5.3. ФАКТОРЫ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА ПЕНИТЕНЦИАРНУЮ ПОЛИТИКУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В 40-50 ГОДАХ XX ВЕКА
Якушина Евгения Сергеевна. Должность: преподаватель кафедры уголовного права и криминологии. Место работы: Московский Университет МВД России, Московский областной филиал. E-mail: evgeniya.rybina @mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на пенитенциарную политику в отношении несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в трудовых колониях СССР в 40-50 гг. XX в.
Ключевые слова: фактор, пенитенциарная политика Советского государства, меры государственного принуждения, несовершеннолетний правонарушитель, исправительно-трудовая колония.
THE FACTORS WHICH HAVE INFLUENCED THE PENITENTIARY POLICY CONCERNING MINOR OFFENDERS IN 1940-1950
Yakuschina Evgeniya Sergeevna. Position: lecturer at criminal law and criminology chair. Place of employment: Moscow university of MIA Russia, Moscow regional branch. E-mail: evgeniya.rybina @mail.ru
Annotation: In article the factors which have influenced the penitentiary policy concerning minor offenders, being in labor colonies in the USSR are considered.
Keywords: the factor, the penitentiary policy of the Soviet state, a measure of the state compulsion, the minor offender, works-farms.
Пенитенциарная политика государства является определяющей для формирования системы органов, исполняющих наказания и правоприменительной практики. Эта политика зависит, прежде всего, от социальных изменений в обществе, уровня развития экономики, правовых институтов, состояния идеологии, моральноэтических норм и т.д. При анализе карательной политики четко прослеживаются разнообразные факторы, которые оказывают существенное влияние на её практическую реализацию на различных этапах развития государства.
Проблема факторов, применительно к различным сферам деятельности органов государственной власти, рассматривалась в научных работах многих ученых, занимавшихся вопросами уголовной, карательной, уголовно-исполнительной политики. В исследованиях, прежде всего, уделялось внимание выявлению факторов и их классификации по различным основаниям, определению временных границ их влияния, установлению их позитивной или негативной роли, при реализации карательной политики государства.
В процессе исследования пенитенциарной политики Советского государства в отношении несовершеннолетних правонарушителей, автором была выявлена совокупность факторов влияющих в рассматриваемый период. Они классифицируются по двум основаниям: постоянно действующие и проявляющие себя в особых условиях.
К постоянно действующим относились:
- меры государственного принуждения, направленные на укрепление правопорядка, дисциплины, общественной безопасности страны;
- жилищно-бытовые условия в местах лишения свободы;
- прокурорский надзор, ведомственный и общественный контроль;
- совместная работа взрослых осужденных с несовершеннолетними;
- дифференцированное размещение несовершеннолетних.
К числу факторов, проявляющих себя в особых условиях, полагаем, правомерно отнести такие, как:
- недостаточная работа по установлению личности, привлеченной к уголовной ответственности;
- укомплектование части административно-
хозяйственного и производственно-технического персонала самими осужденными;
- противоборство криминальных группировок в местах лишения свободы;
Рассмотрим обозначенную систему факторов более подробно.
Меры государственного принуждения, направленные на укрепление правопорядка, дисциплины, общественной безопасности страны.
В начале 40-х гг. XX в. важнейшим фактором, оказавшим существенное влияние на уголовную и исправительно-трудовую политику, являлись меры государственного принуждения, направленные на укрепление правопорядка, трудовой дисциплины, общественной безопасности страны и активизации борьбы против расхитителей социалистической собственности. В условиях обострения международной обстановки, в системе воспитательного воздействия государства на первый план выдвинулись уголовно-правовые меры. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»1, было предусмотрено тюремное заключение на срок от 2 до 4 месяцев для рабочих и служащих, самовольно ушедших из государственных, кооперативных и общественных предприятий или учреждений, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 г. «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство»2, предусматривал применение к правонарушителям санкцию в виде тюремного заключения сроком на один год, усилено наказание за выпуск некачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями и др. Нередко такие действия рассматривались как подрыв оборонной мощи страны и снижение благосостояния трудящихся. Действие этих Указов распространялось и на несовершеннолетних осужденных, занятых в сфере общественного производства, в том числе на отбывающих уголовное наказание в исправительно-трудовых лагерях и воспитательных трудовых колониях.
В конце 1940 года были приняты специальные Указы, касающиеся несовершеннолетних. Это, прежде
1 Ведомости Верховного Совета СССР. №20 (83), 05.07.1940 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».
2 Ведомости Верховного Совета СССР. №28 (91), 22.08.1940 г.
// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электрон-
ный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».
всего, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. «Об уголовной ответственности несовершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поездов»3, устанавливающий привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности, начиная с 14-летнего возраста. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 года вводилась ответственность учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и самовольный уход из училища (школы)4.
Уголовно-правовые меры, направленные на укрепление порядка и дисциплины в стране принимались и в последующие годы. Об этом, в частности, свидетельствует Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за самовольный проезд в товарных поездах и за самовольную без надобности остановку поезда стоп-краном» от 9 апреля 1941 года5.
Таким образом, общее направление пенитенциарной политики, было нацелено на максимальную изоляцию заключенных. На мой взгляд, это было связано с ликвидацией применявшейся ранее системы условнодосрочного освобождения от наказания и зачета рабочих дней в срок отбытого наказания, повлекло за собой сосредоточение больших масс правонарушителей, в том числе не достигших 18-тилетнего возраста в лагерях и трудовых колониях. В частности, реализация постановления СНК СССР № 659 от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством»6 (1943 г.) привела к организации трудовых воспитательных колоний в дополнение к существовавшим трудовым колониям, с доведением общего числа мест для несовершеннолетних до 50 тысяч человек.
Жилищно-бытовые условия в местах лишения свободы.
Война неизбежно влечет за собой изменение внутриполитической и социально-экономической обстановки и оказывает влияние на все сферы государственной деятельности. В этих условиях повышается ответственность всех без исключения категорий граждан за выполнение своего гражданского долга перед государством и обществом. В связи с этим вносятся коррективы в карательную и исправительно-трудовую политику государства, в практику деятельности мест лишения свободы.
С началом Великой Отечественной войны материально-бытовое положение несовершеннолетних осужденных и их медицинское обеспечение ещё более осложнилось. Нормы питания были существенно урезаны, качество пищи было низким, а ее калорийность не компенсировала затрачиваемые усилия при выполнении производственных заданий. Воспитанники не обеспечивались одеждой и постельными принадлежностями. Вследствие этих и иных причин повысилась заболеваемость среди контингента, а отсутствие самых необходимых медицинских препаратов и недостаточно организованное медицинское обслуживание, повлекли за собой массовые беспорядки, имевшие место в 1942-1943 годах в Саровской7, Марыйской8 и в ряде
3 ГАРФ.Ф.7523.Оп.4.Д.42.Л .55.
4Там же, л.151.
5 ГАРФ.Ф.7523 Оп.4.Д.48.Л.86.
6 ГАРФ.Ф. Р-9401 .Оп. 1 а.Д.311 Л.124-125.
7Приказ НКВД СССР № 016 от 31 января 1944 г. «О беспорядках в Саровской трудовой колонии несовершеннолетних Мордовской АССР» // ГАРФ.Ф.9401 .Оп.12.Д.210.Л.3-3а.
других трудовых колониях. Кроме того, это порождало высокую побеговую активность. К примеру, в январе 1944 года из 47 колоний бежало 445 воспитанников9.
Положение несовершеннолетних заключенных в местах лишения свободы изменилось в лучшую сторону после окончания Сталинградской битвы. С января 1943 г., хотя и незначительно, стали увеличиваться нормы питания10.
Больше стало уделяться внимания вопросам быта и медицинского обслуживания осужденных. В каждой трудовой и трудовой воспитательной колонии организовывалась оздоровительные группы со сроком содержания до 20 суток. Для содержащихся в них устанавливался внутренний распорядок дня и режим, усиленное питание, лечебно-профилактическая работа11.
Прокурорский надзор и ведомственный контроль.
Руководство трудовыми колониями осуществлялось ГУЛАГом НКВД СССР через УИТЛК/ОИТК НКВД/УНКВД республик, краев и областей и соответственно ими же должен был осуществляться ведомственный контроль. Однако, как показал анализ архивных документов, системный, плановый контроль за деятельностью детских колоний в годы войны не осуществлялся. Положение дел в учреждениях и деятельность администрации проверялось только по чрезвычайным происшествиям, имевшим место в детских колониях в разные годы. Но и в послевоенные годы, особенно дислоцированные в отдаленной местности колонии, не подвергались годами инспекторским проверкам.
Несмотря на трудности военного и послевоенного времени система прокурорского надзора за детскими колониями продолжала действовать. Контроль за ними осуществлялся отделом прокуратуры СССР по надзору за местами лишения свободы. На надзирающих прокуроров возлагались следующие обязанности: проверка законности и условий содержания воспитанников, проверка своевременного исполнения постановления правительства, связанных с законностью и условиями содержания контингента12.
После 1953 года работа органов прокуратуры по надзору за детскими колониями стала более последовательной и эффективной. Прокуроры добивались немедленного устранения выявленных нарушений и недостатков в деятельности колоний.
Усилился и ведомственный контроль, а наиболее острые вопросы, связанные с деятельностью детских колоний стали выноситься на обсуждение коллегии МВД РСФСР и СССР.
С 1956 года в детских трудовых колониях стали создаваться попечительские советы, сыгравшие в дальнейшем значимую роль в осуществлении общественного контроля за работой колоний13.
8 Указание НКВД СССР № 52/17534 НКВД Туркменской ССР «О наведении порядка в Марыйской трудовой колонии НКВД» // ГАРФ.Ф. Р-9414.Оп.1 .Д.50.Л.156-157.
9 ГАРФ.Ф.9401.Оп.12.Д.210.Л.2.
10 Приказ НКВД СССР № 0202 от 29 мая 1943 г. «О введении новых норм питания для несовершеннолетних заключенных» // ГАРФ.Ф.9401.Оп.1.Д.141.Л.165-165 об.
11 Циркуляр НКВД СССР «Положение об оздоровительных группах в трудовых воспитательных и трудовых колониях для несовершеннолетних и детских приемниках НКВД» // ГАРФ.Ф. Р-9401 .Оп.1 а.Д.155.Л .100-103.
12 Приказ Прокурора СССР № 58 от 25 января 1944 г. «Об организации группы по делам несовершеннолетних при прокуратуре Союза ССР» // ГАРФ.Ф.7523.Оп.108.Д.332.Л .249.
13 Распоряжение МВД СССР № 240 от 4 августа 1956 г. «С объ-
явлением Положения о попечительском совете детской колонии
МВД» // ГАРФ.Ф.9401.Оп.1а.Д.578.Л.41-44.
Совместная работа взрослых осужденных с несовершеннолетними
Организация в детских колониях сложного или трудоемкого производства, а также работ с вредными условиями труда, вызвала необходимость использования труда взрослых заключенных, так как не всегда такие колонии дислоцировались там, где не было проблемы с вольнонаемными кадрами. Эта практика получила широкое распространение, но отказаться от использования такой рабочей силы не было возможности по производственной необходимости. Если для решения производственных задач детских колоний это имело положительное значение, то для режима содержания воспитанников негативные последствия. Взрослыми осужденными пропагандировались «воровская романтика» и отрицательное отношение к воспитанникам-активистам. Через взрослых несовершеннолетние сбывали одежду, обувь, постельные принадлежности, продукты питания в обмен на запрещенные предметы. Через них поддерживались криминальные связи с «воровскими авторитетами», содержавшимися в лагерях, колониях и тюрьмах. Только в 1951 году были предприняты меры по упорядочению использованию взрослых осужденных в детских коло-ниях14. Однако эти меры имели двойственный характер: с одной стороны как бы вводился запрет, а с другой разрешалось содержать взрослых заключенных при трудовых и трудовых воспитательных колониях.
Дифференцированное размещение осужденных.
В послевоенный период, вследствие резкого обострения борьбы между преступными группировками, места лишения свободы потрясали массовые беспорядки, погромы, поджоги, убийства, групповые вооружённые побеги. Положение, особенно в исправительно-трудовых лагерях, становилось критическим. Сложная обстановка требовала особых мер. Именно это и предопределило в конце 1948 года создание специальных лагерных пунктов (отделений), предназначенных для содержания наиболее опасных категорий лиц, осужденных за общеуголовные преступления. В детских трудовых колониях развивались аналогичные процессы, что потребовало предпринять необходимые меры для стабилизации обстановки. В связи с этим в 1949 году стали создаваться трудовые колонии с особым режимом15 в дополнение к имеющимся колониям, где условия содержания несовершеннолетних были аналогичны тюремным. Двери жилых комнат (спален) оборудовались по типу тюремных, а в комнатах, где содержались особо опасные преступники (рецидивисты) были вставлены решетки. Комнаты запирались на железные засовы с замками.
Таким образом, весь контингент несовершеннолетних содержался в трёх типах колоний: трудовые колонии, трудовые воспитательные колонии и трудовые колонии с особым режимом, которые были в 1957 года реорганизованы в колонии строгого режима для неоднократно судимых16.
14 Приказ МВД СССР № 0228 от 6 апреля 1951 г. «О порядке
содержания в трудовых колониях МВД осужденных несовершеннолетних, достигших возраста 18 лет» // ГАРФ. Ф.Р-
9401 .Оп.1 а.Д.400.Л .50-51.
15 Приказ МВД СССР № 001255 от 21 октября 1948 г. «О трудовых колониях МВД с особым режимом для осужденных несовершеннолетних» // ГАРФ. Ф.9412. Оп. 1 .Д.265. Л. 120-121.
16 Приказ № 0190 от 15 марта 1957 г. «С объявлением инструкции о порядке направления осужденных несовершеннолетних в детские трудовые колонии со строгим режимом и содержания в этих колониях» // ГАРФ.Ф.Р-9401 .Оп.1а.Д.581 .Л.32-35.
Недостаточная работа по установлению личности, привлечённой к уголовной ответственности.
Некоторая часть уголовных преступников, особенно не имеющих постоянного места жительства при аресте или в период следствия присваивали себе вымышленные фамилии и имена, а молодёжь с целью отбывать меру наказания в местах для несовершеннолетних, очень часто занижала свой действительный возраст.
Такая категория осужденных переростков, находясь в детских колониях, отрицательно влияла на всю проводимую работу среди малолетних осужденных и подстрекала их на совершение уголовных преступлений и на грубое нарушение режима. В частности, за три года существования особорежимной Белозерской детской трудовой колонии было выявлено 154 переростка, скрывших свой действительный возраст, что составило 18,4%, к числу поступивших в колонию17. Наличие такой категории осужденных пагубно отражалось на воспитательной работе с несовершеннолетними заключёнными. Поэтому с начала 50-х гг. XX в. была активизирована в детских колониях работа, связанная с проверкой по дактилоскопическому учёту через органы МГБ и МВД установочных данных на несовершеннолетних заключенных18.
Укомплектованность административно-хозяйственного и производственно-технического персонала самими осужденными.
Как показало исследование, в военные годы войны несовершеннолетних подростков, в соответствии с «Положением о трудовых колониях НКВД для несовершеннолетних преступников»19, разрешалось широко привлекать к административным работам, что нашло свое закрепление в норме ст. 42 указанного Положения. В частности, на производстве и в учебнопроизводственных мастерских они могли привлекаться в качестве мастеров, инструкторов, бригадиров, табельщиков, электромонтеров. В учебно-воспитательной части в качестве: учеников-фотографов, руководителей кружков художественной самодеятельности, инструкторов физкультуры, киномехаников, радиотехников. Кроме того, воспитанники широко использовались в аппаратах управлений колоний, в хозяйственной, медикосанитарной части, в столовых и на кухнях, в пожарных частях.
В послевоенный период, ввиду невозможности в отдельных колониях укомплектовать штаты военизированной охраны, несовершеннолетние, например, в Надвоицкой трудовой колонии привлекались даже к несению постовой службы по охране колонии и им выдавалось оружие20.
Противоборство криминальных группировок в местах лишения свободы за власть над осужденными.
17 ГАРФ.Ф.9412.Оп.1 .Л.429.Л.36.
18 Приказ МВД СССР № 00750 от 24 октября 1951 г. «О порядке
содержания осужденных, не достигших 18-летнего возраста» // ГАРФ.Ф.Р-9401.Оп.1а.Д.393.Л.242-245; Распоряжение МВД СССР № 1137 от 19 октября 1951 г. // ГАРФ.Ф.Р-9401.Оп.1а.Д.440.Л.8; Приказ МВД СССР № 0228 от 6 апреля 1951 г. «О порядке содержания в трудовых колониях МВД осужденных несовершеннолетних, достигших возраста 18 лет» // ГАРФ.Ф.Р-
9401 .Оп.1 а.Д.400.Л .50-51.
19 Приказ НКВД СССР № 001394 от 1 июля 1942 г. «С объявлением положения о трудовых колониях для несовершеннолетних преступников» // ГАРФ.Ф.Р-9401.Оп.1а.Д.113.Л.114-117 об.
20 Приказ МВД СССР № 0351 от 4 июня 1949 г. «О грубых на-
рушениях режима содержания и недостатках учебновоспитательной работы в Надвоицкой трудовой колонии для осужденных несовершеннолетних Карело-Финской ССР» //
ГАРФ.Ф.9401 .Оп.1а.Д.312.Л.20-21.
Негативные процессы, связанные с борьбой за власть между криминальными группировками в исправительно-трудовых лагерях и колониях в своеобразной форме находили отражение и в детских трудовых колониях. В частности, «контингент», содержащихся в детских колониях подразделялся на две враждующих между собой группы. С одной стороны это подростки, ранее состоявшие в числе активистов и не желавшие принимать участие в общественных мероприятиях, а с другой - осужденные, именовавшие себя «анархией», «блатными». В качестве основных причин, породивших эту борьбу, необходимо назвать следующие факторы:
Во-первых, подростки, совершившие преступление, в период предварительного следствия до суда и до прибытия в детские трудовые колонии продолжительное время находились в тюрьмах и на этапах, где попадали под влияние взрослых приверженцев воровской идеологии. Последние знакомили их с воровскими «правилами» поведения в местах заключения и разъясняли, что за участие в общественной работе в колониях они будут подвергаться притеснениям со стороны профессиональных уголовных преступников, что их доверие можно заслужить только совершением преступлений по отношению к активистам и строгим соблюдением «воровских законов».
Находясь под впечатлением таких внушений и боясь попасть в «немилость» рецидивистов, часть несовершеннолетних правонарушителей, боялась принимать участие в общественных мероприятиях, а некоторая часть подростков, подражая рецидивистам сознательно шла на совершение преступлений и брала под свое влияние более слабых и малоустойчивых осужденных
- своих сверстников.
Второй причиной враждебных отношений между осужденными несовершеннолетними, по моему мнению, являлось то, что в некоторых детских колониях воспитанников принудительно вовлекали в актив, а бригадирам создавалось привилегированное положение. Бригадиры же, командуя осужденными подростками, нередко применяли к ним физическое воздействие. Особенно это явление было распространено в период 1944 - 1948 гг. И хотя с такими извращенными формами работы велась решительная борьба, но полностью искоренить это явление не удавалось.
И третья причина обусловлена наличием связи «от-рицаловки» из числа несовершеннолетних с организационными преступными группировками в районе расположения детских трудовых колоний. Эти группировки не только пропагандировали среди несовершеннолетних воровскую идеологию, но и оказывали «отрицаловке» материальную и моральную поддержку.
Подводя итог необходимо отметить, что система факторов, оказавших влияние на пенитенциарную политику в отношении несовершеннолетних в 40-50 гг. XX в. оказывала существенное влияние на условия жизни и быта заключенных. Одни из них действовали на протяжении всего исследуемого периода, другие обуславливались происходящими изменениями в социально-политической жизни страны.
Список литературы:
Ведомости Верховного Совета СССР. №20 (83),
05.07.1940 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».
Приказ НКВД СССР № 016 от 31 января 1944 г. «О беспорядках в Саровской трудовой колонии несовершеннолетних Мордовской АССР» // ГАРФ.Ф.9401. Оп.12. Д.210.Л.3-3а.
Распоряжение МВД СССР № 240 от 4 августа 1956 г. «С объявлением Положения о попечительском совете детской колонии МВД» // ГАРФ.Ф.9401.Оп.1а.Д.578. Л.41-44.
Приказ МВД СССР № 0351 от 4 июня 1949 г. «О грубых нарушениях режима содержания и недостатках учебно-воспитательной работы в Надвоицкой трудовой колонии для осужденных несовершеннолетних Карело-Финской ССР» // ГАРФ.Ф.9401.Оп.1а.Д.312.Л.20-21.
Приказ № 0190 от 15 марта 1957 г. «С объявлением инструкции о порядке направления осужденных несовершеннолетних в детские трудовые колонии со строгим режимом и содержания в этих колониях» // ГАРФ.Ф.Р-9401.Оп.1а.Д.581 .Л.32-35.
Циркуляр НКВД СССР «Положение об оздоровительных группах в трудовых воспитательных и трудовых колониях для несовершеннолетних и детских приемниках НКВД» // ГАРФ.Ф. Р-940Юп.1а.Д.155.Л.100-103.
Приказ НКВД СССР № 0202 от 29 мая 1943 г. «О введении новых норм питания для несовершеннолетних заключенных» // ГАРФ.Ф.9401.Оп.1.Д.141.Л.165-165 об.
References:
Bulletin of the Supreme Council of the USSR. №20 (83),
05.07.1940 g. / / Reference-legal system «Consultant Plus»: [Electronic resource] / CJSC «Consultant Plus».
The order of the NKVD of the USSR №016, dated January 31, 1944. «About the unrest in Sarov labour colony of minors Mordovian ASSR»// GARF.F.9401.0p.12. D.210.L.3-3a..
Regulation of the Ministry of internal Affairs of the USSR № 240 dated 4 August 1956. «With the announcement of the Provisions on the Board of Trustees of the children's colony Ministry of internal Affairs» // GARF.F.9401.0p.1a.D.578.L.41-44.
0rder of the Ministry of internal Affairs of the USSR № 0351 of June 4, 1949. «On the grave violations of the regime of detention and weaknesses of teaching and educational work in Надвоицкой labour colony for convicted minors of Karelian-Finnish SSR» // GARF.F.9401.0p. 1a.D.312.L.20-21.
Order № 0190 of 15 March 1957. «With the announcement of the instruction on the procedure for sending juveniles convicted in child labour colony with a strict regime of detention in these colonies» // GARF.F.R-9401.0p.1a.D.581.L.32-35.
Circular of the NKVD of the USSR «Regulations on health improving groups in the labour educational and labour colonies for minors and child receivers of the NKVD» // GARF.F. P-103 9401.0p.1a.D.155.L.100-103.
The order of the NKVD of the USSR № 0202 of 29 may 1943. «0n the introduction of new nutritional standards for juvenile prisoners» // GARF.F.9401.0p.1.D.141.L.165-165 on.
Рецензия
на статью Якушиной Евгении Сергеевны «Факторы, оказавшие влияние на пенитенциарную политику в отношении несовершеннолетних правонарушителей в 40-50 годах XX века»
Настоящая статья посвящена выявлению особенностей проявления каждого их факторов из обозначенной их системы. Показана их взаимосвязь с карательной и исправительной политикой государства в 19411958 гг. XX в. Автор вполне обоснованно показывает, что руководством НКВД-МВД СССР и руководителями детских колоний предпринимались необходимые меры для нейтрализации отрицательного влияния рассматриваемой системы факторов, оказавших существенное влияние не только на карательную политику в отношении несовершеннолетних правонарушителей, но и на условия их содержания.
В статье достаточно широко используется научный аппарат - нормативно-правовые акты, материалы государственного архива Российской Федерации.
Содержание подготовленной публикации позволяет выявить некоторые особенности государственной политики в отношении несовершеннолетних осужденных по сравнению с взрослыми преступниками. Статья представляет интерес для научных и практических работников правоохранительных органов и заслуживает публикации.
Профессор кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала МосУ МВД России, д.ю.н., профессор С.И. Кузьмин