УДК 947
ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ СПЕЦИФИКУ ТАМБОВСКОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО ХХ в.)
© Елена Николаевна Балашова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат исторических наук, доцент кафедры библиотековедения и документоведения,
e-mail: [email protected]
В статье раскрываются вопросы формирования издательского репертуара Тамбовской губернии конца XVIII - начала ХІХ в. Актуальность темы обусловлена огромным влиянием, которое оказала местная книга на становление провинциальной интеллигенции. Кроме того, в исследованиях, претендующих на всестороннее раскрытие вопросов истории отечественной печатной продукции, общие выводы, касающиеся провинциальной книги, отличаются неполнотой и неточностью, что обусловлено неразработанностью источниковой базы на местах. В результате особое значение приобрело исследование на материале местных библиотечных и архивных фондов особенностей типо-видовой структуры и оформления печатной продукции, а также факторов, их обусловивших. Отдельную проблему составляет излишне узкая трактовка понятия «провинциальная книга» как синонима слова «сочинение» (подразумевается книга научная, научно-популярная, учебная, художественная). Подобный взгляд не учитывает особенностей книжного дела второй половины ХІХ - начала XX в., когда наибольшую часть объема провинциального издательского репертуара составили ведомственные издания. Столь сильное влияние ведомственных структур на издательскую деятельность было обусловлено цензурными трудностями при печатании самостоятельных работ в отдаленных от центра районах, слабостью местной полиграфической базы. В результате провинциальная книга второй половины XIX в. - начала XX в. приобрела унифицированный характер по видам и жанрам и, соответственно, по оформлению.
Ключевые слова: провинциальное книгоиздание; книжное дело Тамбовской губернии; полиграфическая база; издательский репертуар.
В настоящее время особую актуальность приобрело изучение провинциального книжного дела как важнейшей составляющей местной культуры. Печатная продукция губернских и уездных центров, с одной стороны, оказывала огромное влияние на становление интеллигенции и, с другой стороны, четко передавала состояние общественной мысли. Вместе с тем, несмотря на важность указанной проблематики, выводы даже самых авторитетных книговедов, касающиеся провинциальной книги, отличались неполнотой и, в определенной степени, неточностью. Утверждалось, что книжного дела как такового в российской провинции не существовало; подобное мнение было обусловлено, прежде всего, неразработанностью источниковой базы. В результате долгие годы общие выводы по проблемам истории книгоиздания делались на материале Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому сегодня особую важность приобрело изучение провинциальной культуры непосредственно на местах, на материале областных и городских архивов, дающих богатый материал не только о «наличии» книгоиздания на местах, но и об осо-
бенностях тематики и оформления печатной продукции.
Специалисты нередко изучают книгу прежде всего с точки зрения ее содержания. Вместе с тем интересным представляется анализ оформления провинциальной печатной продукции. Книга-текст обретает полноценное существование в виде книги-вещи. В книге господствует графическое начало, оно материализует почти все ее духовное наполнение в изображениях, символах, орнаментах, шрифтах. Оформление печатной продукции позволяет четко определить вкусы общества в различные исторические периоды, его отношение к книге вообще и к различным ее типам и видам в частности.
При изучении истории местного издательского дела важно учитывать, что в Х1Х в. понятия «искусство книги» не существовало, говорили лишь об «искусстве в книге». Представление о книге как цельном художественном произведении, в котором взаимодействуют текст, графика, шрифт конструкция, возникло сравнительно недавно - в начале ХХ в. Предполагалось, что книга - это продукт полиграфического производства, который можно обогатить и украсить рисун-
ками, узорами, знаками, подобно тому, как размещают картины в готовом здании. Однако судить о книге только по отдельно взятым ее элементам (орнаментам, шрифтам и т. д.) -то же, что говорить об архитектуре собора, не касаясь его плана, конструкций, только на основе стенных росписей, статуй в нишах и т. д. Целостное восприятие книги заставляет видеть все ее элементы не изолированно, а в определенной связи, системе.
При исследовании образцов провинциальной полиграфической продукции необходимо помнить, что рассматривать книгу с точки зрения искусства - не значит брать во внимание только роскошные издания. Художественный аспект есть у всякой, даже самой деловой, скромной, неукрашенной книги. В Тамбовской губернии, как и в Российской провинции в целом, книга носила в основном чисто утилитарный характер. Ее полиграфическое исполнение соответствовало целевому и читательскому назначению и было чаще всего весьма скромным. Вместе с тем это не исключает местную издательскую продукцию из числа объектов изучения книги с точки зрения оформления.
Таким образом, в процессе исследования различных аспектов развития книжного дела провинции нужно учитывать специфику типо-видового и тематического состава печатной продукции. Целый ряд ученых, таких как А.А. Бахтиаров, С.Е. Поливановский, Е.И. Рубинштейн, понятие «провинциальная книга» трактуют достаточно узко, в качестве синонима «сочинению», подразумевая только книгу научную, научно-популярную, учебную, художественную [1-3]. В результате практически весь местный издательский репертуар оказывается вне поля зрения исследователей.
Данный подход был бы приемлем при анализе местной книги конца XVIII - первой половины Х1Х в., когда специфика провинциального издательского репертуара еще не сформировалась. Однако подобный взгляд не учитывает особенностей книжного дела второй половины Х1Х - начала XX в., когда наибольшую часть объема провинциального издательского репертуара составили ведомственные издания, подготовленные городскими думами, земствами, различными обществами, торговыми, промышленными предприятиями, духовными учреждениями.
По сведениям того же Е.И. Рубинштейна, в конце XIX - начале XX в. подобные издания выпускались в провинции в количестве 1500-2000 названий ежегодно, что составляло почти половину всех выходящих на русском языке книг [3, с. 527]. Половина книг, вышедших в Тамбовской губернии в период с 1861 по 1917 гг., была подготовлена органами местного управления и земствами (13 % приходится на официальные, 32 % - на земские учреждения); четверть изданий принадлежала различным общественным организациям, около 10 % - учреждениям, оставшуюся часть тамбовского репертуара составили издания православной церкви (5 %), а также художественная литература, материалы по литературоведению, искусству, некоторые научные работы.
Поэтому более продуктивным нам представляется подход Н.Ф. Авериной, включающей в состав провинциального издательского потока все перечисленные выше группы документов [4].
Особенности оформления того или иного издания нередко напрямую зависят от его товарности, от необходимости создания полиграфическими средствами привлекательного внешнего вида книги. В Тамбовской губернии некоторая часть изданий (обычно материалы исторического, прикладного, религиозного характера, художественная литература) выпускались на продажу и стоили недешево. Например, «Слово к тамбовской пастве» архиепископа Феофана продавалось за 1 руб. 50 коп., руководство по пчеловодству И. Андреева - за 1 руб., а небольшие сборники стихов местных авторов стоили обычно 25-30 коп.
Все же большинство местных изданий были бесплатными, распределялись по структурным подразделениям подготовившей их организации и, соответственно, оформлялись в рамках максимально скромного бюджета. Поскольку основу провинциального, в т. ч. тамбовского, издательского репертуара составила книга, предназначенная для канцелярского делопроизводства, следовательно, основная часть местных изданий на продажу не предназначалась, и 63-66 % всех вышедших русских книг (на 1912-1914 гг.) распространялись бесплатно [3, с. 523].
Становление местного книгопечатания в России пришлось на конец ХVIII - начало
Х1Х в. В это время типографии имели 24 провинциальных города, попытки издания книг наблюдались в 17 из них, причем только в 10 книгоиздание приняло планомерный, а не эпизодический характер [5]. Тамбовская губерния в этот период относилась к числу наиболее активных центров книгопечатания. Это было связано с деятельностью кружка местных авторов и переводчиков, организованного Г.Р. Державиным, занимавшим в 1786-1788 гг. пост тамбовского наместника. Поэт открыл в Тамбове партикулярную (частную) типографию (конец 1786 г.), оборудование для которой прислал известный столичный книгоиздатель Н.И. Новиков. Помимо довольно современного (на тот период) печатного стана были получены шрифты и украшения, соответствующие тогдашней моде.
В то время из тамбовской типографии выходила прекрасно оформленная книга большого объема, претендующая на спрос читателей всей России, соперничающая с аналогичными столичными изданиями. Подобные претензии (невозможные уже в Х!Х в.) объяснялись, во-первых, тем, что в Тамбове были напечатаны некоторые произведения Г.Р. Державина, а во-вторых, очень высоким уровнем переводов иностранных изданий, которые, кстати, присылались местным дворянам непосредственно из-за границы сразу после публикации. Причем, по утверждению Г. Р. Державина, тамбовские переводчики нередко превосходили по мастерству столичных.
Интересные образцы с точки зрения оформления можно обнаружить среди т. н. «летучих изданий», прежде всего литературного характера: слов, речей, од, поздравительных стихотворений, описаний и программ иллюминаций и фейерверков (со стихами и надписями) и т. д. Их печатали с особой тщательностью, они почти всегда отличались красотой и изяществом. К числу подобных материалов можно отнести, в частности, четверостишие, которое Г.Р. Державин подарил вновь назначенному в 1788 г. в Тамбовскую епархию епископу Феофилу, когда тот осматривал типографию.
Несмотря на небывалый подъем книгоиздания в конце ХVIII в., фактически полиграфическая база Тамбовской губернии сло-
жилась во второй половине ХК - начале
ХХ в. Большинство возникших в этот период частных типографий было предназначено для выполнения акцидентных работ (печатания различного рода бланков, этикеток, визитных карточек и т. п. ), обслуживания промышленных, торговых, банковских и других заведений, поскольку это являлось более прибыльным делом, чем выпуск книжножурнальной продукции. В 1881 г. Тамбовские губернские ведомости (ТГВ) писали о том, что «доселе еще в нашем крае нет ни одной типографии, которая работала бы исключительно в интересах литературно-научных» [6].
Хорошо иллюстрирует данное положение тот, например, факт, что в 1885 г. ни при одной тамбовской типографии не было собственного переплетного заведения. Когда же требовалось изготовить заказ с брошюровкой или обложкой, издатели обращались к местным переплетчикам. Ввиду специфики поступавших заказов выгоднее было заплатить переплетчику, нежели приобретать необходимое оборудование.
Важным этапом в развитии издательской деятельности на местах являются 80-90-е гг.
XIX в. Промышленный кризис, охвативший страну в 80-е гг., наложил отрицательный отпечаток на становление провинциальной типографской базы. Однако в Тамбовской губернии рост количества полиграфических заведений, отсутствовавший в предрефор-менный период и едва проявлявшийся в 60-е гг., был отчетливо заметен, несмотря на трудности кризисного периода. В это время в Тамбове продолжали функционировать типографии: губернского правления, губернского земства, «Епархиальных ведомостей», И.Е. Попова, возникает частное заведение Д.С. Семенова (работало в 1885 г.). Таким образом, в губернском городе в 1880-е гг. существовало три ведомственных и три частных типографии. В дальнейшем их число постоянно росло. Некоторые из них были оборудованы по последнему слову полиграфической техники, использовали целый ряд приспособлений, позволяющих сделать печатную продукцию довольно интересной с точки зрения оформления.
Одной из самых крупных в Тамбовской губернии во второй половине XIX в. была типография губернского правления, старей-
шее полиграфическое заведение края. До 1883 г. она была оборудована двумя скоропечатными паровыми машинами завода Кенига и Бауэра (самой популярной в России в то время немецкой фирмы по производству полиграфического оборудования) и тремя ручными станками, а также литографским станком. В типографии имелся достаточно богатый набор шрифтов различных кеглей и начертаний, включая французский, греческий и славянский. В период с 1883 по 1887 гг. ее оборудование пополнилось еще одной скоропечатной машиной Кенига и Бауэра, литографским станком; были приобретены шрифты, и в результате к 1888 г. в типографии имелось «материала в свинце (включая различные политипажи, украшения и бордюры) - около 230 пудов» [7]. Число рабочих в типографии в этот период составляло 53 человека (по этому показателю она попадает в группу крупных губернских полиграфических заведений, составляющих 14,3 % от числа всех провинциальных типографий) [8]. В результате, имея в своем распоряжении усовершенствованные машины и пользуясь отчасти привилегированным положением казенного учреждения (правительственные субсидии, печатание губернских ведомостей, освобождение почти ото всех налогов и почтовых пошлин, бесплатное пользование казенным помещением и др.), типография губернского правления могла исполнять заказы «с большей исправностью и нередко при меньшем вознаграждении» [7, с. 27], нежели частные полиграфические заведения или земская типография, которая, как и повсеместно, стала в этот период «вестись на коммерческих началах» [8, с. 192].
В 1868 г. в Тамбове была основана типография губернского земства, предназначенная для выполнения заказов как губернского, так и уездного земств. В основном она печатала бланки для казенной управы и хозяйства земств, отчеты, конторские книги, а также визитные карточки и т. д. Кроме того, она публиковала «мелкие произведения», такие как, например, брошюра «Рабочая книжка», содержащая положение о найме на сельские работы. Тираж, скажем, бланков для пригласительных писем на агрономическое совещание в уездной управе составлял 300 экземпляров, воззвание о пожертвованиях - 1800 экземпляров.
К началу XX в. типография губернского земства стала самой крупной в губернии. Заведовал ею П.С. Чугунов, служивший ранее в типографиях Москвы, не понаслышке знакомый с последними тенденциями издания и оформления печатной продукции. Оборудована типография была, в основном, скоропечатными машинами. В 1903 г. из московского склада И.И. Флора было выписано несколько новых приборов, в т. ч. типографская скоропечатная машина фабрики Аугсбург.
Самой крупной частной типографией в Тамбовской губернии в этот период являлось заведение Ф.Я. Пригорина и Н.И. Бердоносо-ва, ведущее свое начало от тамбовской типолитографии П.С. Мукосеева, проданной в 1898 г. Новые владельцы предприятия смогли столь удачно организовать дело, что к началу XX в. их заведение представляло собой достаточно крупную для провинции, прекрасно организованную типографию, управлял которой сам Ф.Я. Пригорин. В 1902 г. у И.И. Флора была приобретена литографская скоропечатная машина, а заведение получило статус типо-литографии. В 1913 г. Ф.Я. При-горин перестал быть ее совладельцем, в дальнейшем она работала под именем «Бер-доносов и С-н». К этому времени Н.И. Бер-доносов являлся хозяином книжного и писчебумажного магазина, при типографии действовало свое переплетное заведения.
Особого интереса заслуживает развитие издательского дела в Моршанске. Первая типография в городе, основанная в 1880 г. мещанином М.Я. Прокофьевым, обслуживалась 36 рабочими, была оборудована, помимо типографской скоропечатной машины и двух «американок», стереотипным устройством (каковое в этот период в Тамбовской губернии имелось еще только в усманской типографии купчихи Л.А. Козыревой), мрамо-рировальным аппаратом и т. д. При типографии были открыты переплетное и линеваль-ное заведения.
Около 1889 г. в Моршанске появилась типография Геллера, которая занималась не только выполнением акцидентных работ, но и печатанием книг. Однако после 1893 г. она закрылась, очевидно, в связи с финансовыми затруднениями ее владельца. В 1896 г. появляется типо-литография купца В.И. Холуя-нова, который, вслед за М.Я. Прокофьевым, открывает при нем переплетное, линевальное
заведения. На первых порах В.И. Холуянов сумел «обойти» своего основного конкурента приобретением литографской скоропечатной машины (каковая появилась у последнего только в 1902 г.). Кроме того, типография
В.И. Холуянова была оборудована тремя типографскими скоропечатными машинами и другими необходимыми приборами; шрифта имелось 108 пудов. В 1905 г. у Бертольда был приобретен иностранный шрифт, чего требовало, очевидно, разнообразие поступавших заказов.
В Усмани с апреля 1895 г. функционировало небольшое полиграфическое заведение купчихи Л.А. Козыревой, первоначально выполнявшее только заказы на акциденцию, впоследствии расширенное, что дало возможность перейти к печатанию книжной продукции. Заведовал типографией муж владелицы, купец второй гильдии. В 1903 г. Л.А. Козырева приобрела довольно большое количество нового оборудования: одну типографскую скоропечатную машину Кенига и Бауэра, одну стереотипную машину, золотильный пресс для переплета книг. В результате печатная продукция названной типографии стала отличаться довольно высоким уровнем полиграфического исполнения.
Во второй половине XIX в. складывалось видовое, жанровое разнообразие провинциальной книги. Подавляющее большинство местных изданий составили публикации различных организаций и обществ: местных властных структур и земств; научных, просветительских, благотворительных обществ, среди которых особенно большой вклад в формирование издательского репертуара рассматриваемого периода внесла «Тамбовская ученая архивная комиссия» (ТУАК); промышленных, торговых, учебных заведений, культурных учреждений.
Столь сильное влияние различных ведомственных структур на издательскую деятельность было обусловлено, в частности, цензурными трудностями при печатании самостоятельных работ в отдаленных от центра районах, слабостью местной полиграфической базы [9]. В результате провинциальная книга второй половины XIX в., особенно первых ее десятилетий, приобрела унифицированный характер по видам и жанрам и, соответственно, по оформлению.
В подавляющем большинстве губерний в 1881-1895 гг. книгоиздание осуществлялось лишь в самом губернском центре, однако к концу названного периода число городов, выпускавших книги, постепенно растет. Так, по состоянию на 1890 г., по данным Л.Н. Пав-ленкова (которые приводит И.И. Фролова), в Тамбовской губернии книги издавались в четырех городах: в Тамбове, Моршанске, Липецке, Козлове. Данный показатель несколько выше, чем во многих других губерниях России, где книгоиздание осуществлялось в двух-трех городах [8, с. 191], что объяснялось, видимо, обширностью Тамбовского края.
Совокупный объем провинциальной книжной продукции распределялся по городам крайне неравномерно. По данным А.А. Бахтиарова, на 1888 г. многие города издавали только по 1-10 сочинений в год (в Тамбове, по сведениям ученого, также вышло менее 10 названий) [1, с. 246].
Художественная литература публиковалась обычно в губернском городе в типографии Н.И. Бердоносова и Ф.Я. Пригорина и у П.С. Москалева, однако изредка книги выходили и в уездных центрах.
Одним из наиболее типичных образчиков местного книгоиздания являются материалы губернского статистического комитета. Статистические комитеты на местах были учреждены в 1834 г. (временем их реального оформления считается 1858 г.) с целью сбора и систематизации сведений для центрального бюрократического аппарата. Издательская деятельность комитетов была сосредоточена на выпуске серийных изданий, прежде всего «Памятных книжек», «... наиболее характерного вида провинциального книготворчества прошлого века» [9, с. 165]. «Памятные книжки» и «Адрес-календари» оказались фактически у истоков широкого провинциального книгоиздательского движения пореформенного периода, благодаря покровительству из центра, возможности выхода с разрешения местных властей.
В Тамбовской губернии первая «Памятная книжка» увидела свет в 1861 г. В дальнейшем подобные материалы выходили как в полном варианте, так и в сокращенном, в форме «Адрес-календарей» или «Справочных книжек». Например, по поводу выхода в свет «Справочной книжки» в 1913 г. газета
«Тамбовская жизнь» писала: «. Полезное нововведение - помещение иллюстраций: видовых и портретов. Иллюстрации выполнены безукоризненно (работались они, видимо, в Петербурге)». Вместе с тем газета отмечала «неуклюжий внешний вид» сборника и неполноту статистических сведений. [10]. Последняя «Справочная книжка» Тамбовской губернии увидела свет в 1916 г.
По своему содержанию к рассматриваемому изданию примыкает статистический «Сборник-календарь», подготовленный статистическим комитетом в 1903 г. ко дню приезда императора Николая II на торжества в Саровский монастырь по случаю открытия мощей преподобного Серафима. Оформлено издание было достаточно роскошно по сравнению с обычной «Справочной книжкой». Так, карта губернии была приобретена в издательстве «Брокгауз-Ефрон» в количестве 2000 экземпляров за 150 руб., а клише портрета Николая II и императрицы изготавливало петербургское товарищество Р. Голике и А. Вильборга. Кроме того, 33 экземпляра сборника предназначались для подношения и были переплетены особо [11].
Особого внимания заслуживают образцы провинциальной периодической печати. В губернском центре увидели свет «Тамбовские известия» - первая в России провинциальная газета. К сожалению, ее тираж полностью утрачен, и судить о его содержании и оформлении можно лишь по копиям отдельных номеров. Н.М. Петровский имел копии с рукописных копий, принадлежавших тамбовскому жителю И.А. Мутасьевскому, который в 1893 г. в «хламе книжной лавки Лоскутова обнаружил книжицу «Тамбовских известий», включающую номера с 7 по 49». И.А. Мутасьевский отмечал, что издание ограничивалось полулистом бумаги «нынешнего печатного формата, сложенного в четвертушку», и что № 39 имел приложение, содержащее «Поучительное слово, говоренное в 22 день сентября 1788 г. в тамбовской Преображенской церкви» епископа Феофила [12].
Газета «Тамбовские известия» явилась предшественником губернских ведомостей, появившихся повсеместно с 1837 г. «Тамбовские губернские ведомости» (ТГВ), выходившие с 1838 г., в первые годы своего существования издавались на серой грубой бумаге 8 раз в неделю. Подобный непритяза-
тельный вид был обусловлен, прежде всего, тем фактом, что газета первоначально предназначалась исключительно учреждениям и должностным лицам. Со временем расширился состав подписчиков, выделился неофициальный отдел, в результате изменились и внешний вид газеты, и условия подписки: с 1848 г. ТГВ выходили уже как на серой, так и на белой бумаге (на один рубль дороже предыдущего варианта).
Во второй половине XIX - начало XX в. окончательно сформировался специфический тип местной книги, не претендующей на всероссийское распространение, имеющей краеведческую направленность. Продукция тамбовских типографий (будь то акциденция или книга) по своему полиграфическому исполнению представляла собой типичные образцы провинциальных изданий. Особенности типо-видовой структуры и оформления тамбовского книжного репертуара были обусловлены скромной (по сравнению со столичной) полиграфической базой, а также цензурными ограничениями, что повлекло за собой преобладание ведомственных изданий. Книга чаще всего издавалась небольшого объема, весьма скромно оформленная, напечатанная на бумаге не самого лучшего качества, предназначенная не для продажи, а для бесплатного распространения среди служащих различных организаций. Вместе с тем тамбовские издатели стремились по возможности не отставать от современных им тенденций оформления печатной продукции, приобретая различное специальное оборудование, шрифты различных кеглей и начертаний, политипажи.
1. Бахтиаров А.А. История книги на Руси Спб., 1890.
2. Поливановский С.Е. Распространение книги в русской провинции второй половин ХХХ в. // 400 лет русского книгопечатания, 1564-1964. М., 1964. Т. 1. С. 419-425.
3. Рубинштейн Е.И. Книгопечатание в русской провинции конца ХХХ - начала ХХ вв. // 400 лет русского книгопечатания, 1564-1964. М., 1964. Т. 1. С. 522-530.
4. Аверина Н.Ф. Новые тенденции в пермском книгоиздании конца ХХХ - начала ХХ вв. // Кн. дело в России во второй половине ХХХ -нач. ХХ вв.: сборник научных трудов. РНБ. Л., 1988. Вып. 3.
5. Блюм А.В. Издательская деятельность в русской провинции конца ХУШ - начала ХК вв. // Книга: исслед. и материалы. М., 1966. Сб. 12. С. 140.
6. Из истории Тамбовского края в эпоху открытия Тамбовского наместничества // Тамбовские губернские ведомости. 1881. № 58, 59.
С. 2.
7. Памятная книжка редакции неофициального отдела «Тамбовских губернских ведомостей» за 1870-1877 гг. Тамбов, 1885. С. 26.
8. Книга в России, 1881-1895 / под общ. ред. И.И. Фроловой. СПб., 1997. С. 44.
9. Волкова В. Н. Пути становления провинциальной книги (на материале сибирского книгоиздания второй половины ХК в.) // Кн. дело в России во второй половине ХК - нач.
ХХ вв.: сборник научных трудов. СПб., 1994. Вып. 7. С. 161-171.
10. Тамбовская жизнь. 1913. 9 апр.
11. ГАТО (Гос. арх. Тамбовской области). Ф. 178. Оп. 1. Ед. хр. 48. Л. 171, 212.
12. Петровский Н.М. Новый труд по русской библиографии // Ученые записки / Казанский университет. Казань, 1912. С. 4-18.
Поступила в редакцию 4.10.2010 г.
UDC 947
FACTORS DETERMINING THE SPECIFICS OF TAMBOV PUBLISHING PRODUCTION (END OF 18th - BEGINNING OF 20th CENTURIES)
Elena Nikolayevna Balashova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of History, Associate Professor of Library Science and Record Management Department, e-mail: [email protected]
The article reveals the questions of formation of publishing repertoire of Tambov province at the end of 18th - beginning 19th centuries. The actuality of theme is determined by great influence which was given by local book on development of provincial intellectuals. Moreover, in researches, claimed on all-round revelation of question of Russian publishing production history, the common outcome, concerning provincial book, are different because of incompleteness and inaccuracy that is determined by crudity of source base. As a result the special meaning was achieved by the research on the material of local library and archive funds of features of specific structure and figuration of publishing production, and also determined factors. The separate problem is very narrow interpretation of notion “provincial book” as synonym of word “composition” (scientific, educational, artistic book is meant). Such view doesn’t count the features of book business of the second half of 18th - beginning 19th centuries, where the great amount of volume of provincial publishing repertoire was department publications. Such strong influence of department structures on publishing activity was determined by censorship difficulties during printing of self works in remote districts, weakness of local polygraphical base. As a result the provincial book of the second half of 18th - beginning 19th centuries received unitized character on types and genres and formatting as well.
Key words: provincial book industry; book business of Tambov province; paleographical base; publishing repertoire.