УДК 502.22;612:574.2
ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
А.В. Арефьева, Н.М. Фатеева
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» г. Тюмень, Россия
Аннотация. Цель исследования произвести оценку уровня физического здоровья студентов Тюменского государственного университета и установить факторы, снижающие этот показатель. Уровень физического здоровья определен по методике Г. Л. Апанасенко. Функциональное состояние организма оценено с помощью физиологических индексов Кетле, Робинсона, Скибинского, вегетативного индекса, индекса функциональных изменений, индекса силы. Полученные результаты обработаны с применением программы Excel. Важным условием нашего исследования было овладение студентами навыков проведения простейших морфофункциональных измерений (измерение артериального давления, пульса, жизненной емкости легких и других показателей). Установлено, что, несмотря на низкий уровень физического здоровья, функциональные резервы организма студентов и их адаптационные возможности удовлетворительны. Показатели, существенно влияющие на общее снижение уровня здоровья — кистевая сила рук и весо-ростовой индекс, вполне подвергаются коррекции изменением отношения к своему здоровью и образу жизни.
Ключевые слова: физическое здоровье, физиологические индексы, студенты, кистевая сила рук, частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких.
Введение. Здоровье нации — одно из фундаментальных понятий Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Особого внимания требует контроль состояния здоровья людей репродуктивного возраста, как будущего нации. В полярной системе «здоровый—больной» есть ряд переходных состояний, характеризующихся различными морфофункциональными показателями, совокупность которых обеспечивает различную степень приспособленности организма к неблагоприятным условиям среды от вполне удовлетворительной адаптации до срыва механизмов адаптации. В современной медицинской и педагогической науке широко используют методы до-нозологической диагностики, методы исследования функционального состояния организма и соматического здоровья, позволяющие выявить группы риска среди практически здоровых молодых людей и обеспечить проведение профилактических мероприятий для ликвидации факторов риска воз-
никновения заболеваний. Личностно ориентированная направленность взрослой части общества на укрепление их индивидуального здоровья и формирование ответственного отношения к нему является хорошим примером и эффективно содействует нормальному физическому и психическому развитию молодежи.
Актуальность данной проблемы очевидна и ее решение требует совместных усилий общества и каждого отдельного его представителя. Общество должно мотивировать молодых людей к выбору здорового образа жизни, умению производить оценку своего физического здоровья, выявлять факторы снижения функциональных резервов организма.
Цель исследования: оценить уровень физического здоровья студентов Тюменского государственного университета и установить факторы, снижающие этот показатель.
—--—-
~ 47 ~
Since 1999
p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3
—--—
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 82 девушки-студентки 1—2 курсов (возраст 18—20 лет). Оценка уровня физического здоровья определена по методике Г. Л. Апанасенко. Методика широко применяется в медицинской и педагогической практике, она достаточно объективно оценивает резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, осуществляющих транспорт кислорода, в условиях статических и динамических нагрузок [1, с. 30; 2, с. 11; 3, с. 34] Оценка функционального состояния организма проведена с помощью оценочных индексов Кетле, Робинсона, Скибинского, вегетативного индекса Кердо, индекса функциональных изменений, индекса силы [4]. Полученные результаты обработаны с применением программы Excel. Важным условием нашего исследования было овладение студентами навыков проведения простейших морфофункциональных измерений (артериального давления, частоты пульса, жизненной емкости легких и других показателей) на практических занятиях и составление индивидуального
паспорта здоровья. Подобный подход используется в педагогической практике [5, с. 63].
Результаты исследования. Анализ полученных результатов исследования позволил выявить у студентов уровень физического здоровья: у 40,5% средний уровень и низкий у 35,2% обследованных. Показатели ниже среднего уровня отмечены у 10,8%, выше среднего уровня — у 13,5% студентов, высокого уровня физического здоровья не выявлено (табл. 1, рис. 1). К снижению физического здоровья может привести каждый из параметров, являющихся его составной частью: недостаток жизненной емкости легких (ЖЕЛ), избыток массы тела или ее дефицит, недостаточная кистевая сила, отклоняющиеся от нормы частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД). Поэтому, кроме общей оценки уровня физического здоровья, необходимо учитывать и значение каждого показателя, так как это дает возможность определения «слабых мест» организма индивидуума и открывает возможности для применения здоровьесберегающих технологий.
Таблица 1
Показатели физического здоровья студентов, % (по Л.Г. Апанасенко, 1988)
Показатели физического здоровья Уровни физического здоровья
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Масса тела/Рост 12,9 29 58,1 — —
ЖЕЛ/Масса тела 12,9 16,1 22,6 9,7 38,7
Сила кисти/Масса тела 67,7 25,8 3,2 3,2 —
ЧССхАДс/100 6,5 16,1 9,7 32,2 35,5
Время восстановления ЧСС 13 13 13 32 29
Общий уровень 35,2 10,8 40,5 13,5 —
Рис. 1. Уровень физического здоровья студентов, %
~ 48 ~
—--—
0% 20% 40% 60% S094 100% Рис. 2. Относительные показатели физического здоровья студентов
Таблица 2
Тип соматической конституции
Тип соматической конституции %
Микросоматический 20
Мезосоматический 40
Макросоматический 40
Таблица 3
Оценка гармоничности физического развития по ИГМР
Резко дисгармоничное < 79 баллов Дисгармоничное 80—94 баллов Гармоничное 95—110 баллов Дисгармоничное 111—125 баллов Резко дисгармоничное > 126 баллов
2,5% 12,5% 42,5% 37,5% 5%
Наибольший вклад в снижение комплексного показателя физического здоровья вносит низкий показатель кистевой силы рук и индекс Кетле (табл. 1, рис. 2).
Низкая оценка индекса Кетле может свидетельствовать о несбалансированном питании студентов, слабом развитии мышц, либо, наоборот, об угрозе ожирения или ожирении.
В нашем исследовании установлено, что у 20% студенток тип соматической конституции — микросоматический, а у 40% — макросоматический (табл. 2).
Расчет индекса гармоничности физического развития (ИГМР) обнаружил дисгармоничное и рез-
ко дисгармоничное развитие у 57,5% студентов, причем, у 42,5% студентов дисгармоничное физическое развитие связано с избыточной массой тела (табл. 3).
Слабость кистевой силы рук может служить показателем недостаточного внимания во время занятий физкультурой к силовым упражнениям. Однако если проследить характер социокультурных изменений в обществе за последние 15—20 лет, то можно обратить внимание на снижение нагрузки на мышцы рук, в том числе, обеспечивающих мелкую моторику и письмо.
По данным нашего исследования индекс силы в норме (средний и выше среднего) оказался лишь у 6,4% студентов (табл. 4).
—--—-
~ 49 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3
—--—
Таблица 4
Мор( юфункциональные показатели студентов
Индекс силы Индекс Скибинского Индекс функциональных изменений Индекс массы тела Коэффициент экономичного кровообращения Индекс Кердо
37,6 ± 1,6 13,9 ± 1,04 2,79 ± 0,3 18,2 ± 0,4 2 617,8 ± 125,5 3,9 ± 0,06
р < 0,05 р < 0,1 р <0,1 р < 0,05 р <0,1 р < 0,05
Анализ полученных данных установил, что остальные показатели, входящие в комплексную оценку уровня физического здоровья (по методике Г.Л. Апанасенко) меньше влияют на его снижение. Так, показатель отношения ЖЕЛ к массе тела, характеризующий обеспеченность организма кислородом, у 71% студентов средний и выше среднего. Полученные данные индекса Скибинского, среднее значение которого в группе обследованных составило 13,9 ± 1,04 (р < 0,1), показали удовлетворительные функциональные резервы дыхательной и сердечно-сосудистой систем у студентов (табл. 4). Индекс Робинсона демонстрирует особенности систолической деятельности. Чем выше этот показатель, тем выше функциональные способности сердца. Косвенно этот индекс свидетельствует о потреблении миокардом кислорода. В наших исследованиях у 77,4% студентов средние и выше среднего показатели данного индекса (табл. 1). Коэффициент экономичного кровообращения находится в пределах нормы, что также может свидетельствовать о достаточно хороших ресурсах организма 2617,8 ± 125,5; р < 0,1 (табл. 4).
В целом индекс функциональных изменений, равный 2,79 ± 0,3 (р < 0,1), отражает удовлетворительные функциональные возможности системы кровообращения с умеренным напряжением механизмов регуляции. Это безопасный уровень здоровья. Такие показатели у практически здоровых людей с неясно выраженными нарушениями процессов адаптации могут быть восстановлены методами нелекарственной коррекции, которые компенсируют недостаточность или слабость внутреннего звена саморегуляции функций. Этот показатель динамичный, его некоторое снижение может быть обусловлено накапливающейся усталостью студентов.
Вегетативный индекс составил 3,09 ± 0,06 (р < 0,05), что отражает сбалансированность симпатических и парасимпатических влияний в целом по группе обследованных студентов, хотя инди-
видуальные показатели могут существенно сдвигаться как в сторону симпатических, так и парасимпатических влияний.
Выводы. Установлено, что, несмотря на низкий уровень физического здоровья, функциональные резервы организма студенток и их адаптационные возможности вполне удовлетворительны. Выявленные показатели, существенно влияющие на общее снижение уровня здоровья — кистевая сила рук и весо-ростовой индекс, могут подвергаться коррекции изменением отношения к своему здоровью и образу жизни. Здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться, и только в этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физ. культуры. 1988. № 4. С. 29—31.
2. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика // Валеология. 2006. № 1. С. 5—12.
3. Возницкая О.Э. Актуальные вопросы восстановительного лечения, оздоровления, спортивной медицины: сборник трудов, посвященный 5-летию создания кафедры ЛФК, спортивной и восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии. Челябинск: ЧелГМА, 2008. С. 32—37.
4. Калюжный Е.А., Маслова В.Ю., Титова М., Мас-лова М. Реализация метода индексов для оценки физического развития студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/36255 (дата обращения: 01.06.2016).
5. Афанасьев Е.А., Васильев В.Н., Терентье-ва Ю.В., Сенникова И. А. Методические подходы к оценке здоровья студентов // Бюллетень сибирской медицины. 2003. № 3. С. 61—66.
—--—-
~ 50 ~
—---
FACTORS, THAT REDUCE THE COMPLEX INDEX OF THE HEALTH OF YOUNG PEOPLE
A. V. Arefyeva, N.M. Fateeva
Tyumen State University Tyumen, Russia
Annotation. Analysis and assessment of the level of student's physical health of Tyumen State University were held and factors that reduce this parameter were identified. The level of physical health was determined by the method of G.L. Apana-senko. Functional state was examed by using physiological Ketle's and Robinson's indexes, vegetative index, index of functional changes and power index. The obtained results were processed with Excel. It's important, that our students had skills of carrying out the simplest morphological and functional measurements (measurement of blood pressure, pulse, vital capacity and other indicators). We found out that the level of physical health of students was low, but the functional reserves of a student's organism and their adaptive capacity are acceptable. Indicators that significantly reduce the level of health — power index and weight-height index, are adjusted by changing attitudes towards their health and lifestyle. Key words: physical health, physiological indexes, student, the hand power, heart rate, blood pressure, vital capacity.
REFERENCES
1. Apanasenko G.L., Naumenko R.G. Somatiche-skoye zdorovie i maksimalnaya aerobnaya sposobnost in-divida. Teoriya i praktika phizicheskoy culture, 1988, no. 4, pp. 29—31.
2. Apanasenko G.L. Individualnoye zdorovie: teoriya i praktika. Valeologiya, 2006, no. 1, pp. 5—12.
3. Voznitskaya O.E. Aktualniye voprosi vosstanovi-telnogo lecheniya, ozdorovleniya, sportivnoi medicine: sbornik trudov, posvyaschenniy 5-letiyu sozdaniya kafedri
LFK, sportivnoi i ozdorovitelnoi medicine, kurortologii i fi-sioterapii. Chelyabinsk, ChelGMA, 2008. Pp. 32—37.
4. Kaluzhniy E.A., Maslova V.U., Titova M., Mas-lova M. Realizacia metoda indeksov dlya ocenki fiziche-skogo razvitiya studentov. Sovremennie nauchnie metodi i innovacii, 2014, no. 6. Available at: http://web.snauka.ru/ issues/2014/06/36255 (data obrasheniya: 01.06.2016).
5. Afanasiev V.A., Vasiliev V.N., Terentieva U.V., Sennikova I. A. Metodicheskiye podhodi k ocenke zdo-roviya studentov. Bulleten sibirskoy medicine, 2003, no. 3, pp. 61—66.