versity, Ulyanovsk.
3. Gaponenko, E.V. (1999), Physical training of schoolgirls of the senior classes on the basis of the accounting of improving efficiency of loadings, dissertation, Malakhovka.
4. Guzhalovsky, A.A. (1978), Development of motive qualities in school students, National Asveta, Minsk, Belarus.
5. Levushkin, S.P. Hamzina, V.A. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: monograph, publishing house the Ulyanovsk State technical University, Ulyanovsk.
6. Levushkin, S.P., Blinkov, S.N. and Meshcheryakov, A.V. (2014), Standards of physical fitness of school students of Samara: educational and methodical grant, Feather, Moscow.
7. Levushkin, S. P. and Zhukov O. F. (2004), Standards ofphysical fitness of school students of Ulyanovsk, publishing house UIPKPRO, Ulyanovsk.
8. Levushkin, S. P. and Blinkov S.N. (2007), Standards of physical fitness of school students of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk.
9. Levushkin, S.P. (2006), Physical training of school students of 7-17 years having different morph-functional types: monograph, publishing house UIPKPRO, Ulyanovsk.
10. Fedorov, A.I., Sharmanova, S.B. and Kulagina, G.K. (2007), "Behavioral factors of health of children and teenagers: gender aspect", Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 9-12.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.08.2015.
УДК 796.011
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук, доцент,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Мария Сергеевна Назарова, соискатель,
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
(СПбГУ ГА)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации.
В качестве основных факторов, определяющих необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации, респонденты отметили необходимость создания правильного динамического стереотипа прикладного плавания на основе совершенствования экономичности движений, а также наличие индивидуально-вариативных целевых ориентиров при обучении студентов прикладному плаванию. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как необоснованно завышенные энергетические траты при освоении разных стилей прикладного плавания, а также на недостаточное применение специальных упражнений для развития экономичности движений у студентов. Большое значение имеют особенности техники выполнения движений в прикладном плавании, а также наличие недостаточного уровня развития экономичности движений при выполнении элементов прикладного плавания. Менее важными факторами являются связь эффективности деятельности по спасению людей с показателями экономичности движений прикладного плавания и необходимость длительного нахождения в водной среде при выживании в чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: факторы; прикладное плавание; студенты вузов гражданской авиации; экономичность движений.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.08.126.p21-26
FACTORS DEFINING THE NEED IN USE OF THE METHODOLOGY FOR IMPROVEMENT OF THE MOVEMENTS EFFICIENCY WHEN TRAINING TO THE APPLIED SWIMMING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
OF CIVIL AVIATION
Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Maria Sergeyevna Nazarova, the competitor, St. Petersburg State University of Civil Aviation
Annotation
The article presents the results of researches of authors on identification of the factors defining the need in use of the methodology for improvement of the movement's efficiency when training to the applied swimming of the students of higher education institutions of civil aviation.
As the major factors defining the need in use of the methodology for improvement of the movements efficiency when training to the applied swimming of the students of higher education institutions of civil aviation, the respondents noted the need in creation of the correct dynamic stereotype of the applied swimming on the basis of improvement of movements efficiency, and also existence of the individual and variable target reference points when training students to the applied swimming. The respondents also paid attention to such factors as unreasonably high power expenditure at mastering the different styles of the applied swimming, and also to insufficient application of the special exercises for development of the movement's efficiency among the students. The features of performance technique for the movements in the applied swimming are of great importance, including also the existence of the insufficient level of development of the movement's efficiency when performing the elements of the applied swimming. The connection of the efficiency of activities related to the rescue of people with indicators of the movements efficiency in the applied swimming and need in long stay in the water environment at the survival in emergency situations are less important factors.
Keywords: factors, applied swimming, students of higher education institutions of civil aviation, profitability of movements.
В настоящее время большое внимание уделяется повышению уровня безопасности полетов. [7]. Среди летных происшествий встречаются случаи экстренной посадки самолета на воду. В таких случаях на летный экипаж возлагается большая ответственность по спасению людей на воде. Для этого требуются хорошо сформированные навыки прикладного плавания у летного состава. Современная концепция проведения физической подготовки со студентами вузов гражданской авиации предполагает формирование у них готовности к эффективной деятельности по спасению людей на воде [3, 4, 7].
Организация физической подготовки в техническом вузе, выпускники которых работают в особых условиях, предполагает не только специально организованного учебно-тренировочного процесса [8], но и личностно-ориентированного подхода во взаимодействии тренера-преподавателя и студента [10].
Практика показывает, что использование методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации благоприятно сказывается на формировании у них навыков спасения людей на воде. [7].
Сущность использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации заключается в постепенном совершенствовании морфофункциональных систем организма. Это вызывает адаптационные перестройки в функционировании определенных органов и систем, координационных механизмов построения движений, участвующих в экономичной работе всего организма. Соответственно высокий уровень экономичности работы организма студента является предпосылкой и основой достижения наивысшего результата в формировании навыков прикладного плавания. Процесс достижения максимальной экономичности функционирования органов и систем организма тренирующегося студента опреде-
ляется понятием экономизации функций. Приспособительные реакции со стороны отдельных функциональных систем организма в целом принято рассматривать как функциональную экономизацию [1, 9].
Внешнее проявление функциональной экономизации выражается в морфологической экономичности или антропометрической оптимизации телосложения в процессе тренировочных занятий. Этот процесс связан с увеличением объема работающих мышечных групп, снижением процента жировой массы тела, увеличением длины отдельных звеньев и всего тела, перераспределением общего центра тяжести тела в связи с увеличением легочного объема и массы соответствующих выполняемой работе групп мышц [1-7,
9].
Функциональная экономизация характеризуется трехэтапным механизмом адаптационно-приспособительных реакций.
Целевой направленностью экономизации первого этапа является развитие способности к ускорению срочной адаптации при начальном выполнении вновь возникающего упражнения. Основной задачей в этом случае становится вовлечение в энергетическое обеспечение выполняемой работы наибольшего числа выгодных механизмов окислительной системы и уменьшение фосфагенного, а также лактацидного компонентов преобразования метаболической энергии.
На втором этапе функциональная экономизация заключается в снижении энергетической стоимости достигаемых результатов за счет уменьшения потерь при преобразовании метаболической энергии в механическую работу. На этом же этапе решается задача элиминировать смещение функциональных изменений при выполнении работы в сторону утомления.
Задача третьего этапа функциональной экономизации - сформировать механизмы, способствующие скорейшему протеканию восстановительных процессов [9].
Овладение техническим мастерством, формирование биомеханической структуры действий, позволяющей при минимальных энергетических затратах достигать наивысшего результата деятельности по спасению людей на воде называется технической эконо-мизацией. Поэтому технической экономизации отводится первостепенное значение среди всех факторов, лимитирующих достижения студентов при обучении прикладному плаванию [1, 9].
Таким образом, в условиях массового обучения широких контингентов, занимающихся наиболее действенным способом повышения экономичности плавания является техническая экономизация движений. В отличие от экономизации функциональных систем организма, которая закономерно достигается лишь в процессе многолетней систематической тренировки, экономичная техника плавания может быть сформирована в течение нескольких концентрированных занятий.
Среди множества направлений формирования оптимальных технических параметров движений в плавании наиболее доступными и эффективными, на наш взгляд, может считаться овладение навыками создания динамической обтекаемости, поддержания горизонтальной стабилизации, использования кинематического проецирования веса тела и достижения размеренности гребковых движений. Такая организация занятий со студентами облегчает освоение важнейших навыков прикладного плавания и спасения людей на воде, а также способствует более эффективному развитию физических качеств. [7].
Решение вышеперечисленных задач тесно связано с выявлением факторов, определяющих необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации. Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 58 тренеров и преподавателей вузов гражданской авиации, имеющих опыт работы на кафедрах физической подготовки более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному _плаванию студентов вузов гражданской авиации (п=58)_
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Необходимость создания правильного динамического стереотипа прикладного плавания на основе совершенствования экономичности движений 18,5
2 Наличие индивидуально-вариативных целевых ориентиров при обучении студентов прикладному плаванию 17,7
3 Необоснованно завышенные энергетические траты при освоении разных стилей прикладного плавания 15,2
4 Недостаточное применение специальных упражнений для развития экономичности движений у студентов 14,1
5 Особенности техники выполнения движений в прикладном плавании 10,9
6 Наличие недостаточного уровня развития экономичности движений при выполнении элементов прикладного плавания 9,8
7 Связь эффективности деятельности по спасению людей с показателями экономичности движений прикладного плавания 7,3
8 Необходимость длительного нахождения в водной среде при выживании в чрезвычайных ситуациях 6,5
В качестве основных факторов, определяющих необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации, респонденты отметили необходимость создания правильного динамического стереотипа прикладного плавания на основе совершенствования экономичности движений, а также наличие индивидуально-вариативных целевых ориентиров при обучении студентов прикладному плаванию [8]. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как необоснованно завышенные энергетические траты при освоении разных стилей прикладного плавания, а также на недостаточное применение специальных упражнений для развития экономичности движений у студентов. Большое значение имеют особенности техники выполнения движений в прикладном плавании, а также наличие недостаточного уровня развития экономичности движений при выполнении элементов прикладного плавания. Менее важными факторами являются связь эффективности деятельности по спасению людей с показателями экономичности движений прикладного плавания и необходимость длительного нахождения в водной среде при выживании в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, выявленные факторы определяют необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации. Учет этих факторов позволяет оптимизировать деятельность преподавательского состава кафедр по физической подготовке вузов гражданской авиации, для формирования навыков спасения людей на воде.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета данных факторов для разработки оптимальной модели проведения занятий по плаванию со студентами вузов гражданской авиации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом / А.Э. Болотин, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 112-115.
2. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-28.
3. Болотин, А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Вестник спортивной
науки. - 2014. - № 1. - С. 3-5.
4. Болотин, А.Э. Педагогические условия необходимые для повышения работоспособности у летчиков-инструкторов вузов гражданской авиации / А.Э. Болотин // Материалы Международной научно-практической конференции «Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы». - Минск, 2013. - С. 47-49.
5. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А. Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 9 (79). - С. 164-169.
6. Болотин, А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. д-ра пед. наук / Болотин Александр Эдуардович. - СПб., 2001. - 287 с.
7. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В. Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 46 -51.
8. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.
9. Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности / В.А. Таймазов, А.Э. Болотин, С.А. Цветков В.Е. Михеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 169-173.
10. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин,
0.0. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Novoseltsev, O.V. (2013), "The factors defining high learning efficiency of students to swimming of breast stroke", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 112-115.
2. Bolotin, A.E., Tokareva, A.V. and Pauls A.A. (2013), "Organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of experts in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-28.
3. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2014), "Scientific-theoretical approaches to improvement of process of physical training of students in higher education institutions", Bulletin of Sports Science, No.
1, pp. 3-5.
4. Bolotin, A.E. (2013), "Pedagogical conditions necessary for increase of working capacity at pilots-instructors of higher education institutions of civil aviation", Materials of the International scientific and practical conference "Improving physical culture of youth: actual problems and prospects", publishing house "BGMU", Minsk, pp. 23-28.
5. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Zh.-A. (2011), "Model of management of physical preparation in Angola", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.
6. Bolotin, A.E. (2001), Theory and practice of application game training of specialists in physical preparation and sport, dissertation, St. Petersburg.
7. Bochkovskaya V.L. and Nazarova M.S. (2015), "Pedagogical technology of training in applied swimming of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improvement of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.
8. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001) "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.
9. Taymazov, V.A., Bolotin, A.E. , Tsvetkov, S.A. and Mikheyev, V.E. (2015), "The indicators characterizing readiness of fighting swimmers for military and professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 169-173.
10. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014) "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye
zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.08.2015.
УДК 796.966
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
Ильназ Рашитович Газимов, аспирант, Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ), Набережные
Челны,
Вадим Владимирович Плотников, кандидат педагогических наук, доцент Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета (НФ Баш ГУ),
г. Уфа
Аннотация
В настоящей статье рассмотрена методика подготовки хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки. На основании анализа специализированных литературных источников в области детско-юношеского хоккея определено: наличие и отсутствие конкретной информации относительно спортивно-оздоровительного этапа подготовки, критериев оценки эффективности методики подготовки юных хоккеистов, содержание рекомендованных к применению программ подготовок. Представленная экспериментальная методика подготовки в процессе 2-летнего педагогического эксперимента, содержит: схему подготовки, разработанные и реализованные объемы групп упражнений, тесты. Тестовые процедуры информативны и рекомендованы специалистами в области детского хоккея. С помощью математико-статистических методов исследования определена достоверность в результатах тестирования и доказана эффективность экспериментальной методики подготовки. Выводы соответствуют поставленной цели исследования. Список литературы носит специализированный характер и соответствует содержанию статьи. Результаты исследования могут применяться специалистами в области практической подготовки юных хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки.
Ключевые слова: детский хоккей, педагогический эксперимент, спортивно-оздоровительный этап, юные хоккеисты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.08.126.p26-30
METHODS OF HOCKEY-PLAYERS TRAINING AT THE SPORTS AND HEALTH
STAGE
Ilnaz Rashitovich Gazimov, the post-graduate student, Naberezhnye Chelny branch Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and
Tourism,
Vadim Vladimirovich Plotnikov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Neftekamsk branch of the Bashkir State University, Ufa
Annotation
This article describes the methods of hockey-players training at the sports and health stage. Based on the analysis of the specialized literature sources in the field of youth hockey the following has been determined: presence or absence of the specific information regarding the sports and health stage of training, criteria of efficiency assessment of young players training method, the content of the recommended programs for training. Presented experimental training methodology in the process of two-year pedagogical experiment contains: training scheme, developed and implemented volumes of the exercises groups, tests. Test procedures are informative and recommended by the experts in the field of minor hockey. Reliability of the test results has been determined and efficiency of the experimental training methods has been