Факторы инновации и ее диаграмма Исикавы Игнатьев В.М.1, Чеботарева А.Ю.2
1Игнатьев Виктор Михайлович /Ignat 'ev Victor Mihajlovich - кандидат технически наук, доцент кафедры автоматизации и управления;
2Чеботарева Анна Юрьевна / Chebotareva Anna Yuryevna - студент 4 курса, кафедра автоматизации и управления, Южно-Российский государственный политехнический университет, г. Новочеркасск
Аннотация: рассматриваются определения инновации, классифицируются факторы, влияющие на нее, строится причинно-следственная диаграмма Исикавы, учитывающая влияние факторов.
Ключевые слова: инновация, виды, факторы, причинно-следственная диаграмма Исикавы.
Инновация - это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем [1, с. 38]. Именно Шумпетером был впервые введен данный термин в экономике.
Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Инновация - это такой процесс или результат процесса, в котором:
• используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;
• обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;
• обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
• достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.
Существуют следующие виды инноваций:
• Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
• Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
• Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
• Организационные - совершенствование системы менеджмента.
• Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
Проведем классификацию инноваций. Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность. Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев [2, с.121].
Инновации классифицируются по следующим признакам:
1. значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
2. направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
4. глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
5. разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
6. масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
7. место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
8. характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
9. степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
10. время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
11. причина возникновения (реактивные, стратегические);
12. область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, экономические и социальные).
Для анализа данных используются семь, так называемых, статистических методов или инструментов контроля качества: расслаивание (стратификация) данных; графики; диаграмма Парето; причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы); контрольный листок и гистограмма; диаграмма разброса; контрольные карты. Причинно-следственная диаграмма используется, когда требуется исследовать и изобразить возможные причины определенной проблемы. Ее применение позволяет выявить и сгруппировать условия и факторы, влияющие на данную проблему или провести ее классификацию [3, с. 142-143].
На рис. 1 приведена причинно-следственная диаграмма, которая классифицирует факторы влияния на качество инноваций.
Рисунок 1. Причинно-следственная диаграмма влияния факторов на качество инноваций
Порядок составления причинно-следственной диаграммы Исикавы следующий:
1. Выбирается проблема для решения - качество инноваций.
2. Выявляются наиболее существенные факторы и условия, влияющие на проблему - причины первого порядка.
3. Выявляется совокупность причин, влияющих на существенные факторы и условия.
4. Анализируется диаграмма: факторы и условия расставляются по значимости, устанавливаются те причины, которые в данный момент поддаются корректировке.
5. Составляется план дальнейших действий, повышающих эффект от внедрения инновации.
По мере выявления новых дополнительных факторов, характеризующих инновацию причинно-следственной диаграммы Исикавы должна уточняться и дополняться.
Литература
1. Базилевич В.Д. Неортодаксальна теор1я Й.А. Шумпетера // 1стор1я економ1чних учень: У 2 ч. Киев: Знання, 2006. Т. 2. 575 с.
2. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: Учебное пособие. М.: Академия Естествознания, 2011. 330 с.
3. Аристов О.В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. - М: ИНФРА-М, 2006. 240 с.