УДК 616.89-008.441.44-053.6-02 ББК 56.14
ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ
КАПИТОНОВА Н.С.1, БАНЩИКОВА А.В.1, КУЗЫКЯ.С.2, ЗАБОЗЛАЕВА И.В.2, ПАТРАКОВА А.А.2, СМИРНОВА Т.А.1 1ГБУЗ ОКСПНБ №1, г. Челябинск, Россия 2 ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: Kapitonova_nina@bk.ru
Аннотация
Актуальность изучения факторов риска (микросоциальная среда, дебют эндогенного психоза), приводящих к суицидальному поведению, остается важной в современном мире, так как происходит значительное увеличение числа детей и подростков до 18 лет, совершивших суицид. Цель исследования: изучить факторы риска, приводящие к суицидальному поведению у девочек-подростков. Материалы и методы исследования: в исследовании приняло участие 35 подростков женского пола в возрасте от 10 до 16 лет с эндогенными и пограничными нервно-психическими расстройствами Использовались клинические, проективные методики, шкала общего клинического впечатления (CGI), статистический метод - коэффициент корреляции Пирсона. Результаты и обсуждения. Риск формирования суицидального поведения у девочек - подростков существует при нервно-психических расстройствах эндогенного и пограничного уровня. Тяжесть психического заболевания не предопределяет форму истинного или демонстративно - шантажного суицидального поведения. Наличие неблагоприятных микросоциальных факторов увеличивают его риск, значимыми для проявления демонстративно-шантажного суицидального поведения может быть воспитание в условиях детского дома. Выводы. Таким образом, подростки, имеющие психические расстройства различного генеза, проживающие в неблагоприятных микросоциальных условиях, требуют пристального внимания со стороны специалистов, нуждаются в проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение риска суицидальных поведения.
Ключевые слова: суицидальное поведение, истинные суицидальные попытки, демонстративно-шантажное поведение, микросоциальные факторы.
Актуальность. Проблема самоубийств среди подростков продолжает оставаться значимой для нашего общества. В докладе всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2002 год "Насилие и его влияние на здоровье. Ситуации в мире" сказано, что "в категории 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе по числу смертей в результате самоубийства. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия" [5]. Каждый год в нашей стране завершают жизнь самоубийством 200 детей и 1500 подростков, а число попыток составляет в десятки раз больше [5, 6].
Под суицидальным поведением принято понимать различные проявления,
суицидальной активности: действия, включающие суицидальную попытку и
завершенный суицид; суицидальные мысли, представления, переживания; суицидальные замыслы, характеризующиеся разработкой плана (продумываются способы, время и место самоубийства); суицидальные намерения, появляющиеся тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент (решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение) [4].
Суициды условно подразделяются на истинные и демонстративно-шантажные. В первом случае целью выступает желание человека лишить себя жизни, во втором -действия применяются для оказания давления на окружающих, извлечения какой-либо выгоды, манипулирования другими людьми [1, 2].
В настоящее время проблема суицидального поведения остается мало
изученной, несмотря на большой интерес к ней у разных специалистов и ее крайнюю важность в современном мире [7].
Актуальность изучения факторов риска, приводящих к суицидальному поведению, возрастает в психиатрии, так как происходит значительное увеличение числа детей и подростков до 18 лет, совершивших суицид. К формированию суицидального поведения могут приводить разнообразные факторы - от неблагоприятных условий микросоциальной среды до дебюта эндогенного психоза, а также влияние Интернета, который часто является отправной точкой для подростков, желающих совершить самоубийство [3, 8]. Поэтому изучение многообразия причин, побуждающих к суициду, приобретает большую значимость в решении вопросов по профилактике суицидальных действий.
Цель исследования. Изучить факторы риска, приводящие к суицидальному поведению у девочек-подростков.
Материалы и методы исследования. В клиническом исследовании приняло участие 35 подростков женского пола в возрасте от 10 до 16 лет, которые проходили стационарное обследование и лечение в детском клиническом отделении Областной клинической специализированной
психоневрологической больницы №1. Были включены пациенты с различными нозологиями, в соответствии с рубриками МКБ - 10: F20.8 - "Шизофрения подросткового возраста", F21.4 -"Псевдопсихопатическая
(психопатоподобная) шизофрения", F07.8 -"Органическое психическое расстройство, вследствие болезни, повреждения или дисфункции головного мозга", F70 -"Умственная отсталость легкой степени", F43.25 - "Расстройство адаптации со смешанным расстройством эмоций и поведения", F92.8 - "Смешанное расстройство эмоций и поведения", F32.1 -"Депрессивный эпизод средней степени, умеренный". Критериям исключения являлись дети в возрасте до 10 лет.
Использовались следующие методы исследования:
1) Клиническо-психопатологическое, клинико-динамическое и клинико-анамнестическое с оценкой симптомов согласно диагностическим критериям
международной классификации болезней (МКБ-10).
2) Изучение особенностей личности с помощью проективных методик: "Дом, дерево, человек", теста Люшера, "Несуществующее животное", патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник для определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), индивидуальный типологический детский опросник (ИТДО), шкала диагностики депрессивных состояний Зунга.
3) Для оценки клинического состояния применялась шкала общего клинического впечатления на момент осмотра и в динамике CGI (Clinical and Global Impressions Scale). Шкала дает возможность оценить состояние сразу, помогает определить степень тяжести и степень улучшения. Для подсчета средних значений тяжести проявлений нарушений использовались величины в баллах, где отсутствие психических нарушений и пограничные состояния соответствовали 1-2 баллам, слабо и умеренно выраженные - 3-4 балла, сильно и тяжело выраженные психические нарушения - 5-6 баллов. Значительное улучшение состояния оценивалось в 2 балла, небольшое - в 3 балла, без изменений - 4 балла.
4) Статистический метод анализа таблиц сопряженности, критерий (Хи-квадрат) Пирсона. Различия считали статистически значимыми при (р<0,01), незначимыми - при (р>0,01), в промежуточных случаях (0,05<P<0,10) обсуждали тенденцию к различиям.
Все пациенты находились под наблюдением в течение 2016 года.
Результаты и обсуждение. В ходе исследования было выявлено, что суицидальное поведение в большинстве случаев (n=17) встречалось у девочек-подростков со смешанным расстройством эмоций и поведения. В клинической картине преобладали сниженный фон настроения, тревога и эмоциональная лабильность. Причиной для госпитализации в стационар служило нарушенное поведение с прогулами в школе, уходами из дома, агрессивностью и воровством, различными конфликтными ситуациями (недопонимание с родителями, ссоры со сверстниками), после которых большинство подростков (n=13) наносили себе множественные поверхностные порезы
на предплечье с целью привлечь к себе внимание. Меньшая часть пациентов (п=4) делали глубокие порезы на предплечье, пытались повеситься, употребляли большое количество сильнодействующих
лекарственных средств, с целью покончить жизнь самоубийством. При исследовании личностных особенностей у большинства пациентов из этой группы были выявлены эмоциональная лабильность, тревожность, сензитивность и агрессивность, высокий уровень психопатизации и низкий уровень невротизации. По шкале диагностики депрессивных состояний Зунга у большинства пациентов (п=13) со смешанным расстройством эмоций и поведения депрессии не было, у двоих пациентов - умеренная степень, у двоих -легкая.
У пациентов с шизофренией подросткового возраста (п=7) в клинической картине преобладала галлюцинаторно-параноидная симптоматика. Под
воздействием императивных вербальных псевдогаллюцинаций двое подростков пытались лишить себя жизни (одна пациентка нанесла глубокие порезы на предплечье, вторая - употребила большое количество сильнодействующих препаратов). Основное количество (п=5), наносили поверхностные порезы на предплечья, с целью привлечь внимание родителей к своему состоянию, в том числе одна пациентка с психопатоподобной шизофренией, у которой также отмечалось асоциальное поведение, немотивированная жесткость, социальная самоизоляция. При исследовании личностных особенностей у пациентов из этой группы отмечалось значительное повышение по шкале интроверсии, умеренное повышение по шкалам агрессивности, ригидности, спонтанности, что свидетельствовало о замкнутости, отгороженности, избирательности в контактах, преобладание
характерологических черт по шизоидному типу. По шкале диагностики депрессивных состояний Зунга у 5 пациентов депрессии не было выявлено, у одной - умеренная степень и у одной - легкая.
У подростков с органическим психическим расстройством (п=5) в клинической картине преобладали когнитивные нарушения (снижение памяти, внимания, трудности в
обучении), эмоциональная неустойчивость, приступы злобы и агрессии, во время аффективных вспышек они наносили себе поверхностные порезы на предплечья, угрожали выпрыгнуть в окно, свести счеты с жизнью. У них истинных суицидальных попыток зафиксировано не было. При исследовании личностных особенностей у пациентов из этой группы были выявлены эмоциональная неустойчивость,
импульсивность, ригидность, агрессивность и тревожность. По шкале диагностики депрессивных состояний Зунга депрессии не было.
Пациенты с диагнозом легкой умственной отсталостью (п=2), характеризовались интеллектуальным дефектом, нарушениями поведения в виде дурашливости, конфликтности, двигательной
расторможенности, драчливости. Во время очередных ссор возбуждались, угрожали уйти из жизни, наносили себе поверхностные порезы на предплечья. Истинных суицидальных попыток зафиксировано не было. При исследовании личностных особенностей были выявлены повышенные показатели по шкалам экстроверсии, эмотивности и тревожности, что проявлялось в поверхностности контактов, эмоциональной неустойчивости, склонности к тревожным переживаниям. По шкале диагностики депрессивных состояний Зунга депрессии не было.
У подростков с расстройством адаптации со смешанным расстройством эмоций и поведения (п=3) после перенесенных значимых психотравмирующих событий, например, потери близких людей, в клинической картине отмечалось сниженное настроение, тревога, беспокойство и гнев, на этом фоне они наносили поверхностные порезы на предплечья, но не с суицидальной целью. При исследовании личностных особенностей отмечались избыточные показатели по шкалам тревожности, сензитивности, что
характеризовалось эмоциональной
неустойчивостью, склонностью к
переживаниям. По шкале диагностики депрессивных состояний Зунга депрессии не было.
У пациента с умеренным депрессивным эпизодом в клинике отмечались сниженное настроение, утрата интересов и способности получать удовольствие, заниженная
самооценка, идеи вины и самоуничижения, суицидальные действия (подросток нанесла себе глубокие продольные порезы на предплечьях с целью умереть). При исследовании личностных особенностей отмечалась эмоциональная неустойчивость, потребность нравиться окружающим, эмоциональная напряженность, стремление уйти от проблем сталкивалось с серьезным препятствием, вызывающим чувство протеста, непосредственность поступков, высказываний
были поспешными и опережали их продуманность, ощущение изолированности и непонятности окружающими,
неудовлетворенная потребность в признании и общности интересов среди значимого окружения. По шкале диагностики депрессивных состояний Зунга - была выявлена депрессия легкой степени. Особенности форм суицидального поведения представлены в табл. 1.
Таблица 1
формы суицидального поведения у подростков при различных нозологиях
ч Диагнозы
Формы суицидального поведения
Число
пациент
ов
Смешанно е
расстройст во эмоций и
поведения (п=17)
Расстройст ва
шизофрени
чес
кого
спектра
(п=7)
Органичес кое
психическо е
расстройст во
(п=5)
Умственн ая
отсталост ь легкой степени (п=2)
Расстройств о
адаптации со
смешанным расстройств ом эмоций и поведения (п=3)
Депрессивн ый эпизод умеренный
(п=1)
Истинные
суицидальные
попытки
0
Демонстратив но-шантажное поведение
28
13
Всего
35
17
7
4
2
0
0
1
5
5
2
3
0
7
5
2
3
1
Степень тяжести клинических проявлений оценивалась по шкале общего клинического впечатления ССТ-Б. У пациентов с шизофренией подросткового возраста, умеренным депрессивным эпизодом, состояние расценивалось, как сильно выраженные психические нарушения и соответствовало 5 баллам, подростков с легкой умственной отсталостью,
органическим психическим расстройством, смешанным расстройством эмоций и поведения и расстройством адаптации, как умеренно выраженная - 4 балла.
В ходе исследования также были проанализированы микросоциальные
факторы, которые расценивались, как неблагоприятные и были представлены следующим образом: 12 подростков проживали в неполных семьях, 9 - с родителями, злоупотребляющими алкоголь, в условиях детского дома воспитывалось 9 подростков, отягощенная наследственность по законченным суицидам отмечалась у 6 пациентов, тяжелую психотравму (потерю близкого человека) перенесли трое подростков.
Было выявлено, что несколько неблагоприятных микросоциальных
факторов могли присутствовать у одного пациента, тем самым усиливая тяжесть состояние и увеличивая риск возникновения суицидального поведения заболевания и которые распределились следующим образом: большое количество отмечалось у подростков со смешанным расстройством эмоций и поведения (п=20): 7 подростков проживали в неполной семье, у 4 - родители злоупотребляли алкоголем, двое
воспитывались в условиях детского дома, наследственность, отягощенная по законченным суицидам - у 4, тяжелая стрессовая ситуация (потеря близкого человека) у троих.
Один пациент с расстройствами шизофренического спектра проживал в неполной семье, двое воспитывались в условиях детского дома, двое имели наследственность, отягощенная по шизофрении, законченные суицидам.
Один подросток с органическим психическим расстройством проживал в неполной семье, у одного - родители
страдали алкоголизмом, трое воспитывались в условиях детского дома.
Двое пациентов с умственной отсталостью воспитывались в условиях детского дома. Двое пациентов с расстройствами адаптации проживали в неполных семьях, у двоих родители страдали алкоголизмом. Подросток с умеренным депрессивным эпизодом
проживал в неполной семье, где родители страдали алкоголизмом.
Проанализированные факторы
(нозологические формы и микросоциальные условия), влияющие на различные формы суицидального поведения представлены в табл. 2.
Таблица 2
Факторы риска суицидального поведения у под
остков
^Формы суицидального Истинные Демонстративно- Достоверность
поведения шантажные различии
(р)
Факторы ^^^^
риска ^^^^
1. Нозологические формы
Смешанное расстройство эмоций (П=4) (П=13) р>0.05
и поведения Х2 =6,954 Х2 =8,102
(П=17) df =5 df =5
Расстройства (П=2) (П=5) р>0.05
шизофреничес Х2 =6,954 Х2 =8,102
кого спектра(п=7) df =5 df =5
Органическое психическое (П=0) (П=5) р>0.05
расстройство Х2 =6,954 Х2 =8,102
(П=5) df =5 df =5
Умственная отсталость легкой (П=0) (П=2) р>0.05
степени Х2 =6,954 Х2 =8,102
(П=2) df =5 df =5
Расстройство (П=0) (П=3) р>0.05
адаптации со смешанным Х2 =6,954 Х2 =8,102
расстройством эмоций и df =5 df =5
поведения
(П=3)
Депрессивный эпизод умеренный (П=1) (П=0) р>0.05
(П=1) Х2 =6,954 Х2 =8,102
df =5 df =5
2. Микросоциальные факторы
Неполная семья (П=4) (П=17) р>0.05
Х2 =,0300 Х2 = 0,863
df = 1 df=1
Алкоголизм у родителей (П=2) (П=5) р>0.05
Х2 =0,402 Х2 = 0,526
df=1 df=1
Воспитание в условиях детского (П=0) (П=10) р<0.05*
дома Х2 = 1,969 Х2 = 3,500
df=1 df=1
Смерть близкого человека (П=1) (П=2) р>0.05
Х2 =0,365 Х2 =0,365
df=1 df=1
наследственность, отягощенная (П=2) (П=4) 0,01<р< 0,05**
по психическим заболеваниям Х2 =2,593 Х2 =1,225
df=1 df=1
Примечание: различиям
p<0.05- различия статистически значимы, ** 0,01<р< 0,05- тенденции к
Выявлено, что демонстративно-шантажное поведение при наличии фактора
риска (воспитание в условиях детского дома), было статически значимо (Хи-квадрат
*
Пирсона = 3,500, ёГ=1, р<0.05) и наметились тенденции к различиям по риску истинного суицидального поведения при отягощенной наследственности по психическим заболеваниям (Хи-квадрат Пирсона = 2,593, Г=1, 0,01<р< 0,05).
За время пребывания в стационаре все пациенты получали комплексную
реабилитационную помощь.
Медикаментозная терапия осуществлялась корректорами поведения: тиоридазин до 75 мг/сут, хлорпротиксен до 50 мг/сут; транквилизатор гидроксизин 25-50мг/сут; антидепрессантами из группы СИОЗС: флувоксамин 100 мг/сут. Для купирования галлюцинаторно-параноидной симптоматики использовались галоперидол 5-10мг/сут, хлорпромазин 50-75мг/сут. Длительность пребывания составила 30-45 дней, в зависимости от тяжести состояния. При повторном обследовании клиническое состояние большинства подростков (п=29) по шкале БОИ оценивалось, как большое улучшение и соответствовало 2 баллам, у 5 пациентов - небольшое улучшение, 3 балла и 1 - без изменений, 4 балла. Катамнестические наблюдения в течение 6 месяцев показали, что повторно обратились за помощью 3 подростков, у которых на фоне самостоятельной отмены терапии отмечалось ухудшение состояния (вновь совершали суицидальные поступки).
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что риск формирования суицидального поведения у девочек - подростков существует при всех нервно-психических расстройствах, как эндогенного, так и пограничного уровня. Тяжесть психического заболевания не всегда позволяет предопределить форму суицидального поведения истинное, либо демонстративно - шантажное. Наличие неблагоприятных микросоциальных
факторов увеличивают риск формирования суицидального поведения, например, значимыми для проявления демонстративно-шантажного суицидального поведения может быть воспитание в условиях детского дома. Для подтверждения (или опровержения) значимости данных факторов необходимы дальнейшие исследования на большей выборке респондентов.
Выводы. Таким образом, подростки, имеющие нервно-психические расстройства и проживающие в неблагоприятных микросоциальных условиях, требуют пристального внимания со стороны различных специалистов, нуждаются в проведении комплекса профилактических мероприятий, включающих психолого-педагогическую, психотерапевтическую коррекцию, медикаментозное лечение, работу с семьей, которые направлены на снижение риска суицидальных поведения.
Список литературы
1. Ермольева Е.А. Суицидальное поведение в дебюте эндогенного заболевания /Е.А. Ермольева //Материалы XIII съезда психиатров России. - М., 2000. - 314 с.
2. Иванова И.П. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. /И.П. Иванова, Т.Ю. Иванова //Общество с ограниченной ответственностью "Центрразвития научного сотрудничества". - 2010. - Т. 1 - №11. - С. 126-129.
3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. /А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1977. - 208 с.
4. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире [Электронный ресурс] /Всемирная организация здравоохранения, 2002. - Режим доступа: http://www.who.int
5. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
6. Психологическая помощь близким [Электронный ресурс] / И.Г. Малкина-Пых. - Режим доступа: http://www.telenir. net
7. Суицидальное поведение подростков [Электронный ресурс]: методическая разработка (педагогические чтения) / Л.В. Камынина. - Режим доступа: http://nsportal.ru
8. Aboujaoude E. Рост уровня суицидов: недооцененная роль интернета? /E. Aboujaoude. // World Psychiatry. -2016. - №15. - P. 225-226.
RISK FACTORS OF SUICIDE BEHAVIOUR AT GIRLS-TEENAGERS
KAPITONOVA N.S.1, BANSHCHIKOVA A.V.1, KUZYK YA.S.2, ZABOZLAEVA I.V.2, PATRAKOVA A.A.2, SMIRNOVA T.A.1 1SBHIRCSPNH №1, Chelyabinsk, Russia 2 FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: Kapitonova_nina@bk.ru
Abstract
Relevance of studying of the risk factors (the microsocial environment, a debut of endogenic psychosis) resulting in suicide behavior remains important in the modern world as there is the significant increase in number of children and teenagers up to 18 years which made a suicide. Research objective: to study the risk factors resulting in suicide behavior at teenage girls. Materials and research techniques: 35 female teenagers aged from 10 up to 16 years with endogenic and boundary psychological frustration shared in a research clinical, projective techniques, a scale of general clinical impression (CGI), a statistical method - a coefficient of correlation of Pearson Were used. Results and discussions. The risk of formation of suicide behavior at girls - teenagers exists at psychological frustration of endogenic and boundary level. Weight of a mental disease does not predetermine a form of the true or is demonstrative suicide behavior. Existence of adverse microsocial factors increase its risk, for manifestation demonstrative suicide behavior education in the conditions of orphanage can be significant. Conclusions. Thus, the teenagers having the alienations of various genesis living in adverse microsocial conditions require close attention from experts, need holding the preventive actions directed to decrease in risk suicide behavior.
Keywords: suicide behavior, the true suicide attempts, demonstrative behavior, microsocial factors.