МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
УДК 339.92 (470 : 510)
В.В. Побирченко
к.г.н., доцент кафедры мировой экономики
Е.В. Киричкова магистрант направления «Экономика» Институт экономики и управления ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
ФАКТОРЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация
В статье проанализированы предпосылки двухстороннего сотрудничества между Россией и Китаем. Сделан акцент на значимости и перспективности экономического сотрудничества.
Ключевые слова
Экономическое сотрудничество, факторы сотрудничества, стратегическое партнерство.
Россия - крупнейшая евразийская держава, интересы которой в равной степени должны присутствовать как в Европе, так и в Азии, т.к. значительная часть Российской Федерации находится на азиатском континенте.
Крупнейший восточный сосед России - Китайская Народная Республика (КНР) - признанный лидер экономического прорыва, не уступающего, а по ряду показателей даже превосходящего европейские державы. Интенсивный рост экономики и развитие социальной сферы позволили Китаю сегодня занять центральные позиции в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) [1]. Сотрудничество с Китаем крайне важно для России в международном плане. Китай разделяет российский взгляд на будущее устройство мира, которое выражено понятием «многополярности» [7].
В последние годы между Россией и Китаем установлены отношения стратегического партнерства, которое развивается достаточно успешно. Это подтверждается положительными результатами, достигнутыми в двусторонней торговле, объем которой по итогам 2014 г. составил более 95 млрд. долл. США [8], взаимных инвестициях (в конце 2013 г. общий объем накопленных китайских инвестиций в России составил почти 5 млрд. долл. США, российских в Китае - 860 млн. долл. США) [6], финансовом сотрудничестве (в 2014 г. биржевые торги парой юань-рубль выросли в 8 раз) [2] и т.п.
На развитие двухсторонних экономических отношений влияет ряд факторов. Во-первых, национальным интересам обеих стран соответствуют добрососедские, дружественные отношения. Протяженность общей границы России и Китая свыше 4 тысяч километров. Данный факт способствует сближению народов в различных сферах жизнедеятельности. Кроме того, это дает хороший толчок расширению коммуникационных информационных контактов и технологий [9].
Зарождение межгосударственного сотрудничества РФ и КНР произошло еще в XVII веке. Однако, началом активных российско-китайских отношений можно назвать эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути.
Во-вторых, к политической целесообразности дружественных отношений между двумя великими государствами добавляется экономическая составляющая, основывающаяся на объективно существующей взаимодополняемости национальных экономик. Экономическая заинтересованность носит обоюдный характер.
Сотрудничество с Китаем особенно важно для экономического подъема российских регионов Сибири и Дальнего Востока [5]. Растущая китайская экономика объективно нуждается в диверсификации источников ресурсов, как и РФ полезна диверсификация рынков сбыта. Безусловно, КНР заинтересована и в развитии внешнеторгового сотрудничества с Россией, и в сотрудничестве в высокотехнологичных
187
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
областях. Стабильные экономические связи с Россией играют важную роль и в региональном развитии КНР, прежде всего ее северо-восточных провинций.
Кроме того, и КНР, и РФ переживают сейчас переходный (трансформационный) период. Данное положение стран вызывает у них ряд похожих проблем, а, соответственно, возможность вместе находить пути их решения.
В-третьих, позиции наших стран на международной арене по большинству вопросов, в том числе таких основополагающих, как необходимость повышения роли ООН, строгого соблюдения норм международного права, а также по самым острым проблемам - ситуация вокруг Северной Кореи, Ирана, Ирака - совпадают или почти совпадают. Это не может, естественно, не создавать основу для взаимодействия в международных делах.
В целом, прочные, дружественные отношения России и Китая значительно усиливают позиции обеих стран на международной арене, в частности в диалоге с западными партнерами.
В - четвертых, сторонам совместными усилиями удалось решить вопрос прохождения границы, снять навсегда этот раздражитель двусторонних отношений.
Приоритет духовно- нравственных интересов и целей над материально-прагматическими создает благоприятные условия для сближения и всестороннего сотрудничества между народами РФ и КНР.
Все вместе факторы формируют существующую систему взаимоотношений, которая время от времени изменяется под воздействием усиления значимости того или иного фактора.
В целом, Россия и Китай демонстрируют своим примером приверженность стратегии «взаимного выигрыша», готовности к стратегическому сотрудничеству по всем направлениям во имя своих национальных интересов, а не против кого-либо. Россия начинает реальный «поворот на Восток», о котором столь много говорится в последнее время. Дальнейшее масштабное двустороннее сотрудничество в торгово-экономической сфере, а также по освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока отражает понимание российским истеблишментом и российской общественностью всей важности, масштабности и трудности этого стратегического поворота [4] .
При этом, следует помнить, что в XXI веке АТР станет новым и, возможно, одним из основных центров экономического и политического развития мира. Важную роль в этом центре призваны сыграть Россия и Китай. От того, как будут развиваться партнерские отношения между ними и как на это партнерство будут реагировать другие ведущие державы, прежде всего США и Япония, во многом зависит будущая конфигурация международных отношений [3].
Список использованной литературы:
1. Криворотько И.А. Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Корея // Сборник научных трудов SWorld. - Одесса, 2014. - Выпуск 4 (37). - Т.24. - С. 87-91.
2. Московская биржа начала торги фьючерсом на китайский юань // Финам. 17 марта 2015 г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.fmam. ru/analysis/newsitem/moskovskaya -birzha-nachala-torgi-
fyuchersom-na-kitaiyskiiy-yuan-20150317-102719
3. О российско-китайских отношениях в XXI веке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asiapacific.narod.ru/countries/china/o_rossiysko_kit_otnosheniah.htm
4. Петровский, В.Е. Проблемы развития российско-китайских торгово-экономических, финансовых и приграничных отношений. Рабочая тетрадь № 20/2015 / [В.Е. Петровский (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2015. - С.10.
5. Побирченко В.В., Семенова Ю.А. Приграничное сотрудничество как фактор регионального развития: опыт зарубежных стран // Экономика Крыма. - 2014. - № 3(48). - С. 187-194.
6. Прямые инвестиции Китая в Россию превысили 5 млрд долларов // РБК daily [Электронный ресурс ]. -Режим доступа: http://цццюrbcdaily.ru/economy/562949989017603
7. Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения (материалы Всероссийской научнопрактической конференция, МГИМО (У) МИД РФ, г. Москва, 21-22 декабря 2006 г.) / под ред. А.В. Лукина; Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. -М.: МГИМО-Университет, 2007. - С. 45.
188
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
8. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // Портал внешнеэкономической информации (Министерство экономического развития РФ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade
9. Шутаева Е.А. Развитие международного экономического сотрудничества на основе дистанционных трудовых отношений // Научные труды SWorld. - 2007. - Т. 17. -№ 1. - С. 11-13.
© В.В. Побирченко, Е.В. Киричкова, 2015
УДК 338.43.01
Н.А. Полушкин
Аспирант 1 года обучения кафедры государственного и муниципального управления
Экономический факультет ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» г. Саранск, Российская Федерация
К ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКЕ СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются составляющие государственного регулирования развития сельских территорий, выделяются меры со стороны региональных органов власти, реализация которых необходима для достижения эффективной политики сельского развития Республики Мордовия. Предложены некоторые направления совершенствования механизма государственного регулирования развития сельских территорий с учетом дифференцированного подхода.
Ключевые слова
государственное регулирование, сельские территории, приоритетные направления, поддержка, мониторинг
Большую часть Республики Мордовия составляют сельские территории. По состоянию на 1 января 2014 года сельское население РМ составляло 39,3 % (319417 человек) от общей численности (812156 человек).
Несмотря на неблагоприятную демографическую ситуацию, сельская местность республики до сих пор не утратила мощного природного, экономического, историко-архитектурного и этнокультурного потенциала, который при более рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое развитие, эффективную занятость и высокое качество жизни сельского населения.
Принимая это во внимание, а также современную ситуацию с продовольственным обеспечением РФ в целом и ее регионов в частности, необходимостью импортозамещения импортных продуктов питания отечественными и, соответственно, повышенное внимание государства к регулированию сельского развития, можно констатировать необходимость использования этой ситуации в пользу российского крестьянства, в том числе в области сельского развития.
Вектор государственного регулирования развития сельских территорий, как и регулирования АПК, имеет сложную структуру и характеристику. Его составляющие не равнозначны, разнонаправлены и ориентированы на различные инфраструктурные элементы и факторы, под влиянием которых должны формироваться основные направления воздействия.
Государственное регулирование развития сельских территорий региона должно являть собой сочетание государственного экономического регулирования (бюджетная поддержка, кредитно -финансовая политика, налоговая политика, кредитно-денежное страхование, товарные и закупочные интервенции,
189