Слово - молодым ученым
А.П. ПОЛТОРАЦКИЙ аспирант кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
Факторы социальных революций в структурных теориях «четвертого поколения»
Статья посвящена проблемам теории революции. Подробно разбирается концепция четвертого поколения «теории социальной революции» Джека Голдстоуна. Анализируются сформулированные ученым определения революции, концепция четырех поколений исследователей теории революции, которая в настоящее время претерпевает изменения в связи со сменой исторической специфики возникновения революционных событий.
Ключевые слова: факторы социальных революций, Джек Голдстоун, структурная теория революции.
Poltoratckiy A.P. The factors of social revolutions in the structural theories the «fourth generation». The article is devoted to the problems of the theory of revolution. The concept of the fourth generation of Jack Goldstone's "Theory of Social Revolution" is being taking apart in details. The definitions of revolution are formulated by the scientist, while the concept of four generations of researchers in the theory of revolution is analyzed in discourse of currently undergoing changes due to the transformation in the historical specifics of the occurrence of revolutionary events.
Keywords: factors of social revolutions, Jack Goldstone, structural theory of revolution.
С конца XX в. современные структурные теории революции получили большую популярность в политической науке. Причиной этому может быть повышение значимости социальных трансформаций, которые мы и можем считать революциями. С помощью современных социологических тео-
* Полторацкий Алексей Павлович,e-mail: [email protected]
рий в области изучения социальных революций можно лучше понять новейшие «революциобразные события»1. Классические теории социальной революции стали базой для новых структурных теорий. Эти теории были созданы для описания и понимания процессов трансформации традиционных обществ в современные. Однако современные революции имеют свою неповторимую историческую специфику и выходят за рамки классических теорий революции. Теоретики, пытаясь успеть за тенденциями, заданными новым временем, создают иные подходы для объяснения причин возникновения революций. Они также занимаются синтезом уже созданных современных теорий социальных революций.
Следующему поколению теории революции, по мнению американского политолога и социолога Джека Голдстоуна, необходима более нейтральная трактовка понятия социальной революции. В работах исследователя революция понимается как «принудительное низложение формы правления, сопровождаемое реконсолидацией власти новыми группами, осуществляющими руководство через новые политические (иногда социальные) институты»2.
Для того чтобы разобраться, что из себя представляет теория революции «четвёртого поколения», необходимо выделить ее кардинальные отличия и новаторский подход к причинам революционных событий и политических кризисов по сравнению с предыдущими поколениями. Для решения этой задачи обратимся к разработанной Дж. Голдстоуном классификации теорий революции3, его собственной син-
4
тетической теории революции .
По Голдстоуну, принято выделять три поколения теории революции. В «первое поколение» входят теории, взявшие за основу социально-психологическое объяснение революций. Теории «второго поколения» обращались к статисти-
1 «Revolution-like events» - «революциобразные события», термин Дж. Голдстоуна, направленный на разрешение проблемы «номинализма» в социологии революции. См., например: Goldstone J.A. Analyzing Revolutions and Rebellions: A Reply to the Critics // Debating revolutions/ Ed. by N.R. Keddie. N.Y.: New York University, 1995, p. 178-200.
2 Goldstone J.A. An Analytical Framework / Goldstone J.A., Gurr T.R., Moshiri.F. (eds.). Revolutions of the Late Twentieth Century. Boulder, 1991, p. 37.
3 Goldstone J.A. Theories of Revolution: The Third Generation // World Politics, 1980, vol. 32, № 3, p. 425.
4 Goldstone J.A. The Comparative and Historical Study of Revolutions // Annual Review of Sociology, 1982, vol. 8, p. 187.
ческим выводам и объясняли революцию как акт «коллективного действия», «политического насилия». К «третьему поколению» относятся современные структурные сравнительно-исторические теории Т. Скочпол, Ш. Эйзенштадта. Политолог указывает на то, что за счёт кластерного анализа «третье поколение» показывает, как кризисные процессы в зависимости от структурных условий приводят к различным результатам.
Позже в статье «К теории революции четвёртого поколения» Голдстоун обобщает свою критику в адрес теорий третьего поколения и анализирует основные тенденции новых исследований революции. Ученый делает вывод о том, что упущения структурных теорий как раз и есть их достоинства. Переключив все внимание на причины и последствия революции, он не поднимает вопрос о самом ходе революции. Если смотреть с этой точки зрения, то упускается значимость культурных и идеологических факторов, лидерства и идентичности людей с революционным движением.
Таким образом, Голдстоун показывает нам, что необходимо отказаться «рассматривать революцию в качестве целостной сущности» и сделать акцент на исследовании того, что называется «революциобразные события» («revolutionlike events») в виде трех относительно автономных и пересекающихся этапов, которые растягиваются на долгие годы: «борьба за власть, крушение государства, реконструкция и консолидация власти»1. Сейчас непредсказуемая природа революционной мобилизации заставляет теоретиков заострять свое внимание непосредственно на процессе становления революции. Структурные предпосылки являются питательной средой, в которой возникает конфликт, но форма и результат противостояния складываются в ходе самого революционного конфликта.
Ученый также отмечает, что в последнее время теория революции эволюционировала в трех направлениях:
- все чаще структурные теории революции применяются ко все более разнообразным революционным событиям, которых гораздо больше, чем великих социальных революций;
1 Голдстоун Дж. К теории революции четвёртого поколения // Логос, 2006, № 5, с. 63.
- возникает необходимость исследовать культурную и идеологическую составляющую революции, также роль случая в революции для ее развития и последствий;
- происходит исследование рисков, на которые сознательно шли народные массы для свержения режима;
При всех ярко выраженных плюсах данного подхода хотелось бы отметить, что и у него есть свои минусы. Критику подхода к рассмотрению причин возникновения социальных революций можно найти у российских ученых. Э.Э. Шульц отмечает, что в «четвертом поколении» присутствует эклектизм - объединение различных взглядов и теоретических положений, которое приводит к нивелированию разногласий между их предпосылками и принципами. Такой подход не является объективным и не позволяет
1
решить поставленные задачи .
В своей статье «К теории революции четвёртого поколения» Годстоун подробно рассматривает так называемые революциобразные события. Например, такой фактор, как формирование протестных идентичностей, уже нельзя обойти стороной. Он необходим для мобилизации людей на рискованные коллективные действия. Под ним подразумевается принадлежность людей к группе, чьи взгляды на сложившуюся ситуацию разделяются и защищаются. Создание таких организаций, как профсоюзы, подпольные партии, способствует мобилизации людей на коллективные действия. Предполагается, что в данных организациях заложена миссия долгосрочных коллективных акций. Протестная ячейка привлекает сторонников путем формирования идеи о том, что именно в ней воплощены принципы справедливости и эффективности, которые ожидаются от действующей власти.
Сюда же можно отнести формирование партизанских отря-
-2
дов и революционных организаций .
Множество исследований подтверждают значительную роль, сыгранную женщинами в революциях. Без гендерных отношений не обошлись революционные движения, женщины являются активными участниками революционных собы-
1 Шульц Э.Э. Причины революций: «Голова или кошелек?» // Историческая психология и социология истории, 2014, №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/prichiny-revolyutsiy-golova-Ni-
- Загл.с экрана (18.04.2019).
2 Голдстоун Дж К теории революции четвёртого поколения // Логос», 2006, № 5, с. 99.
тий. Выступают на уличных демонстрациях, участвуют в гражданских войнах и обеспечивают продовольствием своих сторонников. Гендерный момент может ярко или незаметно присутствовать в революционных движениях. В основном женщины, поддерживающие революционные движения, хотят изменить отношение к ним в обществе: искоренить дискриминацию на рабочих местах, добиться расширения гражданских прав, стать политически значимыми субъектами наравне с мужчинами.
Следующим фактором революционных событий, по Голдстоуну, можно назвать наличие революционного лидера или лидеров. Есть два отличных друг от друга типа лидеров:
- народно-ориентированные вожди занимаются консолидацией и воодушевлением народной массы, являются эталоном справедливости;
- прагматично-ориентированные лидеры сосредоточены на выработке тактики распоряжения различными ресурсами, исходя из заданной событийной основы.
Дж. Голдстоун подвергает анализу тезис: «Парадокс революционного процесса: репрессии - тормоз революций или их ускоритель?»1. Таким образом, ученый поднимает тему репрессий и уступок как фактора в революционных событиях. Эффективность репрессий прежде всего зависит от важности и от контекста события. Публика может расценить репрессии либо как последний шанс на выживание режима, либо как сильный и твёрдый жест действующей власти. При первом варианте протестующие скорее всего пойдут до конца, и жестокость, которую они встретят со стороны режима, будет сигналом, что он должен уйти. В случае, когда мы имеем дело с сильным режимом и против него слабая оппозиция, верх возьмет действующая власть путем уступок или репрессий2.
Никак нельзя обойти стороной такой фактор, как возникновение «молодежного бугра». В настоящее время это один из самых популярных и исследуемых факторов социальных революций. Многие исследователи пытаются предсказать возникновение революционных событий в тех или иных странах на основании формирования там «молодежного бугра». Под «молодёжный бугром» (англ. - youth bulge) под-
1 Там же, с. 83.
2 Там же, с. 86.
разумевается резкий рост молодого населения в стране, на демографическом графике выглядит как выступ или бугор. Термин ассоциируется с проявлением радиальных форм протеста лицами от 15 до 24 лет. Впервые этот фактор введен в «теорию революции» в качестве основополагающего в поиске причин революций Дж. Голдстоуном. Данный фактор был использован в структурно-демографической теории. Рост протестных настроений и революционные периоды коррелируются с волнами демографического роста, а также увеличение доли молодых людей среди населения может привести к социальным протестам. Характеристики «молодежного бугра», по Голдстоуну: 1) высокий процент и быстрый прирост молодежи 15-24 лет по отношению ко взрослому населению; 2) легкость мобилизации молодых людей для участия в социально-политических конфликтах; 3) увлеченность молодежи экстремистскими идеями и гетеродок-сальными религиями; 4) высокий процент молодежи с высшим образованием и не имеющих работы людей. Ученый полагает, что именно молодежь играла ключевую роль в большинстве крупных революций, в том числе и в революциях начала XX в. в развивающихся странах1.
Теория революции постоянно претерпевает изменения, таким образом она реагирует на появление новых революционных событий, имеющих неповторимую специфику. Голд-стоун считает, что ни одной общепризнанной теории четвертого поколения еще не создано, но ясно дает понять, в каком направлении стоит двигаться, как важен комплексный подход для более точного и объективного анализа революции как социального и политического явления.
1 Goldstone J. Population and Security: How Demographic Change Can Lead to Violent Conflict // Journal of International Affairs, 2002, № 56, p. 11-12.