Сургутского государственного педагогического университета. - 2011. - № 3 (14). - С. 37-44.
3. Загревский, В.О. Модельные характеристики физической подготовленности как фактор управления тренировочным процессом юных гимнастов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Загревский Виталий Олегович. - Томск, 1999. - 177 с.
4. Розин, Е.Ю. Некоторые теоретико-методологические аспекты этапного педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсменов / Е.Ю. Розин // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 11. - С. 41-43.
REFERENCES
1. Botyaev, V.L. and Zagrebalova-Tutulova T.I. (2016), "Experimental evaluation program for motor abilities in aerobic gymnastics at initial and in-depth specialized training", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 35-39.
2. Botyaev, V.L. (2011), "Specificity of expression and control of coordination abilities young gymnasts at the stage of initial basic training and specialized (for example, sporting and artistic gymnastics)", Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, Vol. 14, No. 3, pp. 37-44.
3. Zagrevskii V.O. (1999), Model characteristics ofphysical fitness as the factor of management of training process of young gymnasts, dissertation, Tomsk
4. Rosin E.Y. (1997), "Some theoretical and methodological aspects of the landmark pedagogical control and physical condition of athletes", Theory and Practice of Physical Culture, No.11, pp.41-43.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.06.2016
УДК 796.07
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ПВО
Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, Алексей Георгиевич Горбунов, соискатель, Военная академия войсковой ПВО Вооруженных сил РФ им. В.П. Василевского, Смоленск
Аннотация
Выявлены факторы, определяющие необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО.
В качестве основных факторов, определяющих необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО, респонденты выявили особенности военно-профессиональной деятельности офицеров ПВО, а также сильное негативное воздействие неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности на физическое состояние офицеров. Респонденты также обратили внимание на ограниченные возможности для проведения плановых занятий с офицерами ПВО, а также на проявляемый интерес курсантов к самостоятельной деятельности по укреплению собственного здоровья. Большое значение имеют мотивация курсантов к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также отсутствие знаний, умений и навыков у курсантов вузов ПВО в проведении самостоятельной физической тренировки.
Ключевые слова: факторы; курсанты вузов ПВО; формирование навыков; организация и проведение самостоятельной физической тренировки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p21-24
FACTORS DEFINING THE NEED IN FORMATION OF THE SKILLS FOR SELF-ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING AT CADETS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF AIR DEFENSE
Victoria Leonidovna Bochkovskaya, candidate of pedagogical sciences, The Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Alexey Georgiyevich Gorbunov, the competitor, The Vasilevsky Military Academy Army Air Defense of Armed Forces of the Russian Federation, Smolensk
Annotation
The factors defining the need in formation of skills of the self-organization of independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense have been revealed.
As the major factors defining the need in formation of the skills for the self-organization of independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense, the respondents have revealed the features of the military professional activity of the air defense officers, and also the strong negative impact of adverse factors of the military professional activity on the physical condition of officers. Respondents have also paid attention to the limited opportunities for carrying out the planned occupations with the air defense officers, and also to the expressed interest of cadets in the independent activities for strengthening their own health status. Motivation of the cadets to the systematic independent physical exercises occupations, and also absence of the knowledge and skills among the cadets of higher education institutions of air defense in carrying out the independent physical training are of great importance.
Keywords: factors, cadets of higher education institutions of air defense, formation of skills, organization and carrying out the independent physical training.
Разработка новой модели образования в вузах Вооружённых Сил Российской Федерации требует усиления акцента на самообразовательную деятельность курсантов. В настоящее время все больше внимания уделяется формированию навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов военно-учебных заведений войск ПВО. Это связано с особенностями современной военно-профессиональной деятельности выпускников вузов ПВО [2, 3, 5]. Специфика организации боевой подготовки и несения боевого дежурства выпускниками вузов ПВО значительно затрудняют проведение всех плановых форм физической подготовки. Это негативно сказывается на физическом состоянии офицеров. Самостоятельная физическая тренировка является эффективным средством профилактики неблагоприятного воздействия различных факторов военно-профессиональной деятельности офицеров войск ПВО. Вместе с тем, практика свидетельствует, что многие выпускники вузов ПВО слабо владеют навыками организации и проведения самостоятельной физической тренировки. Это является следствием недостаточного внимания к вопросу формирования этих навыков у курсантов в ходе их обучения в вузах ПВО [1, 3, 5].
В связи с усилением акцента на самообразовательную деятельность курсантов в вузах ПВО, неотъемлемой составляющей их профессиональной компетентности становится владение навыками в сфере организации и проведения самостоятельной физической тренировки [1, 2]. Формирование навыков по организации и проведению самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО должно стать главной задачей кафедр физической подготовки вузов. Однако работ, посвящённых проблеме формирования навыков по организации и проведению самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО достаточно мало [2, 3, 5].
В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием технологии формирования навыков организации и проведения самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО, а также психолого-педагогических условий, необходимых для ее реализации.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена наличием противоречий:
- между высокими требованиями, предъявляемыми к знаниям, навыкам, умениям выпускников вузов ПВО по проведению самостоятельной физической тренировки и отсутствием научно разработанной технологии формирования этих навыков у курсантов;
- между необходимостью повышения уровня развития физических качеств у офицеров для поддержания работоспособности во время военно-профессиональной деятельности в войсках и недостаточным развитием навыков проведения самостоятельной физической тренировки у выпускников вузов ПВО.
Всё вышесказанное и определяет высокую значимость настоящего исследования, направленного на решение актуальной задачи с целью формирования навыков по организации и проведению самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО. Естественно, что подготовка курсантов к самостоятельной физической подготовке (формирование навыков), проводится индивидуально квалифицированными тренерами-преподавателями [1].
Решение задачи связано с выявлением факторов, определяющих необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО. Для установления ранговой структуры этих факторов был применен метод экспертных оценок [4]. В качестве экспертов выступили 79 преподавателей кафедр физической подготовки Смоленской Военной академии войсковой ПВО Вооруженных сил РФ им. В.П. Василевского и Тверской Военной академии ПВО. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих необходимость формирования
навыков организации самостоятельной физической тренировки __у курсантов вузов ПВО (п=79)__
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Особенности военно-профессиональной деятельности офицеров ПВО 28,7
2 Сильное негативное воздействие неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности на физическое состояние офицеров 21,3
3 Ограниченные возможности для проведения плановых занятий с офицерами ПВО 17,8
4 Проявляемый интерес курсантов к самостоятельной деятельности по укреплению собственного здоровья 12,2
5 Наличие мотивации у курсантов к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями 10,3
6 Отсутствие знаний, умений и навыков у курсантов вузов ПВО в проведении самостоятельной физической тренировки 9,7
В качестве основных факторов, определяющих необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО, респонденты выявили особенности военно-профессиональной деятельности офицеров ПВО, а также сильное негативное воздействие неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности на физическое состояние офицеров. Респонденты также обратили внимание на ограниченные возможности для проведения плановых занятий с офицерами ПВО, а также на проявляемый интерес курсантов к самостоятельной деятельности по укреплению собственного здоровья. Большое значение имеют мотивация курсантов к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также отсутствие знаний, умений и навыков у курсантов вузов ПВО в проведении самостоятельной физической тренировки.
Таким образом, выявленные факторы определяют необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО. Учет этих факторов позволяет в значительной степени улучшить процесс формирования
навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.
2. Скрипачев, С.А. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с использованием нормирования тренировочной нагрузки : дис. ... канд. пед. наук / Скрипачев Сергей Александрович. - Санкт-Петербург, 2015. -141 с.
3. Стафеев, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования навыков проведения самостоятельных тренировок у курсантов вузов воздушно-космических сил / А.В. Стафеев,
B.В. Лапин, И.В. Шукшин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 231-236.
4. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). -
C. 197-201.
5. Шукшин, И.Ф. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Военно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок / И.Ф. Шукшин, А.В. Стафеев, В.В. Лапин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 261-265.
REFERENCES
1. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001), "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.
2. Skripachev S. A. (2015), Pedagogical model ofphysical training of cadets of higher education institutions of air defense with use of rationing of a training load, dissertation, St. Petersburg.
3. Stafeev A.V., Lapin V.V. and, Shukshin I.V. (2015), "Factors defining the need in formation of skills of carrying out the independent trainings among the cadets of higher education institutions of aerospace forces", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 231-236.
4. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
5. Shukshin, I.F. and Stafeev, A.V., Lapin V. V. (2015), " Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of Military space forces with the accented use of a technique of formation of skills on the organization of independent trainings", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 261-265.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2016
УДК 796.56
ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОПЕРНИКОМ НА ДИСТАНЦИЯХ ЗАДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОРИЕНТИРОВАНИИ БЕГОМ
Виктория Александровна Брайцева, соискатель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВО СГАФКСТ), Смоленск
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы тактического взаимодействия спортсменов, специализирующихся в беговых видах ориентирования, в процессе преодоления соревновательной дистанции. С целью повышения эффективности тактической подготовки был проведён опрос юношей 1823 лет, учащихся СДЮСШОР и студентов СГАФКСТ. В результате установлено, что большинство высококвалифицированных спортсменов относят взаимодействие с соперником на дистанциях заданного направления в беговых видах ориентирования к вопросам тактической подготовки. При