УДК 316.35+330.3
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
© Ирина Ивановна ФИЛАТОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, докторант, кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: Ifil48@mail.ru
Рассмотрены основные научные направления, которые дают трактовку категории «гражданское общество»; предложено авторское определение данного понятия. Под гражданским обществом предлагается понимать особую форму социально-экономических отношений, возникающих как между членами общества, так и между ними и ассоциированными структурами (например, государством), позволяющую наиболее эффективно и гармонично обеспечить реализацию всей совокупности интересов индивида, социальной группы, государства и общества в целом. Показаны роль, значение и функции гражданского общества в современных условиях хозяйствования. Формирование и развитие гражданского общества является необходимым условием успешной модернизации, оптимизирующим элементом социально-экономического развития страны. Исследуются факторы формирования и развития гражданского общества. Особое внимание уделено ключевым детерминантам: деятельности государства, качественному состоянию и противоречиям внутри гражданского общества, которые нереально разрешить без создания эффективной и справедливой системы экономических отношений, обеспечивающих экономическую свободу индивида, развитие института частной собственности, равноправие хозяйствующих субъектов, максимальный уровень реализации прав гражданина со стороны государства. Указанное способствует формированию гражданского самосознания, укреплению и развитию институтов гражданского общества в стране и положительно отражается на процессах модернизации экономики и общества в целом.
Ключевые слова: гражданское общество; государство; индивид; факторы развития гражданского общества.
Вопросы формирования и развития гражданского общества уже более двух десятков лет дебатируются в научной, политической и общественной среде России. Можно утверждать, что гражданское общество (civil society) является одной из ключевых категорий современного обществознания. От уровня развития институтов гражданского общества во многом зависит выбор пути развития любого современного государства: будет ли государство действительно правовым и станет ли демократия реальностью.
И.Н. Якунина справедливо отмечает, что социальные факторы в современном обществе перестают быть неэкономическими, они становятся элементом единого социально-экономического пространства, в котором экономический рост жестко зависит от социальных показателей, поскольку человеческий капитал базируется, прежде всего, на индивидуальных способностях и талантах, носит ярко выраженный индивидуалистический характер, т. е. основные элементы социальной справедливости (которые практически нереально применить за пределами гражданского общества. - И. Ф.) выступают необходимым условием расширенного воспроиз-
водства человеческого капитала, а соответственно, и конкурентоспособности страны [1].
Само понятие гражданского общества еще не устоялось пока ни в зарубежном, ни тем более в российском научном сообществе [2, с. 4].
В экономической науке можно выделить три направления, которые дают трактовку категории «гражданское общество» [3]:
1) совокупность зарегистрированных некоммерческих организаций, которые подпадают под налоговые льготы для организаций, не нацеленных на распределение прибыли (они могут ее получать, но обязаны использовать на уставные цели организации) (трактовка ученых США);
2) всякая кооперация людей полезна для общества, поскольку она не является бизнесом или частью государства, постольку относится к гражданскому обществу, вне зависимости от юридической формы, отношений с налоговой службой и миссии организации (трактовка европейских ученых).
В частности, в рамках исследовательского проекта по комплексной оценке состояния гражданского общества «Индекс гражданского общества - CIVICUS» (the Civil Society
Index, CSI) Всемирного альянса за гражданское участие предлагается определение, согласно которому под гражданским обществом понимается арена за пределами семьи, государства и рынка, которая создается индивидуальными и коллективными действиями, а также организациями и учреждениями для продвижения общих интересов [4];
3) гражданское общество - не часть общества вообще, а его свойство, стадия развития, положительная характеристика.
Все три варианта отражают крупнейшие проекты, касающиеся исследований гражданского общества, проведенных в последние 10-15 лет.
Таким образом, гражданское общество относится к категории явлений, в осмыслении которых пока не достигнута необходимая теоретическая ясность.
Полагаем, что гражданское общество представляет особую форму социально-экономических отношений, возникающих как между членами общества, так и между ними и ассоциированными структурами (например, государством), позволяющую наиболее эффективно и гармонично обеспечить реализацию всей совокупности интересов индивида, социальной группы, государства и общества в целом.
Особенностью гражданского общества является заложенное в его институтах внутреннее противоречие: доминирующий в них частный интерес, развивая социальную и экономическую активность индивидов, осознание ими своих прав и интересов, своей индивидуальности, неизбежно порождает их конкуренцию и противостояние в различных сферах (экономической, социальной, культурной и др.). Это внутреннее противоречие служит движущей силой развития гражданского общества, прогресса общества и государства [5, с. 231].
На процессы формирования и развития гражданского общества влияют множество предпосылок экономического, политического, социального, культурного характера. Детерминанты развития гражданского общества сложно ранжировать по значимости, условно их можно классифицировать на внешние и внутренние факторы. К внешним можно отнести такие детерминанты, как глобальная экономическая среда, экология и некоторые другие. Важнейшими внутренними факторами формирования и развития гражданского общества являются: деятельность
государства (в т. ч. и уровень воздействия на общество), качественное состояние и противоречия внутри самого гражданского общества.
Ключевой детерминантой развития гражданского общества выступает деятельность государства. Государство является основным субъектом упорядочения общественных отношений на основе представительства и согласования разнообразных интересов, а потому и гарантом целенаправленного, сбалансированного развития общества в целом [6, с. 4]. Достойное существование человека -это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать свои способности. Государство - лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл его существования в том, чтобы обслуживать граждан, а не приносить их в жертву абстрактным идеям. Основной принцип общества, которое характеризуется как гражданское: государство для человека, а не человек для государства [7].
Особенность становления и развития гражданского общества заключается в том, что его нельзя создавать искусственно, «насаждать сверху», т. к. организации, созданные или находящиеся под контролем государства, в первую очередь выражают государственные интересы, а не личные. Поэтому банальные рассуждения о том, что власть должна оказывать воздействие на процесс формирования гражданского общества, это достаточно спорное предложение, т. к. главная суть заключается в том, что именно народ является источником власти, а не наоборот. Но на данном этапе развития экономических отношений в России процесс осознания властными элитами роли гражданского общества в государстве, его наличие как фактора для страны, на наш взгляд, является решающим.
Государство всегда удовлетворяет чьи-то интересы, и здесь главное - создать такой экономический, информационный, политический, морально-психологический климат, а также реально действующий государственный механизм отбора и унификации, который, удовлетворяя и согласовывая интересы большей и прогрессивной части населения, учитывал бы и принимал во внимание интересы малочисленных и слабых групп (например, инвалидов), а также объективно необходимые закономерности развития данной общественной системы. Поэтому одним из важнейших принципов взаимодействия госу-
дарства и гражданского общества, обеспечивающего согласование их интересов, можно назвать принцип демократизма [6, с. 53]. Общество становится гражданским лишь с развитием демократических основ и формируется по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания нации.
Российская статистика отражает состояние гражданского общества лишь постольку, поскольку объектом статистического наблюдения является ряд характеристик некоммерческого сектора экономики. По мнению многих ученых, эти характеристики во многом несовершенны [8, с. 10].
Наиболее распространенной формой ассоциированных структур гражданского общества являются некоммерческие организации. В настоящее время количество активно работающих в России некоммерческих организаций не поддается точному учету. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, на декабрь 2012 г. зарегистрировано 402001 НКО и 319 филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций. В это число входят также религиозные организации (29831), товарищества собственников жилья (19218), общественно-государственные общественные объединения (764), садоводческие, огороднические, дачные и иные товарищества (25854), политические партии с их региональными объединениями (4649) и другие объединения, традиционно не относящиеся к классическим некоммерческим организациям. Собственно общественных организаций - 115657. Также в число некоммерческих организаций входят 31322 некоммерческих партнерства, 22415 некоммерческих фондов, 2180 казачьих обществ [9]. Следует учитывать, что не все формально зарегистрированные НКО являются действующими: согласно отдельным подсчетам, реально работают не более 40 % из них [10].
Роль институтов гражданского общества в современной России явно нивелирована. Можно привести интересные цифры: в России на 100 млн взрослых граждан приходится 35 млн членов различных общественных организаций. А в Швеции, где все население составляет 9 млн граждан, насчитывается 38 млн членов различных общественных организаций [11]. Это данные о зарегистрированных общественных организациях и заре-
гистрированных поименно в этих организациях членах.
Вместе с тем состояние гражданского общества не может адекватно характеризоваться лишь с помощью статистических данных, относящихся к организациям некоммерческого сектора. Как отмечает Л.Г. Ио-нин, гражданская общность с ее определенным набором практик взаимодействия, таких как гражданственность, равенство, критичность, доверие и уважение, солидарность, не может существовать в чистом виде, скажем, как система четко определенных организаций. Она есть идеальный тип в веберовском смысле и в реальности существует всегда лишь в некоторой степени, в некотором приближении. Одна из причин состоит в том, что гражданская сфера всегда находится в состоянии взаимопроникновения и взаимосвязи с другими, более или менее дифференцированными сферами, имеющими собственные критерии справедливости, собственные ценности и мотивации, собственные системы вознаграждений и наказаний. Эти взаимосвязь и взаимопроникновение происходят из того, что ни один человек не может быть членом только гражданского общества или экономической, или государственной общности. Он всегда находится в точке пересечения многих «социальных кругов» (в зиммелевском смысле), всегда обладает «двойным» или даже множественным членством, что порождает часто в деятельности одного и того же индивида смешение правил, норм, ценностей, критериев. Поэтому невозможно механически отделить гражданское общество от других, негражданских, общностей, а если такое отделение произведено и полученное таким образом гражданское общество (в виде НКО и НГО) сделано объектом изучения, то мы изучаем фиктивный объект и, главное, изучаем его не в его специфике с точки зрения, например, организационной структуры [8].
Выполняемые самим гражданским обществом экономические функции четко нацелены на повышение эффективности использования ресурсов и экономический рост. Институты гражданского общества и производимые ими блага могут трактоваться как социально значимые блага, т. е. частные блага, производство и потребление которых сопряжено со значительными внешними эффектами. По определению А. Аузана, организации гражданского общества представ-
ляют собой тот «материал», из которого и на базе которого формируется индивидуальный (частный) социальный капитал. Поскольку с экономической точки зрения социальный капитал снижает трансакционные издержки соблюдения договоренностей, поддержания контрактов, позволяет пролонгировать горизонт прогнозирования и т. д., развитие гражданского общества эквивалентно накоплению социального капитала. И что важно, гражданское общество множит социальный капитал без каких-либо дополнительных действий или издержек «автоматически», т. е. прирост последнего оказывается внешним эффектом развития гражданского общества [12].
Формирование и развитие гражданского общества является необходимым условием успешной модернизации, оптимизирующим элементом социально-экономического развития страны.
Как показывают результаты анализа, проведенного А. Аузан и В. Тамбовцевым, институты гражданского общества в состоянии содействовать росту благосостояния, как минимум, по следующим основным направлениям:
- повышение благосостояния общества за счет выравнивания переговорной силы граждан в их контрактных взаимодействиях с государственными учреждениями и коммерческими фирмами;
- повышение благосостояния граждан посредством интернализации экстерналий в тех сферах, где альтернативные механизмы оказываются недостаточно действенными;
- повышение благосостояния общества за счет пополнения стороны предложения, повышения качества эмоциональных благ;
- экономия бюджетных расходов государства за счет принятия на себя издержек мониторинга исполнения договоров на различных рынках (давление на бюрократов, участие в сломе административных барьеров и т. п.);
- расширение возможностей для инвестирования граждан в социальный капитал.
Таким образом, объективно развитие сферы гражданского общества способствует росту благосостояния общества в целом [13].
Важнейшим условием для формирования и развития гражданского общества является наличие достаточно мощного среднего класса. Гражданское общество невозможно без среднего класса.
Как отмечает А.И. Подберезкин, средний класс - это не только уровень доходов, это еще и самоидентификация, это уровень образования. И если в России к среднему классу можно отнести 20 %, то в развитых странах это 70-90 % населения. Остальные в России либо нищие, либо бедные, либо олигархи. Ни тем, ни другим, ни третьим гражданское общество не нужно. Гражданское общество нужно самодостаточным людям, имеющим определенный уровень доходов, образования и, важный момент, креативность и потребность в самореализации [14]. Поэтому важнейшими условиями формирования и укрепления гражданского общества в современной России является создание эффективной системы экономических отношений, обеспечивающих экономическую свободу личности, равноправие хозяйствующих субъектов, содействие образованию в стране среднего класса.
Бесспорно, что активная личность является важнейшим фактором становления и развития гражданского общества. Поэтому конечная цель современных преобразований в России должна состоять в создании условий для раскрытия созидательного потенциала личности, другими словами - таланта каждого гражданина. Крайне важно, чтобы каждый человек получил возможность для реализации этого собственного «я», его таланта. Общество и государство должны дать возможность развить этот талант. Чтобы решить эту задачу, государство и общество должны формировать демократические традиции и развивать экономические свободы при условии обеспечения реальной ответственности за свои действия граждан и власти. Именно в таких условиях будет возможно достижение состояния развитого гражданского общества, позволяющего обеспечить консенсус и оптимальную реализацию всей совокупности интересов индивида, социальных институтов, государства и общества в целом.
1. Якунина И.Н. Трансформация системы экономических интересов в условиях становления постиндустриальной экономики: авто-реф. дис. ... д-ра эконом. наук. Тамбов, 2011.
2. Сунгуров А. Гражданское общество и его развитие в России. URL: http://www.civisbook.ru /files/File/Sungurov_gr_ob.pdf. Загл. с экрана.
3. Ковалев А.П. Институционально-экономические основы развития гражданского обще-
ства в России: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Владикавказ, 2008.
4. Гражданское общество в модернизирующейся России: аналитический доклад исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по итогам реализации проекта «Индекс гражданского общества - CIVICUS» / Якобсон Л.И. [и др.]. М., 2011.
5. Грудыцина Л.Ю. Средний класс и гражданское общество в России // Правовая инициатива. 2013. № 8.
6. Халиулин В.Е. Согласование интересов субъектов права как предпосылка формирования гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2008.
7. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: в 3 ч. СПб., 2004.
8. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством / под ред. Л.И. Якобсона. М., 2008.
9. Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации, раздел «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях» URL: http://unro. minjust.ru/NKOs.aspx. Загл. с экрана.
10. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2012 год / Общественная палата РФ. М., 2013.
11. Минтусов И. О гражданском обществе, и не только. // Региональный PR-портал. URL: http://www.regionpr.ru/page333.html. Загл. с экрана.
12. Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 28-49.
13. Тамбовцев В.Л. Государство как инициатор развития гражданского общества // Общественные науки и современность. 2007. № 2.
14. Подберезкин А. Гражданское общество нужно самодостаточным людям. URL: http:// www.dwworld.de/dw/article/0„3806433,00.html ?maca=rus-yandex_new_comments-325-xml. Загл. с экрана.
1. Yakunina I.N. Transformatsiya sistemy ekono-micheskikh interesov v usloviyakh stanovleniya postindustrial'noy ekonomiki: avto-ref. dis. ... dra ekonom. nauk. Tambov, 2011.
2. Sungurov A. Grazhdanskoe obshchestvo i ego razvitie v Rossii. URL: http://www.civisbook.ru /files/File/Sungurov_gr_ob.pdf. Zagl. s ekrana.
3. Kovalev A.P. Institutsional'no-ekonomicheskie osnovy razvitiya grazhdanskogo obshchestva v Rossii: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. Vladikavkaz, 2008.
4. Grazhdanskoe obshchestvo v moderniziruyushcheysya Rossii: analiticheskiy doklad issledovaniy grazhdanskogo obshchestva i nekommercheskogo sektora Natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta "Vysshaya shkola ekonomiki" po itogam realizatsii proekta "Indeks grazhdanskogo obshchestva -CIVICUS" / Yakobson L.I. [i dr.]. M., 2011.
5. Grudytsina L.Yu. Sredniy klass i grazhdanskoe obshchestvo v Rossii // Pravovaya initsiativa. 2013. № 8.
6. Khaliulin V.E. Soglasovanie interesov sub"ektov prava kak predposylka formirovaniya grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. Saratov, 2008.
7. Baranov N.A. Politicheskie otnosheniya i politi-cheskiy protsess v sovremennoy Rossii: v 3 ch. SPb., 2004.
8. Faktory razvitiya grazhdanskogo obshchestva i mekhanizmy ego vzaimodeystviya s gosu-darstvom / pod red. L.I. Yakobsona. M., 2008.
9. Informatsionnyy portal Ministerstva yustitsii Rossiyskoy Federatsii, razdel "Informatsiya o zaregistrirovannykh nekommercheskikh organi-zatsiyakh" URL: http://unro.minjust.ru /NKOs.aspx. Zagl. s ekrana.
10. Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii za 2012 god / Obsh-chestvennaya palata RF. M., 2013.
11. Mintusov I. O grazhdanskom obshchestve, i ne tol'ko... // Regional'nyy PR-portal. URL: http:// www.regionpr.ru/page333.html. Zagl. s ekrana.
12. Auzan A., Tambovtsev V. Ekonomicheskoe znachenie grazhdanskogo obshchestva // Voprosy ekonomiki. 2005. № 5. S. 28-49.
13. Tambovtsev V.L. Gosudarstvo kak initsiator razvitiya grazhdanskogo obshchestva // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2007. № 2.
14. Podberezkin A. Grazhdanskoe obshchestvo nuzhno samodostatochnym lyudyam. URL: http:// www.dwworld.de/dw/article/0,,3806433, 00.html?maca=rus-yandex_new_comments-325-xml. Zagl. s ekrana.
Поступила в редакцию 2.12.2013 г.
UDC 316.35+330.3
DEVELOPMENT FACTORS OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA
Irina Ivanovna PHILATOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Candidate for Doctoral Degree, Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: Ifil48@mail.ru
The main scientific tendencies are examined in the present issue which gives the category treatment of "civil society" as well as author determination of present meaning. It is suggested to understand under the meaning of "civil society" the special form of social-economic relation originated as between the members of society so as between them and associated structures (for example the state), which allows most effectively and harmonically to supply the realization of all individual interest totality, social group, the state and society in general. The role, importance and functions of civil society are pointed out in the modern conditions of economy. Formation and development of civil society is the necessary condition of successful modernization, optimizing element of social-economic development of the country. The factors of civil society formation and development are under research. The special attention is given to the key determinates: activity of the state, quality condition and antagonisms inside the civil society, which impossible to solve out without creation of effective and fair system of economic relations. These economic relations give economic freedom of individual, private ownership institute development, equality of economic subject, maximal level of citizen rights realization from the direction of the state. Pointed out factors facilitate the formation of civil self- conscience, consolidation and development of the civil society institutes in the country and will have a positive impact on the process of economic modernization and society in general.
Key words: civil society; state; individual; factors of civil society development.