Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности предприятий в сфере обращения'

Факторы конкурентоспособности предприятий в сфере обращения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVENESS / COM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов С. М.

Рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности и формирования конкурентных преимуществ предприятии, функционирующих в сфере обращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors for the competitiveness of enterprises in the field of management

Considered theoretical aspects of competitiveness and formirova of the competitive advantages of enterprises operating in the field of management.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности предприятий в сфере обращения»

УДК 65.01

С.М. Фролов, аспирант, (4872) 36-48-74, [email protected], (Россия, Тула, ТФ

ргтэу)

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ

Рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности и формирования конкурентных преимуществ предприятии, функционирующих в сфере обращения.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества.

Экономика как система жизнедеятельности человеческого социума, а также образующие эту систему элементы являются предметами пристального внимания и исследования ученых и практиков-экономистов.

Дело в том, что существование человечества зависит от того, имеется ли у него возможность потребления жизненно важных благ. Источником такой возможности служит производство. Производство и потребление — основа жизнедеятельности людей. Но ддя успешного взаимодействия этих важнейших элементов необходим еще один элемент, обеспечивающий обмен результатами производства в целях их последующего потребления. Таким элементом является сфера обращения.

Субъектами деятельности в сфере обращения являются предприятия, главная функция которых заключается в продвижении продукции, произведенной промышленными предприятиями, в направлении к ее конечному потребителю. Эти предприятия — экономически свободные субъекты, действующие в конкурентном поле. Конкурентное поле образуют существующие в современных экономических условиях многочисленные субъекты товарообменной деятельности, каждый из которых стремится превзойти прочих участников подобной деятельности в достижении тех или иных результатов. В основе такого рода стремления лежат вполне определенные возможности, которыми располагает предприятие, — его конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества позволяют предприятию рассчитывать на успех в его деятельности, в итоге определяют его конкурентоспособность.

В этой связи нельзя не отметить, что нуждаются в уточнении как сущность конкурентоспособности, так и сущность конкурентных преимуществ. На наш взгляд, и конкурентоспособность, и конкурентные преимущества должны оцениваться и реализовываться не только как источники локальной полезности для отдельных экономических субъектов, будь то торговое пред-

приятие или потребители его услуг, но и как источники общественной полезности, увеличивающей благосостояние всего общества.

В последнее время все чаще появляются публикации, в которых содержится критический анализ положений экономической теории, еще недавно считавшихся незыблемыми, но обнаруживших свою несостоятельность в условиях разразившихся мировых финансового и экономического кризисов. Наиболее существенной ошибкой в методологических подходах, предлагавшихся теорией ддя практического использования был, на наш взгляд, разрыв между реальными и виртуальными результатами процессов, происходивших в мировом экономическом пространстве. Характерным примером этого, в частности, служат зафиксированные для одного и того же момента времени различия в объемах мирового производства и биржевой продажи нефти без адекватного изменения ее запасов в хранилищах.

Одновременно с меняющейся оценкой практической приемлемости положений экономической теории меняются оценки целевой направленности и содержания многих экономических явлений. На наш взгляд, конкуренция как форма участия экономических субъектов в рыночных отношениях должна быть не столько атрибутом или инструментом противодействия между экономическими субъектами, сколько инструментом интеграции их усилий, направленных на достижение более высоких общественно значимых результатов.

С точки зрения формируемых в экономике общественно значимых ре -зультатов представляет интерес общественная эффективность использования ресурсов конкурентной деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимо подчеркнуть, что на сегодня отсутствуют теоретические и методологические подходы к оценке общественной эффективности конкурентной деятель -ности предприятий, в том числе и предприятий торговли.

Деятельность торговых предприятий, их конкурентоспособность зависят от действия совокупности факторов. Эта совокупность включает как факторы, существующие и действующие внутри предприятий, так и факторы, действующие извне. И те, и другие факторы оказывают существенное влияние на деятельность торгового предприятия. Но внешние факторы отличаются тем, что их влияние не может прямо преодолено только самим предприятием. Преодоление влияния внешних факторов может потребовать консоли -дации усилий многих субъектов торговой или, точнее, торгово-политической деятельности. Кроме того, внешние факторы нередко инициируют появление принципиально новых по своему характеру внутренних факторов, дополнительно осложняя рыночное положение торгового предприятия. В качестве примеров внешних факторов, влияние которых негативно сказывается или может сказаться на деятельности и будущем российских торговых предприятий, можно указать состояние торговой инфраструктуры, в частности, состояние российских автомобильных дорог, существенно увеличивающее долю транспортных затрат в стоимости торговых услуг, включая стоимость реализуемых торговыми предприятиями товаров, состояние складского хо-

зяйства, обслуживающего сферу торговли, которое нуждается в системной модернизации и рационализации, состояние геоторговых, геоэкономических и геополитических процессов, тенденции которых в настоящее время трудно прогнозируемы.

Сущность конкуренции, конкурентоспособности, конкурентных преимуществ в сфере торговли предопределяется формулой и целью торговли: торговля — это сфера, в которой происходят процессы обмена товарами путем их купли-продажи с целью доведения содержащейся в товарах полезности до нуждающихся в ней потребителей.

Товар является носителем полезности. Поэтому очевидно, что конкурентоспособность торгового предприятия, в первую очередь его конкурентные преимущества будут зависеть от полезности самого товара и от того, насколько эффективно эта полезность будет доведена до потребителя. При этом полезность товара может быть усилена торговым предприятием путем улучшения потребительских свойств, сообщенных товару его производителем, а также путем создания более благоприятных условий потребителю для использования товара.

Товар ддя участников товарообмена представляет двоякую ценность. Во-первых, ценность в виде полезности товара, т. е. его способности удовлетворять определенные потребности, а во-вторых, ценность в виде способности товара к обмену — его меновую стоимость.

Для процессов товарообмена важной характеристикой является меновая стоимость товара.

Меновая стоимость товара — это количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Вопрос заключается в том, что лежит в основе этих меновых пропорций, почему они именно такие, а не другие и что позволяет сравнивать несравнимые ни по каким внешним признакам товары?

На этот счет в экономической науке существуют две теоретические концепции. Первая называется трудовой теорией стоимости, вторая — теорией предельной полезности. Согласно первой, в основе меновой стоимости лежит их стоимость, измеряемая затратами человеческого труда. Согласно второй, стоимость товаров является синонимом меновой стоимости и определяется не затратами труда на производство товаров, а их полезностью, т. е. способностью удовлетворять те или иные потребности потребителя.

Различие между трудовой теорией стоимости и теорией предельной полезности состоит в том, что первая утверждает, что стоимость товара есть результат общественного труда, вторая — что стоимость товара есть результат рыночной конъюнктуры.

Таким образом, первая теория подчеркивает приоритетную социальную и экономическую значимость труда как единственного результатообра-зующего фактора, а вторая теория рассматривает экономический результат как многофакторный итог. Однако, на наш взгляд, второй подход также не является вполне верным, поскольку, как отмечает в своих работах профессор

В.Н. Бабанов [1], участие факторов в создании результата в итоге сводится к затратам все того же труда только в его различных модификациях.

К. Маркс, раскрывая сущность меновой стоимости, связал ее с затратами труда, заключенного в товаре. Но он не объяснил закономерности установления равновесных рыночных цен. Эту теоретическую нишу и заняла теория предельной полезности.

С теорией предельной полезности в развитии экономической мысли связан этап, который называют «маржиналистской революцией». Сущность этой «революции» состояла в попытке преодоления изъянов трудовой теории стоимости посредством исследования экономических явлений с использованием таких инструментов, как математический анализ и теория пределов.

Родоначальником теории предельной полезности считают немецкого ученого, юриста по образованию, Г. Госсена (1810-1858), который в 1854 г. опубликовал свою единственную экономическую работу «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли», в которой он изложил свою теорию потребления в форме двух законов, носящих его имя.

Первый закон Госсена, который в современной экономической литературе принято называть законом убывающей предельной полезности, утверждает, что величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы благ данного вида уменьшается. В точке полного удовлетворения она равна нулю. Второй закон Госсена гласит, что если запаса благ недостаточно для полного удовлетворения человека, то совокупное наибольшее удовлетворение от них достигается тогда, когда прирост удовлетворения от каждого вида благ становится одинаковым, т. е. когда равны предельные полезности каждого блага.

Соответственно строится теория ценности благ: блага имеют ценность ддя субъекта только в том случае, когда их количество меньше необходимого и эта ценность уменьшается с добавлением каждой дополнительной единицы блага. Люди распределяют свой труд так, чтобы ценность блага, производимого за единицу рабочего времени, была равна тяжести последней единицы труда.

Маржиналистскую теорию называют также субъективно-психологической теорией, поскольку «полезность» в ней рассматривается как чисто субъективное понятие, а ее последователи считают, что в основе оценки полезности продукта или товара лежат предпочтения, ожидания и познания потребителя. Таким образом, оценка полезности определенного продукта или товара оказывается различной у различных потребителей. К. Макконнелл и С. Брю, рассматривая такие обстоятельства, приводят следующий поясняющий пример: очки имеют огромную полезность для того, кто в них нуждается по состоянию своего зрения, и совершенно бесполезны для человека со стопроцентным зрением [3].

Согласно первому закону Госсена предельная полезность каждой последующей единицы приобретаемого блага падает. Трудность количествен -

ной оценки получаемой потребителем продукта полезности, по мнению приверженцев маржиналистской теории, заключается в том, что нет метода количественного измерения полезности благ.

Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923) считал, что количественно измерить полезность благ принципиально невозможно. Таким образом, в своей первоначальной, кардиналистской, форме теория предельной полезности практического значения не получила. Ведущиеся поиски решения задачи оценки полезности продукта привели к появлению теории, получившей название ординализма, в основе которой лежит порядковый подход к полезности. Суть этого подхода состоит в представлении, что человек хотя и не способен количественно измерить полезность товаров, но может сравнивать различные товары и различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. Этот подход соответствует существующей практике, так как в большинстве случаев потребитель выносит решение о предпочтительности того или иного товара на основе своих субъективных оценок. Поэтому ординал истекая версия теории предельной полезности имеет опреде -ленное практическое значение, но объяснить закономерности отклонения меновых стоимостей благ от их стоимостей, а главное — механизм установления равновесных цен на конкретных рынках, она не может.

Основным, принципиальным недостатком теории предельной полезности является ограниченный, односторонний и субъективный подход к оценке полезности того или иного товара. Любой товар помимо двух его известных и ощущаемых потребителем свойств в виде потребительной и меновой стоимостей обладает также скрытым от непосредственных ощущений свойством — абсолютной полезностью. Этот показатель, предложенный профессором В.Н. Бабановым [2], характеризуется запасом производительной энергии, содержащейся в товаре. То есть той энергии, которая может реализоваться в виде полезного результата при использовании товара потребителем. Этот показатель достаточно просто определяется расчетным путем, поскольку носителем полезности товара является его вещественная основа. Например, конструкционный материал, обладающий известными механическими, физическими, химическими или иными свойствами, которые и определяют максимально возможную, или абсолютную, полезность изготовленного из этого материала товара. Это предельный уровень полезности, на которую может рассчитывать потребитель, используя товар. Фактическая полезность товара может оказаться ниже его абсолютной полезности. Снижение абсолютной полезности объясняется действием ряда факторов. Например, условиями, в которых используется товар, негативными последствиями использования, в том числе экологическими последствиями и иными факторами.

По нашему мнению, энергетический подход к оценке полезности товаров может способствовать созданию методологии и модели научно -обоснованного товарообмена.

В новую теорию и методологию товарообмена вполне вписывается категория предельной полезности, если под ней понимать ту единицу блага,

сверх которой отпадает нужда в данном благе. Речь при этом не идет об ущемлении экономических свобод любого субъекта рыночных отношений. Но тем не менее следует иметь в виду ограниченность ресурсных возможностей мирового сообщества. Поэтому, хотело бы или не хотело мировое сообщество руководствоваться принципами рациональности в своей экономической деятельности, но реалии таковы, что ему рано или поздно придется рационализировать производство товаров и обмен ими.

Возможность создания новых эффективных методов количественной оценки полезности блага, в том числе в виде того или иного товара, на основе энергетического подхода определяется рядом существенных и благоприятных с точки зрения использования математического анализа обстоятельств. Во-первых, оцениваемое благо может быть описано как бесконечно делимое, т. е. функция полезности блага будет непрерывной. Следовательно, для оценки полезности блага может использоваться аппарат дифференциального исчисления.

В свою очередь, создание новых методов оценки полезности товаров, реализуемых торговым предприятием, позволит, на наш взгляд, по-новому подойти к формированию конкурентных преимуществ и повышению на этой основе конкурентоспособности торгового предприятия.

Основной формой соперничества субъектов рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция в переводе с латинского (concurrence) означает сталкивание. При этом целью соперничества является удовлетворение потребностей, уже имеющихся или появляющихся в обществе.

Проблема рыночной конкуренции привлекала внимание экономистов и исследовалась ими практически постоянно на всех этапах развития рыночной экономики.

В экономической литературе конкуренция нередко представляется как борьба частных товаровладельцев за наиболее выгодные условия производства и сбыта своих товаров. Антагонистический характер конкуренции, по нашему мнению, снижает производительный потенциал общества. Поэтому конкуренция как инструмент повышения качества производимых товаров и оказываемых услуг, несомненно, должна присутствовать в рыночной экономике, но при этом конкуренция должна носить не антагонистически непримиримый характер, а характер соревнования, целью которого является обеспечение максимальной индивидуальной и общественной полезности. Только в этом случае, на наш взгляд, ресурсы общества и его производительный потенциал будут использоваться с наибольшей отдачей.

Решению задачи повышения качества торговой деятельности, по нашему мнению, будет способствовать кластерный подход к повышению кон -курентоспособности предприятий и холдингов, осуществляющих свою дея-тельность в сфере обращения.

По мнению экономистов, кластеры имеют ряд преимуществ перед традиционными формами организации бизнеса.

Во-первых, значение имеет совместная научная база, на которую могут опираться образующие кластер торговые предприятия и холдинги.

Во-вторых, участники кластера могут рассчитывать на дополнительные конкурентные преимущества за счет внутренней специализации и минимиза-ции на этой основе затрат на внедрение инноваций.

В-третьих, торговые кластеры важны с точки зрения развития малого предпринимательства, так как облегчают доступ малым предприятиям к ресурсам, включая опыт, идеи и знания.

Преимущества кластеров впервые были описаны известным ученым Майклом Портером [4] при исследовании условий развития и деятельности 100 наиболее конкурентоспособных группировок крупных, средних и множества малых предприятий, расположенных в различных странах мира. Такие группировки позволяют быстро распространить достигнутый одним из участников кластера уровень конкурентоспособности на его ближайшее окружение, обеспечивая рост конкурентоспособности всех участников этой группировки.

Конкурентные преимущества и как их результат конкурентоспособность предприятия, осуществляющего товарообменную деятельность, по мнению М. Портера, должны опираться на следующие новации:

1. Использование новых технологий.

2. Ориентация на новые либо изменившиеся запросы клиентов.

3. Овладение новыми сегментами рынка.

При этом следует помнить, что создание конкурентных преимуществ может дать результат только в том случае, если будет создана система сохранения этих преимуществ.

Таким образом, использование новаций и внедрение кластерного подхода, на наш взгляд, будет способствовать успешной адаптации субъектов товарообменной деятельности к условиям, обусловленным вступлением России в ВТО.

Библиографический список

1. Бабанов В.Н. Качество жизни: ресурсные и управленческие факторы его повышения. Тула: Левша, 1995. 182 с.

2. Бабанов В.Н., Воронкина Д.В. Управление переменными факторами производства. М.: МАП, 2006. 214 с.

3. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 2003. 983 с.

4. Портер М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2005. 608 с.

5.M. Frolov

Factors for the competitiveness of enterprises in the field of management

Considered theoretical aspects of competitiveness and formirova of the competitive advantages of enterprises operating in the field of management.

Keywords: competitiveness, com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.