А. А. Пушкина
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА (на примере оркестра баянистов им. П. И. Смирнова Дворца учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга)
Работа представлена кафедрой социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор И. А. Ивлиева
Статья отражает результаты теоретического и экспериментального исследования по проблеме раскрытия потенциала социально-культурной деятельности в развитии личности участников самодеятельного творческого объединения. Новизна и актуальность поставленной проблемы обусловлены попыткой автора рассмотреть коллектив художественной самодеятельности, а именно оркестр баянистов им. П. И. Смирнова, как открытую педагогическую систему; конкретизации сущности понятия «социально-культурная активность» как цели и результата ее функционирования; создание механизма, обеспечивающего эффективность социально-педагогического процесса развития личности воспитанников творческого объединения.
Ключевые слова: личность, социально-творческая активность, коллектив самодеятельного творчества, факторы развития социально-творческой активности участников коллектива, модель развития социально-творческой активности в коллективе художественной самодеятельности.
A. Pushkina
FACTORS OF TEENAGERS' SOCIAL AND CREATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT
IN AN AMATEUR CREATIVE GROUP (based on Pawel Smirnov Orchestra of the Palace of Studying Youth in St. Petersburg)
The article describes the results of the theoretical and experimental investigation on the potential of social and cultural activity in personal development. The novelty and importance of the problem consist in the author's attempt to examine an amateur talent group, namely Pawel Smirnov Orchestra, as an opened pedagogical system. The author concretises the substance of the notion "social and creative activity " as an aim and a result of its functioning and describes a mechanism providing the effectiveness of the social and pedagogical process of a person's development in a creative group.
Key words: person, social and creative activity, amateur creative group, factors of the development of social and creative activity among participants of a creative group, model of the social and creative activity development in an amateur creative group.
Развивающее обучение, осуществляемое в условиях благоприятного нравственно-психологического климата, концертно-исполнитель-ного и духовного межличностного общения, отражает характерные черты высокоразвитого коллектива художественной самодеятельности.
Народный коллектив — оркестр баянистов им. П. И. Смирнова Дворца учащейся молодежи Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга не только обладает этими чертами, но и представляет собой целостную, уникальную педагогическую систему, ориентированную на всестороннее развитие личности каждого участника творческого объединения. Уникальность педагогической системы оркестра им. П. И. Смирнова состоит в целенаправленном, последовательном развитии у подростков социально-творческой активности на основе их включения в различные виды деятельности: образовательную, концертно-исполни-тельскую, культурно-досуговую, творческую; реализации репертуарной политики, построенной на лучших традициях русской и мировой музыкальной классики; ориентации подростков на усвоение и преумножение ценностей коллектива. Понимая под социально-творческой активностью качество личности, раскрывающееся в ходе ее «погружения» в социально ценный вид деятельности, обеспечивающий самоутверждение и творческое самовыражение человека, автор исследования рассматривает
его формирование как основную цель и результат функционирования открытой педагогической системы. Однако формирование социально-творческой активности участника коллектива оркестра — сложный социально-педагогический процесс, на который оказывает влияние множество факторов, начиная от интересов, склонностей, способностей каждого подростка до выбора средств, обеспечивающих формирование потребности в самореализации в рамках сложившейся культурной традиции.
В целях выявления динамики развития социально-творческой активности подростков в возрасте 11—18 лет в условиях коллектива художественной самодеятельности, на базе среднего и старшего составов оркестра баянистов Дворца учащейся молодежи, был проведен эксперимент, в котором приняли участие 110 человек.
Целью проведения констатирующего эксперимента являлось определение уровня развития социально-творческой активности подростков по следующим критериям:
• половозрастная характеристика личности;
• развитие личностно-значимых качеств;
• мотивационные потребности;
• коммуникативные и организаторские способности;
• музыкальная подготовленность;
• творческие способности;
• способность к адаптации в новых условиях;
ПЕДАГОГИКА
• потребность в признании и уважении;
• потребность в самоактуализации.
В рамках эксперимента было установлено, что ребята, приходящие в оркестр баянистов, имеют разные творческие способности, находятся на разных уровнях музыкального образования, по-разному воспринимают окружающий мир и весьма различно проявляют свои музыкальные интересы и пристрастия. Так, например, 40% опрошенных увлекаются роком, 50% в основном любят слушать джаз, 5% участвовавших в эксперименте с детства в семье приобщились к народной музыке, к баяну, балалайке, к другим народным инструментам, остальные 5% «меломаны». В коллективе самодеятельного творчества никто никогда не ставит под сомнение право любого человека принимать или отвергать тот или иной жанр музыкальной культуры. Педагоги оркестра им. П. И. Смирнова лишь последовательно и корректно подводят молодых любителей музыки к тому, что при всем богатстве музыкальных красок, ритмов и форм вершиной музыкальной гармонии является классика Л. Баха, И. Бетховена, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского и других гениальных композиторов, которые вобрали в себя безграничное богатство художественной культуры.
В процессе исследования было установлено, что одним из важнейших факторов, влияющих на формирование социально-творческой активности подростков, является тесное взаимодействие педагогического коллектива с учебными заведениями и семьей. В свободное время ребята посещают музеи и концерты, выставки, интересуются культурой зарубежных стран, в летнее время организуют походы, увлекаются спортивным ориентированием, устраивают различные выезды и соревнования, активно участвуют в социально значимых для общества мероприятиях (например, «День города», акция «Перепись населения» и т. д.).
Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни современных подростков, являются важнейшими характеристиками избираемого ими стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с опреде-
ленной группой или средой. Из 110 опрошенных в процессе эксперимента 92 человека отметили, что важнейшим фактором творческого развития является «атмосфера», сложившаяся в коллективе, где они занимаются.
Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования позволили сделать вывод, что формирование социально-творческой активности целесообразно осуществлять поэтапно, по мере «включения» участника коллектива в музыкально-образовательное пространство оркестра. Автором исследования были выделены следующие этапы развития личности в коллективе и основные педагогические задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив оркестра на том или ином этапе:
1. Подготовительный этап:
• выявление уровня музыкальных способностей;
• определение уровня музыкальной подготовленности;
• включение в коллектив оркестра, знакомство с его традициями, ценностями, нормами и правилами;
• адаптация личности к новой культурной «среде».
2. Начальный этап:
• обучение различным видам музыкально-образовательной деятельности;
• воспитание интереса к музыке;
• развитие художественного вкуса;
• развитие творческих способностей личности;
• индивидуальный подход к развитию общих способностей личности.
3. Углубленный этап:
• обучение различным видам музыкально-образовательной деятельности;
• включение в концертно-исполнитель-скую деятельность;
• формирование в процессе «общения» с музыкальными произведениями нравственных качеств личности;
• активное вовлечение личности в социально-культурную жизнь коллектива;
• формирование мировоззрения и ценностных ориентаций;
• развитие межличностных отношении в коллективе.
В рамках этого этапа происходит формирование необходимых умений и навыков, являющихся средствами постижения музыкального искусства.
4. Профессионально-ориентируемый этап:
• саморазвитие;
• организация ансамблей;
• активное участие личности в культурной жизни общества;
• проявление инициативы в организации концертно-исполнительской деятельности.
На основе определения этапов в процессе исследования выявлены уровни развития социально-творческой активности в коллективе художественной самодеятельности — оркестре баянистов им. П. И. Смирнова:
1-й уровень — ознакомительный. На этом уровне главная педагогическая задача — сформировать мотивацию и интерес у подростков к социально-творческой деятельности.
2-й уровень — репродуктивный (учебно-развивающий). На этом уровне личность уже проявила интерес к определенному виду социально-творческой деятельности, к определенному педагогу, кругу ребят.
3-й уровень — художественно-творческий. На данном уровне участникам дают возмож-
ность проявить свои творческие способности, используя такие формы социально-культурной деятельности, как капустники, тематические вечера, праздники, мини-концерты, выпуск стен-газеты и т. д.
4-й уровень — рефлексивно-созидающий (продуктивно-творческий). На данном уровне задача педагога — создать условия для реализации социально-творческого потенциала.
Отношения между педагогом и участниками коллектива строятся на выражении собственного «Я» учащегося в процессе сотворчества. Результатом прохождения этого уровня является участие ребят в отчетных концертах, в выставках, демонстрация своих умений и навыков, самостоятельная организация концертов в учебных заведениях, получение профессионального (в том числе музыкального) образования.
Совокупность выделенных ранее критериев позволяет оценить состояние каждого из четырех уровней развития социально-творческих способностей личности и определить педагогические условия повышения эффективности этого процесса.
В ходе проведенного исследования были получены следующие данные, характеризующие динамику развития социально-творческой активности личности на каждом из уровней (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
Динамика развития социально-творческой активности личности с учетом ее потребностей, %
Ознакомительный Репродуктивный Художественно - Рефлексивно-
По- уровень уровень творческий уровень созидающий уровень
каза- Подрост- Подрост- Подрост- Подрост- Подрост- Подрост- Подрост- Подрост-
тель ки 11-13 ки 14-18 ки 11-13 ки 14-18 ки 11-13 ки 14-18 ки 11-13 ки 14-18
лет лет лет лет лет лет лет лет
I 32 20 15 22 16 15 17 12
II 10 13 13 14 9 12 13 10
III 15 13 15 14 12 18 16 16
IV 12 15 15 17 14 13 13 20
V 14 17 19 14 26 20 18 9
VI 12 13 16 7 15 10 10 15
VII 5 9 7 12 8 12 13 18
Примечание: I — коммуникативные потребности; II — организаторские способности; III — способность к адаптации в новых условиях; IV — мотивационные потребности; V — потребность в творчестве; VI — потребность в признании и уважении; VII — потребность в самоактуализации.
ПЕДАГОГИКА
Рис. 1. Динамика изменения потребностей личности на этапах формирования социально-творческой активности
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
• результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о значительном росте показателей развития социально-творческой активности в старшем составе оркестра по сравнению со средним составом оркестра;
• важной особенностью в коллективе художественной самодеятельности является выбор индивидуальной траектории воспитания и развития личности подростка, которая позволяет учитывать особенности, интересы и потребности каждого члена коллектива, обеспечивает создание его «поля возможностей»;
• в процессе поэтапного «погружения» личности в коллектив художественной самодеятельности наблюдается значительный рост творческих потребностей как в среднем, так и в старшем составах оркестра (рис. 1);
• роль внутренних факторов в процессе личностного развития в подростковом возрасте играет определяющую роль. Процесс личностного развития определяется внутренней
субъектной активностью, которая связана с основной задачей развития в подростковом возрасте — самоидентификацией;
• социально-творческая активность как социально значимое качество личности включает осознание ею значимости деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность;
• выделены следующие проблемы, с которыми сталкивается подросток в процессе вхождения в новый коллектив: освоение профессиональной компетентности, стиля деятельности коллектива, вхождение в неформальное сообщество, формирование образа профессиональной деятельности в рамках коллектива и субъективной концепции развития, проблемность жизненной ситуации и ценностно-смысловой сферы. С перечисленными проблемами сталкивается практически каждый подросток, и способ их разрешения содействует его личностному и профессиональному становлению.
Таким образом, результаты констатирующего и формирующего экспериментов позволили автору исследования разработать модель развития социально-творческой активности подростков в коллективе любительского творчества, включающую следующие компоненты: культур-
но-образовательная среда, личностно-значимые качества участников коллектива, средства и формы дополнительного образования, а также определить факторы, влияющие на развитие соци-ально-творческой активности подростков в условиях коллектива любительского творчества.