, достижениями выше у представителей социономических профессий.
Таблица 1
Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью в выборках
№ Показатель Выборка представителей социономических профессий Выборка представителей технономически х профессий t эмпир.
1 Общая удовлетворенность жизнью 23,92 21,66 2,3*
Критические значения находятся в пределах: ^р >1,97 для р<0.05, % >2,61 для р<0.01
Изучены показатели социальной фрустрированности , статистически значимых различий не установлено.
Социальная фрустрированность отражает сферы удовлетворенности -неудовлетворенности личности в социально заданных иерархиях. При этом полученные результаты говорят о частичной сбалансированности удовлетворенности потребностей и наличии достижений личности в выборке представителей социономических профессий. Несомненно, данный факт связан с профессионально важными качествами данных специалистов, к которым относятся психическая устойчивость, саморегуляция, рефлексивность, коммуникабельность и т.д.
Показатели социальной фрустрированности повышены в сфере удовлетворенности социально-экономическим положением - в выборке представителей социономических профессий, в сфере удовлетворенности своим социальным статусом, удовлетворенности социально-экономическим положением, удовлетворенности своим здоровьем и работоспособностью - в выборке представителей технических профессий. Возможно, полученные
результаты свидетельствуют о стрессогенных и тяжелых условиях профессиональной деятельности, затрудняющих адаптацию специалистов.
В целом полученные данные по методике распределены в диапазоне от «умеренного» до «пониженного», что говорит о том, что представители данных выборок не обладают высокими показателями социальной фрустрированности, негативно влияющими на выполнение ими их профессиональной деятельностью. Причинами социальной фрустрированности могут стать как ситуативные стрессогенные факторы, так и факторы, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью. Фрустрация может выступать симптомом эмоционального выгорания, негативным последствием сложной, напряженной работы, так же может свидетельствовать о наличии внутриличностных конфликтов, затрагивающих сферу Я-концепции.
Изучены социально-психологические установки личности в экспериментальных группах. Установлены значимые различия в модусах установок «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», и частично в модусе установки «свобода - власть», «труд - деньги» в исследуемых выборках.
Наибольшая выраженность установки на процесс представлена в выборке представителей социономических профессий. Эти специалисты ориентированы не на достижение результата, а сконцентрированы на процессе своей профессиональной деятельности. В этом проявляется их альтруистическая направленность на интерес к делу, нежели на конечный результат деятельности.
В выборке представителей технических профессий преобладает ориентация на результат, что говорит о возможности их преодолевать рутинную работу, возможность объединить свои интересы и хорошо структурированный профессиональный процесс, результат которого очень ценен, можно измерить как количественно, так и качественно.
В выборке социономических профессий выражена ориентация на
альтруизм. Данная тенденция характеризует ее носителей как людей, не
извлекающих конкретную пользу из своей деятельности, свойственную для
представителей помогающих профессий. Альтруизм выступает личностной
79
характеристикой, выступает следствием эмоциональной реакции эмпатии, присоединения к переживаниям и состояниям других людей.
В выборке представителей технических профессий ярко выражена ориентация на эгоизм. Данная мотивационная ориентация характеризуется преобладанием личностных потребностей над интересами социальными.
Тенденция к удовлетворению своих потребностей больше свойственна людям работающих в сферах, не требующих коллективных принятий решения, направленных на индивидуальный вид деятельности.
Рисунок 1. Профили мотивационно - потребностной сферы личности в
выборках
Представителям социономических профессий свойственна ориентация на труд, в ущерб своим выходным дням и отпуску, является одним из желаемых видов занятости. При этом показатели по установке «ориентация на деньги» в выборке представителей социономических профессий снижена. В обеих представленных выборках ярко выражена тенденция «ориентация на свободу». Что может свидетельствовать о ценности самостоятельности как проявлении свободы в планировании и осуществлении деятельности, достижении
результатов или может трактоваться как ценность в независимости и освобождении от правил и предписаний, которые ограничивали свободу личности. Низкие показатели в представленных выборках по установкам «ориентация на власть» и «ориентация на деньги».
Таким образом можно говорить об отсутствии установок влияния на других людей, на общество в целом.
Изучены базовые представления личности о мире в целом. В результате статистических подсчетов, получены значимые различия по шкале «убеждение о контроле» в экспериментальных выборках.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии убеждений, в выборке представителей социономических профессий, о способности и готовности контролировать свою жизнь, происходящие в ней события. По всем остальным базовым убеждениям различий не выявлено.
Установлены характеристики содержательной стороны личности по отношению к окружающему миру, у другим людям, к себе по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокича). Были проранжированны ценности и получены ценностные профили по экспериментальным выборкам.
Иерархия ценностей в выборке специалистов социономических профессий представлена следующими ценностями: 1. Здоровье (психическое и физическое), 2. Любовь, 3. Уверенность в себе, 4. Наличие хороших и верных друзей, 5. Свобода, 6. Материально обеспеченная жизнь, 7. Счастливая семейная жизнь, 8. Развитие, 9. Интересная работа, 10. Активная жизнь, 11. Общественное признание, 12. Познание, 13. Продуктивная жизнь, 14. Жизненная мудрость, 15. Творчество, 16. Счастье других, 17. Развлечения, 18. Красота природы и искусства.
Иерархия в выборке специалистов технических профессий представлена следующими ценностями: 1. Здоровье, 2. Материально обеспеченная жизнь, 3. Любовь, 4. Счастливая семейная жизнь, 5. Развитие, 6. Интересная работа, 7. Свобода, 8. Друзья, 9. Уверенность в себе, 10. Активная жизнь, 11.
Общественное признание, 12. Жизненная мудрость, 13. Познание, 14.
81
Продуктивная жизнь, 15. Творчество, 16. Счастье других,17. Развлечения, 18. Красота природы и искусства.
Установлены различия в иерархии ценностей в исследуемых выборках, для представителей социономических профессий наиболее значимыми ценностями выступают - любовь, уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, для представителей технических профессий - материально обеспеченная жизнь, развитие, интересная работа. В обеих выборках наименее значимыми ценностями стали «продуктивная жизнь», «творчество, «счастье других», «развлечения», «красота природы и искусства». Таким образом, были изучены социально-психологические установки личности в зависимости от типа профессиональной деятельности.
Изучены особенности удовлетворенности трудом в экспериментальных выборках. В результате подсчета ^критерия Стьюдента по показателям удовлетворенности трудом установлены значимые различия по шкале «Удовлетворенность условиями труда». Специалисты технических профессий более удовлетворены условиями труда, чем специалисты социономического профиля.
Одним из важных условий эффективной профессиональной деятельности
является интерес к работе, стимулирующий потребность в дальнейшей
деятельности и удовлетворение от нее. Для представителей социономических
профессий является наличие удовлетворенности от взаимоотношений с
сотрудниками выступает барометром комфортных межличностных отношений,
отвечает за социально-психологических климат, в целом, в коллективе. Это
позволяет сделать вывод о ценности для представителей такого рода профессий
эмоциональной составляющей при оценке степени удовлетворенности
профессиональной деятельностью. Для специалистов технических профессий
мотивирующим фактором профессиональной деятельности становится уровень
притязаний в профессиональной деятельности. Уровень притязаний отражает
стремление личности ставить сложные цели согласно своим индивидуальным
способностям. Высокий уровень притязаний сочетается со стремлением к
82
высокой оплачиваемости профессиональной деятельности в выборке представителей технических профессий. Общая удовлетворенность трудом не значительно выше у представителей технических профессий.
Изучены показатели удовлетворенностью профессиональной деятельностью.
Рисунок 2. Сравнительный анализ показателей удовлетворенностью профессиональной деятельностью в экспериментальных выборках
В результате подсчета ^критерия Стьюдента установлены значимые различия по шкалам «Значимость профессиональной деятельности», «Удовлетворенность сделанным профессиональным выбором», «Престижность профессиональной деятельности» - 0,01 уровень достоверности.
Представители социономических профессий наиболее чувствуют ценность и значимость своей профессиональной деятельности, в этой связи удовлетворены в большей степени, сделанным профессиональным выбором. Престижность профессиональной деятельности субъективно переживается представителями социономических профессий.
По результатам корреляционного анализа по методу Пирсона установлены взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью и социально-психологическими установками личности (табл. 2, 3).
Для специалистов социономических профессий свойственна ориентация на деятельность. Отсутствие жестких и унифицированных требований к результатам деятельности, с одной стороны, повышенные требования, с другой стороны, в связи с особым объектом профессиональной деятельности, накладывают специфические требования на личностные и профессиональные качества профессионала. Объектом труда выступает - личность, другой человек, в этой связи значимым является система межличностных отношений, выстраивающаяся в результате деятельности между специалистом и клиентом. В этой связи, ценным выступает сама деятельность, процесс ее осуществления, а не результат.
Таблица 2.
Результаты корреляционного анализа в выборке представителей социономических профессий
№ Описание корреляционных связей Коэффициент корреляции г
Между общей удовлетворенностью жизнью и
1. ориентацией на труд 0,387**
2. образом «Я» 0,267*
3. удачей 0,42**
4. убеждением о контроле 0,398**
5. наличием хороших и верных друзей 0,312*
6. счастьем других 0,368**
7. смелостью в отстаивании своего мнения 0,365**
8. общей удовлетворенностью трудом 0,425**
Общая удовлетворенность жизнью переживается через ценность «собственного Я». Формирование образа Я напрямую связано с положительной эмоционально-оценочной характеристикой, возникающей в результате осмысления своего предназначения, своих способностей, возможностей,
статусно-ролевых позиций и т.д. Формирование положительных и адекватных представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности влияет на становление удовлетворенности трудом, деятельностью, и жизнью в целом.
Чем выше общая удовлетворенность жизни выше, чем чаще личность расценивает себя как удачную, везучую. Позитивные установки на здоровье, успех, счастье повышают субъективное восприятие жизни.
Чем выше общая удовлетворенность жизнью, тем чаще личность расценивает готовность самостоятельно контролировать и регулировать свою жизнь. Становление иерархии мотивов личности складывается из ситуаций свободного выбора, поэтому зрелая личность, делая выбор, действует самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений.
Ценность межличностных отношений, наличия друзей повышает общую удовлетворенность жизнью.
Общая удовлетворенность жизнью связана с альтруистической ценностью «счастьем других», объясняет развитием морального долга и сочувствия, эмпатии у представителей социономических (помогающих) профессий.
С повышением уверенности в себе, готовности отстаивать собственную точку зрения повышается общая удовлетворенность жизнью. Это объясняется тем, что реализуются важные потребности человека, позволяющие адаптироваться ему в социуме.
Общая удовлетворенность жизнью связана с удовлетворенностью трудом. Представители социономических профессий не мыслят переживания общей удовлетворенности жизнью без удовлетворенности трудом, своей профессиональной деятельностью.
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа в выборке представителей технических профессий
№ Описание корреляционных связей Коэффициент корреляции г
Между общей удовлетворенностью жизнью и
1. ориентацией на процесс -0,405**
2. ориентацией на результат 0,460***
3. ориентацией на свободу 0,560***
4. здоровьем 0,454***
5. жизненной мудростью 0,341*
6. познанием 0,407**
7. ответственностью 0,435**
8. самоконтролем 0,530***
9. жизнерадостностью 0,368**
Стремление к достижению результата искажает радость от процесса деятельности, так сотрудник в погоне за результатом не получает удовлетворения от процесса профессиональной деятельности.
Показатели общей удовлетворенности жизни возрастают с появлением установки ориентации на результат деятельности. Тенденция «ориентации на результат» свидетельствует о направленности личности на конечный продукт, позволяет ему структурировать свою деятельность, как во временном, так и в процедурном континууме, заставляет искать рациональные пути решения задачи, ориентируясь на экономию времени и достижение цели.
Чем выше общая удовлетворенность жизни, тем чаще представители технических профессий ориентированы на самостоятельность, независимость в суждениях и поступках, при осуществлении профессиональной деятельности. Возможно, связано с тенденцией к уходу от границ, внешних ограничений, диктующих ценности и смыслы жизни и деятельности. Зрелая личность через ценности свободы психологически формируется, управляя своим развитием, самосознанием, вырабатывает гибкость, открытость, готовность к изменениям.
Ощущение общей удовлетворенности жизнью возрастает при доминировании ценности здоровья, здорового образа жизни.
Стремление к жизненной мудрости уравновешивает эмоциональную сферу личности, характеризуется стремлением постигать истину, честностью с самим собой, вдумчивостью, склонностью к анализу, расчетливостью в поступках. Всё это повышает общую удовлетворенность жизнью.
Направленность на получение и развитие знаний о действительности повышает общую удовлетворенность жизни. Проявление интереса, познания к новым видам деятельности, сферам занятости позволяет разнообразить жизнь человека, позволяя ему сформировать новые смыслы, ценности, способы реагирования в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях.
Сложная техническая работа требует от личностных качеств специалиста серьезности, надежности, готовности брать ответственность за действия, позитивного отношения к себе и жизни, способности контролировать состояния, управлять поведением.
Таким образом, факторами определяющими удовлетворенность жизни в выборке представителей социономических профессий выступают:
1. ценности «счастье других», «наличие хороших и верных друзей», «смелость в отстаивании своего мнения»;
2. базовые убеждения о контроле и удаче, справедливом распределении,
3. установка «ориентацией на труд» ;
4. общая удовлетворенность трудом.
5. факторами, определяющими удовлетворенность жизни в выборке представителей технических профессий, выступают:
6. ценности «здоровье», «жизненная мудрость», «познание», «ответственность» «самоконтроль», «жизнерадостность»;
7. установки «ориентацией на результат», «ориентацией на свободу».
Таким образом, по результатам проведенного исследования было
установлены статистически достоверные связи между показателями
87
удовлетворенности жизнью и трудом и социально-психологическими установками, что подтверждает рабочую гипотезу исследования.
Разработана программа психологической коррекции ценностно-смысловой сферы личности. Важным аспектом коррекционной модели является возможность выработки конкретных рекомендации по формированию позитивных способов реагирования в сложных жизненных ситуациях, поиску новых ценностных ориентиров для дальнейшего личностного роста личности.
Анализ психологической литературы показал, что данная тема является недостаточно разработанной в психологии и требует дополнения теоретическая разработка по вопросам структуры и факторов удовлетворенности жизнью, его взаимосвязей с различными психологическими образованиями.
Важное для человека значение имеет удовлетворенность жизнью, что определяет практически все действия субъекта, его разнообразной деятельности, поведения. Жизненная удовлетворённость представляется в виде внутреннего важного человеческого фактора, характеризующего его общественную активность, отношение к себе, другим людям, и подразумевающее обладание целым рядом разных факторов, важными среди которых являются ценностные установки, смысложизненные ориентации, установки самого себя.
Изучены показатели социальной фрустрированности в экспериментальных группах. Полученные результаты говорят о частичной сбалансированности удовлетворенности потребностей и наличии достижений личности в выборке представителей социономических профессий. Показатели социальной фрустрированности повышены в сфере удовлетворенности социально-экономическим положением - в выборке представителей социономических профессий, в сфере удовлетворенности своим социальным статусом, удовлетворенности социально-экономическим положением, удовлетворенности своим здоровьем и работоспособностью - в выборке представителей технических профессий. Возможно, полученные результаты
свидетельствуют о стрессогенных и тяжелых условиях профессиональной деятельности, затрудняющих адаптацию специалистов.
Изучены социально-психологические установки, установлены значимые различия в модусах установок «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», и частично в модусе установки «свобода - власть», «труд - деньги» в исследуемых выборках. Наибольшая выраженность установки на процесс представлена в выборке представителей социономических профессий. Эти специалисты ориентированы не на достижение результата, а сконцентрированы на процессе своей профессиональной деятельности. В этом проявляется их альтруистическая направленность на интерес к делу, нежели на конечный результат деятельности.
В выборке представителей технических профессий преобладает ориентация на результат, что говорит о возможности их преодолевать рутинную работу, возможность объединить свои интересы и хорошо структурированный профессиональный процесс, результат которого очень ценен, можно измерить как количественно, так и качественно.
В выборке социономических профессий выражена ориентация на альтруизм. Альтруизм выступает личностной характеристикой, выступает следствием эмоциональной реакции эмпатии, присоединения к переживаниям и состояниям других людей.
В выборке представителей технических профессий ярко выражена ориентация на эгоизм. Данная мотивационная ориентация характеризуется преобладанием личностных потребностей над интересами социальными. Тенденция к удовлетворению своих потребностей больше свойственна людям работающих в сферах, не требующих коллективных принятий решения, направленных на индивидуальный вид деятельности.
Представителям социономических профессий свойственна ориентация на труд, в ущерб своим выходным дням и отпуску, является одним из желаемых видов занятости. При этом показатели по установке «ориентация на деньги» в выборке представителей социономических профессий снижена.
В обеих представленных выборках ярко выражена тенденция «ориентация на свободу». Что может свидетельствовать о ценности самостоятельности как проявлении свободы в планировании и осуществлении деятельности, достижении результатов или может трактоваться как ценность в независимости и освобождении от правил и предписаний, которые ограничивали свободу личности.
Изучены базовые убеждения личности. Получены значимые различия по шкале «убеждение о контроле» в экспериментальных выборках.
Изучены ценностные ориентации личности. Построены иерархия ценностей личности представителей социономических и технических профессий. В результате проведенного сравнительного анализа были установлены различия в иерархии ценностей в исследуемых выборках, для представителей социономических профессий наиболее значимыми ценностями выступают - любовь, уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, для представителей технических профессий - материально обеспеченная жизнь, развитие, интересная работа.
Изучены показатели удовлетворенности трудом, установлены значимые различия по шкале «Удовлетворенность условиями труда». Специалисты технических профессий более удовлетворены условиями труда, чем специалисты социономического профиля. Для специалистов технических профессий мотивирующим фактором профессиональной деятельности становится уровень притязаний в профессиональной деятельности.
Уровень притязаний отражает стремление личности ставить сложные цели согласно своим индивидуальным способностям. Высокий уровень притязаний сочетается со стремлением к высокой оплачиваемости профессиональной деятельности в выборке представителей технических профессий. Общая удовлетворенность трудом не значительно выше у представителей технических профессий. Представители социономических профессий наиболее чувствуют ценность и значимость своей
профессиональной деятельности, в этой связи удовлетворены в большей степени, сделанным профессиональным выбором.
По результатам корреляционного анализа получены корреляционные связи между удовлетворенностью жизнью и социально-психологическими установками в экспериментальных выборках. Факторами, определяющими удовлетворенность жизнью в выборке представителей социономических профессий выступают: ценности «счастье других», «наличие хороших и верных друзей», «смелость в отстаивании своего мнения»; базовые убеждения о контроле и удаче, справедливом распределении, установка «ориентацией на труд»; общая удовлетворенность трудом. Факторами, определяющими удовлетворенность жизнью в выборке представителей технических профессий, выступают: ценности «здоровье», «жизненная мудрость», «познание», «ответственность» «самоконтроль», «жизнерадостность»; установки «ориентацией на результат», «ориентацией на свободу».
Литература:
1. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5 (99). С. 189-215.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. 460
с.
3. Бессокирная Г.П., Темницкий А.Л. Удовлетворенность работой на предприятии и удовлетворенность жизнью // Социологический журнал. 1999. № 1-2. С. 186-191.
4. Бескова Т.В. Удовлетворенность жизнью и отношение к успеху и неудачам другого: гендерный и возрастной аспект. Саратов, 2013.
5. Брылева Т.А., Павлова Т.А. Психологические особенности представлений о счастье студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью // Молодежь и XXI век - 2015 материалы V Международной молодежной научной конференции в 3-х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 305-307.
6. Григорьев Р.А., Мардасова Т.А. Психологические особенности удовлетворенности жизнью // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 34. С. 201-203.
7. Лебедев А.Н., Камнева Е.В. Факторы удовлетворенности жизнью в период поздней зрелости / А.Н. Лебедев, // Акмеология. 2014. № 1-2. С. 134135.
8. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 172 с.
9. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов, 2008.
10. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 213219.
References:
1. Andreenkova N.V. Sravnitelnyiy analiz udovletvorennosti zhiznyu i opredelyayuschih ee faktorov // Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsialnyie peremenyi. 2010. # 5 (99). S. 189-215.
2. Andreeva G.M. Sotsialnaya psihologiya. M.: Aspekt Press, 2000. 460 s.
3. Bessokirnaya G.P., Temnitskiy A.L. Udovletvorennost rabotoy na predpriyatii i udovletvorennost zhiznyu // Sotsiologicheskiy zhurnal. 1999. # 1-2. S. 186-191.
4. Beskova T.V. Udovletvorennost zhiznyu i otnoshenie k uspehu i neudacham drugogo: gendernyiy i vozrastnoy aspekt. Saratov, 2013.
5. Bryileva T.A., Pavlova T.A. Psihologicheskie osobennosti predstavleniy o schaste studentov s raznyim urovnem udovletvorennosti zhiznyu // Molodezh i XXI vek - 2015 materialyi V Mezhdunarodnoy molodezhnoy nauchnoy konferentsii v 3-h tomah. Otvetstvennyiy redaktor: Gorohov A.A.. 2015. S. 305-307.
6. Grigorev R.A., Mardasova T.A. Psihologicheskie osobennosti udovletvorennosti zhiznyu // NovaInfo.Ru. 2015. T. 2. # 34. S. 201-203.
7. Lebedev A.N., Kamneva E.V. Faktoryi udovletvorennosti zhiznyu v period pozdney zrelosti / A.N. Lebedev, // Akmeologiya. 2014. # 1-2. S. 134-135.
8. Shamionov R.M. Psihologiya sub'ektivnogo blagopoluchiya. Saratov, Izd-vo Sarat. un-ta, 2003. 172 s.
9. Shamionov R.M. Sub'ektivnoe blagopoluchie lichnosti: psihologicheskaya kartina i faktoryi. Saratov, 2008.
10. Shamionov R.M. Kriterii sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti: sotsiokulturnaya determinatsiya // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2015. T. 4. # 3. S. 213219.