Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2017. № 1(21)
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ FAMILY PSYCHOLOGY
УДК 159
ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ
© С. В. Ильинский
Ильинский
Сергей Владимирович кандидат
психологических наук доцент кафедры психологии управления Самарская
гуманитарная академия e-mail: [email protected]
В статье проанализированы факторы психологического благополучия семьи и ее успешное функционирование на различных этапах жизненного цикла. Оп-релелены факторы, влияющие на отношения межлу супругами в процессе их взаимной алаптации.
Ключевые слова: семья, психологическое благополучие, удовлетворенность браком, образ семьи, эмоционально-психологические потребности, личностные ценности, ролевые ожидания, эмоциональное выгорание, семейные ценности, психологическая адаптация, психологическая несовместимость.
В последние годы, как отмечают многие социологи и демографы, в развитии института семьи нашей страны наблюдается ряд негативных явлений — увеличивается число разводов, растёт число одиноких и т. д. Решение таких проблем неосуществимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Все это, а также ряд разногласий относительно критериев успешности/неуспешности брака, позволяют сделать вывод о том, что процессы, происходящие в семье, и влияющие на удовлетворенность браком, нуждаются в более пристальном рассмотрении [20, с. 12].
Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки. В настоящее время активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысложизненными
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2017. No 1 (21)
ориентациями, суверенностью психологического пространства, стратегиями жизни и т. д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется также влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (М. Аргайл, Н. Брэдбурн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман, Р. Эммонс, Н. К. Бахарева, М. В. Бучацкая, А. В. Воронина, А. Е. Созонтов, П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова и др.) [17].
По мнению Р. М. Шамионова, субъективное благополучие — это понятие, которое выражает отношение человека к себе, своей личности, жизни и процессам, которые имеют существенное значение для самой личности с точки зрения интернализованных нормативных представлений о внутренней и внешней среде, которое характеризуется ощущением удовлетворенности [18].
Психологическое благополучие личности имеет достаточно сложную структуру. Кроме того, в данном понятии представлены обобщенно успешность поведения и деятельности, удовлетворенность общением, межличностными связями [10].
Понятие «психологическое благополучие семьи» описывает особенности функционирования супружеских отношений, которые определяют состояние благополучности и как результат успешной взаимной адаптации.
Каждая семья формирует свой образ жизни, свою микрокультуру, она является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности.
Сегодня, несмотря на множество исследований по данной теме, существует огромное количество вопросов по факторам психологического благополучия супружеских отношения и семьи в целом.
Способность семьи на протяжении веков осуществлять первичную и последующую социализацию индивидов, обеспечивает преемственность освоения культурных ценностей, передачи навыков и норм поведения людей в данном обществе. Вместе с тем, когда говорят об институциональном характере брака и семьи, отмечают динамичность их форм, эволюционный характер перемен, различия в тех или иных обществах [8].
В период адаптации, считают С. Г. Шуман и В. П. Шуман [9], как у стабильных, так и у нестабильных семей имеет место рассогласование потребностей в отдельных сферах семейной жизни: у стабильных пар оно незначительное, у нестабильных — значительное. Это незначительное расхождение у стабильных пар предоставляет им возможность постепенного развития и совершенствования отношений. Молодые семьи являются очень нестабильными образованиями, чувства к супругу несут как мощный позитивный, так и негативный заряд (велика амбивалентность чувств). Для многих семей также характерны крайности в поведении и в чувствах.
Семейные отношения непосредственно влияют на эмоциональный фон всех членов семьи. А эмоциональный фон непосредственно связан с развитием эмоционального выгорания.
Семьи с позитивными отношениями, имеющие социальную поддержку, оптимистично настроенные и способные оценить ситуацию положительно, со-
здают условия для успешного преодоления трудного периода. И наоборот, изоляция и конфликтность семьи в сочетании с восприятием стрессового события как трагедии, катастрофы создают предпосылки для кризиса и семейных нарушений и как следствие развитие эмоционального напряжения [7].
Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность семьи, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, ее широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи [15].
Ценностная сфера каждого члена семьи и их удовлетворенность браком, также значимы для ее благополучного функционирования и во многом определяет психологический климат супружеских отношений.
Семейные ценности представляют собой совокупность представлений человека о семье, регулирующих его поведение в области создания семьи и отношения к близким людям. Эти ценности формируются под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов.
Удовлетворенность браком представляет собой степень удовольствия, которую человек испытывает, находясь в браке. От того, как человек чувствует себя в семье, в его жизни зависит очень многое. Неудовлетворенность браком приводит к негативным эмоциям и поведенческим проявлениям человека, оказывает разрушительное воздействие на отношения между членами семьи, неизбежно становится фактором неблагополучного личностного развития детей, воспитывающихся в семье, а также является одной из основных причин разрушения семьи [4, с. 7].
Представление членов семьи о своей семье насыщены видными истинами — семейными постулатами. Семейные постулаты Э. Г. Эйдемиллер определяет как представление членов семьи о своей семье (то есть о себе и о других членах семьи, об отдельных ситуациях в жизни своей семьи и о семье в целом), которые являются им очевидными и которыми они руководствуются (осознанные или неосознаваемые) в своем поведении [19, с. 35].
Общее развитие внутреннего образа семьи о себе происходит на протяжении всего жизненного цикла многих семейных поколений: когда человек учится понимать происходящее в семье, осознавать взаимосвязь различных сторон жизни, отношения и чувства всех ее членов [13, с. 50].
Адекватный образ «мы» определяет стиль жизни семьи, в частности, супружеские отношения, характер и правила индивидуального и группового поведения, а в целом влияет на удовлетворенность браком супругов. Кроме того, одной из важнейших характеристик современной семьи является её ролевая структура, отражающая, какие обязанности в семье выполняет каждый
из супругов, насколько жёстко они связаны с полом, в какой степени определяются волей и желанием супругов, а в какой — традициями и другими внешними факторами.
Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется, прежде всего, тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой создавшийся брак, и какое место занимают в этом их ролевые отношения [1].
Способность семьи противостоять силам, нарушающим ее внутреннее равновесие, — чрезвычайно важная характеристика ее жизнедеятельности. Повседневные наблюдения показывают явную связь между уровнем сплоченности семьи, ее гибкостью, потенциальными семейными ресурсами, и развитием эмоционального выгорания у ее членов. Семья, в которой теснота связей максимально близка, может являться источником эмоционального выгорания ее членов. С возрастанием семейного стажа растет близость взаимоотношений и семейных связей. Эмоциональный фон каждого члена семьи передается от одного ее члена к другому и в зависимости от его положительного или отрицательного характера может влиять на развитие эмоционального выгорания, как результата эмоционального истощения. Стаж семейной жизни непосредственно определяет эмоциональное состояние членов семьи, так как с его возрастанием увеличивается и теснота взаимоотношений в целом.
Целью исследования является выявление и описание факторов психологического благополучия семьи.
Объект исследования — психологическое благополучие семьи.
Предмет исследования — психологические факторы благополучия семьи.
Гипотеза исследования: психологическое благополучие семьи взаимосвязано с эмоциональным выгоранием у супругов с разным семейным стажем, образом семьи каждого супруга и их удовлетворенностью браком.
Методика исследования
Выявление факторов психологического благополучения осуществлялось на выборке 115 супружеских пар (n=230 чел.), возраст от 18 до 59 лет, стаж семейной жизни от 1 года до 37 лет, у 18 семей нет детей, образование респондентов: среднее — 14%, среднее специальное — 27 %, неоконченное высшее — 23%, высшее — 36%.
Использовалась следующая батарея методик: методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова); опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко); методика на совместимость с брачным партнером (Энергопсихологическая совместимость с брачным партнером); опросник «Аксиологическая направленность личности и семьи» (А. В. Капцов); опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных
ситуациях» (Ю. Е. Алёшина и Л. Я. Гозман) мужской и женский вариант; методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко); анкета «Семейные ценности» (С. С. Носов).
В исследовании применялись следующие методы математической статистики: И-критерий Манна-Уитни, коэффициент углового преобразования Фишера, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, регрессионный анализ (нелинейная регрессия), кластерный анализ (методом к-средних), дисперсионный анализ. Для получения множественной регрессионной модели применялся пошаговый алгоритм регрессионного анализа в пакете БТАТКТГСА 10.0.
Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе исследования было выявлено, что эмоциональное выгорание супругов и его влияние изменяется с увеличением семейного стажа [16].
Анализ результатов эмпирического исследования
Установлено, что эмоциональное выгорание у супругов с семейным стажем до пяти лет, проявляется в фазе «резистенции». В данном случае фаза находится в стадии формирования, т. е. идет процесс взаимной адаптации, сопровождающийся некоторым конфликтным взаимодействием супругов. Средний балл удовлетворенности браком (31,4), указывает на некоторое «благополучие семьи», что тоже присуще данному периоду. Наиболее распространенными причинами конфликтов на данной стадии являются проявление стремления к автономии (средний балл -0,75) и обвинение супруга (супруги) (-8,13).
Наиболее негативное поведение в конфликте одного из супругов в обвинении другого (-8,13) связано с отсутствием опыта совместного проживания и неготовности к взаимным уступкам, а стремление к автономии (-0,75) свидетельствует о нежелании супругов лишатся некоторой доли свободы.
Семейные пары со стажем совместной жизни до 10 лет также имеют выраженную фазу «резистенции». Увеличивается взаимное недовольство супругов, не анализируется причина раздражения. Их психика может игнорировать стрессо-генные факторы. Наименее выраженной причиной, в данном случае, приводящей к противостоянию, является рассогласование норм поведения (-0,17), но наиболее выраженной, как и в предыдущей группе, остается виновность супруга (-8,25).
Показатель удовлетворенности браком (28,5), показывает, что возникает тенденция перехода от неблагополучных к благополучным отношениям и после пяти лет совместной жизни начинает расти удовлетворенность браком.
В группе супругов со стажем семейной жизни до 15 лет, доминирует фаза «резистенции», т. е. супруги, испытывая эмоциональное напряжение, тем не менее, продолжают процесс адаптации, не переходя в стадию истощения.
К ситуациям, приводящим к конфликтам у супругов, наиболее значимой, является обвинение в чем-либо супруга (супруги) (-11,5). В ситуациях, связанных с воспитанием детей, супруги стараются сохранять некую взаимную терпимость, не вступая в открытый конфликт при воспитании детей (1,0), при этом обвинение супруга(супруги) остается высоким (-11,5).
Удовлетворенность браком (34 балла) показывает, что супружеские пары со стажем до 15 лет, попадают в категорию «благополучных семей». Соответственно, удовлетворенность браком супругов начинает возрастать.
Рассмотрим результаты исследования эмоционального выгорания в группе респондентов со стажем семейной жизни до 20 лет.
Анализируя составляющие эмоционального выгорания в данной группе супругов, следует отметить рост ряда показателей, по сравнению с результатами предыдущих групп. Фаза «резистенции» все так же доминирует среди других и по-прежнему еще формируется, хотя ее значение приближается к сформированности (56,5). Стадия формирования наблюдается у фазы истощения (46,08), т. е. для некоторых супругов само присутствие рядом партнера вызывает чувство дискомфорта. На данной стадии ресурсы психики сильно истощены, велика вероятность возникновения проблем с физическим здоровьем и супруги начинают тяготиться определенными семейными обязанностями, выполнение которых становится проблемным.
Анализ реакций супругов при конфликтном взаимодействии говорит о преобладании негативных реакций пассивного и активного типа, самой значимой из которых остается виновность супруга в возникшей ситуации (-8,67).
Удовлетворенность браком (33,75 балла) показывает на благополучие данной категории семей.
Результаты исследования группы респондентов со стажем семейной жизни более 20 лет говорят о том, что фаза «резистенции» сформирована (60,85), т. е. у супругов отмечается неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций и редукция семейных обязанностей. Также, высокие показатели фазы истощения (50,29) подтверждают эмоциональную и личностную отстраненность, возникновение психосоматических нарушений.
Первое место в конфликтном взаимодействии, как и у других групп, занимает обвинение супруга (супруги). Этот показатель гораздо выше, чем в других группах (-10,71), что говорит о выраженной активной негативной реакции и росте значения конфликтности супругов (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения индексов реакции супругов в конфликтной ситуации
(группа супругов со стажем 20 лет)
Вид взаимодействия Средний балл
Проблемы отношений с родственниками и друзьями -1,93
Воспитание детей -3,43
Проявление стремления к автономии -1,21
Нарушение ролевых ожиданий -1,14
Рассогласование норм поведения -0,21
Проявление доминирования одним из супругов -3,21
Проявление ревности -0,57
Расхождения в отношении к деньгам -3,57
Обвинение себя -3,79
Обвинение супруга (супруги) -10,71
Показатель удовлетворенности браком в данной группе респондентов составляет 31,4 балла, что попадает в категорию «скорее благополучные семьи».
Динамика развития синдрома эмоционального выгорания с увеличением стажа семейной жизни супругов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика синдрома эмоционального выгорания
Фаза Стаж семейной жизни
до 5 лет оо 10 лет до 15 лет оо 20 лет свыше 20 лет
Резистенция 49,42 45,71 44,83 56,5 60,85
Истощение 39,54 36,58 34,67 46,08 50,29
Напряжение 38,92 31,63 33,17 39,25 33,79
Таким образом, прослеживается негативная динамика в эмоциональной сфере респондентов. С увеличением стажа семейной жизни фаза «резистен-ции», преобладающая в структуре эмоционального выгорания всех испытуемых, переходит из формирующегося состояния в сформированное, а фаза «истощения» — из несформированной в стадию формирования, что особенно проявляется на группах с большей продолжительностью семейной жизни. На всех стадиях семейной жизни супруги негативно реагируют в конфликтных ситуациях. Практически всегда, респонденты считают виновными в этих ситуациях — супруга. Однако сферы, которые провоцируют конфликтные ситуации — различны в зависимости от стажа семейной жизни. Для любой продолжительности стажа значима сфера доминирования в супружеских отношениях. У семейных пар со стажем до 5 лет к таким сферам относят «отношения с родственниками», причем с увеличением семейного стажа — эта сфера уже перестает быть конфликтной.
Посредством корреляционного анализа выявлены следующие значимые взаимосвязи между фазами эмоционального выгорания, резистенции, истощения и напряжения.
В группе испытуемых (стаж семейной жизни до 10 лет) фазы напряжения (-0,45), резистенции (-0,46), истощения (-0,45) и общий показатель уровня эмоционального выгорания (-0,53) имеют значимую обратную корреляцию с показателем удовлетворенности браком. Полученные взаимосвязи позволяют предполагать, что чем выше удовлетворенность супругов браком, тем менее у них выражены все фазы эмоционального выгорания. Показатель фазы «резистенции» обратно пропорционален таким показателям, как «отношение с родственниками и друзьями» (-0,43), «доминирование» (-0,45) и «ревность» (0,42). Отсюда можно предположить, что чем более выражена негативная реакция супругов на конфликты в данных сферах, тем активнее формируется фаза «резистенции».
В группе (стаж семейной жизни до 15 лет) выявлены следующие взаимосвязи:
— показатель резистентности (-0,84) и общего уровня эмоционального выгорания (-0,91) обратно пропорционально коррелирует с удовлетворенностью браком;
— показатель «истощения» (0,85) прямо пропорционален отношению с родственниками и друзьями, т. е. чем менее негативны отношения с близкими, тем меньше показатель эмоционального истощения у испытуемых;
— выраженность фаз «резистенции» (0,84 и 0,87) и общего уровня эмоционального выгорания (0,86 и 0,88) прямо пропорциональны нарушению ролевых ожиданий и рассогласованности в поведении, т.е. чем менее негативным является поведение в конфликте, связанном с ролевыми ожиданиями и рассогласованностью в поведении, тем ниже показатели эмоционального выгорания у супругов;
— показатель фазы «резистенция» (0,89) и уровня эмоционального выгорания (0,93) прямо пропорционален подавлению негативной реакции в конфликтной ситуации, в которой виновен супруг, т. е. чем более подавляется негативная реакция в конфликте, тем выше показатель фазы «резистенции».
В группе испытуемых со стажем семейной жизни до 20 лет выявлены такие взаимосвязи: как, показатель фазы «истощения» (-0,58) и конфликтности в отношении к деньгам, т. е. подавление негативной реакции на конфликты, связанные с денежными вопросами, приводит к росту фазы «истощения».
У супругов со стажем семейной жизни до 5 лет и свыше 20 лет не прослеживается значимых корреляционных связей между показателями эмоционального выгорания и другими параметрами.
Результаты регрессионного анализа данных представлены в таблице 3.
Таблица 3
Зависимость эмоционального выгорания супругов от стажа семейной жизни
Нестандартизованные Стандартизованные
коэффицие нты коэффициенты
Станд.
Фаза B ошибка Бета t р
Напряжение 0,171 0,100 0,501 1,716 0,09
Истощение 0,214 0,113 0,661 1,881 0,06
Из результатов регрессионного анализа видно, что фазы «истощения» и «напряжения» в структуре эмоционального выгорания зависят от стажа семейной жизни. Проведенный дисперсионный анализ показал следующее (табл. 8):
Таблица 4
Результаты дисперсионного анализа влияния стажа семейной жизни на фазу «Истощение» и поведение супругов = 19)
Сумма Средний
квадратов квадрат F Знч.
В ситуациях виноват супруг 3327 175 1,74 0,05
Истощение 19579 1030 1,86 0,04
Воспитание детей 391 20 2,61 0,00
Дисперсионный анализ показал, что стаж супружеской жизни является значимым фактором, в развитии фазы «истощения» в структуре эмоционального выгорания, а также влияет на поведение супругов в конфликтах, связанных с воспитанием детей или виной другого супруга.
Фактором психологического благополучия семьи и удовлетворенности браком является влияние психологической совместимости и ролевых ожиданий супругов.
По итогам использования теста «Энергопсихологическая совместимость с брачным партнером» удалось определить компоненты совместимости с предполагаемым брачным партнером (рис. 1).
Результаты опроса по тесту «Энергопсихологическая совместимость с брачным партнером» показывают, что женщины в течение короткого времени знакомства в основном принимают решение о том, хотят ли они быть с партнером, для большинства мужчин период принятия решения составляет до полугода. Полученные результаты указывают, что общность взглядов является обязательным условием счастливого брака для 52% мужчин и 32% женщин.
При анализе профессий большая часть испытуемых посчитала, что по этому параметру они с партнером не различаются. Достоверных различий между группами выявлено не было.
16 14 12 10 8 6 4 2 0
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Алгоримизированные проявления в быту
Отношения к будующим супружеским и родительским обязанностям, к партнеру и детям Предпочитаемое содержание и формы проведения досуга
Черты характера
Интеллектуальное взаимодействие
Рис. 1. Компоненты совместимости с брачным партнером
При анализе профессий большая часть испытуемых посчитала, что по этому параметру они с партнером не различаются. Достоверных различий между группами выявлено не было.
По методике «Ролевые ожидания партнеров» (РОП), результаты в группах испытуемых были разделены на деструктивные и адекватные мотивы вступления в брак. Наиболее значимыми семейными ценностями для испытуемых с деструктивными мотивами вступления в брак являются «интимно-сексуаль-
ная», «хозяйственно-бытовая» и шкала «внешняя привлекательность». По утверждению испытуемых основные роли должен играть в семье их партнер.
Наиболее значимыми семейными ценностями для испытуемых с адекватными мотивами вступления в брак являются «личностная идентификация с супругом», «эмоционально-психотерапевтическая поддержка», а также «интимно-сексуальная». Это означает, что вышеперечисленные роли должен играть в семье их супруг.
При ранжировании испытуемые были объедены с деструктивными и адекватными мотивами вступления в брак в одну группу. В данном случае использовались средние значения по методикам: Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) и тест «Энергопсихологическая совместимость с брачным партнером». Ранги присваиваются в порядке возрастания значения измеряемой величины, т.е. наименьшему рангу соответствует наименьший балл. В результате обработки данных по критерию Манна-Уитни можно сделать вывод о том, что различия по методикам РОП и «Энергопсихологическая совместимость» можно считать несущественными.
Выявленные различия между двумя независимыми выборками методик Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) и Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) показывают, что различия в уровнях выборок можно считать несущественными.
В результате проведения регрессионного анализа по выявлению значимых взаимосвязей были получены следующие результаты, которые приведены в таблице 5.
Таблица 5
Взаимосвязь ролевых ожиданий и психологической совместимости супругов с удовлетворенностью браком
Значимые взаимосвязи при р<0,05
Алгоритмизированные проявления психики в быту с удовлетворенностью браком 0,14
Интимно-сексуальные отношения с удовлетворенностью браком 0,11
Отношения к супружеским и родительским обязанностям к партнеру и детям с удовлетворенностью браком 0,09
Удовлетворенность браком взаимосвязана с «алгоритмизированными проявлениями психики в быту» и говорит о том, что при равноправном распределении домашних обязанностей в семье остается время на более важные, приятные жизненные моменты, которые способствуют успешной взаимной адаптации супругов. Кроме того была выявлена значимая взаимосвязь интимно-сексуальных отношений и удовлетворенности браком, это говорит о том что если люди совместимы в сексуальном плане и у них более открытые отношения, то удовлетворенность браком гораздо выше. Также на удовлетворенность браком у супругов влияет отношение к супружеским (к партнеру) и родительским
(к детям) обязанностям, т. е. качественное выполнение этих обязанностей, что является одним из доминирующих признаков благополучных семейных отношений.
Следующим этапом нашего исследования было выявление наличия образа семьи у супругов, как фактора, влияющего на их удовлетворенность браком и благополучия семьи в целом [10].
При подготовке проведения исследования нами было предположено, что в формировании образа семьи у человека большое значение имеет его представление о ценностях семьи, личности и как субъекта малой группы (семьи). Кроме того, на представления о семье и отношениях супругов значительное влияние оказывают распределение ролей и уровень притязаний каждого из супругов.
Предварительное исследование закона распределения ролей и уровня притязаний супругов показало, что выборка по этим характеристикам оказалась достаточно неоднородной, поэтому было принято решение выделить типы личности по всем шкалам РОП, тем самым выделить группы испытуемых с близкими по отношению к семье характеристиками. Для этого был проведен кластерный анализ (метод к-средних), качественные показатели которого приведены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели дисперсионного анализа кластеризации ролевых ожиданий супругов
Шкала опросника РОП Межгрупповая дисперсия Внутригруппо вая дисперсия Б р
Интимно-сексуальная 50,02 33,96 21,60 0,00
Родительско-воспитательская 63,49 29,13 31,96 0,00
Хозяйственно - бытовая 38,72 33,65 16,88 0,00
Из таблицы 6 видно, что наиболее качественнее типы личности супругов дифференцируются по родительско-воспитательской функции, т.к. значение межгрупповой дисперсии превышает внутригрупповую дисперсию. Несколько хуже дифференцируются типы по интимно-сексуальным отношениям супругов, и наименее качественнее разделение типов - по хозяйственно-бытовой роли. Видимо последняя функция в исследуемой выборке может быть представлена двумя подтипами. Однако поскольку выборка испытуемых была немногочисленной, то мы ограничились выделением только 4 типов. Средние значения по каждой шкале опросника РОП для различных типов супругов приведены в таблице 7.
Таблица 7
Средние значения ролевых ожиданий и притязаний в браке по типам
Психологическое отношение Интимно -сексуальная Личностная идентифик. Хозяйст. -бытовая Родит.-воспитат. Социальная активность Эмоц. Психотерап. Внешняя привлекат-ть
1 тип «Нормальный» 5,0 5,6 5,7 6,1 4,2 5,3 5,8
2 тип «Умеренный» 6,5 6,7 7,9 7,9 5,7 7,4 6,7
3 тип «Прагматичный» 4,2 6,9 7,2 7,5 6,2 6,6 6,2
4 тип «Максималисты» 5,3 6,8 4,8 6,3 7,2 7,7 6,8
Анализ профиля кластеров (табл. 7) позволил дать более подробное описание каждого типа:
— к первому типу («Нормальный») относится 11 испытуемых. Из них 73% составляют женщины и 27% мужчин. Так же 75% из них работающие и 25% не имеют работы. У 81% испытуемых — это первый брак, у 19% повторный. Для испытуемых этого типа характерны невысокие средние показатели практически по всем шкалам, за исключением родительско-воспитательной;
— ко второму типу («Умеренный») относится 15 испытуемых, из них 64% мужчин и 35% женщин. Работа есть как у женщин, так и у мужчин. Брак у всех испытуемых первый. Стаж семейной жизни у всех различается, но чаще встречались семьи, у кого стаж был от 1 до 5 лет, это составило 41%. Для этого типа наиболее важными семейными ценностями являются: хозяйственно-бытовая и родительско-воспитательная. В меньшей степени, но все же важной ценностью является: эмоционально-психотерапевтическая. Самый низкий показатель у представителей этого типа имеет ценность социальной активности. Другие ценности представляют для испытуемых примерно одинаковое значение.
— к третьему типу («Прагматичный») относится 11 человек, 61% мужчин и 39% женщин. Как правило, с большим (свыше 15 лет) стажем семейной жизни. Для них наиболее значимыми являются хозяйственно-бытовая составляющая в ролевой структуре семьи и реализация родительско-воспитательной функции.
— к четвертому типу («Максималисты») относится 13 человек, 56% мужчин и 44% женщин, из которых 81% испытуемых работают, а остальные не имеют работы. У 93% это первый брак, а у 7% повторный. 62% имеют одного ребенка, 7% троих детей, а у 31% испытуемых детей нет. Данный тип респондентов стремится максимально удовлетворить свои потребности. Стаж семейной жизни у всех различается, но чаще встречались семьи, у которых стаж от 1 до 5 лет, что составило 44%.
В ходе исследования ценностей с помощью опросника «Аксиологическая направленность личности и семьи» установлено, что для 9 женщин и 7 муж-
чин наиболее важной оказалась группа шкал, в которую входят такие ценности как: образование, семья, досуг, коллективность, духовная удовлетворенность, креативность, жизнедеятельность, достижения, традиции, материальное благополучие, индивидуальность. Как наиболее важную для них 7 мужчин и 11 женщин выделили вторую группу шкал «семейные ценности как группы», которая состоит из тех же ценностей, что и личностные. Третья группа шкал: «ценности семьи как коллективного субъекта», только для 8 мужчин выделена ими как самая важная из всех. В нее входят такие ценности как: образование, семья, досуг, единство, сплоченность, взаимопомощь, общность. Для одного испытуемого одинаково важными оказались все три группы шкал одновременно. А также есть один респондент, для которого все шкалы были только с низкими показателями. Для двух женщин и одного мужчины важными являются сразу две группы шкал, это: «личностные ценности» и «семейные ценности как группы». Такие шкалы как: «семейные ценности как группы» и «ценности семьи как коллективного субъекта» оказались значимыми для одной женщины. Если говорить о семьях, а не об отдельных супругах, то для двух семей одинаково значима группа шкал «личностные ценности». Для пяти семей важной оказалась группа шкал «семейные ценности как группы». И есть семьи, для которых частично у супругов совпадают ценности, например, семья, в которой для мужчины важны «семейные ценности как группы», а для супруги — «личностные ценности» и «семейные ценности как группы».
Для установления взаимосвязи между удовлетворенностью браком и его факторами был проведен регрессионный анализ (пошаговый алгоритм с включением переменных), результаты которого приведенные в таблице 8 (коэффициент детерминации 0,66).
Таблица 8
Значения коэффициентов регрессии факторов удовлетворенности браком
Ценности и ролевые ожидания БЕТА Ст.ош. В Ст.ош. 1(36) Р
Жизнедеятельность (личностная) 0,47 0,12 0,90 0,24 3,83 0,00
Общность -0,72 0,17 -1,00 0,24 -4,25 0,00
Единство 0,43 0,14 1,07 0,36 2,99 0,01
Достижения (личностная) -0,74 0,24 -1,29 0,41 -3,13 0,00
Духовная удовлетворенность (личностная) 0,55 0,25 1,08 0,48 2,24 0,03
Интимно-сексуальные ожидания -0,13 0,11 -0,54 0,48 -1,12 0,27
Мат. благополучие (личностная) -0,43 0,26 -0,64 0,38 -1,60 0,09
Взаимопомощь 0,28 0,17 0,49 0,30 1,62 0,11
Креативность (личностная -0,21 0,13 -0,48 0,32 -1,54 0,13
Внешняя привлекательность) 0,17 0,10 0,75 0,53 1,39 0,17
Хозяйственно-бытовые ожидания -0,13 0,11 -0,45 0,40 -1,12 0,27
Сплоченность 0,29 0,18 0,68 0,43 1,57 0,12
Из таблицы 8 видно, что пять ценностных факторов (ценность жизнедеятельности, общности, единства, достижения и духовной удовлетворенности) линейно взаимосвязаны с удовлетворенностью браком, а остальные факторы, в который вошли ролевые ожидания, имеют статистически незначимый уровень линейной регрессии (р > 0,05). Одной из причин наблюдаемого явления (табл. 8) может быть нелинейная взаимосвязь удовлетворенности браком и остальных факторов, рассматриваемых в данном исследовании. Для подтверждения этого предположения воспользуемся нелинейным регрессионным анализом. Например, удовлетворенность браком (Уб) взаимосвязана ценностью семьи — духовной удовлетворенности и хозяйственно-бытовым ролевым ожиданием (1).
Уб = 6,65*Хб-0,49*Хб1+2,84*Ду-0,12*Ду1, (1)
где Ду — духовная удовлетворенность (личностная);
Хб — хозяйственно — бытовые отношения ролевых ожиданий и притязаний в браке.
Из уравнения (1) следует, что ценности и ролевые ожидания являются предикторами удовлетворенности браком. При этом коэффициент детерминации квадратичного полинома (1) равен 0,79.
У некоторых респондентов наблюдается обратная корреляция, то есть при чрезмерном внимании к быту, уровень внимания супругу(е) снижается, что влечет за собой недовольство подобными отношениями (браком) и, вероятно, связано с перекосом в расстановке семейных приоритетов.
Уб = 8,36*Ис-0,67*Ис1+2,89*Ин-0,15*Ин1, (2)
где Ин — личностная ценность индивидуальности;
Ис — интимно-сексуальные отношения.
Из уравнения (2) видно, что такие ценности как, интимно-сексуальные отношения и индивидуальность, также являются значимыми составляющими удовлетворенности браком. При этом коэффициент детерминации равен 0,59.
Выводы
1. С увеличением стажа семейной жизни фаза «резистенция», т. е. взаимное противодействие, находится в процессе формирования и способствует адаптации супругов друг к другу.
2. Общий уровень эмоционального выгорания у супругов, а так же фазы истощения и напряжения непосредственно влияют на благополучие семьи.
3. Значимой сферой для обоих супругов, независимо от семейного стажа и влияющей на благополучие семьи является воспитание детей.
4. На удовлетворенность браком супругов влияют их ролевые ожидания, психологическая совместимость и распределение семейных ролей.
5. Благополучие семьи во многом зависит от распределения бытовых обязанностей в повседневной жизни и способствует снижению количества конфликтов между супругами.
6. Доверительные интимно-сексуальные отношения способствуют успешной взаимной адаптации супругов. Наличие комплексов в этих отношениях создает угрозу доверительным семейным отношениям.
7. На благополучие семьи влияет отношение к супружеским и родительским обязанностям к партнеру и детям, т. е. качественное выполнение этих обязанностей является одним из доминирующих признаков у супругов.
8. В формировании образа семьи у человека большое значение имеет его представление о ценностях семьи, ценностях личности и ценностях как коллективного субъекта малой группы (семьи).
9. Семьи, в которых присутствует духовная удовлетворенность и способность решать хозяйственно-бытовые вопросы, имеют достаточно высокие показатели благополучия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Т. В. Представления молодых супругов (с ребенком-первенцем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком / Т. В. Андреева, Ю. А. Ба-кулина // Психология: итоги и перспективы: Тезисы конф. Санкт-Петербург : СПбГУ,
2004. 524 с.
2. Ардашкин И. Б. Психология религий : учеб. пособие. Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2009. 276 с.
3. Аръес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 1999.
4. Белоус Е. В. Взаимосвязь удовлетворенности браком с факторами совместимости супругов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2011. № 1.
5. Берн Шон. Гендерная психология. Санкт-Петербург : Олма-Пресс Инвест, 2004.
206 с.
6. Борисов В. А. Демографическая ситуация в современной России // Демографические исследования. 2006. № 1.
7. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Москва, 1987. 211 с.
8. Гафиятуллина Л. А. Об индикаторах этнической самоидентификации в современной культуре татар // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2005. № 1.
9. Гидденс Э. Социология / пер. с англ. ; науч. ред. В. А. Ядов ; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. Москва: Эдиториал УРСС, 2005. 703 с.
10. Долгов Ю. Н. Субъективное благополучие личности в контексте жизненных стратегий // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 9(32). Новосибирск : СибАК, 2013.
11. Дубовских О. В. Влияние образа семьи супругов на их удовлетворенность браком / О. В. Дубовских, С. В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2015. № 1(17).
12. Дюлъдина Ж. Н. Влияние возрастных особенностей в процессе приобщения юношей к семейным ценностям // Поволжский педагогический поиск. 2012. № 1.
13. Егорычева И. Д. Самоотношение, самореализация, самоактуализация как феномены, определяющие способность человеческого роста-развития // Мир психологии.
2005. № 3.
14. Карнеев Р. К., Мерзлякова С. В. Половозрастные особенности ценности семьи современной молодежи // Вестник Московского городского педагогического университета. 2010. № 3 (13).
15. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. Москва : Издательский центр «Академия», 1995. 170 с.
16. Стекольщикова Ю. H. Эмоциональное выгорание супругов в зависимости от семейного стажа / Ю. Н. Стекольщикова, С. В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2013. № 2 (14).
17. Стрелков И. А. О проблеме психологического благополучия /неблагополучия в современной психологии URL: http:// conf2001.dem.ru/strelkov.html.
18. Шамионов P. M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. 2012. № 2.
19. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 655 с.
20. Эйдемиллер Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий. Санкт-Петербург : Питер, 2001. 656 с.
REFERENCES
1. Andreeva T.V. Psihologija: itogi i perspektivy: Tezisy konf. [Psychology: results and prospects: Tez. Conf]. Sankt-Peterburg: SPbGU, 2004. 524 p.
2. Ardashkin I.B. Psihologija religij: uchebnoeposobie [Psychology of religion: a tutorial]. Tomsk: Izd-vo Tomskogo politehnicheskogo universiteta, 2009. 276 p.
3. Ar'es F. Rebjonok i semejnaja zhizn'pri Starom porjadke [Child and family life under the old order]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo universiteta, 1999.
4. Belous E.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija «Psihologija» [The Bulletin of Samara humanitarian Academy. Series «Psychology»]. 2011. No 1. Pp. 94-103.
5. Bern Shon. Gendernaja psihologija [Gender Psychology]. Sankt-Peterburg: Olma-Press Invest, 2004. 206 p.
6. Borisov V.A. Demograficheskie issledovanija [Demographic Research]. 2006. No. 1. Pp. 5-10.
7. Vladin V., Kapustin D. Garmonija semejnyh otnoshenij [Harmony family relations]. Moskva, 1987. 211 p.
8. Gafijatullina L.A. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Vestnik of the Kazan State University of Culture and Arts]. 2005. No.1. Pp. 59-61.
9. Giddens Je. Sociologija / Per. s angl.; nauch. red. V.A. Jadov; obshh. red. L.S. Gur'evoj, L.N. Posilevicha [Sociology / ed. with English .; scientific. Ed. VA poisons; Society. Ed. LS Gurieva, LN Posilevicha]. Moskva: Jeditorial URSS, 2005. 703 p.
10. Dolgov Ju.N. Lichnost', semja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: mater. XXXII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Personality, family and society: questions of pedagogy and psychology: Sat. Art. on the mater. XXXII Intern. scientific-practical. Conf.]. Novosibirsk: SibAK, 2013. No. 9(32).
11. Dubovskih O.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija «Psihologija» [The Bulletin of Samara humanitarian Academy. Series «Psychology»]. 2015. №1(17). Pp. 138-151.
12. Djul'dina Zh.N. Povolzhskij pedagogicheskij poisk [Volga Teachers search]. 2012. No. 1. Pp. 73-82.
13. Egorycheva I.D. Mir psihologii [World of Psychology]. 2005. No. 3. Pp. 30-38.
14. Karneev R.K., Merzljakova S.V. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Moscow City Pedagogical University]. 2010. No. 3 (13). Pp. 38?47.
15. Rukovodstvo prakticheskogo psihologa:psihicheskoe zdorov'e detej i podrostkov v kontekste psihologicheskoj sluzhby / pod red. I.V. Dubrovinoj [Manual of Practical Psychology: Mental health of children and adolescents in the context of psychological service / ed. IV Dubrovina]. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademija», 1995. 170 p.
16. Stekol'shhikova Ju.N. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija «Psihologija» [The Bulletin of Samara humanitarian Academy. Series «Psychology»]. 2013. No. 2 (14). Pp. 137-149.
17. Strelkov I.A Oproblemepsihologicheskogo blagopoluchija/neblagopoluchija v sovremennoj psihologii [On the problem of psychological well-being / ill-being in modern psychology] URL: http:// conf2001.dem.ru/strelkov.html.
18. Shamionov P.M. Mir psihologii [World of Psychology]. 2012. No. 2. Pp. 143-148.
19. Jejdemiller Je.G. Psihologija i psihoterapija sem'I [Psychology and Psychotherapy of the family]. Sankt-Peterburg: Piter, 2002. 655 p.
20. Jejdemiller Je.G. Semejnaja psihoterapija [Family therapy]. Sankt-Peterburg: Piter, 2001. 656 p.
FAMILY FACTORS PSYCHOLOGICAL WELL-BEING S. Ilinsky
The factors affecting the psychological well-being of the family and its successful functioning at different stages of the life cycle. The influence of individual factors on the relationship between the spouses in their mutual adaptation.
Key words: family, psychological well-being, marriage satisfaction, the image of the family, emotional and psychological needs, personal values, role expectations, emotional burnout, family values, psychological adaptation, psychological incompatibility