УДК 339.137:332.1 ББК 65.9(2)421 Ф-79
Форост Екатерина Валерьевна, аспирант кафедры экономики и инно-вационных рыночных исследований академии экономики и бизнеса Института управления, бизнеса и права, тел.: 8(908)1887010, e-mail: [email protected].
ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
(рецензирована)
Для становления конкурентоспособной экономики региона необходимо выявить и проанализировать факторы формирования этой конкурентоспособности, так как именно они могут обеспечить наилучшее использование имеющихся и создание новых ресурсов, обеспечивая их приращение в конкретные преимущества, а соответственно, привести к стабильному росту региональной экономики.
Ключевые слова: регион, конкурентоспособность, фактор, региональная
структура, конкурентные преимущества.
Forost Ekaterina Valerievna, post graduate student of the Department of Economics and Innovative Market Research of the Academy of Economics Business of the Institute of Management, Business and Law, tel.: (908 ) -188-70-10, e-mail: [email protected].
COMPETITIVE FACTORS OF THE REGION
(reviewed)
For a competitive economy in the region it is necessary to identify and analyze the factors of this competitiveness, since they can make the best use of existing and creation of new resources, providing their increment in the specific advantages, and therefore, lead to a steady growth of the regional economy.
Keywords: region, competitiveness, factor, regional structure, competitive advantage.
На данный момент регион, являясь экономически самостоятельным объектом, стремиться занять устойчивое и надежное положение не только на рынке страны, но и в мировом сообществе, что приводит к выходу отдельных регионов на мировой рынок. В рамках такой тенденции глобализации особую роль приобретает региональная конкурентоспособность.
Повышение степени конкурентоспособности региона позволит изменить роль и место отдельного региона в экономике страны, которая зачастую обуславливается неоднородностью экономического пространства территорий, и в мировых конкурентных процессах.
В международной практике под конкурентоспособностью понимается экономическая категория, существующая в условиях рыночных отношений, которая указывает на способность выдерживать соперничество с другими аналогами [1]. Она может формироваться на уровне товара, организации, отрасли, комплекса, региона или даже страны.
В течение долгого времени в отечественной региональной науке под конкурентоспособностью понимали ресурсно-производственную базу страны, не выделяя регион как носителя особых интересов, которые могут отличаться от интересов прочих регионов, а также страны в целом.
Наиболее полным и отражающим суть, по мнению автора, является определение «конкурентоспособности региона», предложенное Селезневым А.З. Конкурентоспособность региона - это положение региона и его отдельных элементов (заводов, предприятий и т.д.) на внутреннем и внешнем рынках, которое обусловлено экономическими, социальными, инфраструктурными, политическими и другими факторами. Они отражаются через показатели, которые адекватно характеризуют состояние региона и его динамику [2].
Конкурентоспособность региона обусловлена конкурентными преимуществами, которые схематично можно сгруппировать следующим образом (рис. 1).
Конкурентоспособность региона - это непрерывное экономическое явление, которое имеет схожие черты с конкурентоспособностью фирм, национальной экономики в целом, а также определенную специфику, отличающую регион как субъект рыночных отношений. Регион как субъект экономики вступает в сложную систему конкурентных отношений с регионами разного уровня по поводу ресурсов. В отношениях приводятся в исполнение функции региона и получаются результаты, которые в свою очередь влияют на процессы. Конкурентоспособность региона определяется рядом факторов (рис. 2).
В современных рыночных условиях преимущества получает тот регион, который обладает наиболее сильной конкурентной позицией, что тесно связано с его отраслевой специализацией.
По мнению автора, именно такому фактору как отраслевая специализация необходимо уделить особое внимание, так как неблагоприятная структура лежит в основе недостаточной конкурентоспособности. На региональную конкурентоспособность влияет не только наличие природных ресурсов, свободных территорий для занятости их в качестве объектов, используемых под производственные мощности, но и производительность отраслей экономики, имеющихся в регионе. В то время как отрасли зависят от внутриотраслевого уровня производительности [3]. При этом, региональная экономическая структура должна соответствовать современным требованиям отечественных и мировых рынков.
Данный фактор тесно связан с географическим положением региона.
Так, например, регионы, расположенные рядом с большими и развитыми городами, могут получить преимущества от эффектов избытка, производимых соседней растущей экономикой. Тем временем регионы с неблагоприятными географическими качествами (неблагоприятные климатические условия, удаленность от границ и т.д.) имеют намного меньше возможности стать конкурентоспособными.
Необходимо отметить, что существует взаимосвязь между конкурентоспособностью регионов и институциональной средой, а также методами управления экономическим развитием. Ответственность за развитие делится между уровнями управления (федеральный и региональный), а также между представителями частного сектора и гражданского общества.
Рис. 1. Классификация конкурентных преимуществ региона
отраслевая структура, специализация
группировка в кластеры,
превалирующий тип предприятий в регионе
инфраструктура
развитость финансовой сферы
трудовые
ресурсы
географическое
положение
институциональная
среда
инвестиционная
привлекательность
Рис. 2. Факторы конкурентоспособности региона
Кроме того, оно базируется не на конкретных единичных проектах, а на среднесрочных и долгосрочных программах развития, которые основываются на стратегических планах и предназначены для конкретного региона.
Каждый регион обладает трудовыми ресурсами, однако они должны соответствовать специализации, так как их качественный уровень оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность. Во-первых, необходимо учитывать эффективность рабочей силы, то есть наличие работоспособного население, гибкость трудовых ресурсов, роль женщин в сфере труда, средний возраст трудоспособного и экономически-активного населения, темпы роста и основные тенденции миграционных потоков и так далее.
Инновационный потенциал региона, тесно связанный с качеством трудовых ресурсов, является важнейшим фактором, который определяет возникновение и распространение новых технологий и служит предпосылкой роста экономического потенциала региона по восприятию инноваций.
В современных условиях, трудно представить существование региона, без наличия развитой инфраструктуры. Многие под инфраструктурой понимают лишь наличие транспорта и коммуникаций, однако такое мнение ошибочно, так как ее понятие более обширно и включает в себя территориальную, социальную, инновационную, финансовую инфраструктуру, инфраструктуру информационных технологий и так далее [4].
Инновационный потенциал региона является неотъемлемым элементом региональной конкурентоспособности. Для становления региона на путь инновационного развития не достаточно лишь наличие материальных и нематериальных ресурсов, которые могут быть использованы для создания инноваций в регионе, так как инновационность оценивается эффективностью использования данных ресурсов.
Инновационный потенциал определяется ресурсами знаний, институциональной структурой, а также взаимоотношениями между экономическими агентами,
формирующими технологическую динамику регионов. Они создают в совокупности предпосылки для наилучшего осуществления инновационной деятельности с целью роста конкурентоспособности региона и экономики в целом.
Конкурентным преимуществом региона может стать агломерация, которая
представляет собой группировку поселений в комплексы, объединенных не только по территориальному признаку, но и обладающих развитыми производственными, культурными, инфраструктурными, рекреационными связями.
Усиление специализации приводит к большей степени взаимозависимости с другими контрагентами: компаниями, организациями, поставщиками. Поэтому, в
большинстве случаев, подходящим выходом для успешного функционирования компании является становление их частью сетей, комплексов или кластеров. Таким образом, компании получают доступ к большему количеству поставщиков и услуг обслуживающих отраслей, а также к опытным и квалифицированным трудовым ресурсам и обмену информацией, а также привлекают взаимодействующие (сопутствующие) отрасли [5].
Необходимо принять во внимание такой фактор, как инвестиционная привлекательность региона, который является основой для становления его конкурентоспособным, а в дальнейшем и следствием. Чем выше привлекательность региона для инвесторов, тем более он конкурентоспособный. Перед инвесторами стоит трудный выбор, который должен основываться на доступности региона для поставщиков, расстоянии от рынков сбыта и связи с ними, инфраструктуре, социально-экономических условиях, правовой и налоговой базе, стоимости и качестве рабочей силы, а также на качестве жизни и т.д.
Таким образом, можно подчеркнуть, что оценка уровня конкурентоспособности в регионе представляет собой исходную базу для региональных властей, в чьи обязанности входят обеспечение поддержки и наращивание конкурентных преимуществ региона [6]. Конкурентные преимущества важны для устойчивого развития не только предприятий, комплексов, но и всего региона (рис. 3). Анализируя данную схему, следует отметить, что конкурентные преимущества позитивно воздействуют на систему региона и его элементы - предприятия, организации, заводы и т.д.
Инвестиции Б развитие региона и в инновации
г> Конкурентные преимущества
Региональная система, предприятия ■4—
Производство товара на основе инноваций
Рынок сбвгга
Получение дохода
Инвестиции в развитие региона и б инновации
Рис. 3. Схема получения эффекта от конкурентных преимуществ
Так как конкурентоспособность предполагает использование каких-либо инноваций, производимые, в конечном счёте, товары должны являться объектом спроса на рынке, например за счет цены, качества, новизны и т.д. Продажа товара, имеющего конкурентное преимущество, изготовленного с использованием внутреннего конкурентного преимущества, например, новой технологии, позволяет получить коммерческий эффект -прибыль. Полученный после реализации товара на рынке доход, включающий эффект, например, в виде прибыли, вновь поступает в систему, которая использовала данное конкурентное преимущество, тем самым мотивирую систему и предприятия инвестировать в дальнейшее развитие региона.
Делая выводы, следует отметить, что развитие конкуренции в регионе полезно тем, что заставляет провести основательный анализ всех элементов региона, выявить факторы воздействия, а также дает возможность исследовать взаимоотношения с существующими и потенциальными партнерами и возможными конкурентами, то есть позволяет выбрать направление (специализацию), которое будет перспективным для региона в будущем.
Литература:
1. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. техн. ун-та, 2008. С. 6.
2. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.:
Юристъ, 1999. С. 30.
3. Лемдяев А.В. Конкурентоспособность: региональный вектор [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. 2010. №2 (22). URL: http://www.uecs.ru/index.php.
4. Чайникова Л.Н. Указ. соч. С. 52.
5. Кластеризация экономики регионов Приволжского федерального округа // Регионология. 2009. №1. С. 58.
6. Сепик Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты. М., 2005. С. 25.
References:
1. Chainikova L.N. Methodological and practical aspects of the evaluation of the competitiveness of the region: a monograph. Tambov: Publishing House of the TSTU, 2008. P. 6.
2. Seleznev A.Z. Competitive position and market infrastructure in Russia. M.: Yurist, 1999. P. 30.
3. Lemdyaev A.V. Competitiveness: regional vector [Electronic resource] //Management of economic systems: electronic scientific journal. 2010. №2 (22). P. 62.
4. Methodological and practical aspects of the evaluation of the competitiveness of the region: a monograph / Ed. L.N. Chainikova. Tambov: Publishing House of TSTU, 2008. P. 152. URL: http://www.uecs.ru/index.yhy.
5. Clustering of economic regions of the Volga Federal District // Regional Studies. 2009. №1. P. 58.
6. Sepik D. Regional competitiveness: some aspects. M., 2005. P. 25.