УДК 32.01
ФМ. Гасратова ФАКТОРЫ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены понятие и специфика легитимации власти как достаточно сложного политического процесса. На данный процесс оказывают влияние различные по своему характеру факторы, ряд из которых освещен в статье: имидж (персональный и институциональный), эффективность, фактор новизны, фактор стабильности, интегративный фактор и прочие.
Ключевые слова: политический процесс, легитимация, факторы легитимации, персональный имидж, институциональный имидж.
Farida Gasratova FACTORS OF LEGITIMIZING POWER
Abstract. The article describes the concept and the specifics of legitimizing power as a rather complex political process. This process is influenced by various factors, some of which are covered in the article: image (personal and institutional), efficiency, a factor of novelty, a factor of stability, an integrative factor and others.
Keywords: Political process, legitimation, factors of legitimizing power, personal image, institutional image.
Термин «легитимация» в последнее время получил широкое распространение, причем не только в политическом дискурсе, но и в других областях исследований. В данном статье нас интересует определение легитимации в политическом поле, однако на сегодняшний день некого универсального определения легитимации нет, исследователи предлагают свои авторские дефиниции.
Так, известный современный исследователь Скиперских А.В., рассматривая легитимацию как «комплекс мер по конструированию репутации субъекта власти как исключительно благонадежного политического актора», связывает ее с «элементом политической системы, специфической технологией, представляющей собой процесс признания, оправдания и подтверждения прав политической власти на принятие политических поступков, решений и действий, опираясь на насилие» [8, с.56].
Таким образом, легитимация есть процесс, и как любой политический процесс содержит в своей структуре такие элементы, как субъект; объект; средства, методы, ресурсы и исполнители.
В качестве субъектов легитимации исследователи выделяют 1) носителя власти и 2) подвластный субъект [10, с.40]. Каждый из данных субъектов в процессе легитимации власти прибегает к различным методам: властвующий субъект к императивному и диспозитивному методам; подвластный субъект - методу одобрения и методу недоверия [10, с.42].
Среди объектов легитимации исследователь Макаренко В.П. называет политических лидеров, политические институты, политический режим, политическую систему, стратегии развития, решения, действия и планы органов государственной власти и местного самоуправления [5, с.28].
Остановимся подробнее на факторах легитимации. Согласно Большой советской энциклопедии, фактор (нем. Faktor, от лат. factor - делающий, производящий) есть причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты [2]. Рассмотрим некоторые факторы легитимации власти.
Так, современный исследователь Соколов А.В. в своей кандидатской диссертации «Имидж политического лидера как фактор легитимации политической власти» говорит о возрастающей роли имиджа политического лидера как фактора легитимации политической власти. Легитимирующий власть имидж политического лидера рассматривается им как «целенаправленно созданный вербально-символический конструкт, целостно и позитивно характеризующий политического лидера и адресованный к широкой общественности с целью воздействия на нее для получения поддержки и легитимации политической власти» [11, с.6].
В то же время Скиперских А.В. в качестве фактора легитимации политических лидеров называет «фактор жены», который, впрочем, может способствовать и их делегитимации. Однако если мы говорим о положительной или отрицательной роли «фактора жены» в
© Гасратова Ф.М., 2014
формировании имиджа лидеров при легитимации их власти, целесообразнее было бы рассматривать «фактор жены» как компоненту непосредственно имиджа [9, с.81].
Здесь хотелось бы остановиться на характеристике общественного мнения россиян относительно их оценок политических лидеров современной России. Начнем с того, что наибольшее доверие у населения, согласно опросу Левада-центра в августе 2013 года, вызывали Владимир Путин (30%), Сергей Шойгу (17%), Дмитрий Медведев (13%), Геннадий Зюганов (11%), Владимир Жириновский (8%) и другие. Однако заметим, что с 2008 года доверие ко всем политикам снижалось, так доверие Владимиру Путину тогда выказало 55% от числа опрошенных респондентов. Ко всему прочему необходимо отметить возрастающую индифферентность и апатию населения по отношению к политике (практически треть респондентов вообще не видят политиков, которым они могли бы доверять).
В августе 2013 года 44% опрошенных респондентов в основном поддерживали действия Владимира Путина на посту Президента России (хотя в мае 2013 года поддержку выразили 52%); с 2008 года увеличивается количество людей, не поддерживающих действия В. Путина, и в 2013 году 28% высказалось против проводимой им политики. Среди причин высокого доверия В. Путину респонденты выделяли в 2012 году надежды людей на то, что Путин в дальнейшем сможет справиться с проблемами страны (41%), в 2013 году 42% от числа опрошенных респондентов связывают доверие президенту страны с тем, что люди не видят, на кого другого они еще могли бы положиться [6].
Согласно опросу, проведенному Левада-центром 20-24 декабря 2013 года, четверть граждан России одобряют и поддерживают лозунги «Россия без Путина» и «Путин должен уйти». Среди тех, кто выступает за освобождение от Путина, преобладают жители Москвы (34%) [13]. Также, почти половина опрошенных респондентов хотели бы видеть в 2018 году на посту главы государства другого человека, а не нынешнего президента В. Путина (за очередное его избрание выступило 22% респондентов) [4].
Интересно также отметить то, что, «начиная с 2009-2010 годов, россияне замечают, что Путин в первую очередь представляет интересы силовиков, олигархов, бюрократии и руководителей крупных предприятий - тех, кто в общественном понимании противостоит обычным, простым людям: в 2013 году только 10% респондентов верили, что Путин выражает интересы рабочих и простых служащих». На этом основании один из социологов Степан Гончаров, социолог Левада-центра, делает вывод о том, что Владимир Путин и его администрация столкнулись с довольно серьезной проблемой повторной легитимации [6].
К одному из средств социологического анализа наряду с опросными методами относятся проективные методы, направленные на выявление неартикулированных в сознании смысловых полей и установок. Так, в феврале 2012 года Левада-центром была сделана попытка рассмотреть существующие в сознании избирателей образы ведущих российских политиков через призму образов сказки А. Толстого «Золотой ключик» [7]. Мы отобрали самые яркие образы, по мнению опрошенных респондентов, для каждого политика. Результаты представлены в таблице.
Таблица
Распределение ролей сказки «Золотой ключик» среди российских политиков (на основе результатов опросов Левада-центра 24-27 февраля 2012 года)
Политик Образ % от числа опрошенных респондентов
Зюганов Папа Карло, шарманщик 13%
Джузеппе, столяр 11%
Жириновский Карабас-Барабас 22%
Дуремар 18%
Арлекин 14%
Медведев Буратино 11%
Миронов Кот Базилио 8%
Прохоров Буратино 9%
Путин Папа Карло, шарманщик 20%
Явлинский Пьеро 8%
Несомненно, особенности легитимации диктуются типом политической культуры. Омельченко Н.А. и Гимазова Ю.В. отмечают, что в современных развитых государствах гражданская активность сменилась политической апатией, и гражданское общество является для данных стран пройденным этапом. Несмотря на это, данные государства пытаются «продлить жизнь гражданского общества». Авторы объясняют это тем, что отношения между властью и общественностью на западе строятся на основе «общественного договора». Гражданин поддерживает ту или иную власть в зависимости от того, как и в какой мере реализуются этой властью его интересы, и политик стремится заручиться поддержкой как можно большего числа избирателей. В России же отношения между властью и обществом сложились в иную модель: отсутствие гражданского общества, дарование прав и свобод «сверху» (а не их завоевывание). Сложившийся режим характеризуют «гипертрофированный патрон-клиентелизм внутриэлитарных отношений, отсутствие механизмов «рабочего» взаимодействия власти и общественности, безусловное преобладание гильдиевого механизма рекрутизации политических элит над антерпренерством» [3, с.6]. Таким образом авторы приходят к выводу, что российский политик в меньшей степени нуждается в поддержке и легитимации со стороны общества, потому и невелики его затраты на публичные технологии взаимодействия с общественностью, ставка делается на административный ресурс.
Продолжая изучение факторов легитимации власти, остановимся на имидже политических институтов. Несомненно, что по своей структуре институциональный имидж представляет собой более сложное образование, чем персональный имидж. Существуют различные трактовки институционального имиджа, например, Рупасова В.Р. рассматривает институциональный имидж как образ, целенаправленно формируемый институтом власти, транслируемый на общественное сознание и артикулируемый общественным мнением [1, с.145]. Аржаев Е.В., рассуждая о роли данного фактора в легитимации власти в современной России, обращает внимание на легитимацию такого неофициального политического института, как «преемничество». Причем, если легитимация «преемника 2000» строилась на контрасте и отрицании политического курса и образа предыдущего лидера, то легитимация «преемника 2008» осуществлялась на подтверждении, повторении и развитии прежнего курса [1, с.146].
В качестве фактора легитимации власти можно также выделить эффективность, которую можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, мы говорим о результативности функционирования власти, т.е. о способности власти оправдать надежды населения, успешно справляться с поставленными задачами. С другой стороны, эффективность как фактор легитимации власти связывается с «экономическими достижениями, в какой-то мере позволяющими оправдать существующий порядок как наиболее оптимальный и соответствующий политическим реалиям» [8, с.75]. Причем такая форма легитимации может сопровождаться ограничением политических свобод и возможностей политического участия граждан.
Среди факторов, оказывающих влияние на динамику легитимации власти, исследователь Уфимцев А.В., выделяет факторы соответствия, стабильности, интегративный фактор и фактор личной и электоральной поддержки [12, с.59].
Легитимации власти способствует также фактор новизны, новой власти, с которой народ связывает надежды на изменение сложившейся ситуации и наделяет ее так называемым «кредитом доверия». Как отмечал Макаренко В.П., «если кредит постоянен и достаточно велик, власть имеет большую свободу действий, может совершать больше ошибок, предлагать непопулярные решения и даже выдержать внешнее давление без опасности социальной напряженности, конфликтов, восстаний и революций» [5, с.27].
Таким образом, легитимация власти представляет собой достаточно сложный политический процесс, на который оказывают влияние различные по своему характеру факторы, ряд из которых был освещен в статье: имидж (персональный и институциональный), эффективность, фактор новизны, фактор стабильности, интегративный фактор и прочие.
Библиографический список
1. Аржаев Е.В. Имидж политических институтов как фактор легитимации власти в современной России // Известия Саратовского университета. - 2008. - Т.8. Сер. Социология. Политология, вып. 1.
2. Большая советская энциклопедия [Электр. ресурс]: http://slovari.yandex.ru/ ~%В0%БЛ%В0%БВ%00%Б8%00%Б3%В0%Б8/%В0%91%В0%Л1%В0%ЛВ/%В0%Л4%00%Б0%В0% БЛ%В1%82%В0%ББ%Б 1%80
3. Омельченко Н.А., Гимазова Ю.В. О демократическом идолопоклонничестве, химерах русского политического либерализма и демократии в России // КБ: Проблемы общества и политики. -2013. - №9. - С.153-182.
4. Половина жителей России не хочет переизбрания Путина на пост президента // РИА «Новый регион». 20.01.14 [Электр. ресурс]: http://www.nr2.ru/moskow/ 480340.html.
5. Пономарев Н.Ф. Стратегии и технологии медиалегитимации власти: монография. - Пермь,
2010.
6. Путин в общественном мнении: до и после политической рокировки // Левада-центр. 15.10.2013. [Электр. ресурс]: http://www.levada.ru/15-10-2013/putin-v-obshchestvennom-mnenii-do-i-posle-politicheskoi-rokirovk.
7. Россияне соотнесли образы политиков с персонажами сказки «Золотой ключик» // Левада-центр. 20.03.2012 [Электр. ресурс]: http://www.levada.ru/20-03-2012/rossiyane-sootnesli-obrazy-politikov-s-personazhami-skazki-zolotoi-klyuchik.
8. Скиперских А.В. Механизмы легитимации политической власти на постсоветском пространстве. Дисс... д. полит. наук. - Воронеж, 2007.
9. Скиперских А.В. Фактор жены в легитимации политического лидера // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - №4. - С. 81-83.
10. Склифус С.В. Легитимация государственной власти в Российской Федерации: вопросы теории. Дисс. к. юрид. наук. - Белгород, 2009.
11. Соколов А.В. Имидж политического лидера как фактор легитимации политической власти. Дисс. канд. полит. наук. - М., 2009.
12. Уфимцев А.В. Особенности легитимации политической власти в современной России. Дисс. канд. полит. наук. - М., 2008.
13. Четверть граждан РФ хотят жить в «России без Путина» // РИА «Новый регион». 17.01.2014 [Электр. ресурс]: http://www.nr2.ru/moskow/480024.html.