СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.304
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
В РОССИИ
(ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
А.Ю. Домбровская
На основе анализа типологий факторов социальной адаптации инвалидов разработана авторская типология данных факторов. Приведены результаты прикладного социологического исследования, установившего доминирующие детерминанты процесса социальной адаптации инвалидов в современном российском обществе. Представлен перечень практических рекомендаций государственным и общественным организациям социальной поддержки инвалидов по формированию благоприятных условий их социальной адаптации.
Ключевые слова: инвалиды, социальная адаптация, факторы социальной адаптации.
Постановка заявленного предмета исследования актуализируется существованием серьезной социальной проблемы, связанной с низкой степенью социальной адаптированности инвалидов в современном российском обществе. Решение этой проблемы невозможно без научного обоснования доминирующих факторов социальной адаптации этой категории
населения и реализации мер по совершенствованию условий данного процесса. Логика настоящего исследования состоит в последовательном решении ряда задач: теоретический анализ типологизаций факторов социальной адаптации личности в специальной научной литературе, разработка авторской типологии факторов социальной адаптации инвалидов, эмпирический анализ специфики воздействия этих факторов в современном российском обществе, формулировка практических рекомендаций государственным и общественным структурам социальной поддержки инвалидов по совершенствованию социальной регуляции детерминант социальной адаптации этой категории населения.
Прежде всего определим понятие факторов социальной адаптации, идентифицировав их с такими обстоятельствами, при которых создаются условия для протекания самого процесса социальной адаптации. Число действующих на социальную адаптацию факторов довольно велико и требует классификации на отдельные группы факторов. Один из подходов связан с выделением какого-то отдельного фактора, влияющего на процесс адаптации, например, социальной установки инвалида на интеграцию в общность. Следует отметить, что выделение конкретного фактора не дает полной картины условий, влияющих на адаптационный процесс. Другой поход связан с анализом нескольких факторов, например, таких, как способность инвалида к самообслуживанию, передвижению, труду, обучению, наличие поддержки в микросоциальном окружении [1]. С позиций ряда исследователей (Г.Г. Павловец, А.А. Реан и др.) [2,3], данный подход не позволяет понять сущность изучаемого явления, так как в этом случае не анализируется взаимосвязь между выделенными факторами, которая могла бы дать дополнительные сведения о проблеме детерминации процесса адаптации.
Следующий подход связан с выделением факторов - комплексов. Так, П.С. Кузнецов выделяет семь комплексных факторов, влияющих на процесс успешной адаптации [4]: экономический, самосохранение, регулятивный, воспроизводственный, коммуникативный, когнитивный, самореализация. Существенным ограничением данной типологии является нечеткость, размытость границ разных групп факторов. Например, факторы самореализации могут пересекаться с экономическими, воспроизводственными или когнитивными факторами, подменяя и взаимозаменяя друг друга.
Среди групп факторов выделяют также такие, как перманентные (влияние микроокружения) и временные (социальное воздействие лиц, находящихся с человеком во временном контакте); индивидуальные (влияние факторов социальной адаптации на отдельную личность все зависимости от группы, к которой она принадлежит) и групповые (воздействие факторов социальной адаптации на социальную группу инвалидов в целом); макро-, мезо- и микрофакторы [5]. Типология, основанная на крите-
рии уровня воздействия факторов социальной адаптации, имеет, на наш взгляд, существенное ограничение - включает лишь внешние, не зависящие от адаптирующегося индивида факторы влияния на исследуемый процесс. Вместе с тем внутренние или субъективные факторы, очевидно, имеют не меньшую значимость в процессе социальной адаптации человека.
Вообще наиболее распространено дихотомическое деление факторов на внешние - условия социальной среды и внутренние - индивидуальные возможности человека. Так, И.А. Георгиева, основываясь на эмпирическом изучении адаптации личности в коллективе, выделяет следующие наборы внутренних и внешних факторов:
а) к внутренним факторам относятся социально-демографические характеристики участников исследования - пол, возраст, семейное положение, наличие детей и т.д., ценностные ориентации и ряд психологических свойств личности;
б) в качестве внешних факторов выступает комплекс параметров, связанных с видом деятельности группы, - специфические характеристики деятельности и особенности социальной организации коллектива [6].
Переходя к анализу внешних и внутренних факторов социальной адаптации, отметим, что, по сути, внешние факторы - это некие объективные воздействия окружающей среды, которые испытывает индивид в процессе социальной адаптации. Их часто также называют средовыми. Внутренние же факторы социальной адаптации - это субъективные, психосоциальные особенности адаптанта, детерминированные его ценностномотивационной сферой, социальными установками, образом жизни. В специальной литературе данные факторы также принято называть личностными.
В социологической науке довольно твердые позиции имеет также типология факторов социальной адаптации личности на основе критерия степени их объективности. Наиболее полное выражение эта классификация получила в научной дискуссии о существовании позитивистких и феноменологических концепций изучения социальных проблем [6, 7, 8]. Рассматривая эти концепции через призму факторов, детерминирующих процесс социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, представим основные подходы к выделению объективных и субъективных факторов этого процесса. С точки зрения позитивистского подхода инвалид - носитель объективно существующих физических ограничений, с позиций феноменологического подхода инвалид - объект воздействия конструируемого в общественном сознании образа инвалида. Следовательно, позитивизм устанавливает приоритет объективных факторов социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а феноменологический - субъективных.
На основе проанализированных критериев направленности и степени объективности факторов социальной адаптации личности была разработана типология факторов социальной адаптации инвалидов, представленная в таблице .
Типология факторов социальной адаптации инвалидов
Направленность Степень объективности
Объективные Субъективные
Внешние Меры социальной защиты в сфере экономической, социально-психологической, информационной поддержки инвалидов Социальные аттитюды, дискурсы, стереотипы в отношении инвалидов
Внутренние Социальный статус, социальные роли, социальная активность инвалидов Удовлетворенность инвалидов своими социальными статусом, ролями, социальной активностью
Эмпирическое исследование специфики воздействия указанных факторов социальной адаптации инвалидов в России основывалось на использовании комплекса методов сбора и анализа фактуальных данных. В их числе массовое анкетирование инвалидов в Калуге, Туле и Орле (N=1134, выборка репрезентативна по группе инвалидности и возрасту), экспертный опрос работников социальных служб и общественных организаций социальной поддержки инвалидов (15 экспертов в Калуге, Туле и Орле); контент-анализ и дискурс-анализ современных масс-медиа (сплошное исследование выпусков газет «Аргументы и факты», «Российская газета» за период с 2007 по 2012 гг., материалов интернет-форума Disability.ru), вторичный анализ результатов российских социологических исследований отдельных сторон жизнедеятельности инвалидов.
Исследование показало, что доминирующей группой факторов социальной адаптации инвалидов являются внешние объективные факторы, на второй позиции по степени значимости оказались внешние субъективные факторы, на третьей - внутренние объективные и на четвертом месте -внутренние субъективные факторы. Это означает признание инвалидами доминирования внешнего детерминирования процесса своей социальной адаптации над внутренним. Кроме того, такое распределение значимости факторов указывает на довольно важную роль, отводимую инвалидами социальным аттитюдам и стереотипам инвалидности, определяющим во многом отношение населения к людям с ограниченными физическими возможностями.
Одним из эмпирических свидетельств наиболее существенного воздействия внешних объективных факторов на социальную адаптацию инвалидов служит распределение ответов на вопрос о барьерах их социальной
адаптации. В число наиболее часто выбираемых препятствиях входят отсутствие безбарьерной среды (83 % в среднем по всей совокупности исследования), недостаточная материальная поддержка (76 % в среднем по всей совокупности исследования), отсутствие возможности трудоустройства и получения актуального профессионального образования (59 % в среднем по всей совокупности исследования). Экспертный опрос также указывает на преимущество данной группы факторов. Так, по практически единодушному мнению экспертов, наиболее существенным препятствием социальной адаптации инвалидов служат отдельные компоненты созданной в России системы социальной защиты инвалидов и, в частности, внедрение в социально-правовую практику понятия «ограничение способности к трудовой деятельности» как критерия инвалидности и условия получения пособия по инвалидности. Эксперты связывают это понятие с появлением как минимум двух групп проблем: субъективизм чиновников в назначении степени этого ограничения и возникновение условий для пассивизации инвалидов: в случае активной жизненной позиции лицо с инвалидностью при очередном освидетельствовании может получить меньшую степень ограничения к трудовой деятельности и соответственно потерять в размере пособия по инвалидности. Это означает, что на данный момент существуют объективно негативные внешние условия в первую очередь для социально-экономической составляющей социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.
О значимости внешних субъективных факторов социальной адаптации инвалидов свидетельствуют как результаты массового анкетирования, так и данные экспертного опроса, контент- и дискурс-анализов материалов средств массовой информации. Так, в числе наиболее значимых препятствий социальной адаптации инвалиды называют негативные социальные стереотипы, заблуждения и пренебрежительное отношение со стороны населения (47 % инвалидов в среднем по всей совокупности исследования называют эти барьеры, затрудняющие процесс социальной интеграции и адаптации). Эксперты также отмечают серьезность воздействия существующего в российском обществе дискурса инвалидности. Так, по их мнению, в России сегодня доминируют дискурс патернализма (оказание пассивной социальной помощи и отсутствие условий для активной жизнедеятельности инвалидов) и дискурс изоляции (дистанцирование инвалидов от общества, отведение им специальных ниш в виде домов-интернатов и других специализированных учреждений). Эксперты утверждают, что без активного формирования интегрированных систем в профессиональнообразовательной, социально-культурной и иных сфер общества невозможно создание системы благоприятных условий социальной адаптации инвалидов. О доминировании патерналистического и изоляционного дискурсов инвалидности говорят и данные контент и дискурс-анализов масс-медиа. Так, по данным анализа сообщений об инвалидах центральной прессы (га-
зет «Аргументы и факты» и «Российская газета» за последние 2 года) в абсолютном большинстве случаев инвалиды рассматриваются как пассивные объекты получения помощи (67 % публикаций в среднем по всей обследованной совокупности). Внимания заслуживает и общее число сообщений об инвалидах за исследованный период, равное 62 статьям, что составляет 4,5 % от общего числа публикаций. Заметим для сравнения, что удельный вес публикаций в российской прессе, к примеру о государственных служащих, составляет более 30 %. Говоря о представленном в этих сообщениях дискурсе инвалидности, можно отметить доминирование дискурса немощной и бездеятельной инвалидности. Все это указывает на необходимость преодоления дискриминационного общественного мнения о людях с ограниченными физическими возможностями.
Проведенное исследование позволило разработать ряд практических рекомендаций государственным и общественным организациям социальной поддержки инвалидов по созданию благоприятных условий социальной адаптации этой категории населения.
Направления формирования внешних объективных условий социальной адаптации инвалидов состоят в обеспечении благоприятных организационных, правовых и физических условий в различных сферах жизнедеятельности инвалидов. Главным субъектом этого направления являются государственные структуры, в частности, органы власти различного уровня и ветвей. Участие негосударственных структур в обеспечении мер этой группы может сводиться к осуществлению фандрайзинга (поиска внебюджетных средств для реализации проектов создания интеграционных систем и безбарьерного пространства), а также оказание добровольческой помощи в сфере социальной помощи инвалидам, консультирования и посредничества. В сфере экономической активности инвалидов важно создать условия для повышения их профессиональной квалификации инвалидов, создания за счет бюджетных и внебюджетных средств специальных рабочих мест для инвалидов на предприятиях, развитие системы государственных заказов для предприятий инвалидов; оказание содействия общественным организациям инвалидов, частным лицам с ограниченными возможностями здоровья в реализации различного рода инициатив, в том числе предпринимательских и социальноориентированных, содействие альтернативным формам занятости инвалидов - их самозанятости, индивидуальному предпринимательству (предоставление начального капитала, консультирование, налоговые льготы людям с ограниченными возможностями здоровья, решившим заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица); выплата поощрительных компенсаций для инвалидов, стремящихся к трудовой деятельности (выплаты на осуществление реабилитации, повышение уровня образования и квалификации); развитие системы общественных и временных оплачиваемых работ; развитие интеграцион-
ных систем в сферах среднего, среднего специального, высшего и послевузовского образования; совершенствование профориентационной работы с инвалидами; улучшение системы обеспечения инвалидов ортопедическими средствами, компенсирующими ограниченные возможности передвижения; обеспечение доступной среды как городского пространства, так и различного рода учреждений, делающей возможным их перемещение в пределах разных организаций образовательной и производственной сфер, а также их перемещение к рабочему месту; разработка мер по созданию доступной среды обитания инвалидов открытым образом: с привлечением заинтересованных сторон - представителей строительных организаций, ЖКХ, архитекторов и представителей организаций инвалидов, органов муниципального управления.
В целях создания благоприятных условий для социальнопсихологической адаптации инвалидов необходимо развитие в деятельности социальных служб и общественных объединений инвалидов наряду с инструментальной помощью различных форм психологической поддержки: индивидуальные и групповые занятия с психологом, тренинги личностного роста; организация работы службы знакомств для людей с инвалидностью в составе организаций социальной поддержки или как самостоятельных учреждений; активизация такой формы работы общественных объединений и социальных служб, как фасилитация и стимулирование инвалидов, имеющих установку на ограниченное пространство своей жиз-недетельности к поэтапной интеграции: от выхода за пределы своего жилища до посильного участия в жизни социума; развитие служб или отделов консультирования людей с ограниченными возможностями здоровья, готовящихся к деторождению и ставших родителями; обеспечение государственной и общественной поддержки организациям, общественным объединениям и отдельным лицам, создающим Internet-сайты и организующим форумы для общения людей с ограниченными возможностями здоровья.
Условиями социально-культурной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья служат: повышение степени доступности учреждений культуры и досуга для инвалидов (формирование соответствующей ценовой политики, приспособление помещения учреждений социально-культурной сферы для людей с ограниченными возможностями передвижения); обеспечение общественной и государственной поддержки творческим коллективам инвалидов в процессе их создания и функционирования; развитие в деятельности социальных служб и общественных объединений людей с ограниченными возможностями здоровья диффузных форм работы, состоящих в оказании содействия инвалидам в организации их культурного досуга; общественная и государственная поддержка социально-культурных инициатив людей с ограниченными возможностями здоровья и их объединений. Кроме того, немаловажным является создание
информационных центров для людей с ограниченными возможностями здоровья (отдельных или в составе социальных служб), в которых будут аккумулированы все необходимые инвалидам сведения: правового, медицинского, психологического, иных профилей; общественная и государственная поддержка создания интерактивных карт доступных для посещения инвалидами объектов социальной инфраструктуры каждой отдельной территории и населенного пункта; общественная и государственная поддержка создания специализированных Intemet-сайтов для людей с ограниченными возможностями здоровья, авторами которых являются сами инвалиды; обеспечение возможности людям с инвалидностью публиковать подготовленные ими материалы в прессе и участвовать в создании теле-и радиопрограмм об опыте преодоления ими жизненных ограничений.
Формирование позитивных внешних субъективных условий социальной адаптации инвалидов заключается в обеспечении благоприятного воздействия общественного дискурса инвалидности на различные сферы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Общей спецификой этих мер является необходимость преодоления образа пассивной и зависимой инвалидности в массовом сознании и конструирования социально адекватного и недискриминационного воздействия общественного дискурса инвалидности на различные сферы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Ведущим субъектом осуществления мер данного направления являются средства массовой информации и прежде всего масс-медиа, имеющие в составе учредителей органы власти. При этом органам власти, в частности существующим в их составе комитетам по взаимодействию со средствами массовой информации, необходимо координировать работу по систематической информационной поддержке инвалидов. Специфика роли общественных объединений в реализации мер этой группы состоит в организации различного рода социальных акций по формированию позитивных социальных аттитюдов о людях с ограниченными возможностями здоровья и подготовке масс-медиа материалов о жизнеустройстве инвалидов в положительном контексте и способах решения ими проблем их социальной адаптации.
В данном аспекте важна реализации следующих мер: увеличение удельного веса материалов средств массовой информации о людях с ограниченными возможностями здоровья, активно участвующих в производственной сфере общества или успешно руководящих собственным индивидуальным предприятием; активное транслирование масс-медиа - сообщений об успехах инвалидов в сфере производства духовных и интеллектуальных ценностей, в сфере образования, социальной защиты и других сферах воспроизводства личности, что будет содействовать преодолению общественных стереотипов и заблуждений об инвалидности, указывающих
на неспособность людей с ограниченными возможностями здоровья активно и успешно участвовать в экономической и духовной сферах жизни социума; более регулярная и активная публикация материалов средств массовой информации об опыте различных образовательных учреждений в создании интеграционных систем обучения для инвалидов, проблемах и позитивных результатах этих систем, отзывы различных сторон о функционировании данных интеграционных систем (педагогов, обучающихся с инвалидностью, обучающихся не-инвалидов, их родителей); увеличение репрезентации людей с ограниченными возможностями здоровья в материалах средств массовой информации с целью повышения социального статуса данной общности в общественном сознании, в процессе создания материалов масс-медиа об инвалидах необходимо рассказывать о них с позиций выполнения ими социальных ролей и функций, в частности, об успешном опыте создания людьми, имеющими ограничения здоровья, собственной семьи и воспитания своих детей; большая часть транслируемых средствами массовой информации сообщений об инвалидах должна передаваться от первого лица, люди с ограниченными возможностями здоровья должны быть представлены как лица, способные к активной общественной жизни и выполнению множества значимых социальных функций; средствам массовой информации, педагогам образовательных учреждений и учреждений культуры следует просвещать не только взрослых, но и детей о том, как следует относиться к инвалидам; важно создать детям информационные условия для формирования у них адекватных и недискриминационных представлений о людях с ограниченными возможностями здоровья; преодоление в масс-медиа пространстве дискурса ценности успеха и материального благополучия как меры жизненного пути человека, конструирование дискурса первенства личностных способностей, талантов и человеческих качеств взамен внешней красоты и финансовой состоятельности; численное увеличение материалов средств массовой информации, осуществляющих информационную поддержку людей с ограниченными возможностями здоровья; организация скрытого субтитрирования общественно значимых, информационных и других телепрограмм, в том числе освещающих проблемы социальной адаптации инвалидов; активизация процесса выпуска кино- и видеопродукции с субтитрами, подготовки теле- и радиопрограмм публицистической, образовательной, научнопознавательной и культурно-просветительной направленности, адресованных инвалидам, программ по заявкам инвалидов; разработка и реализация региональных целевых программ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации (примерный проект такой программы см. в приложении); регулярное проведение конкурса среди журналистов на лучшую публикацию, радио-, телепередачу для инвалидов; создание в печатных изданиях специальной рубрики, где люди с ограниченными возможностями здоровья смогли бы делиться собственным опытом преодоле-
ния жизненных затруднений, своим творчеством и т.д.; установление регулярной обратной связи специалистов в области права, психологии, социальной защиты с инвалидами посредством функционирования специальных рубрик и программ в средствах массовой информации; дальнейшее развитие издания центральных и региональных специализированных газет для инвалидов (наподобие «Русского инвалида», «Вестей ВОИ» и т.д.); организация средствами массовой информации социальных акций для оказания реальной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, призыв общественности откликнуться на их нужды.
Список литературы
1. Павловец Г.Г. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов: дис... д-р психол. наук. СПб. 1999.
2. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности. // Вестник СПбУ. 1995. №3. Сер. 6. С. 74-79.
3. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов: СГУ, 1991.
4. Быстрова Л.И. Социетальная взаимоадаптация: проблемы
теории (методология и стратегии исследования). М.: Социально-
политическая мысль, 2011. 306 с.
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: МГУ, 1997.
6. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла. М.: Флинта, 2012. 161 с.
7. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: хрестоматия / пер. с англ.; сост. И.Г. Ясавеев. Казань: Казанский ун-т, 2000. 224 с.
8. Боллигер Л.В. Влияние гендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию женщин. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. техн. ун-та, 2011. 123 с.
Домбровская Анна Юрьевна, канд. социол. наук, доцент, Россия, Орел, Орловский государственный институт искусств и культуры.
FACTORS OF SOCIAL ADAPTATION OF THE DISABLED IN RUSSIA (ONMATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)
A. Y. Dombrovskaya
On the basis of the analysis of the typology of the factors of social adaptation of disabled people developed the author's typology of these factors. Given the results of applied sociological research, established a dominant determinants of the process of social adaptation of the disabled in the modern Russian society. Provides a list of practical recommendations
for the state and public organizations of social support of the disabled for the creation offa-vorable conditions for their social adaptation.
Key words: people with disabilities, social adaptation, social adaptation factors.
Dombrovskaya Anna Yurievna, candidate of sociological Sciences, associate Professor, Russia, Orel, Orel State Institute of arts and culture.
УДК 316.334.4
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
М.Ю. Крутиков
Рассмотрено правовое воспитание как составной контролируемый элемент правосоциализационного процесса. Проанализировано понятие правового воспитания, его цель, формы, средства и методы. Особое внимание уделено такой форме правового воспитания как правовое обучение. С учетом данных официальной статистики и результатов социологических исследований сделан вывод о качестве и результативности правового воспитания, реализуемого в системе среднего образования.
Ключевые слова: правовое образование, воспитание, правовая социализация, правосознание.
Правовое воспитание является основной составляющей системы контролируемой (направленной) формы правовой социализации. П.С. Са-мыгин под направленной формой правовой социализации понимает специально разработанную систему средств воздействия на индивида в целях формирования правовой личности, сознание и поведение которой соответствует целям и интересам общества [1]. В социологии права правовое воспитание определяется как «процесс формирования системы знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения» [2].
Единый подход к определению понятия правового воспитания отсутствует. Принято выделять в данном понятии широкий и узкий смысл. По мнению З.Н. Каландаришвили, в широком смысле правовое воспитание включает весь многогранный процесс формирования правового сознания и правовой культуры личности под влиянием общественно-политических, социально-экономических и иных факторов. В узком смысле - это систематический, целенаправленный, управляемый педагогический процесс воздействия на сознание людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, знаний и убеждений [3].
Обобщая различные точки зрения ученых в отношении понятия правового воспитания, И.П. Усимова предлагает понимать его как «процесс, направленный на воспитание правового сознания, правовой культу-