9. Borg, G. The perception of phuscal performance // Frontiers of Fitness. - Sprin-field, 1988.-P. 280-294.
10. Muravov, I. Test of motor-cardiak correlation control prognosis and the evalution of the effectivity of the influences in preventive cardiology /1. Muravov, E. Bulich, O. Muravov // The Canadian Journal of Cardiology. - 1997. - Vol. 13, Suppl B. - P. 247.
11. New approaches to predict Vo2 max and endurance from running performance / S.P. Tokmakidis, L. Leger [et al] // J. Sport. Med. Phys. Fit. - 1987. - V. 27. - P. 401-409.
12. Powers, S. K. Exercise physiologu : Theory and application to fitness and performance / S.K. Powers, E.T. Howly. - Dubugue I.A. : Brown, 1990. - 668 p.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПОРТИВНУЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ В
СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ
Сергей Михайлович Гузь, кандидат педагогических наук,
Карельский государственный педагогический университет (КГПУ),
г. Петрозаводск
Аннотация
В статье на основании данных опросов экспертов приведена иерархия основных категорий факторов, подлежащих учёту при дифференцировании и индивидуализации тренирующих воздействий в подготовке юных спортсменов в силовом троеборье, рассматривается значимость различных факторов на этапах многолетней подготовки.
Ключевые слова: критерии эффективности спортивной подготовки, факторы спортивной результативности в силовом троеборье.
FACTORS DETERMINING THE SPORTING PERFORMANCE IN
POWERLIFTING Sergey Mixaili rich Guz’, candidate of pedagogical sciences,
Karelian State Pedagogical University,
Petrozavodsk
Annotation
The article shows the hierarchy of main factors determined in experts' poll and taken into account in differentiation and individualization of training loads in training process of young power lifting athletes, the importance of different factors throughout the phases of long term training process is considered.
Key words: athletic performance effectiveness criteria, power lifting performance factors.
Структура спортивной деятельности весьма сложна и многообразна, так как каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям юных спортсменов. Поэтому необходимо комплексное изучение существенных для вида спорта факторов, определяющих успех спортивной специализации на этапах многолетней подготовки.
Вопрос о том, на каких критериях должна базироваться система многолетней подготовки, методологически чрезвычайно важен [1, 2, 7]. Очевидно, что это положение в равной степени относится к любому методическому подходу, реализуемому в тренировочном процессе: унифицированному, дифференцированному или индивидуальному.
Из многочисленных критериев эффективности спортивной подготовки, предлагаемых специалистами, целям детского и юношеского спорта в наибольшей степени соответствуют следующие положения [3, 6]: достижение высокой спортивной результативности в оптимальные возрастные периоды; выявление и учет ведущих факторов, определяющих уровень спортивного мастерства на этапах многолетней подготовки; адекватность тренирующих воздействий адаптационным возможностям организма юного спортсмена.
Поиск оптимальной структуры признаков, определяющих специальную работо-
способность и применение адекватных методов многомерной статистики, дает возможность решения следующих задач: выбор признаков, адекватно отражающих состояние изучаемого объекта; отделение независимых признаков; оценка информативности выбранной системы критериев работоспособности; выявление логической структуры целостного процесса соревновательной и тренировочной деятельности [8].
Так, например, на основании данных специальной литературы [3, 8, 9, 10] можно констатировать, что в циклических видах спорта наиболее значимыми факторами, определяющими физическую работоспособность, являются возможности биоэнергетических систем организма.
На основе анализа специальной литературы, раскрывающей различные аспекты спортивной подготовки юных спортсменов, специализирующихся в скоростносиловых видах спорта, В.П. Черкашин [7] систематизировал факторы, которые необходимо учитывать при дифференцировании и индивидуализации тренирующих воздействий. Факторы одного смыслового ряда группировались по соответствующим категориям, а, затем, соответствующие категории ранжировались в порядке снижения их значимости на основе усредненных оценок специалистов-экспертов.
Используя модель, предложенную В.П. Черкашиным [7], нами был проведён системный анализ факторов, которые необходимо учитывать при дифференцировании и индивидуализации тренирующих воздействий в силовом троеборье (табл. 1).
Таблица 1
Иерархия основных категорий факторов, подлежащих учёту при дифференцировании и индивидуализации тренирующих воздействий в подготовке юных атле-
тов (данные опроса экспертов)
N п/п Основные категории факторов Усредненная оценка значимости Ранги
1. Пол 7,2 6
2. Возраст 7,0 8
3. Спортивная квалификация 8,3 3
4. Состояние здоровья 8,6 1
5. Текущее состояние подготовленности 8,0 5
6. Ранее освоенные нагрузки 7,1 7
7. Социальные условия 6,3 10
8. Особенности биологического развития 5,5 12
9. Морфофункциональные особенности 8,2 4
10. Личностно-психологические особенности 5,1 13
11. Координационные особенности 5,9 11
12. Адаптационные возможности 6,8 9
13. Соревновательный календарь 8,5 2
14. Сенситивные периоды в развитии качеств 4,3 14
15. Тип структуры подготовленности 3,9 16
16. Модель круглогодичной тренировки 3,8 17
17. Перспективная модель соревновательной деятельности 3,6 18
18. Целевые ориентиры долговременного совершенствования 4,2 15
Анализ показал, что многие специалисты в силовом троеборье дифференциацию и индивидуализацию тренировочного процесса юных атлетов связывают, прежде всего, с учетом следующих факторов: состояние здоровья (8,6 балла), особенности соревновательного календаря конкретного спортсмена (8,5 балла), спортивная квалификация занимающегося (8,3 балла), морфофункциональные особенности организма (8,2 балла), текущее состояние подготовленности (8,0 балла).
На второй уровень значимости экспертами были поставлены: пол (7,2 балла), ранее освоенные нагрузки (7,1 балла), возраст (7,0 балла) и адаптационные возможности (6,8 балла).
На третьем уровне значимости: социальные условия (6,3 балла), координационные способности (5,9 балла), особенности биологического развития (5,5 балла), лично-стно-психологические особенности спортсмена (5,1 балла), сенситивные периоды в развитии качеств (4,3).
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
тренеры в процессе спортивной подготовки, кроме учёта факторов, которые можно отнести к категории тактических, большое внимание обращают на состояние здоровья и морфофункциональные особенности конкретного спортсмена, которые являются, по мнению В.П. Квашу ка [3], в большей степени стратегическими факторами;
достаточно высоко большинством специалистов оценивается такой фактор, как пол спортсмена, что связано, по нашему мнению, в частности, с тем, что в настоящее время наблюдается большой дисбаланс в нормативных требованиях для женщин и мужчин;
в последние годы выросла значимость такого фактора, как социальные условия;
кроме того, большинство специалистов обращают большое внимание на такие факторы, как адаптационные возможности атлетов, и стараются учитывать в своей работе сенситивные периоды развития различных качеств.
Тем не менее, по мнению В.П. Черкашина [7], и наши исследования это подтверждают, при индивидуализации тренировочного процесса явно недооценивается значение целевых ориентиров долговременного совершенствования, сенситивных периодов в развитии качеств, типологических особенностей структуры подготовленности спортсмена, перспективной модели соревновательной деятельности.
Данная позиция согласуется с рангами значимости модели юного спортсмена [5, 6], имеющей следующие уровни: модель потенциальных спортивных возможностей; модель спортивного мастерства; соревновательная модель; и по своей сути, существенно отличающейся от модели сильнейшего спортсмена [4], основные компоненты которой также располагаются на трех уровнях: соревновательная модель; модель спортивного мастерства; модель спортивных возможностей.
Анализ литературных данных, экспертные оценки и мнение специалистов [3, 4,
5, 6] показывают, что на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации факторами, ограничивающими нагрузку, можно считать: отсутствие специфических двигательных навыков и специфической адаптации к нагрузкам; возрастные особенности физического развития.
На этапе углубленной тренировки к факторам, ограничивающим тренировочную нагрузку, можно отнести: функциональные особенности организма подростков в связи с половым созреванием; диспропорции в развитии тела и сердечно-сосудистой системы.
Факторами, ограничивающими нагрузку на этапе спортивного совершенствования, могут являться: индивидуальные особенности строения тела; общий энергетический ресурс.
На этапе высшего спортивного мастерства к факторам, ограничивающим нагрузку, относятся: уровень одаренности к занятиям в избранном виде спорта; бытовые условия; уровень психологической устойчивости.
Значимость различных групп факторов может существенно меняться в соответствии с изменениями внешних условий выполнения соревновательной деятельности (уровень тренированности, погода, класс соперника, бытовые и социальные факторы и Т.д.).
По мнению некоторых специалистов [3, 6], иерархия значимости факторов спортивной результативности в процессе становления спортивного мастерства на этапах многолетней тренировки имеет общие тенденции. В частности, проведенные исследования показали, что в силовом троеборье на этапах начальной подготовки наиболее значимыми являются морфологические факторы, в то время, как на этапе высшего
мастерства, по мнению экспертов, существенно повышается роль личностнопсихических факторов (табл. 2).
Эволюция значимости различных компонентов структуры спортивной подготовленности на этапах многолетней тренировки происходит от наиболее консервативных признаков к наиболее лабильным. С биологической точки зрения, данная динамика может быть охарактеризована степенью генетической детерминированности различных категорий факторов, а с педагогической — основной стратегической линией тренировки в направлении от расширения двигательного потенциала юного спортсмена к повышению надежности соревновательной деятельности [3,6].
Таблица 2
Иерархия значимости факторов спортивной результативности на этапах много-
летней подготовки в силовом троеборье
Категории факторов, влияющих на достижение спортивной результативности Этапы подготовки
Предварительной подготовки и начальной спортивной специализации Углублённой тренировки и спортивного совершенствования Высшего мастерства
Морфологические (соматические), включая уровень биологической зрелости **** ** *
Энергетические (функциональные) *** **
Т ехнико-тактические ** *** ***
Личностно-психические * **
Примечание: факторная нагрузка в общей дисперсии выборки - **** - (30-40%);
*** - (20-25%); ** - (10-15%); * - менее 10%.
Таким образом, дифференциация индивидуально-типических признаков на этапах многолетней подготовки юных спортсменов относится к категории внутренней дифференциации, для которой характерен учет репрезентативных показателей с целью реализации различных стратегий подготовки юных спортсменов в определенный временной период.
Изучение внутренней дифференциации позволяет подойти к решению вопроса о систематизации внешней (динамической) дифференциации, направленной на целесообразное изменение содержания и построения тренировочного процесса юных спортсменов для наиболее полной реализации их потенциальных возможностей и эффективного управления процессом подготовки.
Изучение внешней дифференциации позволяет приблизиться к решению вопроса о систематизации внутренней дифференциации, направленной на целесообразное изменение содержания и построения тренировочного процесса юных спортсменов для наиболее полной реализации их потенциальных возможностей в соревновательной деятельности и эффективного управления процессом подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 4. - С. 9-10.
2. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания : (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 2. - С. 21-26, 39-40.
3. Квашук, П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки : дис. ... д-ра пед. наук / Квашук П.В. - М., 2003. - 226 с.
4. Кузнецов, В.В. Научные основы создания "Модели сильнейших спортсменов" / В.В. Кузнецов, A.A. Новиков, Б.Н. Шустин // Проблемы современной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т
физ. культуры. - М., 1975. - Вып. 2. - С. 24-26.
5. Набатникова, М.Я. Система контроля в юношеском спорте : состояние и перспективы // Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов : тез. докл. IX Всесоюз. науч.-практ. конф. Ворошиловград / Спорткомитет СССР. - М., 1984. - С. 27-28.
6. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва : монография / А.Г. Никитушкин. - М. : Сов. спорт, 2005. - 232 с.
7. Черкашин, В.П. Теоретические и методические основы проектирования технологии индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов в скоростносиловых видах легкой атлетики : дис. ... д-ра пед. наук / Черкашин В.П. - Волгоград, 2001.-352 с.
8. Ширковец, Е.А. Система оперативного управления и корректирующие воздействия при тренировке в циклических видах спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ширковец Е.А. - М., 1995. - 47 с.
9. Aerobic and anaerobic energy sources in muscular exercise // Exercise at altitude / Ed. by R. Margaría. - N.-Y., 1967. - P. 15-32.
10. Margaría, R. Biomechanics and energetics of muscular exercise / R. Margaría. -N.-Y. : Clarendon Press, 1976. - 146 p.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ОСАНКИ
ЧЕЛОВЕКА
Татьяна Владимировна Забалуева, кандидат педагогических наук, доцент,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Аннотация
Осанка претерпевает определенные изменения по мере взросления человека, и осанка дошкольника, школьника и взрослого имеет свои особенности. Особенности осанки и характер ее нарушений у различных возрастных групп должны учитываться в организации работы по профилактике и коррекции этих нарушений.
Ключевые слова: осанка, характер нарушений осанки, коррекция, профилактика, физические упражнения, возрастные группы.
PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION THE AGE-SPECIFIC HUMAN
POSTURE
Tatyana Vladimirovna Zabalueva, candidate of pedagogical science, senior lectures,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St. -Petersburg
Annotation
The posture is subject to changing during the aging process and preschool child, school child and adult’s posture all together have own particulars. Posture particulars and character of defects should be taken into account in process of application the preventative and correction measures covering these defects.
Key words: posture, character of posture defects, correction, prevention measures, physical exercises, age groups.
Осанка претерпевает определенные изменения по мере взросления человека. Для правильной организации работы по профилактике и коррекции нарушений осанки большое значение имеет определение характера этих нарушений у различных возрастных групп. Учет причин нарушений осанки позволяет применять адекватные педагогические воздействия по использованию соответствующих средств, методов и условий в процессе формирования правильной осанки.
В связи с этим необходимо:
1. Выявить возрастные особенности осанки человека.