УДК 159.964.26 Осипов Игорь Андреевич
аспирант кафедры философии Кубанского государственного университета тел.: (928) 427-71-11
Щукина Александра Александровна
старший специалист администрации Краснодарского края тел.: (988) 462-86-55
ФАКТОРЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Э. ФРОММА
Osipov Igor Andreevich
PhD student of the Philosophy Department, Kuban State University tel.: (928) 427-71-11
Shchukina Aleksandra Aleksandrovna
Senior Specialist of Krasnodar Region Administration tel.: (988) 462-86-55
ALIENATION FACTORS IN HUMANISTIC PHILOSOPHY OF
E. FROMM
Аннотация:
Статья посвящена проблеме отчуждения человека от современной ему культуры. Человек чувствует себя здоровым и деятельным только тогда, когда он включен в какую-то общность, будь то семья, нация, государство или иная естественно сложившаяся группа. Поэтому каждый индивид осознанно или бессознательно в той или иной форме ассимилируется во внешних условиях своего существования. В статье показывается, что у человека есть альтернатива: бегство за обладанием новых предметов, или совершенствование в сфере духовных ценностей.
Ключевые слова:
рыночные ценности, потребности, психоанализ, экзистенциальное удовлетворение, отчуждение, общество, человеческая природа.
Summary:
The article deals with the problem of human alienation from contemporary culture. A person feels healthy and active only being a part of any community, whether they are family, nation, state or other naturally formed group. Therefore, each individual is consciously or subconsciously in one form or another assimilates with the external existence conditions. The authors consider that a person has an alternative: either flight for the possession of new items, or improvement in the field of spiritual values.
Keywords:
market values, needs, psychoanalysis, existential satisfaction, alienation, society, human nature.
В ХХ в. в связи с ускорением научно-технического и цивилизационного прогресса характер человека стал отличаться значительной пассивностью и ориентацией на ценности рынка. Современный человек превращается в потребителя, поглощающего продукты своего труда. «Мир предстает как огромный предмет его вожделений: большая бутылка, большое яблоко» [1, с. 192], - незаменимая машина удовлетворения желаний. Когда современный человек не является потребителем, он выступает в качестве торговца, предлагающего товар другим. Средоточием экономической системы становится рынок, определяющий ценность всех благ и долю каждого человека в общественном продукте.
Однако «рыночный день является судным днем его успеха» [2, с. 193]. Дело в том, что рыночная система вышла за пределы экономической сферы предметов потребления и труда. Человек сам превратился в товар и стал рассматривать свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. «Его ценность теперь определяется спросом, а не его человеческими достоинствами. Поэтому его самооценка зависит от внешних факторов, от суждения других» [3].
Величайший парадокс современной цивилизации, по мнению Фромма, заключается в том, что даже тогда, когда человек имеет почти все необходимое для материального существования для развития своего духовного и интеллектуального потенциала, он по-прежнему является ничем, ибо не имеет самого главного - индивидуальности. Человек утрачивает контакт с самим собой, в результате чего возникает феномен деперсонализации, утрата своего «Я». Существо, могущее стать личностью, все более превращается в деталь социальной мега-машины, а его жизнь становится однообразной и лишенной смысла. Подлинная жизнь, основанная на разуме, любви и ответственности, становится все менее возможной, а человеческие отношения приобретают функциональный, овеществленный характер.
Фромм констатирует тот факт, что люди настолько привыкают к подобным метаморфозам, что даже не замечают, что большая часть их жизни проходит в различных ложно понятых формах и абстракциях. Большинство людей, по его мнению, развивают свое не подлинное, а мнимое «Я», когда человек воспринимает и осознает самого себя только как средство социаль-
ной действительности. Происходит отчуждение личности от своих собственных жизненных сил, утрата «самости», в результате чего человек превращается в пассивного потребителя им же произведенных вещей. И в результате отчуждения человек не только отдаляется от других людей, но лишается самой человечности как в природном, естественном, так и в духовном смысле. Он становится «экзистенциальным» эгоистом.
Человек отчужден в том смысле, что его собственные действия и силы отделяются от него и превращаются в произведенные им вещи и институты, которые, в свою очередь, становятся для людей идолами, подчинившими себе хозяев. Иначе говоря, не человек стал управлять своими жизненными силами, а они им. Вещи начинают восприниматься людьми не как результат их собственных усилий, а как нечто от них не зависящее.
Суть отчуждения, считает Маркс, а вслед за ним и Фромм, состоит в том, что «человек больше не ощущает себя субъектом собственных действий, человеком мыслящим, чувствующим, любящим, он ощущает себя только в произведенных им вещах в качестве объекта внешних проявлений собственных сил. Он находится в контакте с самим собой, только подчиняясь им самим созданным продуктам» [4, с. 317].
Чем больше человек отчужден, тем в большей степени чувство обладания и использования составляет его отношение к миру. Как результат отчужденности и бессмысленности труда возникает стремление к абсолютному безделью. «Мне нет нужды осознавать свое Я, ибо я постоянно поглощен потреблением. Я - система желаний и их удовлетворения» [5, с. 194].
В сложившейся философской традиции понятие отчуждения базируется «на разнице между сущностью и существованием, на том факте, что человеческое существование удалено от его сущности, что человек в действительности представляет собой совсем не то, что он есть в потенции, или, иначе говоря, что он есть не то, чем он должен стать и чем может стать» [6, с. 396]. Отчуждение характеризуется пассивным восприятием мира и неспособностью распознавать в себе подлинного субъекта.
Отчужденный человек, изначально верящий в свое господство над природой, незаметно для самого себя становится рабом вещей и обстоятельств, превращаясь в застывшее (опред-меченное) выражение своих собственных сил. По мнению Фромма, такое состояние безусловно болезненно - человек становится невротиком. «Отчуждение как болезнь личности можно считать сердцевиной психопатологии современного человека» [7, с. 320].
Одной из форм отчуждения является перенесение - человек выбирает некий внешний объект, на который проецирует свои собственные качества: ум, смелость, любовь и т.д. Другим примером является отчуждение во времени, или отчуждение надежды, при котором в идола превращается будущее: не человек надеется на будущее и верит в него, а будущее оценивает и решает, правильная ли у человека вера. Формы отчуждения могут быть различны, но все они базируются на идолопоклонстве, на сотворении кумира из продукта собственного творения.
Анализируя отчуждение личности в современном мире, Фромм прослеживает, как в процессе человеческой деятельности жизненные силы человека все более трансформируются в противостоящую ему чуждую «вещь», и описывает новые объекты поклонения человека: публичное мнение, социальный престиж, экономическое преуспевание, индивидуальный и социальный нарциссизм, выступающий в форме своеобразного восприятия мира через призму своего внутреннего «Я» или объединенного «Я» какого-либо сообщества и др. Он констатирует тот факт, что межличностные отношения становятся законченным выражением товарных отношений, где все продается и покупается, где качество приносится в жертву количеству. Внутренний мир человека становится все более опустошенным.
Описывая картину тотального синдрома отчуждения, Фромм приходит к выводу, что естественные предпосылки сложившегося положения коренятся в природе самого человека. Иначе говоря, феномен отчуждения присущ «бытийности» самого человеческого существования. Удаление от предмета взаимодействия, дистанцированность от него - важнейшее условие для начала рефлексии. Даже в акте самопознания индивид устанавливает себя в качестве удаленного объекта. Тем не менее огромную роль во взращивании чувства отчуждения играет человеческая история, точнее, те формы, в которых она протекает. «Рассматривая человеческую природу в качестве движущей силы и цели исторического развития, Фромм вместе с тем объявляет ее и тем нормативным критерием, с помощью которого можно оценивать степень этого развития, определять типы и формы как индивидуальной, так и социальной патологии» [8, с. 64]. Отчуждение является важнейшим критерием оценки исторического процесса, диаметрально противоположным критерию свободы.
История человечества, на взгляд Фромма, предстает как хроника постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. Она вовсе не стремится «очеловечить» чело-
века, напротив, она нередко пытается вытравить в нем истинно человеческое и извратить его природу. История есть не что иное, как процесс «расчеловечивания» человека.
Фромм считает, что для решения проблемы отчуждения, проистекающей из экзистенциальной потребности человека в самоидентификации, необходимы как внутренние, личностные, так и внешние, экономические и политические изменения. «Мы должны децентрализировать труд и государство настолько, чтобы они приобрели человеческое измерение» [9, с. 196].
Устранения противоречия, лежащего в основе отчуждения, можно добиться путем построения гуманистического общества, основанного на принципах гуманистической этики и новых ценностях. Современная цивилизация, по мнению Фромма, может отказаться от излишней регламентации и стереотипизации человеческой жизни. Нормы культуры не должны быть авторитарными, но должны давать максимальный простор личности - творческой и продуктивной. Только с установлением более гуманного общества будут ликвидированы наиболее бесчеловечные формы отчуждения человека.
Ссылки: References (transliterated):
1. Фромм Э. Психоанализ и этика. Минск, 2006. 1. Fromm E. Psikhoanaliz i etika. Minsk, 2006.
2. Там же. 2. Ibid.
З. Там же. З. Ibid.
4. Фромм, Э. Человеческая ситуация. М., 2005. 4. Fromm, E. Chelovecheskaya situatsiya. M., 2005.
б. Фромм Э. Психоанализ и этика. б. Fromm E. Psikhoanaliz i etika.
6. Фромм, Э. Душа человека. Минск, 2005. 6. Fromm, E. Dusha cheloveka. Minsk, 2005.
7. Фромм, Э. Психоанализ и этика. 7. Fromm, E. Psikhoanaliz i etika.
В. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «исти- В. Dobren'kov V.I. Neofreydizm v poiskakh «istiny»
ны». М., 1974. 1974.
9. Фромм Э. Психоанализ и этика. 9. Fromm E. Psikhoanaliz i etika.