Научная статья на тему 'Факторы, способствующие совершению повторных преступлений на стадии исполнения наказания'

Факторы, способствующие совершению повторных преступлений на стадии исполнения наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
633
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, способствующие совершению повторных преступлений на стадии исполнения наказания»

подростка с миром взрослых — правонарушение как конечное звено, замыкающее эту цепь.

О неблагоприятных тенденциях в указанной сфере свидетельствуют и следующие факты. На 01 января 2008 г. на учете в ПДН только официально состояли 173 373 родителя или законных представителей, отрицательно влияющих на несовершеннолетних, в том числе 103 563 поставлены на учет в текущем году. Как правило, родители выявляются после совершения несовершеннолетним преступления, что значительно снижает возможности работы по ранней профилактике противоправного поведения малолетних. В отношении 13 978 родителей материалы были направлены в органы предварительного расследования для возбуждения уголовного дела по факту ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, зачастую сопряженных с применением физического и психического насилия. В отношении 48 768 родителей материалы были направлены в суд для решения вопроса о лишении родительских прав, и только 36 310 были их лишены.

Подводя итог, следует отметить, что такие факторы, как отсутствие полной семьи наряду с низким образовательным уровнем родителей, отсутствие родительского внимания и воспитание, сопровождаемое применением физического или психологического насилия к несовершеннолетним, приводят не только к нарушению процесса социализации личности несовершеннолетнего, совершившего общественноопасные деяния до достижения возраста наступления уголовной ответственности, но и к необратимым изменениям личностных особенностей, к деформации психики, к искажению моральноценностных ориентиров, что, в свою очередь, приводит к развитию паразитических привычек, и, как следствие, к совершению ими преступлений.

Антонян Е.А.,

канд. юрид. наук, доцент кафедры криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПОВТОРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

Совершению повторных преступлений способствуют недостатки, имеющие место при назначении наказания. Известно, что первой и необходимой предпосылкой успешной реализации целей наказания (исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными,

так и иными лицами) является его соответствие нормам закона, характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обстоятельствам дела, при полном учете смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. Неэффективен как не в меру мягкий приговор, так и слишком суровый. Первый рождает надежду на возможность легко «отделаться» в случае совершения нового преступления, ослабляя или вовсе устраняя чувство страха перед наказанием. Второй — подрывает в осужденном веру в справедливость, вызывает в нем внутренний протест, озлобление1.

Рассматривая весь комплекс факторов, способствующих повторным преступлениям на стадии исполнения наказания следует отметить, что в нем тесно переплетаются причины и условия, отражающие объективные трудности, недостатки, упущения администрации исправительных учреждений и других органов государства в связи с исполнением наказания.

Сегодня отечественная пенитенциарная система поставлена в жесточайшие условия самовыживания в связи с кризисом производства, ухудшением снабжения, разрывом производственных связей с хозяйствующими субъектами, соответствующим ростом незанятости осужденных (до 38% из числа трудоспособных осужденных не задействованы в труде), повлияла на криминологическую обстановку и психологический климат в местах лишения свободы.

К числу факторов, обуславливающих совершение повторных преступлений, необходимо отнести недостаточное материальное обеспечение учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, составляющее лишь около 60% от существующих потребностей: во многих таких учреждениях имеют место нарушения уголовно-исполнительного законодательства в части соблюдения норм материально-бытового и санитарно-медицинского обеспечения осужденных (например, по данным ФСИН, на 1 января 2008 г. в 30 регионах страны не хватало мест для размещения осужденных в исправительных колониях общего режима, в 21 регионе — в исправительных колониях строгого режима, в 12 регионах отсутствуют воспитательные колонии).

В следственных изоляторах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, не созданы условия, отвечающие требованиям санитарно-гигиенических норм и международных стандартов, ощущается острая нехватка лекарств и продуктов питания (расходы на питание осужденных сократились в 1,6 раза, а обеспеченность осужденных вещевым имуществом составляет не более 10% от нормы)2, широко распространены сердечно-сосудистые за-

1 См.: Бобылева И.Ю. Длительные сроки лишения свободы. М., 1992. С. 13, 15, 40, 46.

2 См.: Конев А.А., Муравьев В.В. Преступность молодежи и рецидив. Нижний Новгород, 2003. С. 78—79; Суменков А.К. Рецидив преступлений и проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы. Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 73; Андришин П.В. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений. Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 69.

болевания, психические расстройства, значительно увеличилось количество ВИЧ-инфицированных. В исправительных колониях не достает более 2 тысяч комнат для длительных свиданий, во многих из них отсутствуют технические возможности для реализации предусмотренного ст. 92 УИК РФ права на телефонные разговоры1.

Сложившуюся ситуацию используют ранее судимые и отбывавшие наказания в местах лишения свободы, возбуждая недовольство осужденных и подстрекая их к неповиновению, массовым беспорядкам и другим преступлениям, коллективным отказам от работы, голодовкам и т. п.

К числу обстоятельств, способствующих рецидиву преступлений, на этой стадии следует отнести снижение уровня и качества воспитательной работы с осужденными. В некоторых источниках указываются факты проведения одновременно одним штатным психологом индивидуальной профилактической психологической подготовки с 350 осужденными, что явно не соответствует такому принципу уголовно-исполнительного права, как индивидуализация воспитательной работы. Рассмотренные нами выше криминогенные факторы экономического характера привели к резкому сокращению материально-технической базы для организации воспитательных мероприятий. Во многих исправительных колониях оказалась дезорганизованной работа общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, библиотек, клубов и т. д.

Нередко встречаются факты необоснованного представления лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к условно-досрочному освобождению от наказания. Это обусловлено необоснованным упрощением процедуры принятия решения об условно-досрочном освобождении. Если ранее в соответствии со ст. 99 ИТК РСФСР 1971 г. представление об условно-досрочном освобождении в отношении осужденного к лишению свободы направлялось в суд совместно администрацией ИТУ и наблюдательной комиссией при местном органе исполнительной власти, то в настоящее время в связи с упразднением наблюдательных комиссий администрация исправительной колонии в соответствии со ст. 175 УИК РФ вправе решать этот вопрос самостоятельно. К сожалению, на практике это приводит, с одной стороны, к снижению чувства ответственности самих осужденных, а с другой — к должностным злоупотреблениям со стороны некоторых представителей администрации.

Далеко не бесспорной с точки зрения криминологической обоснованности представляется проведенная Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ реконструкция нормы о рецидиве преступлений (ст. 18 УК РФ).

1 См.: Конев А.А., Муравьев В.В. Преступность молодежи и рецидив. Нижний Новгород, 2003. С. 78—79; Характеристика личности осужденного (социально-психологический) портрет. М., 2004. С. 7.

Речь идет о введенных ограничениях при признании рецидива опасным и особо опасным.

Ранее Федеральным законом от 9 марта 2001 года № 25-ФЗ было проведено в жизнь еще одно весьма спорное в свете криминологических реалий решение о том, что осужденные за особо тяжкие преступления могут претендовать на условно-досрочное освобождение по отбытии не трех четвертей срока наказания (как это предусматривала ст. 79 УК РФ), а по отбытии двух третей такого срока. Указанную категорию преступников вообще надо лишить права на условно-досрочное освобождение исходя из исключительной тяжести содеянного и высокой вероятности рецидива с их стороны. Принятое же законодательное решение, несомненно, существенно осложняет и без того неблагоприятную криминологическую обстановку в стране1.

Рецидиву в местах лишения свободы во многом способствуют организационно-правовые факторы, к числу которых, по мнению специалистов, относятся недостатки:

— в осуществлении надзора за осужденными, вследствие чего становятся возможными правонарушения;

— взаимодействия оперативных подразделений исправительных учреждений и территориальных подразделений криминальной милиции при раскрытии и расследовании преступлений;

— действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в части, касающейся борьбы с рецидивной преступностью в местах лишения свободы. Так, оно не обеспечивает надежной изоляции лидеров криминальной среды от общей массы осужденных. Отсюда возникают некоторые коллизии (например, угроза со стороны осужденного в отношении сотрудника исправительного учреждения в соответствии с ч. 1 ст. 116 УИК РФ является злостным нарушением режима отбывания наказания, а исходя из диспозиции ч. 1 ст. 321 УК РФ данное деяние может быть квалифицировано как преступление).

Сегодня остается без должного внимания тот факт, что определенная часть противоправных действий организованных преступных формирований в местах лишения свободы препятствует достижению целей наказания, дестабилизирует обстановку и обладает очевидной общественной опасностью. К числу этих противоправных действий можно отнести:

— утверждение и поддержание в качестве образца поведения норм преступной морали, пропаганду преступного образа жизни, соблюдение «воровских» традиций, противодействие администрации исправительного учреждения;

1 См.: Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М.: Норма, 2006. С. 47.

— разделение отбывающих наказание на определенные категории с целью запугивания, подавления возможного сопротивления со стороны осужденных;

— создание «воровских касс» с целью материального обеспечения криминальных лидеров и их окружения;

— установление и поддержание нелегальных связей с осужденными, отбывающими наказание в других исправительных учреждениях, а также с преступниками, находящимися на свободе;

— организацию иерархической структуры неофициального управления осужденными в местах лишения свободы;

— осуществление контроля за поступлением и расходованием среди осужденных продуктов питания, одежды, денег, наркотиков, спиртных напитков, средств мобильной связи.

Здесь необходимо упомянуть об известной противоречивости уголовного наказания, заключающейся в том, что его желательные позитивные последствия, для достижения которых оно применяется, связаны с отрицательными, нежелательными последствиями, которые от этих положительных результатов отделить либо вообще нельзя, либо очень трудно.

К неизбежным негативным последствиям лишения свободы относятся: изоляция осужденного из условий обычной жизни общества, ослабление или даже полный разрыв его прежних социально полезных связей, своеобразное привыкание к режиму и обстановке мест лишения свободы и связанные с этим психологические трудности социальной адаптации после отбытия наказания, а также другие обстоятельства подобного рода1.

На стадии постпенитенциарного профилактического воздействия факторами, обуславливающими совершение повторных преступлений, являются:

1) отрицательное влияние ближайшего микросоциального окружения;

2) трудности в трудовом и бытовом устройстве после освобождения;

3) отсутствие контрольно-профилактического воздействия (отсутствие специального органа по постпенитенциарной опеке за освободившимися из мест лишения свободы).

Трудовая и бытовая неустроенность лиц, освобожденных из мест лишения свободы, как результат непринятия своевременных мер органами внутренних дел и исправительными учреждениями, также способствуют повторности преступлений. Так, начальники отрядов заблаговременно направляют в отделы внутренних дел информацию о необходимости трудового и бытового устройства освобождаемых осужденных. Однако соответствую-

1 См.: Липилин А.Г. Криминологические аспекты рецидивной преступности// Преступность и общество. Вып. № 3. М., 2004. С. 111-112.

щие меры не принимаются. Подобные недостатки имеются в работе не только в органах внутренних дел, но и органах местного самоуправления.

Стало правилом трудоустраивать лиц, освободившихся из мест лишения свободы, руководствуясь главным образом стремлением удовлетворить наиболее острые потребности в рабочей силе, недооценивая или даже игнорируя задачу закрепления освобожденных в таком трудовом коллективе, который в большей степени способен оказать на них позитивное воздействие. В результате некоторые лица, освобожденные из мест лишения свободы, при формально удовлетворительном решении вопроса о трудоустройстве оказываются предоставленными самим себе, длительное время находятся в состоянии фактической изоляции от коллектива, что затрудняет их социальную адаптацию. Вместе с тем, только в 2004 г. свыше 316 тыс. безработных совершили преступления повторно1.

Неблагоприятные условия, влияющие на рецидив преступлений, могут также складываться в сфере семейно-бытовых отношений. Они проявляются в различных формах: от отсутствия атмосферы взаимной доброжелательности в семье до активного вовлечения освобожденного в пьянство, разврат либо даже подстрекательство его к возобновлению преступной деятельности2.

Статья 182 УИК РФ лишь в самой общей форме закрепляет права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи.

На совершение повторных преступлений влияет непродуктивная контрольно-профилактическая деятельность. Так, после отмены в 1993 г. уголовной ответственности за нарушение правил административного надзора его эффективность существенно снижена.

Сущность административного надзора, установленного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-У1, заключалась в учреждении контроля и системы ограничений для определенной категории лиц, которые, отбыв наказание в исправительных учреждениях, сохранили антисоциальные навыки и привычки, приведшие к преступному исходу. С помощью разумно подобранных ограничений создается реальная возможность исключить общение поднадзорного с теми, кто разделяет его антиобщественные взгляды и настроения, устраняя, тем самым, одну из первостепенных причин преступности — поддержание и углубление нравов и традиций в сфере правонарушителей, в неформальных группах крими-

1 См.: Превентивный удар МВД. Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев предлагает радикальные меры для предупреждения преступности // Российская газета, 9 августа, 2005, № 173 (3842).

2 Криминологическая обстановка в России и прогноз ее развития // ВНИИ МВД. М., 2006.

С. 14.

нально активных лиц. Сведение до минимума отрицательных контактов и одновременное осуществление контроля за кругом общения поднадзорного затрудняют организацию преступных групп и создают необходимые предпосылки для достижения положительных результатов в формировании нравственного и правового сознания.

Сегодня же под административный надзор берутся не все лица, на которых он распространяется. Нередко административный надзор устанавливается с большим опозданием, осуществляется формально и эпизодически, без оказания воспитательного воздействия на поднадзорного. Подобное вызывает сожаление, т. к. административный надзор как организационно-правовая форма индивидуальной профилактики дает возможность держать в поле зрения значительное число ранее судимых лиц, обеспечивает предупреждение опасных преступлений.

В современных условиях, когда отсутствует специализированный институт социальной помощи для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, основная их масса испытывает непреодолимые сложности в трудоустройстве, приобретении материального источника существования, кроме криминального. Это обстоятельство играет не последнюю роль в том, что У3 лиц, вновь нарушивших закон, обвиняются в совершении краж чужого имущества, а удельный вес ранее привлекавшихся за совершение таких видов повторных преступлений, как грабеж, разбой, вымогательство, превышает соответствующий показатель среди лиц, совершивших преступление впервые.

Все вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что предупреждение рецидивных преступлений, т.е. устранение или нейтрализация тех факторов, которые ее продуцируют в современных условиях, приобретает особую значимость, имеет комплексный характер и требует к себе повседневного внимания со стороны не только правоохранительной системы, но и всех государственных органов и общественных организаций в целом. Снижение такого сложного социального и правового явления, как рецидивная преступность, возможно только в том случае, когда будут предприняты взаимосвязанные и скоординированные меры социального, правового, криминологического и организационного характера в их единстве и взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.