Научная статья на тему 'Факторы стигматизации психически больных старшеклассниками'

Факторы стигматизации психически больных старшеклассниками Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
794
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИГМАТИЗАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЧУВАШИЯ / STIGMATIZATION / MENTAL PATIENTS / SENIOR STUDENTS / CHUVASHIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сидорова Александра Владимировна, Иванова Ирина Сергеевна, Судякова Мария Юрьевна, Андреева Алевтина Петровна

Опрос 544 школьников (мальчиков 230, девочек 314) 9-11 классов общеобразовательных учреждений в городской и сельской местности Чувашии показал в целом негативное отношение к психически больным (57% интолерантных ответов). Высокодостоверные различия получены между многими факторами шкалы у школьников разных классов. С возрастом они видят больше больных и становятся более терпимыми к ним. В городе молодые люди чаще испытывали дискомфорт при встрече психически больных, а в сельской местности они были склонны к их социальной изоляции. Образ больного с психическими расстройствами ассоциировался с агрессивностью, опасностью, непредсказуемостью. С другой стороны, включал такие оценки, как "слабый, требующий наблюдения и ухода, неспособный самостоятельно принимать решения".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сидорова Александра Владимировна, Иванова Ирина Сергеевна, Судякова Мария Юрьевна, Андреева Алевтина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of mental patients'' stigmatization by senior schoolchildren

Poll of 544 students of 9-11 grades (230 boys and 314 girls) of rural and urban schools and colleges of Chuvashia showed generally negative attitude towards mentally ill people (57% of intolerant responses). Highly significant differences were obtained for several factors of the scale in students of different classes. Meeting more mentally ill people they become more tolerant towards them; urban students are more likely to experience discomfort. Rural students tend to social isolation of such people. The image of a patient with mental disorder is associated with aggression, danger, unpredictability; this image also includes such characteristics as "weak, in need for monitoring and care, unable to make his/her own decisions".

Текст научной работы на тему «Факторы стигматизации психически больных старшеклассниками»

ФАКТОРЫ СТИГМАТИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

А.В. Сидорова, И.С. Иванова, М.Ю. Судякова, А.П. Андреева

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

Чебоксары

Актуальность исследования. Под термином "стигматизация" понимается предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него каких-либо особых свойств или признаков [6]. В обществе наиболее стигматизированными и дискриминированными являются люди с психическими расстройствами (ПР), которые, столкнувшись с недоброжелательным отношением, вешают на себя "ярлык ущербного человека" [7]. Негативные последствия стигмы затрагивают не только больных, но и членов их семей и близких родственников [11].

В предыдущих исследованиях, проведенных в Чувашии, были изучен вопросы самостигматизации и дискриминации психически больных [4, 5], отношение к ним населения республики в возрасте 18 лет и старше [1], студентов [2] и медсестер [3]. Было выявлено сильно стигматизированное отношение к больным с ПР при низком уровне психиатрической грамотности населения [1]. Однако мнение подрастающего поколения не изучалось. При этом за рубежом такие исследования весьма актуальны, что связано с проблемой раннего выявления ПР среди молодежи и повышение толерантности к больным людям [8-10].

Характеристика респондентов и методы исследования. В исследование включены 544 заполненные анкеты (мальчиков -230, девочек - 314): 9-11 классов четырёх сельских СОШ (206 опрошенных), трёх городских СОШ (179), двух лицеев и одной гимназии (159) г. Чебоксары.

Использовался опросник I. К^Ьег й а1. [11]. Кроме того, в анкету были добавлены вопросы, касающиеся представления школьников о психически больных и ПР. Математикостатистическая обработка осуществлялась с помощью описа-

тельной статистики (расчет среднего значения - М, стандартного отклонения - 8Б) и регрессионного анализа.

Результаты исследования. В двух СОШ г. Чебоксары в проведении опроса было отказано по причине того, что школьные психологи считали опросник слишком сложным для учащихся. В другой школе директор запретил проводить опрос из-за возможной негативной реакции со стороны учащихся на психически больного ученика.

Во время опроса в сельских школах (Канашского, Урмар-ского и Янтиковского районов) школьники вели себя заинтересованно, с пониманием отнеслись к заданию, трудностей в заполнении опросника не возникало. В городских школах к проведению опроса отнеслись с настороженностью, интересовались целями исследования и соблюдением конфиденциальности.

Опрос показал, что 57 % опрошенных преимущественно негативно относились к людям страдающим ПР, без разницы в гендерных группах (55,7 % - у мальчиков и 58% - у девочек), профиля школы (54,7 и 61,2 %), места жительства (54,7% - в городе и 61,2 % - в селе), кто встречал и не видел больных (55,6 и

58,3 %). Более стигматизированным было отношение школьников 9 классов (63 % негативных оценок против 56 % в 10 и 52 % - в 11 классах).

Получены высокодостоверные различия (р<0,001) между классами по факторам и сумме значений (таблица). Старшеклассники чаще встречали людей с ПР, поэтому отношение к ним у них было более толерантным. Городские школьники чаще испытывали дискомфорт при встрече психически больных, а сельские были склонны к их изоляции.

Показатели факторов стигматизации у школьников разных классов (М±8Б)

Факторы (вопросы) Всего 9 класс 10 класс 11 класс

"Отчуждение" (1-6) 14,5±4,4 14,2±2,2 14,0±2,4 14,8±2,3

"Подтверждение стереотипов" (7-13) 18,8±4,7 18,0±3,3 18,8±3,1 19,2±2,9

"Проявления дискриминации" (14-18) 11,6±4,5 11,5±2,3 11,4±2,6 11,2±2,6

"Социальная изоляция" (19-24) 14,3±4,4 14,0±2,2 13,7±2,4 14,6±2,5

"Стигмаустойчивость" (25-29) 13,8±4,4 13,4±2,5 13,9±2,2 13,6±2,5

Общая сумма 72,2±7,7 71,1 ±7,6 72,0±7,6 73,6±7,5

Фактор "отчужденность". Исследование показало, что

58,4 % респондентов считали, что больные с ПР не могут найти свое место в мире. Большинство школьников (80,7 %) полагали, что наличие ПР портит жизнь больным, психически здоровые люди неспособны понять психически больных (63,5 %). Относительно того, стесняются ли психически больные своего заболевания и чувствуют ли они себя ниже здоровых, оценки разделилось поровну. 58,4 % респондентов полагали, что психически больные люди разочарованы в себе.

Фактор "подтверждение стереотипов". Опрошенные в 58 % случаев согласились, что стереотипы о ПР применимы к психически больным. 21 % респондентов ответил, что люди определяют психически больных по внешнему виду; 47 % считают, что больные с ПР имеют тенденцию к насилию. По мнению 60 % школьников, окружающие вынуждены принимать большинство решений за психически больных, а 45 % согласились с тем, что эти люди не могут жить счастливой, полноценной жизнью. Считали, что психически больные не должны жениться (24 %) и не могут внести свой вклад в общество (22 %).

Фактор "дискомфорт". Большинство респондентов (67 %) подтвердило, что окружающие дискриминируют больных, потому что у них ПР; 58 % считали, что здоровые люди придерживаются мнения, что психически больной человек не сможет добиться многого в жизни и люди игнорируют психически больного человека, либо ведут себя с ним менее серьезно (69 %). Респонденты полагали, что люди часто опекают человека с ПР или ведут себя с ним, как с ребенком, потому что он психически больной (76 %), никто из окружающих не хочет сближаться с психически больным человеком из-за его болезни (60 %).

Фактор "социальная изоляция". Школьники считали, что психически больной не хочет обременять других своим ПР (60 %). Многие (64 %) полагали, что психически больные не общаются с людьми, потому что не хотят выглядеть странными; отрицательные стереотипы о психическом заболевании изолируют больного человека от психически здоровых людей (69 %). При этом больные избегают социальных контактов, чтобы защитить свою семью или друзей от предвзятого отношения со стороны общества (54 %), будучи в кругу здоровых людей пси-

хически больные ощущают свое неуместность или неадекватность (56 %). Мнение школьников относительно того, избегают ли психически больные сближения со здоровыми людьми, чтобы избежать отторжения, разделилось практически поровну.

Фактор "стигма-устойчивость". Менее половины (46 %) опрошенных считали, что больные чувствуют себя комфортно, когда видят на публике человека с явными признаками ПР и что они вносят существенный вклад в общество (45 %). Несмотря на это школьники согласились, что в целом психически больные способны жить той жизнью, которой хотят (80 %), могут иметь полноценную жизнь, хотя и более низкого качества (77 %); жизнь с ПР сделала больных стойким к невзгодам (61 %).

Наиболее весомым в стигматизации психически больных является психологический фактор "дискомфорт", который отражает трудности восприятия психически больного как члена общества. Преобладание этого фактора выявлено у 58 % девочек и у 51 % мальчиков.

Кроме анкетирования школьникам было предложено дать развернутый ответ на четыре вопроса: Встречали ли Вы в жизни психически больных? Если да, то сколько? Чем они болели? Кого Вы считаете психически больными?

248 (45,6 %) школьников указали, что встречали в жизни психически больных. Из них одного больного видели 78 человек (31 %), двух-трёх - 82 чел. (33 %), более трёх - 28 чел. (11 %), много больных - 6 чел. (2,4 %); 54 человека (21,6 %) оставили вопрос без ответа. Наиболее часто школьники встречали больных с шизофренией и умственной отсталостью (по 21 %).

На вопрос "Кого Вы считаете психически больным?" ответили 427 школьников. Мы классифицировали определения, данные школьниками, на пять групп.

Первая группа - "Позитивное представление о психически больных" (1,4 % ответов) - включает доброжелательные ответы, в которых отмечены возможные преимущества психически больных: "я считаю, что психически больной человек видит и замечает такие детали, на которые обычные люди даже не обращают внимания"; "такой человек мыслит глубже, да и вообще как-то по-другому"; "это необычные люди, у них свой мир

и свое представление"; "Они мало чем отличаются от обычных людей".

В ответах второй группы - "Негативное представление о

психически больных" (56,4%) - преобладали отрицательные характеристики психически больных, включающие в себя представления об их поведении и проблемы с социализацией. Преобладали такие характеристики: "неуравновешенный", "неадекватный", "агрессивный", "отдаленный от мира", "способный на преступление", "способный на самоубийство", "не понимающий своих поступков", "опасный для окружающих".

В третью группу - "Нейтральное представление о психически больных" (7,5 %) - включены ответы, в которых школьники не отмечали личностные качества психически больных, а в объеме своих представлений об этиологии и патогенезе ПР старались более-менее научное определение: "это больные с врожденными или приобретенными расстройствами психической деятельности"; "у них нарушается правильное восприятие и осознание окружающих их явлений и изменяется их поведение"; "люди не способные к прямому мышлению, у них затрудненное развитие"; "люди, получившие в жизни травму, вследствие которой нарушилось душевное равновесие человека", а также "генные заболевания".

В четвёртой группе (21,5 %) школьники в ответе повторили заданный вопрос ("людей с ПР").

В пятую группу (13,2 %) вошли школьники, которые не поняли смысла вопроса и в ответе писали "никого" или перечисляли одноклассников, учителей.

Из вышеизложенного понятно, что у школьников преобладает негативное отношение к психически больным в основном из-за наличия стереотипов об агрессивности, опасности и непредсказуемости этих людей, столь распространенных в обществе [1].

Особый интерес вызвали определения психически больного, данные школьниками, которые указали, что видели больных шизофренией. В формулировках этих школьников присутствуют такие слова, как "явные отклонения в психике, крайне неадекватные, очень странные", "которые не могут себя контролировать, слышат голоса", "неадекватная манера общения", "чрез-

мерно агрессивные, опасные для общества", "непристойное, неадекватное, антисоциальное поведение", "при разговоре с ними ощущается неловкость". Сказанное подтверждает, что шизофрения в представлении общества - это прежде всего непонятная болезнь, вызывающая дискомфорт при общении с больным. Определения школьников подтвердили то, что основным стереотипом относительно больных шизофренией является непредсказуемость поведения больного, на фоне чего развиваются представления об их опасности и неуправляемости.

Проведенное исследование подтвердило у школьников те же самые стереотипы о психически больных, что и у взрослого населения Чувашии [1], студентов [2] и медсестер [3]. Самый распространенным признаком ПР является агрессия, а ПР - шизофрения. Однако в отличие от цитируемых работ нам не удалось подтвердить выявленные в ней закономерности в зависимости от пола и места жительства респондентов. Выявлено более терпимое отношение к больным у школьников, знакомых с такими людьми [8-11].

Таким образом, для школьников характерно предубежденное отношение к психически больным, которое выражается в значительной социальной дистанции по отношению к ним и приписывании им таких качеств, как агрессивность, непонятность, опасность и непредсказуемость. Неприятие психически больных обусловлено восприятием больных как "агрессивных", "способных на преступление". Наиболее весомым в стигматизации психически больных среди школьников являлся негативный психологический фактор - "дискомфорт", который содержит утверждения о возможных трудностях восприятия психически больного как полноценного члена общества. Психически больной человек оценивается как "слабый", "неспособный самостоятельно принимать решения".

Стигматизация психически больных уменьшается от 9 к 11 классу. Уровень школы, пол и место жительства не влияли на стигматизацию. Эти показатели оказались практически одинаковыми в группах как тех, кто видел психически больных, так и тех, кто не встречал их.

Литература

1. Голенков А.В. Общественные предубеждения к психиатрии в Чувашии // Психич. здоровье. 2010. № 4. С. 42-46.

2. Голенков А.В. Априорные представления студентов о сущности, этиологии и лечении психических расстройств // Вестник Чуваш. ун-та. 2010. № 3. С. 93-97.

3. Голенков А.В., Аверин А.В., Чучакова Н.А. Толерантность медицинских сестер к психически больным // Сестринское дело. 2008. № 3. С. 27-29.

4. Голенков А.В., Никитина Е.В. Самостигматизация и дискриминация больных эпилепсией // Психич. здоровье. 2011. № 2. С. 30-35.

5. Голенков А.В., Ронжин А.А. Самостигматизация и дискриминация психически больных // Медицинская сестра. 2009. № 4. С. 7-10.

6. Михайлова И.И. Стигматизация в психиатрии // Психиатрия: национальное руководство / под ред. Т.Б. Дмитриевой,

В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 127-133.

7. Самостигматизация при основных психических заболеваниях:

метод. рекомендации // сост.: В.С. Ястребов, О.А. Гонжал,

Г.В. Тюменкова, И.И. Михайлова. М., 2009. 18 с.

8. Gulliver A., Griffiths K.M., Christensen H. Perceived barriers and facilitators to mental health help-seeking in young people: a systematic review // BMC Psychiatry. 2010. Dec. 30; 10:113. doi: 10.1186/1471-244X-10-113.

9. Loureiro L.M., Jorm A.F., Mendes A.C. et al. Mental health literacy about depression: a survey of Portuguese youth // BMC Psychiatry. 2013. May 7. Vol. 13, N 1: 129.

10. Rickwood D.J., Deane F.P., Wilson C.J. When and how do young people seek professional help for mental health problems? // Med. J. Aust. 2007. Oct. 1. Vol. 187, N 7. Suppl: S. 35-39.

11. Ritsher J.B., Otilingam P.G., Grajales M. Internalized stigma of mental illness: psychometric properties of a new measure // Psychiatry Res. 2003. Nov. 1. Vol. 121, N 1. P. 31-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.